Как предупредить покупателей, что цена может измениться?

У меня интернет-магазин. Я веду его сам, без помощников. Работы много, не всегда успеваю обновлять сайт.

Меня волнует, что может быть так: человек зайдет в интернет-магазин, увидит товар и оформит покупку. Но такого товара уже нет, либо у него изменилась цена или еще какие-то условия сделки.

Правильно ли я понимаю, что нужно предупреждать покупателя, что карточка товара не является офертой? Как это сделать, чтобы все было по закону и суд в случае чего встал на сторону бизнесмена?

Вы правильно понимаете, что если в интернет-магазине указан товар и цена на него, то это публичная оферта. В этом случае вы должны предоставить покупателю именно такой товар и по той цене, которую указали на сайте. Чтобы снять с себя обязанность, вам надо оговорить это в пользовательском соглашении.

Пользовательское соглашение — документ, где прописаны права и обязанности владельца сайта и пользователей, их ответственность друг перед другом и третьими лицами. Это не оферта, но в него можно вписать ее условия. Расскажу подробнее

Что такое публичная оферта

Оферта — это предложение заключить договор на определенных условиях, которое адресовано одному или нескольким конкретным лицам.

Публичная оферта — предложение заключить договор на определенных условиях с любым, кто отзовется. То есть продавец адресует публичную оферту неопределенному кругу лиц и должен заключить договор с каждым, кто согласится на его условия.

Чтобы публичная оферта считалась таковой, в ней должны быть все существенные условия договора розничной купли-продажи. Одно из них — цена товара. Если стороны не согласуют цену товара, заключить договор будет невозможно.

Можно, конечно, не указывать в интернет-магазине цены. Тогда у продавца не будет обязанности продавать опубликованные товары. Но это не лучший вариант: если покупателю нужно прилагать усилия, чтобы узнать цену, скорее всего, он просто отправится к конкурентам.

Если такой вариант не подходит, можно изменить условия в пользовательском соглашении, которое должно быть у каждого интернет-магазина. В нем есть подробная инструкция по взаимодействию продавца и покупателя: как делать заказы покупателю и как продавец должен их исполнять.

Чаще всего интернет-магазины составляют пользовательское соглашение, в которое добавляют условия оферты. То есть прямо в соглашении прописывают условия купли-продажи товара, в том числе предупреждают, что цена может измениться.

Как предупредить, что цена на сайте не окончательная

В законе нет определения пользовательского соглашения, но по своей сути оно похоже на договор присоединения. Условия такого договора определяет одна из сторон. Вторая может только принять эти условия, присоединившись к договору без оговорок и изменений, или же отказаться.

В пользовательском соглашении прописывают:

  1. Порядок регистрации на сайте.
  2. Порядок взаимодействия продавца и покупателя. Например, при каких условиях покупатель может получить скидку и из каких вариантов доставки может выбрать.

Там же можно указать элементы оферты:

  1. На каких условиях продавец готов продать товар. Например, можно указать, что продавец принимает только оптовые заказы, а в розницу не продает.
  2. Какие права и обязанности есть у него и покупателя, который собирается сделать заказ. Например, покупатель должен оплатить выбранный товар в течение 24 часов, иначе заказ отменяется.

Именно в пользовательском соглашении вам нужно однозначно сформулировать, что информация, указанная на сайте, может меняться. И что вы вправе отказаться продавать товар, если ситуация станет иной. Тогда получится, что опубликованные товары с ценами — это не публичная оферта, то есть вы не обязаны заключать договор купли-продажи с любым, кто обратится с заказом.

Приведу примеры таких формулировок.

Издательство «Клевер» предупреждает покупателей интернет-магазина, что цены и количество товара могут меняться в любое время
Издательство «Клевер» предупреждает покупателей интернет-магазина, что цены и количество товара могут меняться в любое время
Маркетплейс «Ламода» сообщает, что заказанный товар может отсутствовать, и сразу оговаривает вариант отмены заказа
Маркетплейс «Ламода» сообщает, что заказанный товар может отсутствовать, и сразу оговаривает вариант отмены заказа
Интернет-магазин «Остин» в пользовательском соглашении оговаривает, что обязанность передать товар возникает, только если товар есть в наличии. Продавец оставляет за собой право корректировать состав заказа, когда товар отсутствует
Интернет-магазин «Остин» в пользовательском соглашении оговаривает, что обязанность передать товар возникает, только если товар есть в наличии. Продавец оставляет за собой право корректировать состав заказа, когда товар отсутствует

Можно предусмотреть и другие условия, при которых вы не будете нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказа, например если на сайте случится программный сбой.

После изменения пользовательского соглашения советую настроить работу сайта так, чтобы покупатель мог отправить оплату только после того, как вы подтвердите заказ. Это поможет избежать массовых возвратов.

Что будет, если отменить заказ на устаревших условиях

Если вы предупредите, что цена и ассортимент могут измениться, то, получив предложение оформить заказ по новой цене, покупатель не сможет требовать продажи по старой. То же самое касается ситуации, когда покупатель заказал товар, которого уже нет на складе. В суде вы сможете сослаться на предупреждение, которое сделали в пользовательском соглашении.

Суды в таких вопросах нередко становятся на сторону магазинов.

Например, в Хабаровске суд отказал в иске мужчине, который хотел получить с интернет-магазина взыскание убытков, неустойки 1% за каждый день просрочки из основной суммы убытков, компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.

Мужчина заказал на сайте несколько товаров со скидкой 50%, но магазин отказался выполнить заказ — сообщил, что в день оформления заказа произошел технический сбой, на устранение которого потребовалось время. В результате на сайте были видны некорректные, значительно уменьшенные цены, и сотрудники магазина вынуждены были отменить заказы, в которых присутствовали товары с ошибочной ценой.

Но суд сказал, что поскольку стороны не достигли соглашения о цене товара, то договор не был заключен. И нет доказательств, что истец понес какие-либо расходы, ведь заказанный товар он не оплатил. А значит, нет оснований взыскивать с магазина какие-либо деньги.

И даже когда технического сбоя не было, а продавец изменил стоимость товара, суды могут встать на сторону продавцов. При условии, что покупателя заранее предупредили о такой возможности.

Покупатель в Пермском крае не смог получить душевую кабину. После оформления заказа ему позвонил сотрудник интернет-магазина и сказал, что такая модель душевой кабины в Пермь не доставляется. Кроме того, изменилась цена кабины. Сотрудник предложил купить кабину дороже, но покупатель отказался и сказал, что ожидает ранее оплаченного товара. Поскольку заказ интернет-магазин так и не исполнил, покупатель пошел в суд и потребовал продать кабину, выплатить неустойку, штраф и компенсацию морального вреда.

Суд первой инстанции встал на сторону продавца. Он отметил: если магазин указал на сайте, что стоимость товара и его описание — это ознакомительная информация, а не публичная оферта, то покупатель не может требовать продажи товара на старых условиях. Суд второй инстанции оставил вынесенное решение в силе.

Сталкивались когда-нибудь с изменением цены на сайте? Что делали в таком случае?
Герой Т—Ж

Да постоянно на маркетплейсах (в частности когда один большой маркетплейс торгует сам) приходит такого рода односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи по цене на сайте после оплаты (при этом ровно у этого же продавца может быть ровно этот же товар в наличии но дороже).
Правильно ли я понял из статьи, что одна строчка в оферте позволяет безболезненно собирать авансы, а потом мягко динамить покупателей в "срок возврата до 30 дней в зависимости от вашего банка", тем самым привлекая беcплатное финансирование?
Есть ли предусмотренная ЗоЗПП возможность мне как покупателю заставить магазин вернуться к исполнению договора вместо одностороннего возврата (если товар полностью оплачен)?

6

Alexander, вот да. Продавец покупателю ничего не должен, а деньгами его пользуется. При этом для оффлайн магазинов правила жёсткие, хотя там тоже часто просто не успевают перевесить ценники. Какая-то вопиющая несправедливость и недоработка в законе

0

Alexander, есть. Смотри решения по моему суду

0
Автор Т—Ж

Alexander, добавлю "обесценивающиеся на глазах авансы".

0

Alexander, не совсем. Обычно деньги списывают (именно трансакция, а не авторизация происходит) после того, как заказ был исполнен. Но есть исключения.

0
Герой Т—Ж

Максим,
тут я скорее несогласен и вот по какой причине:
Раз контрагент выдаёт чек на приход/аванс, то значит считает, что деньги взял.
+ от замены банковской карты на электронные платёжные системы ничего принципиально не меняется.

Да и не замечал что кто-то заморачивается именно полной двухстадийной схемой, если долгая доставка то обычно холд превращается в списание до фактической доставки.

2
Автор Т—Ж

баланс товарных остатков это типичный предпринимательский риск, особенно если барыжите импортом. Как вкусить рыбку и увернуться от ... (товаров своего магазина в естественной среде применения) неприятностей, написана не одна бесполезная книжка.
ответ - никак, мы входим в период тотального товарного дефицита, осложненного коллапсом логистики из кетая. Даже если вы продаете лапти и пеньковую веревку, вы все равно зависите от китайских поставщиков, ставок на контейнеры и очередей во Владивостоке.
мужайтесь, автор, еще не такое будет.

4

И главное

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с ООО «ХХХХ» в пользу ХХХХХХХХХ неустойку за период с ХХ.02.2021 по ХХ.03.2021 в размере ХХХХХХХХХ рублей, компенсацию морального вреда 1 000 рублей, штраф ХХХХХХХХХ рублей.

Признать недействительными пункты 2.16, 2.16.1, 3.6 публичной оферты продажи товара физическим лицам через интернет магазин «ХХХХХХХХХ», являющиеся условиями договора купли-продажи от 27.02.2021, заключенному между ХХХХХХХХХ и ООО «ХХХ».

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО «ХХХ» в доход местного бюджета госпошлину за рассмотрение дела судом в размере 1 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Так что Анастасия Корнилова учите матчать )))))

4
Отредактировано

Анастасия Корнилова Вы точно юрист?

Суды так то если они вменяемы встают на сторону покупателя если товар был оплачен в полном обьеме

Ибо у это ОБЯЗАНОСТЬ продавца следить чтобы не было технических сбоев и интерент магазин не продавал того что нет на складских остатках. Это как раз и входит в понятие риска предпренимательской деятельности

Мало того покупатель никак не может понять технический сбой это или промоакция

Таким образом у продаца есть обяазаность следить за корректность цен и остатков в своем интеренте магазине, а у покупателя нет обязоности узнавать промоакция это или нет

Кроме того согласно Гражданского кодекса продавец НЕ ИМЕЕТ ПРАВА РАСТОРГНУТЬ договор купли продажи
А данный договор в любом случае заключается НЕ позднее момента оплаты товара

Мало того я успешно выиграл суд и ПРИЗНАЛ ПУНКТЫ ОФЕРТЫ одной крупной сети ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ в части где эта сеть писала что МОЖЕТ ОТМЕНИТЬ ЗАКАЗ ЕСЛИ НА СКЛАДЕ НЕТ ТОВАРА

Решение устояло в Областном суде и ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ

Так что Анастасия Корнилова вы точно юрист? )))))))

3

Мало того не хочу оскорблять Пермский суд но там явно сидят плохие судьи

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

"Осуществляя заказ через сайт продавца, истец, как покупатель, не была лишена возможности уточнить все необходимые сведения о приобретаемом товаре.

Таким образом, то обстоятельство, что истец, сформировав заказ, выразила намерение приобрести товар, само по себе не свидетельствует о заключении между сторонами договора купли-продажи на указанных условиях."

Я не знаю что курили судьи Пьянкова Д.А. и её коллеги НО как оплата товара в ПОЛЬНОМ обьеме НЕ может свидетельствовать о заключении между сторонами договора купли-продажи на указанных условиях?

Эти судьи что не открывали Закон о защите прав потребителей ?

Ибо в новых правилах четко указано

Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи

товара по договору розничной купли-продажи

13. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ СЧИТАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕННЫМ С МОМЕНТА ВЫДАЧИ ПРОДАВЦОМ ПОТРЕБИТЕЛЮ КАССОВОГО ИЛИ ТОВАРНОГО ЧЕКА ЛИБО ИНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОПЛАТУ ТОВАРА, ИЛИ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ ПРОДАВЦОМ СООБЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ О НАМЕРЕНИИ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ.

14. При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

То есть после оплаты был заключен ДКП - 100% и разорвать его продавец не имел права!

1

Алексей, Ещё раз. Цена не может быть ознакомительной если выдан чек. Все

Учите закон в части публичной оферты и правил продажи товара дистанционным способом
Чек выдали? Все ДКП заключен и не может быть рассторгнут по желанию продавца и изменён тоже не может быть

0

Ильдар, мне пофиг токсик или нет. Суть в том что статья авторки есть бред

0

Анастасия, чушь не пишите. Даже если магазин это напишет это НЕ отменяет того что Договору купли продажи ЗАКЛЮЧЕН и его рассторгать лицо занимающееся предпренимательской деятельностью не имеет права как и изменять параметры ДКП.
Учите Гражданский кодекс и ЗоЗПП

Я порадуюсь что у нас суды вменяемые в отличие от того решения суда которое привели вы

И прочтите еще раза 428 ГК!!!
Ваше грамотное соглашение ТАК ЖЕ было бы признано НИЧТОЖНЫМ в силу данной статьи

0

Анастасия, мало того . Еще раз перечитайте 428 ГК в части договора присоедения о котором вы пишите. И про обременительные условия тоже
А то ваша квалификация вызывает у меня вопросы ))))

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю