1 октября заработали поправки в закон о регистрации бизнеса. Их приняли год назад, но изменения вступали в силу постепенно. Подошло время очередных нововведений. Теперь не придется повторно платить госпошлину, если в документах на регистрацию ООО или ИП нашлись ошибки или чего-то не хватает. Но, с другой стороны, есть новые причины для отказа.

Еще: по закону теперь кто угодно может получить информацию о регистрации изменений в любом бизнесе. Мы сделали обзор всех изменений и нашли кое-что странное.

Если ошиблись — исправите бесплатно

Как было раньше. Допустим, кто-то захотел стать ИП, зарегистрировать фирму или сменить адрес офиса. Скачал в интернете документы, заполнил, оплатил госпошлину и подал на регистрацию в налоговую инспекцию. Документы приняли, а потом регистратор нашел ошибку: что-то не так в уставе или заявлении. Выдают отказ. Ошибки можно было исправить и подать все заново, но пришлось бы опять платить госпошлину: для фирмы — 4000, для ИП — 800 рублей. Для изменений дешевле, но все равно нужно было платить.

Предыдущую госпошлину не засчитывали, даже если ошибка была формальная или не хватало одного документа.

Из-за таких требований регистрация бизнеса — особенно фирм — была нервной. Когда сдаешь документы, никогда точно не знаешь, не будет ли отказа, — даже если сто раз это делал и все перепроверил. Ошибиться легко: поставить запятую вместо точки, не так заполнить оквэды или пропустить букву. Даже если заявление заверил нотариус, все равно может вкрасться опечатка.

Что изменилось. Повторную госпошлину в таких ситуация больше платить не нужно. Если вам откажут в регистрации из-за ошибки или нехватки документов, есть три месяца, чтобы все исправить. Например, донести то, чего не хватает, или заменить документ. Приносить то, что уже сдавали, не придется. И платить тоже.

Право на ошибку есть только одно. В следующий раз придется опять платить госпошлину.

И еще важно: госпошлину можно повторно не платить только при отказе по двум причинам, а не вообще по всем. Условие работает для отказа по пп. «а» и «ц» п. 1 ст. 23 ФЗ № 129-ФЗ: документы неправильно заполнены или чего-то не хватает.

Новые поводы для отказа

Есть список оснований для отказа — почему фирму или ИП не зарегистрируют. Он был большой, а теперь стал еще больше. Теперь есть официальная причина для отказа, если документы неправильно заполнены. Не только с ошибками, но и просто не по правилам.

Еще одна новая причина отказа — недостоверные данные, какие угодно. Раньше в регистрации могли отказать из-за недостоверного адреса. Например, фирма указала в заявлении адрес, но налоговая точно знает, что фирма там не работает или работать не будет. Теперь будут отказывать не только из-за адреса.

Не только при регистрации, но и при изменении

Причины для отказа могут быть не только при регистрации новой фирмы, но и когда вносят изменения. Например, у компании новый адрес или другой директор. Если вовремя не сообщить об этом государству, могут оштрафовать. Или налоговая обратит внимание на фирму, начнет проверять ее адреса и вообще исключит из госреестра.

Иногда из-за этого возникают серьезные проблемы: чтобы зарегистрировать изменения адреса, нужен достоверный адрес. Но если налоговая считает адрес недостоверным, то сменить его она не даст. Кажется, что это мелкое изменение: главное, номер паспорта правильно указать и в фамилии не ошибиться, — но нет, все серьезнее. Налоговая может посчитать ваши данные недостоверными, даже если на самом деле это не так. Кстати, неполные сведения она тоже считает недостоверными — будьте внимательны.

Правда, бремя доказывания достоверности на вас формально возложить не могут. И должны объяснить причины отказа. Но это в теории, а в жизни бывает много странного.

Если вам откажут в регистрации из-за недостоверных сведений, при повторной регистрации нужно опять платить госпошлину. В этом случае бесплатное исправление ошибок не работает.

Уведомления об изменениях чужого бизнеса

С 1 октября кто угодно может оставить на сайте ФНС запрос примерно с таким содержанием:

Я хочу знать, какие изменения будут происходить вот у такого ИП и вот в таких фирмах. Что у них нового в регистрационных документах: не сменился ли директор, не было ли переезда в другой офис и вдруг они вообще решили закрыться. Или ИП уже давно не ИП. Сообщите сразу, как только они подадут документы на регистрацию изменений. Вот моя электронная почта.

И когда эта фирма решит изменить адрес или закрыться, то автор запроса об этом узнает. Причем не после регистрации изменений, а до — когда только сдадут документы.

Вот только сервис этот мы не нашли. На сайте ФНСможно было и раньше проверить, что происходило с бизнесом в указанный период. Например, когда зарегистрировался ИП и не меняла ли компания адрес. Проверить можно любую фирму — ответ появится сразу же. Но нужно зайти на сайт и указать все данные. В ответ появится информация о регистрации изменений, которая актуальна именно сейчас. Если компания завтра подаст документ на смену директора, автоматически узнать об этом нельзя. Сведения хоть и обновляются каждый день, но нужно вручную их проверить. Оставить там свою почту негде.

Еще можно получить выписку, но это тоже не то. Мы искали по-разному, изучили полный список электронных сервисов, но так и не разобрались, где же оставлять такие запросы и как их получить. Похоже, что по закону сервис должен быть, но пока его нет.

Но вы все равно имейте в виду, что такая возможность есть в законе. Рано или поздно она появится на сайте, как и положено. Это поможет проверять партнеров. Но учтите, что так смогут проверять и вас.