Стилисты, инвесторы и алгоритмы: как устроен бизнес Stitch Fix
Stitch Fix (NASDAQ: SFIX) — американская онлайн-платформа подбора одежды на заказ. Компания безнадежно убыточна, хотя у нее есть свои козыри в рукаве. Но хватит ли их для роста акций?
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Согласно сайту компании, ее бизнес работает так. Сначала клиент создает персонализированный профиль на платформе компании. В этот профиль заходит стилист и запускает алгоритм, который предлагает различные сочетания одежды на основе полученной информации или истории покупок клиента. Стилисты отсматривают эти варианты и вручную подбирают одежду, а после предлагают клиенту комплект из нескольких образов. Заказанную одежду отправляют клиенту на дом, где тот ее примеряет. Клиент выбирает то, что ему нравится, и платит именно за это, а остальное бесплатно забирает курьер компании.
За эту услугу клиент платит 20 $. Если клиент купит одежду, то ему сделают скидку в размере 20 $ — получится, что эти деньги он заплатил не стилисту, а за одежду. А если он откажется от заказа, то деньги клиенту не вернут.
Еще у компании есть платная подписка Style Pass, где клиент платит 49 $ в год и в обмен на это может целый год пользоваться услугами стилистов и мерить столько одежды, сколько захочется. Style Pass доступен только в США.
Компания работает только в Америке и Англии. Точных данных по продажам нет, но, учитывая, что из 8 сортировочных центров 7 расположены в США, вероятно, английская доля невелика.
Собственно, это практически все, что можно сказать о бизнесе компании: годовой отчет совершенно бессодержательный.
Нежданно-негаданно
По графику выручки и прибыли видно, что компания убыточная. Но недавно пришли вести о том, что Stitch Fix в минувшем квартале впервые показала прибыль: компания значительно увеличила количество активных клиентов. Может сложиться впечатление, что бизнес компании может быть перспективным. Так ли это?
Snitches get stitches
Бизнес-модель Stitch Fix, в частности услуга Style Pass, напоминает бизнес компании Helios and Matheson Analytics, чье приложение MoviePass позволяло за фиксированную цену подписки ходить в кинотеатры каждый день бесплатно. А в январе 2020 компания обанкротилась.
Если внимательно посмотреть последний отчет, в котором Stitch Fix показывает прибыль, то можно увидеть, что операционная активность компании по-прежнему убыточна, а плюс получился за счет разовых непрофильных доходов — главным образом налоговых льгот.
В то же время показатели выручки на одного активного клиента падают: для привлечения аудитории компания активно использует разорительные скидки. Например, клиент получает скидку, если покупает весь присланный комплект одежды целиком.
Расходы Stitch Fix на ведение бизнеса превышают прибыль, и, в отличие от многих ИТ-стартапов типа SailPoint, тут мало вариантов для оптимизации выручки из-за использования доставки. Огромные расходы на логистику в сфере онлайн-розницы тормозят развитие даже Amazon, который свой тоскливый розничный бизнес финансирует за счет прибыли блестящего отдела облачных вычислений.
У Stitch Fix меньше и масштаб, и возможности в сравнении с Amazon, и логистика в стиле «отправить товар клиенту и получить его обратно» еще долго будет убыточной. В первом квартале 2021 года она вряд ли станет прибыльной: логистические службы в США в этом году будут напряжены до предела. Это значит, что на снижение логистических расходов в ближайшем будущем компания точно может не надеяться.
А что касается прибыли Stitch Fix в последнем квартале — Helios and Matheson когда-то тоже один раз показали прибыль, за полгода до того, как их котировки улетели в ад, откуда уже не вернулись.
Средняя выручка на одного активного клиента в годовом разрезе в долларах
2018 | 447 |
2019 | 488 |
2020 | 486 |
1 квартал 2020 | 485 |
1 квартал 2021 | 467 |
Средняя выручка на одного активного клиента в годовом разрезе в долларах
2018 | 447 |
2019 | 488 |
2020 | 486 |
1 квартал 2020 | 485 |
1 квартал 2021 | 467 |
Валовая маржа компании в процентах от выручки
2018 | 45% |
2019 | 44% |
2020 | 44% |
1 квартал 2020 | 45% |
1 квартал 2021 | 45% |
Валовая маржа компании в процентах от выручки
2018 | 45% |
2019 | 44% |
2020 | 44% |
1 квартал 2020 | 45% |
1 квартал 2021 | 45% |
Расходы на продажи и управление компанией в процентах от выручки
2018 | 40% |
2019 | 43% |
2020 | 47% |
1 квартал 2020 | 45% |
1 квартал 2021 | 49% |
Расходы на продажи и управление компанией в процентах от выручки
2018 | 40% |
2019 | 43% |
2020 | 47% |
1 квартал 2020 | 45% |
1 квартал 2021 | 49% |
Расходы на рекламу компании
2018 | 8% |
2019 | 10% |
2020 | 10% |
1 квартал 2020 | 11% |
1 квартал 2021 | 11% |
Расходы на рекламу компании
2018 | 8% |
2019 | 10% |
2020 | 10% |
1 квартал 2020 | 11% |
1 квартал 2021 | 11% |
Но не все так плохо
Хорошие перспективы у акционеров Stitch Fix есть — если компанию купит кто-то покрупнее. Судя по всему, так же думает и менеджмент компании: во многих отчетах и презентациях Stitch Fix повторяется нехитрая мысль о том, что компания собрала «бесценные данные о покупательских привычках миллионов потребителей» и как раз ради этого ее, возможно, стоит купить. На каждого клиента там собирается не меньше 90 различных характеристик, а еще 80% пользователей дают подробную обратную связь после покупки. И еще там есть рабочий алгоритм подбора, который в среднем дает гарантию примерно 63%, что клиент купит подобранный ему комплект одежды.
В связи с этим компанию может купить или Amazon, или какой-нибудь инвестор, работающий в сфере люксовой одежды. Проникновение интернета в люксовом секторе пока не очень велико — но оно будет расти. К слову, на удаленку и автоматизацию начали вынужденно переходить даже элитные лондонские портные. Так что, возможно, Stitch Fix купит кто-нибудь типа LVMH с целью поэкспериментировать с виртуальной примерочной.
Другой вопрос: когда и на каких условиях это произойдет — если вообще произойдет? В свое время акции образовательной онлайн-платформы Pluralsight основательно упали, после чего поступили новости о ее покупке частным фондом с очень небольшой наценкой к биржевой цене. Так и акции Stitch Fix могут упасть раз так в 6, прежде чем ее купят миллиарда за полтора. У компании сейчас 451,6 млн долларов задолженностей, из которых 295 млн нужно погасить в течение года, а вот на счетах — 200,3 млн долларов. Не забываем о том, что заметная часть этих денег пойдет на финансирование операций: компания-то убыточная. Скорее всего, для выплат по долгам компания будет заниматься допэмиссией акций, и не факт, что инвесторы оценят этот шаг: может быть, акции из-за этого упадут.
А может, я переоцениваю угрозу и большинство инвесторов с удовольствием инвестирует в акции «перспективного стартапа» так же, как оно инвестировало в Airbnb и DoorDash.
Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по поколениям
2019 | 2025 | |
---|---|---|
Молчаливое поколение | 1% | — |
Бумеры | 23% | — |
Поколение X | 38% | — |
Поколение Y | 35% | 40—45% |
Поколение Z | 4% | 10—15% |
Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по поколениям
Молчаливое поколение | |
2019 | 1% |
2025 | — |
Бумеры | |
2019 | 23% |
2025 | — |
Поколение X | |
2019 | 38% |
2025 | — |
Поколение Y | |
2019 | 35% |
2025 | 40—45% |
Поколение Z | |
2019 | 4% |
2025 | 10—15% |
Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по каналам
2019 | 2025 | |
---|---|---|
Обычные магазины | 88% | 70—72% |
Онлайн | 12% | 28—30% |
Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по каналам
Обычные магазины | |
2019 | 88% |
2025 | 70—72% |
Онлайн | |
2019 | 12% |
2025 | 28—30% |
Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по гражданству покупателей
2019 | 2025 | |
---|---|---|
Китай | 35% | 47—49% |
Япония | 10% | 6—8% |
Азия без Китая и Японии | 11% | 9—11% |
Европа | 17% | 12—14% |
Америка | 22% | 16—18% |
Другое | 6% | 3—5% |
Продажи сегмента люкс в мире с прогнозами на 2025 по гражданству покупателей
Китай | |
2019 | 35% |
2025 | 47—49% |
Япония | |
2019 | 10% |
2025 | 6—8% |
Азия без Китая и Японии | |
2019 | 11% |
2025 | 9—11% |
Европа | |
2019 | 17% |
2025 | 12—14% |
Америка | |
2019 | 22% |
2025 | 16—18% |
Другое | |
2019 | 6% |
2025 | 3—5% |
Резюме
Акции Stitch Fix видятся как чистая лотерея: может, вырастет, а может, упадет. Поэтому инвестировать в них следует только на свой страх и риск. В теории возможно и исправление бизнеса компании: может быть, Stitch Fix в обозримый срок начнет окупаться. Но есть большие сомнения. Хотя здорово будет, если они не подтвердятся.