«Не нравилось вытягивать из учеников деньги»: почему я больше не работаю репетитором

Опыт читательницы, которая 8 лет преподавала английский

36
«Не нравилось вытягивать из учеников деньги»: почему я больше не работаю репетитором

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Удаленный аватар автора

Больше не в Т—Ж

разочаровалась в профессии

Когда я училась на первом курсе лингвистического факультета, мне резко понадобились деньги, а стипендия была маленькой.

Я понимала, что сил на работу в общепите хватать не будет, к тому же я была не готова каждый день общаться с большим количеством потенциально недовольных людей. Репетиторство стало первым, что пришло в голову.

В итоге я восемь лет преподавала английский язык школьникам и взрослым, но три года назад ушла из профессии — и не жалею об этом. Расскажу, где и как работала и какие трудности подтолкнули меня к отказу от этой деятельности.

Почему решила стать репетитором

Свободный график. У меня было много очных пар, которые не хотелось пропускать. Репетиторство позволяет самостоятельно выбирать рабочие часы.

Быстрые деньги. В отличие от полноценной работы, за которую, как правило, платят дважды в месяц, клиенты могут оплачивать каждый проведенный урок отдельно — для голодного студента это может быть важно.

Возможность самостоятельно устанавливать цену. Все зависит от того, как потенциальный репетитор оценивает свою экспертность. Стоимость урока важно установить грамотно: не назначить слишком низкую оплату и не перейти порог адекватной цены. Стоит учитывать местонахождение целевой аудитории, даже если уроки будут проходить онлайн. Цена урока для учеников из городов-миллионников может быть выше, чем для учеников из регионов.

Полезно изучить рынок и определить среднюю стоимость, можно начать с нее или с чуть более низкой, если опыт отсутствует. Потом постепенно поднимать цену, когда первые ученики покажут хороший результат на экзаменах или повысят успеваемость.

Для меня важным моментом было время, которое я затрачиваю на дорогу. Если ученики или родители настаивали на очных занятиях, я повышала стоимость услуг.

Выбор клиентов. Репетитор сам отбирает учеников. Если с кем-то не получается найти общий язык, от обучающегося всегда можно отказаться и поискать другого.

Опыт не обязателен. Конечно, необходимы подготовка к занятиям и хорошие знания по предмету, но этого вполне достаточно, чтобы начать.

Как искала учеников

На «Авито». Мне не удалось найти там клиентов, но многие знакомые подобрали себе первых заказчиков на этом сайте. Возможно, дело было в том, что я искала не в сезон и не вкладывалась в рекламу.

На платформах для репетиторов. Например, repetit.ru или «5 — легко». Мне способ не подошел по тем же причинам, что и «Авито». Но если вы готовы вложить силы и время в рекламу, он вполне может сработать.

В онлайн-школах. Некоторые из них специализируются исключительно на подготовке к экзаменам, другие — на освоении школьной программы. Туда нужно пройти отбор. Я проработала в одной из таких школ четыре месяца и ушла, мне больше подошел вариант самозанятости.

Через сарафанное радио. Оно оказалось самым эффективным. Первых учеников я нашла благодаря своим преподавателям по английскому, у которых попросила совета: сами они не смогли взять ребят из-за дальности расположения или отсутствия времени. В последующие годы я искала клиентов через знакомых, или они сами приходили по рекомендации.

Как готовилась к занятиям

Перед тем как начать вести занятия, я обратилась за советом к своим школьным учителям и репетиторам — ко всем, к кому могла. Из пяти человек откликнулись двое, их рекомендации оказались очень полезны. Чуть позже, когда я уже вела уроки, попросила совета и у своих университетских преподавателей, так как училась на факультете лингвистики. Они охотно отвечали на мои вопросы, за что я очень благодарна.

Во время учебы в вузе у меня были отдельные курсы, посвященные методике преподавания, и дополнительные занятия по педагогике, которые могли посещать все желающие, — там я тоже задавала вопросы и многому научилась. В целом все преподаватели были настроены позитивно и были готовы помогать.

Один из самых важных советов, который мне дали: не переживать, если я чего-то не знаю и не могу ответить на вопрос ученика. В таких случаях нужно сказать прямо: «Я этого не знаю, уточню к следующему занятию и обязательно расскажу вам», — в этом нет ничего страшного.

В университете мне также объяснили правовые вопросы — например, как заключать договор на оказание образовательных услуг, но мне так и не довелось ни разу этого сделать. Я оформилась как самозанятая, этого было вполне достаточно.

С какими трудностями столкнулась

Странные правила в онлайн-школе. Например, у нас с руководством не совпали представления о том, как должен вести себя преподаватель: считалось, что, если ученик флиртует с репетитором, не стоит этому препятствовать. После неприятного случая с одним из клиентов я ушла.

Также школы нередко преследуют исключительно финансовую выгоду. Организация, в которой я работала, оценивала репетиторов в том числе по показателю «возвратности»: чем дольше и чаще занимается ученик, тем успешнее считался учитель. То есть работник обязан был совмещать в себе функции педагога и пиар-менеджера.

Работа в школе по подготовке к экзаменам может быть очень тяжелой.

Нередко репетиторов-студентов просят стать еще и наставниками для школьников: отвечать на их вопросы в социальных сетях, поддерживать эмоционально. Сил будет уходить уйма, а зарплата, скорее всего, не вырастет.

Похожая ситуация может сложиться с проверкой домашних заданий. Очень важно, чтобы школа регламентировала этот аспект, иначе огромная часть работы репетитора становится бесплатной. Например, я могла провести одно занятие, а потом еще две недели отвечать на вопросы по уроку и чуть ли не ежедневно комментировать выполнение домашней работы.

Мне не нравилось вытягивать из учеников деньги, агитировать их проходить ненужные курсы и занижать уровень, чтобы они дольше оставались в школе. Хотелось просто помогать людям достигать своих целей, заниматься плодотворно и эффективно, поэтому я предпочла работать сама на себя.

Клиенты по знакомству. Детей родственников и приятелей стоит брать с особой осторожностью. С одной стороны, это легкий способ пополнить клиентскую базу, с другой — если что-то не заладится, могут пострадать отношения.

Так, однажды я согласилась давать уроки сыну знакомых, о котором отзывались как об умном и замечательном. Сочинения ребенок писал недобросовестно и в целом не был мотивирован учиться и выполнять домашку. Занятия я прекратила в тот же день, а отношения с родителями мальчика испортились.

Необязательные клиенты. Встречались ученики, которые считали уместным отменять занятия за пять минут до старта или даже через полчаса после запланированного времени начала. С такими стоит вводить систему абонементов: если клиент предупреждает об отмене позже, чем, например, за шесть часов до начала, занятие сгорает. Еще один вариант — отказываться работать с такими людьми.

Отсутствие перспектив. В репетиторстве есть потолок. Можно повышать квалификацию, поднимать цены, зарабатывать репутацию, но на этом все. Новые задачи появляться не будут, только если не открывать свою школу или кабинет, выпускать чек-листы, вести социальные сети, а мне этого не хотелось.

Нереалистичные ожидания. Бывало, я сталкивалась с претензиями со стороны учеников или их родителей из-за отсутствия прогресса. Приходилось терпеливо объяснять, почему толку от одного занятия в неделю мало и важно выполнять домашнюю работу.

Эмоциональное выгорание. Нетрудно устать от постоянного взаимодействия лицом к лицу, от трудных учеников, долгих уроков онлайн и очно. Занятия со школьниками предполагают еще и воспитание — приходится развивать навыки самостоятельного обучения, контролировать выполнение заданий от и до. Мне совсем не хотелось этим заниматься.

Несоответствие личным интересам. Я окончила бакалавриат и магистратуру по лингвистике, аспирантуру по филологии, сейчас пишу кандидатскую. Мне нравится работать на стыке науки и технологий, а репетиторство не вписывается ни в одну из этих сфер. Преподавание в вузе, подготовка научных статей и программирование стали отнимать все мое время, а сил и желания вести уроки не осталось.

Выводы

Без сомнений, репетиторство многому может научить: выстраивать коммуникацию с клиентами, работать с материалами пособий и учебников. Это дело отлично подходит студентам во время учебы и долго устраивало меня. За него можно получать хорошие деньги, если отладить систему.

Я всегда знала, что не буду репетитором всю жизнь, бралась за работу как за временную. Это совсем не значит, что нельзя заниматься таким делом постоянно, но нужно иметь в виду: оно подойдет не каждому.

Преподавательская деятельность привела меня к мысли, что формат обучения в целом стоит пересмотреть. Мне бы хотелось максимально автоматизировать процесс усвоения фундаментальной информации — записать курс, например, а по оставшимся вопросам консультировать заинтересованных студентов. Репетиторство предполагает индивидуальный подход, и там бы такое реализовать не удалось.

В профессиональной деятельности мне нравятся вызовы: я с огромной радостью возьмусь за работу над неисследованным массивом данных по предложению студента и помогу ему подготовить ее для гранта. В репетиторстве для меня вызовов нет, поэтому я им не занимаюсь.

Тоже работали репетитором? Расскажите о своем опыте и станьте героем следующего материала

Редакция
Работаете репетитором? Расскажите о вашей профессии:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество