Что будет, если ездить без полиса ОСАГО
Авто
6K
Фотография — Tricky_Shark / Shutterstock / FOTODOM

Что будет, если ездить без полиса ОСАГО

Как избежать штрафа и как его уплатить

12
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

знает, что грозит за езду без полиса ОСАГО

Страница автора

Когда ОСАГО только появилось, многие водители экономили и не оформляли полис.

Позднее им приходилось платить не только за ремонт пострадавшего авто, но и штраф за отсутствие полиса.

Но бывают и другие ситуации: например, водитель не успел оформить новую страховку взамен истекшей или забыл распечатанный документ дома. Расскажем, что будет, если выехать на дорогу без полиса ОСАГО, и как избежать штрафа.

Зачем ввели обязательное страхование ответственности

ОСАГО — полис, который подтверждает, что водитель застраховал свою гражданскую ответственность в случае ДТП. Он появился в России 1 июля 2003 года, когда вступил в силу соответствующий закон.

Если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, то ущерб имуществу, жизни и здоровью пострадавших возмещает страховая компания  :

  1. до 400 000 ₽ — за ущерб имуществу;
  2. до 500 000 ₽ — за вред жизни и здоровью.

Ущерб автомобилю виновника ОСАГО не покрывает — это возможно только с каско. Не возместят и моральный вред  .

Можно ли ездить без страховки

Страховать гражданскую ответственность не нужно для некоторых видов транспорта  :

  1. Транспорт с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч. Но если автомобиль не может ехать быстрее из-за неисправности, полис оформлять надо.
  2. Транспорт, не предназначенный для дорог общего пользования, например колесный трактор.
  3. Транспорт, который не регистрируют в ГИБДД: например, гоночные автомобили или мотоциклы, которые используют исключительно для спортивных соревнований.
  4. Военный транспорт. Например, на колесные тягачи для пусковых установок полис ОСАГО оформлять не нужно. А вот для автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, которые военные используют в хозяйственной деятельности, полис ОСАГО обязателен.
  5. Транспорт, у которого есть гусеницы, полозья или другие неколесные движители, а также прицепы к нему: например, снегоходы, гусеничные тягачи, трактора, аэросани.
  6. Автомобили, зарегистрированные за рубежом, если на них оформлен полис в международной системе страхования, например «Зеленая карта».
  7. Принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям. Их не страхуют отдельно, но в полисе ОСАГО на авто, с которым используют прицеп, нужна соответствующая отметка.

В остальных случаях водитель обязан оформить ОСАГО до регистрации автомобиля в ГИБДД — в течение 10 дней после покупки машины  . На этот период закон позволяет ездить за рулем без страховки.

Отметку об использования автомобиля с прицепом ставят в графе 2 полиса ОСАГО
Отметку об использования автомобиля с прицепом ставят в графе 2 полиса ОСАГО

Кто вправе проверять полис ОСАГО

Водитель обязан предъявлять полис только сотрудникам ГИБДД  , если для транспорта, которым он управляет, страховка обязательна. Например, водитель велосипеда или мотосаней может отказаться, наказание за это не предусмотрено.

Полис можно предъявить на официальном бланке Гознака, но такой формат постепенно уходит в прошлое  . Если водитель оформил электронный полис — можно показать сотруднику ГИБДД распечатку или полис на экране смартфона, эти варианты равнозначны.

Какие будут штрафы, если страховки нет

Санкция зависит от того, оформил ли водитель вообще полис ОСАГО или он просто не может предъявить его сотруднику ГИБДД.

Если водитель, например, забыл документ дома или у смартфона села батарейка, сотрудники ГИБДД могут проверить полис по базе данных Российского союза автостраховщиков — РСА.

Если водитель действительно заключил договор страхования и оформил полис, но бланка — ни электронного, ни бумажного — у него при себе нет, ему могут объявить предупреждение или оштрафовать на 500 ₽  .

А вот если владелец авто не оформлял страховой полис или оформил, но срок действия истек или еще не начался либо водителя не вписали в полис, могут оштрафовать на 800 ₽  .

Фиксируют ли камеры отсутствие страховки

Оформить постановление об административном правонарушении могут только сотрудники ГИБДД, если остановят машину и проверят документы.

Но сейчас обсуждают автоматические штрафы с камер за отсутствие полисов ОСАГО — в частности, это поддерживают представители РСА.

Можно ли обмануть сотрудника ГИБДД с полисом ОСАГО

Схемы обмана есть, но они незаконны. Приведу пару примеров и санкции за них.

ДКП  переписывают, меняя даты. Покупатель автомобиля не ставит его на учет и не оформляет полис, а вместо этого переписывает ДКП, указывая свежие даты. В результате сотрудники ГИБДД считают, что со дня покупки прошло меньше 10 дней и можно ездить на незарегистрированном автомобиле и без полиса.

Выявить это можно не всегда, но такие случаи бывают — например, если водителя уже привлекали к административной ответственности на этом же автомобиле. «Обновленный» ДКП не спасет от санкции: водителя могут оштрафовать на 1500—2000 ₽ за нарушение правил регистрации автомобиля  .

Полис подделывают. Иногда в интернете продают полисы ОСАГО по фиксированной сниженной цене, предупреждая, что выплаты по нему не получить. Некоторые водители изготавливают подделки сами — например, исправляют даты в старом полисе. Это может закончиться судом.

В Сарапуле мужчина внес изменения в старый полис, это обнаружили сотрудники ГИБДД. По факту подделки документов возбудили уголовное дело. В результате мужчину признали виновным и лишили свободы на два месяца  .

Обмануть страховую компанию с поддельным полисом не выйдет в любом случае, виновному в ДТП придется возмещать ущерб пострадавшим за свой счет.

Продавцы предлагают такие «полисы» за 2500 ₽. Цена фиксированная для всех — ни прописка владельца, ни марка автомобиля, ни КБМ на стоимость не влияют
Продавцы предлагают такие «полисы» за 2500 ₽. Цена фиксированная для всех — ни прописка владельца, ни марка автомобиля, ни КБМ на стоимость не влияют
Продавцы предупреждают: выплаты по такому полису получить невозможно
Продавцы предупреждают: выплаты по такому полису получить невозможно

Как обжаловать штраф за отсутствие страховки

Если водитель не оформил ОСАГО, постановление об административном правонарушении выносят сотрудники ГИБДД на месте. Это значит, что водитель вправе обжаловать его руководителю подразделения ГИБДД. Если постановление составили с явными нарушениями, начальник ГИБДД может отменить его сам. Но можно обратиться и сразу в суд — закон этого не запрещает.

Отправить жалобу можно через ГАС «Правосудие» или заказным письмом с уведомлением о вручении  — на это есть 10 дней  .

Как уплатить штраф за отсутствие страховки

Если водитель не оформил страховой полис и его оштрафовали, в течение 20 дней после этого штраф можно уплатить со скидкой 50%  .

Реквизиты указаны в постановлении об административном правонарушении. Уплатить штраф можно через госуслуги, банковское приложение, банкомат или в офисе банка.

Если затянуть с оплатой на 60 дней и больше, штраф могут взыскать принудительно, а неплательщика привлечь к ответственности и назначить еще один штраф в двойном размере, обязательные работы или арестовать на 15 суток  . А еще пристав вправе взыскать исполнительский сбор — минимум 1000 ₽.

Запомнить

  1. Если договор страхования есть, но у водителя на руках нет полиса, могут объявить предупреждение или оштрафовать на 500 ₽.
  2. Если договор страхования вообще не оформляли или водитель не указан в полисе, оштрафуют на 800 ₽.
  3. Иногда водители переписывают договор купли-продажи, указывая в нем свежую дату, чтобы не страховать машину и не ставить ее на учет в ГИБДД. Выявить это можно не всегда, но если обнаружат — штрафа не избежать.
  4. Если водитель предъявил поддельный полис, его могут лишить свободы.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевСчитаете ли вы наказание за езду без страховки слишком строгим? Почему?
  • ЙцукенбергНе считаю наказание слишком строгим и поэтому выгоднее ездить без страховки, чем платить за неё. Также считаю, что страховщики просто наживаются на ОСАГО. Кроме того, выплата ограничена лишь 400 тыс руб. - а дальше сам разбирайся. По мне так наоборот лучше было бы - ущерб меньше 100 тыс. сам платишь (франшиза), а если свыше, то на помощь приходит ОСАГО, чтобы действительно защитить меня.0
  • Андрей НиколаевичВ случае, если у владельца страховка есть, но управляет автомобилем лицо, не вписанное в полис, камера автоматически не определит и не докажет, кто находился за рулём. Иначе придётся пилить целую информационную ситсему по сопоставлению базы лиц водителей с базой РСА. Законность и техническая реализуемость такой ИС под большим вопросом (у ГИБДД шатается и периодически падает даже система выдачи в/у). В случае, если страховки нет, из-за огромного дефицита штата и нехватки и без того перегруженных работой парулей попасться на отсутствии страховки можно разве что при составлении протокола ДТП. Нехитрым подсчётом легко сопоставить индивидуальную потенциальную суммарную цену штрафов в год и цену годового осаго, получить реальные выплаты и даже ремонт по которому становится всё дольше и сложнее. Для каждого водителя будет своё соотношение и предел выгоды, в зависимости от маршрутов, количества поездок, манеры езды, цены осаги – для подавляющего большинства выгоднее не платить осагу (осуждаю, сам плачУ :D ). Если же посчитать брутто жир страховщиков с сумм уплаченных страховок со всей России и соотнести с брутто всех выплаченных сумм в рамках страхового покрытия, можно даже без подсчётов понять, что страховщикам грех жаловаться, им лучше помалкивать и продолжать вкусно кушац, потому что этот бизнес чей надо бизнес. Отсюда вывод: потому и не платят осагу, что в обществе есть тенденции к к уменьшению энтропии финансовой несправедливости, а в институте страхования – к её увеличению. Вечная битва жёлтого с коричневым.0
  • Поющая в коровникеНа днях одноклассница с семьёй возвращалась с моря. Ехали днём через Уссурийск, на скорости 40 км/ч. И тут на перекрёстке в них влетает товарищ СВОшник, который часом ранее купил тачку, на радостях поддал и поехал обкатывать. ОСАГО, ессно, ещё не оформил. У одноклассницы машина всмятку, муж в тяжёлом состоянии, у неё лицо в осколках и сознание пропадало. Дети с сотрясениями. Тут отсутствие полиса - меньшее, за что можно насовать. Но пусть достанется и за это по полной.2
  • Яков НусуевШтраф за езду без страховки ОСАГО должно составлять не меньше 50-ти кратной сегодняшнего штрафа , так будет справедливой по отношению к потерпевшему в результате ДТП с этим " умником" , считающим , что страхуют свою ответственность только дураки . Я был в этой ситуации и знаю , что говорю.2
  • СветланаПоющая, пьяный свошник от того, что живой вернулся купил тачилу и чуть было не угробил других.1
  • Светланаgambler, есть деньги у виновника дтп, то может заплатить из своего кармана за ремонт аж двух машин: своей и пострадавшего. Много таких людей в стране. Мало получается. А тут страховка поможет.0
  • Поющая в коровникеСветлана, вот-вот. Я могу понять, что там всем башню рвёт - ну дык не лезь ты за руль с сорванной башней.0
  • Поющая в коровникеИгорь, кто ж меня посадит - я же памятник0
  • ArtemАндрей, ну так это следующий этап. В Китае вон для социального рейтинга уже давно китайцев распознают. А у нас - участников несанкционированных митингов. Так что технически это уже реализуемо.0
  • Андрей НиколаевичArtem, в этом и суть, что начинать внедрение такой системы стоит с обкатки на таких относительно простых объектах инфраструктуры, как дорожные камеры + распознавание лиц + проверка наличия ОСАГО, тем более, во многих отечественных системах наблюдения уже есть минимальная интеграция с системами обнаружения лиц. Повторять ошибки на пути Китая, со всеми его соц рейтингами и перегибами на местах, крайне не следует, учитывая состояние IT инфраструктуры, которую сопровождают на скромном гос жаловании ответственные лица далеко не всегда высокой квалификации.0