👨🚍📄🔧💰👺💣👍👍👎❌

Один мужчина купил страховку каско для Форда Транзит на 1,2 млн рублей. За полис он заплатил 37 тысяч. Эту машину автовладелец сдал в аренду под маршрутное такси.

Страховая об этом не знала — то ли не спрашивала, то ли водитель умолчал. А может, обе стороны не акцентировали на этом внимания и оформили стандартный полис каско.

И вот за три недели до конца страховки микроавтобус попадает в ДТП. Виноват другой водитель. Сумма ущерба — почти восемьсот тысяч рублей.

Сначала ущерб возместила страховая виновника ДТП. По закону максимальная выплата 400 тысяч — ее автовладелец пусть и не сразу, но получил. А вот за остатком пришел в свою страховую. Я, говорит, у вас застрахован, вот оценка ущерба, доплатите разницу. А страховая отказалась доплачивать.

И начались суды длиною в два года.

Почему возникли проблемы с возмещением ущерба по каско?

Автовладелец купил полис каско для личной машины. В правилах страхования этой компании было написано, что страховой случай — это ущерб при использовании в личных целях. А если машину будут использовать для бизнеса, то это уже не страховой случай. Или нужно предупредить об этом страховую компанию.

Собственник ни о чем таком не предупреждал. Он даже пытался доказать, что на момент ДТП форд уже не работал на маршруте — правда, запись видеорегистратора показала обратное. В любом случае автовладелец хотел получить 390 тысяч рублей, потому что купил каско. Он добровольно застраховал имущество, чтобы не оплачивать дорогой ремонт своими деньгами.

Страховая компания не соглашалась, потому что продавала полис на личную машину с меньшим уровнем рисков. Если бы при заключении договора было известно, что это маршрутка, возможно, стоимость полиса была бы выше.

Договориться не получилось. Разобраться в суде тоже удалось не сразу. Инстанции были единогласны ровно до тех пор, пока не вмешался Верховный суд. Он объяснил, как быть со страховыми выплатами в таких ситуациях. Это еще один пример, когда стоит идти до конца.

Что сказали суды?

Районный и областной суды 👍

Дело № 2−1771/2016

Две инстанции рассуждали так. Каско — это добровольное страхование имущества. Основные правила описаны в гражданском кодексе. Все договоры должны соответствовать этим правилам. А если какие-то условия им не соответствуют, то они и не в счет.

Страховая компания и автовладелец договорились, что страховой случай — это ущерб или хищение.

Если что-то из этих событий произошло, нужно выплатить возмещение. Страховая компания не может освободить себя от выплаты когда захочет — только по закону. Например, если выяснится, что автовладелец допустил грубую неосторожность.

Если застрахованное имущество используют не в тех целях, что указаны в договоре, это не повод отказывать в возмещении. Когда такое выясняется, можно повысить степень риска, увеличить страховую премию, расторгнуть договор, но не отказывать в выплатах.

Хотя машину и использовали для перевозки пассажиров, все равно нужно оплатить ремонт — правда, по новой оценке. Пусть страховая доплачивает 307 тысяч рублей.

В апелляции это решение устояло. Страховая компания пошла в Верховный суд.

Верховный суд 👎

Определение ВС№ 7-КГ17−6

Суды все напутали и неправильно применили закон. Он так не работает. Вот как должно быть.

Есть полис каско на случай хищения или угона. Страховая компания и автовладелец договорились, что есть исключения, когда ущерб не считается страховым случаем — если машину используют не в личных целях, а для бизнеса. Это написано в правилах страхования, с которыми формально согласился автовладелец.

Он не предупредил страховую компанию, что сдаст машину в аренду. Но в момент ДТП автомобиль ехал по маршруту, останавливался, водитель принимал оплату от пассажиров. Это коммерческое использование.

Значит, ДТП не страховой случай — страховая компания не должна выплачивать возмещение.

Это важно. В такой ситуации считается, что страховой случай вообще не наступил. А те статьи ГК, на которые ссылались первые инстанции, относятся к наступившим страховым случаям. Вот если бы страховой случай наступил, тогда суд бы исследовал, а есть ли основания не выплачивать возмещение: была ли грубая неосторожность, война, забастовка или конфискация.

Страхователь должен предупредить о том, как будет использовать имущество. Даже если сначала не собирался сдавать машину в аренду, а потом решил сдать. Страховая получит такое уведомление и решит: то ли попросить доплату за полис, то ли расторгнуть договор.

Но если ее не предупредили, компания не виновата и выплачивать ничего не обязана.

Итог. Решение областного суда отменили и будут пересматривать. Заседание назначили на 20 декабря, но его исход предсказуем: Верховный суд предельно ясно выразил свою позицию. Мы будем следить за развитием событий и расскажем, чем все закончится.

Это касается только каско?

Нет, это касается вообще любого добровольного страхования. Каско как раз добровольное. Если в договоре указано, что имущество нужно использовать в личных целях, так и должно быть.

Если выяснится, что застрахованный личный гараж сдавали в аренду под автосервис, а на семейной машине таксовали, страховая может не выплатить возмещение. Даже если гараж подожгут хулиганы, а машина попадет в ДТП не по вине собственника.

Нужно читать договор и правила страхования — что конкретно считается страховым случаем и какие есть исключения.

А если имущество личное, а используется для бизнеса только изредка? Или его решили использовать в коммерческих целях после покупки полиса.

Обо всем нужно предупредить страховую компанию. Если глава семьи иногда таксует на машине, лучше сказать об этом при покупке страховки. Нельзя надеяться на то, что в случае ДТП получится замаскировать это под личную поездку. Вдруг пострадают люди — инспектор укажет все обстоятельства аварии.

Если застрахован дом, а к нему пристроили помещение под салон маникюра или квартира сдается в аренду, об этом тоже нужно предупредить страховую. Даже если после покупки полиса прошло полгода. Страховая скажет, что за этим последует. Может быть, предложат доплатить за полис с учетом коммерческого использования. А может быть, страховка не подорожает, зато в договоре появится важное уточнение.

Страховая может вообще расторгнуть договор, если узнает о новых обстоятельствах. Это ее право по закону. Но лучше пусть будет так — тогда вернут часть страховой премии и будет повод выбрать другой полис. Если ничего не делать, можно потерять и деньги, и имущество.

Как правильно оформить страховку, чтобы получить возмещение

Читайте не только договор, но и правила страхования. В договоре могут быть общие условия. Все детали конкретной страховки — в правилах.

Честно рассказывайте о том, как будете использовать имущество. Не пытайтесь скрыть риски: практика показывает, что это обходится дороже.

Сообщайте в страховую обо всех изменениях с застрахованным имуществом или его назначением. Лучше немного доплатить за полис, чем потерять сотни тысяч при ущербе. Все изменения в условиях страхования фиксируйте письменно.

Следите, как заполнены документы. Иногда сотрудник случайно ошибается в адресе и это влияет на выплату. Потом можно доказать свою правоту в суде, но это долго и дорого.

Проверяйте, что является страховым случаем. В каждой страховой могут быть свои нюансы для ущерба и угона. Бывает, что покупают страховку на автокран, а потом выясняется, что ущерб при строительно-монтажных работах — это не страховой случай, а выплаты можно получить только при ДТП. И хоть автокрану сложно попасть в ДТП, потому что он стоит на месте, владелец невнимательно прочитал правила и не смог получить 3,2 млн рублей на ремонт.

Будьте дотошными, если речь идет о деньгах и имуществе. Вникайте, что такое ущерб и чем он отличается от утраты. Спрашивайте и проверяйте, что считается противоправными действиями третьих лиц. У каждой страховой свои правила — это законно. Когда вы платите деньги, все бывает гладко и хорошо. Самое интересное начинается, когда дело доходит до возмещения.