Так что там у Tesla
24 октября Tesla выпустила пресс-релиз с финансовым отчетом: компания заработала 312 миллионов долларов за квартал. СМИ отгремели, акции выросли, а мы заглянем в финансовую отчетность и решим, стоит ли инвестировать в компанию.
Выручка
Tesla увеличила общую выручку на 129% по сравнению с 3 кварталом 2017 года: с 3 до 6,8 млрд долларов. Благодаря Tesla Model 3 компания стала лидером по продажам автомобилей в США в денежном выражении. В предыдущих кварталах выручка росла на 20—50%. Крупные компании с выручкой от 20 млрд долларов быстро не растут. Но даже если сравнивать с сопоставимыми по выручке компаниями, Tesla растет быстрее остальных.
В таблице сравнение конкурентов. Tesla, Navistar, PACCAR, General Motors и Ford отчитываются в долларах, показатели остальных компаний мы перевели из других валют по текущему курсу.
Выручка автомобильных компаний
Выручка меньше 20 млрд $ | Квартал 2017, млрд $ | Квартал 2018, млрд $ | Рост |
---|---|---|---|
Tesla | 3,0 | 6,8 | +129% |
Volvo Group | 7,0 | 8,5 | +21% |
Navistar | 2,2 | 2,6 | +18% |
PACCAR | 5,1 | 5,4 | +7% |
Выручка автомобильных компаний
Выручка больше 20 млрд $ | |||
---|---|---|---|
FCA Group | 31,9 | 33,8 | +6% |
Toyota | 62,9 | 65,7 | +4% |
Hyundai | 21,2 | 22,1 | +4% |
Volkswagen Group | 62,5 | 64,3 | +3% |
General Motors | 37,0 | 36,8 | −1% |
BMW | 29,5 | 29,1 | −1% |
Nissan | 24,7 | 24,3 | −2% |
Daimler | 47,8 | 46,6 | −3% |
Ford | 37,1 | 35,9 | −3% |
Tesla | |
Квартал 2017 | 3,0 млрд $ |
Квартал 2018 | 6,8 млрд $ |
Рост | +129% |
Navistar | |
Квартал 2017 | 2,2 млрд $ |
Квартал 2018 | 2,6 млрд $ |
Рост | +18% |
PACCAR | |
Квартал 2017 | 5,1 млрд $ |
Квартал 2018 | 5,4 млрд $ |
Рост | +7% |
Volvo Group | |
Квартал 2017 | 7,0 млрд $ |
Квартал 2018 | 8,5 млрд $ |
Рост | +21% |
FCA Group | |
Квартал 2017 | 31,9 млрд $ |
Квартал 2018 | 33,8 млрд $ |
Рост | +6% |
Toyota | |
Квартал 2017 | 62,9 млрд $ |
Квартал 2018 | 65,7 млрд $ |
Рост | +4% |
Hyundai | |
Квартал 2017 | 21,2 млрд $ |
Квартал 2018 | 22,1 млрд $ |
Рост | +4% |
Volkswagen Group | |
Квартал 2017 | 62,5 млрд $ |
Квартал 2018 | 64,3 млрд $ |
Рост | +3% |
General Motors | |
Квартал 2017 | 37,0 млрд $ |
Квартал 2018 | 36,8 млрд $ |
Рост | −1% |
BMW | |
Квартал 2017 | 29,5 млрд $ |
Квартал 2018 | 29,1 млрд $ |
Рост | −1% |
Nissan | |
Квартал 2017 | 24,7 млрд $ |
Квартал 2018 | 24,3 млрд $ |
Рост | −2% |
Daimler | |
Квартал 2017 | 47,8 млрд $ |
Квартал 2018 | 46,6 млрд $ |
Рост | −3% |
Ford | |
Квартал 2017 | 37,1 млрд $ |
Квартал 2018 | 35,9 млрд $ |
Рост | −3% |
Себестоимость
Tesla в этом квартале сократила себестоимость производства электромобилей за счет оптимизации производства. Это отразилось на валовой марже — показателе доходности компании от выручки за вычетом себестоимости производства электрокаров. Формула: gross profit / revenue, или валовая прибыль / выручка. Больше значение — больше остается денег у компании. В 3 квартале 2017 года валовая маржа Tesla от продажи электромобилей была 15%.
Валовая маржа автомобильных компаний за последний отчетный квартал
Компания | Валовая маржа |
---|---|
BAIC Motor | 27% |
Tesla | 25% |
Volvo Group | 24% |
Daimler | 21% |
Volkswagen Group | 20% |
Navistar | 18% |
Toyota | 18% |
BMW | 18% |
Nissan | 16% |
Hyundai | 16% |
PACCAR | 14% |
FCA Group | 14% |
General Motors | 10% |
Ford | 8% |
Валовая маржа автомобильных компаний за последний отчетный квартал
Компания | Валовая маржа |
BAIC Motor | 27% |
Tesla | 25% |
Volvo Group | 24% |
Daimler | 21% |
Volkswagen Group | 20% |
Navistar | 18% |
Toyota | 18% |
BMW | 18% |
Nissan | 16% |
Hyundai | 16% |
PACCAR | 14% |
FCA Group | 14% |
General Motors | 10% |
Ford | 8% |
Откроют заводы в Китае и Европе
Tesla планирует запустить завод в Китае. Сейчас электромобили на импорт в Китай облагаются 25% налогом — Tesla пришлось поднять цены для Китая на 20%. Компания будет продавать электромобили внутри Китая и не будет платить налоговые пошлины и тратить деньги на доставку из США. Также компания хочет построить завод в Европе, чтобы уменьшить расходы на доставку туда.
Долги и оборотный капитал
Сумма кредитов Tesla выросла за год на 2% — до 11,8 млрд долларов. Собственных средств — 2,9 млрд долларов. На пресс-конференции Илон Маск предупредил: в 1 квартале 2019 года компания выплатит приличную сумму долгов — сумма собственных средств может уменьшиться. Сколько точно долгов вернут — неизвестно.
Большие долги — большие расходы на проценты. Вместо инвестиций в компании, свободные деньги придется тратить на погашение долгов. Если денег будет не хватать, компания может выпустить дополнительные акции — доли текущих инвесторов уменьшатся. Но пока это только мои догадки — компания не планирует привлекать новое финансирование.
У Tesla отрицательный оборотный капитал — 1,9 млрд долларов. Отрицательный оборотный капитал означает, что у компании не хватает текущих средств, чтобы покрыть текущие обязательства. Ситуация стала лучше по сравнению со 2 кварталом 2018 года — тогда оборотный капитал был минус 2,4 млрд долларов. Если Tesla и дальше будет получать прибыль проблем не возникнет.
Свободный денежный поток
Возможно, вы читали в СМИ, что у компании положительный свободный денежный поток и что «Tesla больше не сжигает деньги». Свободный денежный поток — это разница между денежной прибылью и инвестициями в бизнес. Показывает, сколько свободных денег остается у компании на выплату долгов и возможные дивиденды. Свободный денежный поток Tesla за 3 квартал 2018 года составил 881 млн долларов.
Предыдущие семь кварталов показатели были отрицательными: компания брала кредиты и продавала акции, чтобы получить деньги на запуск электромобиля Model 3. В 2020 году компания планирует запустить новый электромобиль — Model Y. Потребуются новые инвестиции в производство.
Пока неясно, сможет Tesla стабильно получать свободный денежный поток в следующем году.
Да скажите уже, покупать или нет
Вот я буду следить за компанией, но ничего покупать не буду. Tesla показала прибыль только в одном квартале за последние несколько лет. Но компания находилась в стадии развития — все деньги тратили на расширение бизнеса. У компании серьезные проблемы с долгами — из-за этого могут пострадать будущие инвестиции. Плюс конкуренты наступают. Руководство компании молодцы, но мне пока непонятно, как они решат проблемы Tesla в будущем. Буду ждать следующих отчетов.
Но помните: мы-то ответственность за ваши убытки не понесем. Чтобы не полагаться на чужое мнение и доверять своему, почитайте наши статьи про инвестирование:
31.10.18, 14:56
3. Ваша Tesla на грани банкротства. Вы о чем вообще?
31.10.18, 14:56
2. Нет, буду ждать следующих отчетов: вдруг что изменится.
31.10.18, 14:56
1. Да, это только начало — Tesla будет показывать прибыль квартал за кварталом.
01.11.18, 15:57
Здравствуйте. Пора покупать ни акции Tesla, а автомобили Tesla.
01.11.18, 08:59
Интересно, а про Apple так же говорили?
01.11.18, 22:00
GreLI, не про яблоко не говорили. У них проблем с долгами не было, даже в самые темные 90е годы.
01.11.18, 14:56
блин, вы как статью пишете, откуда у вольво 100 млрд баксов, это в кронах цифры...
01.11.18, 16:22
Kirill, спасибо! Исправил.
01.11.18, 15:38
Расскажите мне кто-нибудь, как можно увеличить производство в 2 раза за год, увольняя 9% сотрудников?
01.11.18, 18:09
Дмитрий, роботы
01.11.18, 18:08
Самое время
01.11.18, 22:08
На восходе автомобилизма, в начале 20го века, было более 1000 стартапов по строительству авто. Выжили из них менее 10ти. А вроде бы такое перспективное дело было.
Не, всякие стартапы особенно автомобильные это не для меня. Дайте мне чего поскучнее, долговую облигацию электростанции какую нибудь... Тесла это для молодых мечтунов.
08.11.18, 22:35
"Благодаря Tesla Model 3 компания стала лидером по продажам автомобилей в США в денежном выражении." Как же в денежном? Наверное, имелось ввиду, лидером роста и в процентном выражении?