Может ли интернет-магазин не принимать оплату наличными?

24
Аватар автора

Константин Милый

спросил в Сообществе

Страница автора

Сейчас многие интернет-магазины, например известные маркетплейсы, принимают только карты. Заплатить наличными нельзя. Объясняют это тем, что заботятся о нашем здоровье и не хотят распространять ковид. Разве это законно?

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Такой отказ незаконен. У вас может не быть банковской карты, а магазины и маркетплейсы должны продать вам товар. Если они отказываются это делать, можете обращаться в Роспотребнадзор или суд.

Кто выбирает способ оплаты

По закону у покупателя должна быть возможность оплатить товар, работу или услугу с помощью карты «Мир» и наличных. Согласно пункту 1 статьи 140 гражданского кодекса наличные и безналичные платежи в России равнозначны. Выбирает способ расчетов потребитель, и суды неоднократно это подтверждали.

Например, в апреле 2022 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции указал, что нельзя обязывать потребителей вносить наличные только через платежного агента и не принимать их напрямую. Это нарушает закон.

До 1 сентября 2022 года маркетплейсы часто пользовались тем, что закон прямо не запрещал им выбирать способы оплаты. В публичной оферте на сайте они указывали, что принимают безналичные платежи и работают с картой «Мир», но благополучно игнорировали наличные расчеты.

А потом вступили в силу поправки в закон о защите прав потребителей. Маркетплейсы протестовали против них, но власти это не остановило — и закон приняли. Теперь условия договора и публичной оферты, которые не разрешают покупателю выбирать способ и форму оплаты, считаются недопустимыми и ничтожными.

Это значит, что, даже если продавец написал в оферте, что оплачивать покупки можно только картой, он обязан принять наличные. А если из-за условий о безналичной оплате потребитель понес убытки, продавец должен их возместить.

Рассылка о том, как жить и богатеть
Лучшая статья недели — в вашей почте каждую среду. Бесплатно

Какие ограничения были из-за пандемии

Даже во время пандемии у продавцов не было законного способа не принимать наличные. В 2020 году выходили два акта Центрального банка и Роспотребнадзора с противоковидными рекомендациями, но ни один из них не обязывал покупателей платить только картами.

В письме от 23 марта 2020 года № ИН-04-29/26 ЦБ хотел замедлить распространение вируса через банкноты. Поэтому рекомендовал банкам сделать так, чтобы одни банкоматы только выдавали деньги, а другие — только принимали. Но запрет на наличные он не вводил.

Роспотребнадзор в начале пандемии рекомендовал чаще платить безналичным способом и ссылался на исследования ВОЗ. Но ведомство не издавало писем, которые разрешали бы магазинам не принимать наличные у клиентов, а с 1 июля 2022 года вообще сняло все ограничения.

Куда жаловаться

Пожаловаться на действия продавца можно в Роспотребнадзор и суд. Первый способ проще и быстрее. Судебное разбирательство может затянуться на несколько месяцев. Особенно если продавец не будет приходить на заседания — такое часто случается.

В Тинькофф Журнале есть несколько статей, которые могут пригодиться вам на этом этапе:

Кратко повторю основные правила обжалования.

Если вы обратитесь в Роспотребнадзор, ведомство проведет внеплановую проверку продавца, который нарушил ваши права. Но сделает это только в том случае, если перед обращением в ведомство вы направили магазину или маркетплейсу претензию.

Если продавец не ответит на претензию или пришлет отписку, можно смело жаловаться в Роспотребнадзор. Вот как составить жалобу:

  1. В начале документа укажите свои ФИО и адрес, а также адрес электронной почты, на который вы готовы получить ответ, и контактный телефон.
  2. Обязательно напишите, на какую компанию или ИП вы жалуетесь: наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП, адрес регистрации. Реквизиты компании или предпринимателя можно поискать на сайте налоговой службы.
  3. Опишите, на что конкретно вы жалуетесь, чтобы чиновнику было понятно, какие права нарушили.
  4. Если вы решили отнести жалобу лично или отправить почтой, лучше не пишите ее от руки: Роспотребнадзор может не рассмотреть обращение из-за неразборчивого почерка.
  5. Не используйте нецензурную лексику и оскорбления.
  6. В конце документа поставьте дату и подпись.

Жалобу можно отправить:

  1. лично, если записаться на прием;
  2. через специальную форму для обращений на сайте Роспотребнадзора;
  3. заказным письмом с уведомлением о вручении.

Обратиться в суд можно, если Роспотребнадзор вам откажет. Либо даже без жалобы в ведомство. В иске нужно указать:

  1. Наименование суда, в который подаете заявление.
  2. Ваши ФИО, адрес регистрации, адрес электронной почты, контактный телефон.
  3. Данные продавца, на которого вы жалуетесь: наименование, ОГРН или ОГРНИП, ИНН и адрес регистрации компании или ИП.
  4. Сведения о том, что вам ответил Роспотребнадзор, если вы в него обращались: наименование территориального отделения ведомства, номер, дату и суть решения.
  5. Суть ваших претензий к продавцу.
  6. Ваши требования. Например, обязать продавца принять оплату наличными.
  7. Дату жалобы и подпись.

Госпошлину вам как потребителю платить не нужно.

Анна ЧеботареваУ вас когда-нибудь не принимали оплату наличными в интернет-магазине? Расскажите, как вы поступили:
  • Виктор Тарасоввесь мир активно строит "цифровой концлагерь"... и тут Вы... "весь в сером" появляетесь с непонятным "наликом". и ради этого во все ПВЗ ставить кассы?0
  • lazex...заморачиваться с инкассацией, делать ПВЗ привлекательными для преступного элемента. Реально, оно им надо?12
  • Уборщицаlazex, в том же озоне нельзя и картой курьеру, так что дело не в этом. Никто не хочет постоплату.6
  • Павел БасистовУборщица, ну зачем с мобильным посом морочаться? Это дорого и глючно. Не понравился товар - отмени заказ, в чем проблема-то?2
  • Евлампий ТычоблинВообще-то незаконно ибо рубль является законным платежным средством на территории РФ. Но есть одно "но": таким ушлым ребятам, вроде вайлдбериз, очень фкусно получать деньги безналом: можно морочить голову с возвратом, определять платежеспособность клиента, чтобы впоследствии таргетировать рекламу, например.0
  • ХойяЕвлампий, как может интернет-магазин определить платежеспособность клиента при оплате картой? Сколько и чего именно данный клиент у них покупает, они и так знают, остаток по карте им недоступен, а если б и был доступен - он о платежеспособности чаще всего ничего не говорит.3
  • lazexAlexandra, ну Яндекс такси же ставит сразу цену за поездку выше, если заказ сделан с айфона)1
  • Евлампий ТычоблинAlexandra, вот когда Вы будете своей картой оплачивать покупки детей, тогда вам и откроется правда жизни. Понимаете, покупку игровой консоли оформлял себе на день рождения в 16 лет (там скидка на подарки в день рождения), допустим Петя, а платила "Alexandra". Значит у Alexandrы есть 16 летний сын (племянник, крестник) и ей можно скармливать рекламу, ну скажем - электросамокатов на НГ и следующий день рождения.0
  • Аватаркакогда-нибудь? как началось ковидное сумасшествие, так больше и не принимают крупные магазины никаких наличных - у них нет такой кнопки на сайтах, денежки вперёд и точка. жду рассказов как рыдают крупные всем известные маркетплейсы от предъявленных судебных исков. честно говоря меня не столько отсутствие возможности оплаты наличными огорчает, сколько отсутствие оплаты при получении в принципе.13
  • Alexanderвоу-воу-воу обязательную предоплату никто не запрещал. просто теперь есть указание на обязательство дать возможность её совершить наличными без платёжного агента. В крупной рознице это работает так: если на сайте есть ограничение "только онлайн (пред)оплата", идёте с серьёзным лицом в розничным магазин( = обособленное подразделение, ОП) и как правило без вопросов создают заказ со склада без вообще никакой предоплаты, платите при получении, хоть наличными, хоть встречным представлением если оно у вас по какой-то причине есть. А с маркетплейсами вопрос. Ну дадут возможность оплатить наличными в главной кассе центрального офиса, ок. пункты выдачи это же типа курьерки, не являются обособленными подразделениями магазина за редким исключением. И тоже это в обе стороны работает: обязательная предоплата не от хорошей жизни возникла, а от минимизации холостого перемещения барахла по стране. Ок, открыли покупатели ящик пандоры, будут оплачивать холостую логистику невыкупа в наценке. Спасибо принципиальным покупателям, что сделали дороже всем. Скоро получим на МП цены обычной розницы. Пять баллов, продолжительные овации. ЗЫ пусть потребназдор для начала ростреестр проверит (spv.kadastr.ru). А то УИН пошлины за предоставление выписки не показывает, какое-то НКО мобиденьги безальтернативно навязывает. А тоже самое через госуслуги -- глючит.3
  • МишкаАвторка, а это они так защищаются от потенциальных убытков, когда недобросовестные покупатели делают большие заказы и отменяют их после доставки, или частично отказываются. Короче увидели, что народ особо не возмущается, и все негласно на это перешли.7
  • АватаркаМишка, кто отменяет много заказов или не забирает их - это легко отследить. тот же вайлдберриз в личном кабинете показывал процент выкупа и тд. для постоянных покупателей, которые выкупают больше 90% например можно было бы вернуть возможность постоплаты? мне, например, удобнее было оформить заказ, даже если мне немного не хватает денег на что-то в данный момент, пока он доедет я как раз нужную сумму находила. а сейчас я просто реже покупаю - скидки часто проходят мимо меня.2
  • aye-ayeВот же проблемы у людей. Я наоборот расстраиваюсь, когда нельзя оплатить картой и получить за это кешбек. 5-15% на дороге не валяются. А первая пара страниц выдачи я.м по какому-нибудь смартфону забита предложениями "Оплата только наличными курьеру". А там, где оплата картой - значительно дороже. Но иногда можно поймать вкусное :)6
  • ФрауВопрос. Чисто технически: в какой момент интернет-магазин с меня может взять наличные, если это исключительно дистанционная торговля (без офиса, самовывоза и какого бы то ни было оффлайн-присутствия) и при этом с доставкой до постаматов (в которых и вовсе нет никакого купюроприёмника)?3
  • Aa-Ron BalakayAlexey, самое смешное, что я видел людей, которые на полном серьёзе заявляли, что пользуются наличкой, потому банки по карте обманывают. А всё потому, что используют эквайринг и банки берут себе 1-3% с оплаты покупки, а они такие хитрые через наличку банку фигу показывают. Правда ни капли не учитывают, что платят всё равно полную стоимость и не получают кэшбэка, т.е. свои деньги теряют.1
  • Александр КапустинА кто нибудь уже подавал в суд на вайлдберрис? Они же вроде без привязки карты вообще ничего не позволяют, а у человека может вообще не быть никаких карт!1
  • Александр КапустинAlexey, 5-15% кэшбека на вайлдберрис? И что-же это за волшебная банковская карта такая?1
  • aye-ayeАлександр, я не говорил именно про вайлдберрис, но навскидку: УБРиР онлайн покупки 5% до 10к в месяц. озон.кард покупки вне озон 5% до 10к в месяц. 26-27 тинькофф давал 20% (до 5к кэшбека) на яндекс.маркет.2
  • ФилиппАлександр, на али экспресс тоже надо, и на озон и джум, роспотребдюнадзор бы навестил их!!!! Раз уж никто не может это сделать!!!!!0
  • ФилиппТатьяна, если нет наличных, а карта есть, то да неправомерно, так как продавец не имеет прав отказать покупателю продать товар!1
  • Александр КапустинФилипп, тогда надо менять законодательство и ОБЯЗЫВАТЬ банки выдавать карты людям. Сейчас банк может отказать в выдаче карты без объяснения причин. То есть осуществить дискриминацию гражданина.0