Муж выдал доверенность на ЭКО, а жена родила от другого

Муж выдал доверенность на ЭКО, а жена родила от другого

572

Одна семейная пара много лет не могла завести ребенка и решила сделать ЭКО. Супруги выбрали подходящую клинику, пришли на консультацию, заключили договор об оказании медицинских услуг. На все процедуры ходили вместе: сдавали анализы и биоматериал, проходили врачей, консультировались. Но после первой попытки беременность не наступила.

К этому времени прошел год со дня первого посещения клиники. Срок договора на оказание медицинских услуг истек — нужно было заключить новый. На этот раз мужчина выдал своей жене доверенность. Теперь ему не нужно было каждый раз ездить в клинику только для того, чтобы подписать какой-то формальный документ.

Дальше что-то пошло не так: следующую процедуру ЭКО в клинике провели с использованием спермы анонимного донора, а не замороженной спермы супруга. На этот раз попытка оказалась удачной — женщина забеременела и родила дочь. Мужчина узнал, что не является биологическим отцом девочки, и решил оспорить отцовство через суд. Но получилось не сразу.

Аргументы сторон

Муж. Мы с женой пришли в клинику, потому что у нас не получалось завести ребенка естественным путем. В первый раз ЭКО оказалось неудачным. Тогда я оформил доверенность, чтобы супруга могла вместо меня подписывать разные медицинские документы. В клинике провели криоконсервацию моей спермы, поэтому мое присутствие больше не требовалось. Я хотел, чтобы жена могла уладить любые формальности без меня.

Вскоре супруга забеременела, у нас родилась дочь. Через несколько месяцев я случайно увидел в медицинской карте, что ЭКО провели с использованием донорского генетического материала. Я решил проверить это и сделал экспертизу ДНК. Результат был однозначный: мое отцовство в отношении этого ребенка исключено.

Я официальный муж этой женщины, поэтому в свидетельстве о рождении автоматически был записан как отец девочки. Но воспитывать чужого ребенка и платить алименты я не собираюсь. Да, я дал своей жене доверенность, но генетическое отцовство — это не формальность. Я подразумевал, что ребенок в любом случае будет мой. На использование биоматериала другого мужчины я согласия не давал.

Прошу признать недействительной доверенность и исключить запись о моем отцовстве.

Жена. Я спрашивала про возможность использования донорского биоматериала во время ЭКО, но муж ничего конкретного не ответил. Считаю, что он должен быть отцом этому ребенку. Против иска возражаю.

Клиника. Мы не оспариваем, что ребенок истца рожден без использования его генетического материала.

Этот мужчина вместе с женой обратился в нашу клинику, чтобы мы провели лечение методом вспомогательных репродуктивных технологий. Они подтвердили свое участие в программе ЭКО, оплатили все услуги. Сначала мужчина приходил вместе с супругой, а потом она принесла доверенность и сама подписывала от его имени все документы.

После неудачной попытки ЭКО мы предложили провести следующую процедуру с использованием донорской спермы. Для этого нужно было подписать дополнительное соглашение к договору об оказании услуг. Женщина согласилась и подписала все необходимые документы — от своего имени и от имени мужа. Истцу мы об этом не сообщали. После повторной процедуры ЭКО наступила беременность.

Мы оказали услуги в полном объеме, все документы оформлены как положено. Этот мужчина сам выдал жене нотариальную доверенность на представление своих интересов в клинике, а потом передумал быть отцом. Надо было приходить вместе с супругой и все самостоятельно подписывать — или не подписывать. Просим в иске отказать.

Иногда можно обойтись и без суда
Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд

Дело № 2-3364/2018

Истец знал обо всех методах, с помощью которых проводится ЭКО. Использоваться может как биоматериал супруга, так и донорский. Мужчина выдал супруге нотариально удостоверенную доверенность без ограничений. По этой доверенности женщина имела право подписывать от его имени любые договоры, дополнительные соглашения, заявления, согласия на проведение медицинских вмешательств, информированные добровольные согласия и выполнять все сопутствующие действия.

На основании этой доверенности супруга подписала за истца согласие на использование донорского биологического материала. В результате процедуры родился ребенок.

Теперь мужчина говорит, что на самом деле не хотел использовать донорский биоматериал. Но он сам оформил на жену нотариальную доверенность, на документе есть его подпись. Это значит, что истец уполномочил супругу решать все вопросы и принял на себя обязанности по воспитанию и содержанию ребенка. А теперь он хочет от этого ребенка отказаться. Так нельзя.

В иске полностью отказываем.

Мужчина обжаловал решение в областном суде.

Аватар автора

Областной суд

Дело № 33-12994/2018

Решение коллег из районного суда законно и обоснованно. Мужчина будет считаться отцом ребенка.

Решение районного суда вступило в законную силу. Но мужчина решил идти до конца и обжаловал его в Верховном суде РФ.

Вспомогательные репродуктивные технологии — это такие методы лечения бесплодия, при которых некоторые или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов происходят вне организма матери. Например, это ЭКО с использованием донорских половых клеток.

Мужчина и женщина имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий, только если они оба согласны на медицинское вмешательство. Замужняя женщина не может воспользоваться правом на ЭКО без письменного согласия ее супруга. Личное информированное добровольное согласие мужчины — обязательное условие этой процедуры. Такие правила действуют и при использовании донорского биологического материала. Подписывать согласие на использование донорского генетического материала по доверенности нельзя.

Наличие информированного добровольного согласия мужчины — главное обстоятельство, которое должны были установить суды при рассмотрении этого дела. Но коллеги из нижестоящих судов этого не сделали.

В деле нет ни одного доказательства того, что мужчина хотел, чтобы при оплодотворении его супруги была использована донорская сперма. Даже наоборот: муж подписал заявление о криоконсервации, то есть заморозке генетического материала, чтобы потом использовать его для процедуры экстракорпорального оплодотворения жены.

Суды ошиблись, пусть пересмотрят дело.

Аватар автора

Районный суд

Дело № 2-384/2020

Мы и правда ошиблись. Мужчина не давал согласия на использование донорского биоматериала. Доверенность ничего не значит, он должен был подписать согласие по утвержденной форме лично, в клинике.

Раз такого согласия не было, истец не может быть записан отцом ребенка. Иск полностью удовлетворяем, запись об отцовстве исключаем.

Это решение обжаловала клиника.

Аватар автора

Областной суд

Дело № 33-5600/2020

Коллеги из районного суда приняли законное решение. Оставляем его в силе. Исключаем запись об истце как об отце ребенка.

Какие выводы можно сделать из этой истории

В этой истории мало практической пользы, но много человеческой и семейной драмы. Кажется, что выигравших в этом деле нет.

Мужчина узнал, что после нескольких лет безуспешных попыток завести ребенка его жена родила не от него. В судебных документах не упоминается судьба их брака, но, судя по всему, мужчина ушел из семьи. Одновременно с этим делом он обратился в другой суд своего города с аналогичным требованием. Мужчина по-другому сформулировал исковые требования, чтобы дело не было идентичным, но по сути он просил того же самого — исключить запись о его отцовстве. Остается открытым вопрос о взыскании с клиники денег, уплаченных мужчиной за ЭКО.

Женщина осталась матерью-одиночкой. Она не сможет получить алименты с бывшего мужа и вряд ли может рассчитывать на компенсации от клиники, потому что подписала все документы добровольно и осознанно. Чем она при этом руководствовалась — неизвестно. Это уже не правовой, а моральный аспект истории.

Клиника тоже может пострадать. Слухи расползаются быстро и в непредсказуемой интерпретации. Информация о том, что женщине сделали ЭКО на основании ненадлежащего документа от супруга, — серьезный ущерб репутации клиники. Кроме имиджевых рисков возможны и материальные убытки, если мужчина захочет взыскать с клиники компенсацию.

Практический вывод очевиден: информированное добровольное согласие на вспомогательные репродуктивные технологии — например ЭКО с участием спермы мужа или донорской спермы — может быть подписано только лично. Не стоит экономить время на, казалось бы, формальности — чтобы в итоге не получилось как у героев этой истории.


Кто, по-вашему, виноват в этой ситуации?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Во всей этой ситуации ребёнка жаль больше всего. Ей это будет трудно понять.

289

Павел, В точку!

12
0

очень понимаю мужа. и хорошо, что Верховный суд не налажал.

а жена - овца, извините. она ж не ботинки пошла покупать и опа! - вместо гуччи упала очнулась и купила ральф рингер. КАК можно такие решения принимать без чёткого обсуждения с мужем? любимым, надо полагать - иначе зачем ещё им общий ребёнок нужен был? и вынашивала молча - а он, наверное, озвучивал как-то свои чувства - вот мол родится НАШ малыш и прочее.. и она такая молча про себя "ну да ну да". она ведь знала, что вторая попытка была произведена не с биоматериалом мужа? какая гнусная историйка

182

Муха, обычная ситуация. Сколько мужчин растят не своих детей, не зная об этом...

29

Alex, а ещё много мужчин растят не своих детей, уходя из своей семьи в другую семью, вы бы только знали...

75

Maria, там где ростят чужих детей, где девушка с ребёнком, они об этом знают и идут на этот шаг, а другой случай обман, думает его ребенок, а она переспала с другим и говорит что его, не надо таких сравнений.

7

Комментарий удален пользователем

lATIFA_S, это пример был, так делают большинство кто хочет скрыть правду, говорят своему мужчине, что ребёнок от него, а по факту изминила.

0

Alex, вы даже не представляете насколько мало! Если бы вы вынули из ушей сказки адептов антиженских сайтов, то поняли бы, что мужчины которые обращаются за генетическим тестом, определяющим отцовство, не являются генеральной совокупностью, и вероятность получить в этой группе отрицательный тест на отцовство велик, а на всю совокупность только 2% (согласно исследованиям). Надеюсь, кровь из глаз не запачкает ваш монитор!

11

Alex, Но не платят же при этом за Эко!

1

Муха, "Я спрашивала про возможность использования донорского биоматериала во время ЭКО, но муж ничего конкретного не ответил" - цитата. Не все люди досконально изучают договоры, которые подписывают, или не обладают достаточной грамотностью, чтобы понять все нюансы, особенно с учетом того, каким казуистическим языком те формлены, иначе не было бы стольких историй, например, с кредитами, на которые потом нарастают огромные проценты и из-за которых некоторые потом кончают с собой. Так и здесь. Клиника должна была настоять на присутствии мужа и не допустить подписи по доверенности.

6

Людмила, Вы почему то считаете , что в суде говорят правду...
В суде обе стороны хотят выиграть, потому верить в показания истца и ответчика наивно.

0

Людмила, не все имеют диплом юриста, да и большинство дипломников потом в "шестёрочке" за кассой стоят

0

Муха, согласна с Вами полностью

0
0
Герой Т—Ж

23.12.20, 12:07

История - очуметь, Санта-Барбара ля натюрель.
Виновных искать не очень приятно, но по входным данным виновата скорее жена.
Главный выводы из этой истории: не врать; проговаривать все словами через рот; в случае, когда непонятно что делать - переспрашивать. Дважды. В третий раз - у нотариуса.

143
Герой Т—Ж

23.12.20, 12:09

Еще забыл добавить (для тех кто не знает что такое ЭКО и насколько это сложно), послушать недавний выпуск "Сперва Роди" про ЭКО.

14

really, да, ЭКО это сложно и благо оно доступно в России.

0

really, чисто юридически виновата клиника, документы и согласия — это их ответственность. В паре, так-то, оба безусловно хороши.

11

Юрий, чем же "хорош" муж? Наивно полагал, что такой близкий человек как жена его не обманет? О да, и как только можно было так облажаться.

98

24.12.20, 22:03

Отредактировано

Анон, не всё так просто. Клиника без причины не будет предлагать донорскую. Не говоря уже о том, что попытка с его материалом была неудачной. А значит, с ним что-то не так. И почему он вообще перестал ходить в клинику? Его рождение собственного ребёнка не беспокоит?
И да, зркомясь с репродуктивными технологиями, муж знал, что в случае плохого материала используется донорский.

25

Homo, а вы не в курсе, что они оба сдавали анализы и раз его сперму заморозили, то с ней все ОК?

10

Homo, почему перестал ?
Может потому что медицинской необходимости нет ....

1

Homo, вы на голову проверялись? при чём тут клиника? У неё что, образования не хватает понять, что ребёнок будет не от мужа?

0

Ruslan, просим вас не флудить и сбавить градус токсичности. Советуем ознакомиться с нашими правилами: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/.

2

Юрий, очень-очень согласна с вами!!!!

0

really, Виновна скорее клиника.
Так как не запросила информированного согласия.
Именно она должна была рассказать что такое использование донорского материала и к чему это приводит. И жене тоже....

Интересно, как верховный рассудит спор между клиникой и мамой.

0

Дмитрий, а "на что" она подаст на клинику? :-)

0

really, Возможно, нотариус это озвучивала, не получив одобрения, не внесла это в доверенность... поэтому в доверенности этой информации и нет. ВС РФ следовательно и сделал правильные выводы из этой доверенности. Вывод районного суда о том, что муж выдал супруге нотариально удостоверенную доверенность без ограничений, является мнением судьи, возможно построенное на необъективной стороне (судья могла быть женщиной). Если в доверенности нет запрета на то или иное действие, это не указывает на их разрешение, тем более, как указывает ВС РФ, личное информированное добровольное согласие мужчины — обязательное условие процедуры при использовании донорского биологического материала, т.е. как минимум нотариус должен был это указать в доверенности.

0
0

24.12.20, 08:42

Отредактировано

Как все однобоко судят в комментариях тут.

Может жена и правда забила на мужа и приняла решение самолично? А может, решение было обоюдное, но потом мужчина решил уйти по своим мотивам, и ему "повезло" найти лазейку в оформленных документах? А может то? А может это?

Кто виноват точно: клиника, нарушившая оформление документов, и два некомпететных суда.

Виноватость жены и мужа неизвестна и не может быть известна. Всё остальное лишь догадки и проекция опыта и страхов комментаторов.

И полностью поддерживаю соседнего комментатора - ребёнка жалко. Родиться посреди такого замеса (психологическая сторона), оказаться в россии на руках у матери одиночки без алиментов (финансовая сторона)... удачи. Только на удачу надежда.

86

Alex, никакие не догадки, а установленные факты. Вот фрагмент из решения:

Из анализа содержания заявления Горелова В.А. от 20 августа 2015 г., подписанного им лично, следует, что он просил произвести криоконсервацию его генетического материала и использовать его для оплодотворения Гореловой О.А.
Горелова О.А. и представитель ЗАО «Медицинская компания ИДК» в суде первой инстанции указали, что не сообщили истцу об использовании донорского материала, а из пояснений Гореловой О.А. также следует, что при обсуждении такой возможности с истцом точного ответа от него получено не было (т. 1, л.д. 169).

И ребенка не жалко. Он вырастет хорошим сильным человеком и в жалости пока не нуждается.

33
Герой Т—Ж

+4

23.12.20, 13:49

Olga, а по-моему, можно понять, если муж в курсе, что он не является биологическим отцом ребенка, и даёт согласие на это. Но тут, насколько можно судить, жена не поставила мужа в известность о том, что сперма была донорская. По-моему, это обман и предательство с её стороны.

79
0

Ну жена, понятно, дура, так ей и надо. Мужа вполне понимаю. Но вот клиника подставилась по полной. Если пофантазировать, это они теперь должны платить алименты, раз использовали при семейном ЭКО донорскую сперму без согласия обеих супругов, и не уведомили мужа. На месте жены (бывшей, очевидно) я бы на них в суд подал, и хотя виновата, безусловно, она, но с юридической точки зрения может что-то и получится.

67

Алексей, по доверенности жена ДОЛЖНА БЫЛА действовать в интересах доверителя -а обманом навязать чужого ребенка как-то не соответствует этому постулату . И это явно не вина клиники -что жена дура и обманщица

30

Аня, может, потому, что она ему не дочь?))) "Да, я дал своей жене доверенность, но генетическое отцовство — это не формальность." очень хорошо его понимаю. я бы на его месте поступила так же - подала в суд и далее по тексту

предупреждая вопросы: я воспитываю свою дочь и дочь мужа от первого брака (он вдовец). и вот его дочь для меня такая же родная, как и наша общая - но это мой добровольный выбор, а не он эээ условно говоря родил и принёс её со стороны в наш брак, типа ну чо такого, поставил перед фактом и ладно

66

Екатерина, "В деле нет ни одного доказательства того, что мужчина хотел, чтобы при оплодотворении его супруги была использована донорская сперма. Даже наоборот: муж подписал заявление о криоконсервации, то есть заморозке генетического материала, чтобы потом использовать его для процедуры экстракорпорального оплодотворения жены."

Девочки, как всегда, из своего жизненного опыта уже все выводы сделали и в любой непонятной ситуации мужика козлом выставили :)

59
Герой Т—Ж

+4

23.12.20, 19:10

Аня, то есть вы считаете, что если муж не соглашается на донорский биоматериал, то это дает жене право идти на обман, а потом еще ожидать, что муж будет платить алименты на чужого ребенка?

51

Богдан, специально для вас, вроде как юриста, в статье выделено желтым - данный документ подписывать по доверенности нельзя.

48
0

Однозначно виновата жена. Уверена, что это в клинике врач ей предложил вариант "сперма мужа нерабочая, шансов нет, давайте используем донорскую и ему не скажем просто", уж вряд ли она сама эту идею навязала. Но выбор - делать или не делать, обсуждать с мужем или не обсуждать - был ее.
Печально, что муж по-максимуму отморозился. Подготовка к ЭКО только у мужчин простая и приятная, для женщин она болезненная и с последствиями - это гормональная стимуляция для того, чтобы получить за цикл сразу несколько созревших яйцеклеток, большой удар по организму. Тут, судя по всему, был вариант "дорогая, ты там как-нить сама, вот тебе доверенность и не парь меня больше" вместо совместного участия и поддержки.

42

Olga, ну а представь, если бы муж однажды заявился с ребенком со стороны, и сказал: «Вот, милая, у нас в семье пополнение. Да, это не твой ребенок, но ведь мать - это не та, кто родила, а та, кто воспитала» 😂
Представляю какой бы вой в женской половине комментов поднялся.

41

A, для него важно, что бы его не обманывали. Полно мужчин которые любят и растят чужих детей как своих, но они идут на это осознанно и зная. А тут - обман.

35

Павел, а с каких пор ждать кого-то год является обязательством и признаком порядочности? люди расстаются даже в отношениях, не то что на расстоянии. а вот статистика про то, как мужья бросают жен в болезни и с детьми-инвалидами, уже показательнее.

35

Tamara, то есть то, что жена нанесла своему мужу душевную травму, вас не беспокоит? Что-то я не видел женщин, сильно желающих принять чужих детей!

35
0

Жена -совершенно непорядочная особа . Всех подставила -и мужа , и клинику и себя -а все привычка действовать на авось - авось муж не узнает , что ребенок не от него , хоть и за его счет (а счет-то немаленький)

33

Василий, не правда ваша. Клиника использовала его генетический материал, значит клиника убедилась, что материал в принципе пригодный.

33

Marina, если бы муж разрешил использовать материал чужого донора, а потом отказался от ребенка — то да, он не прав. Но тут жена без разрешения использовала чужой материал

32

Сергей, какая прелесть)) т.е. вы изменяете, а непорядочные только женщины? вы зачинаете чужим мужьям своих детей, а непорядочные все только еще женщины? экая незамутненность.

32

Екатерина, вы думаете, если бы вы носили фамилию и отчество отца, ваша жизнь бы принципиально изменилась? Я ношу фамилию матери. И моя сестра носит фамилию матери. Мы обе рождены в браке моих родителей, но мои родители сохранили каждый свою фамилию, девочками выдали мамину, несклоняемую папину выдали мальчикам. Ни в школе, ни в остальной жизни нам это ни разу не создавало проблем или непоняток. А еще родители не носят обручальные кольца, но это не помешало им пару лет назад отметить 40ю годовщину брака.
То, что происходит в вашей семье, происходит не потому, что у вас какая-то не та фамилия, и не потому, что кого-то не вписали в ваше свидетельство о рождении. А потому, что ваши родственники хотят вас укусить. Не было бы фамилии - кусали бы за то, что вы не тому учитесь, не там работаете и плохо кушали все детство. Был бы прописан отец (хоть какой, хоть родной, хоть удочеривший) - нашли бы повод, что хамите, не помогаете и вообще в кого такая уродились.

30
Герой

26.12.20, 09:44

Отредактировано

Илья, проблема не в том полная семья или нет. А в том кто воспитывает ребенка, что у него с кукухой. Как раз то исследования доказывают что одинокий адекватный любящий и присутствующий родитель гораздо лучше, чем полная семья с кучей тараканов (много работают и мало внимания ребенку, плохие отношения и ссоры, плохие привычки, эмоционально не развитые и не эмпатичные и куча других проблем). Для полноценного развития ребенка достаточно одного значимого взрослого, хоть бабушки, но если человек действительно здоров головой и дает ребенку достаточно внимания, любви, чувства безопасности и тд.
По воспитанию детей есть своя теория эволюции, и называется она теорией привязанности.

29

Maria, а с чего вдруг муж-то дурак - что чужого ребенка воспитывать не захотел ?Так нехер обманывать

27

Natalia, как насчет того, что дети имеют свойство расти? И начинать осознавать и задавать вопросы где отец? Я уж молчу про то, что мать не может заменить отца.

26

Сообщество