Может ли интернет-магазин не принимать оплату наличными?
Сейчас многие интернет-магазины, например известные маркетплейсы, принимают только карты. Заплатить наличными нельзя. Объясняют это тем, что заботятся о нашем здоровье и не хотят распространять ковид. Разве это законно?
Такой отказ незаконен. У вас может не быть банковской карты, а магазины и маркетплейсы должны продать вам товар. Если они отказываются это делать, можете обращаться в Роспотребнадзор или суд.
Кто выбирает способ оплаты
По закону у покупателя должна быть возможность оплатить товар, работу или услугу с помощью карты «Мир» и наличных. Согласно пункту 1 статьи 140 гражданского кодекса наличные и безналичные платежи в России равнозначны. Выбирает способ расчетов потребитель, и суды неоднократно это подтверждали.
Например, в апреле 2022 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что нельзя обязывать потребителей вносить наличные только через платежного агента и не принимать их напрямую. Это нарушает закон.
До 1 сентября 2022 года маркетплейсы часто пользовались тем, что закон прямо не запрещал им выбирать способы оплаты. В публичной оферте на сайте они указывали, что принимают безналичные платежи и работают с картой «Мир», но благополучно игнорировали наличные расчеты.
А потом вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей. Маркетплейсы протестовали против них, но власти это не остановило — и закон приняли. Теперь условия договора и публичной оферты, которые не разрешают покупателю выбирать способ и форму оплаты, считаются недопустимыми и ничтожными.
Это значит, что, даже если продавец написал в оферте, что оплачивать покупки можно только картой, он обязан принять наличные. А если из-за условий о безналичной оплате потребитель понес убытки, продавец должен их возместить.
Какие ограничения были из-за пандемии
Даже во время пандемии у продавцов не было законного способа не принимать наличные. В 2020 году выходили два акта Центрального банка и Роспотребнадзора с противоковидными рекомендациями, но ни один из них не обязывал покупателей платить только картами.
В письме от 23 марта 2020 года № ИН-04-29/26 ЦБ хотел замедлить распространение вируса через банкноты. Поэтому рекомендовал банкам сделать так, чтобы одни банкоматы только выдавали деньги, а другие — только принимали. Но запрет на наличные он не вводил.
Роспотребнадзор в начале пандемии рекомендовал чаще платить безналичным способом и ссылался на исследования ВОЗ. Но ведомство не издавало писем, которые разрешали бы магазинам не принимать наличные у клиентов, а с 1 июля 2022 года вообще сняло все ограничения.
Куда жаловаться
Пожаловаться на действия продавца можно в Роспотребнадзор и суд. Первый способ проще и быстрее. Судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев. Особенно если продавец не будет приходить на заседания — такое часто случается.
В Т—Ж есть несколько статей, которые могут пригодиться вам на этом этапе:
Кратко повторю основные правила обжалования.
Если вы обратитесь в Роспотребнадзор, ведомство проведет внеплановую проверку продавца, который нарушил ваши права. Но сделает это только в том случае, если перед обращением в ведомство вы направили магазину или маркетплейсу претензию.
Если продавец не ответит на претензию или пришлет отписку, можно смело жаловаться в Роспотребнадзор. Вот как составить жалобу:
- В начале документа укажите свои ФИО и адрес, а также адрес электронной почты, на который вы готовы получить ответ, и контактный телефон.
- Обязательно напишите, на какую компанию или ИП вы жалуетесь: наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП, адрес регистрации. Реквизиты компании или предпринимателя можно поискать на сайте налоговой службы.
- Опишите, на что конкретно вы жалуетесь, чтобы чиновнику было понятно, какие права нарушили.
- Если вы решили отнести жалобу лично или отправить почтой, лучше не пишите ее от руки: Роспотребнадзор может не рассмотреть обращение из-за неразборчивого почерка.
- Не используйте нецензурную лексику и оскорбления.
- В конце документа поставьте дату и подпись.
Жалобу можно отправить:
- лично, если записаться на прием;
- через специальную форму для обращений на сайте Роспотребнадзора;
- заказным письмом с уведомлением о вручении.
Обратиться в суд можно, если Роспотребнадзор вам откажет. Либо даже без жалобы в ведомство. В иске нужно указать:
- Наименование суда, в который подаете заявление.
- Ваши ФИО, адрес регистрации, адрес электронной почты, контактный телефон.
- Данные продавца, на которого вы жалуетесь: наименование, ОГРН или ОГРНИП, ИНН и адрес регистрации компании или ИП.
- Сведения о том, что вам ответил Роспотребнадзор, если вы в него обращались: наименование территориального отделения ведомства, номер, дату и суть решения.
- Суть ваших претензий к продавцу.
- Ваши требования. Например, обязать продавца принять оплату наличными.
- Дату жалобы и подпись.
Госпошлину вам как потребителю платить не нужно.