Как оформить поверку счетчиков
У каждого прибора учета есть межповерочный интервал — период, когда счетчик по умолчанию считается действующим.
Первую поверку проводит производитель — он указывает ее дату в техническом паспорте. Когда срок истекает, нужно заменить счетчик или проверить его точность.
Обычно стоимость поверки счетчика и покупки нового примерно одинаковая. Но если прибор учета дорогой, потребители выбирают поверку вместо замены.
Что такое поверка счетчиков
Любой счетчик нужно периодически поверять. Эта процедура позволяет удостовериться, что прибор считает правильно и его показаниям можно верить. Водосчетчики обычно поверяют раз в 3—5 лет, современные электросчетчики — раз в 15—20 лет.
Если счетчиков вовсе нет, плату считают по нормативу. В каждом регионе он свой, но, скорее всего, платить придется больше .
Если счетчик есть, но его вовремя не поверили, управляющая организация первые три месяца посчитает плату по средним показаниям за прошлые полгода. А потом возьмет норматив, да еще и с повышающим коэффициентом 1,5. Поэтому лучше следить за датами поверки — это обязанность владельца жилья .
Поверку проводят аккредитованные фирмы или ИП. Мастер приходит в квартиру, подсоединяет эталонный счетчик и, например, проливает некоторое количество воды. А потом смотрит, совпали ли показания. Если да, то все нормально — выдается свидетельство о поверке.
Другой вариант поверки — снять водный счетчик в присутствии сотрудникаили водоканала, чтобы тот зафиксировал показания в акте, и отнести счетчик на поверку в организацию. Если прибор исправен, можно установить его на место и снова пригласить представителя водоканала или УК на опломбировку.
Например, в Орске специалисты по поверке не приходят на дом и счетчики поверяют в единственной в городе аккредитованной организации в течение трех-четырех дней .
В свидетельствах есть ссылка на постоянные данные о результатах проверок и номер записи текущей.
В феврале 2023 года Минстрой разъяснил, что, если прибор прошел поверку, это подтверждает, что он был исправен и ранее. Поэтому с даты окончания поверки и до новой поверки надо считать по показаниям, а не по нормативу .
Но лучше все же избегать таких ситуаций и проводить поверку вовремя.
Что делать после поверки
Ничего. Организация, которая провела поверку, обязана сама внести данные о ней в федеральную государственную информационную систему Росстандарта — ФГИС «Аршин».
Данные о поверке любого счетчика можно узнать онлайн. Поставщик энергоресурса и управляющая организация сверяются с этой системой, дополнительно извещать их о поверке не нужно.
У потребителя останется подтверждение поверки: специалист может нанести знак поверки на счетчик, внести информацию в технический паспорт и выдать свидетельство о поверке. Если не попросить, подтверждающих документов могут и не дать, но это не влияет на последствия. Данные все равно появятся в «Аршине» .
Если хотите подстраховаться, сфотографируйте документ о проведенной поверке счетчика. Если у вас прямой договор с водоканалом, энергосбытом или межрайгазом, найдите на их сайте специальный раздел, куда можно добавить документ о поверке или замене приборов учета, и отправьте поставщику подтверждение.
Если платите через УК или ТСЖ, свяжитесь с ними по электронной почте.
Что еще почитать по теме:
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga