Как госпиталь не ответил на вопросы пациента и заплатил за это 20 000 ₽
В 2012 году мужчина несколько раз проходил лечение в подмосковном госпитале. Через восемь лет у него появились вопросы к врачам. Пациент написал обращение в медучреждение через интернет, но реакции не последовало.
Вскоре мужчина отправил еще одно письмо, на этот раз через Почту России. Представители госпиталя направили мужчине ответ, но его вопросы обошли стороной. Мужчина написал в третий раз, снова по почте, однако отклика опять не дождался.
Пациент расстроился от такого пренебрежительного отношения и решил взыскать с медицинского учреждения компенсацию морального вреда.
Аргументы сторон
Пациент. Несколько лет назад я лечился в военном госпитале. В 2020 году решил задать врачам несколько вопросов и высказать свои мысли по поводу лечения. Первое письмо я озаглавил «Даю вам слово», второе — «Не просто палач», а третье — «Верните мне мою жизнь». На два обращения мне вообще ничего не ответили. На одно я получил ответ, но по сути это просто отписка.
Военный госпиталь — это государственное учреждение Минобороны. По закону они должны были ответить мне в течение 30 дней, но я ничего не получил. Прошу взыскать с этой организации компенсацию морального вреда — 150 000 ₽.
Военный госпиталь. Мы не орган власти, поэтому сами решаем, кому отвечать, а кому нет. К тому же пациент в своем обращении допустил оскорбительные высказывания в наш адрес. Просим в иске отказать.
Что сказали суды
Мужчина направил в госпиталь три обращения с вопросами по поводу своего лечения. На два из них медучреждение не ответило. Но военный госпиталь — это не просто организация, а федеральное государственное бюджетное учреждение Министерства обороны.
По закону органы государственной и местной власти обязаны рассматривать все заявления, жалобы и требования по вопросам, которые относятся к их компетенции. Если для того, чтобы разобраться в обращении, нужно запросить в других ведомствах дополнительную информацию и документы, органы власти должны это сделать.
Федеральное учреждение, которое подчиняется Минобороны, считается госорганом. Поэтому должно рассматривать все обращения.
На все письма ведомства должны отвечать в течение 30 дней. Исключение — анонимные обращения, письма с нецензурной бранью или оскорбительными выражениями. В тексте писем истца ничего такого не было.
Суд считает, что госпиталь нарушил право пациента получать ответы на вопросы о своем заболевании. А значит, обязан выплатить ему компенсацию морального вреда. Учитывая обстоятельства обращения и состояние здоровья мужчины, считаем правильным взыскать в его пользу 20 000 ₽.
Госпиталь не хотел платить пациенту 20 000 ₽ и обжаловал решение в апелляционной инстанции.
Ничего подобного. Закон, на который ссылается районный суд, можно применять только к органам власти и должностным лицам. А госпиталь не обязан отвечать на письменные вопросы пациентов.
Решение первой инстанции отменяем, в иске отказываем.
На этот раз решение обжаловал мужчина.
Согласны с областным судом, все законно.
Тогда истец обратился в Верховный суд РФ.
Все обычные граждане, ИП и организации вправе обращаться в органы власти и к должностным лицам.
Эта возможность соответствует конституционному праву не только на обращение, но и на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на участие в культурной жизни. Рассматривать письма и отвечать на них — прямая обязанность органов власти всех уровней и подчиненных им ведомств, а не дополнительная нагрузка.
Закон о порядке рассмотрения обращений относится не только к госорганам, но и к другим организациям, которые выполняют общественно важные государственные функции, и их должностным лицам. В том числе к федеральным государственным медицинским учреждениям.
Госпиталь выполняет госзадачи в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, а потому должен был ответить на письма истца.
Ответчик утверждал, что в обращениях были оскорбительные высказывания, но доказательств этому в деле нет.
Отменяем определения областного и кассационного судов и направляем дело на новое рассмотрение.
Дело вернулось в апелляционную инстанцию. На этом этапе представители медучреждения заявили о пропуске срока исковой давности.
Действительно, мужчина лечился и написал обращение в государственную медицинскую организацию. Госпиталь обязан был ответить ему в течение месяца, но проигнорировал два письма.
За нарушение прав пациента медучреждение обязано выплатить ему компенсацию морального вреда. Считаем, что 20 000 ₽ — достаточная сумма.
С заявлением о пропуске срока исковой давности ответчик опоздал. Об этом нужно было говорить еще в районном суде. Или в апелляции, если она рассматривала дело по правилам первой инстанции. А сейчас уже поздно.
Оставляем решение районного суда в силе. Госпиталь обязан перечислить мужчине 20 000 ₽.
Что в итоге
Мужчина получит от военного госпиталя деньги и, возможно, ответы на свои вопросы. Если, конечно, напишет в медучреждение новые обращения.
В каких случаях госорганы могут не отвечать на обращения
Не на все письма органы власти обязаны отвечать. Можно не реагировать на:
- анонимные обращения;
- письма, в которых есть нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица и членов его семьи;
- нечитаемые письма, с неразборчивым адресом или ФИО отправителя;
- обращения, в которых нет конкретного вопроса, предложения или жалобы к ведомству в рамках его задач;
- повторные обращения, на которое ведомство уже неоднократно давало ответ.
Если человек отправил обращение не в тот орган, что должен отвечать на вопрос, адресат должен направить письмо в нужное ведомство в течение семи дней. Например, если ситуацию может разрешить только Департамент образования, а обращение адресовано Рособрнадзору.
В остальных случаях государственные организации, органы власти субъектов и местного самоуправления обязаны рассматривать письма граждан и отвечать на них. Иначе придется компенсировать нарушение прав.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl