Я продавал одежду Тимати, но ничего не заработал

Закрыл магазин, но опыт мне понравился
73
Я продавал одежду Тимати, но ничего не заработал
Аватар автора

Евгений Рейтер

рассказал, как открыл и закрыл магазин Black Star Wear у себя в городе

Друзья всегда надо мной посмеивались, когда я включал треки Тимати в машине.

Отношение к этому исполнителю у многих неоднозначное, но мне его творчество нравилось. Так возник интерес и к одежде Black Star Wear.

В моем городе с населением в 500 000 человек выбор одежды в торговых центрах скудный. До взрывного роста маркетплейсов обычным делом было проехать 100 километров в соседний областной центр за покупками. Там-то я и увидел открытый по франшизе магазин Black Star Wear. Многие из моего города там одевались, вот и подумал — почему бы не попробовать продавать эту одежду у нас.

Магазин просуществовал полтора года. Денег я не заработал, но и в сильный минус не ушел. Расскажу, что из этого вышло.

Тимати для привлечения внимания

Я хотел продавать вещи для молодежной аудитории — Black Star Wear и ноунейм-бренды из московского оптового рынка «Садовод». С одеждой от Тимати я был скован в том, какую цену могу назначить за товар: там есть четкие гайды. А на вещи с «Садовода» я мог установить любую наценку, еще их плюс — в низкой себестоимости.

С самого начала мое отношение к собственному проекту было настороженным. Я не из тех, кто, надев розовые очки, берет кредиты и не может их погасить. Поэтому первое, что мне хотелось узнать перед открытием магазина, — это спрос и интерес.

По моим наблюдениям, в городе было много людей в одежде этого бренда. Но моих наблюдений недостаточно. За полгода до открытия магазина я создал группы в «Инстаграме» и во «Вконтакте», чтобы прощупать почву.

Для раскрутки я подключил рекламу, устраивал конкурсы репостов, а после открытия попросил городские паблики рассказать обо мне. Мне важно было понять интерес людей по лайкам, просмотрам, комментариям. К моменту открытия магазина в группах было около 1000 человек.

Пример рекламы магазина в городских пабликах. За этот пост я заплатил 500 ₽. Это единственный раз, когда платил за рекламу в паблике
Пример рекламы магазина в городских пабликах. За этот пост я заплатил 500 ₽. Это единственный раз, когда платил за рекламу в паблике

В моем городе постоянно открывались и закрывались магазины с одеждой из «Садовода». Мое преимущество перед ними, как я считал, — это бренд Black Star в ассортименте магазина, который сведет затраты на маркетинг к минимуму.

Бренд Тимати был нужен для привлечения покупателей, прибыль я планировал получать с другой одежды.

Было два варианта открытия: в формате оптового партнера или по франшизе. Условия франшизы такие: приоритет перед оптовыми партнерами при бронировании новых коллекций, скидка 55% от розничной цены во время закупки. Обязательно нужно сделать ремонт по брендбуку и внести единоразово 1 млн рублей в качестве депозита для закупки товара.

Взамен компания помогала выбрать помещение, обучить продавцов, давала описания бизнес-процессов, а артисты лейбла Black Star устраивали автограф-сессии в магазине.

С учетом ремонта и закупки товара нужно было потратить около 4—5 млн рублей на открытие. Так что этот вариант я отверг сразу — у меня было всего 350 000 ₽.

Формат оптового партнера такой: скидка 40% от розничной цены, первая закупка должна быть на сумму не менее 250 000 ₽. Из минусов — оптовые партнеры получали новые коллекции в последнюю очередь. Из плюсов — я мог продавать в магазине одежду других брендов. Иначе я бы зависел от одного поставщика. Правда, я не мог использовать в вывеске фирменное Black Star Wear, поэтому назвал магазин Black Shop.

Форматы магазина и условия сотрудничества по франшизе с Black Star Wear сегодня. Информация с официального сайта бренда
Форматы магазина и условия сотрудничества по франшизе с Black Star Wear сегодня. Информация с официального сайта бренда

Как я выбрал помещение

Я хотел открыть магазин в одном из торговых центров. Перебрал несколько понравившихся мест, уточнил стоимость аренды, и выбор сузился до двух. Самый популярный ТЦ города с высокой проходимостью, назовем его «Е», я вычеркнул из-за цены. За помещение площадью 20 м² надо было платить 180 000 ₽ в месяц и 1% от выручки. Такую аренду я бы просто не потянул.

180 000 ₽
стоит аренда помещения в популярном региональном торговом центре

В 10 минутах ходьбы от него был другой торговый центр — «М». Здесь аренда была намного ниже — 35 000 ₽ и никаких процентов. Но и проходимость была ниже.

Я несколько раз приезжал в оба ТЦ и замерял трафик: считал количество посетителей. Отдельно записывал людей из моей целевой аудитории — покупателей до 30 лет. У меня не было никаких требований к объему трафика: просто делил стоимость аренды на количество проходивших людей.

Я думал так: бренд известный, а значит, проходимость не так важна. Главное, чтобы люди узнали о магазине.

Посмотрел и потенциальных конкурентов. В «М» не было магазинов с дешевой одеждой, то есть конкурентов у меня тоже было немного. Ради интереса опубликовал в группе во «Вконтакте» опрос: где нам лучше открыться? Люди проголосовали за то же место, что понравилось мне — ТЦ «М».

По условиям аренды нужно было внести плату за два месяца вперед. Коммунальные расходы составляли около 3000 ₽ в месяц.

На аренду и закупку итого нужно было 320 000 ₽. Я понимал, что собственных средств может не хватить, поэтому открыл пару кредитных карт. Они не понадобились, но для спокойствия все же были нужны.

Как я закупался на фабрике Black Star и «Садоводе»

На первую закупку мне сделали скидку 50% — как и для тех, кто работает по франшизе. Но ассортимент был небольшой, и процесс закупки растянулся на месяц. Я внес депозит 250 000 ₽ банковским переводом и ждал выпуска новых моделей одежды. Товар на складе резервировал частями. Потом сел в машину и отправился на фабрику Black Star Wear в Москве.

Фабрика Тимати удивила беспорядком: везде были разбросаны коробки с тканями и одеждой.

Беспорядок был и в организации работы. Например, после месяца ожидания выяснилось, что не все из забронированного есть в наличии.

Примерно четверти заранее заказанных товаров не было. Пришлось связаться с офисом и уже снова заказать из того, что есть. Где-то на месте увидел брак — и это тоже надо было оформить документально. На часть товара, которую я заказал заранее, в день приезда на фабрику была объявлена скидка. Но так как я заказывал до скидки, то купил по стандартной цене.

Менеджер Black Star Wear прислал мне прайс-лист, а я ему — список покупок. Несмотря на то что мне присылали накладные, на складе многих вещей в итоге не оказалось
Менеджер Black Star Wear прислал мне прайс-лист, а я ему — список покупок. Несмотря на то что мне присылали накладные, на складе многих вещей в итоге не оказалось

В общем, я сразу понял, что в моей затее эти ребята будут слабым звеном. Работать системно, без перебоев и проблем не получится. Значит, надо налаживать личные отношения с кладовщиком на складе. Он мне рассказал, что сначала новые коллекции получают магазины Black Star, затем франчайзи, а уже потом остатки забирают оптовые партнеры. Кладовщик просто ходил по фабрике и искал, что есть, а я по телефону согласовывал это с офисом.

Кладовщик задержался на три часа после смены, чтобы мне помочь. В следующую поездку я привез ему торт.

Мне не хотелось прибегать к кредитным картам, и я старался экономить на всем. Например, когда делал закупку, то переночевал в машине. Утром я поехал на оптовую базу «Садовод». Образ этого места у меня сформировался по криминальным сообщениям из медиа, поэтому я все время ожидал подвоха. Но все было нормально.

Я обошел много точек, чтобы сориентироваться в ценах. Пробовал торговаться, но цена зависела только от объема. Чтобы она стала вдвое ниже розничной, надо было покупать весь размерный ряд. Я искал одежду в стиле спортивно-уличной моды, но без названий брендов. Кроме того, что это незаконно, продавать фейки я не хотел принципиально. Закупка с разных точек в сумме составила около 40 000 ₽. В основном это были футболки по 300—350 ₽. Закупочная цена футболок Black Star Wear была минимум 800 ₽.

На момент закупки я уже провел переговоры с ТЦ, но договор пока не подписали. Так что арендованного помещения у меня не было. Я привез коробки домой и кое-что сразу опубликовал в соцсетях.

Поездка в Москву мне обошлась в 295 050 ₽

Закупка на фабрике Black Star250 000 ₽
Закупка на «Садоводе»40 000 ₽
Бензин и платные дороги4250 ₽
Еда800 ₽

Поездка в Москву мне обошлась в 295 050 ₽

Закупка на фабрике Black Star250 000 ₽
Закупка на «Садоводе»40 000 ₽
Бензин и платные дороги4250 ₽
Еда800 ₽
Прекрасно помню первую продажу. Девушка заказала кепку, и я в тот же день привез кепку в фирменном пакете к ее подъезду, воодушевленный первым заказом
Прекрасно помню первую продажу. Девушка заказала кепку, и я в тот же день привез кепку в фирменном пакете к ее подъезду, воодушевленный первым заказом

Арендодатель не читал договор аренды

Часть оборудования для магазина — стойки, вешалки, полки и манекены — я купил на «Авито». В соседнем городе закрылся магазин, и его владелец все распродавал. Некоторые предметы были серебристые, поэтому я на улице перекрасил их баллончиком в черный. Какие-то вещи купил новые. Потратил на все 18 000 ₽.

Стойку для ресепшена делали на заказ — нашел подрядчика в своем городе. Я попросил столяра сделать ее похожей на стойки, которые установлены во франшизных магазинах. Она обошлась в 16 000 ₽, и ее привезли нам в последний момент — с утра в день открытия. Около 10 000 ₽ ушло на вывеску.

26 000 ₽
я потратил на вывеску и стойку для ресепшена

В примерочной напротив зеркала я повесил один из символов бренда — логотип со львом. Я знал, что многие захотят сделать фото с ним на фоне.

Люди стали делать селфи на фоне льва и тем самым продвигали нас в своих в соцсетях. А еще лев неплохо закрыл электрощиток
Люди стали делать селфи на фоне льва и тем самым продвигали нас в своих в соцсетях. А еще лев неплохо закрыл электрощиток

Весь ремонт заключался в поклейке обоев, установке плинтусов, светильников, поэтому нанимать никого не пришлось. Обои клеил вместе с родителями. Итого первая закупка, оборудование и ремонт стоили 350 000 ₽.

К договору аренды я планировал подойти скрупулезно, но, увидев около 50 страниц мелкого текста, немного опешил. Основной объем приходился на описание условий ремонта.

Забавно, что менеджер из отдела аренды с договором был слабо знаком. В соглашении было условие: арендатор обязан согласовывать ремонт, если какие-либо элементы в нем имитируют кирпичную кладку. Когда я позвонил, чтобы уточнить, могу ли поклеить «кирпичные» обои, менеджер недоумевал. Так он узнал от арендатора условия своего договора.

Те самые обои, которые я согласовывал с менеджером
Те самые обои, которые я согласовывал с менеджером

Открытие магазина одежды в 2016 году — 349 750 ₽

Закупка товара295 050 ₽
Оборудование для одежды18 000 ₽
Стойка ресепшена16 000 ₽
Вывеска и логотип со львом11 500 ₽
Обои, клей и плинтусы5000 ₽
Пуфик и светильники для примерочной1800 ₽
Зеркала1600 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Открытие магазина одежды в 2016 году — 349 750 ₽

Закупка товара295 050 ₽
Оборудование для одежды18 000 ₽
Стойка ресепшена16 000 ₽
Вывеска и логотип со львом11 500 ₽
Обои, клей и плинтусы5000 ₽
Пуфик и светильники для примерочной1800 ₽
Зеркала1600 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Как мы привлекли покупателей фэшн-съемкой

До открытия магазина мы нашли моделей и организовали съемку. Я был уверен, что модели поделятся фотографиями в соцсетях и расскажут знакомым про магазин. Поэтому важным критерием выбора моделей было количество их подписчиков.

Одна из моделей нашла фотографа, который бесплатно снимал фото и видео, а еще помогла организовать показ в местном клубе. Моделям нравилось участвовать в наших фотосессиях, к тому же они получали красивые фото для своих профилей в соцсетях. За фотографии я ничего не платил. Только после нескольких фотосетов одному фотографу подарил футболку. На этом все.

Благодаря съемке большая часть молодежи города знала о нас к открытию. При этом на рекламу я почти ничего не потратил. Сделал розыгрыш по репостам во «Вконтакте», раздал несколько сертификатов на скидку 50%. До открытия я настроил масслайкинг в соцсетях — каждый открытый профиль жителя города в возрасте до 30 лет был пролайкан с нашего аккаунта. В 2016 году так делали все, масслайкинг еще не был чем-то позорным, как сейчас.

Мне кажется, что одежда Black Star яркая, контрастная и хорошо получается на фото. Источник: vk.com/b_kuzminka
Мне кажется, что одежда Black Star яркая, контрастная и хорошо получается на фото. Источник: vk.com/b_kuzminka
В показе участвовали модели одного из известных модельных агентств нашего города. Источник: vk.com/b_kuzminka
В показе участвовали модели одного из известных модельных агентств нашего города. Источник: vk.com/b_kuzminka
Это объявление об открытии. Знакомая в это же время открыла магазин цветов, и мы давали ее букеты в подарок первым покупателям. Были люди, которые покупали одежду только из⁠-⁠за цветов. Взамен мы раздавали ее визитки, бесплатно поставили рекламу у себя в магазине
Это объявление об открытии. Знакомая в это же время открыла магазин цветов, и мы давали ее букеты в подарок первым покупателям. Были люди, которые покупали одежду только из⁠-⁠за цветов. Взамен мы раздавали ее визитки, бесплатно поставили рекламу у себя в магазине

Ожидания и первые результаты

В первые дни я работал сам вместе со своей девушкой. До открытия магазина у меня не было никакого опыта торговли одеждой. Важно было прочувствовать процесс, получить прямой контакт с покупателями. Без первых продаж я бы даже не знал, какую зарплату смогу предложить продавцам, и смогу ли вообще. На случай провала планировал работать сам.

Шарики на открытие со скидкой мне сделал одногруппник, с которым вместе учились в колледже. Это его малый бизнес.

Первыми покупателями были модели, с которыми мы организовывали фотосеты и показ.

Им мы сделали скидки. В день открытия я рассчитывал на выручку 30 000 ₽, но получилось 17 000 ₽. Тем не менее продажи были, и на второй день я дал в соцсетях объявление о поиске продавца. Всего нам нужны были два человека — и мы нашли их быстро.

Предпочтение отдавал кандидатам с опытом. У продавцов был оклад и процент от продаж, плюс премия за общие продажи по магазину. Например, если мы выполняем план 250 000 ₽ общей выручки за месяц, то продавцы получают 5000 ₽.

Может, это и неправильно, но я сделал выводы по первому дню. Зарплата продавца была около 15 000 ₽. Средняя зарплата по нашему городу на тот момент была 15 000⁠—⁠20 000 ₽
Может, это и неправильно, но я сделал выводы по первому дню. Зарплата продавца была около 15 000 ₽. Средняя зарплата по нашему городу на тот момент была 15 000⁠—⁠20 000 ₽

Понимая, что не могу платить много, я был не очень требователен к продавцам. Я провел инструктаж, написал для них скрипт — последовательность фраз, которые должен говорить продавец покупателю.

Думаю, мне не хватало организации бизнес-процессов, которые дает франшиза: там ведется подсчет посетителей с помощью датчиков, и эффективность работы продавцов замеряется намного точнее. Плюс обучают продавцов.

Я же сам учился у продавцов. Например, спрашивал, как была организована работа на предыдущем месте работы. Одна продавщица рассказала, что смс-рассылка хорошо себя зарекомендовала на ее прошлой работе, и мы начали записывать номера телефонов клиентов.

По образованию я экономист, поэтому написал свой бизнес-план сам. Его я делал по пессимистичному сценарию. Работать надо хорошо, но в то же время быть готовым к худшему. По итогам первых месяцев работы я удивился точности моего бизнес-плана. Фактические цифры отличались от плановых не более, чем на 15—20%.

Оборот за первый месяц работы составил 200 000 ₽, из них 83 000 ₽ — прибыль. Формально мы вышли в плюс с первого же месяца, но на все свободные деньги я закупил одежду.

В следующем месяце оборот был 194 000 ₽, а в октябре вырос до 314 000 ₽. Видимо, сработало сарафанное радио и публикация в крупной группе во «Вконтакте» с бесплатными розыгрышами. Я не знаю точно, что именно из этого сработало.

Чистая прибыль за октябрь — 70 000 ₽. Ноябрь, декабрь закрыли с такими же показателями, а вот с января ситуация стала ухудшаться.

Как делал наценку на товары

В магазине футболки с «Садовода» за 300 ₽ висели рядом с Black Star по одной и той же цене — 1500 ₽. И их даже лучше покупали. Наценка на вещи Тимати была 80—100%. Одежду с «Садовода» можно было продавать в пять раз дороже.

Сначала я пытался работать по стандартной для магазинов модели — скидка 30%, потом 50%. Но быстро понял, что скидки в 30—40% не давали заметного эффекта. Вообще, убеждать ценой покупателей было бесполезно.

Однажды я выставил на продажу куртку за 6800 ₽. Сам я приобрел ее на «Садоводе» за 800 ₽. И ее купили.

Несмотря на большую наценку многие вещи продавались по скидке. А самой любимой нашей акцией была «третья вещь в подарок»
Несмотря на большую наценку многие вещи продавались по скидке. А самой любимой нашей акцией была «третья вещь в подарок»

Основные сложности в ходе работы возникали с продавцами. Долго и исправно у нас работала только одна девушка, остальные продавцы постоянно менялись. Кого-то не устраивала зарплата, кого-то приходилось увольнять, например, после неожиданного невыхода на работу. Человек просто отключил телефон и исчез. В такой момент мне приходилось ехать работать самому — за закрытый магазин без продавца ТЦ имел право взыскать штраф.

Первое увольнение далось мне нелегко морально. Сложно было сказать человеку, что он теперь безработный. Но потом я достаточно быстро прощался с сотрудниками из-за плохих продаж. Как правило, если работал я сам или моя девушка — выручка была выше. За все время работы максимальная выручка за один день составила 53 000 ₽ — и в этот день продавцом был я.

Воровство в магазине

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что занимаюсь магазином не ради денег. Это был первый опыт предпринимательства, мне нравились мероприятия, показы в клубах, фотосессии. Я купил фотоаппарат, вел группы в соцсетях, учился СММ и таргетингу.

Если бы была высокая прибыль, то я бы больше делегировал. Но мне нравилось быть погруженным в процесс, поэтому я часто выходил сам в качестве продавца.

В один из таких дней в магазин зашла старая знакомая с каким-то парнем. Раньше мы с ней жили в соседних домах, но не виделись уже несколько лет. Она стала расспрашивать меня обо всем подряд. Потом уже я понял, что это было для отвлечения внимания — чтобы они сумели спрятать себе под одежду пару вещей.

Пропажу я обнаружил сразу. Я не мог поверить, что она так поступила — мы ведь были соседями по дому.

Потом я узнал, что ее не раз ловили на кражах.

Сильные конкуренты и как их закрывала полиция

Через полгода после открытия и прибыльной работы рядом с нами открылось два больших магазина, где цены были намного ниже. Например, футболки у меня стоили в среднем 1500 ₽, а там — 200 ₽. Конечно, они торговали контрафактом, и впоследствии один из них закрывала полиция.

10 000 ₽
составлял мой убыток после того, как в ТЦ открылись магазины с дешевой одеждой

Но это было позже, а в тот момент маленькие магазины вокруг начали закрываться. У нас упала выручка. Где-то 8—9 месяцев магазин стал работать в ноль или небольшой убыток. Я стал часто выходить за продавца и там же работать за ноутбуком на фрилансе.

Мы пробовали устраивать распродажи и акции. Например, когда пошел хайп на Black Star Burger, я привозил оттуда напитки и раздавал покупателям бесплатно. Но безрезультатно. Ситуация усугублялась тем, что еще открылся новый торговый центр в городе. Количество посетителей в нашем ТЦ сильно снизилось. Нужно было переезжать в другое место или закрывать магазин.

В это же время мне позвонили из Black Star Wear и сказали, что у них есть покупатель на франшизу в моем городе. У нас сложились хорошие партнерские отношения, поэтому они предложили купить франшизу мне. Но вкладывать несколько миллионов в магазин одежды в провинциальном городе мне и сейчас кажется безумием, а на тот момент и подавно. В любом случае таких денег у меня не было. Я отказался, а значит — больше не мог закупать одежду Black Star. Торговать другими брендами или контрафактом мне было неинтересно, и я решил закрыться. Как сказал продавец из соседнего магазина — наигрался.

Распродажа и закрытие

Я начал потихоньку сокращать объем оборотных средств, распродавая вещи. По договору аренды надо было сообщить ТЦ о закрытии заранее, чтобы не потерять один ежемесячный платеж. Так я и сделал. В какой-то момент в новом ТЦ открылся магазин Black Star по франшизе.

Примерно месяц мы работали параллельно. Мы могли позволить себе продавать все дешевле, ведь стоимость аренды у нас была ниже в шесть раз. Покупателям это нравилось, но у некоторых из-за низких цен возникли подозрения, что мы продаем подделки.

В последние месяцы оборот упал до 100 000 ₽ в месяц. Чем ближе к закрытию, тем больше были скидки.

Мы давали вторую вещь в подарок, а в последние два дня распродавали все по 500 ₽.

Конечно, мы продавали в убыток, но мне не хотелось возиться с этой одеждой после закрытия. Да и наши покупатели заслуживали такого бонуса. Многие из них были постоянными — у нас сложились добрые отношения.

Так выглядело наполнение магазина, пока все было хорошо
Так выглядело наполнение магазина, пока все было хорошо
А это магазин под конец последнего рабочего дня
А это магазин под конец последнего рабочего дня
1/2
Так выглядело наполнение магазина, пока все было хорошо

Прибыль первых месяцев примерно равна понесенным убыткам на распродажах в конце. Общий финансовый итог был положительный — 179 000 ₽ плюса. Но я не учитывал дни, когда работал сам в роли продавца, не оценивал свои трудозатраты на ведение аккаунтов в соцсетях. Еще для съемок я купил фотоаппарат за 42 000 ₽, но не считаю его затратами на бизнес. Это, скорее, личная вещь — хотел купить его еще до открытия магазина.

Мне сложно выделить какие-то ошибки. Возможно, стоило найти более общительных продавцов и повысить им зарплату. Или привозить больше дешевой одежды. Но в таком случае я все равно бы не выдержал конкуренции с большими магазинами, снижающими издержки за счет масштаба. Возможно, сыграли свою роль и низкие доходы населения.

Однажды пришла девушка с кульком десятирублевых монет — она разбила копилку, чтобы купить футболку.

Один парень приносил каждую неделю по 200 ₽, чтобы к концу месяца выкупить чехол для телефона. Платежеспособность людей в нашем городе оставляет желать лучшего. Магазин по франшизе в итоге тоже закрылся.

Закрытие, как мне кажется, случилось не из-за моих ошибок. Причина — конкуренты и открытие магазина по франшизе. Но с интересом прочитаю о своих ошибках, которые не заметил сам, если мне укажут на них в комментариях.

Конечно, я вложил много труда, но рад опыту, новым контактам, мероприятиям, которые мы провели. Точно повторил бы это снова.


