Как мужчина взыскал с автосалона три стоимости машины за одну бракованную
В 2014 году житель Томска купил Киа Спортейдж за 1,09 млн рублей. Практически сразу машина начала сыпаться: сломался карданный вал, облезла кожа на рулевом колесе, пришлось несколько раз регулировать углы установки колес, быстро износился масляный насос. К концу пятилетнего гарантийного срока автомобиль пробыл в ремонте 77 дней.
В итоге мужчина взыскал с автосалона стоимость бракованной иномарки — 1,09 млн, а также 58 049 ₽ убытков, 10 000 ₽ компенсации морального вреда, 500 000 ₽ потребительского штрафа. И вдобавок получил 919 900 ₽: за шесть лет со дня покупки цены выросли практически вдвое — автовладелец взыскал с продавца разницу между стоимостью его машины и такой же новой. Взамен бракованную Киа пришлось вернуть.
Но на этом он не успокоился. За несколько месяцев, пока шли суды, стоимость автомобиля еще немного выросла. И мужчина снова обратился в суд, чтобы взыскать с салона и эти деньги.
Аргументы сторон
Автовладелец. Суд взыскал в мою пользу стоимость такой же машины по состоянию на август 2020 года. Но решение вступило в законную силу уже в июле 2021. За этот год автомобиль подорожал еще на 250 тысяч — с 2,01 до 2,26 млн.
Я хочу получить эти деньги. Автосалон не захотел добровольно мне их выплатить, поэтому я требую еще 723 тысячи неустойки за месяц с даты вынесения судебного решения до даты перечисления денег — по 22,6 тысячи в день. А также еще одну компенсацию морального вреда — 15 тысяч — и еще один потребительский штраф.
Автосалон. Этот мужчина уже взыскал с нас все, что только можно. Решение суда вступило в законную силу, и больше ему ничего не полагается.
Что сказали суды
В иске отказываю.
Дело о выплате стоимости автомобиля, неустойки, убытков, компенсации морального вреда, потребительского штрафа и разницы в цене было рассмотрено в трех инстанциях. Суд уже определил убытки мужчины, которые возникли из-за изменения стоимости аналогичной машины по состоянию на 2020 год, и взыскал в его пользу 919 тысяч рублей. Размер убытков пересматривать нельзя, и больше истцу ничего не полагается.
Неустойка за вред, причиненный недостатками товара, законом не предусмотрена. А значит, и штраф с компенсацией морального вреда тоже не взыскать.
Автовладелец не согласился с решением и подал апелляционную жалобу.
Автосалон больше ничего не должен.
Мужчина пришел в суд с теми же требованиями, что уже заявлял. Так нельзя. Получается, что продавец дважды заплатит за одну неисправную машину. И пусть стоимость автомобиля арифметически определена на август 2020 года, это не противоречит тому, что убытки взысканы по состоянию на июль 2021.
Истец был вправе увеличить размер требований при пересмотре дела, но не сделал этого — сам виноват. И вообще, мужчина не доказал, что на полученные от автосалона деньги он не может купить аналогичную машину.
Суд первой инстанции правильно отказал в иске. Оставляем решение в силе.
Истец не согласился с такими выводами.
Замечаний нет.
Согласны с апелляционной коллегией, оставляем решение в силе.
Так мужчина дошел до Верховного суда.
Суды запутались.
Автовладелец прав: когда областной суд принимал решение в июле 2021 года, для расчета убытков он использовал стоимость аналогичной машины, установленную оценщиком на август 2020. Но потребитель вправе требовать полного возмещения убытков в случае покупки неисправного товара. Их размер определяется на момент вынесения решения — в виде разницы между существующей ценой и когда-то уплаченной.
Когда апелляционная инстанция рассматривала первоначальное дело о возврате стоимости машины, коллегия не перешла к разбирательству по правилам производства в суде первой инстанции . То есть покупателя лишили возможности увеличить исковые требования с учетом изменения цены автомобиля еще за год. Из-за этого мужчине приходится отстаивать свои права в июне 2023.
Суды не выяснили стоимость машины на июль 2021 года и даже не приняли во внимание справку оценщика о ее стоимости на дату вынесения судебного решения. Подавать отдельные иски о возмещении убытков не запрещено, но суды отказались разбираться в фактах.
Длительное судебное разбирательство, в течение которого выросла стоимость машины, не должно ущемлять права покупателя. Он вполне может довзыскать свои убытки.
Отправляем дело на пересмотр.
Дело вернулось в областной суд. Автосалон просил отказать в иске, но в июле 2023 года, до финального заседания, перечислил истцу 250 тысяч рублей — запрошенную разницу между ценой в августе 2020 и в июле 2021.
Мы ошиблись.
Автосалон добровольно выплатил мужчине разницу в цене, так что в этой части удовлетворяем исковые требования с указанием на то, что эта часть решения уже исполнена.
На неустойку истец тоже имеет право, но не в том размере, в котором просит. На выплату разницы у автосалона было 10 дней с даты получения претензии, и этот срок истек еще в октябре 2021 года. Они опоздали на 21 месяц.
Неустойка должна компенсировать расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, которые возникли из-за просрочки перечисления денег. Суд может уменьшить размер неустойки, если она несоразмерна последствиям и влечет необоснованную выгоду потребителя.
Итак, в октябре 2014 года мужчина купил машину за 1,09 млн. В ноябре 2021 автосалон вернул эти деньги и выплатил 920 тысяч рублей разницы в цене, а в июле 2023 — еще 250 тысяч разницы, всего 1,17 млн. Также салон выплатил штраф, компенсировал моральный вред и стоимость неотделимых улучшений возвращенного автомобиля.
До определения Верховного суда ответчик наравне с судами трех инстанций полагал, что больше ничего не должен истцу. То есть автосалон не затягивал судебное разбирательство, а потому может выплатить неустойку лишь в размере убытков — 250 тысяч рублей.
Запрошенный размер компенсации морального вреда — 15 тысяч — вполне обоснован. Также покупатель имеет право на потребительский штраф в размере 257,5 тысячи. Кроме уже перечисленной суммы мужчина может получить с автосалона еще 526 тысяч рублей.
Что в итоге
В декабре 2019 года мужчина обратился в автосалон, чтобы ему вернули деньги за машину, которой он пользовался почти пять лет. В итоге за три с половиной года судебных разбирательств он получил 3,42 млн рублей. Должно хватить на новый автомобиль.
На первый взгляд дело похоже на потребительский экстремизм: ведь истец проездил на машине почти весь пятилетний гарантийный период, а потом получил с ответчика три ее цены. На самом деле автосалон больше пострадал не из-за покупателя, а из-за общего повышения цен: в июле 2021 года аналогичная иномарка стоила уже 2,26 млн рублей, а соответствующую сумму мужчина получил только в ноябре 2021.
Когда покупатель может забрать деньги за авто
Если купленная машина оказалась неисправной, можно вернуть ее в автосалон и забрать стоимость аналогичной новой машины. Но не во всех случаях.
Вот что нужно учитывать.
Серьезность поломки. Неисправность должна быть существенной: выявленные недостатки нельзя устранить либо они снова появляются после ремонта. Еще вернуть деньги можно, если чинить авто неразумно дорого или долго.
Срок выявления неисправности. За возвратом денег можно обратиться в течение гарантийного срока, а если получится доказать, что неисправность существовала до покупки, то и в течение срока службы.
Срок ремонта. Пока длится гарантийный срок, автомобиль не должен находиться в ремонте дольше 30 дней в году. Если гарантийный срок уже истек, надо дать автосалону возможность бесплатно отремонтировать неисправную машину. На это у него будет 20 дней. Можно письменно договориться о другом сроке ремонта, но он не должен превышать 45 дней. Если автосалон не укладывается в сроки, покупатель вправе требовать возврата денег.
Сколько можно требовать. Вы должны получить возможность пользоваться такой же машиной, что когда-то выбрали. Если аналогичная модель подорожала, вы вправе требовать, чтобы автосалон вернул деньги и выплатил разницу с текущей ценой — ее определяет оценщик. Если за время споров стоимость опять изменилась, потом можно будет подать еще один иск и довзыскать разницу на момент вынесения решения.
Если продавец не отдал деньги добровольно, по закону его можно наказать рублем. Две самые крупные суммы — неустойка и штраф. Неустойка составляет 1% от стоимости за каждый день просрочки, но на практике ее общий размер никогда не превышает цену товара. На возврат денег за неисправную машину есть 10 дней с даты, когда продавец получил письменное требование.
Штраф в пользу потребителя составляет 50% от взысканной суммы с учетом неустойки и компенсации морального вреда, но без учета судебных расходов.
Еще можно требовать компенсацию морального вреда — пережитых физических и нравственных страданий. По имущественным спорам ее взыскивают редко и сумма обычно невелика. Герою этой истории очень повезло получить 25 тысяч рублей.
Также, если суд удовлетворит требования о возврате денег и взыскании штрафа и неустойки, можно будет просить компенсировать судебные расходы: на юриста, нотариуса, оценщика, госпошлину, почтовую корреспонденцию.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl