В ноябре 2020 года под знаком «Уступи дорогу» в мою машину врезался Опель.

Дело было в Казани. В центре оформления ДТП страховщики порекомендовали оформить ДТП по европротоколу. Повреждения автомобиля казались незначительными, и я согласилась. Но когда мне пришлось восстанавливать автомобиль по ОСАГО, я пожалела о своем решении.

Расскажу в статье, стоит ли соглашаться на облегченную процедуру оформления.

Как я попала в аварию и почему выбрала европротокол

На момент аварии мой водительский стаж составлял 2,5 месяца, и на дороге я вела себя максимально осторожно: по городу не разгонялась больше 60 километров в час; на перекрестках притормаживала, если сомневалась, что успею проехать на зеленый.

В день аварии я ехала по второстепенной дороге, поэтому остановилась под знаком «Уступи дорогу» и стала ждать, когда появится просвет в веренице автомобилей. За мной выстроилось 3—4 машины, и вдруг я почувствовала удар — девушка-водитель стоящего сзади Опеля тронулась, пока я все еще стояла.

Удар получился несильный: подушка безопасности у Опеля не сработала, но повреждения были на обеих машинах. На моей треснул и слетел с креплений задний бампер, разбился светоотражатель и выпала лампочка подсветки номера. На дверце багажника образовалась вмятина и повредилось лакокрасочное покрытие. На машине виновницы аварии были похожие повреждения, но спереди: помялся капот, слетел с креплений и треснул бампер, разбилась правая фара.

Я хорошо помнила правила дорожного движения, поэтому действовала по инструкции: включила аварийку, поставила знак аварийной остановки и начала звонить в страховую, чтобы уточнить, что делать дальше.

В это время мимо проезжала машина ГИБДД. Сотрудники инспекции остановились, выяснили обстоятельства, но оформлять ДТП отказались. Посоветовали сфотографировать место аварии, нарисовать схему и посетить центр оформления ДТП. Они помогли виновнице аварии завести машину — поправили клемму аккумулятора, которая сдвинулась из-за удара — и отправились по своим делам.

Место аварии
Место аварии
От удара бампер слетел с креплений
От удара бампер слетел с креплений
Светоотражатель разбился, а на бампере появились трещины и потертости
Светоотражатель разбился, а на бампере появились трещины и потертости
От удара бампер слетел с креплений
От удара бампер слетел с креплений
Светоотражатель разбился, а на бампере появились трещины и потертости
Светоотражатель разбился, а на бампере появились трещины и потертости
Самое обидное, что скололась краска на двери багажника. Повреждение небольшое, но теперь на машине есть крашеный элемент
Самое обидное, что скололась краска на двери багажника. Повреждение небольшое, но теперь на машине есть крашеный элемент

Как я оформляла аварию по европротоколу

В Казани есть Центр оформления ДТП — совместный проект ГИБДД и компании-продавца автомобилей с пробегом «Автосеть-рф». Центр расположен в большом помещении с кучей кабинетов и несколькими терминалами. Есть кабинет, где сотрудники ГИБДД оформляют ДТП по стандартной схеме. В других кабинетах сидят представители разных страховых компаний, консультируют по вопросам, связанным с автогражданкой. Там же есть платежный терминал, в котором виновник аварии может заплатить штраф.

Мне кажется, что Центр сильно разгружает дороги и облегчает процесс. Если участники аварии останутся на месте ждать экипаж ГИБДД, они надолго перекроют или ограничат движение. Если между участниками нет спора, кто виноват в аварии, проще зарисовать схему, а формальности оформить в Центре.

Людей в Центре всегда очень много. У входа сидит администратор, к которой мы с виновницей аварии обратились с вопросами. Она выяснила страховую компанию виновницы ДТП; спросила, есть ли у нас схема аварии, и предложила оформить европротокол — облегченную процедуру оформляют без участия ГИБДД.

Администратор сразу предупредила, что страховые выплаты по европротоколу не могут превышать 100 000 Р. Мне было сложно оценить ущерб, поэтому администратор пригласила сотрудника «Ренессанс-страхования» — виновница ДТП оформляла в этой компании полис ОСАГО.

Образец заполнения бланка схемы ДТП
Образец заполнения бланка схемы ДТП

Представитель «Ренессанса» визуально оценил ущерб в 30—40 тысяч рублей. Он не переставал между делом нахваливать европротокол:

  1. Не надо стоять в очереди к сотрудникам ГИБДД.
  2. Информация об аварии не появится в базе ГИБДД, а значит, не попадет в отчеты сервисов проверки истории автомобилей по VIN.
  3. Я сполна получу деньги на восстановление машины.
  4. Виновнице не выпишут штраф.

Я подумала и согласилась: решила сэкономить время.

Мы вернулись в офис, нам выдали бланк для оформления ДТП. Схема, которую мы нарисовали на месте аварии, нужна, чтобы точно перерисовать ее в бланк. Фотографии с места аварии вообще не потребовались. Наверное, они нужны, если возникнут разногласия с виновником аварии или если страховщики засомневаются, что авария действительно была. Дальше с этой схемой нужно идти либо к сотрудникам ГИБДД, либо к страховщикам. Поскольку мы выбрали европротокол, нам предстояло потратить время в очереди к страховщикам и самостоятельно заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Чтобы не терять время на очередь, администратор предложила свои услуги: за 1000 Р она сама заполняет извещение и передает его в мою страховую — «Росгосстрах». Виновница аварии через терминал оплатила услугу, администратор за 10 минут заполнила извещение. Нам осталось проверить, правильно ли вписаны сведения, и подписать документ.

Действительно, все было очень быстро. Минуты через три мне на телефон пришло сообщение от страховой: дело зарегистрировано, вот ссылка на страницу компании, где можно отслеживать статус.

Из смс от страховой я узнала, какой номер у моего дела и где можно отследить его статус
Из смс от страховой я узнала, какой номер у моего дела и где можно отследить его статус

Как я получила возмещение по ОСАГО

Сразу после смс мне позвонила сотрудница «Росгосстраха» и сказала, что мне нужно пройти диагностику повреждений автомобиля. Для этого требовалось подогнать машину к партнеру «Росгосстраха».

Сотрудница предложила несколько адресов на выбор и записала меня на удобное время.

«Росгосстрах» прислал напоминание на телефон, чтобы я не забыла про диагностику
«Росгосстрах» прислал напоминание на телефон, чтобы я не забыла про диагностику

В интернете много страшилок о том, как страховщики занижают сумму возмещения и настаивают на ремонте в непонятном сервисе. Поэтому накануне осмотра я подготовилась к диагностике: перечитала массу информации, как вести себя со страховщиками и какие права у меня есть. К сожалению, информация оказалась противоречивой. На одних сайтах пишут, что я могу выбирать — забрать возмещение деньгами или согласиться на ремонт; на других — что с 2019 года страховые не перечисляют деньги на личные счета потерпевших.

С ремонтом тоже много непонятного. Например, я так и не поняла: можно выбирать любой автосервис или только партнера страховой? Единственное, что я четко уяснила, — необходимо проконтролировать, чтобы в акте осмотра указали все повреждения.

Но главное, информация в интернете не помогла решить, настаивать на возмещении деньгами или соглашаться на ремонт. На всякий случай, если в денежной компенсации категорически откажут, я нашла автосервис, который меня устроил. По отзывам пользователей мне больше всего понравился сервисный центр официального дилера Рено. К тому же он числится партнером «Росгосстраха», и я была уверена, что хотя бы с сервисом проблем не возникнет.

Как диагностировали повреждения

Визуальная диагностика. В назначенное время я подъехала в диагностический центр. Специалист сразу спросил, хочу ли я получить деньги на счет или обратиться в автосервис. Выбрать можно любой сертифицированный автосервис, а не только среди партнеров «Росгосстраха». Сертификация автоцентра — услуга добровольная, то есть владелец мастерской сам решает, получать ему документ или нет. Но если автоцентр не прошел сертификацию, страховщики с ним не работают. Например, если я хочу отремонтировать машину в гараже у соседа, мне придется получить возмещение на свой банковский счет, а потом этими деньгами расплачиваться с соседом за ремонт.

Я честно призналась специалисту, что не знаю, как лучше поступить: согласиться на компенсацию или на ремонт. Он предложил сначала провести диагностику повреждений, а потом уже решать.

Специалист вышел на улицу и сфотографировал повреждения. Он действительно помогал мне принять решение. Например, когда фотографировал покореженный бампер, он сказал, что при таком ударе может пострадать абсорбер бампера — деталь, которая амортизирует удар при аварии. Но его повреждения невозможно зафиксировать при визуальной диагностике, поэтому он не войдет в список на возмещение. Если я соглашусь на денежное возмещение, ущерб страховщики насчитают на основе визуальной диагностики. Поэтому каждый дефект специалист фотографировал с нескольких ракурсов.

В итоге в акте осмотра автомобиля специалист перечислил ремонт только видимых повреждений:

  1. Заменить задний бампер.
  2. Покрасить один элемент на двери багажника.
  3. Выправить вмятину.
  4. Установить разбитый светоотражатель.
  5. Отремонтировать подсветку заднего номерного знака.

Хорошо, что разбитый светоотражатель я подобрала на месте аварии и сунула в багажник. Иначе мне пришлось бы доказывать, что он разбился при аварии. Но не уверена, что я смогла бы это доказать: светоотражатель не попал на фотографии с места аварии, потому что залетел под машину.

В последний раз я взвесила все за и против и выбрала ремонт у официального дилера.

Диагностика в автосервисе. Примерно через неделю после визуального осмотра мне позвонили из автосервиса и попросили подъехать для повторной диагностики. В этот раз машину нужно было оставить в сервисе на несколько часов.

В сервисе менеджер заполнил акт приема-передачи автомобиля. Когда заполнял документ, спросил, чистая машина или грязная. Я не успела ее помыть и думала, что меня отправят на мойку, которую нужно будет оплатить. Но оказалось, что на грязной машине нельзя увидеть царапины, сколы и вмятины. Поэтому после диагностики я не смогу обвинить сервис, что они поцарапали мне машину. Я подписала пункт, что не буду предъявлять претензии к повреждениям — не хотела тратить время на поиски мойки. Перед диагностикой машину помыли сотрудники сервиса и засняли на видео все повреждения.

Когда я оставляла машину на диагностику, подписала акт. По внутреннему регламенту сервисного центра повреждения снимают на видео, поэтому они не отмечены в бланке
Когда я оставляла машину на диагностику, подписала акт. По внутреннему регламенту сервисного центра повреждения снимают на видео, поэтому они не отмечены в бланке

Менеджер рассказал, что будет дальше. В течение двух недель после диагностики менеджер автосервиса составляет смету расходов, согласовывает ее со мной и передает страховщикам на оплату. Страховая перечислит деньги по смете, менеджер заказывает детали для ремонта. Когда детали поступят в автосервис, машину загоняют на ремонт.

Результат диагностики я узнала через пару недель, когда менеджер пригласил меня, чтобы согласовать смету. По ощущениям это было как удар в солнечное сплетение: предполагаемые 40 000 Р умножили на три. Ремонт машины встает в 120 000 Р, из которых 100 000 Р оплатит страховая по европротоколу, а еще 20 000 Р нужно внести мне. Самое обидное, что я чувствовала себя потерпевшей, а получается, что меня еще и наказывают рублем. К тому же через два дня я должна была лететь в Дубай — а следом Новый год, и свободных денег не было.

Я имела право взыскать эти 20 000 Р с виновницы в ДТП через суд, но тогда я об этом не знала. Для этого мне пришлось бы предоставить документы, подтверждающие размер страхового возмещения и стоимость ремонта. Виновник ДТП в свою очередь имеет право привлечь стороннего эксперта и оспорить эти цифры.

Я объяснила менеджеру ситуацию и попросила тайм-аут: обещала связаться с ним и дать ответ, когда вернусь в Россию. Попросила распечатать смету или переслать документ мне на почту. Правила автосервиса запрещают так делать, но менеджер разрешил сфотографировать экран компьютера с открытой программой 1С. Документов было три: в одном — калькуляции автозапчастей, во втором — калькуляция кузовного ремонта, в третьем — калькуляция на покраску с материалами. Но меня интересовала только стоимость автозапчастей, поэтому я сфотографировала только соответствующую страницу.

На рынке автозапчасти стоят дешевле, но когда ремонтируешь машину по ОСАГО, сервис рассчитывает ремонт по прайсу Российской ассоциации страховщиков (РСА) — в прайсе цены в 1,5—2 раза выше, чем на рынке.

Я не единственная, кто попадает на деньги при&nbsp;европротоколе, поэтому менеджер рассчитал две сметы: с «родным» бампером доплата будет 20&nbsp;799,86 <span class=ruble>Р</span>, с совместимым — 12&nbsp;826,97 <span class=ruble>Р</span>
Я не единственная, кто попадает на деньги при европротоколе, поэтому менеджер рассчитал две сметы: с «родным» бампером доплата будет 20 799,86 Р, с совместимым — 12 826,97 Р

Как я отремонтировала автомобиль

За две недели у меня была возможность остыть, внимательно рассмотреть смету и понять, почему выросла цена. Например, во время визуальной диагностики специалист даже не заглядывал в багажник — и это странно. Если ты каждый день осматриваешь автомобили после аварии, должен предполагать возможные повреждения. Оказалось, что от удара пол багажника немного сместился — это видно без диагностики скрытых повреждений и можно сфотографировать.

Дополнительные 10 000 Р стоили эмблема бренда и надписи Renault и Sandero. Эти элементы снимают, чтобы выправить вмятину и покрасить дверь багажника. Но они одноразовые и дилер не стал бы приклеивать их снова. Возможно, если бы я взяла деньги, мне бы переклеили старые эмблемы с помощью двустороннего скотча, но официальный дилер так не заморачивается. Оставлять машину без надписей и эмблемы мне не хотелось. Плюс при капитальной диагностике мастер обнаружил скол краски на внутренней стороне заднего левого крыла, поэтому смета на кузовные и покрасочные работы тоже подросла.

Поразмыслив, я отказалась от родного бампера в пользу совместимого. Очень не хотелось идти на замену, но мне надо было свести доплату хотя бы до 5000 Р. Также я засомневалась насчет пола багажника — слева щель миллиметров на пять больше, чем справа: чтобы ее обнаружить, нужно вытащить коврик из багажника и знать, где и на что смотреть. На всякий случай я заехала в другой сервис проконсультироваться с мастером. Мои сомнения подтвердились: на ходовые характеристики такая деформация не влияет. Заменить можно, но можно ездить и так.

В последних числах декабря я повторно приехала в автосервис, чтобы согласовать смету. Сказала, что отказываюсь от замены пола багажника, передней и задней панелей задка, а также соглашаюсь на совместимый бампер. Менеджер убрал из сметы перечисленные детали и пересчитал смету с учетом совместимого бампера. Доплата сократилась до 2400 Р, эта сумма меня устроила, поэтому я подписала отказ от ремонта пола багажника и согласие на замену бампера. Все документы подписывала в единственном экземпляре — они остаются в автосервисе.

При расчетах мы с менеджером не учли, что из сметы надо убрать еще и среднюю часть панели задка и пересчитать стоимость работы. Наверно, менеджер пересчитал все позже, потому что доплачивать в итоге мне ничего не пришлось.

Согласованную смету отправили в «Росгосстрах». Когда страховщики оплатили счет, менеджер заказал автозапчасти. На перечисление средств страховщика и ожидание запчастей ушло чуть больше месяца.

Я ставила машину на ремонт по стандартной схеме: позвонил менеджер, согласовали время, подписали акт приема-сдачи автомобиля. Но меня впечатлила процедура осмотра автомобиля. Менеджер попросил включить зажигание, чтобы сфотографировать пробег и индикатор уровня топлива, а также — вещи в бардачке и багажнике. На подголовник надел пакет, а на водительское сиденье и на пол постелил одноразовые пеленки. Возможно, это стандартная процедура, но мне не с чем сравнивать. Так сервис страхует себя от возможных претензий, например: слили бензин, украли из бардачка кошелек с деньгами или вытащили запаску из багажника.

Менеджер пообещал, что машину отремонтируют за 3—5 дней. В итоге отремонтировали за 4.

Я осмотрела машину и подписала акт выполненных работ. Единственный момент, который сейчас мне не нравится — все бумаги я подписывала в двух экземплярах: один — для автосервиса, второй — для «Росгосстраха». У меня на руках никаких подтверждающих документов не осталось.

Стоит ли оформлять ДТП по европротоколу

  1. Да, если вы виновник аварии, и пострадавший не возражает против европротокола. Процедуру оформляют быстро, особенно если прибегнуть к услугам сторонних специалистов или воспользоваться приложением «ДТП Европротокол».
  2. Да, если соприкосновение машин произошло по касательной и вы отделались содранной краской на крыле или двери. Скорее всего, вы уложитесь в лимит 100 000 Р.
  3. Нет, если машины столкнулись. От удара могут пострадать внутренние детали и узлы, и вы не сможете правильно оценить ущерб.