Мой муж живет в Вене, а я — в Москве.

Каждые две недели мы летаем друг к другу в гости и научились на этом немного зарабатывать. Наше любимое развлечение — это овербукинг.

На направлении Москва — Вена всегда много рейсов. Мы обычно берем вылет в пятницу вечером, а обратно летим утренним рейсом в понедельник. Это вообще самое популярное время перелетов по этому маршруту.

Часто мы попадаем в овербукинг. Обычно авиакомпании продают несколько лишних билетов в расчете, что кто-то опоздает или передумает. Если в аэропорт приходят все купившие билеты, то на борту оказывается больше пассажиров, чем мест. Кто-то из этих людей не улетит.

Помню, как мы впервые столкнулись с овербукингом. Из Москвы вылетели по расписанию, но на пересадке в Цюрихе рейс был переполнен. Авиакомпания предложила полететь следующим рейсом и на месте выплатила компенсацию 400 €. Сам билет в обе стороны стоил 170 €. Теперь мы точно знаем, что и как надо делать в таких ситуациях.

Расскажу, какие у нас есть хитрости и на что обратить внимание при овербукинге в Европе.

Права лишних пассажиров

В Европе овербукинг легализован, а правила компенсации прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Если вы летите через аэропорты стран Евросоюза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, вам гарантируют пересадку на другой рейс, выплатят компенсацию и оплатят гостиницу и такси, если перелет переносится на следующий день.

В США тоже с овербукингом никаких проблем. Размер максимальной компенсации — 1300 $. Авиакомпания «Дельта» увеличила выплаты за овербукинг до 10 000 $ после инцидента на одном из рейсов другой авиакомпании США, «Юнайтед-эйрлайнз» — тогда сотрудники службы безопасности вывели силой пассажира из переполненного самолета и разбили ему губу. Видео попало в сеть и получило резонанс.

В России авиакомпании не выплачивают компенсацию при овербукинге. Закона в этой сфере еще нет, а присоединение к Монреальской конвенции никак на это не повлияло. Авиакомпания должна только предоставить альтернативный рейс. Обычная практика — предложить пассажиру лететь следующим рейсом в бизнес-классе. Для получения компенсации за овербукинг нужно обращаться в суд.

В Азии компенсации минимальны и предоставляются по желанию туроператора или авиакомпании. Часто компенсации, как и в России, просто нет.

Дальше в статье я буду рассказывать об овербукинге по правилам ЕС.

Размер и порядок компенсации

Время ожидания следующего рейса и цена билета значения не имеют. Вы получите бонусы, даже если вам предложат улететь через час. Компенсация рассчитывается на одного человека. Если вы путешествуете семьей из четырех человек, выплата увеличивается в 4 раза.

Сумма выплачивается в евро и зависит от дальности перелета. Чем дальше летишь, тем больше компенсация.

Примеры компенсации за овербукинг в ЕС:

Некоторые авиакомпании предлагают вместо денег ваучер — документ, который пассажир может обменять на другой перелет. Например, по такому ваучеру можно получить от авиакомпании бесплатно два билета в течение года. Брать ваучер не обязательно, можно требовать деньги.

Кроме денежной компенсации есть еще дополнительная еда, трансфер, хранение багажа, повышение класса обслуживания, доступ в бизнес-залы, начисление бонусов по программе лояльности.

Короче говоря, если попали в овербукинг и ваш рейс теперь только на следующий день, то вы можете провести прекрасный вечер в другом городе за счет авиакомпании.

Так выглядит ваучер «Люфтганзы»
Так выглядит ваучер «Люфтганзы»

Как авиакомпания выбирает лишних пассажиров

Обычно авиакомпании объявляют о поиске добровольцев, которые сами согласятся полететь другим рейсом. Пассажир соглашается уступить место в самолете в обмен на материальную компенсацию от 250 до 600 €. Если добровольцев нет, то авиакомпания принудительно снимает пассажира с рейса по своему выбору.

Лишних пассажиров выбирают по разным критериям. В относительной безопасности находятся владельцы випкарт, участники программ лояльности с высоким статусом и те, кто просто зарегистрировался первым. Их снимают с рейса реже.

Отдельно в законе ЕС оговорены права пассажиров с ограниченными возможностями и детьми. Их первыми приглашают пройти на борт и предлагают дополнительные места для багажа, особые условия выбора мест, а некоторые авиакомпании даже разрешают взять на борт собаку-поводыря.

Пассажиры, которые регистрируются последними, покупают дешевые билеты, путешествуют в одиночку и без багажа, чаще других становятся «лишними». Это как стопка тарелок: мы берем первой ту тарелку, которую положили в стопку последней.

Как быть лишним и богатым

Мы с мужем были лишними пассажирами несколько раз и научились извлекать из этого выгоду. Если мы никуда не спешим, а авиакомпания предлагает нам лететь в Вену из Цюриха не сегодня, а завтра, платит за это наличными и размещает в гостинице в центре города, то мы говорим, что хотим быть добровольцами. Нам это удавалось уже три раза.

Чтобы договориться и получить компенсацию, сначала надо убедиться, что рейс попадает под законодательство ЕС. В этом помогут простые вопросы:

  1. Рейс вылетает или приземляется в аэропорту ЕС, Исландии, Норвегии или Швейцарии?
  2. Если вы летите в ЕС из другой страны, то ваш рейс выполняет европейская авиакомпания?
  3. Отказ в посадке на самолет произошел по техническим причинам, зависящим от авиакомпании?
  4. После совершения перелета прошло не более трех лет?

Если на каждый из этих вопросов ответ положительный, значит, можно рассчитывать на компенсацию по правилам ЕС.

Действовать надо быстро, ведь желающих может быть много. Если авиакомпания объявляет о поиске добровольцев, то нужно быстро взвесить все за и против. Мы еще любим поторговаться, потому что авиакомпания заинтересована решить вопрос мирно и сохранить репутацию.

На всякий случай у нас есть план Б: к медицинской туристической страховке, которая обязательна при поездке в ЕС, мы оформили опцию отмены поездки. Если компенсацию от авиакомпании можно получить только из-за проблем с вылетом по ее вине, то в случае терактов, забастовок, плохой погоды и любых других обстоятельств выплаты делает страховая компания.

Прежде чем принимать решение, оцените ситуацию

Вы летите с пересадкой. Успеваете ли вы на стыковочный рейс? Если нет, компенсируют ли его стоимость?

Предлагают лететь завтра. Авиакомпания оплачивает гостиницу, завтрак и трансфер?

Предлагают ваучер вместо денег. Какой срок действия ваучера? Есть ли закрытые даты, когда нельзя его использовать? Будут ли по нему начислены мили? Можно ли его обменять на деньги?

Что делать, если все пошло не так

Если с рейса сняли, деньги не заплатили и на месте договориться не удалось, то можно получить компенсацию самостоятельно. Чтобы уменьшить бумажную волокиту, мы стараемся подготовиться заранее.

Собираем доказательства. Всегда сохраняем копии билетов, посадочных талонов, чеки и квитанции дополнительных расходов, фотографируем табло вылетов. Все эти документы понадобятся при обращении в авиакомпанию или в суд.

Записываем контакты других «лишних» пассажиров. Добиться компенсации легче, если работать в команде. Авиакомпании не любят привлекать внимание, поэтому коллективные иски рассматривают быстрее.

Пишем претензию в авиакомпанию. Напрямую или через сервисы «Эйрхелп», «Компенсэйр», «Рефанд-ми», «Купибилет-ру». Они берут комиссию 25% от компенсации. Если получить компенсацию не получится, то сервису ничего платить не нужно.

Тонкости

  1. Чеки, посадочные талоны и билеты нужно сохранять до конца поездки.
  2. Компенсацию от 250 до 600 € выплачивают за отказ в посадке на самолет, задержку более чем на 3 часа или отмену вылета по техническим причинам по вине авиакомпании.
  3. Авиакомпания должна предоставить также бесплатно напитки, питание, гостиницу и трансфер в зависимости от времени ожидания.
  4. Максимальный срок давности заявки на возмещение — от 3 до 6 лет.
  5. Компенсации не выплачивают в случаях терактов, забастовок и непогоды.
  6. Если компенсацию не выплатили на месте, то можно написать претензию в авиакомпанию или обратиться за помощью в специальный сервис.