«Цены явно завышены»: какой бюджет рационально заложить на покупку автомобиля

Мнения читателей
91
«Цены явно завышены»: какой бюджет рационально заложить на покупку автомобиля
Аватар автора

Эдуард Солодин

считал чужие деньги

Страница автора

В 2023 году средняя цена на новый автомобиль увеличилась почти до 3 000 000 ₽.

Из-за этого приходится пересматривать взгляды на то, какую покупку считать рациональной. Читатели Т⁠—⁠Ж обсудили, как должны соотноситься цена машины и зарплата ее владельца, а мы собрали их мнения на этот счет.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Мнение № 1

Стоимость машины не должна превышать годовой доход

Аватар автора

Роман Топилин

обозначил приемлемую цену

Страница автора

Где-то читал, что цена на недвижимость считается адекватной, когда один квадратный метр стоит один месяц средней зарплаты. До 2020 года так и было, сейчас автомобиль стоит дороже, чем квартира в то время. Цены явно завышены.

Считаю, что нормальная цена на новый автомобиль — менее годового дохода одного человека. Цена в полугодовой доход слишком нереалистична, учитывая реальные доходы населения. Сейчас машина становится непозволительной роскошью.

Мнение № 2

Покупать авто нужно на сумму годовых накоплений

Аватар автора

Скрудж Макдак

не ориентируется на зарплату

Страница автора

Машину надо обновлять примерно раз в пять лет, и тратить на это столько, сколько отложил за год. Привязывать к зарплате нет смысла, так как у кого-то — 300 000 ₽, но жена в декрете и ипотека, а кто-то получает 100 000 ₽, но живет с родителями и не тратится даже на общую еду. Не исключаю, что машина в том и в другом случае примерно одинаковая.

Первая машина может стоить чуть больше — например, как 14 месяцев накоплений, так как ее придется покупать с нуля. Потом проще, так как нужно доплачивать только разницу.

Мнение № 3

Важнее не стоимость машины, а расходы на ее содержание

Аватар автора

Антиконсьюмерист

самостоятельно обслуживает машины

Страница автора

У меня доход 50 000—60 000 ₽ и две машины. Но обслуживаю и ремонтирую их самостоятельно, а также у меня есть прокачанный навык — доставать запчасти с большими скидками. Работы в автосервисах стоят очень дорого, наценки на запчасти огромные.

Поэтому человеку с доходом 100 000 ₽, который не собирается самостоятельно обслуживать авто, я бы рекомендовал машину не покупать вообще. Она постепенно без штанов оставит.

Аватар автора

Дочь папиного друга

может, но не покупает авто

Страница автора

Есть более точный расчет стоимости владения авто — за период или за 1 км. Для всех он будет разный: кто-то покупает машину для понтов, кто-то для поездок за город или по работе. За 1 800 000—2 000 000 ₽ вполне реально купить подержанного корейца или немца. Или даже китайца из автосалона.

Вопрос даже не в начальной стоимости, а тратах на амортизацию и эксплуатацию. Готов ли человек с зарплатой в 300 000 ₽ вкладывать в дорогую машину половину дохода?

Моя зарплата позволяет мне купить хорошее подержанное авто с небольшим пробегом. Но для меня это сливание бюджета, так как потребность в передвижении закрывается каршером или такси. А деньги я предпочитаю инвестировать. Не все, кто хорошо зарабатывает, по умолчанию покупают себе дорогие машины.

Мнение № 4

Рационально потратить на авто пятую часть от стоимости жилья

Аватар автора

Evgeny Terentev

расставил приоритеты

Страница автора

Машина должна стоить 20% от стоимости жилья. Потому что вы живете больше времени дома, а не в машине.

Мнение № 5

Правильнее учитывать не доходы, а общие расходы

Аватар автора

Andrew

сравнил финансовые возможности

Страница автора

Зарплата ничего не говорит о возможности купить авто. Есть еще расходы. Сравните двух человек с одинаковой зарплатой: первый — одинокий, у второго — жена в декрете и плюс еще дети есть. Их финансовые возможности будут неравноценными.

Мнение № 6

Сравнивать стоимость машины с зарплатой бессмысленно

Аватар автора

Александр Сидоренко

стал беднее

Страница автора

Мне кажется, нужен еще какой-то поправочный коэффициент — нельзя ровнять все на месячный доход.

Могу привести свой пример. В начале 2022, когда мне приспичило поменять машину, та, что хотел, стоила 3 500 000 ₽, или условные N моих зарплат. Я решил отложить до лета, чуть подкопить и взять классом выше. После известных событий эта же машина стала стоить 9 000 000 ₽ — почти 3N моих зарплат.

Как тут считать привязку? Мы просто все стали одномоментно беднее.

Аватар автора

Anna

не хочет расстраиваться

Страница автора

Лучше не считать. Стоимость авто улетела в стратосферу, а зарплаты — увы, нет. Соотношение зарплаты и стоимости нового хорошего авто погружает в пучину отчаяния.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Эдуард СолодинА сколько вы готовы потратить на покупку автомобиля?
  • KomradПокупайте автомобиль который нравится и на который хватает деньги.15
  • Александр СидоренкоМолодец- надергал комментариев под конъюнктурную тему, оформил, не спросив авторов и на тебе - статеечка. Хитро. Не ужели «и так можно было??..»6
  • Е.SKomrad, чаще всего нравится порше, а хватает на девятку) по крайней мере у меня так24
  • Е.SОчень грустно жить с осознанием того факта, что возможно никогда не будешь владеть автомобилем, просто потому что это стало запредельно дорого. Я 11 лет не могла получить права, все не было то денег на взятки, то времени, и вот я их ПОЛУЧИЛА. И как раз в этот момент цены на авто улетели в космос. Я еще помню времена когда можно было за 200-300 тысяч взять вполне ездящий авто. Теперь даже и не знаю, зачем я получала вообще водительские права? Так и буду пылиться на полочке. Если у меня и будут 3 млн, ну не буду я их тратить на авто. Я думаю смысла привязываться к зп нет. По нынешним ценам авто это роскошь. Автовладельцами останутся только те, у кого УЖЕ есть какое-то авто. Тут хотя бы есть простор для маневра, продать, доложить разницу, обновить. А что делать таким, как я? У кого не было авто, родители мне ничего не купят и я не особо разбираюсь в ремонтах авто, поэтому сильно подержанный старый брать просто страшно, всю и так небольшую зп придется тратить на ремонты. Такие как я раньше брали новый авто в кредит. Но теперь это не вариант, да и стоимость авто 3 млн, у меня ипотека как раз 3 миллиона. Если у меня будет еще 3 млн, я закрою ипотеку или куплю еще одну недвижимость. По моим доходам я готова была бы выделить на авто 600-800 тысяч, не больше, но сейчас таких цен нет и уже видимо не будет. Это где-то полгода моего дохода, но для меня это единственная адекватная сумма, работать год на машину, чтобы просто возить свою жопу в комфорте - это дичь. Считаю что годовой доход на машину - это слишком. Это просто нерационально.8
  • AlpenПовсеместное захламление крупных городов автомобилями с 1.3 человека на одну машину это невероятная глупость , расточительство природных ресурсов и порча экологии. Поэтому подорожание личных автомобилей это наименьшее что меня беспокоит из всего что подорожало (всё). Было бы следом приведение общественного транспорта в порядок. Вот где реальная проблема.5
  • Свинья ТуфиОчень часто встречается фраза про то, что "автомобиль должен стоит столько то месяцев дохода" . И везде это заявляется, как некая аксиома от которой пляшут , как от печки. Попробовал в гуголь -- след уходит в зарубежные источники от разного типа инфоцыган. Кто так решил? Почему именно шесть месяцев ( или не шесть?) , исходя из каких побуждений или фактических расчётов?9
  • Маленькая ведьма"Важнее не стоимость машины, а расходы на ее содержание." Вот точно, за покупку машины я плачу один раз, а заливать бензин по стабильно растущим ценам и ремонтировать её, и что б роллтон месяц не жрать - эти ценовые вопросы меня волнуют больше.8
  • Сергей ВарламовKomrad, самый базовый, но правильный совет!4
  • ЕленаОткуда взялись эти расчёты, что автомобиль долен стоить столько, сколько человек зарабатывает за год, чем эта цифра подтверждена? а то она из одной статьи в другую кочует, но почему именно год, а не к примеру два года или 6 месяцев объяснений нет5
  • ЕленаЕ.S, тут недавно дневник был, преподавателя аниматора, так он авто купил за 170 тыс, так что было бы желание. В остальном ваш рассказ можно размещать на главной какого нибудь благотворительного фонда, прям до слёз3
  • Александр СидоренкоЕ.S, Елена, тут все просто: "Если вы спрашиваете, сколько уходит в год на содержание яхты, значит она вам не по карману.“ - Джон Морган то же относится и к автомобилю.5
  • KomradЕ.S, к девятке приложили руки инженеры Порше. Вы ближе к мечете, чем кажется.18
  • Максим ИвановЕ.S, в ваш бюджет (800 т.р.) можно заказать автомобиль из Японии. Например, Honda Fit 2011 года, с пробегом 70-80000 км. И оценкой 4 балла. Это будет автомобиль с правым рулём, отличным техническим состоянием, маленьким расходом топлива.5
  • Е.SЮлия, вы теоретик каршеринга или практик? У новичка в вождении в карше намного дороже минута, у меня вот 30 рублей. Я езжу, иногда, но мне на такси даже дешевле, чем каршем. Потом неопытный водитель может попасть в ДТП, в случае с каршем там безумные суммы сразу безакцептно списываются с карты. У друга за царапину на бампере которую даже не он сделал, сняли 27 тысяч.4
  • Е.SАлександр, ой блин очередное красивое высказывание. Все считают деньги, и обеспеченные люди тоже, просто не до копеек, а скорее умещаются в выделенный бюджет. А вот сам размер бюджета может быть очень внушительным.1
  • Е.SМаксим, спасибо, почитаю по теме, как-то не приходил такой вариант в голову.2
  • Максим РоманчиковВам не жалко тратить свое время на обработку частных мнений людей? Но даже и за этим занятием вы не предложили и 10% возможных вариантов. И даже не попытались свести ответы в систему и сделать выводы. Потратил впустую время на чтение и ещё написание коммента. Зачем вы это делаете, такую работу? Чтобы, что?13
  • СергейСегодняшние цены на новые машины далеко за гранью разумного, а выбор - ВАЗ или китайцы. Поэтому если у вас уже есть в живом состоянии не-ВАЗ и не-китаец, тактико-технические характеристики которого вас устраивают, разумнее вкладываться в поддержание имеющейся машины в живом состоянии, а не в покупке новой ломучей железяки за неразумно-космическую цену.26
  • Александр СидоренкоЕ.S, так здесь речь об обеспеченных, по-крайней мере, в наших реалиях, людях. Уж точно не о тех кто грезил купить себе права, а проблемы с реальной сдачей экзаменов- как по мне, так уже звоночек, что этому камикадзе права ни к чему, так ещё и неспособному купить себе даже элементарно 30-летнюю ржавую железяку, при этом ожидающее его бесплатно. Вангую, что содержание оного будет для Вас так же затратно и начнете Вы тянуть с близких и знакомых особей мужского пола. Дальше мы прочтём «плач Ярославны» о мужском скупердяйстве. Оставьте завиральные идеи и купите себе карту Тройка. Снимите потенциальный риск со своей души, потенциально появившись на дороге с купленными правами на необслуженном ведре 30-летнего возраста..1
  • Александр СидоренкоМаксим, рейтинг наше все)) +11
  • Александр СидоренкоЕ.S, Елена, насчёт женоненавистничества- отнюдь, даже и не думал. Я все по фактам: «Я 11 лет не могла получить права, все не было то денег на взятки, то времени, и вот я их ПОЛУЧИЛА.» Читаю это- как купила. Реальные страдания и моральные затраты вы озвучили позже. По Вашему подходу к передвижениям - нет вопросов. Это Ваше решение. Один только комментарий: кашеринг хорош пока все проходит без проблем, но как только не дай бог, случилась авария и пока машина в ремонте упомянутая сумма за минуту капает вне зависимости количества дней ремонта. Приятель так попал. Вся экономия на такси за пару лет свелась к значительным потерям. Так что возвращаемся к аксиоме о бесплатном сыре)2
  • АптечкоKomrad, >>ближе к мечете ما ثاء الله6
  • Sergey AveryanovНедавно потратил на новый автомобиль чуть меньше годового посленалогового дохода. Жаба конечно душила, но любовь к авто оказалась сильнее. И это хорошо - покупкой очень доволен и считаю, что оно того стоило.2
  • АптечкоСвинья, прост1
  • Максим ИвановАптечко, вы в теме? Из какого вы региона? На основании чего вы так говорите?4
  • Александр КонстантиновКак же бесят люди (Москва, Питер) пишущие зачем машина есть каршеринг, ОТ, такси. Вы из своих КАДов или фантазий вылезаете вообще? Вы вообще считываете реальность нашей страны?! Я живу в городе 300тыс. И вроде бы до работы 3 остановки, но наши москвичи и ленинградцы забывают - это у вас в городе ОТ нормальный, а у нас в заКАДьях ОТ он как бы и есть, но его нет. После 20:00 иногда приходится ждать по часу на остановках. И в теплое время всё ок, а зимой как то некомильфо. И цены на такси в такое время гумманными назвать сложно. Сейчас налетят комментаторы - Меняй работу (я тренер и мне нравится моя работа)!, Переезжай в крупные города (у меня мама одна)! И так наши столичники во всём - у нас нормально, а что там за кольцевой нас не интересует29
  • ВладимирУдивляют люди которые считают что у нас все хорошо. Рубль обесценился до нельзя, выбора авто как такового нет. Наше, по деньгам, далеко не наше, а при том качестве и предлагаемых (вернее отсутствующих) опциях, вообще не интересно за такие деньги. Государство, следуя своей логике "братья на век", упорно навязывает нам китай, при том что сами китайцы не хотят поставлять запчасти к уже проданным, официально, машинам. Зарплаты большинства россиян не хватит на что то путевое, а это кредит и прощай бюджет семьи. Соответственно экономия, кто на детях, кто на еде... А отказаться от авто никак, потому что, допустим в моем городе, общественный транспорт вроде как есть, но его нет. Такси и каршеринг=своему авто. Вот и остается автохлам, который придется чинить и поддерживать в рабочем состоянии. Сразу вспоминается Куба... ))) Во всем мире (вспомним историю), в таких случаях люди переключаются на маленькие бюджетные авто, но у нас в стране так не получиться... понты мешают2
  • ЖорикМаксим, вот и адепты правого руля подтянулись...3
  • СветланаKomrad, человеку например нравится одна марка машины, а деньги есть на модельку нравящейся. Тут как быть?1
  • OloloАлександр, а зачем ради трёх остановок ждать автобус час? Можно прогуляться2
  • СветланаЕ.S, остаëтся только купить модель любимой машины). И копить на мечту.1
  • OloloВладимир, почему такси и каршеринг = своему авто? Я год назад покупала, считала. Такси и карш в разы дешевле выходят, даже просто стоимость авто отбить поездками на такси это десятки лет 😁, но личный комфорт и удовольствие победили (Москва и МО)2
  • СветланаАлександр, правильный дяденька ерунду не скажет.1
  • СветланаАлександр, а помоложе не проще купить машину, зачем именно 30-летку на колëсах?1
  • Vitaly RodinСветлана, о чем вы? Видимо невнимательно прочитали сообщение и мой комментарий)1
  • СветланаUnkle, зарплата один миллион в месяц. Меньше это не то.2
  • Александр СидоренкоСветлана, конечно проще, но про «бесплатную 30-летнюю девятку» был комментарий от E.S., это она ее ждёт как манны небесной2
  • KomradСветлана, выбрать наиболее привлекательную из доступных.1
  • ВладимирOlolo, к сожалению не везде так. У меня как раз одинаково почти выходит. Но еще и мобильность. Я же помимо города работа-дом, езжу в деревню и много что вожу туда (на прицепе). Так еще и по работе приходится ездить...1
  • ИрбисДолго можно описывать, но постараюсь упростить. Вопрос в рациональности, то есть делая слишком дорогую покупку в виде недвижимости, человек осознанно или нет, отказывается от других удовольствий и возможностей в жизни. Естественно я имею в виду, когда у человека есть возможность купить допустим 90 квадратов, но он берет 60. А не когда денег совсем нет, или совсем мало.1
  • ИрбисСвинья, а по конкретным цифрам, не знаю кто сколько высчитывал. Слышал у Бодо Шефера, что авто не более 3 месячных доходов. Я вот лично без авто, хотя есть деньги на него. ( для меня лично 6 месячных доходов предел, но мне не нравится, то что я бы мог купить на эти деньги). Увеличу доход, тогда рассмотрю варианты.0
  • Фома КинияевЕ.S, за 800 можно найти японца на вторичке, вложить в следующие пару лет постепенно 100-200 на устранение вылезающих косяков, и жить счастливо.1
  • AlpenOlolo, вот за городом автомобиль имеет смысл. Дворы-парковки нет.1
  • AlpenАптечко, Да, ещё забавен этот культ автомобилей. Рекламщики умудрились вбить в приматов идеи, что автомобиль делает человека чем-то лучше. Это прям от некоторых автомобилистов за километр веет.1
  • Александр СидоренкоЕ.S, я бы согласился с изложенной Вами концепцией финансовой грамотности, если перед этим Вы не публиковали полного страдания поста о тернистом 11 летнем пути в получении прав и абсолютной фрустрации после, от недостижимости покупки пепелаца. То, что Вы описали в последнем посте - не финансовая грамотность, а вынужденная модель поведения в результате "крушения всех надежд"2
  • Александр П.Александр, соглашусь. Сам живу в СПб, но часто езжу по СЗФО. И если в областных центрах ещё хоть как то, то в районных - зачастую без машины ты сидишь либо дома, либо крутишься как уж в попытках. Вот был на той неделе у мамы в Смоленской области. Районный город. От вокзала доехать не реально вечером . Вообще. Никак. Я.Такси там одна машина на весь город. Местное такси- "машин свободных счас нет, позвоните минут через 10, не факт что будут". Автобус ушёл, следующий х/з когда ( как выяснилось - через 40 минут). Идти 5 км, в темноте с вещами. Так это ещё не самая опа мира, там рядом ПГТ есть. Как туда вернутся с вечерней "Ласточки" из Москвы, или из Смоленска ? Хорошо - можно попросить соседа, у которого машина есть, а если и у него на будет?0
  • Александр П.Простите - но это бред про % от дохода, или месяцев/лет дохода. Ну ок, возьмём чистый доход в 200 тыс, и нет ипотек/кредита. Приличный доход так то. Не бохато, но - по РФ это средний класс получается. 2 400 000 - год. Вот её и потратим. Что можно взять: Это новая недомашина типа автоТАЗа Это 3-5 летний средний европеец С класса Это 10 летний хороший кроссовер в отличном состоянии Это люксовая некруха в состоянии " дрова" По факту - это абсолютно разные машины по стоимости содержания и ликвидности. И назначения. Но полностью соответствует " столько то месяцев дохода" Исходить нужно из стоимости километра ( причем можно туда закинуть и " аммортизацию", рассчитанную от предполагаемого срока использования), количества км в месяц и уже это соотносить со своим доходом. У меня счас авто рабочее, в свободном доступе. И есть своя, но использую мало. Поэтому меня мало волнуют стоимость топлива, ТО , да и в принципе поломок ( из мало, а ремонт не срочный), т.к. это всё размывается. Поэтому хороший, но пожилой кроссовер меня полностью устраивает. А вот когда я ездил на своей и наматывал по 20-25 тыс км/в год - вот тут уже стоимость км была важна, и конечно выбирал я по другому.1
  • Ирина КАлександр, эти люди пишут про свою жизнь, про свою реальность. Что тут плохого или неправильного? У вас другая жизнь и другая реальность. Вы так же не догадываетесь о всех проблемах жителей мегаполисов, как и они не догадываются о ваших. И что? Кстати, каршеринг, такси и ОТ в мегаполисе тоже не всегда спасает, иногда без машины не обойтись.6
  • SennomaСветлана, "если вы бедный, просто разбогатейте"?2
  • SennomaKomrad, часто это разные автомобили, причем второй - это коза )))0