Евгений РейтерПо вашему мнению, какие ошибки я совершил?
  • Юрий К.Интересная статья, автор получил огромный опыт и еще не потерял ничего! Удачи в будущих делах!13
  • fluff"Один парень приносил каждую неделю по 200 Р, чтобы к концу месяца выкупить чехол для телефона." АААААААААА59
  • Влад БеляковВаша ошибка что Вы выбрали не тот бренд, с которым стоит сотрудничать. Мне этот весь пафос вокруг личности Тимура, лично, кажется переоцененным.54
  • Andrey Svinsov25
  • Максим СкомороховТимати самый яркий пример того, как бабло побеждает всё. В первом его альбоме была песня, которую сейчас не помнит никто, один остросоциальный трек "Вопросы" - об инфляции, падении рождаемости и коррупции. "Почему из-за нефти у нас переизбыток денежных знаков в казне? Почему Ходорковский два года под следствием, а теперь сидит в тюрьме? Где независимость телеканалов, радиостанций, прессы, журналов? Где демократия? Где свобода? Почём опиум для народа?" Сейчас все его песни гламурная фальш. Эта фальш пронизывает всё, от музыки, шмоток, бургеров до социальных проектов и телепрограмм. Можно успешно продавать иллюзии, но ложь нет. Парень в статье молодец, получил удовольствие и приобрел уникальный опыт, денег потерял немного. Успехов!78
  • Гриша и точкакак все ровно и спокойно. Автор молодец, что имею 350к на руках не вложил их в банк или сомнительное дело, а попробовал себя в чем-то новом. Итог по рассказу - все получилось, ведь иногда опыт и дороже выходит49
  • ШевальеКогда мы в клубе чиксы танцуют!12
  • Влад Беляковfluff, похоже к ним не добрался АлиЭкспресс где этого добра навалом)15
  • SenderoОшибка здесь одна - связываться с этим гражданином и его "заводиком". В 2017 году приходил на собеседование в другой "заводик Тимати" - Black Star Studio, агентство заказной веб-разработки в том числе для внутренних нужд холдинга. Дали двухстраничную анкету, в которых встречались вопросы вроде "Какими продуктами Black Star вы пользуетесь", "Каких звёзд лейбла Black Star слушаете", "Как относитесь к Тимати" и прочая дичь. Я пришёл сюда программистом устраиваться, или подопытным кроликом на исследование рынка сбыта? Впрочем, даже поставив везде прочерки, прошёл собеседование с техдиром. Меня не устроили условия (зависимость размера премии от продаж мерча в интернет-магазине), уровень команды и сам Тимати, и мы к счастью распрощались. А через годик прогремел скандал - Black Star Studio обвинили в плагиате дизайна СОБСТВЕННОГО САЙТА у бразильцев. Имена команды широко разошлись по интернету, и это был бы весьма ощутимый удар по лично моей репутации.40
  • SenderoКогда открываешь магазин одного бренда, и пытаешься раскрутить магазин - ты раскручиваешь этот бренд, а не своё дело.12
  • ДмитрийДвусмысленный заголовок) "Однажды я выставил на продажу куртку за 6800 Р. Сам я приобрел ее на «Садоводе» за 800 Р. И ее купили." Я догадывался, что в подобных магазинах цена от балды ставится, но чтоб настолько... Не удивительно, что в ТЦ за год в одном месте может смениться 2-3 подобных заведения.29
  • Egor KЛев, вы описали блогеров инстаграм и тикток, только там это реально сделать, т к недалеких людей ведомых много3
  • Илья ЩибрикВлад, в 2016 сила его бренда была значительно выше. Это сейчас легко судить о том, что стоило попробовать посотрудничать с другим брендом — думаю, тогда BS казался рациональным выбором и незакрытой нишей.25
  • Илья ЩибрикДмитрий, тут очень конкретный кейс: ноунейм-магазин, который продаёт пополам шмотки из Садовода и от одного бренда. В затрапезных ТЦ таких магазинов — по 10 штук на этаж, конкуренция там очень высокая. Ну и покупатели в крупных городах давно научились различать шмотки с Садовода в шоурумах, и действительно качественные вещи (неважно, брендовые или нет).6
  • никКаким же надо обладать отвратным вкусом чтобы носить эту безвкусицу с унылыми пафосными принтами40
  • Алексей АлёшинBlack star это ширпотреб и безвкусица. Это как abibas или rebock с черкизона. Еще и репутация основателя не самая лучшая. Вот это и есть самая главная ошибка.7
  • Роман КарихКруто, что автор честно всё рассказал, было интересно читать. Порадовала продуманность при открытии бизнеса: подсчет проходимости, измерение спроса через рекламные тесты в социальных сетях. И нечего удивляться, что прогноз по продажам совпал, ведь была проделана хорошая домашняя работа, чем часто пренебрегают начинающие предприниматели. Желаю Евгению дальнейших успехов в бизнесе, у вас определенно есть предпринимательские способности!34
  • Вячеслав Машковскийвы большой молодец, вот и всё!2
  • fluffNick, я знала одного парня, который на локтях набил лейблы блэкстар)) 32 года, отношения к ним не имеет, живет в регионе, просто восхищается ими. Одет в блэкстар с головы до ног. Я поклялась себе попытаться не развешивать ярлыки, но каждый раз думала, какой же он идиот44
  • Пахомова ОксанаОчень интересно! Автор молодец. И не важно с каким брендом/персонажем связан бизнес, ибо ээээ опыт не пахнет4
  • Vladislava LeeШевалье, пусть город знает, с кем он тусует 😎11
  • Станислав К.Роман, Жаль только, что продавать учился по ходу, а не до открытия. Сработало образование, но не понимание масштабов. И сам без опыта продаж.1
  • Станислав К.Нет полной продуманности и понимания. Написать бизнес-план и просчитать помогло образование, но умение продавать и работа с персоналом пропущена. Также отсутствует свой подобный опыт. Но мне понравилась раскрутка и работа SMM. Согласен, что в таком небольшом городе рынок ограничен на такую дорогую одежду. К тому же, часть молодых активных наверняка постарается уехать в более крупные города. Судя по годам, вполне и общая экономическая ситуация в стране стала падать, так что закрытие вполне своевременное может даже получилось.2
  • Алексей ЛавринченкоАвтор молодец. Все сделал правильно.2
  • Игнат МеркуловВаша проблема в совмещении брендовых вещей и вещей с садовода в одном магазине. Люди не дураки, как вам казалось, и большинство способны отличить хорошее от плохого, просто не подают вида. Поначалу ходили когда было много брендовых вещей, потом перестали когда их стало меньше, зачем переплачивать за вещи посредственного качества 5 цен, если у соседей дешевле в несколько раз и то же самое. Говорите не ради денег привозили, а сами сразу потащили вещи с садовода с максимальной наценкой)))6
  • Елена ЛюцернаAndrey, тоже хотела написать, что он явно не на торт рассчитывал.11
  • fluffНикита, то есть поклонение лейблу набиванием тату вы пропустили, а к одежде придрались? Да, я считаю его идиотом18
  • Nikita PortnovСтратегия огонь! С 350₽ вообще мало что можно придумать) Тот-не тот бренд - разговоры о вкусовщине, спрос на такую одежду есть. Возможно стоило больше внимания уделить анализу кривой спроса? Где низкие доходы, там она обычно не в пользу бизнеса. Но тогда почему нельзя было перейти на садовод в качестве основного поставщика и оставить атрибуты блек стара или и вовсе отказаться от них, если точка (а главное руководитель) уже раскручена? С другой стороны в самом начале про онлайн магазин вы писали, мб надо было пункт выдачи wb + ozon открыть и держать весь город?)))13
  • Илья ОксенкругОтличный (и недорогой) опыт. ТСу респект! Отряхнётся и пойдёт дальше, следующие проекты уже будут более успешными. Удачи, Евгений!3
  • Ксения ВЯ думаю ваша ошибка в том, что рано закрылись. Любой бизнес - это активный процесс и сидеть сложа руки не получится, надо подстраиваться под реалии. Постоянно происходит что-то: повысили аренду, новые конкуренты, своровали, поиск персонала, политика и прочее.... Это издержки бизнеса и надо морально и денежно быть к ним готовым. А ещё реальность такова, чтобы бизнес в дальнейшем приносил доход его надо масштабировать, придумывать новые схемы и идеи. Открылись по соседству с такими же футболками, расширьте ассортимент и тд. Вы продумал как открыть бизнес, но не продумали, что с ним делать дальше.4
  • Юfluff, а что тут такого? Парень школьник, сам не зарабатывает, родителей не хотел напрягать своими «хотелками» модными. Приносил деньги, сэкономленные на завтраках. Нормальная практика по всему миру6
  • fluffЮ, прошу прощения, где говорится о том, что это школьник, описаны его мотивы, нежелание напрягать родителей? вы это сейчас придумали?7
  • Женя КосмосИз всех бизнес-историй, прочитанных в 2021 году в Т-Ж - эта одна из самых интересных, жизненных и даже в какой-то мере поучительных. Автор - молодец: во-первых, понравилось то, как просто, спокойно и подробно написан рассказ, во-вторых, сама тема и в 2021 году актуальна (кто из нас не хотел начать свой бизнес). Радует, что вы вышли из всей этой истории с незначительными потерями и значимым опытом. Если честно, то мне даже захотелось узнать чем же вы занялись после закрытия магазина и помог ли опыт с магазином. В любом случае успехов Вам!7
  • МаксимВот она вся суть российских торгашей, непроизводящих никакого полезного продукта - продавать товары с наценкой в 850%. "Купил куртку за 800 р, продал за 6800". А воровство и закрытие этой никчемной лавки было закономерной кармой3
  • Евгений ЛипецкийЖеня, спасибо! После закрытия магазина вложил деньги в недостроенный частный дом за городом, возможно это будет тема для следующей статьи4
  • Слава ПтицаУчитывая, какая судьба постигает бОльшее количество бизнесов в России, я бы сказала что этот кейс даже в чём-то успешен. Автор не сидит в долгах как в шелках, по итогу со всеми более-менее расквитался, ещё и поиграл по дороге во владельца магазина. Можно смело считать, что прибыль была конвертирована в действительно неплохой опыт. Но если говорить о косяках, то на мой взгляд стандартная беда таких магазинов - неадекватная наценка. Например, как-то раз я чуть не купила комплект пиджак+кюлоты за 17к, а потом обнаружила такой же на алике за 2.5к. Было очень обидно. Этот опыт резко отвернул меня от оффлайн-магазинов. И я понимаю, что бизнесу надо как-то жить, но когда все, или почти все, или по крайней мере многие знают откуда одежда идёт и сколько она стоит там - наценка должна быть адекватной и в глазах покупателя тоже. Накидывать неадекватно можно только если продаёшь лухари в районе где живёт много людей способных себе это позволить. Потому что там свои нюансы. Если же основной контингент позволить себе такого не в состоянии, то надо соизмерять.10
  • Светлана ПисарВы молодец. Вышли без потерь. Когда то мой сын участвовал в соревнованиях по экстремальному самокату и занял второе место.Ему подарили сертификат этого бренда. В итоге он так и ничего не смог купить. Просто обман. Да может и классная у него одежда, но во главе угла стоят деньги. С тех пор я считаю это не тот бренд и не тот репер на которого надо тратить своё время и деньги. Он фальшивый от начала и до конца3
  • Финанса Геометриевна МатанализоваЕвгений, я очень кратко: Вы: 1. не разобрались с понятием "мода"; 2. не учли такую вещь, как ЖЦП (жизненный цикл продукта , в вашем случае - бренда, модной одежды) ЖЦ модной одежды или классической имеет разный вид ( долгосрочность спроса); 3. не изучили изначальную ЦА (целевую аудиторию) и Потребителей (покупателей) ; и , как следствие, вовремя не переориентировались и 4. не сменили концепцию магазина и 5. не сделали ребрендинг. Любой вышеперечисленный пункт могу более подробно объяснить, но это будет "многобукв". Спросите - отвечу. Читать было интересно ))1
  • Alyona PakerСтанислав, все когда то бывает в первый раз )1
  • Павел ПКПробы, уверенность и позитивное отношение! Красава!1
  • Anna AgapeevaЯ тоже из Липецка. У нас кофейня+магазин кофе просуществовал полгода...в + так и не вышли. Продаем как готовый бизнес сейчас. И единственная проблема бизнеса в том, что люди здесь не хотят платить. Им все бы бесплатно, в том числе доставка, скидки и т.д. Но это однозначно опыт и хорошая возможность познакомиться с новыми людьми. Инстаграм тянет к нам трафик, продаж там нет совсем. Реклама с хорошим приходом людей и отдачей, стоит дорого, Для нас этот варинат неокупаем. Также наняла одного продавца. Второй продавец - я. Я в продажах уже более 10 лет, не вижу ошибок. Это скорее случай для дальнейших действий. Как и у нас - продажа бизнеса - это движение вперед, а не назад. Удачи в следующих начинаниях. Буду рада знакомству. Приезжайте в гости на чашку кофе.3
  • Александр ИвановИлья, Часто бывает что ноунейм и бренд производятся на одном производстве.3
  • Евгений ЛипецкийСтанислав, автор работал раньше и продавцом, и торговым представителем, так что опыт есть, но мастерства может и нет. Всегда есть чему учиться0
  • Гломгольд ФлинхартСамое интересное начинается со слов "вместо 5 миллионов у меня было 350 тысяч"1
  • Гломгольд ФлинхартДмитрий, менять можно как хочешь- не купят- снизил.0
  • Гломгольд ФлинхартМаксим, а если б не было "торгашей" где бы покупали вещи, пили кофе и т.п.? Покупать не заставляют.5
  • Михаил МалыхинИлья, всегда был ширпотребнейшем китаем с бессмысленными принтами на изделиях - полная безвкусица. Мой знакомый открывал бс франшизу в мск, привозил пачку шмоток - я ничего не понял, что это было. Решил что молодежь, которая это покупает и на полном серьёзе носит - просто гонит. Ну вот походу так оно и было, выросшее на лунтике поколение 🙈2
  • Михаил МалыхинИгнат, вы про какое качество говорите? И садовод и тимати - все китайщина одинаковая, только у тимати она еще испорчена какимито безвкусными принтами4
  • Михаил МалыхинКсения, это все имеет смысл в реальном магазине, но не в бс-булщит. Лучше бы платный туалет открыл - и в плюсе был бы и что-то полезное для людей 🤣1
  • Мария ШишковаЕвгений! Читала ваш рассказ, и ловила себя на мысли, какие же грамотные решения вы принимали на каждом этапе. Правильно выстроенная продуктовая стратегия - завлекаем на популярный молодежный бренд, зарабатывать на ноунейм. Не нанимали сразу продавцов, тратили деньги очень разумно. Прям лучшие примеры из учебников, которым меня учили на МБА. Так что, вы большой молодец. Все делали правильно! Без всяких «но». Что можно было бы сделать, чтобы сохранить бизнес? 1) Больше работать с постоянными покупателями (если вдруг вы этого не делали), информировать их о новинках, сделать для них программу лояльности и т.д. 2) Оценить можете ли вы продержаться на постоянных клиентах с учетом упавшего трафика в ТЦ. Есть ли все же приток новых? Если нет, переехать в другой ТЦ. Опыт открытия у вас уже есть. 3) Спокойно дождаться пока открывшейся по франшизе магазин закроется (что ожидаемо и произошло), поскольку с такими с условиями франшизы, это схема нежизнеспособная (и правильно сделали вначале, что пошли по пути оптового партнера). 4) Подумать о расширении в городе – например 1-2 магазина, 1-2 корнера. Хотя конечно, это уже более сложная в управлении схема. Но сеть магазинов могла бы компенсировать риски с случае, если один из магазинов становится неприбыльным. В этом случае закрывать его. 5) По работе с персоналом, вы критичных ошибок не совершали. Найти хороших продавцов - сложность в любом розничном бизнесе. Можно искать вовлеченных активных людей, которые смогли бы совмещать свою работу фрилансем (работая на своем ноуте в магазине в период когда нет покупателей). Тоже непростая схема, требующая контроля на начальным этапе. Но в итоге может заработать очень хорошо. Удачи в ваших будущих проектах! У вас точно все получится! Кстати, а по прошествии 2-х лет, сейчас вы чем занимаетесь?1