В 2015 году в вузе мои друзья основали ролевой клуб, где устраивали игры по мотивам фэнтези, компьютерных игр или исторических эпох.
В аудиториях вуза они создавали подходящий антураж — например, салуна на Диком Западе, космического корабля из «Звездных войн» или эльфийского леса. А мы одевались в костюмы волшебников, рыцарей и персонажей книг. Во время игр махали волшебными палочками, бились на мечах или варили так называемые зелья. И каждый стремился выполнить свою цель, например обезвредить врагов и не умереть самому. Все это называлось ролевыми играми живого действия.
Бывают еще словесные и настольные ролевые игры. К первым ближе всего «Мафия», а ко вторым относятся, например, «Подземелья и драконы». И там, и там нужно просто описывать свои поступки или ходить фишками по игровому полю. О таких играх в статье я говорить не буду.
Пять лет назад я пришла поддержать друзей, но так увлеклась ролевками, что с тех пор постоянно в них участвую. Мои друзья по-прежнему устраивают игры, но уже не в университете. А я много знаю об организации игр, потому что близко с ними общаюсь.
Расскажу, какие бывают игры живого действия, сколько стоит их организовывать и почему игроки должны платить за участие в выездной игре не меньше 3000 ₽.
Какие бывают игры живого действия
Игры живого действия бывают полевые и кабинетные. Первые еще называют полевками: они проходят под открытым небом — в поле или лесу. Длится такая игра от восьми часов до нескольких суток. А участвуют в ней от 30 человек. Я слышала, что есть и очень масштабные игры, до 1000 участников.
Для кабинетных игр, или кабинеток, нужно помещение: вузовская аудитория, из которой убирают парты, блок общежития или зал антикафе. В таких играх обычно до 30 участников, а длятся они 2—8 часов. Пока мы учились, клуб моих друзей специализировался на кабинетках. Он до сих пор существует, но им руководят другие студенты.
А друзья сейчас делают игры только для нашей узкой компании. У них получается что-то среднее между кабинетками и полевками, но ближе к первым. Для игр они снимают коттедж или вывозят нас в лес. Игра длится от шести часов до трех суток. Про такие игры я и буду рассказывать дальше в статье.
Как устроена игра
Игровой мир. Ролевая игра разворачивается в воображаемом мире — он называется сеттингом, что переводится с английского как «окружение», «оформление». Обычно игры создают по реальным историческим событиям и эпохам, например Средневековью. Или на базе уже существующего фантастического мира — «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Игры престолов».
Иногда в одной игре соединяют несколько разных миров. Как-то у нас была игра «Бэнг» о Диком Западе. Там встретились герои классических вестернов «Хороший, плохой, злой» и «За пригоршню долларов». А еще был Джанго из фильма «Джанго освобожденный» и мистер Фест из «Человека с бульвара Капуцинов».
Реже автор игры придумывает мир с нуля. У нас есть игра «Дейлгард» с выдуманным Королевством Знаков.
Правила. В игре есть игровые механики — это правила, по которым происходят важные действия: убийство, применение заклинаний, воровство, бой, секс.
Например, недавно у нас была игра по вселенной «Скайрима». Бой там проходил на бутафорских мечах. А в ролевке о богах Олимпа — через карточную игру. В «Гарри Поттере» мы боролись с помощью заклинаний и волшебных палочек. Чтобы парализовать противника, нужно было взмахнуть палочкой в определенной последовательности — допустим, влево, вправо и по диагонали.
Есть игры, в которых мы готовили так называемые зелья. Обычно для этого приносили ведущему бумажки с названиями ингредиентов. А в «Гарри Поттере» делали химическую реакцию из настоящих реагентов, как на уроках химии в школе.
Ведущий. В любой игре есть мастер, или ведущий, — он самый главный и следит, как идет игра. Часто он же и есть автор игры. Если игроков десятки, одному мастеру за ними не уследить, тогда их бывает двое или трое.
Мастер рассказывает участникам про игровой мир, механики и поясняет, что происходит в момент игры. Например, вводная к игре «Как приручить дракона» звучала так: «Вы викинги, которые недавно приручили драконов. Для вас они разумные существа, но другие племена считают их злыми и кровожадными. Вы устраиваете большой пир, чтобы наладить дипломатические отношения. На него приедут представители трех племен. От итогов пира будут зависеть дальнейшие отношения с соседями».
Роли игроков. У каждого игрока есть роль. Я бывала и богиней Артемидой, и пятилетней девочкой, и бабулей, и жрицей бога огня и много кем еще.
Роли распределяет мастер и дает каждому игроку квенту — документ с описанием героя, его характера и социальных связей.
Перед небольшими играми, до шести часов, мастер раздает квенты на месте. Обычно описание помещается на лист A4. А перед длительными рассылает заранее, чтобы участники могли подготовиться. Ведь там квенты бывают и на четыре листа.
Иногда в больших играх участники сами частично прописывают свои квенты. В последней игре по «Скайриму» мастера прописали, что мой персонаж — некромант, который работает на правительство. А его цель — помочь найти убийцу императора, чтобы избавиться от кабальной работы. Остальное я придумала сама: его характер, расу, семейное положение и отношение к другим героям.
Квента — не сценарий игры, а просто базовая информация о персонаже. Так что манеру поведения, речь и движения игроки тоже всегда придумывают сами. Но вот я не очень хорошая актриса: в моих героях легко узнать меня саму. Любая стерва или сильная женщина в моем исполнении мягче, чем нужно.
Цели игроков. В ролевой игре у каждого игрока есть цели — то, чего он должен добиться к концу игры. Они прописаны в квенте.
Некоторые цели влияют на исход игры. Например, грядет апокалипсис, и один игрок должен предотвратить его, а другой — катализировать. Третий и четвертый помогают первому или второму. А остальные задействованы в других глобальных сюжетных ветках. Допустим, в мире еще идет война. Цель одних игроков — победа красных, вторых — выигрыш белых, а третьи вообще хотят решить вопрос без войны.
Чем закончится игра, зависит от игроков. Вот в ролевке по «Скайриму» за власть боролись несколько кандидатов. Перед игрой мастера в шутку сделали ставки, кто в итоге станет императором. Никто не угадал: трон получил соискатель, на которого никто из организаторов не рассчитывал.
А есть и менее глобальные, личные цели: добиться взаимности другого персонажа, собрать коллекцию предметов, выиграть конкурс красоты. В игре про зомби-апокалипсис я была маленькой девочкой и должна была найти торт и убежать от зомби. А в «Как приручить дракона» мне нужно было помогать отцу во всем, о чем он попросит.
Чтобы достичь целей, игрок собирает союзников, обманывает врагов, закрывает сделки. Важный предмет, информация или сверхспособность обычно есть у кого-то другого — приходится договариваться. Допустим, цель игрока — расследовать убийство. Самый простой способ — поговорить с духом покойного и узнать, кто его застрелил. Но персонаж не умеет общаться с умершими — ему нужна помощь героя-некроманта.
Неигровые персонажи. У мастера есть помощники — игротехники, или неигровые персонажи. Они отвечают на вопросы участников по сюжету, чтобы разгрузить мастера. Или по просьбе мастера помогают игрокам с предметами и информацией. Например, во многих играх есть персонаж трактирщик. К нему приходят, чтобы узнать последние сплетни или купить редкий товар.
В играх бывают локации с испытаниями: там надо сразиться с монстром или пройти по лабиринту, чтобы получить награду. За каждой такой локацией тоже закреплен игротехник. Обычно он и есть монстр — сражается с игроками и одновременно следит, как они справляются с заданиями.
Если игра масштабная, то игротехников много. Например, в «Скайрим» играл 31 человек. Там было 3 мастера и 11 игротехников.
Дальше я пошагово расскажу, что надо сделать, чтобы организовать ролевую игру.
Посчитать количество участников
Первым делом мастера прикидывают количество игроков. От этого зависит, сколько потом сделают сюжетных веток. Если участников 30, то 20 линий сюжета ни к чему.
В университете на игры мы записывались в группе во «Вконтакте» — сейчас клуб тоже так работает. За две недели до игры там публикуют объявление. Участники записываются через «Гугл-таблицы», а за три дня до игры подтверждают участие: пишут напротив своей фамилии, что точно придут.
Поучаствовать в игре может любой, кто успел записаться. Иногда участников слишком много — 40—60 человек. Тогда их делят на группы и одну и ту же кабинетку параллельно играют в разных аудиториях.
А мои друзья проводят свои нынешние ролевки в лесу или коттедже — там больше места, чем в аудитории университета. Одновременно играют 20—35 человек.
За 4—6 месяцев до игры мастера сообщают нам примерные даты и тему игры — лично или в дружеских чатах. Когда желающих достаточно, создают отдельную группу во «Вконтакте» или чат в «Телеграме» — там потом пишут точную информацию и распределяют квенты.
Написать игру
Игру пишут мастера. Они продумывают тему, время и место действия, прописывают все сюжетные линии и прикидывают их развитие. Они же планируют основные игровые события. Например, что через час после старта начинается пир, а через два — выборы короля.
Одновременно мастера пишут квенты и продумывают игровые механики. Они зависят от темы и помещения. Допустим, для полевки по Средневековью бой на мечах уместен, а для кабинетки по Дикому Западу в общежитии — не очень.
Игру для 20 человек мастера пишут за 3—6 месяцев. Но я слышала, что, если ролевка крупнее, на сотни участников, понадобится около года.
Найти локацию
Для кабинеток обычно хватает одного помещения. В университете с этим было легко: мы просто бронировали несколько аудиторий через вузовскую администрацию. Сдвигали парты к стене и раскладывали игровые материалы.
После выпуска из университета нашим мастерам приходилось искать локации порой по несколько месяцев. Например, игру про магический замок мы проводили в коттедже одного из организаторов. Персонажи жили в импровизированных комнатах-башнях, и игроки сами продумывали для них декорации: драпировали мебель разноцветной тканью и добавляли предметы для антуража.
А для игры по «Гарри Поттеру» пришлось снять коттедж побольше. При выборе организаторы смотрели на стоимость аренды, планировку и старались уложиться в 60 000 ₽ за три дня и две ночи. Нас было 16 человек, включая игротехников и мастера. Больше 5000 ₽ никто из нас бы не внес, и это включая питание. А по планировке нужен был просторный двор, большая гостиная и много спален — чтобы участники не спали друг на друге.
В итоге мастера выбрали дом в Истринском районе Подмосковья, в 19 километрах от Мкада. Нашли его через Airbnb. Аренда с пятницы по воскресенье обошлась в 47 600 ₽, из них 27 000 ₽ была предоплата.
- 47 600 ₽
Вообще, коттедж не был похож на Хогвартс. Судя по сауне, банкетному залу и караоке, обычно его арендовали для вечеринок. Но по планировке он подходил идеально: там была большая гостиная и десять спален. Из гостиной мастера сделали большой зал Хогвартса, из холлов — игровые кабинеты, а из нескольких спален — тайные локации, которые участники открывали в ходе игры. В остальных комнатах мы спали, а во дворе играли в квиддич.
Расписание получилось такое: в пятницу утром — заезд, украшение локаций и отдых. В субботу с утра и до вечера — игра. А в воскресенье — завтрак, сборы и выезд.
Для полевок нужны лесные полигоны. В лесу мы играли в Lost, «Как приручить дракона», «Ведьмака» и «Скайрим».
Ищет полигон так называемый АХЧ — доброволец, ответственный за административно-хозяйственную часть. Примерно за полгода он расспрашивает знакомых про полигоны или выбирает из тех, где уже проводили игры. Смотрит на удаленность от Москвы, можно ли найти вокруг ветки для дров и есть ли рядом колонки или источники питьевой воды. Плюс для АХЧ важен тип леса: лучше всего подходит сосновый — там сухо и больше дров. А в лиственном дров мало и клещи.
Еще АХЧ прикидывает размер полигона. Например, на игре по «Скайриму» нас было 45, включая мастеров и игротехников. Так что маленький бы не подошел. А в Lost участвовало всего 15 человек, и полигон был поменьше.
Чтобы мы поиграли в лесу, АХЧ договаривается с лесничеством. Звонит туда и спрашивает разрешение разжигать костры, заготавливать дрова и устанавливать «стены» из нетканых материалов. Платить за пребывание на полигоне не нужно.
Обычно игры проходят в выходные. В среду или четверг мастера оборудуют туалеты и места для костра и отдыха. Еще подготавливают пространство для испытаний. На одной игре нам предстояло перелезать через веревки и искать клады. Когда мы приехали, веревки были уже натянуты, а клад закопан.
В кабинетных играх хозяйственных расходов не бывает: мы платим только за аренду помещения, а спальные места, стены и посуда там уже есть. С полевыми сложнее: все нужно покупать и привозить. Это как минимум доски и гвозди, чтобы сделать хотя бы столешницы для обеда. Плюс расходники для строительства и костра: веревки, скобы, спички, жидкость для розжига, гвозди, шурупы, батарейки, скотч, рабочие перчатки. Бытовые расходники: мыло, жидкость для мытья посуды, губки, репелленты. И всякая утварь: кастрюли, половники, тазики и ведра.
Еще у нас всегда есть запас на непредвиденные расходы — около 5000 ₽. Если его не тратят, остаток возвращают игрокам. Но обычно он уходит полностью. А вся хозяйственная часть обходится в 20 000—25 000 ₽, и купленных вещей хватает на несколько игр.
Хозяйственные расходы на игру по «Скайриму» — 24 760 ₽
Запас на непредвиденные расходы | 4500 ₽ |
36 плит ДВП, 2 × 1 м | 3600 ₽ |
Нетканый материал, 200 м | 3260 ₽ |
Расходники для строительства и костра | 3000 ₽ |
2 костровых набора | 2000 ₽ |
Аптечка | 2000 ₽ |
Бытовые расходники | 1700 ₽ |
4 ведра | 1500 ₽ |
2 топора | 1000 ₽ |
Лопата | 1000 ₽ |
2 тазика для мытья посуды | 600 ₽ |
2 половника | 300 ₽ |
Полиэтиленовая пленка для кухни, 3 × 10 м | 200 ₽ |
2 зеркала для умывальников | 100 ₽ |
Хозяйственные расходы на игру по «Скайриму» — 24 760 ₽
Запас на непредвиденные расходы | 4500 ₽ |
36 плит ДВП, 2 × 1 м | 3600 ₽ |
Нетканый материал, 200 м | 3260 ₽ |
Расходники для строительства и костра | 3000 ₽ |
2 костровых набора | 2000 ₽ |
Аптечка | 2000 ₽ |
Бытовые расходники | 1700 ₽ |
4 ведра | 1500 ₽ |
2 топора | 1000 ₽ |
Лопата | 1000 ₽ |
2 тазика для мытья посуды | 600 ₽ |
2 половника | 300 ₽ |
Полиэтиленовая пленка для кухни, 3 × 10 м | 200 ₽ |
2 зеркала для умывальников | 100 ₽ |
Купить реквизит
Для любой игры нужен реквизит. В студенчестве мы часто ограничивались недорогими тканевыми гобеленами — например, когда организовывали игру про богов Олимпа. Сейчас организаторы за три месяца составляют список необходимых вещей и заказывают их в интернете. Расскажу о тратах на реквизит на примере игр по «Гарри Поттеру» и «Скайриму».
Для «Гарри Поттера» мы много чего заказали на «Алиэкспрессе». Это флаги с символикой факультетов Хогвартса, галстуки для участников, волшебные палочки, мячи для метания и металлические кольца для квиддича. Метлы купили в канцелярском интернет-магазине «Указка». Склянки и ингредиенты для зелий — в аптеке, набор реагентов для химических опытов — в детском магазине, а продукты и медовуху — в «Ашане».
Еще нам понадобился живой реквизит — для урока по уходу за магическими существами. На «Авито» мы купили двух палочников по 300 ₽. А двух хомяков нам подарили в зоомагазине: мы хотели их купить, но консультанты были рады пристроить их и бесплатно, в добрые руки. Потом после игры двое участников забрали их себе.
На этой игре мастера правильно рассчитали количество реквизита и ничего докупать не пришлось.
Реквизит на игру по «Гарри Поттеру» обошелся в 13 258 ₽
16 волшебных палочек | 6022 ₽ |
Склянки и ингредиенты для зелий | 1383 ₽ |
12 галстуков студентов Хогвартса | 1331 ₽ |
5 метел | 1182 ₽ |
4 флага для оформления зала | 920 ₽ |
2 палочника | 600 ₽ |
Набор реагентов | 560 ₽ |
4 мяча для метания | 440 ₽ |
4 л медовухи | 420 ₽ |
4 кольца для квиддича | 400 ₽ |
2 хомяка | 0 ₽ |
Реквизит на игру по «Гарри Поттеру» обошелся в 13 258 ₽
16 волшебных палочек | 6022 ₽ |
Склянки и ингредиенты для зелий | 1383 ₽ |
12 галстуков студентов Хогвартса | 1331 ₽ |
5 метел | 1182 ₽ |
4 флага для оформления зала | 920 ₽ |
2 палочника | 600 ₽ |
Набор реагентов | 560 ₽ |
4 мяча для метания | 440 ₽ |
4 л медовухи | 420 ₽ |
4 кольца для квиддича | 400 ₽ |
2 хомяка | 0 ₽ |
Реквизита на лесную игру по «Скайриму» было больше. Мастера и игротехники сами делали для нее монеты из гипса и глины, а потом красили золотой, серебряной и бронзовой красками. Покупали их в канцелярском магазине. Еще они вырезали из дерева рунные камни и выжигали на них знаки.
На игре были персонажи-алхимики — для них пришлось покупать дополнительные колбы, а реагенты остались еще с игры по «Гарри Поттеру». А персонажам-кузнецам понадобились гипс, пассатижи и проволока. Кузнецы делали маленькие модели оружия, а потом обменивали их на игровые мечи и кинжалы с «Алиэкспресса».
На «Алиэкспрессе» мы заказали и 50 теннисных мячей — ими моделировали урон от заклинаний. Там же закупили искусственные цветы и травы и разбросали по локации. Участник, который их находил, мог обменять их на деньги или ценный товар.
Но дороже всего обошлась электроника. Например, на игре был маятник: на веревках висели пенопластовые шары, которые якобы двигались сами, а на самом деле их раскачивали автоматические моторы. Игроки должны были пройти между деревьями, не задев маятник.
Еще мы искали клад. Перед нами стояли семь картонных коробок-гробниц со свечами. Мы должны были решить логическую загадку и зажечь свечи только на двух гробницах. На них были датчики температуры: когда свеча загоралась и температура росла, за коробками открывалась автоматическая дверь.
В другой локации мы управляли роботом-пауком, который стрелял мягкими пулями. Он уже был у кого-то из организаторов, так что покупать не пришлось. Чтобы открыть одну из дверей, мы сбивали пулями из робота картонку, подвешенную на веревке. Целились с помощью пульта управления. А на картонке был закреплен датчик удара. Когда ее сбивали, активировался механизм на двери и она открывалась.
Все это программировала одна из мастеров. Мы заказали для нее на «Алиэкспрессе» десять одноплатных компьютеров «Ардуино Уно», датчики и провода. Еще она попросила какие-то модули, электронные брелоки и тактовые кнопки.
Перед игрой мастера и игротехники помогали собирать электрические цепи: соединяли компьютеры с датчиками, припаивая провода. В процессе выяснили, что многого не хватает. Звонили игрокам и просили привезти это из города, а потом отдавали деньги. Всего вышло на 12 000 ₽ — ровно такая сумма и была заложена в бюджете на непредвиденный реквизит.
Реквизит для игры по «Скайриму» обошелся в 48 459 ₽
Дополнительный реквизит | 12 000 ₽ |
Игровое оружие с доставкой | 7376 ₽ |
Краска, скотч, гипс, клей и глина для монет | 6362 ₽ |
Проволока, гипс, клей, крафтовая бумага для кузницы, доспехов, замков | 6070 ₽ |
10 одноплатных компьютеров «Ардуино Уно» и провода к ним | 2484 ₽ |
50 теннисных мячей | 2228 ₽ |
224 колбы для опытов | 2151 ₽ |
8 сервомоторов | 1943 ₽ |
100 искусственных цветов | 1749 ₽ |
Пауэрбанк для зарядки электроники | 1660 ₽ |
RFID-модуль и ключи | 1276 ₽ |
3 датчика: жестов, температуры и удара | 1110 ₽ |
Провода для пайки | 960 ₽ |
Пенопластовые шары | 420 ₽ |
Тактовые кнопки | 390 ₽ |
10 магнитных брелоков (RFID) | 280 ₽ |
Реквизит для игры по «Скайриму» обошелся в 48 459 ₽
Дополнительный реквизит | 12 000 ₽ |
Игровое оружие с доставкой | 7376 ₽ |
Краска, скотч, гипс, клей и глина для монет | 6362 ₽ |
Проволока, гипс, клей, крафтовая бумага для кузницы, доспехов, замков | 6070 ₽ |
10 одноплатных компьютеров «Ардуино Уно» и провода к ним | 2484 ₽ |
50 теннисных мячей | 2228 ₽ |
224 колбы для опытов | 2151 ₽ |
8 сервомоторов | 1943 ₽ |
100 искусственных цветов | 1749 ₽ |
Пауэрбанк для зарядки электроники | 1660 ₽ |
RFID-модуль и ключи | 1276 ₽ |
3 датчика: жестов, температуры и удара | 1110 ₽ |
Провода для пайки | 960 ₽ |
Пенопластовые шары | 420 ₽ |
Тактовые кнопки | 390 ₽ |
10 магнитных брелоков (RFID) | 280 ₽ |
Заказать транспорт
До локаций в Москве каждый добирается сам. Но если играем за городом, удобнее арендовать автобус или взять несколько такси. А на лесные полигоны мы обычно едем на пригородных электричках. Только мастера привозят реквизит на такси или автобусе.
Чтобы выехать на игру по «Гарри Поттеру», вы встречались у станции Ховрино — там жили мастера и там же лежали реквизит и продукты. Организаторы вызвали нам пять такси, и мы полтора часа ехали на них до коттеджа. Такси обошлись в 5700 ₽. А чтобы добраться обратно, мы арендовали автобус через «Юду». Он стоил 4364 ₽. На весь транспорт для участников организаторы потратили 10 064 ₽.
- 10 064 ₽
На лесные игры мы всегда добирались на электричках. В студенчестве большинство из нас жило в общежитии в Одинцове, поэтому полигон был тоже в западном Подмосковье, недалеко от станции Раздоры. Мы ехали от Одинцова до станции Рабочий поселок, там пересаживались на другую электричку и еще 15 минут шли пешком до полигона. Не помню, сколько тогда стоила дорога в одну сторону, но сейчас она бы обошлась в 48 ₽.
А последняя игра, по «Скайриму», была в районе станции Хотьково на северо-востоке Подмосковья. Мы добирались туда 1 час 20 минут на электричке от Ярославского вокзала. Билет в одну сторону стоил 168 ₽. Но дорогу на «Скайрим» и обратно мы оплачивали сами, она не входила в бюджет игры. Там были учтены только расходы на такси, на котором мастера везли в лес реквизит. Вышло 5000 ₽.
Организаторы оплачивали транспорт из бюджета игр — как он формируется, я расскажу дальше.
Продумать питание
На играх мы все вместе завтракаем, обедаем и ужинаем. Готовим сами: на каждый прием пищи 2—3 человека отвечают за еду и мытье посуды.
Продукты мы заранее закупаем в московском «Ашане» и привозим с собой — вдруг возле локации не будет супермаркета. Алкоголь и сигареты каждый покупает для себя, если нужно, в общий бюджет они не входят. Чтобы ничего не забыть, мастера составляют меню и список продуктов. Принципов два: вкусно и удобно для приготовления.
На «Гарри Поттера» мы ехали на три дня и две ночи в составе 16 человек, включая мастеров и игротехников. Количество продуктов прикинули из расчета, что на каждого нужно 400—500 г шашлыка, 200 г мяса для запекания, 0,5 пачки макарон и так далее. Все продукты я перечислять не буду, но шашлыка вышло 8 кг, мяса для запекания — 6 кг, куриных грудок — 1,5 кг, спагетти — 2 кг. Из овощей мы купили 2 кг картофеля, 2 кг огурцов и 2,5 кг помидоров. Для завтраков взяли 70 яиц, 2,5 кг сыра, 4,5 кг колбасы и 3 кг сладостей. За все мы отдали 17 759 ₽. Но в итоге почти все мясо для запекания увезли домой.
На игре по «Скайриму» нас было 45 человек вместе с организаторами. Участники играли в выходные, но организаторам, которые приехали в среду и четверг, тоже нужно было что-то есть. Так что меню получилось почти на пять дней, но готовили мы на кострах, и оно получилось скромнее, чем на «Гарри Поттере». Например, из мясного мы брали только тушенку, курицу, колбаски и ветчину в банках. Из овощей — квашеную капусту и консервированные заготовки. На гарнир делали макароны, лапшу быстрого приготовления, рис или картофель. Так что дней и участников было больше, а продукты обошлись в 26 883 ₽.
Меню на три дня для игры по «Гарри Поттеру»
Обед, пятница | Закуска в лаваше |
Ужин, пятница | Шашлык с овощами и картошкой |
Завтрак, суббота | Шведский стол: бутерброды, круассаны, вареные яйца, йогурт, мюсли, фрукты, помидоры, зелень |
Обед, суббота | «Английский» салат с курицей, фасолью, кукурузой, корнишонами, сыром, сухариками |
Ужин, суббота | Запеченное мясо со спагетти |
Завтрак, воскресенье | Яичница с колбасой и остатки прошлого завтрака |
Обед, воскресенье | Котлета с кускусом |
Перекусы | Арахис, колбаса, сыр, попкорн, «Доширак», чипсы, сладкое, чай |
Меню на три дня для игры по «Гарри Поттеру»
Обед, пятница | Закуска в лаваше |
Ужин, пятница | Шашлык с овощами и картошкой |
Завтрак, суббота | Шведский стол: бутерброды, круассаны, вареные яйца, йогурт, мюсли, фрукты, помидоры, зелень |
Обед, суббота | «Английский» салат с курицей, фасолью, кукурузой, корнишонами, сыром, сухариками |
Ужин, суббота | Запеченное мясо со спагетти |
Завтрак, воскресенье | Яичница с колбасой и остатки прошлого завтрака |
Обед, воскресенье | Котлета с кускусом |
Перекусы | Арахис, колбаса, сыр, попкорн, «Доширак», чипсы, сладкое, чай |
Меню на пять дней для игры по «Скайриму»
Обед, среда | Бутерброды |
Ужин, среда | Курица в беконе и лаваш |
Завтрак, четверг | Походный омлет с помидорами |
Обед, четверг | Квашеная капуста и колбаски |
Ужин, четверг | Рис в пакетиках с консервированной рыбой |
Завтрак, пятница | Чай и бутерброды со сливочным сыром, консервированной ветчиной, кабачковой икрой |
Обед, пятница | Суп-лапша с курицей и плавленым сыром |
Ужин, пятница | Походная карбонара: макароны с соусом из яиц и консервированной ветчины |
Завтрак, суббота | Лапша быстрого приготовления и сосиски |
Обед, суббота | Кускус с тушенкой и консервированными овощами |
Ужин, суббота | Печенный в фольге картофель с сыром и тушенкой |
Завтрак, воскресенье | Лапша быстрого приготовления |
Меню на пять дней для игры по «Скайриму»
Обед, среда | Бутерброды |
Ужин, среда | Курица в беконе и лаваш |
Завтрак, четверг | Походный омлет с помидорами |
Обед, четверг | Квашеная капуста и колбаски |
Ужин, четверг | Рис в пакетиках с консервированной рыбой |
Завтрак, пятница | Чай и бутерброды со сливочным сыром, консервированной ветчиной, кабачковой икрой |
Обед, пятница | Суп-лапша с курицей и плавленым сыром |
Ужин, пятница | Походная карбонара: макароны с соусом из яиц и консервированной ветчины |
Завтрак, суббота | Лапша быстрого приготовления и сосиски |
Обед, суббота | Кускус с тушенкой и консервированными овощами |
Ужин, суббота | Печенный в фольге картофель с сыром и тушенкой |
Завтрак, воскресенье | Лапша быстрого приготовления |
Посчитать расходы и собрать взносы
Максимум за три месяца до игры мастера считают, во сколько она обойдется. Делят итоговую сумму на количество участников и собирают со всех поровну. Иногда — двумя частями, например чтобы внести залог за коттедж.
За свою работу мои друзья денег не берут, ведь стараются для своей узкой компании и ради удовольствия.
Наши организационные расходы на игры по «Скайриму» и «Гарри Поттеру»
«Скайрим» | «Гарри Поттер» | |
---|---|---|
Локация | 24 700 ₽ | 47 600 ₽ |
Реквизит | 48 470 ₽ | 13 258 ₽ |
Транспорт | 5000 ₽ | 10 064 ₽ |
Питание | 26 883 ₽ | 17 759 ₽ |
Итого | 105 053 ₽ | 88 681 ₽ |
Наши организационные расходы на игры по «Скайриму» и «Гарри Поттеру»
Локация | |
«Скайрим» | 24 700 ₽ |
«Гарри Поттер» | 47 600 ₽ |
Реквизит | |
«Скайрим» | 48 470 ₽ |
«Гарри Поттер» | 13 258 ₽ |
Транспорт | |
«Скайрим» | 5000 ₽ |
«Гарри Поттер» | 10 064 ₽ |
Питание | |
«Скайрим» | 26 883 ₽ |
«Гарри Поттер» | 17 759 ₽ |
Итого | |
«Скайрим» | 105 053 ₽ |
«Гарри Поттер» | 88 681 ₽ |
На игре по «Гарри Поттеру» каждый из 16 участников внес по 5000 ₽. Половину мы сдавали в виде залога за три месяца, а остаток — перед самой игрой. Пусть у нас и дружеская компания, но залог гарантирует, что участник не «сольется» в последний момент. В игре важны все персонажи: от каждого зависит сюжет. Еще суммарно 8800 ₽ внесли за себя организаторы, ведь они тоже ели и жили с нами в коттедже.
На «Скайриме» был 31 игрок, мы сдавали по 3000 ₽, мастера и игротехники — меньше.
Сколько я трачу на костюмы
Перед играми участники сами делают себе костюмы. Для вдохновения читают квенту и изучают первоисточники: книги, сериалы и компьютерные игры, по которым будет ролевка. Или создают образ «из головы». Большую роль играет грим. Особенно когда речь о кросс-поле — это когда играешь персонажа другого пола. Я знаю девушек, которые могут написать методичку о том, как нарисовать правдоподобную бороду.
В студенчестве мы часто приходили на игры в обычной одежде — максимум заворачивались в куски ткани, чтобы походить на греческих богов. А сейчас по-настоящему наряжаемся. Некоторые мои знакомые покупают костюмы в магазинах типа «Донжона» — там продаются товары средневековой тематики: доспехи, оружие, предметы быта. Но там дорого: я видела обычные плащи за 9000 ₽. Дешевле будет в магазинах обычных карнавальных костюмов типа «Артэ», но выглядят они не так правдоподобно.
Аксессуары обычно ищут на «Ярмарке мастеров» и «Алиэкспрессе». Те, кто готов донашивать чужой реквизит, пользуются барахолками во «Вконтакте», такими как «Rolesales — ролевые распродажи», «Косплей-барахолка», «Единый рынок реконструкторов и ролевиков». Но все это тоже недешево: украшения, стилизованные под Средневековье, стоят от 900 ₽ за штуку.
Но многим жалко покупать наряды на один раз, и они делают их из того, что есть дома. Я помню участников, которые сооружали меховую накидку вождя из пледа леопардовой раскраски, а одеяние олимпийского бога — из занавески. А из моего подъюбника вышла отличная магическая накидка на голову.
На последнюю игру, по «Скайриму», мама специально шила мне плащ. Для него я купила в магазине тканей три метра бильярдного сукна за 2900 ₽. Еще докупила на «Вайлдберриз» аксессуары. Но только такие, которые потом можно было бы носить каждый день. Например, платье, пояс, серьги, две броши, две сумки и колготки. Отдала 4154 ₽, но не считаю это тратой только на игру.
- 7054 ₽
Делая костюм, я думаю не только о красоте, но и об удобстве. Однажды я поиграла в лесу в туфлях на каблуках и длинной юбке, а потом долго отковыривала грязь с каблуков и отдирала клочки одежды с веток. Больше длинные балахоны я в лес не надеваю. Еще я всегда беру вместительную сумку, чтобы таскать с собой квенту и игровые вещи: деньги, зелья и прочее.
В целом участие в одной игре обходится мне в 3000—8000 ₽. Сюда входит взнос участника и костюм. Но с расчетом, что костюм я потом не выбрасываю, а продолжаю носить его элементы по отдельности.
Коротко о ролевых играх живого действия
- Ролевые игры бывают кабинетные и полевые. Первые проходят в помещениях, вторые — в лесу.
- Игры делаются на основе вымышленного мира: известной книги, сериала или компьютерной игры.
- В играх есть механики — правила, по которым игроки изображают волшебство, смерть, секс и другие действия, которые нельзя осуществить по-настоящему.
- У каждого игрока есть роль. Роли распределяет ведущий, или мастер. А подробности о роли расписаны в специальном документе — квенте.
- Чтобы организовать игру, нужно сначала посчитать количество участников, продумать сюжет и игровые механики.
- Локацию ищут заранее: бронируют коттедж или договариваются, что игра будет дома у мастера. А чтобы провести ролевку в лесу, спрашивают разрешения у лесничества.
- Мастера заранее заказывают реквизит, продукты и арендуют автобус. Чтобы на это были деньги, считают все расходы, делят на количество участников и собирают взносы. Обычно это 3000—5000 ₽.
- Получив квенты и сдав взносы, участники сами придумывают себе костюмы. Можно купить готовый в специализированном магазине, а можно сделать костюм из вещей, которые уже есть дома.