Требование, что после поверки счетчиков собственник должен отнести бумаги об этом в управляющую организацию, признано устаревшим.
Верховный суд объявил недействующей с 1 сентября 2022 года соответствующую норму права, а правительство исключило нужные пункты из правил предоставления коммунальных услуг.
Теперь управляющие организации должны сами разбираться, кто из жильцов поверил счетчики вовремя, а кто нет. Для этого есть все возможности: данные о поверке любого счетчика уже давно можно узнать онлайн в информационной системе Росстандарта.
Расскажу, как теперь все будет работать.
Что такое поверка счетчиков
Любой счетчик нужно периодически поверять. Эта процедура позволяет удостовериться, что прибор считает правильно и его показаниям можно верить. Водосчетчики обычно поверяют раз в 3—5 лет, современные электросчетчики — раз в 15—20 лет.
Если счетчиков вовсе нет, плату считают по нормативу. В каждом регионе он свой, но, скорее всего, платить придется больше.
Если счетчик есть, но его вовремя не поверили, управляющая организация первые три месяца посчитает плату по показаниям за прошлые полгода. А потом возьмет норматив, да еще и с повышающим коэффициентом 1,5. Поэтому лучше следить за датами поверки — это обязанность владельца жилья.
Поверку проводят аккредитованные фирмы или ИП. Мастер приходит в квартиру, подсоединяет эталонный счетчик и, например, проливает некоторое количество воды. А потом смотрит, совпали ли показания. Если да, то все нормально — выдается свидетельство о поверке. Его-то и нужно было отнести в УК или ТСЖ.
Кроме того, специалист, который делал поверку, обязан внести данные о ней в федеральную государственную информационную систему Росстандарта — ФГИС «Аршин».
В свидетельствах есть ссылка на постоянные данные о результатах проверок и номер записи текущей.
Раньше управляющие организации отказывались делать перерасчеты, если собственник провел поверку позже нужного срока или просто не сообщил о ней.
Но в феврале 2023 года Минстрой разъяснил, что если прибор прошел поверку, то это лишь подтверждает, что и ранее он был исправен. Поэтому с даты окончания поверки и до новой поверки надо делать перерасчет и считать по показаниям, а не по нормативу.
Но лучше все же избегать таких ситуаций и проводить поверку вовремя.
Что теперь делать со свидетельством о поверке
Ничего. Оно больше нигде не требуется, поэтому можно просто сохранить его на случай спорных ситуаций.
Изменил действующий порядок житель Москвы. В мае 2022 года он обратился в Верховный суд и потребовал отменить норму о том, что жители обязаны носить документы о поверке в управляющие организации.
По мнению мужчины, этот порядок противоречил концепции единства средств измерений, ведь с сентября 2020 года во ФГИС Росстандарта есть данные по всем счетчикам.
Москвич пытался пойти кратчайшим путем: когда поверил один из своих счетчиков, то не стал носить бумаги, а предложил УК посмотреть данные в «Аршине». В итоге через три месяца получил платежки с расчетом по нормативу с повышающим коэффициентом.
В первый раз Верховный суд отказал жителю, так как решил, что данные «Аршина» не освобождают потребителя от обязанности приносить бумаги. Но апелляционная коллегия Верховного суда признала, что это излишество, и отменила соответствующую норму.
Ее исключили задним числом — с 1 сентября 2022 года. То есть если кому-то насчитали плату по нормативу только потому, что он не принес свидетельство о поверке с этой даты, управляющая компания обязана сделать перерасчет по показаниям счетчика.
А вот мужчине, благодаря которому норму исключили, не повезло: он из-за отсутствия копии свидетельства о поверке переплатил до 1 сентября 2022 года, поэтому Мосгорсуд признал действия УК законными.
Как теперь сообщать о поверке
В управляющей организации есть данные о счетчиках и датах их поверки — именно на основании этих данных и меняют систему платы, если поверка не сделана вовремя. И теперь УК или ТСЖ должны сами проверять данные в «Аршине» и следить, что там с поверкой.
Поскольку этот процесс вряд ли будет быстро автоматизирован, лучше после поверки все же отправлять в управляющую организацию, скажем, электронное письмо в произвольной форме: «Водосчетчик по адресу такому-то, номер счетчика такой-то поверен».
Ничто не мешает приложить скан свидетельства о поверке. Хотя это теперь и не обязательно, но поможет избежать ненужных споров и неразберихи.
Если УК или ТСЖ что-то напутают, потом им придется сделать перерасчет по показаниям счетчика.
Что еще почитать по теме:
- Мы не опломбировали счетчики, и накопился огромный долг по ЖКУ.
- Можно ли установить счетчики на воду в бывшем общежитии?
- Почему УК не принимает показания счетчика на тепло?
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga
Еще бы обязали их самих делать эти поверки.
Дмитрий, Тогда, скорее всего, за эту услугу придется платить в тарифе на эл энергию или воду.
Konnovallov, так это лучше, чем сотни мошенников, обманывающих бабушек. А так всё ясно: бабушка платит только сколько насчитал счётчик, и в эту сумму входит и обслуживание этого счётчика.
Мы же не платим дополнительно оператору связи за оборудование и ПО для биллинга. Мы платим только за минуты и гигабайты.
Дмитрий, они не имеют право этого делать - только аккредитованные организации могут проводить проверку приборов учёта.
В Москве только три Жилищника имеют необходимую аккредитацию и то не факт, что жители захотят делать в Жилищнике - могут найти и дешевле, и быстрее, и в у доброе время....
Александр, пусть сами управляющие компании заключают договоры с поверяльщиками и сами платят деньги. А жилец пусть платит только по тарифу за литры.
Дмитрий, и за их счёт
Дмитрий, они тебе и сделают все что угодно, но только за твой счет в тройном размере. Не меньше 3000р за один счетчик. Вот так и живем!
Дмитрий, они и обязаны это делать!
Михаил, Вам известно о существовании прямых договоров и о роли ТСЖ и УК в этом случае? Перестаньте вводить людей в заблуждение, пожалуйста.
Михаил, не обязаны! Читайте действующую нормативно-правовую базу!
Александр, Нормативно-правовую базу создали под монополиста и в его пользу переложив обязанности монополиста на граждан страны, нормативы как совершенно устаревшие и неоправданные должны быть пересмотрены в пользу граждан страны!Михаил Брусенцов
21.04, 15:51
Это решение Верховного суда обыкновенная отмазка и не более того, необходимо пересмотреть и заменить все нормативы в пользу потребителей, граждан страны, а не в сторону монополиста который обнаглел до беспредела, необходимо перевести все водопроводные и канализационные коммуникации в полное подчинение и принадлежность к поставщику (водоканалу), а именно: колодцы должны быть на балансе поставщика, откачка грунтовых вод, очистка колодцев и их ремонт, установка счётчиков, пломбировка, проверка и поверка, замена должны производиться поставщиком продукта, причём за счёт поставщика, а потребитель продукта должен своевременно оплачивать за продукт по квитанциям поставщика продукта, мы же покупатели продукта в магазине не имеем никакого отношения к месту установки весов и к их исправности и поверке, точно так же на автомобильных заправочных мы оплачиваем за топливо и не отслеживаем поверку, установку и ремонт насосов и счётчиков, мы покупатели продукта, так же должно быть и с водоканалом, обнаглевшим монополистом переложившим свои обязанности на потребителей, это что же получается, потребитель должен следить за колодцем? Открывать люк, откачивать воду и лезть в колодец снимать показания счётчика (прибора учёта) и это как правило на проезжей части улицы или дороги, это странно выглядит и в здравой голове совершенно не укладывается, прибор учёта находится в этом колодце и как и колодец так же должен быть на балансе поставщика (водоканала) и именно этот вопрос должен Верховный суд предложить пересмотреть и обновить нормативы не в пользу монополиста, а в пользу потребителей продукта, граждан страны! И вот этот вопрос должна рассмотреть Государственная Дума и предложить изменить Министерством ЖКХ пересмотреть все существующие и устаревшие нормативы в пользу граждан страны!
Михаил, Ваши пожелания благие, но всего лишь пожелания. Давайте отделять желаемое от действительности, а не дурить людям головы
Мы граждане являемся покупателями продукта будь то в магазине или на рынке и к весам никакого отношения не имеем, покупая бензин на заправке мы не имеем отношения к счётчику а лишь оплачиваем за приобретение продукта по показанию счетчика, таке же и с прибором учёта воды, его установку, контроль за работой, поверку должна проводить организация поставщик продукта, а мы покупатели продукта должны производить оплату за продукт и к приборам учёта не должны иметь никакого отношения это прорегатива поставщика продукта, чем он и должен заниматься не обременяя приобретателя, вот так должно быть при здравомыслии и по справедливости!
Михаил, именно так! Кому это можно и нужно доказать?! Чем сбытовая компания отличается от магазина?! Просто немного другой товар. Это всё равно что иметь свой кассовый аппарат или терминал, чтобы оплачивать товар курьеру.
Вот к чему приводит полное отсутствие конкуренции на рынке сбытов. К регулирует эту деятельность?! Кто этот водяной Чубайс?!
Alexandre, конкуренция на этих рынках отсутствует. Действуют , только монополисты. Например в Москве это ОАО МОЭК, ГУП МОСВОДОКАНАЛ, ГУП ЭКОТЕХПРОМ, МОСЭНЕРГОСБЫТ.
Они устанавливают для нас тарифы и правила работы с потребителям. А муниципальные власти все это поддерживают и обеспечивают поддержку монополистов. Потребителю доказать свою правоту можно только через суд. Особенно нагло ведут себя ОАО МОЭК и ГУП ЭКОТЕХПРОМ. Их тарифы не поддаются обьяснению и явно заввшены.
Особенно удевительно выглядят так называемые НОРМАТИВЫ, на основании которых производятся начисления оплаты за вывоз мусора
( так называемые "обращение с ТКО"), не научное понятие, введенное в норматианые документы на основании которого оплата за мусор вырастает в разы по сравнению с оплатой по фактическому сбору и обработке ТКО.
Михаил, когда у нас в городе стали ставить счетчики за деньги я перестал давать показания не переставая их оплачивать. А проверяющим показания стал говорить что счетчик моя собственность и показаний давать не буду. И если им нужны показания пусть ставят рядом свой счетчик и снимают показания хоть каждый день. Это я про электричество. В настоящий момент установка электросчетчика бесплатна. И проверка тоже.
Михаил, Вы правильно сказали: к приборам учёта имеет отношение Поставщик. Осталось усвоить, кто и в каких случаях им является. Ход мыслей верный, вот только в правовом государстве принято обсуждать Закон до его принятия, а после - исполнять, нравится или нет, пока он не будет изменен. А утверждать, что белое - это чёрное - некорректно.
Михаил, писал об этом ещё в 2014 году: http://proza.ru/2014/06/24/1936
Михаил, "вот так должно быть при здравомыслии" - это если счётчики все вынести на площадку.
Михаил, Это очень верно. И это надо предложить ГД через к-л депутата (каждый же выбирал депутата в ГД). Только есть опасность в произвольной настройке (поверке) счетчиков продавцом. Все-равно нужен учет (контроль) со стороны потребителя.
Поверял. Пришёл мастер с чемоданчиком, выписал новые поверочные сертификаты и ушёл, не открывая чемоданчик))
Игорь, так это же хорошо, а то разведут хз чего. У меня газовый счётчик чтобы поверить, раскурочили всё что можно, чтобы открутить подводку от плиты, а затем вернуть взад, т.к., у них не было насадки на конфорку.
Игорь, в Москве поверку делали?
можете поделиться контактами? Он внёс данные в систему аршин?
Роман, таких организаций целая куча - есть АНО "Ассоция метрологических организаций Москвы", посмотрите там - все с аккредитацией, все вносят в Аршин .
Александр, организаций, которые поверку делают действительно полно, но вот таких организаций,думаю не так много - Пришёл мастер с чемоданчиком, выписал новые поверочные сертификаты и ушёл, не открывая чемоданчик))
Самый большой квест это найти счётчик в аршине. По крайней мере в первый раз.
Полнотекстовый поиск работает криво, а поиск по значению иногда сделан так, что фиг поймёшь что имел ввиду производитель.
+ ограничение даты поверки не помогает, так как в паспорте она отличается от той что в аршине на 2 дня, и именно за ту дату в аршине у этого производителя было поверено более 10000 счётчиков, поэтому полнотекстовый поиск не показывает ровно ничего.
как быстро понять что номер на счётчике 17_123456 надо вводить как 17пробел-123456
В целом отправлял полгода назад в УК не доки, а ссылку на аршин и это прокатило.
Alexander, Я тоже недолго помучалась. 😄
Потом ввела только год поверки и номер счётчика и вся информация вышла сразу же на экран.
Alexander, будьте проще - чем меньше параметров поиска, тем проще - убивайте номер своего ИПУ и будет Вам счастье!)))
Александр,
Это работает с полнотекстовым поиском ровно до тех пока в выборке полученной таким способом меньше 10к*.
Соседям с другой датой первоначальной поверки естественно оперативно нашел.
На другой квартире есть нормальные счётчики где достаточно было просто убрать год, там естественно с полпинка нашлось(это простой случай).
Плюс пробел в серийном номере вообще разработчиками полнотекстового поиска не предусмотрен.
*) кажется поиск реализован через elasticsearch с этим его max_result_window по-умолчанию
Alexander, делала поверку в сентябре, данные в Аршине нашла абсолютно спокойно
Ох, я проходила этот квест недавно. Прелести добавляет то, что отделы моей УК раскиданы по трём станциям метро, и надо было:
1. отнести сертификат поверки в дом.управу (что это вообще?) - одна станция метро;
2. потом в этой дом.управе забрать какой-то акт и отнести его вместе с сертификатом в бухгалтерию, которая работает или с 9 до 11, или с 16 до 19 (другая станция метро).
Так мало того. Чтобы сдать это всё в бухгалтерию, оказалось, что нужна справка по форме 9 (зачем?), поэтому пришлось ехать в паспортный стол, который находится на третьей станции метро. И только после всех этих манипуцляций у меня только приняли (!!!) эту стопку документов.
Показания счётчиков, к слову, изменились через 3 месяца и только после того, как я написала кучу жалоб, потому что посчитать норматив по повышенному коэффициенту один месяц они мне не забыли, конечно же (до этого в личном кабинете горело "Счётчик неисправен" с какого-то фига). В общем, это какой-то тихий ужас, как страшный сон вспоминаю все эти приключения.
В 2027-м мне нужно оба счётчика менять, и я искренне надеюсь, что либо система как-то всё же усовершенствуется, либо я перееду в другое место, где УК сидит в одном здании или, фиг с ним, хотя бы на одной станции метро :)
С поверкой проблем не было. Регистрация Акта поверки в УК потребовала нескольких посещений. Сотрудников там много, гоняют от одного к другому. Мало того что я заплатил и за счётчики, и за поверку, нашёл правильного поверщика, так я ещё должен ходить бесплатно к людям, которые получают зарплату, и не знают, где какие документы находятся. Не знают, к кому обратиться за поверкой. На мой взгляд, поверка счётчика - типичная навязанная услуга, как и сам счётчик. Учёт воды - чей бизнес? Не мой, я за это денег не получаю, почему на и ответственность, и материальные затраты, и хлопоты, кому Акты показа, чтобы они их не потеряли? Какой водяной Чубайс всё это выдумал?!
Поверяла. Столкнулась в феврале 2023 с тем, что мне пришлось доказывать председателю ТСЖ и ТГК, что они должны рассчитать за период между окончанием срока и новой поверкой по среднему потреблению (ПП 354), а не по своим хотелкам. На словах говорилось одно, а как в гис жкх подала обращение - так сразу другой ответ.
Сделала проверку в феврале, отправила в УК по электронной почте и всё
Елена, у меня всё также прошло, отправила по электронной почте в УК и они мне прислали подтверждение, что все данные получены. А вот с поверщиком были проблемы, он пытался убедить нас в том, что у нас нет каких то обязательных фильтров и пломб и предлагал их за какие-то нереальные деньги. На вопрос о законе, в котором эта обязанность указана, он ответить не смог, поэтому мы отказались.
Кристина, очень интересно, откуда такие бешеные расценки на сантехнические работы ? Ведь их нормо-час дороже , чем в нефтегазовой промышленности ! А снять электросчётчик и установить новый на прежнее место занимает минут 10 у любого человека, но эта радость оценивается в 2500 рублей !
Проверять счетчики надо, но почему это делать должны покупатели товара, а не продавцы? Может ещё и в магазин ходить со своими весами и регулярно ещё и проверять их? Это всё равно как пришел в магазин взял арбуз, а тебе говорят давай весы сейчас его взвесим. И ещё спросят документ о проверки весов. Не дурдом ли?
В прошлом году приходил представитель чего-то там. Счётчик поверил, сказал, что документы отнесет сам. Порадовало.
Просто за проверяющими нужно следить чтобы не срывали пломбы, и правильно опломбировали счётчики. А то порой срывают пломбу, и говорят мол пломба сорвана давай за 500 р опломбирую.
Почему говорите об УК, а не о поставщиков услуг ( водоканал, теплосети, энергия)? Управы на них нет! Проверили СХВ, результаты есть в "Аршине", копию документа поверки передали в Водоканал, они говорят - ждите нашего спеца, придет убедится, что пломба на месте! Себя считают истиной в последней инстанции! А жилец суетись, волнуйся, доказывай...
зав, есть такая штука как срок эксплуатации. По его окончании счётчик нужно менять, без вариантов
Никита, так возможный срок эксплуатации 12 лет у любого счётчика, а вовсе не 4, как многие думают)
Виталий, В поисковик Аршина надо ввести только год и номер счётчика и всё выйдет сразу.
Lena, требование такое в законе прописано. Но паспорт можно заказать у производителя, стоит это копейки. А с этим решением, что описано в статье и это будет не нужно.
В связи с огромным количеством фактов злоупотреблений со стороны УК в ЖКХ необходимо делать поверку УК ежеквартально и данные о результатах этой "поверки" (Со стороны всех соотв. "Органов") размещать на сайте госуслуг. Нет подтверждения нормальности УК - не оплачивать никакие счета, выставленные этими УК. Вот тогда все встанет на свои места и потребитель услуг ЖК сферы будет оплачивать не воздух, как сейчас, а реальные услуги.
Ну во-первых, на фото не СВИДЕТЕЛЬСТВО, а АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, свидетельств как таковых сейчас нет - вместо них запись во ФГИС Аршин...
Во-вторых, часть населения не имеет доступ в Интернет или не умеет им пользоваться - каким образом наши УК узнают о проведенной метрологической поверке? Правильно, только на личном приеме граждан в этой самой УК.
Лучше бы решили вопрос об автоматической передаче данных по поверенным ИПУ из ФГИС Аршин в МФЦ или в ресурсоснабжающие организации, производящие начисления за ЖКУ.
Всё остальное - ни о чём.
Это решение Верховного суда обыкновенная отмазка и не более того, необходимо пересмотреть и заменить все нормативы в пользу потребителей, граждан страны, а не в сторону монополиста который обнаглел до беспредела, необходимо перевести все водопроводные и канализационные коммуникации в полное подчинение и принадлежность к поставщику (водоканалу), а именно: колодцы должны быть на балансе поставщика, откачка грунтовых вод, очистка колодцев и их ремонт, установка счётчиков, пломбировка, проверка и поверка, замена должны производиться поставщиком продукта, причём за счёт поставщика, а потребитель продукта должен своевременно оплачивать за продукт по квитанциям поставщика продукта, мы же покупатели продукта в магазине не имеем никакого отношения к месту установки весов и к их исправности и поверке, точно так же на автомобильных заправочных мы оплачиваем за топливо и не отслеживаем поверку, установку и ремонт насосов и счётчиков, мы покупатели продукта, так же должно быть и с водоканалом, обнаглевшим монополистом переложившим свои обязанности на потребителей, это что же получается, потребитель должен следить за колодцем? Открывать люк, откачивать воду и лезть в колодец снимать показания счётчика (прибора учёта) и это как правило на проезжей части улицы или дороги, это странно выглядит и в здравой голове совершенно не укладывается, прибор учёта находится в этом колодце и как и колодец так же должен быть на балансе поставщика (водоканала) и именно этот вопрос должен Верховный суд предложить пересмотреть и обновить нормативы не в пользу монополиста, а в пользу потребителей продукта, граждан страны! И вот этот вопрос должна рассмотреть Государственная Дума и предложить изменить Министерством ЖКХ пересмотреть все существующие и устаревшие нормативы в пользу граждан страны!
Ключевые слова "должны-не должны".
Ещё ничего не произошло, но уже должны-не должны! 😂😂😂
Как же вас всех👹 не отпускает тора👹...
Устроили панимаш, концлагеря-колонии на планете Мордор👹
Прежде чем что-то преподносить, думайте порой
..
Я Думаю что , так мого дебилов тупых свалилось на голову нищего народа Одни проблемы от Путинской системы. И почему эта система гнобила и унижала население много лет ? Кто ответить лично ? Она система только ухудшает мучительную жизнь 23 года бедного населения .
Я считаю, что поверка счетчиков как и их установка, - это обязанность ресурсоснабжающих организаций! А поверка - это просто выкачка денег из населения!
Почему не работает счетчик, который должен работать, согласно заявлениям завода-изготовителя, например, 10 лет? Почему он не показывает работу? А расплачивается Потребитель, а не завод...