«Лента», «Магнит» и X5 опубликовали результаты за 1 квартал 2018 года
На прошлой неделе «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group опубликовали операционные результаты за 1 квартал 2018 года. Операционные результаты — это не полноценная отчетность, в ней показывают только выручку и все, что с ней связано. Мы взяли отчеты «Ленты», «Магнита» и X5 и посмотрели, что там произошло.
Выручка
Анализируя выручку ретейлеров, нужно обращать внимание на продуктовую инфляцию. Если рост выручки чуть выше продуктовой инфляции, то компания заработала деньги за счет роста цен, а не за счет развития бизнеса. Продуктовую инфляцию можно взять с сайта Росстата, в 1 квартале она составила 1,4%. У «Ленты», «Магнита» и X5 все ок: рост выше инфляции — значит, выручка компаний растет за счет улучшения бизнеса, а не естественного роста цен из-за инфляции.
Средние данные по рынку показывают, что «Магнит» работает слабее остальных в отрасли. Возможно, ситуация исправится к 3—4 кварталу 2018 года: в прошлом году «Магнит» закрыл часть магазинов и недосчитался дополнительной выручки.
Сравнение выручки «Ленты», «Магнита» и X5
Компания | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | Рост |
---|---|---|---|
«Лента» | 77,9 млрд ₽ | 93,4 млрд ₽ | 19,9% |
X5 | 291,5 млрд ₽ | 350,4 млрд ₽ | 20,2% |
«Магнит» | 266,9 млрд ₽ | 288,6 млрд ₽ | 8,1% |
Среднее по рынку | 132,1 млрд ₽ | 147,8 млрд ₽ | 11,9% |
Сравнение выручки «Ленты», «Магнита» и X5
1 квартал 2017 | |
«Лента» | 77,9 млрд ₽ |
X5 | 291,5 млрд ₽ |
«Магнит» | 266,9 млрд ₽ |
Среднее по рынку | 132,1 млрд ₽ |
1 квартал 2018 | |
«Лента» | 93,4 млрд ₽ |
X5 | 350,4 млрд ₽ |
«Магнит» | 288,6 млрд ₽ |
Среднее по рынку | 147,8 млрд ₽ |
Рост | |
«Лента» | 19,9% |
X5 | 20,2% |
«Магнит» | 8,1% |
Среднее по рынку | 11,9% |
Выручка на м²
Анализируя выручку, мы смотрим на общую картину: растет или уменьшается бизнес. Чтобы оценить, насколько эффективно компания использует торговую площадь, посчитайте выручку на квадратный метр. Значение также показывает, как растет бизнес: за счет открытия новых магазинов или улучшения предложения для покупателей. Я собрал данные и посчитал значение — расчеты смотрите в таблице.
Из расчетов видно, что у всей отрасли падает выручка на квадратный метр. У «Ленты» показатель падает последние два года — компания еще в 2017 году решила продавать часть торговой площади.
Если падение у X5 оправдывается большим приростом выручки за счет новых магазинов, то «Магнит» выглядит хуже на фоне конкурентов. Но не забываем про модернизацию магазинов — есть вероятность, что у компании могут улучшиться показатели к концу 2018 года.
Выручка на м² «Ленты», «Магнита» и X5
Компания | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | Рост |
---|---|---|---|
«Лента» | 66 752 ₽ | 67 050 ₽ | 0,4% |
X5 | 64 062 ₽ | 61 110 ₽ | −4,6% |
«Магнит» | 51 861 ₽ | 49 496 ₽ | −4,6% |
Среднее по рынку | 75 716 ₽ | 75 026 ₽ | −0,9% |
Выручка на м² «Ленты», «Магнита» и X5
1 квартал 2017 | |
«Лента» | 66 752 ₽ |
X5 | 64 062 ₽ |
«Магнит» | 51 861 ₽ |
Среднее по рынку | 75 716 ₽ |
1 квартал 2018 | |
«Лента» | 67 050 ₽ |
X5 | 61 110 ₽ |
«Магнит» | 49 496 ₽ |
Среднее по рынку | 75 026 ₽ |
Рост | |
«Лента» | 0,4% |
X5 | −4,6% |
«Магнит» | −4,6% |
Среднее по рынку | −0,9% |
Сопоставимые результаты
Еще один способ оценить эффективность ретейлеров — сравнить результаты всех магазинов, открытых до отчетного периода. В нашем случае это магазины, открытые до 1 квартала 2017 года.
Сопоставимый средний чек и трафик. «Лента» и X5 в пресс-релизах написали, что на результат повлияла аномально холодная погода.
X5 оправдывает падение трафика и среднего чека тем, что компания отказалась от промоакций в «Пятерочке». Теперь «Пятерочка» будет адаптировать продуктовую линейку под спрос покупателей в конкретных магазинах.
У «Магнита» стабильно плохие сопоставимые показатели: трафик падал весь прошлый год, средний чек рос только во втором и третьем квартале.
В отчетах компании публикуют соотношение нынешнего показателя с показателем прошлого периода. Например, в нашей таблице столбец за 1 квартал 2017 — это рост показателя в 1 квартале 2017 по сравнению с 1 кварталом 2016. А 1 квартал 2018 — рост показателя в 1 квартале 2018 по сравнению с 1 кварталом 2017.
Рост сопоставимого среднего чека и трафика «Ленты», «Магнита» и X5
Компания | Средний чек | Трафик | ||
---|---|---|---|---|
1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | |
«Лента» | 0,3% | 5,5% | −2,0% | 0,6% |
X5 | 2,6% | 2,2% | 4,6% | −1,6% |
«Магнит» | −0,1% | 0,0% | −4,6% | −3,6% |
Рост сопоставимого среднего чека и трафика «Ленты», «Магнита» и X5
Средний чек | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 |
«Лента» | 0,3% | 5,5% |
X5 | 2,6% | 2,2% |
«Магнит» | −0,1% | 0,0% |
Трафик | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 |
«Лента» | −2,0% | 0,6% |
X5 | 4,6% | −1,6% |
«Магнит» | −4,6% | −3,6% |
Сопоставимые продажи. Кажется, благодаря плохим погодным условиям выиграли гипермаркеты: сильно вырос средний чек «Ленты», а X5 показал положительный результат. Сопоставимые продажи показывают, что X5 увеличил выручку за счет расширения, а не улучшения результатов старых магазинов.
Сопоставимые продажи «Ленты», «Магнита» и X5
Компания | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 |
---|---|---|
«Лента» | −1,7% | 6,1% |
X5 | 7,3% | 0,5% |
«Магнит» | −4,8% | −3,7% |
Сопоставимые продажи «Ленты», «Магнита» и X5
Компания | 1 кв. 2017 | 1 кв. 2018 |
«Лента» | −1,7% | 6,1% |
X5 | 7,3% | 0,5% |
«Магнит» | −4,8% | −3,7% |
Что дальше
Суммарно результаты «Ленты» лучше, чем X5 — выручка растет, старые магазины так же эффективны. «Магнит» стоит оставить в покое до следующего квартального отчета. Второй и третий квартал 2018 года станет показательным для ретейлеров: в России пройдет чемпионат мира по футболу. А это дополнительный трафик и выручка.
Осталось дождаться, когда выйдут квартальные отчетности компаний, — потом вы сможете использовать инвесторскую магию. В этом вам помогут наши статьи: