«Лента» в 2017: выручка и прибыль растут, свободных денег нет

«Лента» в 2017: выручка и прибыль растут, свободных денег нет

Обсудить

«Лента» — это сеть продуктовых магазинов, ее акции торгуются на бирже. 12 марта компания опубликовала финансовую отчетность за 2017 год и презентацию по итогам года. Поглядим, что это за бизнес.

Выручка

«Лента» выручила 365 млрд рублей в 2017 году, в 2016 году выручили 306 млрд — рост на 19%. Но радоваться рано: если смотреть по годам, то темп роста выручки падает.

Темп роста выручки «Ленты»

ГодВыручка, млн ₽Рост
2013144 26631%
2014193 98834%
2015252 76330%
2016306 35221%
2017365 17719%

Темп роста выручки «Ленты»

2013
Выручка, млн ₽144 266
Рост31%
2014
Выручка, млн ₽193 988
Рост34%
2015
Выручка, млн ₽252 763
Рост30%
2016
Выручка, млн ₽306 352
Рост21%
2017
Выручка, млн ₽365 177
Рост19%

Получается так: выручка растет медленнее, количество покупателей ограничено, а конкуренты наступают. Мы посчитали темп роста выручки для конкурентов «Ленты».

Темп роста выручки российских ретейлеров

Год«Лента»«Магнит»X5 Retail Group
201331%29%9%
201434%32%19%
201530%25%28%
201621%13%28%
201719%6%

Темп роста выручки российских ретейлеров

2013
«Лента»31%
«Магнит»29%
X5 Retail Group9%
2014
«Лента»34%
«Магнит»32%
X5 Retail Group19%
2015
«Лента»30%
«Магнит»25%
X5 Retail Group28%
2016
«Лента»21%
«Магнит»13%
X5 Retail Group28%
2017
«Лента»19%
«Магнит»6%

Наша гипотеза кажется верной: у российских компаний в отрасли выручка растет медленнее от года к году — на рынке тяжелее заработать. Возможно, порадует X5 Retail Group — компания пока не объявила результаты за 2017 год, поэтому посчитать темп роста выручки не можем.

Сопоставимые показатели

Магазины используют статистику сопоставимых показателей like-for-like. LFL — показатель, сравнивающий результаты всех магазинов, кроме открытых в новом году. Нужен, чтобы понять, как растет бизнес: за счет повышения эффективности или расширения бизнеса. Сравним результаты сопоставимых продаж «Ленты» с конкурентами. Начнем с роста LFL-продаж.

Темп роста сопоставимых продаж российских ретейлеров

Год«Лента»«Магнит»X5 Retail Group
201310,00%7,47%0,70%
201410,60%14,47%9,80%
20159,10%6,21%13,70%
20163,90%−0,26%7,70%
20170,90%−3,37%5,40%

Темп роста сопоставимых продаж российских ретейлеров

2013
«Лента»10,00%
«Магнит»7,47%
X5 Retail Group0,70%
2014
«Лента»10,60%
«Магнит»14,47%
X5 Retail Group9,80%
2015
«Лента»9,10%
«Магнит»6,21%
X5 Retail Group13,70%
2016
«Лента»3,90%
«Магнит»−0,26%
X5 Retail Group7,70%
2017
«Лента»0,90%
«Магнит»−3,37%
X5 Retail Group5,40%

С чем связано падение темпа роста у «Ленты» — непонятно. Может быть, выбрали неудачное место для новых магазинов в 2015 и 2016 годах. Например, «Магнит» в 2017 году проводил редизайн и тратился на маркетинг, чтобы в следующих годах привлечь покупателей.

Возможно, влияет падение сопоставимого количества чеков — показатель отрицательный последние два года. Спасает рост среднего чека по сопоставимым показателям. У «Магнита» с этим грустнее: средний чек упал на 0,21%, количество — на 3,2%. У X5 Retail Group веселее: средний чек вырос на 2,3%, количество — на 3%.

Торговая площадь

«Лента» открыла 89 новых магазинов в 2017 году, тем самым увеличив торговую площадь до 1,3 млн квадратных метров. Больше торговой площади — больше затрат на аренду, зарплаты сотрудникам и оплату ЖКХ. Чтобы оценить эффективность торговой площади, считайте выручку на м². Данные по торговой площади берем с официального сайта «Ленты».

Выручка «Ленты» с 1 м² магазина

ГодВыручка, млн ₽Площадь, млн м²Выручили на м²Рост
2013144 2660,51285 111 ₽−4,0%
2014193 9880,70276 730 ₽−2,9%
2015252 7630,88286 579 ₽3,6%
2016306 3521,15267 323 ₽−6,7%
2017365 1771,38264 238 ₽−1,2%

Выручка «Ленты» с 1 м² магазина

2013
Выручка, млн ₽144 266
Площадь, млн м²0,51
Выручили на м²285 111 ₽
Рост−4,0%
2014
Выручка, млн ₽193 988
Площадь, млн м²0,70
Выручили на м²276 730 ₽
Рост−2,9%
2015
Выручка, млн ₽252 763
Площадь, млн м²0,88
Выручили на м²286 579 ₽
Рост3,6%
2016
Выручка, млн ₽306 352
Площадь, млн м²1,15
Выручили на м²267 323 ₽
Рост−6,7%
2017
Выручка, млн ₽365 177
Площадь, млн м²1,38
Выручили на м²264 238 ₽
Рост−1,2%

Теперь уже хочется рвать на себе волосы: выручка на метр падает! Но сравнима с конкурентами.

Темп роста выручки на м² в российском ретейле

Год«Лента»«Магнит»X5 Retail Group
2013−4,0%9,4%−3,5%
2014−2,9%10,4%2,4%
20153,6%1,4%−1,5%
2016−6,7%−1,5%−1,0%
2017−1,2%−6,4%

Темп роста выручки на м² в российском ретейле

2013
«Лента»−4,0%
«Магнит»9,4%
X5 Retail Group−3,5%
2014
«Лента»−2,9%
«Магнит»10,4%
X5 Retail Group2,4%
2015
«Лента»3,6%
«Магнит»1,4%
X5 Retail Group−1,5%
2016
«Лента»−6,7%
«Магнит»−1,5%
X5 Retail Group−1,0%
2017
«Лента»−1,2%
«Магнит»−6,4%

У конкурентов ситуация не лучше. Это проблема всего российского ретейла, а не отдельно «Ленты» — при росте торговой площади труднее получать больше выручки.

Продают торговую площадь

У «Ленты» не получилось продать участки земли на сумму 551 млн рублей — попытаются продать повторно и подешевле. Руководство говорит: продаем излишки. Получается так: компания ошиблась с выбором места, не реализовала его потенциал и не заработала своего.

Но не только это вызывает беспокойство: в 2013 году у компании в собственности было 90% магазинов, в 2017 году — 73%. Больше собственных магазинов — меньше расходов по аренде — больше прибыль. Посмотрим, сколько тратит «Лента» на аренду помещений по отношению к выручке. Собираем данные.

Доля расходов на аренду к выручке у «Ленты»

Показатель20162017
Расходы на аренду3324 млн ₽3982 млн ₽
Выручка306 352 млн ₽365 177 млн ₽
Доля расходов на аренду1,0%1,0%

Доля расходов на аренду к выручке у «Ленты»

Расходы на аренду
20163324 млн ₽
20173982 млн ₽
Выручка
2016306 352 млн ₽
2017365 177 млн ₽
Доля расходов на аренду
20161,0%
20171,0%

У X5 Retail Group 4,6% выручки тратится на аренду помещений, у «Магнита» — 5,7%. Пока у «Ленты» все в порядке, но следите за долей расходов на аренду — сейчас это одно из преимуществ компании.

Свободных денег нет

«Лента» заработала 34 млрд рублей реальных денег от операционной деятельности. Компания часть прибыли инвестирует в развитие бизнеса, если что-то остается — платят дивиденды или оставляют деньги на счетах.

Разница между денежными средствами и инвестициями в бизнес составляет свободный денежный поток компании — деньги, которые компания может отправить на выплату дивидендов, досрочное погашение кредитов или на банковские счета. Собираем данные.

Свободный денежный поток «Ленты»

Показатель2016, млн ₽2017, млн ₽
Деньги от операционной деятельности19 71823 744
Покупка имущества41 68826 761
Покупка прав на аренду630462
Свободный денежный поток−22 600−3479

Свободный денежный поток «Ленты»

Деньги от операционной деятельности
2016, млн ₽19 718
2017, млн ₽23 744
Покупка имущества
2016, млн ₽41 688
2017, млн ₽26 761
Покупка прав на аренду
2016, млн ₽630
2017, млн ₽462
Свободный денежный поток
2016, млн ₽−22 600
2017, млн ₽−3479

Компания тратит больше, чем зарабатывает с бизнеса, поэтому «Лента» не платит дивиденды. Когда «Лента» выходила на биржу в 2014 году, то руководство планировало реинвестировать всю прибыль в бизнес 3—4 года — ждать дивиденды в 2018 году, наверное, тоже не стоит.

Что делать дальше

«Магнит» выпустил предварительную сокращенную финансовую отчетность — мы ее уже разбирали, полную выпустят 23 марта. X5 Retail Group опубликуют отчетность 29 марта. Когда выпустят, пошаманьте, как мы: посчитайте выручку на м², средний чек, росты-приросты.

А может, ну его, этот ретейл: даже Сергей Галицкий устал и продал «Магнит». Мы вам подготовили отчеты из других отраслей:

Источник: «Лента»
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество