Как выпускать подкаст с другом
Мы с другом Юрой создали подкаст: записали первый сезон, сейчас работаем над вторым.
Выпускать подкаст можно и без вложений: за все время я потратила только 1500 ₽ — эти расходы давно окупились. Мы записываемся на обычной кухне, а не в профессиональной студии, вместо платной рекламы используем сарафанное радио.
Расскажу, как мы придумывали и реализовывали идею подкаста, распределяли обязанности и делили еще не заработанные деньги.
Почему мы решили создать подкаст
Мы с Юрой понимаем друг друга без слов, поэтому давно хотели создать что-то совместное. Очередные посиделки с разговорами «о высоком» закончились идеей: давай сделаем весь интернет свидетелем наших бесед.
Что у нас было:
- 3 диплома на двоих: два по журналистике, один по маркетингу;
- опыт публичных выступлений;
- базовые знания психологии;
- мой поставленный голос;
- десяток пройденных курсов о том, как продавать себя и свои услуги в соцсетях.
Мы решили выпускать подкаст, чтобы прокачать ораторские навыки, самовыразиться, найти единомышленников и продавать свои услуги еще на одной площадке. Я, как и Юра, консультирую экспертов и помогаю им продвигать себя в социальных сетях.
Формат нам идеально подходил: я обожаю подкасты, а Юру невозможно заткнуть. Можно было попробовать сделать блог на «Ютубе», но это гораздо сложнее: требуется специальная аппаратура, больше времени, денег и сил. А для подкаста нужен только голос, микрофон и классная идея.
Вот что мы сделали, чтобы запустить свой подкаст.
Концепция и целевая аудитория
Идея такая: два друга на кухне в пять утра обсуждают и пытаются решить проблемы мира, а слушатели подкаста как будто их подслушивают. С этим мы справились — самый частый комментарий к нашим выпускам: «Я словно сижу с вами, разговариваю, спорю, но вы меня не слышите».
Первый сезон получился болталкой обо всем на свете. Но он нужен был хотя бы для того, чтобы понять, как делать подкаст и куда двигаться в дальнейшем. Во втором сезоне я поменяла концепцию: теперь у нас строгий тайминг, меньше вольных разговоров и даже появились спикеры.
Так или иначе мы говорим об «Инстаграме», деньгах и продажах, но с уклоном в психологию — хоть мы и не психологи. Опираемся на личный опыт, делаем упор на ментальном здоровье и ищем способы заработать, поэтому в каждом выпуске проходимся по этим пунктам, независимо от выбранной темы.
Целевая аудитория. Мы решили сфокусироваться на слушателях до 40 лет с прогрессивными взглядами, потому что говорим о вещах, которые не всем близки. Еще и шутим мемами из 2010-х, это сложный контент.
Еще один пункт в портрете аудитории важен именно для меня. Я хотела, чтобы люди, которым одиноко, слушали нас и чувствовали себя чуть лучше. Как будто мы друзья и вместе проводим время. Подкастеров вообще называют «друг в кармашке», потому что этот формат располагает к откровенному разговору. Тебя вроде как не видно, поэтому не стыдно делиться секретами.
Анализ рынка и конкуренты. Мы не рискнули заходить в сферу сексуального просвещения. Хотя это очень популярная тема с понятным набором потенциальных рекламодателей, гостей и конкурентов. Наверное, мы испугались конкуренции с легендарными подкастами, например, «Не туда» и «История русского секса».
Забавно, что в итоге мы выбрали тему с еще более жесткой конкурентной средой: подкасты про самореализацию, ментальное здоровье, деньги и мир вокруг. Но здесь мы хотя бы более уверены в своих силах: Blitz and Chips мы вряд ли догоним, но побороться можно.
Юра раньше занимался звукорежиссурой, поэтому он взял на себя запись и монтаж. А я отвечала за все остальное — планировала каждый шаг перед запуском подкаста в мир. У меня была насмотренность или, скорее, наслушанность, понимание рынка подкастов, а также доступ к ведущим других подкастов — они подсказывали, как сделать первые шаги.
В основном я опиралась на собственные знания и опыт работы с целевой аудиторией блогов и журналов. По сути, подкаст — это медиаплощадка, которая похожа на радио, но с возможностью самовыражаться без цензуры. Другими словами, это радиопередача без тормозов.
Название, структура, список тем
Мы решили назвать подкаст «Кислородная смазка». Это словосочетание пришло ко мне, когда я гуляла с собакой и увидела на детской площадке грязную медицинскую маску. Игра слов всегда была моим любимым способом придумывать названия.
Мы хотели назваться каким-то одним словом, но не смогли его придумать. А «Кислородная смазка» сразу понравилась и мне, и Юре.
После этого мы прописали структуру выпусков — рубрики, вставки, сценарии. Изначально у выпусков был строгий сценарий, но потом мы решили, что наш конек — импровизация. Я перфекционист — стараюсь контролировать все, что только можно. Поэтому поначалу я по репликам расписывала сценарии выпусков, из-за чего запись превращалась из творчества в рутину.
Мы стали получать удовольствие от процесса, только когда «отпустили» сценарий и плюнули на то, как мы звучим и что о нас подумают. К пятому выпуску запись подкаста стала для нас некой медитацией и любимым занятием, которого мы с нетерпением ждали всю неделю. Лучшие выпуски были незапланированными: например, мы гуляли и вдруг решили, что можно записаться сегодня вечером. Так мы сделали выпуск про установки, которые мешают жить.
В итоге мы пришли к системе, где я прописываю не фразы, а опорные пункты — то, о чем надо поговорить. Во время записи идем по этому списку и обсуждаем тему.
В первом сезоне у нас был cold opening — начало выпуска, где мы говорим ни о чем. Такое вступление занимало много времени и слишком расслабляло нас, поэтому во втором сезоне я убрала его из сценария. Вместо cold opening я добавила короткую цитату, которая относится к теме выпуска. Еще во втором сезоне мы сделали вставки с мнениями экспертов — судя по отзывам, это понравилось постоянным слушателям.
Составили список тем на первый сезон. Я продюсер и сценарист, поэтому выбор тем всего сезона был на мне. Но мы совместно с Юрой обсуждали то, что точно хотим добавить.
Я планировала сделать одну половину выпусков с серьезными темами, а другую — более развлекательной. Например, мы говорили о выгорании и суициде, а еще про астрологию и «Тикток». Но 50 на 50 не вышло, потому что обсуждение даже самых серьезных тем превратилось в клоунаду.
От некоторых тем мы отказываемся, если понимаем, что не сможем их качественно раскрыть. Однажды я хотела сделать выпуск про феминизм, но осознала, что нам не хватит знаний для такого разговора. Возможно, в дальнейшем мы затронем этот вопрос, но уже с экспертом.
Второй сезон начали с темы внешности: один из гостей говорит о своем опыте. В одном из последующих выпусков мы обсудили расстройство пищевого поведения. Но мы не психологи, поэтому не погружаемся в это слишком глубоко. Кроме того, нам хочется, чтобы даже серьезный контент оставался легким для восприятия.
Продумали стратегию монетизации и правила работы с рекламодателями. Мы придумали несколько правил: не рекламировать ставки, не брать на рекламу личные аккаунты и не делать рекламные вставки «в лоб». В будущем мы планировали применять нативную рекламу и встраивать ее в контент.
Обложка
Сначала я сама нарисовала обложку, но получилось неудачно. Пришлось в «Тиктоке» найти дизайнера, который за 1500 ₽ сделал еще один вариант. Дизайнерская обложка меня тоже не совсем устроила: она была недостаточно яркой, чтобы привлекать внимание. Но раз уж мы заплатили, то временно поставили ее.
Во втором сезоне мы все же решились поменять обложку — со второй попытки я нарисовала то, что понравилось мне и Юре.
Обложка важна в продвижении подкаста: ее первой видит слушатель. Она должна хорошо считываться, отражать суть, быть яркой и узнаваемой.
Первый выпуск
Мы волновались и много смеялись, поэтому выпуск получился очень хаотичным. После записи мы отслушали исходник, выбрали, что оставить, а все лишнее отрезали. Техническими вопросами занимался Юра, а моя задача была в том, чтобы указать на косяки и зацензурить некоторые реплики.
Тем, кто никогда не занимался подкастами, может казаться, что работа заканчивается после записи выпуска. На самом деле все еще только начинается.
Выгрузили подкаст в сервис дистрибуции и прошли модерацию. Есть специальные сервисы, которые помогают разместить выпуск сразу почти на всех площадках. Например, мы пользуемся Anchor, потому что он бесплатный. В этом один из плюсов ведения подкаста: по большей части ни за что не надо платить.
Когда вы впервые загружаете подкаст в сервис дистрибуции, он проходит проверку — и только потом публикуется на всех площадках: Apple Podcasts, Google Podcasts, CastBox и на других. Первая проверка может занимать до 14 дней, но каждый следующий выпуск появляется на всех площадках за 10—30 минут. Чтобы избежать проблем с модерацией, у подкаста должна быть обложка, название, качественный звук и описание.
Подробнее про технические особенности создания и дистрибуции подкаста можно прочитать в статье «Сколько стоит запустить подкаст».
Проанонсировали подкаст в соцсетях. «Инстаграм» — единственное место, где мы могли представить проект. На тот момент у меня было 1100 подписчиков, у Юры — 80. Мягко говоря, числа никакие, но мы дошли до 100 прослушиваний и были счастливы.
Можно было настроить таргетированную рекламу, но нам не хотелось тратить дополнительные деньги. Подкаст для нас — это хобби и еще один повод провести время вместе, а не полноценный коммерческий проект.
Джингл
Джингл — это перебивка, короткая музыкальная композиция. Ее используют, чтобы заполнить разрывы между темами и повысить узнаваемость подкаста. Например, я с одной ноты узнаю джингл подкастов «Так вышло» или «Нормально же общались».
Некоторые создатели джинглов продают готовые композиции за 10 000 ₽ и дороже. Нам это было неинтересно: хотелось получить уникальную композицию, которая была бы как-то связана с нашей идеей.
В первом сезоне мы обошлись без джингла, а во втором добавили перебивку, которую написала я. Меня сильно радует и будоражит сам факт причастности к созданию всех элементов подкаста: от идеи до обложки и джингла.
Как мы обсуждали деньги
На подкастах сложно быстро заработать много денег, если вы не публичная личность. Тем не менее я решила заранее обсудить с Юрой финансовый вопрос. Хотелось сразу определиться, как мы будем распределять будущую прибыль от подкаста с учетом нашего вклада в его создание.
Говорить с друзьями о деньгах некомфортно, неловко, неудобно и в целом не принято. Изначально я шутливо спросила: «Как мы станем делить деньги, если они у нас появятся?» Ответ меня выбесил: «Ну, 70 на 30. Свои 70 я точно получу». Я решила не реагировать сразу, чуть-чуть остыла, обдумала формат переговоров и предложила подробно обсудить финансовый вопрос. В итоге Юра сказал, что пошутил про «70 на 30», и предложил делить прибыль пополам.
Меня это тоже не устроило: мой вклад в создание подкаста был больше, чем его. Чтобы доказать это, я сделала майндмэп с нашими обязанностями — это такая диаграмма, где графически структурируются мысли и идеи. На ней видно, что у Юры остается только запись и монтаж, а у меня есть еще куча разных задач.
Переговоры продолжились. В какой-то момент я даже забыла, что разговариваю с другом, а подкаст затевался ради веселого времяпрепровождения, а не для дележки незаработанных денег. Тогда я задала себе вопрос: «Мне важна идея подкаста как коммерческого проекта или дружба?» Я выбрала дружбу — после этого разговор пошел спокойнее.
В этом особенность бизнеса с друзьями: часто надо делать выбор — деньги или дружба. Приходится постоянно переживать, что все рухнет и вы никогда не восстановите былые отношения. Возможно, поэтому люди, которые ставят бизнес на первое место, перестают дружить.
Я боялась разругаться с Юрой и потерять классную идею, поэтому согласилась на компромисс — делить доходы по принципу 60 на 40, но в мою пользу. Если бы я создавала подкаст с незнакомым человеком, мне было бы гораздо проще отстаивать границы.
Договоренности так и остались в переписке внутри мессенджера. Если бы речь шла о серьезном бизнесе, то стоило бы все оформить на бумаге.
Как вести бизнес с другом и не разругаться из-за денег
Разделите личное и рабочее. Создайте разные чаты для дружеского общения и обсуждения проекта — это даже визуально будет настраивать на рабочий лад. Например, все сценарии и материалы к выпуску мы кидаем в специальный чат.
Договоритесь, кто главный. Важно договориться сразу и так, чтобы это устраивало всех. В нашем случае вся инициатива исходила от меня, а сам Юра называет подкаст «Женино детище», поэтому разделение ролей очевидно и понятно.
Мы всегда на первое место ставим дружбу, а только потом — все дела, которые нас связывают. Это значит, что идти на уступки приходится всем, особенно мне, как продюсеру подкаста.
Заранее распишите правила, график, запреты и штрафы. У нас есть только одно правило: подкаст закрывается навсегда, если за два дня до выпуска не готов монтаж — за него отвечает Юра.
Раньше сроки выхода подкаста неоднократно срывались. Например, Юра мог принести монтаж в день выпуска, а мне нужно было его еще послушать, написать таймкоды и иногда добавить правки. Поэтому пришлось поставить такой ультиматум — пока действует.
До начала сезона мы обсудили расписание выхода. Первый сезон выходил еженедельно, второй — два раза в месяц из-за нашей загруженности и более структурированных выпусков.
Обсуждайте спорные ситуации и задачи. Если тема выпуска противоречива, то мы совместно принимаем решение о публикации. Например, первая версия выпуска об астрологии получилась агрессивной и местами оскорбительной. В наших глазах это юмор, но со стороны весь разговор может казаться глумлением.
Мы несколько раз переслушали выпуск и решили его перезаписать, но вставить в новую версию лучшие моменты из старой. Так мы столкнулись с двойной самоцензурой.
Оставьте за собой возможность пересмотреть условия. В какой-то момент часть задач уходит подрядчикам, вклад каждого участника может меняться. Мы решили, что пересмотрим распределение прибыли, если доверим монтаж кому-то другому.
Как мы раскручивали подкаст
Мы решили ограничиться бесплатными методами продвижения: фичерингом, сарафанным радио, личными блогами, упоминаниями подкаста в соцсетях наших друзей-блогеров.
Фичеринг — это когда платформа, где выходит подкаст, упоминает о нем в своих подборках. Мы стремились попасть в тематическую подборку или в список «Новинки». Для этого нужно отправить заявку на английском языке и объяснить, почему ваш подкаст достоин упоминания, о чем он и как продвигает площадку. Попасть в подборку — мечта всех подкастеров: так можно найти новых слушателей.
Например, чтобы оставить заявку на продвижение в «Эпл-подкастах», нужно заполнить большую анкету. Если у вас уже есть много подписчиков в соцсетях, то обязательно оставляйте ссылки на посты, где вы призываете слушателей перейти в «Эпл-подкасты». Это сильно увеличивает шансы на попадание в подборки.
Решение по заявке могут не сообщить: запросов на продвижение слишком много, чтобы отвечать на каждый. Поэтому лучший вариант — заново заполнять и отправлять анкету хотя бы раз в месяц. Учтите, что заполненная анкета не сохранится, — чтобы десять раз не переписывать одно и то же, скопируйте данные куда-нибудь, а потом просто вставляйте их заново.
Упоминания в блогах и сарафанное радио. Слушатели рекомендуют нас своим друзьям и размещают в своих соцсетях кусочки выпусков — в основном выкладывают сторис в «Инстаграме». В каждом выпуске мы напоминаем, как для нас важно получать поддержку от них.
Чего мы достигли. До сих пор мы так и не попали ни в одну подборку и пока не можем похвастаться большим количеством прослушиваний. Самый популярный эпизод подкаста собрал чуть меньше 250 прослушиваний. Мы понимаем, что не каждому нравятся наши темы, формат и мы сами как ведущие. Но у нас есть постоянная вовлеченная аудитория, которая оставляет благодарные отзывы и ставит высокие оценки.
Всю аналитику собирает сервис, который отвечает за дистрибуцию подкаста. Там можно смотреть статистику и отслеживать прогресс. Сравнивать свои числа с самыми популярными подкастами страны мы не стремимся, наши задачи простые: делать выпуски, постараться что-то заработать и не разругаться.
На что мы потратились
Запустить подкаст просто: понадобится микрофон, более-менее поставленный голос, компьютер или смартфон. А чтобы вас было еще и интересно слушать, нужна оригинальная концепция и интересный контент.
У нас уже были два микрофона Samson C01U Pro и ноутбук. Идти на курсы ораторского мастерства не пришлось: я 6 с половиной лет училась на журфаке.
Итого мы потратили всего 1500 ₽ — на оплату услуг дизайнера. Изначально хотели просто отбить эти расходы и уже к четвертому выпуску достигли этой финансовой цели.
Как можно заработать на подкастах
Продажа услуг. Начиная с четвертого выпуска подкаста, мы осторожно и ненавязчиво стали рассказывать о своих услугах. Кроме того, в каждом выпуске предлагали слушателям подписаться на нас в «Инстаграме».
Информация об услугах — это первое, что видит посетитель моей страницы. Так я находила клиентов: люди слушали подкаст, заходили в мой инстаграм и читали о том, чем я могу быть им полезна. За 10 выпусков ко мне пришли 3 клиента и принесли 9800 ₽.
Прибыль от продажи услуг мы не делили — она у каждого своя. Формат «подкаста-болталки» оказался удобен для рекламы: в отличие от инстаграмных постов здесь можно рассказывать о продукте или услуге без ограничений по количеству знаков.
Донаты. В описании выпусков есть номер телефона, по которому можно перевести любую сумму, чтобы поддержать наш проект. Пока дела не очень: собрали ноль рублей и ноль копеек, — но все еще впереди.
Еще есть краудфандинг — те же донаты, только на определенную цель. Например, слушатели скидываются, чтобы подкастер мог купить новое оборудование для записи выпусков.
Реклама спонсоров и партнеров. Если следить за конкурентами, то можно понять, с кем они сотрудничают и в какую сторону двигаться. Почти у каждой компании есть социальные сети или сайт с контактами. Можно связаться с потенциальными партнерами, рассказать о подкасте и предложить свои услуги.
Обычно для рекламодателя важно количество прослушиваний: за каждое из них он платит фиксированную сумму. Перед согласованием деталей продюсер подкаста прогнозирует число прослушиваний и рассчитывает сумму вознаграждения. Начинающие подкастеры за одну интеграцию берут 3000—15 000 ₽. Рекламная вставка в раскрученный подкаст может стоить до 200 000 ₽.
В первом сезоне у нас не было интеграций: проект очень молодой, слушателей совсем немного. Пока мы не начнем набирать хотя бы по 500 прослушиваний на эпизоде, не стоит говорить о сотрудничестве с рекламодателями. Мы составили список потенциальных спонсоров — в него попали компании, чьи услуги перекликаются с нашим контентом. Осталось дождаться прорыва в числах и разослать коммерческие предложения.
Платная подписка. «Кислородная смазка» навсегда останется бесплатной, но мы собираемся добавить платную подписку на выпуски без цензуры. Недавно «Эпл» представил новую платформу монетизации подкастов. С ее помощью можно выбирать, какой выпуск пойдет в бесплатный доступ, а за какой слушателям придется заплатить.
Шатауты — персональные поздравления от ведущих. Например, подписчик просит вас за 100 ₽ передать привет Маше из Мурманска и вы соглашаетесь. Мы пока не зарабатывали с помощью шатаутов, но не по идейным соображениям, а потому, что каждый раз при записи подкаста забываем назвать эту опцию.
Я заработала на подкасте 8300 ₽
Продажа моих услуг | 9800 ₽ |
Обложка для подкастов | −1500 ₽ |
Поп-фильтр | Бесплатно, был у Юры |
Два микрофона Samson C01U Pro | Бесплатно, были у Юры |
Я заработала на подкасте 8300 ₽
Продажа моих услуг | 9800 ₽ |
Обложка для подкастов | −1500 ₽ |
Поп-фильтр | Бесплатно, был у Юры |
Два микрофона Samson C01U Pro | Бесплатно, были у Юры |
Наши планы
Мы хотим найти подрядчика и поручить ему монтаж. Это кропотливый, скучный и длительный процесс: монтаж часового выпуска может занимать до 15 часов. Надо отслушать и выписать правки, нарезать, обработать звук, сохранить, послушать еще раз, описать и написать таймкоды. Если освободим себя от монтажа, то появится больше времени на главное — генерацию контента.
Работу подрядчика будем оплачивать из денег за рекламу. Допустим, с рекламы бы мы получили 10 000 ₽, из которых 2000 ₽ отдали бы монтажеру, а оставшиеся поделили бы между собой.
Есть студии, которые занимаются исключительно подкастами: оформляют, записывают, монтируют и выгружают уже готовый выпуск. В некоторые пакеты услуг входит даже разработка концепции и написание сценариев. Не нужно ни с чем заморачиваться: говори в микрофон, а все остальное сделают за тебя.
Но это недешевое удовольствие, а наш подкаст — веселое хобби, на которое мы не готовы выделять крупные суммы. Поэтому пока собираемся делегировать только монтаж.
Во втором сезоне поменялась концепция и структура эпизодов, а также появились гости. Мы скорректировали длину выпусков, чтобы увеличить число дослушиваний. Еще я прослушала курс по ораторскому мастерству, чтобы в процессе речи не скакать с темы на тему и доводить мысль до конца. Мы убрали лишнюю болтовню и придерживаемся сценария, который все так же прописан тезисно.
Мы сохранили бесконечную импровизацию и смешные разговоры о серьезном, но сменили обложку и добавили перебивки. Теперь планируем запустить еще два подкаста, которые будем продвигать через «Кислородную смазку».
Как вести подкаст с друзьями
- Работать с друзьями — это непросто: иногда приходится делать выбор между своими интересами и хорошими отношениями с близким человеком.
- В работе над подкастом важна спонтанность и импровизация. В сценарии выпуска лучше прописывать тезисы, а не каждую фразу отдельно.
- Заранее обговорите обязанности и распределение будущей прибыли. Лучше, если договоренности будут зафиксированы на бумаге.
- Договоритесь, у кого решающее право голоса, — иначе при первых же разногласиях работа встанет. Проект, где все на равных условиях, обречен на провал.
- Монтаж — скучный и длительный процесс, который лучше делегировать подрядчику.
- Если вы не очень разбираетесь в какой-то теме, то не затрагивайте ее в подкасте либо позовите эксперта в качестве гостя.
- Подкаст — хороший формат, чтобы осторожно и ненавязчиво рассказывать о своих услугах и продуктах.
- Чтобы дисциплинировать себя и друга, введите штрафы за нарушение договоренностей и обязательств.
- Человек может оказаться отвратительным коллегой, но плохим другом он от этого не становится.