ПРОМО
Розыгрыш 10 млн рублей

После заказа сказали, что цена выросла. Надо ли доплачивать?

Заказала в фотосалоне печать трех рисунков. Раньше я часто делала у них заказы, поэтому знала цену — 50 Р за экземпляр.

В конце недели скинула фото сотруднице салона по «Вайберу» и стала ждать. По выходным они не работают и заказы отвозят по понедельникам. Позже я добавила к заказу еще две картины такого же формата. И тут сотрудница мне написала, что бумага подорожала и стоимость одного фото теперь 180 Р. Итого я должна заплатить 850 Р.

Могу ли я требовать, чтобы первые заказанные фото напечатали по старой цене? Или придется заплатить за все по новой?

Давайте разбираться, когда юридически изменилась цена — до или после того, как с вами заключили договор. От этого зависит, можете ли вы требовать, чтобы ваш заказ напечатали по старой цене.

Когда договор считается заключенным

Считается, что стороны заключили договор, когда договорились обо всех существенных условиях. Их для разных видов договоров устанавливает гражданский кодекс. Также стороны могут самостоятельно обозначить, какие условия для них существенные. Например, это могут быть цена и срок.

Для договора оказания услуг по закону есть одно существенное условие — предмет. В вашем случае это описание и количество снимков, которые нужно распечатать.

Договоры между юридическими лицами или ИП и гражданами заключаются письменно одним из таких способов:

  1. обе стороны подписывают договор на бумаге;
  2. исполнитель размещает на сайте оферту, а заказчик ее акцептует — принимает. Способы акцепта обычно описаны в самой оферте. Например, заказчик может перевести деньги за услугу на счет исполнителя или поставить галочку в графе на сайте о том, что принимает все условия;
  3. стороны договариваются по электронной почте или в мессенджерах.

В последнем случае договор будет заключен, если:

  1. Участники переписки договорились обо всех условиях.
  2. Можно определить, кто обсуждал сделку и были ли у этого человека такие полномочия. Например, номер телефона из переписки есть на официальном сайте компании, сотрудник представился и назвал свою должность.

Заключать договор в мессенджере в любом случае опасно. Если вы просто переписывались с сотрудником и не знали, каковы его полномочия, в случае спора суд может не встать на вашу сторону.

Например, в Санкт-Петербурге суд не признал, что договор был заключен, только на основании переписки в «Вотсапе»: установить, что номер принадлежит исполнителю, не получилось.

Аргументом в вашу пользу может стать более ранняя переписка с компанией, если по этому же номеру у вас до этого принимали заказы.

Может ли измениться стоимость заказа

Даже если вы уже заключили договор, стоимость заказа может измениться, если:

  1. в переписке вы явно согласились на новую сумму;
  2. на сайте фотосалона есть публичная оферта с ценами и там написано, что салон вправе в одностороннем порядке менять стоимость печати. Обычно в таких случаях заказчик может принять новую цену или отказаться от договора.

Печать одного фото раньше стоила 50 Р, и вы эту стоимость уже согласовали. Но менеджер пишет, что расходники внезапно подорожали и теперь печать стоит 180 Р.

Вы можете отказаться от заказа или подтвердить, что вас устраивает новая цена, — так вы меняете условия уже заключенного договора.

Также вы можете требовать, чтобы ваш заказ выполнили по старой цене. Есть риск, что менеджер расторгнет договор. По закону в таком случае исполнитель должен возместить клиенту убытки в полном объеме, но на практике убытков у вас, скорее всего, не будет. Если вы внесли предоплату, ее должны вернуть.

Если вы не обсуждали в переписке стоимость заказа и потом никаких споров по этому вопросу не возникло, считается, что договор оказания услуг был заключен и без согласования цены. Главное, что был определен предмет договора.

В ситуации, когда одна из сторон явно не согласна с ценой или заказчик и исполнитель никак не могут договориться о стоимости, нельзя считать, что договор был заключен.

Сколько платить за ваш заказ

Сколько вам платить, зависит от вашей переписки с фотосалоном.

Если сотрудница явно подтвердила первый заказ по старой стоимости и взяла его в работу, не уточнив, что цена изменилась, можно считать, что вы договорились о существенных условиях. В таком случае вы можете требовать, чтобы ваш первый заказ напечатали по старой цене. Но второй заказ придется оплатить уже по новой.

Если девушка ответила вам сразу по двум заказам, оговорив новую цену, то можно считать, что договор заключен уже по более высокой стоимости. Исполнитель до подтверждения заказа не дал согласия на то, чтобы заключить договор. Тогда вам нужно оплатить печать по новой цене или отказаться от договора.

Если на сайте фотосалона есть тарифы на услуги печати и они не менялись за время вашей переписки, вы можете требовать, чтобы ваш заказ выполнили по текущим ценам.

Если на сайте есть оферта, сначала прочитайте ее — возможно, договор не заключен, пока вы не оплатите услугу по актуальным тарифам.

Что делать в вашей ситуации

Попробуйте договориться с фотосалоном. Если вы давно с ними сотрудничаете, они могут пойти навстречу и сделать вам скидку. Можно поискать другой салон, если старый откажется от такого варианта.

Внимательно изучите сайт фотосалона, оферту и другие документы. Они обязательно вам понадобятся, если вы решите идти в суд.

Можете направить в салон претензию или сразу пойти в суд, если понимаете, что обстоятельства складываются в вашу пользу: заказ подтвердили по старой цене, из переписки явно видно, что вы общались с представителем салона, оферты нет или ее условия выгодны именно вам.

Анна Чеботарева
Часто ли ваши заказы дорожали за последний месяц?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Системный инженер
Отредактировано

Так а вам цену при заказе озвучили? Или вы просто думали, что она такая, как раньше?
ИМХО, если про цену вы не договаривались, то про 50р - ваши личные измышления

25
Катя Хэппи

Заказы колебались в цене, я бы так это назвала. Если до конца февраля можно было хоть в чем-то быть уверенным, то после - нет. Ситуация с расходниками весьма не простая (мягко говоря).
Меня всегда удивляли клиенты, которые сильно расстраивались и начинали конфликтовать, узнав о повышении цены, прям интересно было бы посмотреть на них в аналогичной ситуации на заправке, например, или в магазине (это было бы что-то в духе "требую залить мне бак бензина по 35 рублей, ну и что, что он сейчас стоит 45, в прошлый раз я заправлялся по 35 и сейчас мне нужно по 35, ни копейки больше не дам!").
Девушке, которая задала вопрос, у меня 2 совета. 1) если она дорожит сотрудничеством с этим салоном, заплатить столько, сколько запросили, сейчас скачки цен, причем серьезные, не от жадности, просто такие обстоятельства, 2) если сотрудничество не представляет ценности, напечатать в другом месте за ту цену, которая нравится. Взывать к совести салона и требовать печать по старой цене этично только если предыдущие заказы по 50р/шт были после середины марта этого года, если они были осенью прошлого года или в январе-феврале, то цена сильно потеряла.

11
А С

Так у вас нет договора ни в каком виде, даже в устном. Нет основания платить по вашей цене.

6
Александр

Бывало на маркетплейсах, но они делают проще: "Извините, товар отсутствует, мы не можем выполнить ваш заказ". Заходишь к ним на сайт: товар есть, но уже по другой цене :-).

4
Василий Анисимов

Бред какой-то. Вы не заметили, что последние месяцы всё дорожает? Или думали, что вам по старой дружбе продадут себе в убыток?

3

Сообщество

Популярное за неделю