«Лента» — это сеть продуктовых магазинов, ее акции торгуются на бирже. 12 марта компания опубликовала финансовую отчетность за 2017 год и презентацию по итогам года. Поглядим, что это за бизнес.
Выручка
«Лента» выручила 365 млрд рублей в 2017 году, в 2016 году выручили 306 млрд — рост на 19%. Но радоваться рано: если смотреть по годам, то темп роста выручки падает.
Темп роста выручки «Ленты»
Год | Выручка, млн Р | Рост |
---|---|---|
2013 | 144 266 | 31% |
2014 | 193 988 | 34% |
2015 | 252 763 | 30% |
2016 | 306 352 | 21% |
2017 | 365 177 | 19% |
Получается так: выручка растет медленнее, количество покупателей ограничено, а конкуренты наступают. Мы посчитали темп роста выручки для конкурентов «Ленты».
Темп роста выручки российских ретейлеров
Год | «Лента» | «Магнит» | X5 Retail Group |
---|---|---|---|
2013 | 31% | 29% | 9% |
2014 | 34% | 32% | 19% |
2015 | 30% | 25% | 28% |
2016 | 21% | 13% | 28% |
2017 | 19% | 6% |
Наша гипотеза кажется верной: у российских компаний в отрасли выручка растет медленнее от года к году — на рынке тяжелее заработать. Возможно, порадует X5 Retail Group — компания пока не объявила результаты за 2017 год, поэтому посчитать темп роста выручки не можем.
Сопоставимые показатели
Магазины используют статистику сопоставимых показателей like-for-like. LFL — показатель, сравнивающий результаты всех магазинов, кроме открытых в новом году. Нужен, чтобы понять, как растет бизнес: за счет повышения эффективности или расширения бизнеса. Сравним результаты сопоставимых продаж «Ленты» с конкурентами. Начнем с роста LFL-продаж.
Темп роста сопоставимых продаж российских ретейлеров
Год | «Лента» | «Магнит» | X5 Retail Group |
---|---|---|---|
2013 | 10,00% | 7,47% | 0,70% |
2014 | 10,60% | 14,47% | 9,80% |
2015 | 9,10% | 6,21% | 13,70% |
2016 | 3,90% | −0,26% | 7,70% |
2017 | 0,90% | −3,37% | 5,40% |
С чем связано падение темпа роста у «Ленты» — непонятно. Может быть, выбрали неудачное место для новых магазинов в 2015 и 2016 годах. Например, «Магнит» в 2017 году проводил редизайн и тратился на маркетинг, чтобы в следующих годах привлечь покупателей.
Возможно, влияет падение сопоставимого количества чеков — показатель отрицательный последние два года. Спасает рост среднего чека по сопоставимым показателям. У «Магнита» с этим грустнее: средний чек упал на 0,21%, количество — на 3,2%. У X5 Retail Group веселее: средний чек вырос на 2,3%, количество — на 3%.
Торговая площадь
«Лента» открыла 89 новых магазинов в 2017 году, тем самым увеличив торговую площадь до 1,3 млн квадратных метров. Больше торговой площади — больше затрат на аренду, зарплаты сотрудникам и оплату ЖКХ. Чтобы оценить эффективность торговой площади, считайте выручку на м². Данные по торговой площади берем с официального сайта «Ленты».
Выручка «Ленты» с 1 м² магазина
Год | Выручка, млн Р | Площадь, млн м² | Выручили на м² | Рост |
---|---|---|---|---|
2013 | 144 266 | 0,51 | 285 111 Р | −4,0% |
2014 | 193 988 | 0,70 | 276 730 Р | −2,9% |
2015 | 252 763 | 0,88 | 286 579 Р | 3,6% |
2016 | 306 352 | 1,15 | 267 323 Р | −6,7% |
2017 | 365 177 | 1,38 | 264 238 Р | −1,2% |
Теперь уже хочется рвать на себе волосы: выручка на метр падает! Но сравнима с конкурентами.
Темп роста выручки на м² в российском ретейле
Год | «Лента» | «Магнит» | X5 Retail Group |
---|---|---|---|
2013 | −4,0% | 9,4% | −3,5% |
2014 | −2,9% | 10,4% | 2,4% |
2015 | 3,6% | 1,4% | −1,5% |
2016 | −6,7% | −1,5% | −1,0% |
2017 | −1,2% | −6,4% |
У конкурентов ситуация не лучше. Это проблема всего российского ретейла, а не отдельно «Ленты» — при росте торговой площади труднее получать больше выручки.
Продают торговую площадь
У «Ленты» не получилось продать участки земли на сумму 551 млн рублей — попытаются продать повторно и подешевле. Руководство говорит: продаем излишки. Получается так: компания ошиблась с выбором места, не реализовала его потенциал и не заработала своего.
Но не только это вызывает беспокойство: в 2013 году у компании в собственности было 90% магазинов, в 2017 году — 73%. Больше собственных магазинов — меньше расходов по аренде — больше прибыль. Посмотрим, сколько тратит «Лента» на аренду помещений по отношению к выручке. Собираем данные.
Доля расходов на аренду к выручке у «Ленты»
Показатель | 2016 | 2017 |
---|---|---|
Расходы на аренду | 3324 млн Р | 3982 млн Р |
Выручка | 306 352 млн Р | 365 177 млн Р |
Доля расходов на аренду | 1,0% | 1,0% |
У X5 Retail Group 4,6% выручки тратится на аренду помещений, у «Магнита» — 5,7%. Пока у «Ленты» все в порядке, но следите за долей расходов на аренду — сейчас это одно из преимуществ компании.
Свободных денег нет
«Лента» заработала 34 млрд рублей реальных денег от операционной деятельности. Компания часть прибыли инвестирует в развитие бизнеса, если что-то остается — платят дивиденды или оставляют деньги на счетах.
Разница между денежными средствами и инвестициями в бизнес составляет свободный денежный поток компании — деньги, которые компания может отправить на выплату дивидендов, досрочное погашение кредитов или на банковские счета. Собираем данные.
Свободный денежный поток «Ленты»
Показатель | 2016, млн Р | 2017, млн Р |
---|---|---|
Деньги от операционной деятельности | 19 718 | 23 744 |
Покупка имущества | 41 688 | 26 761 |
Покупка прав на аренду | 630 | 462 |
Свободный денежный поток | −22 600 | −3479 |
Компания тратит больше, чем зарабатывает с бизнеса, поэтому «Лента» не платит дивиденды. Когда «Лента» выходила на биржу в 2014 году, то руководство планировало реинвестировать всю прибыль в бизнес 3—4 года — ждать дивиденды в 2018 году, наверное, тоже не стоит.
Собираем данные из финансовой отчетности за 2017 год.
Рыночную капитализацию взял с «Блумберга» за 13 марта. Переносим данные в таблицу.
Результаты «Ленты» за 2017 год
Показатель | Сумма, млн Р |
---|---|
Выручка | 365 178 |
Проценты уплаченные | 10 943 |
Проценты полученные | 446 |
Прибыль до налогов | 15 172 |
Чистая прибыль | 13 264 |
Денежные средства и их эквиваленты | 14 302 |
Краткосрочные кредиты и займы | 62 194 |
Долгосрочные кредиты и займы | 44 888 |
Капитал | 71 787 |
Амортизация | 9691 |
Капитализация | 177 299 |
Я использовал следующие мультипликаторы.
P/E — отношение рыночной капитализации к прибыли. Показывает, за сколько лет компания себя окупит. Если результат от 0 до 5, то, вероятно, компания недооценена.
P/S — отношение рыночной капитализации к выручке. Меньше 2 — хорошо, меньше 1 — возможно, компания недооценена. Формула расчета: капитализация / выручка.
P/BV — отношение рыночной капитализации к капиталу компании. Помогает понять, сколько денег придется на инвестора в случае банкротства. Если показатель больше единицы, всем не хватит.
EV — стоимость компании с учетом всех источников финансирования — от инвесторов и кредиторов. Уменьшается на денежные средства, потому что за счет них можно уменьшить долг.
EBITDA — показывает, сколько компания зарабатывает чистых денег без учета налогов, процентов по кредитам и амортизации.
EV/EBITDA — аналог P/E, только учитывает больше данных.
Чистый долг — показывает, сколько денег компания должна кредиторам. Формула: сумма краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов за вычетом денежных средств.
Чистый долг / EBITDA — отражает количество лет, необходимое компании, чтобы погасить все кредиты и займы.
ROE — доходность акционерного капитала в процентах годовых. Формула: чистая прибыль / капитал.
Расчет мультипликаторов можно посмотреть в нашей таблице.
Мультипликаторы «Ленты»
Мультипликатор | Значение |
---|---|
P/E | 13,4 |
P/S | 0,5 |
P/BV | 2,5 |
EV/EBITDA | 6,2 |
Чистый долг/EBITDA | 2,56 |
ROE | 18,5% |
Что делать дальше
«Магнит» выпустил предварительную сокращенную финансовую отчетность — мы ее уже разбирали, полную выпустят 23 марта. X5 Retail Group опубликуют отчетность 29 марта. Когда выпустят, пошаманьте, как мы: посчитайте выручку на м², средний чек, росты-приросты.
А может, ну его, этот ретейл: даже Сергей Галицкий устал и продал «Магнит». Мы вам подготовили отчеты из других отраслей: