Супруги Мунира и Вадим любили принимать гостей и угощать их пирогами.

Они начали продавать свои пироги на фестивалях еды, а потом запустили производство «Любовь Пирогова». Сейчас бизнес приносит 700 тысяч рублей в месяц.

Кто такая «Любовь Пирогова»

Мунира и Вадим переехали в Москву из Душанбе в 2011 году. Сначала у них был лотерейный бизнес, но ребята всегда хотели заниматься едой. Вадим отлично готовит плов, и супруги подумали открыть точку с пловом. Но делать настоящий и правильный плов в больших масштабах слишком сложно и дорого.

Тогда решили экспериментировать. Мунира и Вадим узнали, что летом 2014 года в парке Красная Пресня пройдет ресторанный день. Это фестиваль еды, на котором любой человек может протестировать свои кулинарные идеи. Организаторы предоставляют место и электричество, а участники привозят приготовленную ими еду. Фиксированные цены на блюда не ставят — посетители платят, сколько считают нужным.

Супруги решили участвовать: из дома привезли столы и оборудование, на 10 тысяч рублей закупили продукты и одноразовую посуду. Приготовили тосты с баклажанной икрой и паштетом с луковым конфитюром и два вида пирогов — с мясом и сырный со шпинатом. Все 15 пирогов быстро разлетелись.

К следующему мероприятию Мунира и Вадим подготовились основательнее. За 20 тысяч рублей они зарегистрировались на Маркете Местной еды, который проходил в августе. Еще 28 тысяч заплатили за аренду термобоксов и печи для пирогов. Их решили для начала арендовать, а не покупать. 30 тысяч отдали за посуду и продукты, купили маленький холодильник. Приготовили 40 пирогов с четырьмя видами начинки: адыгейский сыр со шпинатом, мясо с капустой, куриные желудочки с вялеными томатами и тимьяном, вишня с белым шоколадом.

Чтобы участвовать в маркете, нужно было придумать проекту название. Вечером накануне ребята устроили мозговой штурм с родственниками. В итоге «Любовь Пирогову» придумал старший сын. Такой женщины нет — название просто означает любовь Муниры и Вадима к пирогам.

За первый час маркета не продали ни одного пирога. Оказалось, что посетители приходят на подобные мероприятия за бургерами и креветками на гриле — чем-то максимально отличным от домашней кухни. Пироги покупать не хотели. Тогда супруги разрезали пироги на небольшие кусочки и стали угощать людей бесплатно. Публика заинтересовалась — и к концу дня всё раскупили. Ребята даже получили небольшую прибыль.

После маркета супругам звонили посетители: «Где купить ваши пироги?» Мунира и Вадим поняли, что пора искать помещение под производство.

В сентябре 2014 года супруги зарегистрировали ООО и полностью сосредоточились на новом бизнесе.

За первый вариант логотипа заплатили 5 тысяч рублей — на нем была бабушка. Потом решили сделать женщину помоложе — чтобы она была ближе целевой аудитории, и заказали новый лого за 35 тысяч. Во время заказа клиенты часто обращаются к оператору: «Любовь, мы бы хотели заказать пирог». Вадим шутит, что Мунире надо сменить имя и фамилию — раз клиенты считают, что она и есть Любовь Пирогова
За первый вариант логотипа заплатили 5 тысяч рублей — на нем была бабушка. Потом решили сделать женщину помоложе — чтобы она была ближе целевой аудитории, и заказали новый лого за 35 тысяч. Во время заказа клиенты часто обращаются к оператору: «Любовь, мы бы хотели заказать пирог». Вадим шутит, что Мунире надо сменить имя и фамилию — раз клиенты считают, что она и есть Любовь Пирогова

Выбор тестомеса — это вам не шутки

Пока супруги искали помещение, первые три месяца готовили пироги дома на кухне. Для этого за 25 тысяч выкупили маленькую полупрофессиональную печь, арендованную для Маркета еды. Она одновременно выпекала по четыре пирога. Еще 50 тысяч ушло на пекарский инвентарь, формы для выпечки и продукты.

Работали втроем: Мунира, Вадим и его мама. Вадим закупал продукты и развозил готовые заказы, а женщины лепили и выпекали пироги. Параллельно Мунира отучилась на кондитерских и поварских курсах.

Пироги продавали через сайт, который Вадим собрал сам в одном из конструкторов. Заказов было мало — и те нерегулярные: то весь день ничего, то несколько пирогов сразу. Клиенты в основном приходили через сарафанное радио.

В декабре 2014 года наконец нашлось помещение для цеха и пекарни на территории хладокомбината недалеко от метро Дмитровская. Аренда 53 м² стоила 54 тысячи рублей.

Чтобы подогнать помещение под требования к организациям общественного питания, пришлось сделать небольшой косметический ремонт. Обновили плитку и краску, проложили электропроводку для технологического оборудования. С нуля установили вентиляцию, а вот вода и канализация уже были проведены. По ГОСТам сырье и готовая продукция не должны пересекаться, поэтому пришлось прорубать еще один технологический вход для заноса готовой продукции. На ремонт и вентиляцию ушло 450 тысяч рублей.

Оборудование заказывали параллельно с поисками помещения. Самым сложным пунктом из списка оказался тестомес. Пироги в «Любови Пироговой» готовят из песочного, а не из более распространенного дрожжевого теста. Оказалось, мало кто из поваров и технологов понимает, на каком тестомесе замешивать песочное тесто. Протестировать оборудование до покупки не получится, а покупать наобум — риск.

В зависимости от мощности и модели аппарат стоит 100—800 тысяч рублей — это серьезное вложение. Чтобы выбрать подходящий вариант, супруги консультировались с несколькими технологами и в итоге купили модель за 101 тысячу.

Итальянские конвекционные печи для выпечки. Вадим назвал их «рабочими лошадками» за простоту и надежность. На старте купили одну, но по мере развития докупили еще несколько
Итальянские конвекционные печи для выпечки. Вадим назвал их «рабочими лошадками» за простоту и надежность. На старте купили одну, но по мере развития докупили еще несколько

Сначала хотели полностью автоматизировать производство. Для этого они даже ездили на выставку Мюнхен IBA 2015, чтобы подыскать оборудование. Но большинство машин были рассчитаны на производительность в десятки и сотни раз больше, чем планировали предприниматели. Например, на 1500 пирогов в час. Это был бы уже другой бизнес и другие пироги. В итоге Мунира и Вадим решили сделать ручной труд своим конкурентным преимуществом — так пироги получаются вкуснее.

Перед стартом предприниматели уведомили об открытии Роспотребнадзор. В течение трех лет после запуска их сотрудники могут в любой момент прийти и проверить, все ли соответствует санитарным и противопожарным правилам, есть ли необходимые документы.

Для Роспотребнадзора разработали план производственного контроля, технические условия на продукцию, технические инструкции к производственному процессу и получили Декларацию соответствия (экспертиза о соответствии требованиям технических регламентов). Несколько раз в год ребята заказывают в лабораториях бактериальные исследования: смывы с рук и кухонной формы сотрудников, оборудования и поверхностей.

Расходы на запуск пекарни в 2015 году — 1 694 000 Р

Оборудование для пекарни580 000 Р
Ремонт и вентиляция450 000 Р
Система по автоматизации общепита400 000 Р
Мебель и посуда в пекарню: столы, шкафы, полки184 000 Р
Аренда цеха с коммуналкой65 000 Р
Продукты для старта15 000 Р
Оборудование для пекарни
580 000 Р
Ремонт и вентиляция
450 000 Р
Система по автоматизации общепита
400 000 Р
Мебель и посуда в пекарню: столы, шкафы, полки
184 000 Р
Аренда цеха с коммуналкой
65 000 Р
Продукты для старта
15 000 Р

От пекарни до нового производства и кафе

В помещение въехали под Новый год, а 6 января 2015 года запустили производство. Вадим по-прежнему занимался закупками и доставкой, Мунира готовила, а по вечерам мыла полы и наводила порядок. В помощницы взяли первого человека со стороны, но даже несмотря на это свободного времени совсем не было — Мунира приходила домой, только чтобы поспать.

Изначально Вадим и Мунира хотели открыть кафе с пирогами, а пекарня с доставкой была временным вариантом бизнеса. Предприниматели боялись запутаться с закупкой, учетом или доставкой, поэтому поначалу планировали наладить производственные процессы. На все это ушло больше времени, чем они ожидали. Прошло полгода со старта, а до кафе все не доходили руки.

Тогда решили идти маленькими шагами. В июне 2015 года супруги договорились с собственниками булочной «Батон» на Даниловском рынке, что откроют продажу у них на точке. Поставили свою печь — двое сотрудников пекли пироги на месте. Прибылью делились с собственниками булочной.

Продажи пошли, и в сентябре Мунира и Вадим открыли самостоятельное кафе на том же Даниловском рынке. Запуск точки обошелся в 1 миллион рублей.

Первое кафе ребята открыли на Даниловском рынке
Первое кафе ребята открыли на Даниловском рынке

Кроме пекарни у «Дмитровской» Вадим и Мунира сразу арендовали склад неподалеку, а позже еще и офис. Это было неудобно — приходилось ходить туда-сюда. Супруги решили, что как только начнут выпекать по тысяче пирогов в месяц, найдут новое помещение под производство. До такой цифры дошли уже через шесть месяцев — только вот идея с быстрым переездом оказалась наивной. Поиски нового помещения, подходящего по размерам и не на окраине города, растянулись на два года.

Наконец в 2017 году присмотрели место у станции «Нагорная». Раньше здесь находился банк, и до норм пищевого производства помещение пришлось бы сильно докручивать — не было ни электричества, ни проведенной воды и канализации. Мунира и Вадим решили, что все это поправимо: зато им достанутся 400 м² не так далеко от центра.

За пять месяцев удалось закончить ремонт и закупить оборудование. На все это потратили 11 миллионов рублей из собственных сбережений.

Первого сентября 2017 года предприниматели переехали с производством в новое помещение. Старую пекарню закрывать не стали — там продолжают выпекать пироги, пусть она теперь и не основная. Чем больше точек в городе, тем удобнее доставлять пироги вовремя.

Сотрудники делают пирог: готовят начинку, подготавливают тестоСотрудники делают пирог: готовят начинку, подготавливают тестоСотрудники делают пирог: готовят начинку, подготавливают тестоСотрудники делают пирог: готовят начинку, подготавливают тестоСотрудники делают пирог: готовят начинку, подготавливают тесто

«А у бабушки в пироге была другая капуста!»

Все рецепты Мунира придумывает сама. Из классических пирогов есть только «капуста с яйцом». Стартовали с 10 позициями, а сейчас их число выросло до 20. Самые популярные начинки — барашек, томленый в пряных травах, сливочный картофель с беконом, семга со шпинатом, вишня с белым шоколадом и яблоки в сливочной карамели.

Чтобы клиенты возвращались снова, Мунира постоянно придумывает новые вкусы и добавляет их в меню. Если новинки нравятся клиентам, их оставляют. Если нет, их выводят из производства. Еще пекут сезонные пироги: например, в эту категорию попали пироги с ревенем и клубникой и с тыквой и адыгейским сыром.

Пирог с капустой — самый продаваемый, но он приносит Мунире больше всего огорчений. Если пирог с куриными желудочками и тимьяном люди пробуют впервые и у них нет ожиданий, то насчет правильного вкуса капустного пирога у всех свое представление. Мунира печет его так, как считает идеальным для себя — с яйцом и средней степени выпечки.

Обязательно находятся клиенты, для которых капуста в нем недосушена, пересушена или просто не такая, как пекла бабушка. Каждый год Мунира хочет отказаться от этого пирога, потому что ей тяжело читать негативные отзывы клиентов. Но позицию не выводят, потому что она хорошо продается.

По расчетам, производственные мощности позволяют производить около 1000 пирогов в день, потому что одновременно в печах может выпекаться 280 штук. Но сейчас в день редко выходит больше 300. Чтобы выпекать больше, нужно закупить дополнительное оборудование, нанять больше персонала и увеличить продажи
По расчетам, производственные мощности позволяют производить около 1000 пирогов в день, потому что одновременно в печах может выпекаться 280 штук. Но сейчас в день редко выходит больше 300. Чтобы выпекать больше, нужно закупить дополнительное оборудование, нанять больше персонала и увеличить продажи

В рецепты постоянно вносят коррективы, собирая обратную связь от клиентов. Например, недавно изменили рецепт пирога с барашком. Изначально в нем было много зелени — покупатели обвиняли предпринимателей в экономии и жаловались, что мясо приходится искать. Мало кто знает, что зелень порой обходится в четыре раза дороже баранины — стоимость килограмма тархуна зимой может доходить до 2000 рублей в оптовой закупке. Но чтобы клиенты остались довольны, мяса в пирог стали класть больше на 20%.

Стандартный диаметр пирога — 24 см, вес — 750—1100 г. Он обойдется в 580—1600 рублей. Еще есть мини-пироги по 150 г за 200 рублей. Их часто покупают, чтобы попробовать какой-то вкус.

Себестоимость продуктов составляет 25—50% от стоимости пирога. Ингредиенты — самая большая статья ежемесячных расходов. Они съедают 1,5 миллиона рублей в месяц.

Готовится начинка для пирога с куриными желудочками, вялеными томатами и тимьяном. Куриные желудочки томятся до мягкости четыре часа. Это не самый продаваемый пирог, но Мунира им гордится — кроме нее из этих ингредиентов пироги никто не печетДля выпечки супруги используют форму диаметром 24 см, поэтому и на сайте они указали размер пирогов — 24 см. Но однажды позвонила разъяренная девушка и пожаловалась, что «никаких там 24 см нет, а всего 22», и прислала фотографию пирога, который она измерила с линейкой. Пришлось вносить правки на сайтеМини-пироги быстрее пекутся и удобны, когда ребята хотят протестировать новые начинки и собрать первые отзывы. Не всегда понятно, как покупатели встретят пирог, а выпуск новой позиции — это всегда долгий процесс. Нужно подобрать продукты, научить сотрудников готовить по новому рецепту, сфотографировать результат для сайта и социальных сетей. Проще сделать ограниченную партию в маленьком формате, понять, что идет, а что — нет, и уже после запускаться полноценноНа старте в качестве упаковки использовали простые однотонные коробки. Фирменные — с логотипом, рисунками, описанием состава и других деталей — появились только на второй год работы

«Вы разрушили мои планы на застолье!»

Для тех, кто хочет только попробовать пирог, подойдут кафе. Там товар оказывается на витрине сразу после выпечки. Кроме пирогов предприниматели производят и продают кексы, печенье, маршмеллоу, карамели, домашние лимонады и морсы.

Хотя пироги хранятся несколько дней, вечером нераспроданные списывают. После 19 часов на них действует скидка 20%. Если что-то все равно остается, иногда это получается отдать в приюты или хосписы.

Если покупатель хочет купить целый пирог, то делает заказ на сайте. Пирог готовят под заказ и доставляют горячим. Сладкие, наоборот, остужают. Поэтому печь начинают только после получения заказа. Полтора часа уходит на приготовление и столько же закладывают на доставку. Заказы возят только по Москве в пределах Мкада за 300 рублей, а покупки от трех тысяч — бесплатно.

В основном пироги берут к праздничному столу или в подарок. Рекордные продажи случаются под Новый год, 23 февраля и 8 марта. Например, в 2018 году 22 февраля испекли 1500 пирогов вместо обычных 300. Часто их заказывают в офисы — на дни рождения и корпоративы.

Накануне праздников Вадим и Мунира просят в соцсетях и рассылке для клиентов заказывать пироги заранее. Но каждый раз кто-нибудь заказывает пирог праздничным вечером и обижается, что компания не может выполнить заказ. Последний раз так получилось 31 декабря 2018 года, когда клиентка хотела получить пироги перед самым Новым годом. Получив отказ, она оставила негативный отзыв и написала пост в соцсетях о том, что ребята разрушили ее планы на новогоднее застолье.

Сайт, который сделал Вадим, проработал полтора года. Потом предприниматели заказали новый у профессиональной студии — он обошелся в 450 тысяч рублей
Сайт, который сделал Вадим, проработал полтора года. Потом предприниматели заказали новый у профессиональной студии — он обошелся в 450 тысяч рублей

Проблемы из-за санкций

В 2015, сразу после открытия, начались неожиданные сложности с главными ингредиентами — сливочным маслом и сырами. Первые рецепты разрабатывали на новозеландском масле. До санкций оно стоило 250 рублей, а после цена выросла до 600. Кроме проблемы с ценой на рынке появилось много подделок и просто некачественного масла. Отечественные производители постоянно подмешивают в него заменители животных сливок или сухое молоко. Помогло, что у Муниры отличный вкус и обоняние — она выбирала масло по запаху и вкусу.

Супругам пришлось перелопатить весь рынок масла в Москве, чтобы найти поставщика, который производит строго по ГОСТу. Масло привозили из Ульяновской области, поэтому закупали сразу 1,5 тонны. Сейчас нашли хорошего производителя поближе — в Подмосковье.

Из-за санкций пришлось отказаться от большинства импортных сыров и перейти на их российские аналоги. Единственный сыр, который не получилось заменить, — это горгонзола. Горгонзолы нет в санкционном списке, но незапрещенные иностранные продукты все равно подорожали в два раза. Платить больше теперь приходится и за итальянские вяленые томаты и бельгийский шоколад — супруги не нашли похожих по качеству продуктов в России.

При работе с продуктами предприниматель зависит от поставок. Например, два года был неурожай белых грибов — и «Любовь Пирогова» не выпускала пироги с грибной начинкой. В 2017 году случился неурожай вишни, и ее цена выросла в три раза. Пришлось поднимать цену пирога с вишней на 20% — от этого сильно снизилась маржа. С вишней вообще много проблем — в России ее не заготавливают на зиму, поэтому в несезон приходится покупать ягоду в Македонии и Сербии.

Сотрудники

Сейчас в компании работают 48 человек. 22 отвечают за кухню, а остальные занимаются кафе, доставкой и решают административные вопросы. У Муниры два главных помощника на кухне — су-шефы. Они взяли на себя производственный процесс и прием продуктов. Закупки, как и прежде, контролирует Мунира.

Когда она пекла пироги сама, многое делала на свой вкус. С приходом сотрудников оказалось, что чувство соли и сахара передать нельзя — оно у всех разное. Поэтому сейчас готовят строго по технологическим картам. Выпечку пирогов разбили на четыре станции: заготовку, горячий цех, формовку и выпечку. На первой подготавливают ингредиенты — например, чистят овощи и фрукты. В горячем цеху продукты и начинки проходят тепловую обработку. В формовке готовят тесто и укладывают в него начинку. На последней станции пекут.

Станции появились не случайно. Однажды повара плохо помыли шпинат — начинка стала похрустывать из-за песчинок. Пришлось списать 50 пирогов на 30 тысяч рублей. После этого Мунира придумала систему обучения с теоретическими тестами и практическими заданиями.

Каждый повар начинает с самых основ — с чистки овощей. Обучаясь, он может сдать аттестацию на одной станции и только потом переходить к следующей. Рецептуру учить не заставляют — ее можно посмотреть в техкартах. А вот теорию и практику проверяют строго. Сдав экзамены на станции, повара получают прибавку к зарплате. Минимальный срок обучения — три месяца.

Мунира проверяет процесс подготовки начинок. Сотрудники обязаны вести температурный журнал и три раза в день проверять работоспособность холодильника и температуру в нем. Правило появилось после того, как однажды холодильник полетел. Этого вовремя не заметили, и на утро пришлось списать 50 пирогов
Мунира проверяет процесс подготовки начинок. Сотрудники обязаны вести температурный журнал и три раза в день проверять работоспособность холодильника и температуру в нем. Правило появилось после того, как однажды холодильник полетел. Этого вовремя не заметили, и на утро пришлось списать 50 пирогов
Своих курьеров в компании немного — предприниматели сотрудничают с курьерской службой. Для курьеров есть правила перевозки пирогов в машине: например, все сладкие и хрупкие ставят в сумках наверх стопки
Своих курьеров в компании немного — предприниматели сотрудничают с курьерской службой. Для курьеров есть правила перевозки пирогов в машине: например, все сладкие и хрупкие ставят в сумках наверх стопки

Результаты и планы

Это не первый бизнес Вадима, но самый сложный для него. В производстве еды непросто учесть все нюансы и настроить разноплановые процессы: производство, логистику или маркетинг.

Точка на Даниловском рынке и интернет-магазин приносят около 700 тысяч в месяц. 60% прибыли приходится на доставку — она оказалась выгоднее кафе.

В июле 2018 года супруги открыли новое кафе с пекарней в квартале «Арма». На него потратили 3 миллиона рублей. Пока кафе не приносит прибыль — не уйти в минус помогает доставка. Предприниматели думают, что просчитались с расположением и форматом: в кафе всего шесть посадочных мест, да и трафик самого места большой, но не целевой. Рядом находятся два института и общежития, но для студентов пироги в качестве перекуса — это дорого. Пока супруги пробуют привлечь посетителей акциями и рекламой.

Кафе на «Арме». У кафе отдельный вход, уютный интерьер, большой выбор пирогов, но небольшая посадка и мало посетителейКафе на «Арме». У кафе отдельный вход, уютный интерьер, большой выбор пирогов, но небольшая посадка и мало посетителейКафе на «Арме». У кафе отдельный вход, уютный интерьер, большой выбор пирогов, но небольшая посадка и мало посетителейКафе на «Арме». У кафе отдельный вход, уютный интерьер, большой выбор пирогов, но небольшая посадка и мало посетителей

Предприниматели запланировали открыть еще два-три кафе или точки продаж — совсем отказываться от такого формата не хотят: так на пироги можно посмотреть вживую и попробовать кусочек, прежде чем заказать целый.

Помимо этого пироги продают в небольшие кофейни, у которых нет своей кухни.

Операционные расходы в ноябре 2018 года — 6,514 млн Р

Сырье и ингредиенты2 050 000 Р
Зарплатный фонд1 689 000 Р
Аренда трех точек990 000 Р
Налоги928 000 Р
Логистика и курьеры338 000 Р
Реклама и продвижение300 000 Р
Упаковка219 000 Р
Сырье и ингредиенты
2 050 000 Р
Зарплатный фонд
1 689 000 Р
Аренда трех точек
990 000 Р
Налоги
928 000 Р
Логистика и курьеры
338 000 Р
Реклама и продвижение
300 000 Р
Упаковка
219 000 Р

Прибыль — 700 000 Р

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.