Почему репетиторство не работа моей мечты
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Всем привет! Я не работаю репетитором уже три года. И безумно рада этому факту. В этой статье я хочу рассказать вам, почему ушла от репетиторства, как ушла и куда ушла.
Сразу хочу предупредить, что это не история успеха и что я не имею ничего против репетиторства, просто лично мне оно не подходит. Если вас одолевают сомнения по поводу того, стоит ли продолжать заниматься репетиторством, советую ознакомиться с текстом этой статьи, возможно, вы найдете ответы на свои вопросы (но это не точно).
Предыстория
С чего все началось? Я начала работать репетитором, как только поступила в университет, потому что не видела никаких других альтернатив. Объективно понимала, что смену в кафе не отстою, да и не хотелось как-то настолько плотно с большим количеством людей взаимодействовать, которые очень часто чем-то недовольны, а других вариантов в 17 лет в моей голове не было. Учебы было много, времени оставалось мало, а пропускать не хотелось.
Здесь можно долго говорить о том, что все пропускают и нормально у них все складывается, но мои долгосрочные цели противоречили этой логике. Между «сидеть на кассе в пятерочке» и «сидеть на парах в вузе» мне точно больше нравился второй вариант, а иначе зачем вообще было тратить нервы, силы, время и деньги на подготовку к поступлению.
Поступила я на бюджет в своем городе, поэтому мне не нужно было особо заморачиваться вопросами проживания. Я заморачивалась вопросами более насущными: где б взять денег на еду и проезд. Стипендии катастрофически не хватало, родители помогали, за что им большое спасибо, но курс доллара рос, бизнесы в 2014 году как-то резко свернулись и пошли куда подальше из моего города (живу в Калининграде), рабочих мест как будто бы совсем не становилось больше, а цены на продукты взлетели куда-то в космос. И до сих пор не достигли конечного пункта, потому что продукты, которые производят в нашей области, нам продают дороже, чем в той же Москве, круто, да?
Поиск учеников
Словом, работа нужна была не сильно напряжная и со свободным графиком, чтобы оперативно шахматить изменения в моем учебном расписании. Выбор пал на общеизвестный и доступный вариант. Передо мной встало сразу несколько задач:
- Где найти учеников?
- Как сделать так, чтобы среди прочих вариантов они выбрали именно меня?
Третьей задачей отдельно можно выделить retention (удержание клиентов или возвратность), но тогда я об этом не думала, мне просто нужно было на что-то ездить на учебу.
Некоторые мои одногруппники занимались репетиторством еще со школы, некоторые точно так же, как и я, включились в процесс сразу после поступления. Я поинтересовалась у них, где именно они находят учеников и топ популярных ответов был:
- Авито (не нашла ни одного ученика за 2 года).
- Специальные сайты для репетиторов (не утвердили ни одну заявку за 2 года).
- Онлайн-школы (проработала около 4 месяцев).
- Знакомые.
К последнему пункту я и обратилась, когда поняла, что искать в интернете просто невозможно, если не вкладывать в развитие соцсетей кучу времени, сил и денег, а еще если опыта как такового нет вообще.
Я обратилась к своим школьным учителям английского языка и поинтересовалась у них, могут ли они дать мне какие-то профессиональные советы. Из 5 учителей двое отнеслись к моему желанию зарабатывать деньги с негативом, двое отнеслись — с пониманием, один — с равнодушием. В данном случае две позитивных реакции были для меня уже очень и очень важны, и я получила массу ценных советов именно по методике преподавания, а также несколько учеников, которых они сами не смогли взять из-за дальности расположения или отсутствия времени. Первый успех! В дальнейшем я не раз прибегала к этому методу, когда мне нужна была помощь именно методического плана. Преподаватели в университете охотно отвечали на мои вопросы, за что я им безумно благодарна.
Я каталась на двух автобусах в какой-то поселок с вокзала и, чтобы вернуться обратно, частенько ждала автобус по полтора часа, но было уже не так плохо, потому что к тому времени, как мой малый и точечный нетворкинг сработал (а именно ко второму курсу), я уже успешно получила свои троечки и слетела со стипендии.
Вообще на бакалавриате я получала стипендию, наверное, только на первом курсе и на четвертом (и, вроде бы, еще в середине третьего разок). Есть у меня нехорошая такая черта: если я не вижу практической ценности у информации, я на нее, скорее всего, забью. Не вижу профита, соответственно, не оставляю себе времени на изучение бесполезного. Гипотеза подтверждается тем, что на первом курсе я совершенно забила на изучения предмета, практической пользы от которого не видела от слова совсем, а потом, когда уже в магистратуре оказалось, что предмет крайне полезный и нужный, выучила все в короткие сроки, потому что увидела в нем явное практическое применение. Вот такая вот штука, товарищи.
Словом, тысяча рублей в месяц не казалось мне достаточной мотивацией для того, чтобы изучать (по моему мнению) в работе неприменимое, особенно если на репетиторстве даже без опыта столько зарабатывать можно вполне себе, особо не напрягаясь (и, о боже мой, даже побольше, чем раз в месяц).
Ответом на второй вопрос о том, как сделать так, чтобы выбирали именно тебя, может быть комплекс факторов. Первое это, как ни странно, ваша локация. Если в округе нет действующих репетиторов, скорее всего, пойдут именно к вам и без разницы, есть ли у вас опыт, потому что чаще всего идут, когда все уже совсем плохо.
Если вы хорошо работаете (ну ладно, не хорошо, а приемлемо или хотя бы просто умеете нравиться, это все-таки с людьми работа), то спустя какое-то время вам начнут звонить с незнакомых номеров и делать разные предложения. Держу пари, что не все из них вам понравятся, но не стоит быть слишком категоричными. Если вам предлагают работать за еду, сначала спросите, чем кормят, потом уже сможете травить эту байку всем знакомым и друзьям.
Удержание клиентов
На этом этапе нужно уже выдавать какой-то результат. Повышение успеваемости, например. Если планируете работать плотно и долго, то, скорее, результаты экзаменов, олимпиады, сертификаты и прочее-прочее-прочее.
Чтобы удержать клиентов и преумножить количество желающих записаться к вам на занятие, нужно, кроме всего прочего, быть, например, действующим экспертом ОГЭ/ЕГЭ, иметь какие-то сертификаты (которые никого не интересуют, но формируют ваше представление о мире, обучении, преподавании и вообще), а еще, например, пособия выпускать (но это так, как хобби, вы же репетитор, а не писатель, в конце концов. Шутка. Чем больше пособий, тем лучше. И желательно не на литрес самиздате опубликованные) и… работать. В образовательном учреждении.
В чем смысл?
И вот здесь и возникает то самое чувство, что что-то идет сильно не так. Вы набрали учеников. Проработали год. Они вернулись (не все, но многие). Повысили квалификацию. Еще раз повысили. Закончили учебу. Поступили еще разок. Еще раз повысили квалификацию. Обмазались сертификатами с ног до головы. Обзавелись какой-то репутацией по крайней мере по месту жительства. С вами здоровается половина вашего района, а другая половина переходит на другую сторону улицы, когда вас видит (боится, что репетиторство — это болезнь, и если постоять рядом более пяти минут, придется регистрироваться как самозанятый и платить налоги). Я, кстати, зарегистрировалась, чего и вам советую.
В итоге вы обнаружили себя с образованием (возможно, даже не одним), скорее всего, уже с другими проблемами, которые не включают отсутствие денег на еду и транспорт. Хотя, когда я устраивалась на работу и поступала в аспирантуру, а потом училась, моей зарплаты первый год хватало буквально на то, чтобы доехать до ВУЗа и раз в неделю купить пирожок. Со стипендией аспиранта хватало на еще пару пирожков в неделю. Три/четыре тысячи рублей раз в две недели — неплохо, а?
В это смутное время моей учебы в аспирантуре и работе в вузе не хотелось быть репетитором вообще. Были желающие. Были настаивающие. Были и те, кто все еще предлагали подъехать на место и оказать бесплатные услуги, но я, увы, таким не занимаюсь и вам не советую.
Желание медленно испарялось годами и здесь можно было бы сказать, что это обычное выгорание, если бы с самого начала мне казалось, что такой тип работы не вынужденная необходимость, а именно то, чем мне хотелось бы заниматься.
С самого начала я не рассматривала репетиторство как что-то, чем я буду заниматься всю жизнь, в чем я хочу развиваться и что приносит мне удовольствие. К отсутствию удовольствия за годы практики добавлялись и добавлялись новые кейсы.
Кейс 1. Онлайн-школа, в которой я проработала не так долго, предлагала преподавателям краситься поярче и не одергивать клиентов, которые пытаются с ними флиртовать. Как-то раз на онлайн-занятие ко мне заявился… не совсем одетый ученик. После этого я уволилась. Комментировать позицию этой школы и подобный случай не планирую, но расскажите в комментариях, сталкивались ли вы с подобным.
Когда я рассказала о таком случае преподавателю, который на тот момент еще работал в этой онлайн-школе, он ответил, что такие вещи с ним не происходят, а со мной они происходят, потому что я неправильно себя веду. У истории есть неприятное продолжение с мгновенной кармой, но я все еще пытаюсь оставаться в рамках тематики.
Кейс 2. Знакомые знакомых моих родственников упросили взять «умного хорошего замечательного прекрасного» ребенка, который в сочинении вывалил мне такие же хорошие, прекрасные и замечательные термины из видео 18+. Занятия закончила в тот же день по этой и другим причинам. Со знакомыми отношения, естественно, испортились.
Детей именно родственников и знакомых я все эти годы и не брала, и вот этот единственный раз показал, что не стоило отходить от своих убеждений.
Выносить в отдельный список отмены занятий за пять минут до начала, через пятнадцать минут от начала занятия и даже через полчаса с обещаниями прийти, нереалистичные ожидания от 1 занятия раз в месяц и прочие будни репетитора не вижу смысла. Это, можно сказать, норма и база. Смиритесь, введите систему абонементов, берите предоплату или вообще забейте. Я выбрала последний вариант и дропнулась с этого актива в целом.
Причины для прекращения репетиторства
Такой своеобразный психоанализ, ребят.
Гордыня или чувство собственной важности. Вот да. Реальная причина. Абсолютная правда. Плохо я себя чувствовала, когда меня спрашивали, кем я работаю, а мне надо было отвечать правду.
— Кем работаешь?
— Репетитором.
А хотелось отвечать совсем не это. Хотелось отвечать, что работаю я в гугле и денно и нощно разрабатываю нейронные сети. Несопоставимые, в общем, масштабы между желаемым и реальным.
Отсутствие развития в той области, которая мне интересна. Итак, я закончила бакалавриат (лингвистика), магистратуру (лингвистика), аспирантуру (филология) и дописываю кандидатскую (что-то там на стыке технического и гуманитарного). Из того, что мне интересно на текущий момент, могу выделить 2 области: наука и технологии. Не надо спрашивать, куда филологу технологии, я закидаю вас скобками.
И если преподавание в университете, постоянное написание научных статей, участие в конференциях как-то коррелируют с запросом 1, то запрос 2 в текущей позиции закрыть было сложно.
Ухудшило ситуацию то, что мне вдруг захотелось написать игру под андройд, а все время сжирали учеба+работа+репетиторство. Официальная работа, как оказалось, это не пришел-ушел. Это пришел и выполз. Повезло, если с обедом выполз, а иногда и без, но это тема отдельная. Из этого выражения надо было срочно убирать слагаемое, чтобы хватило времени на самообучение, угадайте, от чего я сразу решила избавиться?
Здесь можно долго говорить о том, что репетиторство — это тоже развитие, это формирование определенных навыков, это прям ух (и, может, даже ах), но я как-то за все это время особого развития не заметила.
Да, мне было легче устроиться на официальную работу и сразу начать работать нормально. Да, я знала все актуальные пособия. Да, у меня не было страхов типа «А как же я буду», потому что я пережила это много лет назад в свои семнадцать. Но я уперлась в репетиторский потолок: я не хотела открывать свой кабинет или даже школу, я не хотела взаимодействовать с родителями, я не хотела строить бизнес на том, что кому-то нужно помочь.
Грешна, товарищи, если меня просили помочь разово подготовиться к экзаменам, я даже не брала деньги, потому что, увы, я не гарантирую поступление в ВУЗ после разовой консультации. Спойлер: все поступили. Спойлер 2: более я этим не занимаюсь.
Хотелось как-то автоматизировать накопившиеся по диссертации процессы, знаний совсем не хватало, а потолок в домике программиста это вам не потолок в хибарке репетитора огэ/егэ. Впрочем, одно другое не исключает. Можно быть и репетитором ЕГЭ, и топовым программистом. По крайней мере, так на сайтах репетиторов пишут.
Эмоциональный груз и фрустрация. И что, я до конца жизни буду репетитором? Мне будет шестьдесят, а я буду брать такси не в ресторан, а домой, чтобы провести урок? Клево. Не хочу.
Этический аспект (или юридический?). Вышло у нас какое-то распоряжение внутреннее, что репетиторством нельзя заниматься внутри ВУЗа (здания то есть). Я уже тогда работала удаленно из дома, поэтому распоряжение меня никак не коснулось. Но напрягло.
В школе часто промышляют тем, что после основных занятий детишки идут на дополнительные, причем к тому же учителю, но уже за деньги. Я не могу сказать, что не одобряю. Это, наверное, довольно удобно. И в одной из моих школ такое было. Потом мне, правда, повезло, потому что я перевелась в другую, и там учителя работали на чистом энтузиазме (допы были включены в основное расписание, и на них могли приходить детишки по индивидуальному плану за 0 рублей). В той же школе были бесплатные занятия с преподавателями вузов. Только приди. Там, правда, были какие-то другие сборы средств, возможно, оно туда и входило.
В вузе не знаю, как обстоят дела с репетиторством. Студенты берут репетиторство, а преподаватели на моем направлении категорически никогда. И я, естественно, тоже студентов не беру, потому что это довольно странно: получается, что на паре я даю какую-то информацию, половину из нее прячу и раскрываю уже только на дополнительных, но за деньги? Ну точно нет. Это уже маразм какой-то получается. Это ж надо запоминать, что утаил, чтоб потом сказать: списки составлять, чек-листы, а у меня и так дел полно. А если кто-то что-то не понял, то у меня, благо, практические занятия, на которых можно жевать и пережевывать одно и то же до бесконечности (иногда это даже работает 😊).
Заключение
В целом хочется сказать, что репетиторство — классная штука, которая хорошо заходит во время учебы. Можно хоть и бессистемно (а иногда и системно, если все звезды сложились) получать деньги, прокачивать навыки преподавания и даже помогать людям, которым это нужно.
Но потом это не просто надоедает, а даже удручает: я, например, сейчас подумываю над тем, что моя преподавательская деятельность, которая буквально выглядит как бесконечное повторение одной и той же фундаментальной информации (пусть и с новыми примерами, и с новыми лицами), должна быть мной пересмотрена и автоматизирована по-максимуму.
Очевидно, что до конца это автоматизировать не получится, потому что новые и новые студенты требуют новых и новых подходов, а новое время диктует свои условия, которые отражаются в изменениях в учебных планах и рабочих программах, но все же… Есть базовые вещи, которые никак не меняются, и их как раз нужно и можно оцифровывать, чтобы осталось время на более важное. В репетиторстве такой подход просто невозможен: люди не готовы к формулировке «Пожалуйста, посмотрите мой курс в свободное время, а потом мы встретимся на консультацию, чтобы предметно поговорить о том, что вам было непонятно, а что вы хотели бы рассмотреть подробнее».
На уровне школы требуется все-таки больше быть воспитателем, чем консультантом: и воспитывать необходимо как раз навыки самостоятельного обучения, как бы странно это не звучало. А воспитание и контроль заданий «от и до» это не совсем мое. Вот если, например, студент предлагает какой-нибудь массив данных проанализировать, который до этого никто не исследовал, а потом его еще и на грант представить: вот это да, это вызов.
В репетиторстве для меня не было вызовов, поэтому я им и не занимаюсь.
13.11, 12:41
Стать экспертом ЕГЭ, не работая в школе - технически невозможно.
Странно, что работая аж с 2014 года вам не удалось найти учеников на агрегаторах. С Профи 5 лет назад даже звонили админы, предлагая заказы, конкуренция была сильно ниже. Возможно, обусловлено размером города.
Моральная сторона вопроса смутила больше всего. Стыдно работать репетитором? На другую сторону дороги переходят (что?)? Неадекватные ученики, конечно, могут встретиться, но их сильно меньше, чем адекватных, благодарных ребят.
Репетитор математики, опыт 7 лет.
14.11, 20:42
kettylum, 1,5 года назад материальная ситуация сильно ухудшилась. До этого в принципе не рассматривал репетиторство как этически приемлемый способ заработка. Но тогда решил всё-таки попробовать. Зарегистрировался на Авито, Профи, Юду. Москва – возможность очных занятий, для остальных субъектов – онлайн. За всё время – ноль откликов. Предмет история/обществознание. Анкеты классные, сам каждый год прохожу курсы добровольно, повышаю квалификацию, сдаю ЕГЭ в общем порядке вместе с детьми на высокие баллы. Так что всё не так просто.
13.11, 13:04
kettylum, а математика - это круто, Вы молодец.
Можно работать в универе и быть экспертом. Вполне себе. Но так можно просто назваться экспертом и не иметь никаких документов, подтверждений и т.д.))))
14.11, 02:12
Репетиторство явно не ваше, и хорошо, что не стали им заниматься. Зачем себя мучить. Я преподаю частным образом с 2011 года, помню времена, когда админы с агрегаторов звонили и умоляли взять учеников. Сейчас, конечно, ситуация сложнее, конкуренция растет. Работаю в онлайн-школе (адекватной, где Вы умудрились такую школу найти - загадка), частные ученики тоже есть. Никуда не езжу, работаю дома онлайн. Есть свои минусы, но плюсов больше, чисто для меня. Просто Вы изначально стали заниматься тем, что не к душе, вот и результат такой в виде разочарования и неприкрытого раздражения.
15.11, 07:56
Barolo, ну, вот я искренне любила преподавание, а теперь увольняюсь после шести лет работы с практически отвращением к нему. Всё сильно зависит от условий...
15.11, 19:47
Barolo, не говорите. Работаю онлайн-преподавателем программирования, можно сказать репетитор, только не по школьной программе, а по фронтенд и не только. Оч люблю свою работу)
16.11, 10:51
Barolo, подскажите, пожалуйста, в какой онлайн -школе Вы работаете , если не секрет ?
13.11, 13:01
Подрабатывала репетитором по математике и информатике, когда была студентом. Для меня самым сложным была ответственность: часто родители ставили задачу сдать экзамен на какую-то определенную оценку. Но я не могу такого обещать, это зависит не только от меня. По этой причине я отказывалась от предложений подготовить ученика для сдачи ЕГЭ, предлагая родителям найти более опытного учителя.
Встречались ситуации, когда родители спохватывались, что ребенок может не сдать экзамены в 9м классе, нанимали репетитора за месяц до, а оказывалось, что у ученика 9-ого класса просто гигантские пробелы в знаниях, он даже не помнит таблицу умножения.
13.11, 13:48
Lana, я отказалась от идеи репетиторства тоже по причине того, что родители почти всегда приходили с запросом сдачи ЕГЭ на конкретное количество баллов. По опыту однокурсников, которые пробовали заниматься подготовкой к экзаменам, могу сказать, что этим родителям бесполезно объяснять, что оценка на экзамене не зависит напрямую от усердий репетитора. Но им это ни о чём. Мол, я же деньги плачу, давай результат. Да и дети не всегда так уж заинтересованы в результате. Часто идут на поводу у родителей и сдают экзамен по конкретному предмету, чтобы поступить туда, куда сказали.
13.11, 15:01
Glissa, ну хорошо, допустим родители запросили 90 баллов на ЕГЭ. Вы согласились на этот блудняк.
На ЕГЭ ученик получил 50.
Что дальше, родители требуют вернуть все бабки? Или заранее львиная доля дохода оговариаается постфактум?
13.11, 15:54
John, ну, как я полагаю, родители включают режим сарафанного радио в негативном ключе, портят тебе настроение нотациями о том, какой ты плохой репетитор и т.д. Я, честно говоря, не знаю достоверно как заканчиваются такие истории. Но плохие отзывы в значительной степени сказались бы на развитии карьеры в этой сфере.
13.11, 17:45
Glissa, сарафанное радио, видимо, особенность небольших городов. Я все время забываю, что не все живут в Москве.
В Москве можете хоть режим сарафанного телевидения включить, никак не скажется.
13.11, 19:34
John, да, город имеет значение. Чем меньше населённый пункт, тем стремительней развивается или загибается карьера в зависимости от оставленного отзыва.
15.11, 10:55
Lana, молодец, что отказывались от таких учеников (точнее - от таких родителей).
15.11, 10:51
Вообще не поняла сквозящего между каждым абзацем стыда за то, что работал репетитором. Работаю репетитором уже, дай Бог, 8 лет.
Это моя отдушина. Возможно, потому что я сама выбираю учеников и эта деятельность не является основным источником моих доходов.
Могу предположить, что Вы просто делали то, что не хотели, поэтому такое стыдливое отношение к вполне достойной деятельности.
Хорошо, что вы это почувствовали, развили это в себе и ушли из этого.
Плохо, что даже свои позитивные достижения в этом деле вы подаёте под кислым соусом.
13.11, 16:04
По-моему у многих взрослых людей, которые давно работают в какой-либо сфере, происходит понимание, что они хотят заниматься другим. Особенно это заметно у тех, кто совмещает 2 направления деятельности, пусть даже смежные. Но все упирается в потерю некоторой части дохода и риски опять же потери значительной части дохода в будущем. Мы же все связаны обязательствами, растим детей, поэтому, к сожалению, не все могут позволить себе быть свободными художниками (а жаль).
14.11, 06:01
Скорее всего,материальная часть жизни уважаемого автора в виде доходов претерпела изменения в сторону «+»,поэтому отказ от репетиторства не повлиял существенно на уровень потребления,отсюда и нежелание продолжения деятельности в этом сегменте бизнеса. Да и характер автора ,скорее всего ,сакраментально повлиял на принятие решения:) Романтики,конечно,маловато в репетиторстве - не работа на МКС ,хотя само по себе занятие неплохое,учитывая уровень преподавания в школах ,развитие удалёнки и относительную свободу - очень удобно - online,сам себе составляешь график нагрузок,да и расценки на репетиторство заставляют серьёзно задуматься о смысле получения образования :)
14.11, 21:32
Если рассматривать репетиторство с позиции денег, то да- все так и будет.
Я занималась репетиторством всегда параллельно с другого вида работой.
Ну мне нравилось. Знакомиться с людьми, развивать детей, возвращать им веру в себя и свой интеллект.
В итоге, это стало моей профессией и любимым делом - открыла свой детский центр, выпустила книги. И даже сейчас все равно преподаю как репетитор совершенно за обычный бюджет.
Автору благодарность за свою честную позицию.
17.11, 10:03
Не могла не пройти мимо. Многое хотела бы прокомментировать, но это будет слишком длинно.
Вы сами себя назвали репетитором, а могли бы позиционировать экспертом в определенной области, связанной с английским. Например, я работаю только со взрослыми людьми, и преподаю только английский для спец целей. Но и за плечами у меня 20 летний опыт работы в иностранных компаниях на разных должностях. Одним словом, я разбираюсь в том, что преподаю ( ниша). Ведь, английский это не только грамматика и т.д. Кто была ваша целевая аудитория? Следующее, почему вы работали офлайн, а не онлайн? Далее, подход. Если бы вы относились к каждому клиенту как к проекту, то возможно было бы другое отношение. Возможно,мне проще,так как я никогда не преподавала в школе ( кроме практики) , институте и т д. У меня другой взгляд на вещи. Преподавание языков - это не только уроки. Вы могли бы создавать различные инфопродукты, которые не требовали бы от вас постоянного личного присутствия ( как с уроками). Ну, и конечно сколько стоило ваше занятие? Возможно, ваше выгорание произошло по причине не тех студентов и низкой цены на ваши занятия. Были ли у вас правила посещения? Как производилась оплата? Готовили ли вы план работы заранее для студента? Была диагностика до начала занятий? Ведь не только студент выбирает, но и мы. Много вопросов. Скорее всего, вы не воспринимали всерьез данное занятие.
17.11, 13:18
user2833528, к сожалению, вы невнимательно прочли текст. Это видно по вопросу про онлайн.
Я буквально написала, что проблема была в том, что я не хотела заниматься репетиторством. :)
Создавать инфопродукты - классная тема, но, увы, с наукой это никак не связано. С айти тоже не связано.
Зачем масштабировать и развивать то, что не нравится?
17.11, 13:41
Если под инфопродуктами вы подразумеваете курсы/семинары/воркшопы т мастер-классы, которые продают за деньги, то ради забавы я создаю разные штуки, но они бесплатные. :)
В моем понимании нет никаких тайных знаний, поэтому все информация должна быть бесплатной. Платить имеет смысл за сертификаты, например.
Вводить абонементы, устанавливать правила посещения (1 раз не пришел, списываю деньги за занятие и т.д.) я не планировала.
Думаю, тут разница в том, что я не относилась к ученикам как к клиентам. Был конкретный запрос, мы активно работали в заданном направлении.
Мне больше нравится работать над актуальными и новыми задачами, над которыми сейчас мало кто работает. Сейчас, например, в тренде ИИ и обработка естественных языков. Классная тема, перспективная. Создавать проекты в этой области довольно интересно, потому что еще не совсем понятно, как.
Рассматривать учеников как проекты мне было совершенно неинтересно. На мой взгляд, чем быстрее они приходили к своим целям, тем лучше. Если я видела, что ученик не сам хочет изучать предмет, а его заставляют/наказывают/требуют результаты, которых он выдать не может по определению, то просто не бралась. Объективно, нельзя сдать ЕГЭ на 100 и побеждать в олимпиаде, если знаний нет вообще.
У нас действительно разные подходы. Я не рассматривала репетиторство как то, чем я хочу заниматься долгое время, думаю, все отличие в этом.
Назваться экспертом было можно. И для этого все есть. Но для меня это огромный якорь, который мешает заниматься исследованиями.
19.11, 07:01
Дина, я по ряду жизненных обстоятельств много лет совмещаю научную работу, преподавание в вузе и репетиторство. Это вопрос мотивации и навыков организации времени. Должна заметить, впрочем, что мне отчасти повезло: я не нуждаюсь в большом количестве сна, что даёт мне несколько ночных часов каждые сутки на написание лекций или статей. Разумеется, если Вам репетиторство более не нужно, не интересно и т.п., то Вы правильно сделали, что от него отказались.
15.11, 19:46
Дина, полюбопытствую, кем вы сейчас более солидно работаете?
15.11, 19:52
Татьяна, закончила магистратуру, устроилась в универ.
Еще раз хочу подчеркнуть, что не имею ничего против работы репетитором, просто с моими целями это никак не связано.
20.11, 05:33
Дина, подруга работает репетитором, зарабатывает 300тыс/месяц, да и в принципе хороший репетитор - это очень небедный человек, что тут несолидного?
20.11, 06:30
Марина, это очень здорово, Ваша подруга молодец!
17.11, 12:34
Дина, там преподаватель или кто?