Почему УК не принимает показания счетчика на тепло?
Вы писали, что платить за отопление по счетчику можно, даже если приборы учета тепла у соседей повреждены. Так решил Конституционный суд.
У меня есть счетчик на тепло, но управляющая компания присылает мне платежки по-старому — по нормативу исходя из жилплощади.
Подскажите, как законно пресечь беспредел управляющей компании, какие документы собрать и куда их представить?
Наличие счетчика на тепло еще не означает, что управляющая компания обязана принимать его показания. Сначала нужно выяснить, почему вам отказываются делать начисления по прибору учета. Конечно, это может быть самодурством УК, но у нее может быть и мотивированная позиция.
С чего начать
Первым делом стоит обратиться в управляющую компанию и попросить дать письменный ответ, почему она не принимает показания теплосчетчика.
Подать заявление в УК можно лично, по электронной или обычной почте, но самый надежный вариант — через портал ГИС ЖКХ. Так точно ничего не потеряется.
Управляющая компания обязана ответить в течение 10 рабочих дней. Дальше расскажу, в каких случаях она будет права, а в каких — нет.
Когда управляющая компания права и может не принимать показания теплосчетчика
В доме нет общедомового прибора учета — ОДПУ. Такой счетчик фиксирует суммарный расход на отопление всех помещений в доме. С помощью ОДПУ можно понять, сколько потратили на отопление мест общего пользования и сколько всего тепла расходует дом.
Если нет ОДПУ, считать просто по счетчикам в квартирах нельзя, ведь сумма их показаний не будет равна реальному расходу тепла в доме. Поэтому если нет ОДПУ, расходы на тепло будут считать по нормативу.
Но жильцы могут добиться, чтобы в доме установили ОДПУ тепла. Как это сделать, написано в другой статье в Т—Ж.
Индивидуальный счетчик не введен в эксплуатацию, то есть он стоит в квартире, но должным образом не оформлен.
Чтобы ввести счетчик в эксплуатацию, надо подать заявку в УК. Это обязанность жильца: он отвечает за надлежащее использование, а также своевременную замену счетчика, если он вышел из строя или у него истек межповерочный интервал.
Ввод в эксплуатацию бесплатный. УК выдаст акт об этом и поставит пломбу на счетчик. Его показания должны начать принимать в течение месяца после этого.
Если в согласованное время управляющая компания не ввела счетчик в эксплуатацию или работы были перенесены более чем на 15 рабочих дней, счетчик считается введенным в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку.
В доме вертикальная разводка систем отопления, то есть в комнатах к батареям подключены вертикально стоящие трубы — стояки.
При такой разводке нельзя устанавливать индивидуальные счетчики, потому что она проходит через все этажи и технически сложно вычислить, кто и сколько тепла потратил. Исключение: в домах, сданных после 1 января 2012 года, застройщик должен найти решение, как поставить счетчики, даже при вертикальной разводке.
Вертикальная разводка есть в большинстве старых домов. В новых ее практически не используют, потому что ведут трубы от коллекторного узла в подъезде в конкретные квартиры, а счетчики ставят на выходе из узла — тоже в подъезде.
В домах с вертикальной разводкой вместо индивидуальных счетчиков можно установить распределители тепла. Они будут фиксировать изменение температуры, но ставить их придется на каждую батарею. А чтобы рассчитать объем потребленного тепла, нужно использовать разницу между показаниями температуры.
Распределители тепла часто путают со счетчиками. Важное отличие в том, что с распределителями каждый месяц жильцы платят не по показаниям, а все так же по нормативу. Но раз в год УК делает перерасчет.
Если захотите установить распределители, свяжитесь с УК и узнайте, как передавать показания и какие формальности надо соблюсти. Если УК будет препятствовать, подавайте жалобу в жилищную инспекцию.
Обычно, чтобы УК начала принимать показания с распределителей, нужно:
- Чтобы они были на всех батареях в квартире жильца, который хочет так считать.
- Охватывали более 50% площади дома, то есть стояли бы и в других квартирах.
- Чтобы в доме был установлен ОДПУ.
Например, распределителями оснащены 30 из 80 квартир. Площадь этих 30 квартир — 51% от площади дома. В этом случае показания с распределителей будут принимать.
Но лучше брать площадь с запасом и убеждать побольше соседей. Если в нашем примере хотя бы в одной квартире распределитель сломается, площадь охвата будет уже 49% и УК получит законное право не принимать показания ни у кого.
Когда управляющая компания ошибается и должна принимать показания теплосчетчика
Счетчики работают не во всех квартирах. Так бывает, если у кого-то счетчик сломался или хозяева забыли его вовремя поверить. Тогда его показания не принимают. В 2018 году Конституционный суд рассмотрел именно такую ситуацию и указал, что для квартир, где счетчики исправны, считать надо по ним, а не по нормативам.
Это решение касалось только домов, которые сданы после 1 января 2012 года со счетчиками от застройщика. Но после него правительство внесло изменение в правила предоставления коммунальных услуг. В них указали, что если есть общедомовой счетчик на тепло и хотя бы в одной квартире стоит индивидуальный прибор учета тепла, то его нельзя игнорировать.
Поэтому, если дом введен в эксплуатацию после 2012 года или до 2012, но в доме есть общедомовой счетчик, управляющая компания должна принимать показания из тех квартир, где счетчики работают исправно.
В доме индивидуальный тепловой пункт. Это значит, что дом не подключен к теплосети напрямую, а подготовка горячей воды и теплоносителя происходит при помощи комплекса оборудования, как правило в подвале дома.
Раньше считалось, что в таком случае тепло и горячую воду поставляет управляющая компания, а не теплоэнергетики. Из-за этого не учитывали показания индивидуальных счетчиков, если ими оборудованы не все помещения в доме.
В 2021 год Конституционный суд пришел к выводу, что из-за такого подхода вместо повышения энергоэффективности получается наоборот: не ставить счетчики и жечь тепло выгоднее, чем ставить и экономить. Ведь в итоге плату за тепло все равно раскидывают по всем соседям. Суд постановил прекратить эту практику и принимать показания счетчиков, даже если в доме есть свой тепловой пункт.
Застройщик не передал УК документы на счетчики. По закону прием и хранение технической информации — обязанность управляющей компании. Жителей это волновать не должно.
- Вот пример из судебной практики. УК отказала жителю Хабаровска в приеме показаний теплораспределителя и заявила, что застройщик не передал нужные документы. Мужчина пожаловался в комитет лицензирования Хабаровского края, и тот предписал УК разобраться самой и начать прием показаний.
- УК пыталась обжаловать предписание, но суд сказал то же самое: это не проблема жильца, УК должна сама найти застройщика и восстановить бумаги.
Куда жаловаться
Если считаете, что УК действует неправомерно, жалуйтесь в жилищную инспекцию. Опишите ситуацию, приложите ваш запрос и ответ управляющей компании и попросите разобраться.
Если управляющая компания не права, жилищная инспекция вынесет предписание об устранении нарушения. За неисполнение предписания могут назначить штраф.
Еще можно обратиться в районную прокуратуру. На проверку у нее 30 дней. Прокуратура тоже может вынести предписание УК. Но, возможно, она перешлет жалобу в жилищную инспекцию.
Что еще почитать по теме: