Что имеют в виду в вакансиях, когда пишут о проактивности?
В вакансиях часто вижу, что работодатели требуют каких-то человеческих качеств в дополнение к специальным компетенциям — например, уметь работать в команде, быть инициативным или проактивным.
Если с командой еще понятно, как быть с проактивностью? Если ты просто пришел на работу и закрываешь задачи — это проактивность? А если нет, тебя уволят?
Проактивность включает разные качества, например инициативность и ответственность, которые проявляются в жизненных ситуациях, в том числе и в работе. Расскажу о том, что имеют в виду рекрутеры, когда ищут проактивных кандидатов, и как повысить шансы на трудоустройство.
Читаем проактивно
Что такое проактивность
Проактивность — это тип мышления, нацеленный на достижение результата, в том числе в сотрудничестве с другими, инициативность и принятие ответственности за свои поступки.
Коллега мягко раскритиковал другого за недочет в совместном проекте. Проактивный сотрудник постарается прислушаться к обратной связи и понять, в чем именно проблема. После — проанализирует замечания и, если сочтет их справедливыми, исправит ошибку. В случае несогласия попробует конструктивно объяснить коллеге, почему выполнил работу так, а не иначе. Такой подход к разрешению рабочих конфликтов ведет к продуктивному взаимодействию.
Люди с проактивным типом поведения чаще соответствуют как объективным критериям успеха — у них высокая динамика карьерного роста, хорошие позиции и доход, — так и субъективным, например психологической удовлетворенности. Они хорошо понимают, для чего выполняют свою работу, и видят в этом пользу.
Если что-то в рабочем процессе их не устраивает, они не будут замалчивать проблему и постараются разрешить ситуацию, не пытаясь найти причины происходящего с ними исключительно вовне. Все это помогает направлять силы на продуктивную деятельность и беречь ментальное здоровье.
Как проявить проактивность на собеседовании
Рекрутеру важно видеть, что человек заинтересован — и готов делать первые шаги, чтобы сотрудничество сложилось. HR-специалисты замечают проактивность кандидата еще на этапе поиска сотрудника.
Выявить это легко: если проактивному кандидату понравилась позиция, он не ограничится откликом на сайте, а узнает все про компанию, поищет вакансию на других сайтах или в телеграм-каналах и изучит ее, постарается связаться с HR-специалистом или тимлидом и сообщит, что хочет стать частью команды.
Проактивность не стоит путать с навязчивостью. Представим, что один соискатель на следующий день после отправки резюме на сайте поиска работы начинает звонить рекрутеру и спрашивать, рассмотрел ли тот его кандидатуру и когда ждать приглашения на собеседование.
Другой кандидат тоже откликнулся на портале, но через несколько дней направил на почту компании мотивационное письмо, где подсветил навыки, которые пригодятся работодателю, и рассказал, как бы справился с будущими задачами.
Первый соискатель будет навязчивым, а второй — проактивным.
Обычно проактивные новички востребованы даже несмотря на невысокую стартовую позицию. Такое встречается в рекрутерской практике: два кандидата одинакового возраста, без технического бэкграунда, с одинаковым опытом и скиллами, закончили одинаковые курсы — но один нарасхват у работодателей и только успевает ходить на собеседования, а второй не может найти работу, жалуясь на рынок и отсутствие вакансий.
Часто новички приходят на собеседования, ничего не зная о компании, и задают общие вопросы вроде «Какие у меня будут задачи?». Но эти вещи уже прописаны в самой вакансии. Проактивный кандидат будет спрашивать точечно, например: «Какие задачи мне будут давать на испытательном сроке?», «Как мне будут ставить задачи?», «Как именно я буду применять свои навыки?».
Чтобы сформулировать такие вопросы, нужно внимательно изучить сайт компании, продукт, отдел, где открыта позиция. Еще лучше — найти людей оттуда и попросить обратную связь. Например, можно узнать, с какими метриками они работают, какие у них ключевые задачи, что чаще всего спрашивают на собеседованиях. Найти таких людей проще всего в соцсетях или профессиональных сообществах в телеграме.
Чем проактивность полезна в работе
Конкурентоспособность на рынке труда. Работодатели смотрят не только на профессиональные навыки, но и на софт-скиллы: умение сотрудничать и общаться, ориентироваться на результат. Проактивность — основа для многих из них. Например, нацеленность на партнерство — важная черта характера проактивных людей.
Умение отстаивать свое мнение. Проактивная личность может не только приспосабливаться к условиям, но и воздействовать на них. Для этого полезно уметь доносить свою позицию и мысли до окружающих — это качество отмечают все, от бэкенд-разработчиков до SMM-специалистов.
На совещании сотрудник презентовал коллегам план проекта, и у кого-то возник вопрос по поводу инструментов анализа, которые он планирует использовать. В этой ситуации сотруднику важно не воспринимать это как личную нападку на его профессионализм, а спокойно и развернуто объяснить, почему он выбрал такой подход среди альтернативных.
Способность справляться со стрессовыми задачами. Стресс — часть жизни, и все мы сталкиваемся с ним, но именно проактивный человек после неудачи на работе быстро придумает, как действовать дальше. Или меньше поддастся панике, например, обратив внимание на свое внутреннее состояние.
Создание личных границ. Проактивное поведение позволяет быть относительно независимыми от чужого мнения. Это не значит, что такой человек действует изолированно, наоборот: он готов к адекватной обратной связи, обсуждению насущных вопросов и проработке конфликтных ситуаций. Но манипулировать им труднее, потому что он не склонен к конформизму. Выстроенные личные границы, к примеру, помогут избежать переработок.
Креативный подход к задачам. Проактивный человек готов создавать и реализовывать новые идеи — причем так, чтобы его деятельность была полезной для других и интересной для него самого. По этой причине ему с большей вероятностью откроются перспективы карьерного роста.
Что в итоге
Проактивность на работе выражается в том, как сотрудник подходит к задачам: не боится предлагать новое, брать на себя ответственность.
На собеседованиях проактивные кандидаты задают точечные вопросы: интересуются командой, конкретными задачами, спрашивают про продукт. Часто они заранее узнают о будущей работе не только из описания вакансии, но и у сотрудников компании, ищут информацию на сайте. Такое поведение показывает работодателю заинтересованность и вовлеченность кандидата.