Какие симптомы есть у омикрона и защищают ли от него прививки?

83

Омикрон действительно заразнее предшественника, варианта дельты, однако прививки от него все еще защищают, пусть и не так долго, как хотелось бы.

Судя по тем данным, что у нас есть на сегодняшний день, чтобы обновить защиту, раз в три месяца нужно делать ревакцинацию. Пока создается впечатление, что люди с омикроном болеют легче, чем с дельтой. Однако недооценивать новый вариант нельзя: в США от омикрона погибает девять человек на 1000 заболевших.

Будьте внимательны к источникам информации о здоровье — и сходите к врачу

Эта статья — о коронавирусной болезни, или COVID-19. Во всех статьях о коронавирусной болезни мы придерживаемся позиции Всемирной организации здравоохранения, или ВОЗ. Прежде чем читать дальше, рекомендуем ознакомиться с позицией ВОЗ относительно COVID-19.

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.

Что такое вариант «омикрон»

Омикрон — международное название нового варианта коронавируса SARS-CoV-2, который появился в ноябре 2021 года в ЮАР. В России первые случаи заражения омикроном зарегистрировали уже в начале декабря прошлого года.

До появления омикрона люди чаще всего заражались дельта-вариантом коронавируса. Но SARS-CoV-2 быстро мутирует. Некоторые особо эффективные мутанты быстро вытесняют старые версии коронавируса, которые доминировали в мире до них.

Хотя пока в большинстве стран омикрон сосуществует с дельтой, многие ученые считают, что новый вариант в конце концов победит. Ведь омикрон — самый эффективный мутант из всех, что появлялись до сих пор.

В отличие от предшественников, у новой версии SARS-CoV-2 появилось более 30 новых мутаций на очень важном участке генома. Он отвечает за создание S-белка, из которого состоят шипы. С их помощью вирус проникает в клетку и заражает ее.

Иммунная система привитых и уже переболевших людей научилась распознавать S-белок, характерный для старых вариантов SARS-CoV-2. Но мутантный S-белок омикрона защитные белки-антитела узнают хуже. Это значит, что риск повторно заразиться омикроном для привитых и переболевших выше, чем дельтой.

Защищают ли прививки от омикрона

Да — хотя, судя по всему, защита работает не так долго, как в случае с дельтой.

Согласно предварительным данным, которые российские ученые опубликовали 19 января 2022 года, после двух доз вакцины «Спутник V» антитела, способные узнавать омикрон, были:

  1. в первые 3 месяца — у 80% привитых;
  2. спустя 3—6 месяцев — у 68,8%;
  3. спустя 8—12 месяцев — у 55,6%.

У переболевших количество антител к омикрону было ниже, чем у привитых, но отличия были не слишком существенными.

Эти данные позволяют предположить, что защита от омикрона лучше всего работает примерно три месяца после болезни или прививки аденовирусными вакцинами, к которым относятся все «Спутники». Но чтобы продлить защиту, нужно вакцинироваться во второй раз.

В США и Европе придерживаются примерно такого же мнения. Например, сотрудники американского Центра по борьбе и предотвращению заболеваний, или CDC, советуют повторно вакцинироваться уже спустя два месяца после прививки аденовирусной вакциной Janssen от компании Johnson & Johnson — этот препарат очень похож на «Спутник Лайт».

Согласно предварительным данным, полученным в декабре прошлого года, польза от частой ревакцинации есть. У людей, которые получили две прививки «Спутник V», а через три месяца повторно привились «Спутником Лайт», уровень антител к омикрону был в восемь раз выше, чем у тех, кто привился только «Спутником V», но не ревакцинировался.

Что опаснее — омикрон или дельта

Пока данные наблюдений свидетельствуют о том, что риск тяжелого заболевания при заражении омикроном ниже, чем в случае заражения другими вариантами SARS-CoV-2.

Например, судя по британским данным, людей, зараженных омикроном, госпитализируют в три раза реже, чем людей, зараженных дельтой. Скорее всего, это связано с тем, что у пациентов уже есть защита, которую обеспечивает переболевание или вакцинация.

Кроме того, исследования, проведенные на животных, указывают на то, что омикрон реже вызывает пневмонию, так как предпочитает размножаться в слизистых носа и горла и реже спускается в легкие, чем дельта. Пока создается впечатление, что и с представителями нашего вида омикрон обходится более «гуманно», чем его предшественники.

Но это совсем не означает, что бояться заразиться омикроном не нужно. Даже если он действительно менее опасен для каждого конкретного человека, он заразнее предшественников. А это значит, что в итоге умереть от омикрона может даже больше людей, чем от дельты.

Какие симптомы есть у омикрона

Судя по имеющимся данным, заражение омикроном больше напоминает обычную простуду, чем заражение дельтой.

Короче бессимптомный период. У людей, заразившихся омикроном, симптомы появляются в среднем на третий день — это на два дня раньше, чем в случае с дельтой.

Самый распространенный симптом — заложенность носа. По данным исследователей из проекта ZOE Covid Study, которые с начала пандемии анализировали симптомы коронавирусной болезни, большая часть людей с подтвержденным омикроном жалуется на пять симптомов: насморк, головную боль, слабость, кашель и боль в горле.

«Классические» симптомы COVID-19, то есть температура выше 38 °С, кашель и потеря обоняния, встречаются только у половины заболевших. В случае дельты обоняние пропадало почти у всех.

Все эти признаки очень напоминают любые другие ОРВИ. Единственный достоверный способ отличить заражение омикроном от гриппа — при появлении первых симптомов сдать анализы на COVID-19. Подтвердить подозрение поможет в том числе и домашний тест, который можно заказать через интернет.

Как быть, если подозреваете, что заразились омикроном

Вызовите врача. Чтобы никого не заразить, вызовите на дом врача, сдайте тест и возьмите больничный.

Если диагноз подтвердится, людям, которые живут с вами в одном доме, нужно будет самоизолироваться на неделю. Но если в последние полгода человек вакцинировался от COVID-19 или переболел им, изолироваться он не обязан.

Лечитесь так же, как будто у вас простуда. Все лекарства от коронавирусной болезни, существующие на сегодняшний день, — экспериментальные. Например, препарат «МИР 19», который недавно зарегистрировал Минздрав, в свободной продаже отсутствует — до окончания клинических испытаний его можно применять только в условиях больницы.

Доказательств, что противовирусные средства, которые можно купить в аптеке, помогают при COVID-19, пока нет. Зато люди, выздоравливающие дома, могут облегчить симптомы. Как это сделать, мы подробно писали в статье «Сколько стоит вылечить простуду».

Наблюдайте за самочувствием. Хотя омикрон, кажется, переносится легче дельты, недооценивать его нельзя. В январе 2022 года в США на 1000 случаев заражения омикроном приходилось девять смертей — это всего на четыре смерти меньше, чем в случае дельты.

Поэтому важно следить за самочувствием. Если температура поднялась выше 38 °C, появилась одышка, давление упало ниже 90/60 мм рт. ст., насыщение крови кислородом, или SpO₂, снизилось ниже 95%, как можно скорее позвоните врачу.

Чтобы следить за SpO₂, возможно, имеет смысл заказать пульсоксиметр-прищепку. Цена на прибор начинается от 350 ₽.

А у вас или ваших знакомых были похожие на омикрон симптомы?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

04.02.22, 09:02

Отредактировано

У меня такое чувство, что им сейчас болеют или переболели вообще все. По крайней мере, все знакомые и родственники в разных частях страны. У нас сначала старшая дочь заразилась в детсаду, потом мы все заболели. У детей два дня была температура 39, у меня с женой лёгкий кашель, больное горло и лёгкая заложенность носа были неделю без температуры. И примерно так болеют все знакомые - часто другие ОРВИ тяжелее переносятся. У меня прививка с конца лета, у жены медотвод.

Мы заболели ещё в начале этой волны, когда к контактным с любыми симптомами ОРВИ сразу приходил врач с экспресс-тестом. Сейчас, судя по отзывам знакомых и новостям, если не нужен больничный, лучше в поликлинику даже не соваться - больше здоровья в очередях потеряешь.

Дополню, что если в прошлые волны болело гораздо меньше знакомых, и среди них были реально тяжёлые, кто-то умер. Сейчас болеют все и все легко.

31

Дмитрий, у меня болеют все знакомые и не только в России...

7

Дмитрий, я не болел. Москва

0

Дмитрий, мне кажется дети основные разносчики всех короновирусов. Они сами не болеют почти, не соблюдают гигиену, но при этом сложно отказать им в контакте. В 20 году осенняя волна пошла как только школы открыли, в прошлом году так же было.

0
0
Герой

04.02.22, 13:04

Отредактировано

Переболели омикроном дома, по сравнению с позапрошлогодним вариантом – гораздо легче. Действительно, горло, насморк и слабость – основная проблема.

Не очень понимаю, зачем при первом чихе вызывать врача. Их потому и не хватает, что они бегают по адресам и измеряют температуру тем, у кого 37,0 и головная боль. Понятно, что надо наблюдать за самочувствием и в случае ухудшения – обращаться к специалистам, но можно было бы просто сделать аптечные тесты подешевле, чтобы люди контролировали статус сами. Больше ресурсов уходит на бюрократию и подсчёты заболевших для тг-пабликов, чем на реальную помощь людям. Особенно в регионах ситуация жуткая, не говоря о том, что больные другими, куда более опасными болезнями сильно страдают.

19

Dusya, не все работают на удаленке, многим нужно открывать больничный, чтобы не идти на работу и не заражать окружающих. А все предыдущие 2 года всем рассказывали, что с ковид и/или простудными заболеваниями нужно вызывать врача на дом, а не самостоятельно идти в поликлинику.

5
0

Т-Ж: Вызовите врача. Чтобы никого не заразить, вызовите на дом врача, сдайте тест и возьмите больничный.

Реальность: мама на этой неделе заболела омикроном. Дозвонившись до скорой после 3 часов ожидания, был примерно такой диалог:
- Здравствуйте, у меня температура, насморк, голова болит, кашель и в горле першит.
- Какая температура?
- Была 38,5, но сейчас уже 37,1.
- Примите обезболивающие с жаропонижающим и приходите в поликлинику. У нас не хватает персонала. До свидания!

17

Евгений, мне тоже предложили прийти самой, потому что «у нас все врачи заболели»

6
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 09:47

Евгений, вот-вот. Нам в поликлинике сразу сказали, что на дом врача вызывать бессмысленно. Мол, ножками идём, делаем мазок и открываем больничный. Так мы и поступили. Очередь была на улице.

5

Alexandra, потому все и болеют. кто болен, едет в лифте, дальше ножками идёт (а то и едет в транспорте) и распространяет вирус. кто с обычной простудой сидел в очереди, бонусом к простуде может заодно получить еще и ковид, поскольку иммунитет и так снижен. люди не виноваты, но к мерам по борьбе с распространением много вопросов. здоровым людям нельзя собраться вместе на концерте, а больным в поликлинике можно, чтобы уж наверняка переболеть ))

7
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 18:05

Авторка, нет сейчас обычной простуды, у всех знакомых с признаками ОРВИ сейчас подтверждают ковид.

2

Alexandra, у меня была обычная простуда несколько дней, без температуры, антител не прибавилось. вполне себе бывают, ковид у меня за всё время эпидемии был один раз и его ни с чем не спутаешь.

0
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 20:19

Авторка, ну вы сдавали мазок? Я знаю людей, которые тоже переболели ковидом в 2020 году и не могли поверить, что и сейчас у них тоже ковид, пока не получили результаты ПЦР-теста.

0

Комментарий удален пользователем

Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 10:28

Отредактировано

Ekaterina, думаю, что везде примерно одинаковая картина. Я в СПб. У меня температура была 37,3, поэтому я решила, что проще сходить, чем сидеть и ждать врача. У нас в поликлинике один врач и просто на приём, и на первичный приём пациентов с подозрением на ковид, и на вызовы на дом. В среду заболела и врач. Так что ситуация напряжённая, врачам физически не разорваться

3

Alexandra, а какой у Вас район города?

0
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 11:35

Александр, Приморский.

0

Евгений, надеюсь, больничный вашей маме все-таки открыли?

2

Даниил, открыли. Потом позвонили из колл центра скорой помощи и сказали, что если она не пойдет в поликлинику, то ей надо самой сдать тест и в понедельник им сообщить о результатах анализа. И добавили, что если температура поднимется выше 39, и не будет опускаться в течение дня, то надо вызвать скорую еще раз.

2
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 10:30

Евгений, а как сдать тест самой? Платно?

0

Alexandra, Может где-то и можно его сдать бесплатно, кроме поликлиники. Но мама не стала заморачиваться и сделала платно не выходя из дома.

0

Евгений, а в Москве говорят, что тесты из частных лабораторий для них не имеют значения для диагноза, такой вот бред

1

Евгений, вызывать не скорую (вы не умираете от температуры 38,5 / 37,1) а врача из поликлиники.

1
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 12:42

Kirill, мне вот сказали, что врач при таких симптомах не придёт, надо идти самой

3
Сообщник

10.02.22, 11:35

Отредактировано

Евгений, моей беременной коллеге в частной и дорогой клинике предложили сделать вид, что она не знает, что у нее ковид (она делала домашний экспресс тест) и придти в поликлинику.

0

Alexandra, "Скоро раз в неделю начнём ревакцинироваться?"

Производители вакцин:

17
0

Переболела на прошлой неделе.
Вместе со мной переболела еще куча знакомых, в том числе тех, кто ревакцинировался в прошлом месяце.
Я правда не могу понять, каким образом ревакцинация старой версией Спутника может помочь, если различия в спайк-белке существенны.

Единственное о чем пожалела, это что вызывала врача. Бесполезная трата времени и бюджетных средств. Мне притащили две пачки арбидола, парацетамол и гриппферон.

16

Миссис, добрый день. Прививка защищает в первую очередь от тяжелого течения болезни — то есть уменьшает риск попасть в больницу. К сожалению, риск заразиться есть в том числе и у привитых, и даже у ревакцинированных людей: это связано с особенностями коронавирусных инфекций как таковых.

15
0

Наш ребенок болеет легко и свободно, температура 37 плюс минус 0,2 градуса, врач вообще не нужен, понятно как лечить. Но я не понимаю, зачем в колледже еще требуют какие то справки из поликлиники о болезни. Понятно что форс-мажорная ситуация, понятно что пик волны, врачи стоят на ушах, не справляются, болеют все. Ну зачем подростку, с этой легкой простудой да раза переться во взрослую поликлинику и там выстаивать многочасовые очереди чтобы просто получить официальную справку о болезни?

13

Дмитрий, а если их на 3 буквы прямо и буквально посылать с этими справками? Нажалуются родителям, что ребенок прогуливает?

1

Николай, хуже, жалобы будут в опеку.

0

Alexandra, так это не 100% защита, да и больше направлена на легкое течение, а не вообще отсутствие заражения. Хотя по статистике и заражения происходят реже.

10
0

В комментариях уже потихонечку открывается портал в ад мракобесия и теорий заговора 🤦🏼‍♀️

7
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 09:58

Sun, то есть вы считаете, что вакцинация идёт успешно, заболеваемость снижается, очередей в поликлиники нет, ковид побеждён?

6

Alexandra, я сегодня не в настроении для срачей о вакцинации, извините. Можете мои комментарии на эту тему в одном из последних дневников трат почитать, если вам так неймется.

5

Alexandra, в начале пандемии люди боялись и носили маски, мыли руки по 10 раз в день и старались не лобызаться. Сейчас все расслабились, многие привились/переболели, репутация у омикрона – легкая простуда. Вот и болеет каждый второй.

4

Dusya, да, омикрон просто знает, что когда у тебя хорошая репутация, то и поболеть тобой никто не откажется😉

4
0

Заболела через полгода после прививки, симптомы - температура до 39.7, слабость, неприятные ощущения в горле, сухой кашель. Врач пришел домой на 3-й день. Более-менее восстановилась за 2 недели. Помимо физиологических проявлений были и психологические: полная апатия, нежелание ничего делать, обострение экзистенциального и профессионального кризисов. Решила для себя, что это такая защитная реакция организма - типа отвали от меня и дай просто отдохнуть. Первую неделю только спала или лежала. Вторую уже пришлось работать (удаленно), но давалось тяжело. Все шутки про снижение умственных способностей - это не шутки 😄 Стала намного медленнее соображать, ухудшилась память, про многозадачность вообще забыла, теперь делаю все только по очереди и очень медленно. Но вроде с каждым днем становится немного лучше, так что верю, что это обратимо)

4

Alexandra, вакцинация помогает переболеть дома под имбирный чаёк, а не лежать на ИВЛ с больничной пневмонией :)

3
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 13:47

Dusya, знаю вакцинированных, которых госпитализировали, и невакцинированных, которые денёк посидели с температурой. Видимо, дело не в вакцинации, а в индивидуальных особенностях организма.

4

Alexandra, таких издержек с начала пандемии полно, и их перечислять достаточно долго. Но заболеваемость растёт, потому что вирус мутирует. И это само по себе не значит, что вакцины не помогают, это лишь значит, что люди рано посчитали себя абсолютными хозяевами планеты.

3
0

Даниил! Спасибо за статью. У меня , моих родственников и знакомых постоянно болит горло, насморк , температура реже и кашель тоже. Мы живём в климате, где 7 месяцем зима с морозами, сугробами, ветром, слякотью, перепадами давления и температур. И у нас всегда была и будет простуда со всеми этими симптомами.Мы уже привыкли к тому, что 2 - 3 раза в год болеем простудой. Что делать!? И осложнения после гриппа всегда были опасные. На лёгкие, на сердце.И умирали от этого тоже. Помню свиной грипп, птичий. Сама болела очень сильно в 2011 году. Так что нам не привыкать! Но лучше не болеть! Будьте здоровы , дорогие мои!!

3
0

У меня сейчас двоюродная бабушка болеет омикроном, при том, что 2 месяца назад перенесла дельту (успев за неделю до болезни привиться 1 компонентом вакцины)

Переносит сильно легче, чем дельту, но все равно все типичные симптомы орви с температурой есть

2
0

А кто-то уже сталкивался с больничными, открытыми по телефону, в Москве? Поделитесь опытом, пожалуйста! Открывали на 7 дней. Он закроется автоматически или мне позвонят уточнить, помогло ли лечение арбидолом? Переживаю, какой диагноз напишут, так как открывали по ОРВИ, но у меня был положительный ПЦР из частной лаборатории, который врач не видел в карте, и положительный экспресс из поликлиники, ПЦР почему-то пришел отрицательный.

2

Елизавета, вчера вот вышел после больничного. Накануне позвонили, уточнили самочувствие, объяснили, что закрывают больничный дистанционно и сообщают об этом работодателю самостоятельно. От меня потребовалось только номер больничного в кадры передать

2
Герой Т—Ж

+4

04.02.22, 20:20

Александр, согласна, что на нескольких примерах выводы не делают, но меня, знаете ли, впечатлило, что я заболела через 6 дней после того, как узнала, что у меня антитела 2080.

2
0

Делал вакцинацию двух компонентным, через полгода заставили сделать прививку от гриппа на работе, ещё через пару месяцев ревакцинация однокомпонентным, прошло ещё полтора месяца и все тщетно. Заболел Оми.

2
Герой Т—Ж

+4

10.02.22, 17:58

Авторка, так и я о том же. Если вы переболели омикроном, совершенно не факт, что у вас прибавятся антитела к предыдущему штамму. И вакцина от предыдущих штаммов не защищает от омикрона.

1
Герой

11.02.22, 06:19

Отредактировано

Богиня, а сколько в Екб (вы же оттуда вроде, если я правильно помню?) стоят экспресс-тесты? Просто у нас в Казани сейчас по экспресс тесту и по телефону можно больничный открыть, т.е. потратить 950 р (да, тоже не мало, согласна) и не ходить никуда в случае плюса.

1
Герой Т—Ж

+4

11.02.22, 11:08

Andrew, ну мне сложно верить в статистические данные, которые расходятся с тем, что видишь своими глазами. Типа в статистике все верно, а я и знакомые - это так, погрешности?

1

Сообщество