Как заставить провайдера провести интернет в дом?

9
Аватар автора

Кирилл Пенский

спросил в Сообществе

Страница автора

Три года назад мы переехали в частный дом в черте города. Как оказалось, здесь нет интернета — только мобильный. Хотя оптоволокно есть через железную дорогу — в 150—200 м от нашего дома.

Мы оставили уже кучу заявок на подключение всем операторам, но никому до этого нет дела. Пытаемся каждый месяц до них достучаться, но ответ один: «Нет технической возможности». Хотя, когда мы только переехали, они обещали провести интернет сначала через три месяца, а потом через год. И ничего.

Как заставить провайдера провести нам интернет?

Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Провайдеру проще отказаться от договора с вами, чем прокладывать волоконно-оптическую линию связи под железной дорогой. Чтобы разобраться в проблеме, нужно понять:

  1. Правомерен ли отказ провайдеров заключать с вами договор.
  2. Есть ли техническая возможность подключить интернет к вашему дому.
Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Что говорит закон о связи

Услугами связи, в том числе подключением к интернету, занимаются коммерческие операторы.

Оператор регистрирует заявку клиента и в течение месяца обследует местность. Если есть техническая возможность подключить клиента к сети, с ним заключают абонентский договор. После этого у оператора появляется обязанность обеспечить абоненту доступ к интернету.

Однако он не обязан рассматривать все заявки положительно. Как участник гражданского оборота он вправе свободно заключать договоры или отказывать клиентам, если нет технической возможности подсоединить их к сети  .

Интернет — это сеть передачи данных. К ней можно технически подключить абонента, когда совпали два параметра  :

  1. Поблизости есть узел связи со свободными портами.
  2. Есть свободная линия, которую можно подключить к оборудованию в доме заказчика.

Считается, что оператор без проблем подключит клиента к сети, если она уже есть. Самый распространенный современный вариант — соединение через оптоволоконные сети. Другой вариант — через телефонный кабель по технологии DSL, если в частном доме есть стационарный телефон.

Если нет абонентского договора

Оператор не обязан строить сеть там, где ее нет. Если он обследовал местность и выяснил, что технической возможности провести интернет нет, он вправе в течение 10 дней уведомить об этом клиента и отказаться от договора с ним.

Клиент может подать оператору досудебную претензию. А если тот отклонит или проигнорирует ее — обратиться в суд.

Провайдеру придется представить акт обследования, обосновать, что не было технической возможности подключить клиента, и доказать, что оператор не уклонялся от договора. Но по большей части закон на его стороне: он вправе подключать абонентов к сети, когда есть свободные линии, и не обязан тянуть линию до дома клиента за свой счет.

Впрочем, бывает и по-другому.

Если есть абонентский договор

В правилах оказания услуг по передаче данных указано, что оператор заключает абонентский договор только после того, как установит, что есть техническая возможность подключить клиента к интернету.

Если у абонента уже есть договор, а интернета нет — значит, нарушены права потребителя. В этом случае клиент вправе пойти в суд и обязать оператора завести в дом абонентскую линию.

К иску можно добавить требования:

В Нижневартовске провайдер заключил договор с абонентом на безлимитный интернет, взял 5800 ₽ за подключение и первый месяц, но обязанности не исполнил.

Он думал, что технически сможет подключить клиента. Но когда техник выехал на место, увидел, что все восемь волокон заняты. Подключить еще одного абонента обошлось бы компании в 288 000 ₽. Провайдер предложил расторгнуть договор и вернуть деньги, но клиент не согласился и обратился в суд.

В ходе разбирательства представитель провайдера сообщила суду, что рядом с домом истца есть еще один узел связи, на котором заняты 14 из 16 волокон, но два оставшихся — для оптического кабельного телевидения. Однако разницы между телевидением и интернетом нет: и то и другое передается через оптическое соединение с помощью интернета.

В итоге суд встал на сторону клиента  . Поскольку провайдер не оспорил и не расторгнул договор, у него есть обязательства подключить абоненту интернет. Кроме этого, он должен выплатить неустойку за просрочку подключения — 5000 ₽, компенсацию морального вреда — 1000 ₽, потребительский штраф — 3000 ₽, а также расходы на юриста — 8000 ₽.

То есть техническая возможность подключить интернет бывает чаще, чем о ней говорит провайдер. Расскажу, как понять, есть ли у вас такая возможность.

Что с технической стороной вопроса

Обычно, если нет технической возможности подключить клиента, операторы сообщают об этом через смс и не раскрывают подробностей обследования: где расположены ближайшие узлы связи, сколько на них линий и есть ли свободные.

Самостоятельно разобраться в технической части сложно, поэтому можно обратиться в Минцифры с запросом подключить дом к волоконно-оптической линии. Чтобы подать обращение, нужно авторизоваться через учетную запись пользователя «Госуслуг».

Бывает, что жители отдельной местности или садового общества жалуются на отсутствие качественной и современной связи. Тогда министерство дает операторам распоряжение протянуть линию.

Что в итоге

У провайдеров нет обязанности подключать частные дома к волоконно-оптическим линиям связи. Но они обязаны отреагировать на заявку, оценить возможность и дать ответ. А вы можете обжаловать отказ: сначала претензией оператору, а потом через суд.

Однако заставить провайдера вряд ли получится — только если он уже подписал с вами абонентский договор.

Я рекомендую попробовать воздействовать на провайдера через Минцифры. Ведомство поможет получить точную картину о возможностях подключения. А если обращений из вашей местности много — поспособствует быстрее построить сеть.


Проводили интернет в частный дом? Расскажите про свой опыт:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество