10 законных действий, за которые мы зря испытываем неловкость
В обыденной жизни мы сталкиваемся с ситуациями, которые могут показаться неловкими. Например, если захотелось в туалет во время прогулки, а поблизости есть только кафе, но заказывать ничего не хочется. Или нужно сказать мастеру, что не нравится стрижка, и попросить вернуть деньги. На самом деле эти действия вполне законны. Расскажем, чего еще не стоит стесняться делать.
👗 Вернуть в магазин непонравившуюся вещь
Если товар не подошел по цвету или фасону, его можно вернуть в течение 14 дней без учета дня покупки. Но есть условия: вещью нельзя пользоваться, нужно сохранить бирки и товарный вид. Не получится вернуть предметы личной гигиены, косметику, носки, ювелирные изделия
🚂 Никого не пускать на нижнюю полку в поезде
Пассажиры, купившие билеты на верхние полки, вправе пользоваться столиком внизу лишь по расписанию: утром и вечером — до 30 минут с 07:00 до 10:00 и с 19:00 до 21:00, в обед — не более часа с 12:00 до 15:00. В остальное время можно не разрешать даже присесть с краю
🎶 Шуметь в положенные часы
Отмечать праздники, играть с детьми или слушать музыку можно в отведенное законом время. Например, в Москве — с 07:00 до 23:00, в Подмосковье — с 08:00 до 21:00, но есть «тихий час» — с 13:00 до 15:00. Главное, чтобы уровень шума не превышал 55 дБ.
Ремонт тоже можно делать только в отведенные часы. Например, в Москве и Подмосковье — с 09:00 до 19:00
🚽 Зайти в туалет заведения и ничего не купить
Потребители могут бесплатно воспользоваться уборной в любой момент. При этом необязательно делать заказ или приобретать услугу — достаточно выразить намерение, и заведение уже не имеет права отказать. А если персонал требует сначала совершить покупку, это ущемляет права потребителя
🧀 Дегустировать еду и ничего не покупать
Для рекламы своей продукции в магазинах производители устраивают дегустации колбас, сыра и сладостей. Их может попробовать любой посетитель, при этом не обязательно покупать что-то. По такому же принципу можно набрать пробников в магазине косметики
📝 Брать расписку с друзей или родственников
Каким бы теплым и уважительным ни было общение с человеком в момент, когда вы даете в долг крупную сумму, всегда стоит подстраховаться и попросить расписку. Отношения могут испортиться, а близкий — отказаться возвращать деньги. В таком случае расписка будет доказательством в суде — если он встанет на вашу сторону, вы сможете взыскать долг принудительно
🗣️ Жаловаться на людей и организации
Иногда действия граждан и работников организаций нарушают права других людей. Например, когда курят в общественных местах, плохо убирают снег или просят сдавать деньги в школе. Многие не любят жаловаться, чтобы не показаться «ябедой», а между тем огласка может изменить ситуацию. Любой гражданин вправе направлять обращения в ведомства свободно и добровольно
🍝 Отказываться от некачественного блюда
Если вы заметили, что в блюде не те ингредиенты, оно остывшее, недоваренное или пересоленное, вы можете потребовать исправить недостаток. А если официант не идет навстречу — отказаться платить
💵 Не оставлять чаевые
Обычно посетители оставляют чаевые официанту за хорошее обслуживание. Но это не обязанность, а всего лишь право клиента поблагодарить сотрудника. Само заведение не может включать чаевые в счет: по правилам оказания услуг общественного питания плата за обслуживание уже включена в стоимость блюда. А о цене дополнительных услуг, например караоке или поздравления именинника, кафе и рестораны обязаны предупреждать
💇♀️ Требовать компенсацию за неудачную стрижку
Если подстригли слишком коротко или криво, цвет краски оказался не тот, а укладка испортила волосы, можно потребовать исправить недостатки, снизить стоимость стрижки или возместить расходы на их исправление в другой парикмахерской
Повышаем правовую грамотность
Рассказываем еще больше о ваших правах, отвечаем на сложные юридические вопросы и разбираем законы в потоке «Все о правах и обязанностях»
Что еще почитать по теме: