7 признаков модерна, которые легко заметить в современных зданиях

3
Аватар автора

Юлия Скопич

живет в современном доме

Страница автора
Аватар автора

Илья Заливухин

архитектор-градостроитель

Страница автора

В России модерн зародился на рубеже 19 и 20 веков на волне развития экономики и промышленности. Люди стали больше зарабатывать и выражать индивидуальность через архитектуру. Со временем в этом стиле стали строить гостиницы, больницы, доходные дома и вокзалы. Собрали основные черты и особенности модерна, которые встречаются и в современных домах.

Планировка изнутри наружу

В модерне архитектор сначала проектирует внутреннюю планировку, а внешний вид здания — уже под ее влиянием. Этим обусловлена асимметрия фасадов, разная высота частей строения и окон

Пример: особняк балерины Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге. У дома не было входа с улицы — надо было пройти через ворота во двор, а затем по парадной лестнице в холл, связанный с помещениями

Изогнутые линии

На смену прямым линиям пришли плавные природные формы: изогнутые кровли, скругленные углы и карнизы. Часто окна обрамляли мозаикой и лепниной с растительными узорами, иногда дополняли экстерьер статуями животных: архитекторов эпохи модерна вдохновляла гармония природы

Пример: в особняке предпринимателя Степана Рябушинского в Москве много арочных окон и росписей с растениями по периметру дома

Большие оконные и дверные проемы

Раньше перемычки изготавливали из кирпича — это мешало делать большие проемы, которые дают много солнечного света. С использованием промышленного металла стало проще. Проемы могли достигать двух этажей и часто имели форму арки

Пример: особняк Отто Листа в Москве с большими окнами разных форм

Крупные фасадные элементы

Для модерна характерно обилие карнизов, колонн и скульптур. Еще одна отличительная черта — башни высотой в несколько метров: они пришли в этот стиль из эклектики и чаще встречаются в архитектуре Санкт-Петербурга

Пример: дом Зингера в Санкт-Петербурге. Его венчает башня с куполом, скульптурной композицией и глобусом

Синтез искусств

Вместе с архитектором в проектировании здания одновременно участвовали художники и скульпторы. Они создавали на фасадах росписи, мозаики и барельефы

Пример: гостиница «Метрополь» в Москве. На ее фасаде — копия панно «Принцесса Греза» Михаила Врубеля

Яркие цвета

В отличие от монотонной архитектуры классицизма модерну характерна разнообразная цветовая палитра. Основной материал — кирпич, поэтому в зданиях используют все его оттенки: бежевый, коричневый, темно-бордовый. Их дополняют мозаики, росписи и декоративная плитка

Пример: московский особняк Александры Дерожинской. Элегантность зданию придает керамическая плитка светло-зеленого цвета

Большие навесы над входом

Раньше для защиты от дождя делали портики с фронтоном — треугольные навесы с колоннами, как в архитектуре Древней Греции. В модерне их стали изготавливать из стекла и металла

Пример: особняк Карла Гутхейля в Москве. Сейчас в здании расположено посольство Марокко

🏡 Больше об экстерьере и интерьере

Рассказываем в рассылке «Свой угол». Лучшие статьи на тему ремонта, дизайна интерьера и обустройства жилья — в вашей почте дважды в месяц по вторникам

Больше интересного об архитектуре:

Юлия СкопичКакие элементы модерна нашли в своем доме?
  • Илина ГригорьеваИзогнутые линии и яркие цвета)1
  • Карина МальцеваВсегда интересовало, что российская искусствоведческая школа понимает под "модерном"? Ар-нуво, что ли? Судя по цветочным мотивам капителей и фотографий трех зданий, практически копирующих Венский Сецессион, так и есть, но к чему тут вполне себе "бозарный" Дом Зингера и "планировка изнутри наружу", характерная больше для более позднего конструктивизма, где "форма следует функции" проявилась куда как ярче? 🤔0
  • ИРИНАПринцип " изнутри наружу" устоявшийся штамп, не более. Архитектор всегда сначала делает планировку, обеспечивая необходимые фукции помещений, а потом выходит на фасад. А модерну с его театральностью и пышным декоративным оформлением фасадов это было свойственно в наименьшей степени. На фасаде особняка Степана Рябушинского не роспись, а мозаика, выполненная Фроловым по эскизу Ф. Шехтеля, мозаичный фриз проходит не по всему периметру, а по главному фасаду с небольшими продолжениями на боковых фасадах1