В нашей семье пять человек, и каждый хочет первое, второе и компот.
Мы пробовали экономить по-разному: делали большие запасы, закупались на неделю в гипермаркетах, рейдили овощные базы. Был период, когда мы жили с пустым холодильником и я научилась покупать два огурца. Все это работало, но хотелось большего.
В итоге я придумала свою систему. Сейчас я трачу на еду 30 тысяч в месяц, а в магазин хожу пять раз в неделю. Если умеете лучше, поделитесь своим опытом в комментариях.
В моей системе ничего сверхъестественного: немного математики, здравого смысла и умения готовить.
Если вкратце, вот что я делаю
Магазины рядом с домом
Раньше мы делали ставку на оптовые цены. Каждые выходные ездили в гипермаркет, а иногда объединялись с другими семьями и закупались на овощных базах.
На поездку в гипермаркет мы тратили по пять часов в неделю, или 20 в месяц, но это не избавляло от ежедневных походов в магазин за свежим хлебом и молочкой. Кроме того, это расходы на бензин. Например, поездка в «Ашан» нам обходится в 60 рублей, на рынок «Фуд-сити» — в 110 рублей, на оптовую базу в Мытищах — в 500 рублей.
А еще обидно потратить кучу времени на охоту за дешевой клубникой, а потом обнаружить, что рядом с домом ее все это время продавали за те же деньги — потому что со скидкой.
Тогда мы попробовали закупаться продуктами рядом с домом. Оказалось, что времени и бензина на это уходит меньше, а оптовые цены компенсирует математика, скидки и программы лояльности. Сейчас мы ходим за продуктами четыре-пять раз в неделю, на один поход уходит 40 минут. В месяц получается 12 часов — на 8 меньше, чем при оптовых закупках.
В оптовых магазинах продукты в среднем дешевле, чем в супермаркетах. Но в разных супермаркетах продукты стоят по-разному. Если всё посчитать и сравнить, можно найти места, где цены на определенные продукты не сильно выше оптовых. А с учетом скидок и программ лояльности получается чуть ли не дешевле.
Узнайте, как устроен ИИС-3
Как я сравниваю цены на продукты
Сравнивать имеет смысл килограммы и литры, а на ценниках чаще пишут стоимость упаковок. Поэтому приходится вспоминать математику и все пересчитывать. Первое время я доставала калькулятор, потом привыкла считать в уме. Мне помогает простая математика.
Например, 200-граммовая упаковка стоит 170 рублей. Чтобы узнать стоимость килограмма, цену надо умножить на пять:
170 × 5 = 850 Р
Но мне быстрее поделить на 2 и умножить на 10:
170 / 2 = 85
85 × 10 = 850 Р
Когда есть цена за 400 граммов, я сначала привожу задачу к предыдущей. Если упаковка стоит 290 рублей, моя математика выглядит так:
290 / 2 = 145
145 / 2 = 72,5
72,5 × 10 = 725 Р
Чтобы сравнивать цены, не всегда обязательно все высчитывать до копейки, поэтому иногда я упрощаю расчеты. Например, чтобы узнать стоимость килограмма, если в упаковке 900 граммов, я делю цену на 10 и прибавляю результат к цене. Получается не килограмм, а 990 граммов, но для моих целей такой точности хватает.
Скажем, если 900 граммов стоит 700 рублей, то 990 граммов стоит 770:
700 / 10 = 70
700 + 70 = 770 Р
Молоко, соки и хозяйственные средства чаще всего разливают по бутылкам объемом литр или полтора. Чтобы сравнить их стоимость, я делю цену литровой бутылки на два и прибавляю результат к цене. Если литр стоит 300 рублей, то полтора — 450:
300 / 2 + 300 = 450 Р
В нашем районе пять сетевых супермаркетов: «Ашан», «Пятерочка», «Магнолия», «Виктория» и «Вкусвилл». Когда мы решили закупаться у дома, то обошли все магазины и записали цены на продукты — в килограммах и литрах. Когда мы их сравнили, то остановились на двух супермаркетах. В «Ашане» покупаем бакалею: крупы, муку, специи, чай. Во «Вкусвилле» — скоропортящиеся продукты: молоко, мясо, колбасы, овощи, фрукты.
Чтобы не сойти с ума, мы сравнивали только те продукты, которые покупаем чаще всего. Например, инжир я покупаю только пару раз в год. Даже если в условной «Пятерочке» он стоит в пять раз дешевле, чем во «Вкусвилле», на нем все равно много не сэкономить.
А вот с молоком другая история: в месяц наша семья выпивает 35 литров, поэтому важен каждый рубль. Мы стараемся пить свежее молоко, которое хранится всего несколько дней. Самое дешевое продают во «Вкусвилле» — по 49 рублей за литр. Следующее по цене — молоко «Магнолии» по 55 рублей. Только на молоке мы экономим за год минимум 2,5 тысячи рублей. А если сравнивать с долгоиграющим, то самое дешевое «Лианозово» из «Ашана» будет стоить дороже на 10 тысяч в год.
Мы сравниваем марки продуктов, которые обычно покупаем и в которых уверены. Например, молоко кое-где продают дешевле, чем во «Вкусвилле», но, по нашему мнению, пить его нельзя.
Иногда качество можно определить по внешнему виду или составу. Я не покупаю мясо по 300 рублей за килограмм, если оно с желтым жиром или выглядит старым. Сыры с консервантами мне тоже неинтересны. А если мы находим продукты новых марок, то пробуем и выносим вердикт: покупаем или нет. Так было с тем же молоком «Вкусвилла».
Еще мы следим за скидками. Скидки и программы лояльности предлагают все сетевые супермаркеты. В «Ашане» бывают неплохие скидки, а во «Вкусвилле» кроме обычных скидок бывают скидки на продукты с истекающим сроком годности и скидки по программе лояльности. Все это разные вещи, и пользуюсь я ими по-разному.
Суперскидки «Ашана»
В «Ашане» я обычно покупаю продукты по списку, независимо от скидок. Но смотрю по сторонам — и если вижу большую скидку на съедобную марку, то покупаю ее вместо привычной. На прошлой неделе я так закупилась итальянскими макаронами со скидкой 45%.
Главное обращать внимание не на цвет ценника, а на цифры. Бывает, что скидка всего несколько рублей, а иногда продукты с желтыми ценниками вообще дороже обычных.
|
|
|
|
Как я пользуюсь скидками «Вкусвилла»
Уцененная полка. Главный источник продуктов для основных блюд — товары с истекающим сроком годности из «Вкусвилла». Если продукту остается жить день или два, его продают со скидкой 40%. На уцененную полку этого магазина я заглядываю в первую очередь.
У меня есть знакомые, которые боятся покупать такие продукты, потому что считают, что среди них могут оказаться испорченные. На мой взгляд, это перестраховка. Магазин не имеет права продавать испорченные продукты, какими бы ни были скидки. Если творог с уцененной полки окажется прокисшим, магазин все равно обязан вернуть деньги.
Другое дело, что продукты могут успеть испортиться до того, как их съедят. Но когда семья большая, они просто не успевают. Даже полукилограммовую палку колбасы мы съедаем всего за три чаепития.
Но иногда уцененная полка подводит. Например, сегодня на ней только котлеты из кролика, две упаковки за 456 Р. Для нас это дорого, поэтому на обед будет курица из морозилки, которую я купила на прошлой неделе со скидкой 20% по программе лояльности.
|
|
Программа лояльности «Вкусвилла» работает так: если у вас есть карта магазина, то на кассе вам предлагают выбрать «любимый продукт» и делают на него скидку 20%. Выбор действует пять дней, но при следующей покупке его можно поменять — и получить скидку на другой товар.
Чем больше «любимого продукта» покупаешь, тем больше экономишь, поэтому по программе лояльности «Вкусвилла» удобно пополнять запасы. За продуктами я хожу почти каждый день, поэтому каждый день могу выбрать новый «любимый продукт». Вчера купила три пачки сливочного масла, сегодня — четыре курицы, завтра — шесть пачек пельменей. Если ездить за продуктами раз в неделю, «любимый продукт» может быть только один в неделю, а у нас — пять. В итоге только на этой программе мы экономим 2 тысячи рублей в месяц — 24 тысячи в год.
Так как скидка всегда 20%, на экономию сильно влияет и стоимость продукта. Я часто наблюдаю, как покупатели выбирают «любимым продуктом» всякую мелочь, например хлеб или кефир. Но скидка на кефир за 54 Р — только 10,8 Р. А курица стоит 233 Р, и скидка уже 46,6 Р. За четыре курицы сразу 186,4 Р экономии. В морозилке не испортятся.
Продуктовый абонемент «Вкусвилла». Кроме программы лояльности «Вкусвилл» предлагает скидки по продуктовому абонементу. Каждый день в мобильном приложении и в Телеграме я получаю сообщения с новым списком продуктов, которые магазин сегодня продает мне со скидкой 20%. Я смотрю его перед походом в магазин и подстраиваю список покупок.
У нас с мужем отдельные карты лояльности, поэтому мы сравниваем абонементы и покупаем по тому, что более выгоден.
|
|
Пополнение запасов
В начале семейной жизни я по примеру родителей запасала побольше продуктов. Это удобно: дома есть что приготовить, а покупать можно что угодно — рано или поздно пригодится. Спустя три года, пока мы с мужем были в отпуске, в кладовых завелись жучки. Я потеряла две месячные зарплаты.
Мы всё выкинули и какое-то время жили с пустым холодильником: если хочешь что-то съесть, сначала купи и приготовь. Это было очень экономно. Но потом появились еще дети и без запасов стало сложно.
Помня о жучках, мы держали себя в руках. Мы сели и записали все, что за месяц съедает семья. В этот список мы включили все, даже кофе, детское питание и перекусы в дороге. Получился список со вкусовыми предпочтениями.
После этого мы решили, что будем готовить сами, а что — покупать готовым. Для блюд, которые готовим сами, расписали все продукты. Получились запасы продуктов на один месяц. Постепенно мы их закупили, в основном по программе лояльности «Вкусвилла», а теперь просто пополняем. Обычно покупаем на две недели или месяц, но если попадаем на суперскидки «Ашана» или дополнительные скидки «Вкусвилла», то покупаем побольше.
Все остальное я покупаю по необходимости и не беру впрок надолго.
Наши месячные запасы из «Вкусвилла»
Продукт | Обычная цена | «Любимый продукт» |
---|---|---|
Курица, 8 шт. | 1864 Р | 1491 Р |
Бутилированная вода, 15 шт. | 1350 Р | 1080 Р |
Колбаса, 4 упаковки | 1320 Р | 1056 Р |
Говядина, 2 кг | 1120 Р | 896 Р |
Мед, 2 банки | 940 Р | 752 Р |
Пельмени, 4 пачки | 900 Р | 720 Р |
Сливочное масло, 800 г | 576 Р | 460 Р |
Вареники, 3 пачки | 510 Р | 408 Р |
Сыр, 600 г | 396 Р | 317 Р |
Топленое масло, 400 г | 340 Р | 272 Р |
Консервированные помидоры, 4 банки | 328 Р | 262 Р |
Икра трески, 4 банки | 300 Р | 240 Р |
Подсолнечное масло, 2 бут. | 220 Р | 176 Р |
Итого | 10 164 Р | 8130 Р |
Эффективность продуктов
Чтобы экономия получалась экономной, мало покупать продукты со скидкой. Нужно понимать, что с ними потом делать. За 100 рублей лучше купить два спелых томата «Бычье сердце» и сделать умопомрачительный салат, чем три килограмма полусгнивших помидоров и пытаться крутить из них аджику. Половина продуктов уйдет в помойку, а вкус получится посредственный.
Поэтому я стараюсь всегда оценить, насколько покупка поможет мне накормить семью или побаловать вкусным.
|
|
Это не значит, что мы обходимся без йогуртов. Но покупать их в магазине дорого: самый дешевый йогурт без добавок стоит 46 рублей за 120 граммов. Поэтому мы купили йогуртницу и делаем их сами.
Из литра цельного молока за 52 рубля и одного йогурта получается семь банок по 120 граммов. Себестоимость одной банки — 14 рублей вместо 46. Если на следующий заход использовать одну из самодельных банок, получается еще дешевле. Так можно делать три цикла, а потом приходится снова добавлять магазинный. В пределе мы добились того, что себестоимость одной банки — 5 рублей 15 копеек.
Если покупать йогурты в магазине, в месяц уходит 5520 рублей. Если готовить свой — 618. Йогуртница за 2700 рублей окупилась меньше чем за месяц.
Еще один способ повысить эффективность продуктов — выбирать более сытные рецепты. Например, одно время я делала котлеты из индейки. Диетический фарш индейки со скидкой стоит 88 рублей. Из двух пачек у меня получалось 15 котлет — это шесть порций. Считая все ингредиенты, по 33 рубля за порцию. А потом я попробовала сделать вместо котлет суфле, и оказалось, что это в два раза выгоднее. Те же шесть порций получаются не из двух пачек, а из одной. Одна порция уже стоит не 33 рубля, а 16 рублей 50 копеек.
Продукты на оба рецепта нужны примерно одни и те же, только вместо лука для суфле нужна столовая ложка молока. Все дело в способе приготовления. Из котлет сок вытекает, поэтому они ужариваются. А в суфле он сохраняется, поэтому оно, наоборот, поднимается.
Как вам такая эффективность?