У мужчины часто ломалась машина, и он отсудил за это у производителя 2,2 млн рублей

У мужчины часто ломалась машина, и он отсудил за это у производителя 2,2 млн рублей

36

Один мужчина из Краснодара купил у другого годовалый Хендай Солярис. Машина была на гарантии — до истечения 5 лет с даты покупки или 150 000 км пробега. Техобслуживание проводилось в положенные сроки, все отметки в сервисной книжке имелись. За машину мужчина заплатил 847 900 ₽.

Вскоре в автомобиле сломался кондиционер. Мужчина обратился к официальному дилеру. Случай признали гарантийным, в кондиционере заменили компрессор и вернули автомобиль владельцу.

Через пару месяцев снова начались неполадки: в автомобиле замигал датчик, сигнализирующий о проблемах с аккумулятором. Дорога в ремонтную мастерскую была знакома, мужчина снова туда обратился. Ему не отказали — заменили по гарантии генератор.

Несколько недель спустя в машине вновь загорелся индикатор неисправности аккумулятора. Мужчине надоели постоянные ремонты, ездить было небезопасно. Он обратился к производителю — ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус» — с письменной претензией об обмене автомобиля на аналогичный новый. Письмо отправил Почтой России.

Производитель не забрал письмо с почты. Тогда мужчина направил вторую претензию, уже с курьерской службой. В ответ другая организация — ООО «Хендэ мотор СНГ» — пригласила владельца привезти свою машину на проверку качества. Но вместо этого мужчина обратился в суд с требованием вернуть стоимость некачественного автомобиля в размере 847 900 ₽, компенсировать стоимость судебной экспертизы — 115 000 ₽, расходы на диагностику автомобиля — 2600 ₽, услуги эвакуатора — 4500 ₽, почтовые расходы — 5545 ₽, судебные расходы — 50 000 ₽, выплатить 2 297 809 ₽ неустойки и 250 000 ₽ компенсации морального вреда.

И еще он попросил комитет по защите прав потребителей помочь составить исковое заявление и поддержать его в суде.

Аргументы сторон

Собственник автомобиля. Мне не нужен автомобиль, который постоянно ломается. Я просто не вылезаю из автосервисов. Я направил производителю претензию с требованием обменять этот автомобиль на аналогичный. Мне пришла телеграмма от другой компании, к которой я не обращался, с предложением привезти машину на проверку. Но я получил ее слишком поздно и не успел приехать вовремя.

Больше на мое требование ничего не ответили, поэтому я пошел в суд. Новый автомобиль я уже не хочу, пусть мне вернут уплаченные деньги, выплатят неустойку, штраф и компенсируют все расходы, связанные с этой ситуацией.

Производитель автомобиля. Этот мужчина хочет просто нажиться на нас. Во-первых, он купил этот автомобиль не напрямую у нас, а у другого человека. Поэтому пусть еще докажет, что именно он является законным собственником. Во-вторых, нам надо знать, что автомобиль действительно неисправен по вине производителя. Может, он сам его сломал. Наш партнер приглашал этого мужчину представить автомобиль для проверки качества, но он не явился. Получается, что нет доказательств неисправности автомобиля на день получения претензии.

Неустойку и штраф можно требовать, только если вторая сторона уклонялась от исполнения требований потребителя. Мы ни от чего не уклонялись, поэтому и платить не должны. Просим в иске отказать.

МОО «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей». Этот мужчина обратился к нам за содействием в восстановлении и защите нарушенных прав в суде, и мы готовы ему помочь.

Иногда можно обойтись и без суда
Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд: 💸 💸 💸

Дело № 2-226/2019

Этот мужчина — законный собственник автомобиля. Это подтверждает ПТС. По закону изготовитель отвечает за свой товар перед потребителем, даже если товар был приобретен у третьих лиц.

Из представленной копии сервисной книжки видно, что собственник автомобиля регулярно проводил все необходимые ТО. Машина была на гарантии.

Закон о защите прав потребителей защищает только тех, кто покупает товары или услуги для личных или семейных нужд. Этот мужчина купил автомобиль для себя и своей семьи. Доказательств обратного нет — значит, он потребитель и может применять нормы этого закона.

Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если потребитель обнаружит в товаре недостатки, он имеет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Чтобы выяснить, почему эта машина постоянно ломалась, суд назначил экспертизу. Она состоялась, и вот выводы эксперта:

  1. В представленном на осмотр автомобиле есть недостатки.
  2. У этих недостатков производственный характер, производитель использовал некачественные компоненты.
  3. Этот автомобиль — брак завода-производителя.

То есть автомобиль ломается из-за производственного брака. Ответчик не доказал, что недостатки возникли по вине истца в процессе эксплуатации автомобиля. Поэтому мы удовлетворяем исковые требования собственника. Пусть производитель платит ему 847 900 ₽.

Теперь про неустойку. Истец требует взыскать 2 297 809 ₽. Ответчик попросил уменьшить эту сумму. По закону так можно, если сумма неустойки явно больше последствий нарушений обязательств. Уменьшаем сумму неустойки до 790 000 ₽.

Еще с производителя мы взыскиваем штраф за то, что он не выполнил требования потребителя добровольно. Сумма штрафа — 50% от общей суммы, присужденной судом потребителю. Еще 50% полагается общественной организации, которая выступала в защиту прав потребителя. В итоге производитель еще должен заплатить собственнику автомобиля и МОО «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей» по 415 725 ₽.

Также нужно компенсировать все понесенные собственником автомобиля расходы: на судебную экспертизу, оплату услуг представителя, доставку автомобиля эвакуатором и компьютерную диагностику. Плюс ответчик должен выплатить компенсацию морального вреда — 25 000 ₽ будет достаточно.

Всего ответчик должен выплатить истцу 2 249 170 ₽, а общественной организации — 415 725 ₽.

Производитель автомобиля не согласился с таким решением суда и пошел его оспаривать.

Аватар автора

Областной суд: 💸 💸 💸

Дело № 33-18402/2019

Ответчик настаивает, что право собственности истца на автомобиль нужно еще раз проверить. Мы проверили документы, по ним именно истец — собственник этой машины. Да, автомобиль он купил у физического лица, но и в ПТС, и во всех документах, которые выдавались при гарантийном ремонте у официального дилера, истец указан как собственник.

Еще ответчик не согласен с суммой, которую с него взыскали за автомобиль. При определении цены товара нужно ориентироваться на то, сколько этот автомобиль мог стоить у официального дилера производителя в тот день, когда ответчик был обязан заменить автомобиль на новый. Согласно коммерческому предложению, в дилерском автоцентре аналогичный автомобиль стоит 847 900 ₽. Именно эту сумму районный суд взял за основу. Все возражения производителя необоснованны.

У истца физически не было возможности представить Хендай на проверку качества, потому что телеграмму об осмотре, назначенном на 10 мая 2018 года в 10:00, он получил 10 мая 2018 года в 10:21. Кроме того, ответчик нарушил семидневный срок ответа на претензию. Истец направил ее 27 апреля, а ответ получил 10 мая.

Доводы ответчика о том, что судебная экспертиза была проведена без его присутствия, суд также не принимает. Лица, участвующие в деле, могут присутствовать при проведении экспертизы. Ответчик знал о ее проведении, был на заседании, когда она назначалась, но ходатайства о своем присутствии не заявил.

Решение районного суда полностью законно, оставляем его в силе.

Производитель автомобиля дошел до Верховного суда.

Аватар автора

Верховный суд: 💸 💸 💸

Определение ВС № 8-КГ20-46

Коллеги из местных судов полностью правы.

Собственник автомобиля, находящегося на гарантии, два раза обращался к официальному дилеру по поводу гарантийного ремонта автомобиля. После третьей поломки мужчина потребовал у производителя заменить неисправный автомобиль. Ответчик был обязан после получения такого требования заменить автомобиль в течение 7 дней или — в случае назначения дополнительной проверки качества товара — в течение 20 дней.

Да, ответчик назначил проверку качества автомобиля, но сделал это так, что мужчина заведомо не мог прибыть к месту проверки в назначенное время. Мы считаем, что производитель не исполнил свою обязанность по принятию товара ненадлежащего качества у потребителя.

Также ответчик считает, что эксперт, производивший независимую экспертизу, не обладал специальными знаниями. Однако он не представил никаких доказательств, которые бы опровергли вывод эксперта о наличии брака в автомобиле.

Все решения судов по этому делу оставляем в силе.

Что в итоге

Собственник автомобиля сумел отстоять свое право на приобретение качественного товара. Он купил автомобиль и планировал ездить на нем по своим делам, а не становиться постоянным клиентом официального дилера. Многие бы в этой ситуации сдались и просто заменили сломанный генератор, но мужчина знал свои права и не считал, что должен за свой счет исправлять чужие ошибки. Теперь по решению суда он получит 2 249 170 ₽.

Однако в карточке дела на сайте Верховного суда отмечено, что собственник подал новую жалобу. Он решил обжаловать решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований по неустойке. Вероятно, его вдохновило то, что производителя признали виновным, и он хочет потребовать все же выплатить всю сумму — 2 297 809 ₽. На мой взгляд, перспективы у этого дела довольно сомнительные: Верховный суд проверил все расчеты и вопросов у него не возникло.

Какие выводы можно сделать из этой истории

Закон о защите прав потребителей действительно защищает покупателей от недобросовестных продавцов и производителей. Однако не всегда покупатели после приобретения некачественного товара требуют его замены или возврата денег. А зря.

Теги: суд, авто
Готовы ли вы возвращать некачественный товар продавцу или проще просто смириться и купить новый?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

>Какие выводы можно сделать из этой истории
Что это часть рабочей схемы, на которую Hyundai, Kia, Mercedes и Jaguar Land Rover уже жаловались в Совет по противодействию коррупции при президенте России, ФСБ, генеральному прокурору и в Высшую квалификационную коллегию судей, просто в рамках этого дела Хёнде сами прокололись со сроками уведомления.
Кому интересно можете погуглить всю историю, но если коротко - люди берут новые или относительно свежие ТС, одни и те же специалисты устанавливают что у ТС имеются производтственные дефекты, правдами и неправдами ТС производителю на осмотр не предоставляют и через Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей идут не менять ТС на новое, а взыскивать деньги. Затем включаются районные суды Краснодара (Прикубанский, Советский, Октябрьский и Ленинский), которые выносят решения на полные суммы не принимая в расчёт принцип соразмерности.

30

Станислав, как в этом случае отличить законное требование продавать/производить нормальные машины а не с отклонениями в 4 нормы по соосности от потребительского экстремизма? Что мешало производителю ответить вовремя? Почему телеграмма отправлена впритык? Тут ещё вопрос кто вёл себя недобросовествно.


>> на которую Hyundai, Kia, Mercedes и Jaguar Land Rover уже жаловались
а вообще таких друзей взять бы за шкирку и в музей

Пишешь претензию застройщику что из закрытого окна дует -- потребительский экстремист, пишешь претензию в автосалон так как включили в акт работы которые не делали -- пособник автоюристов. Не согласился с расчётом страховой -- пособник страховых афферистов.
Мне кажется если внимательно разбираться окажется что "автосалоны 30 лет вокруг оси всех прокидывали, а теперь покупатели в суд пошли, плак-плак", "страховщики всех вертели 15 лет, а теперь приходится платить иногда а не только премии собирать, хнык-хнык".

За десять лет что я начал после первичного прокидывания фиксировать все свои претензии к продавцам/исполнителям письменно (если нормально решить не получается) в умноженный на два законный срок отвечает в лучшем случае половина, вторая половина обычно просто не отвечает. Или отвечает только когда ещё через пару месяцев получает исковое.

Да и про принцип соразмерности ГК 333: если неустойка уменьшена до суммарно просто процента за пользование деньгами по 1-1,5 ставки рефинансирования то это не "победа справедливого суда на потребэкстремистами" это гигемон-автопроизводитель/застройщик просто получил с физлица почти бесплатных денег по ставке меньше чем коммерческий кредит. Это нужно учитывать при чтении любых судебных решений где возникает слово "неустойка".
Самый топ это споры с застройщиками, просрочил дом на год, получи плату за пользование баблом и то с предварительным походом на три буквы (в суд) и то через 5 заседаний и хорошо если полгода. А за то что по-хорошему застройщик тут должен платить сам, а не загружать судебную систему обычно никто не думает. Мне кажется как только заведомо накосячившая сторона будет в судах получать хотябы в полтора раза больше от того что должна по закону по получению претензии сделать, то и суды подразгрузятся и исполнители будут заинтересованы решать проблемы без суда. Нет никакого смысла в уменьшении неустойки если дело дошло до суда.

А моральный ущерб 500рублей это мне норм, я всегда заявляю 1 рубль (а смысл если он на усмотрение суда и так), все два раза когда дошел до суда, суд его поднимал сам(ответчик забивал хрен и пытался прикрыться ГК333).

57

Alexander,
>Что мешало производителю ответить вовремя?
Не мешало абсолютно ничего, а вот что фактически помешало это уже проблемы исключительно того кто не успел - будь то простая нерасторопность юридического отдела, обстоятельства непреодолимой силы или особенность законодательства, устанавливающая сроки в календарных днях, и "удачно" выбранная дата отправки претензии - из отведённых 7 дней рабочих было только 3, да и из них один сокращённый (справедливости ради, это скорее всего совпадение, но не отменяет того факта что ответчик в этой ситуации должен был реагировать ещё быстрее).

Я не поднимаю вопросы о потребительском экстремизме, нежелании в законные сроки отвечать на претензии, чьей-то недобросовестности или способах оценки морального вреда - это всё довольно глобальные вопросы для отдельных дискуссий, да и материалов на эти темы здесь достаточно. Просто указал, что вышеописанный случай укладывается в сложившуюся судебную практику в одном из регионов с одними и теми же участниками к которой есть много вопросов.

5

Alexander, в случае, который описан в статье, на чем основана сумма неустойки? Покупателю уже возвращают стоимость автомобиля. Откуда еще столько же? За пару лет не могло набежать столько процентов

0

Вася,

Неустойка для того и нужна чтобы стороны сначала исполняли обязательства, а затем решали свои проблемы мирно не загружая судебную систему. Я просмотрел мотивированные решения по ссылками и там следует что с расчётом неустойки ответчик был согласен полностью и признавал(видимо она вытекала из договора), но просил уменьшить по ст. 333.

Кстати посмотрел свои ДКП с автосалонами. Автосалоны пишут неустойку полпроцента в день(!), то есть вроде как для себя на случай если сделку признают недействительной чтобы покупателя "поставить на бабки". Это вроде тоже не совсем законно, скорее всего тут что-то подобное и обоюдоострая история про неустойку сейчас сработала против продавца.


и в такой формулировке у меня уже вопросы. предположим на месте этого автовладельца я. А у меня в договоре с автосалом неустойка полпроцента в день (а я не заставлял автосало писать такую неустойку в договор который я как покупатель не могу поменять).
Почему только сейчас и только в суде автосалон решил что это как-то дохрена? если дохрена ну так не писали бы такое в договор, писали бы 0,05-0,1 и не было бы таких проблем?

Есть у меня такое подозрение, что в этом и есть ответ почему этот суд вообще случился. Покупатель заявил неустойку в том виде в которой её написал ему в договор автосалон, автосалон понимая что покупатель прав и по сути и по закону в сначала пытался его по п-орски(помидорски) прокинуть с телеграммой за минуту до. а потом как не вышло, то и пошел в суд только уменьшения неустойки для.

9

Станислав, да автосалоны дурят покупателей гораздо больше. Отказывают в гарантийном ремонте, не выдают документы о ремонте, неправильно их оформляют, чтобы нельзя было воспользоваться своими законными права, продают битые автомобили под видом новых. Посмотрите ролики ярдрея на ютубе.

9

O, и причём ни цена автомобиля, ни известность сети автосалонов вам не помогут. Нахлобучить могут как при продаже лады, так и любого люксового авто.

5

Александр, все уже в цене, но при этом в трех инстанция все-равно пытаются отбиться. И тут в цену заложим, но и там свое не отдадим.

18
0

Купил за 850 000, продал за 2 200 000, и даже налог не пришлось платить.
Хороший бизнес помогает делать самый гуманный суд.

10
0
Герой Т—Ж

+3

03.09.20, 10:23

А как можно ВСЮ машину признать бракованной?
Любая деталь может сломаться. Это же не означает что развалилась ВСЯ машина.

Какие-то дичайшие суммы фигурируют, параллельная реальность.

8

What, очень просто. Технически сложное изделие можно обменять на новое или потребовать возврата средств если оно в течение года больше скольки-то раз, или скольки-то дней (точно не помню) было в гарантийном ремонте.
я так в 2009 еще телефон возвращал. Покупал за 20к, в течение года раза 3 был в ремонте, за день до конца гарантии скрипя зубами магазин вынужден был вернуть 20к, при том, что он у них уже подешевел до 13))
тут тоже самое примерно)

4

What, ответчик просто не оч умный. Надо было признать дефекты устранимимы

1

Денис, дефект, который появился дважды в течение гарантийного срока, является существенным, и наличие такого дефекта даёт право на расторжение договора, возврат денег и т.п. И не важно, устранимый он или нет.

6

Александр, просто не надо закладывать в продукт преждевременное старение и все будет хорошо

8

Александр, сразу понятно, что вы юрист. Формально вы все верно говорите. Но от того, что вы замените "преждевременное старение" на "неудачное решение" по факту ничего не поменяется. Капитализм так устроен, что производителю нужно получать наибольшую прибыль. Если он не может повысить цену, то он сокращает издержки, буквально начинает собирать машины из говна и палок.

7

Михаил, ну смотрите сами, гарантия 3 года, за малую мзду можно докупить сервисный контракт на ещё 2 года. Следовательно, говно и палки должны выдержать 5 лет. Плюс на дорогие запчасти (ЛКП, коробка, двигатель) по сути гарантия это срок службы, т.е. 10 лет.

Вообще производство автомобилей дико нерентабельный бизнес, всё идет с оборота. Условно говоря с одной машины массовой модели производитель зарабатывает долларов 300.

0

Александр, давайте скинемся производителю форда деньгами, мужик в убыток себе трудится! Кидай номер карты, чувак!

7

Александр, вас послушать и может показаться, что 5 лет для автомобиля это офигеть какой большой срок. Только учитывая среднюю зарплату в РФ в 35 тысяч (я считаю, что это завышенно, но пусть будет так), среднему гражданину надо 2 года ни есть, ни пить и то денег не хватит на этот Солярис. 2 года жизни за машину на 5 лет. Хорошая сделка?

6

Александр, да все прекрасно это понимают. Просто вы подаёте информацию в таком виде, будто святой производитель чуть ли не себе в убыток машины продаёт, на корку хлеба с солью едва хватает, а коварный потребитель только и живёт тем, что голубую кровушку этого святого попивает.

6
0

Мы так кухню вернули, заплатили 116 т.р. вернули 160т.р.

5

Николай, а что с ней было?

1

Кир, установка не в срок, при установке не всё довезли (не было фасадов и стола), когда поставили, было много сколов, где-то царапины. Владелец компании не мог внятно сказать, что когда поставят, когда довезут, приходилось самим звонить.

Написали отказ на email, хотим вернуть кухню и деньги, те утихли, ну мы к юристу и в суд. По истечению 6 месяцев дошли до суда и заключили мировую. Если бы изготовитель не согласился, то полная сумма была бы ~300 000 руб., но это надо было ждать ещё 2-3 месяца на судебное разбирательство.

Перезаказали в Икея, нам сделали всё в срок, дешевле и кухня больше.

11

За юриста заплатили 30 000 руб.

6

RussianGirl, а пежо - это на самом деле пеугаут?))

2
0

Защищать свои права конечно нужно, но мне кажется должна быть какая-то верхняя планка требований, например, 2 стоимости ТС. А так это порождает порочную практику. Прецедент хороший и в целом повышает минимальный уровень сервиса и реагирования на проблему со стороны дилеров.

2
0

готова вернуть. есть положительный опыт. всё в рамках закона.

1
0

03.09.20, 13:05

Отредактировано

Не готов! Хочу разобраться с некачественным установщиком автостекол, неким Автотрейд. Шарашкина контора, которая не умеет работать и не признает вины. Хотя у меня есть все доказательства. Общаемся с РПН.

0
0

Всегда готов. Так и делаю. Правда,покупки не такие дорогие,но...Это наше право и мы должны им пользоваться,если уважаем себя😎

0
0

Да!

0
0

Если бы, это было что то от АвтоВАЗ было-бы интересно.

0

Сообщество