Я оплатил новую машину у официального дилера, но не получил ни машины, ни денег
Когда мы с женой ждали третьего ребенка, подумали, что нам на пятерых нужен семиместный автомобиль.
Мы решили взять Вольво XC90 — съездили на тест-драйв, нам все понравилось. У официальных дилеров в Санкт-Петербурге не было в наличии семиместных машин — так я впервые в жизни решил заказать машину: выбрал нужные мне опции, в том числе дополнительный ряд сидений, чтобы получилось 7 мест.
В итоге я заплатил за машину 4 541 069 ₽, но не получил ее. Впоследствии официальный дилер обанкротился, а выполнять его обязательства оказалось некому — так я остался без денег и без машины. Но обо всем по порядку.
Как я выбрал дилера и заключил договор купли-продажи
Из всех дилеров «Вольво» я выбрал «Свид-мобиль»: покупал машину у него же в 2012 году и обслуживал ее там все восемь лет. У меня не было претензий к качеству сервиса, дилер работал с 1996 года и казался мне надежным.
С представителем официального дилера «Вольво» мы согласовали комплектацию, в декабре 2019 заключили договор купли-продажи и я внес на расчетный счет дилера аванс — 200 000 ₽. На руках у меня остался договор купли-продажи с такими условиями: автомобиль поставят и передадут мне в собственность в течение 60 рабочих дней с момента внесения аванса. Когда дилер получит автомобиль, он уведомит меня и я внесу оставшуюся сумму — 4 341 069 ₽. В течение 15 рабочих дней после окончательной оплаты я должен буду забрать автомобиль.
Как я сдал старую машину в трейд-ин и оплатил новую
В марте 2020 года — за 20 дней до локдауна — мне позвонил менеджер дилера и сообщил, что автомобиль прибыл на склад в Санкт-Петербурге. Теперь по договору я должен был внести на счет дилера оставшиеся деньги и в течение 15 рабочих дней получить свой автомобиль.
15 марта 2020 года я приехал в офис дилера и поинтересовался, где машина и ПТС. Мне сказали, что она в порту на складе: машину оформляют, посмотреть на нее не получится. Меня это не насторожило: я был уверен, что имею дело со старейшим дилером «Вольво» в Санкт-Петербурге и брендом Volvo.
В тот же день я сдал свою старую XC90 по трейд-ину в счет оплаты новой машины: мне зачли 850 000 ₽. Получил от дилера подменный автомобиль, чтобы ездить на нем, пока все оформляют. 16 марта я оплатил в банке счет на 3 491 069 ₽ и тем самым выполнил свою часть договора — с учетом нерабочих дней из-за пандемии я должен был получить машину к 18 мая 2020 года.
Дальше начался локдаун, никаких новостей от дилера о новой машине не поступало. В апреле и первой половине мая менеджер дилера ссылался на закрытые дилерские центры и говорил, что ПТС оформить невозможно, так как МРЭО тоже закрыты. Во второй половине мая я заподозрил неладное и решил связаться с руководством дилера, чтобы узнать правду.
На коммуникацию с дилером потратил примерно две недели — и в июне 2020 года услышал, что в течение месяца-двух получу машину. Все это время ездил на подменной машине, которую предоставил мне дилер в марте 2020 года.
В начале июня 2020 года я позвонил по телефону горячей линии «Вольво» и направил им запрос по электронной почте, чтобы выяснить статус заказанной машины. Я хотел понять, как выглядит вся эта ситуация со стороны «Вольво»: мне уже стало очевидно, что представители официального дилера врут.
Как повела себя «Вольво»
Служба поддержки «Вольво» многократно обещала разобраться в ситуации, но по факту в течение трех недель ничего полезного для меня не сделала. В «Вольво» молчали 23 дня, а 26 июня 2020 года пришло письмо: у дилера «Свид-мобиль» мы лицензию забираем, деньги за вашу машину он нам не перевел, разбирайтесь с дилером сами.
Итак, я оплатил машину, но деньги до «Вольво» не дошли: ни те, что я отнес в банк, ни те, что «Свид-мобиль» выручил от продажи моей старой машины. Дилер не говорит, куда делись эти деньги, не только мне, но и другим пострадавшим: в такую ситуацию попали 17 физических и 16 юридических лиц — по данным конкурсного управляющего от 13.10.2021 в деле о банкротстве дилера. В процессе судебных разбирательств выяснилось, что «Свид-мобиль» и до пандемии был в сложном финансовом положении. По сути, дилер выкупал машины старых клиентов деньгами новых. Когда поток новых клиентов закончился, схема перестала работать.
18 июня 2020 года ООО «Вольво Карс» расторгло дилерский договор с ООО «Свид-мобиль» и лишило дилера права продавать автомобили и оказывать сервисные услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей «Вольво». Причина — долг в 27 млн рублей, который вряд ли появился в течение пары месяцев. ООО «Вольво Карс» при этом не приняло никаких мер, чтобы обезопасить покупателей: не предупредило о возможных проблемах дилера и рисках полной оплаты заказанных у «Свид-мобиля» автомобилей «Вольво». Хотя при заключении договора с дилером на изготовление автомобиля я подписал согласие на передачу «Вольво Карс» моих персональных данных — то есть компания «Вольво» получала в распоряжение все контактные данные покупателя.
«Свид-мобиль» не первый дилер, с которым «Вольво» прекращает сотрудничество уже в момент финансового кризиса. В 2017 году похожая ситуация произошла с дилером «Независимость». Они примерно так же вели себя по отношению к покупателям автомобилей. В прессе есть информация, что клиенты, которые покупали в «Независимости» автомобили других брендов, в частности БМВ, в итоге получили свои автомобили, хоть и с задержкой. А неисполненные обязательства официального дилера взяли на себя представительства немецких производителей.
Как я писал всем, кто мог бы как-то помочь, и что из этого получилось
Я обратился к должностным лицам «Вольво». В списке были Седрик Дубар — глава отдела комплаенса, Кевин Микс — глава отдела по работе с клиентами, а также Хокан Самуэльссон — генеральный директор и президент Volvo Car Group. В ответ получил несколько писем. Во всех примерно одно и то же: обращайтесь в ООО «Вольво Карс».
Так я понял, что ничего не поменяется, и в конце июля 2020 года подал гражданский иск к ООО «Вольво Карс» и ООО «Свид-мобиль», чтобы попытаться вернуть свои деньги.
Также я сделал сайт с информацией об этой истории, где выкладываю имеющиеся у меня материалы, чтобы предупредить покупателей о рисках покупки новых Вольво у официальных дилеров.
Пара слов про стандарт менеджмента качества ISO 9001
Пока я ждал суда, решил обратиться к знакомым аудиторам ISO 9001. Это международный стандарт менеджмента качества, сертификат которого «Вольво» получает ежегодно с 2003 года.
Стандарт предписывает сертифицированным организациям соответствовать высоким требованиям к качеству процессов разработки, производства, логистики продукции и связанных с этим сервисов. Если компания нарушает требования стандарта, ее не сертифицируют. Теоретически об этом должны знать покупатели и инвесторы, чтобы предпочесть компанию, у которой с сертификатом качества менеджмента все в порядке.
Несколько знакомых экспертов ISO 9001, в том числе иностранных, высказали мнение, что компания «Вольво» нарушила ряд статей стандарта ISO 9001:2015, а именно положения процесса доставки товара, заказанного потребителем в официальной дилерской сети «Вольво».
Стандарт ISO 9001:2015 небольшой — всего 23 страницы. Я нашел его в интернете, прочитал и выписал две страницы несоответствий действий компании «Вольво» положениям стандарта применительно к моему случаю. Отправил в «Вольво», а затем их аудитору — в надежде как минимум обратить внимание на проблему в целом.
Мы направили жалобу в Intertek — всемирно известную аудиторскую компанию, которая выдает Volvo Cars сертификат соответствия ISO 9001:2015. Ответа ждали долго, а когда надоело, решили выйти напрямую на менеджеров компании. Ответили нам в ноябре 2020 года: сертификат ISO 9001:2015 не работает на территории России.
Стандарт менеджмента качества Volvo Cars ISO 9001:2015 распространяется только на Швецию, Бельгию, США и Китай — на страны, где у «Вольво» есть заводы. При этом все понимают, что процесс доставки связан и с другими странами, где покупают автомобили «Вольво», в том числе с Россией.
По мнению тех же знакомых аудиторов, такой ответ говорит о нарушении уже другого стандарта — ISO 17021 — в части раскрытия информации об области действия выданного аудитором сертификата ISO 9001. Мы подали апелляции в Intertek и жалобу в надзорный орган Swedac.
Все оказалось бесполезно, я получил отписки. Как мне пояснили друзья-аудиторы, бизнес по выдаче сертификатов ISO 9001 очень прибыльный — и, к сожалению, профессионалы отрасли давно обеспокоены девальвацией сертификата.
Результаты судебных заседаний
Здесь есть несколько сюжетных линий:
- Гражданский иск.
- Уголовное производство.
- Арбитражное производство.
Гражданский иск. С сентября 2020 по март 2021 года прошло три судебных заседания по гражданскому иску к ООО «Свид-мобиль» и соответчику по иску — импортеру ООО «Вольво Карс Россия».
Суд признал ответчиком только дилера: в российском законодательстве нет установленной нормы солидарной ответственности франшизодателя, в моем случае ООО «Вольво Карс», за франшизополучателя, в моем случае это ООО «Свид-мобиль», официальный дилер. Это позволяет компаниям вроде «Вольво» легко уходить от ответственности перед покупателями за действия официальных дилеров.
В январе 2021 мне выдали исполнительный лист, но получить по нему деньги вряд ли удастся: активов у дилера почти не осталось. Хотя до июля 2020 года он все еще владел зданием дилерского центра.
11 марта 2021 завершился гражданский суд. Судебное решение канцелярия районного суда Санкт-Петербурга направила моему адвокату только в июне 2021, хотя его должны выдавать в течение месяца после решения суда.
В течение месяца после получения письменного решения суда стороны имеют право подать апелляцию. Был риск, что дилер воспользуется этим правом, чтобы потянуть время и затруднить процесс взыскания долгов, но он им не воспользовался, потому что взыскивать уже нечего: недвижимость дилера перешла к другим владельцам в июле 2020 года.
Арест на имущество дилера судебные приставы должны были наложить сразу после решения судьи — как только он подтвердил, что заявление истца обосновано, то есть в июле 2020 года. Приставы не исполнили запрет на сделки с имуществом, так как имущество дилера нашло новых владельцев за пару дней до наложения ареста.
Уголовное производство. В марте 2021 года я подал заявление в районный ОБЭП МВД Санкт-Петербурга о совершенном в отношении меня экономическом преступлении. Дознаватели районного отделения МВД проводят проверку, но результатов пока нет.
По результатам проверки либо возбудят уголовное дело по статье 159 или 160 УК РФ, либо откажут, если МВД не усмотрит состава преступления в деятельности организаций.
Арбитражное производство. 7 мая 2021 года ООО «Свид-мобиль» признали банкротом, а до этого дилер вел экономическую деятельность: от имени другого юридического лица продавал и покупал машины с пробегом, ремонтировал автомобили, в том числе Вольво — вне рамок гарантии производителя, оказывал иные услуги.
По данным отчета СПАРК, ООО «Свид-мобиль» не только получило огромный убыток за 2019 и 2020 годы, но и потеряло активы на 127 млн рублей в 2019 и на 345 млн рублей в 2020. Итого 472 млн рублей за два года.
В июле 2021 года мой адвокат подал необходимые заявления в арбитражный суд, чтобы включить меня в реестр кредиторов и в очередь кредиторов на общих основаниях:
- Первая очередь — граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.
- Вторая очередь — работники должника. Сюда входит оплата труда, выплата выходных пособий, обязательства по уплате НДФЛ и страховых взносов в бюджет. В случае со «Свид-мобилем» во вторую очередь попали требования примерно на 16 млн рублей.
- Третья очередь — другие кредиторы. Физические лица, юридические лица, ФНС — налоги, не входящие во вторую очередь. Требования примерно на 231 млн рублей. Из них основной долг — 154 млн рублей, это включая меня и, конечно, ООО «Вольво Карс». Остальная сумма — финансовые санкции, то есть неустойки и штрафы.
Первое заседание с 25 августа 2021 года перенесли на 20 октября. Учитывая ситуацию с потерей имущества дилером, перспективы взыскать хоть что-то выглядят туманными, но формальности мы выполним. Суд выдал определение о включении моих требований в реестр кредиторов третьей очереди. Важно понимать, что все кредиторы одной очереди имеют равные права — и возмещение происходит пропорционально.
Конкурсный управляющий нашел какие-то транспортные средства «Свид-мобиля» почти на 7 млн. Главного актива — здания с оценочной стоимостью 300 млн рублей — нет в собственности дилера с июля 2020 года. С этим фактом кредиторам еще предстоит разбираться в судебном порядке. Впереди много судебных процессов. Думаю, что еще года на два.
Что делать, чтобы не попасть в похожую ситуацию
Самое важное — знать о рисках и сделать все возможное, чтобы их снизить. Три главных риска:
- Дилер может не выкупить вашими деньгами автомобиль у импортера или производителя.
- Дилер может передать вам автомобиль, который находится в залоге у банка или третьих лиц. При этом дилер — собственник этого автомобиля.
- Дилер может передать битый, крашеный или неисправный автомобиль.
Вот что я рекомендую сделать перед покупкой авто.
Зайдите на сайт производителя и убедитесь, что нужный вам дилер есть в списке официальных дилеров. Информация на сайте дилера может не соответствовать действительности.
Выясните схему поставки автомобиля, проверьте в договоре купли-продажи срок оплаты и передачи автомобиля в собственность. Если по договору нужно полностью оплатить машину, а потом ждать 10 рабочих дней и более, это очень тревожный симптом. Для того чтобы перечислить ваши деньги импортеру, дилеру нужен был один банковский день — так было, когда выдавали бумажные ПТС. А с электронным ПТС это и вовсе несколько часов.
Обязательно поищите в интернете отзывы о выбранном вами дилере за последний год. Если пишут, что выдачу машин после оплаты задерживают более чем на 3 рабочих дня, то вы сильно рискуете. У добросовестного дилера нет причин задерживать машины.
Уточните, выкупил ли дилер автомобиль, если он находится на территории дилера и вы даже можете к нему подойти. В ПТС собственником должно значиться юридическое лицо, с которым вам предстоит заключить договор купли-продажи. Если дилер не вписан в ПТС как собственник, то он будет выкупать автомобиль — и вопрос в том, чьими деньгами он это сделает: вашими, деньгами нового клиента, своими или заемными средствами.
Обязательно проверьте автомобиль по реестру Федеральной нотариальной палаты. Даже абсолютно новый автомобиль может быть в залоге у банка. Так бывает, если дилер выкупает автомобиль заемными средствами.
Запомнить
- У потребителя нет договора с импортером и тем более с производителем. Официальные дилеры работают по франшизе и всегда под вывеской производителя, который на самом деле может ничего не контролировать.
- Покупка новой машины у официального дилера в России — это риск, во многом схожий с риском при покупке новой квартиры. В цепочке поставки много посредников, и бренд не отвечает за конечный результат — передачу машины потребителю. По крайней мере, так у «Вольво».
- Важно узнать, есть ли у конкретного дилера долги. Будьте готовы к сложностям: информация об экономическом состоянии юридических лиц поступает с серьезной задержкой.
- Даже если все пошло не так, есть автопроизводители, которые несут ответственность за своих дилеров. Пример — ситуация с «Независимостью» и БМВ в 2017 году: люди получили свои автомобили.
- Стандарт качества ISO 9001:2015 в случае с «Вольво» работает только в Швеции, США, Бельгии и Китае, а в остальных странах — нет.
- Если у автопроизводителя есть завод в России, это сильно улучшает перспективы судебных процессов. Почему так — я пояснить не могу, но это мнение адвокатов. У подразделения «Вольво Карс», которое отвечает за легковые автомобили, нет заводов в России.
- В российском законодательстве нет норм ответственности франшизодателя за своего франшизополучателя. Отвечать перед потребителем будет юридическое лицо дилера — часто с уставным капиталом в пару десятков тысяч рублей. А вовсе не бренд, который направил вас к дилеру для покупки товара.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil