
Закрытие «Икеи» застало меня в разгар ремонта.
Мне осталось докупить немного вещей, но важных: напольное покрытие на балкон — знаменитый деревянный пол «Руннен», выкатные ящики «Вардо» под кровать, чтобы не мучиться с хранением еще долгие годы, и легендарное кресло «Страндмон» — для уюта.
О таком же кресле давно мечтала моя мама, поэтому мы объединили усилия, чтобы пробиться сквозь запросы тысяч других желающих напоследок закупиться в «Икее» базовым постельным бельем, любимыми свечками и универсальными бокалами. И в конце концов оказались на складе «Икеи» — через четыре дня после того, как официально начались финальные распродажи.
Как проходит распродажа в интернете
В середине июня «Икея» объявила о сокращении бизнеса в России и масштабной распродаже всех оставшихся товаров для дома в магазинах.
Распродажа началась 27 июня и проходит в два этапа: сначала сотрудники компании в офлайн-формате смогли купить все необходимое, а затем с 5 июля началась распродажа для всех желающих — но только через сайт магазина.
Проблемы с доступом к сайту начались даже чуть раньше. Вечером 4 июля в онлайн-магазине появилась возможность добавлять товары в корзину. После этого сайт продержался недолго: почти сразу перестали открываться личные кабинеты. Старые пароли не срабатывали, а коды для их сброса не приходили на почту или в смс. Корзина тоже перестала открываться: на сайте сохранялся счетчик товаров, которые отложил пользователь, но посмотреть их или добавить что-то новое не получалось.

Я обновляла сайт всю ночь. Небольшие изменения произошли в районе семи утра: я смогла зайти в личный кабинет. Больше ничего не поменялось.
После этого эстафету переняла моя мама: следующие сутки сайт обновляла она. Утром 6 июля ей удалось сделать заказ: корзина все еще не работала, но в узкой строке-баннере сверху страницы появилась информация о том, что в личном кабинете можно оставить заявку на товары. Заявка выглядела сложно: товары не добавлялись с сайта автоматически, их нужно было вводить вручную, причем вместе с артикулами.
Было понятно, что действовать надо быстро, поэтому мы отказались от всего необязательного вроде посуды и домашнего текстиля и собрали в корзину только самые важные покупки: два кресла «Страндмон», три упаковки пола «Руннен», два ящика «Вардо», три торшера — «Лаутерс», «Тогарп» и «Скуруп», журнальный столик «Гладом» и пять упаковок свечей «Глимма». Всего на 59 284 ₽.
Все удалось отправить, но уже через несколько минут эта возможность снова пропала с сайта.
Как обрабатывают заказы
Мама оставила заказ около восьми утра. Где-то в 11 часов ей позвонил сотрудник «Икеи», чтобы подтвердить заказ и сверить артикулы — в одной позиции была ошибка. Это заняло некоторое время: до распродажи сотрудник работал в отделе кухонь и с трудом ориентировался в общем каталоге товаров.
По его словам, обработка заказов была устроена так: около 50 сотрудников из разных отделов получают скрины заявок пользователей, вручную сверяют их, проверяют наличие товаров и передают заказ на склад.
Во время телефонного разговора маме подтвердили, что все товары из нашей заявки есть на складе в Химках, и предложили еще один вариант — забрать заказ со склада на Белой Даче, но только частично. Мама выбрала первый вариант. После этого сотрудник отправил на почту форму оплаты и предупредил, что заплатить надо в течение 10 минут.

После оплаты еще один созвон, на этот раз — чтобы договориться о времени самовывоза товара со склада. Приехать в любое удобное время нельзя: нужно выбрать двухчасовой слот и обязательно успеть забрать товар в этот срок — иначе заказ расформируют.
За товаром должна была ехать я, поэтому мама попросила сотрудника договориться о заказе со мной. Мне перезвонили в течение пяти минут после ее просьбы: можно было приехать за заказом в тот же день ночью, но мне было удобнее съездить за покупками в выходные, и я договорилась на 9 июля, субботу, с 14 до 16.
Сотрудник магазина снова перезвонил маме, подтвердил эту информацию и отправил на почту письма, которые нужно предъявить на складе. Всего на обработку нашего заказа потребовалось четыре телефонных разговора и около часа. При этом все время сотрудник был очень вежлив и помогал чем мог, хотя у него явно было еще множество других заказов для обработки.


Как меня встретила «Икея»
В назначенный день в половину второго мы с фотографом тащимся по Ленинградке и обсуждаем, куда все едут: вряд ли в аэропорт, наверняка в «Икею». Заезжаем на эстакаду и готовимся снимать столпотворение на парковке — но не видим ничего подобного.
Такой пустоты на парковке рядом с «Икеей» и «Мегой» я не видела никогда — даже вне масштабной распродажи найти пустое автомобильное место было непросто. Теперь все не так: почти вся парковка закрыта, для погрузки заказов оставлено несколько небольших квадратов — но и они почти пустые.


Там же работает сотрудник «Икеи» в жилетке «COVID-контролер»: кажется, следит, чтобы машины не парковались сюда слишком надолго, и иногда помогает выехать, если из-за коробок закрыто зеркало заднего вида. Впрочем, у нас он ничего не спрашивает.
На тележке с коробками рядом с машиной сидит девушка, которая уже успела получить заказ: ей удалось купить нужные стулья на кухню. С парковки видны окна ресторана «Икеи»: за столиками сидит много людей, но все — в зеленых жилетах сотрудников.

Как теперь выглядит «Икея»
Центральный вход в «Икею» — через дверь-карусель — закрыт. Попасть внутрь можно через два входа: один в бывшей зоне выхода и возврата и обмена товаров, другой дополнительный, который раньше не открывали, за магазином «Шведские продукты».
Внутри посетителей пускают только до бывшей зоны касс: склады отгорожены от посторонних взглядов непрозрачными шторами — увидеть, сколько всего осталось на полках и как формируют заказы, не получится. Сотрудники тоже не делятся информацией: говорят, что все написано на сайте.
Еще одна штора отделяет зону выдачи заказов от приема товаров на возврат и обмен и магазина «Шведские продукты» — прямо по вывеске. Магазин работает в свободном режиме и принимает всех желающих.



Как выдают заказы
Кажется, в «Икее» тоже ожидали ажиотажа: перед входом в зону выдачи товаров огорожена специальная дорожка для очереди. В реальности никакой очереди нет: редкие счастливчики, которым удалось пробиться на сайте, проходят легко и быстро.
Охранник проверяет время, на которое назначен самовывоз, — для этого нужно показать ему письмо с подтверждением заказа. По его словам, сегодня еще много народу, в предыдущие дни было и того меньше.
Внутри понадобилось показать письмо еще два раза: первый — чтобы пустили в зону выдачи, а второй — уже на стойке, где выдают покупки. К двум часам дня заказ был собран, его привезли со склада, ожидание заняло меньше пяти минут. В зоне доставки все выглядит строго: сотрудники четко следуют инструкциям и не дают себя отвлекать вопросами, которые не относятся к делу.



У меня было две тележки, я забрала их по очереди. Когда вернулась за второй, никто даже не обратил внимания, что я ее забираю. Мне показалось, что ее мог бы забрать кто угодно еще. Раньше тележки с хранения выдавали по чеку, теперь все не так.
Впрочем, за пределами зоны выдачи сотрудники по-прежнему приветливы и даже немного веселы. Когда я вывожу тележки, меня тормозит охранник внезапным: «Стойте! Поздравляю с покупкой!»


Как работает магазин «Шведские продукты»
Первую настоящую очередь я встречаю в магазине «Шведские продукты» — сюда можно попасть без предварительной записи, просто приехав в «Икею». Ларьков с хот-догами, мороженым и газировкой нет, но купить замороженные фрикадельки, миндальный торт и брусничный соус все еще можно.

Мужчина в очереди за мной тоскливо смотрит в сторону «Икеи». Он говорит, что пробиться на сайте нереально, поэтому приехал специально за любимой едой — правда, не нашел горчицы с укропом, которая хорошо подходила к красной рыбе. Впрочем, недостатка в продуктах не видно: как только полки пустеют, сотрудники выносят товар на замену.
О том, что можно свободно приехать за продуктами, мужчина услышал по телевизору. Телерепортеры были в магазине и сегодня — вероятно, уже не в первый раз.


Что покупают другие люди
На выходе из зоны выдачи я встречаю разных покупателей: кто-то — с одним картонным пакетом, кто-то — с несколькими тележками, заполненными доверху, и грузовиком, чтобы все это увезти.
Мы приехали на легковом автомобиле. Я волновалась, что в него не поместятся два кресла, и не зря: когда мы загрузили коробки, оказалось, что кресла заняли ровно то пространство, которое было между передним пассажирским сиденьем и дверью багажника. Еще бы сантиметр — и закрыть багажник я бы не смогла.


Настроение у посетителей тоже разное. Одни в ажиотаже оттого, что все получилось, другие явно озадачены дальнейшими планами: тележки из магазина уже вывезли, но машину пока не нашли.
Таксисты и грузчики на выходе из «Икеи» традиционно есть, но их мало, и работают они без особого энтузиазма: поток не тот. Сотрудники «Икеи» с доставкой и погрузкой не помогают.



К охранникам подходит женщина с дочерью и спрашивает, можно ли все-таки попасть в «Икею» без онлайн-заказа. Ей очень нужны кувшины, но на сайте ничего не работает. Ее разочаровывают и тут.
Покупатели, которым все-таки удалось оставить заказ, рассказывают разные истории. Молодая пара собрала все необходимое в корзину, но потом корзина не открылась — пришлось пересобирать товары по памяти, что попадалось под руку.
Семья с ребенком охотилась за шкафом для ванной. Достать его удалось только в Самаре, остальные детали заказа собирают по складам по всей Москве: после Химок поедут в «Икею» в «Мозаике». Эта же семья столкнулась и с другим испытанием: первая оплата заказа не прошла и ее заморозили — пришлось оформлять возврат денег. Но в конце концов все удалось.
На парковке встречаю женщину, которая радостно заполняет легковушку коробками: она смогла купить в «Икее» кухню. Тоже не без приключений: пока оформляла заказ, в Москве закончился один из шкафов. В итоге нашла недостающую часть в Омске и заказала там: этот шкаф ей привезет племянник.
За покупку шкафа женщина благодарна чату в «Телеграме»: найти такие можно по кодовым словам «Распродажа» и IKEA.


Что люди думают о будущем «Икеи»
Причину, по которой в «Икее» оказалось не так много людей в субботу, мне удалось узнать уже в магазине: кажется, люди не верят, что все действительно закроется.
В том, что «Икея» вернется, уверены почти все, кого я встречаю: и покупатели с большими тележками, и таксисты, и, возможно, сотрудники магазинов. Кассир в магазине «Шведских продуктов» была расслаблена и приветлива. На вопрос, успела ли она поучаствовать в распродаже, спокойно ответила, что была в отпуске. Кажется, она совсем не переживает, что не успела что-то приобрести. Более конкретных комментариев, впрочем, тут никто не дает.
Некоторые предполагают, что «Икея» откроется под новым брендом — как это стало с «Макдональдсом». Другие — что такие большие бренды навсегда не уходят: нужно только немного подождать — и все вернется на круги своя.
Я не строю прогнозов и готовлюсь к закрытию, поэтому планирую еще раз закупиться «Икее», если подвернется возможность: я тоже подписалась на чат с информацией о распродажах и теперь надеюсь, что мне удастся купить напоследок удобные простыни на резинке, штору и красивые бокалы.



"В том, что «Икея» вернется, уверены почти все, кого я встречаю"
Не понимаю откуда такая уверенность берется. Есть какие-то инсайты что страна скоро станет демократической и свободной? Мне кажется всё как раз движется в обратном направлении.
Вячеслав, а что, IKEA открывается в странах именно по этому принципу? И позвольте уточнить, что Вы вкладываете в понятие "демократической и свободной" страны?
Pagocmu, демократическая это когда в стране власть меняется, а свободная это когда не дают срок, если не используешь новояз одобренный партией
Pagocmu, а в каких странах открывается икея?
Zarad, совсем недавно о открылась в Мексике. Свободная и демократическая ли зависит от смотрящего, конечно
Alexandra, если основываться на рейтинге Freedom House то она намного свободней России, там разница в 40 позиций:)
Кто эти позитивные люди, которые верят, что икеа вернётся? Давайте рассуждать логически : она вложили деньги в открытие самих магазинов, в производство. А сейчас все продают. Как вы думаете, они с большим удовольствием вернутся обратно на пустые производства опять поднимать с нуля то, что уже продали?? Навряд ли. Будут искать другие страны, где нет санкций на каждый чих. Инвестиционные деньги уходят из страны, мы неблагоприятных страна для инвестиций
Для себя решила, что куплю постельное белье в икее, затарилась на ближайшие года 3-4, наверное.
какие люди оптимисты, икеа не вернется в ближайшие пару лет, она продает свои заводы и уже точно не будет выпускать продукцию. Пока в РФ не сменится режим никто к нам не вернется, но как вы знаете поправки в конституцию обнулили сроки президента, так что изменений ждать не стоит. Иран яркий тому пример, там десятки лет люди ждут, у нас будет так же
Наумова, выключите телевизор, от вас фонит
Господи,какой стыд. Неужели это мы в 2022.
Denisco, а в чем стыд? В российских магазинах, к сожалению хуже и дороже. Либо лучше и в несколько раз дороже. Аналогов Икеа по цене / качеству нет.
Павел, я понял, что в своём комментарии Denisco имеет в виду не стыд за покупателей, которые из кожи вон лезут, чтобы успеть что-то купить в икее, а стыд именно за ситуацию, в которой оказались покупатели, потому что действительно нет соответствующих аналогов. Надеюсь, автор имеет именно такой стыд, иначе цоканье, дизлайк и осуждение
Хороший, абсолютно точно поняли. Стыд за то, что мы это все допустили и вернулись в тоталитарный ад
Частично закупился в Икее 3 марта перед закрытием, а всё чего не было в наличии (в частности, двери для паксов и письменный стол) мне под заказ изготовили в местной мебельной мастерской. Дозаказ, кстати, обошёлся почти в полтора раза дешевле икеевского прайса.
Сергей, дайте контакты местной мастерской.
В начале февраля купил себе жёлтое кресло с пуфиком Страндмон и подставку для ноутбука Биллан, давно откладывал покупку. Когда случилась так себе ситуация в конце февраля, не мог понять, радоваться, что успел вовремя купить кресло, или печалиться, что успел, но при таких странных обстоятельствах. Всю весну провёл на удалёнке в загородном доме у тёщи. У неё точно такое же кресло серого цвета, но купленное годом ранее в Хоффе. Ох уж это кресло… в нём всё начинает затекать уже через полчаса. При этом в жёлтом я могу спокойно проводить по 8 часов за ноутбуком. Когда узнал новость, что Икеа планирует открыть распродажу остатков товара, как-то даже и не думал что-то покупать, но серое кресло из Хофф через очередные полчаса сидения в нём намекнуло, что пора бы его заменить. 4 июля я заранее сохранил себе в заметку ссылки на товары, наименования, артикулы и цены и проверил возможность доставки товаров по моему адресу. В дополнение к креслу с пуфиком я хотел купить ещё одну подставку для ноутбука и лампочку на кухню, которая перегорела несколько недель назад. В 00:10 я попробовал авторизоваться в личном кабинете, но как и вся страна потерпел фиаско. Прошёл по ранее сохранённым ссылкам, но не смог ничего добавить в корзину. До часа ночи каждые 10 минут обновлял сайт и поглядывал в обсуждения в официальном сообществе ВК, где все тоже расстроенно негодовали, что ничего нельзя купить. В 8 утра ситуация не изменилась. Потом ещё в течение дня с телефона раз в час проверял возможность покупки. Утром 6 июля обратил внимание, что в шапке сайта появилась ссылка на Яндекс.Форму. Я её заполнил, но никакой отбивки на почту не пришло. Потом ещё в течение дня продолжал проверять сайт, и к моему удивлению в 6 вечера мне поступил звонок от сотрудника магазина. Мне сказали, что все товары есть в наличии с возможностью доставки, сказали, что ближайшая возможная дата - это пятница 8 июля в течение дня. На вопрос, можно ли перенести доставку на другой день, сказали, что нельзя. Мы проверили все артикулы, мне прислали ссылку, которая действовала 10 минут, я оплатил заказ, получил подтверждение на почту, ну, а дальше оставалось только ждать доставку. В пятницу во второй половине дня мне всё привезли и занесли в квартиру. Когда подписал экземпляр приёмки товара, один из грузчиков спросил, нужна ли мне его подпись на моём экземпляре. Я без задней мысли ответил, что наверное не нужна, на что он мне с улыбкой ответил: «Вот и я тоже так думаю». А потом он как-то резко замолчал и увёл взгляд в сторону. Второй грузчик на вздохе сказал: «Да уж», и на этом мы распрощались. Это был очень странный и грустный покупательский опыт. Надеюсь, что когда на кухне через несколько лет перегорит лампочка, я её заменю на точно такую же новую икеевскую.
Хороший, я хотела обнять продавцов, когда забирала заказ. Я не фанат Икеа, но людей жаль, как и тысячи других, которые потеряли работу.
Хороший, аналог Страндмона я взяла в диван.ру. Ничем, практически, не отличается от икеевского, кроме цены (дороже).
ОдуВАН, спасибо, буду иметь в виду
Очень хотела синего кота, мини комодик и еще по мелочи кухонной утвари. Но.. Распродажа организована так, что только плеваться, и уж точно ради этих предметов я не стану сутками караулить форму заказа, в конце концов все кроме кота можнои в других магазинах взять... Но вот за синего всратого кота очень обидно((
Светлана, а я так и не поняла - почему кот ВСРАТЫЙ?
Ирина, да вы на его морду посмотрите)) ))
Светлана, что за всратый кот?
Jane,
Светлана, классный, да.
Jane, но акула вне конкуренции
Павел, а меня она как раз не трогает
Павел, да что уж теперь :(
Светлана, вот за этим котом я бы сутки в очереди стояла. Почему я его раньше не видела? Теперь остается только рыдать в подушку.
Вера, я и попыталась... В первые сутки меня выкинуло в конец очереди потому что пропустила подошедшую, на вторыеудалось попасть на сайт и начать выбирать, но... В СПб он уже был недоступен((( так что я тоже рыдаю(
Светлана, у меня есть небольшое утешение. Красная собака точно с таким же выражением лица и такими же разными глазами, купленная давно в Центрообуви. Они бы с котом скентовались. Придется тур в Финку брать из-за кота.
Люблю Икею и злюсь, что она организовала процесс так плохо. Что стоило выкинуть ассортимент по цене не выше магазина и с указанием максимальной скидки и срока распродажи например до 01 сентября через маркет-плейсы? Всем бы всего хватило...
alena_lanskaya, маркет плейсы забрали бы себе часть прибыли.
Мне кажется, для таких токсичных комментаторов есть отдельное место в нижнем мире 🤦♂️
Наумова, ну если друзьями проверено, тогда да! умываю руки!
Наумова, отличный совет! Если у вас айфон рекомендую не глупить и купить зарядку от ксяоми.
Алена, такой же вопрос можно задать всем героям разных статей. И ещё можно спросить у вас, зачем вы меня спрашиваете? Людям свойственно общаться, делиться опытом, радоваться за себя и других, хвастаться, завидовать и сопереживать. Иначе бы статьи не выходили, а комментарии не оставлялись.
Наумова, ой, да с этими наивными "детишками" бесполезно говорить, как пятилетки - видят только для себя удобную "правду" 🙈
Сайт не работает, конечно нет ажиотажа.
Купить то не получается
Вот купила. Еле еле получилось уместить это добро в паркетник)
Наумова, а вы жили на западе?
Половину кухни докупала на авито в апреле-мае. И хорошо, что не стала ждать. Кухня в результате собрана.
Я также дежурила, мониторила и обновляла инфу на сайте буквально каждые полчаса - мне нужно было заказать 8 полок из Ростова-на-Дону в свою гардеробную, на всю страну их оставалось 9 штук и я понимала, что будет ажиотаж. В 8 утра 6го июля мне очень повезло когда обновляя сайт я смогла заполнить форму и сделала это 2 раза специально чтобы не ошибиться. По итогу мне никто не перезвонил и я надеялась, что тогда никому не удалось что-то купить, но вижу, что люди смогли так оформить заказы, а я вот уже смирилась и поеду за ними в Финляндию(
У меня накидана корзина (сковородки, ножи, постельное белье), постоянно выскакивает это окно, мол, подождите, вы в очереди, как только, так сразу. Я про это благополучно забываю, потом вижу, что можно перейти на следующий шаг, все зависает и по новой.
Если честно, это какая-то дичь. После такого опыта, я не уверена, что что-то куплю в ИКЕА, даже если она вернется, хотя, конечно, было удобно, приехать и приобрести все сразу. Но маркетплейсами пользоваться еще удобнее.
kino, так подсуетились, были уже новости про разводы на этой почве.
Ушли и ушли
Лайфхак, как заказать. Сделали уже 3 заказа. Открываете страницу икеа на компьютере, там надпись, что онлайн очередь. Не обновляйте, просто смотрите и ждите. Спустя 40 минут-2 часа открывается страница икеи. Не нужно входить в личный кабинет, просто добавляете в корзину. Пропало-ничего страшного, ждите, все, что у вас в корзине-не пропадёт. И вот так заказываете. Не стоит думать по три дня, что вам нужно. Заходите и берите быстро и конкретно то, что надо.
Вячеслав, в Москве есть не только такие дворы, если вы не в курсе, и не только 30-этажные дома)))
А транспорт меня устраивает на 100%, поскольку живу рядом с метро и все активности тоже рядом с метро.
Наумова,
"ради своей выгоды легко диктуют более мелким странам что и как делать, а тех кто ослушается, ждёт порка, и нищета."
Эээм: в своем глазу...
Сейчас будет ирония: вот наше правительство так никогда бы не поступило ))
Вера, я знаю эту историю кстати)) но это не отменяет того каким он вышел и в данном случае мое определение не несёт в себе оскобления.