Сколько чаевых принято оставлять официанту?

157
Аватар автора

Андрей

спросил в Сообществе

Расскажите, сколько в России принято оставлять на чай в кафе, барах и ресторанах? В каких случаях можно не оставлять? Нужно ли давать на чай только официанту или еще и бармену, сомелье и кальянщику?

Нет закона, обязывающего платить чаевые. Поэтому оставлять ли официанту на чай и сколько, решать посетителю. Но во многих заведениях дополнительное вознаграждение официанту воспринимается как правило хорошего тона.

Если смотреть статистику, размер чаевых увеличивается с годами: в 2019 году россияне оставляли в ресторанах на чай около 96 ₽, в 2021 — в среднем 240 ₽, а в 2022 — 299 ₽.

Сколько оставлять на чай официантам

Обычно чаевые оставляют в конце посещения заведения. В российских книгах по этикету пишут, что в ресторанах принято давать на чай от 5 до 10% суммы, указанной в счете. Для удобства можно использовать такую систему координат:

  1. 5%, если обслуживание было удовлетворительным;
  2. 10% за хорошее обслуживание;
  3. 15%, если обслуживание вам исключительно понравилось.

Чтобы рассчитать 5%, достаточно умножить сумму счета на 0,05, 10% — на 0,1, а 15% — на 0,15. Но можно не утруждать себя вычислениями и просто определить стандартный размер чаевых. Например, за обед с женой в заведении среднего класса — 100 ₽.

Нужно ли оставлять чаевые за бизнес-ланч

Этот вопрос вызывает много споров. Некоторые считают, что чаевые не нужны, потому что во время бизнес-ланча обслуживание происходит быстро и официант уделяет посетителям мало внимания. Официанты возражают: из-за наплыва посетителей бизнес-ланчи — самое тяжелое время для обслуживающего персонала.

Оставлять чаевые за бизнес-ланч или нет, посетитель решает сам. Обычно стоимость заказа в это время невысокая. Соответственно, чаевые получаются небольшими. Например, если заказ был на 250 ₽, 10% от этой суммы — это 25 ₽. Оставлять их монетами может быть неловко.

С другой стороны, для зашедшего перекусить посетителя важно, чтобы официант как можно быстрее принес еду. А если часто обедать в одном и том же общепите и оставлять чаевые, официант может запомнить гостя и обслужить его первым.

Как универсальное решение в такой ситуации могу предложить оставлять чаевые за бизнес-ланч не каждый раз, а через несколько посещений.

Кому можно оставлять на чай кроме официантов

Сомелье. Обычно чаевые ему дают в знак благодарности за идеально подобранный напиток. Стандартная сумма — 10% от цены заказанного вина. Но встречается рекомендация оставлять на чай не менее 1000 ₽.

Если вы дали сомелье чаевые отдельно, официанту можно оставить 10% от суммы счета за вычетом вина.

Бариста. На барной стойке практически всегда есть банка для чаевых с милой надписью, например «Коплю на море». В такие банки уместно класть и бумажные деньги, и монеты. Если при себе нет мелких денег, можно сказать, что вам без сдачи. А если платите картой, можно спросить, как оставить чаевые безналично — по QR-коду или переводом на карту.

В Тинькофф Журнале есть статья о работе бариста. В разных заведениях герой получал в среднем 300—700 ₽ чаевых в день в зависимости от проходимости кофейни. Самые большие чаевые, которые он получал от одного клиента, — 1000 ₽.

Кальянщик. Если решили оставить на чай кальянщику, можно использовать стандартный процент — 10% от цены кальяна.

Бармен. Если вы пришли в отдельный бар, счет чаще всего открывает и закрывает бармен, поэтому можно дать ему чаевые как официанту — от 5 до 15%.

Если же вы зашли в бар при ресторане, можно оставлять небольшие чаевые после заказа каждого напитка. По сложившемуся международному ресторанному этикету это 1⁠—⁠2 $⁣ (76⁠—⁠153 ₽).

Метрдотель — это главный распорядитель зала в ресторане, которому обычно не оставляют на чай. Но бывает, что распорядитель учел особые пожелания к месту, например посадил гостя в полумраке или подальше от кондиционера. В таких случаях уместно дать ему чаевые.

В России не сложилось стандартной суммы чаевых метрдотелю. Все зависит от уровня заведения: хостес в чайхане среднего класса не откажется и от 100 ₽, а для распорядителя дорогого французского ресторана это может быть оскорблением.

Что обычно происходит с чаевыми

Чаще всего чаевые забирают официанты. А как их распределяют дальше, зависит от правил заведения. Где-то официанты делятся с персоналом, который не взаимодействовал с посетителем, где-то — нет.

В некоторых заведениях есть понятие «общий чай» — когда чаевые от всех официантов делятся между ними поровну. Бывает и так, что старший официант или метрдотель делит «общий чай» между официантами по своему усмотрению. Нередко официанты забирают оставленную благодарность себе — такая система мотивирует их поддерживать качество сервиса.

Важно помнить, что часто чаевые составляют 80% от всего дохода официанта, а фиксированная зарплата и процент с продаж — всего 20%. Причем иногда владельцы общепита специально устанавливают официантам маленькую зарплату, объясняя это тем, что большую часть дохода они получат в виде чаевых. Благодаря этому посетитель платит чуть меньше по счету. Такие заведения обычно напоминают гостю о чаевых на чеке.

Какие чаевые принято оставлять в кафе, барах и ресторанах

По негласному этикету в культуре посещения ресторанов это, конечно, 10%. Но есть нюансы.

Например, если счет был небольшим, но сервис понравился гостю и он хочет это отметить, то может оставить и, скажем, 20%. И наоборот, если гости за ужином пили дорогое вино, сумма чаевых может быть ниже 10% и при отличном сервисе и оказанном внимании, потому что даже эта сумма будет значительной относительно размера счета.

Совсем не оставляют чаевые, наверное, около трети гостей. Это может задеть в тех случаях, когда был коннект с гостем, официант или бармен уделил ему много внимания, но это не было отмечено. Те, кто давно работает в этой сфере, спокойнее относятся к таким случаям, а вот неопытные сотрудники могут поначалу воспринимать их с легкой обидой.

В нашем ресторане действует правило депозита для компаний от шести человек, и 10% чаевых в этом случае сразу включены в счет. Это гарантия для нас, что столик не будет простаивать, если у гостя изменятся планы.

Как правило, чаевые делятся в конце дня между всем обслуживающим персоналом. Сотрудник может получить меньше остальных, если начал смену позже.

Соотношение чаевых и фиксированной зарплаты зависит от формата заведения, но скорее 65 на 35, чем 80 на 20.

Когда можно не оставлять чаевые

Не понравилось обслуживание. Посетитель дает чаевые персоналу только по своему усмотрению. Гость не обязан их оставлять, особенно если персонал плохо обслужил. Поэтому если официант долго не приходил или перепутал заказ, на чай ему можно не давать.

Чаевые включены в счет. С 1 января 2021 года кафе и ресторанам в России запрещено в одностороннем порядке добавлять в счет гостя дополнительные платежи, в том числе чаевые. Это значит, что в счет могут быть включены только товары из меню и услуги, которые выбрал посетитель, например развлекательная программа, музыка или караоке.

Если в счет добавили чаевые и вы с ними не согласны, можете отказаться их платить, сославшись на правила оказания услуг общепита. Если официант или представитель администрации будут спорить, пригрозите жалобой в Роспотребнадзор.

При этом чаевые могут быть включены в счет, если об этом заранее сообщили посетителю. Например, администрация ресторана может указать в меню, что сумма чека зависит не только от заказанных блюд, но и от времени занятости столика. Также может быть указан отдельный сбор за работу персонала, например сервисный сбор за обслуживание компании от шести человек. Чтобы узнать об уже начисленных чаевых, следует обращать внимание на меню и счет.

В столовых. Чаевые принято платить за работу официанта, обслуживающего ваш столик. Но есть и другой формат — когда посетитель обслуживает себя сам. Например, в столовых и кафе посетитель сам приносит себе еду. Бывают заведения, где еду приносят официанты, а оплачивать ее надо на кассе.

В России не принято оставлять чаевые при любой форме самообслуживания. Даже если сотрудник общепита принес еду, но заказана она была не за столиком, чаще всего за такую работу на чай не оставляют.

Жалко денег. Для многих россиян поход в ресторан может быть хотя и не основной, но значимой статьей расходов. И часто он воспринимается как культурное мероприятие, а чаевые — как один из его элементов.

Регулярно оставляют чаевые официантам и барменам 39% россиян. Но если вам жалко тратить лишние деньги, можно этого и не делать.

Что в итоге

В ресторанах принято оставлять на чай примерно 10% от счета. Если есть какие-то незначительные замечания к обслуживанию, можно оставить 5%, а если сервис превзошел ожидания — 15%.

При изучении меню и перед оплатой счета лучше обращать внимание, не включены ли чаевые в итоговую сумму. Если ресторан заранее не озвучил это требование, можно попросить пересчитать.

Чаще всего бариста, бармен, кальянщик и сомелье не получают общие чаевые, которые распределяются между персоналом в конце дня, поэтому их можно поблагодарить отдельно. Если решите оставить чаевые и официанту, можно уменьшить сумму.

Можно и вовсе не оставлять чаевые — по статистике, так поступает почти половина россиян. Но помните, что чаще всего чаевые составляют значимую часть дохода персонала и мотивируют его хорошо работать.


Тэги: еда, траты
Какую сумму чаевых вы обычно оставляете?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Статья неполная! Не раскрыта тема сколько нужно оставлять гардеробщику, сколько на заправке, сколько дворнику, сколько уборщице в подъезде, сколько курьеру. А врачу или полицейскому сколько оставлять чаевых, если хорошо сработали? А в проститутошной? А кассирам в Пятерочке нужно оставлять?..
Это сарказм конечно)) Слава богу у нас нет культуры обязательных чаевых как в Америке!) Отношусь к чаевым как к желанию работодателя сэкономить на зарплате своего сотрудника за счет клиента 🤷‍♂️

144

Aleksandr, культура "чаевых" полицейским и иным должностным лицам в СНГ очень развита) У нас ее называют словом "хурмат"-уважение в переводе, лучше, чем взятка звучит.
По поводу чаевых согласен.

17
0
Герой

+2

24.03.23, 11:14

Отредактировано

Да возродится срач.
Обычно нисколько. Не зарабатывают на чаевые. Сервис на уровне "принёс - унёс". Обычно ещё и ждать долго.
А с пользованием картами ещё и косвенных поводов оставить стало меньше - сдачи нет.

"во время бизнес-ланча обслуживание происходит быстро и официант уделяет посетителям мало внимания"
А во время обычного обслуживания прям много уделяет, ага)

"Важно помнить, что часто чаевые составляют 80% от всего дохода официанта, а фиксированная зарплата и процент с продаж — всего 20%"
Важно помнить, что клиенту это абсолютно по барабану.

111
0

Как человек проработавший официантом скажу - чаевые оставляют далеко не 39% посетителей, а дай бог 100₽ один из двадцати столов. На бизнес ланче при полной посадке заведения чаевых обычно не оставляют, за весь БЛ 2-3 стола может оставить рублей по сто, повезет если в какой-то из дней будет больше. По опыту поняла, что чаевые в 99% случаев не зависят от качества обслуживания, а лишь от самого гостя - привык он оставлять на чай или нет. Даже если ты бегаешь вокруг его стола, каждую грязную тарелочку-салфеточку за полминуты убираешь, по миллиону раз добавляешь еще блюд в заказ, а не все сразу, детям раскраски приносишь, улыбаешься и тд и тп, это далеко не гарант чаевых. К слову, чаще оставляют банкетные столы.
Мне ни горячо ни холодно от этого, это просто специфика работы. Да, приятно когда обнаруживаешь купюру под чеком, но когда ты крутилась вокруг стола два часа и ничего не получила, нет смысла как-то злиться на гостя.

74

Анна, а можно вас спросить, давно волнует этот вопрос: почему принято сразу убирать тарелки и салфетки, и это считается показателем качества обслуживания?

Поясню, меня лично это очень раздражает, особенно когда у меня были ещё планы на эту салфетку или я не закончила до конца с тарелкой: я сижу в приятном месте, мне уютно и хорошо, я общаюсь с приятными людьми, у меня лежит, условно, ещё пара листиков салата на тарелке, можно никуда не спешить, и тут налетает официант, чтобы отобрать в очередной раз тарелку, чашку или салфетку. Ощущение постоянного прерывания приятного времяпровождения и что ко мне в тарелку заглядывают, и в целом отношения "поели и убирайтесь уже, а не болтайте тут". Возможно, со мной что-то не так, но выборочный опрос части знакомых показывает схожие результаты. Сразу поясню, что от уровня ресторана это не зависит.

59
Герой

25.03.23, 06:43

Отредактировано

Деловая, Я отвечу. Это уже психология. Если из под вас с брали тарелку, вам будет неловко сидеть "пустым" и вы ещё что то заказываете, хоть чай

17

Аделина, а потом ещё желательно чаевых заплатить за такие психологические манипуляции?)))

8

Деловая, конечно, это же сервис)

3

Аделина, прикольно)) Я не знала об этом))
Меня никогда не парило сидеть за пустым столом, если я доела, но пока не собираюсь уходить)))

1

Анжела, также.

0

Анна, считала абсолютной нормой дозаказ. Особенно учитывая, что во многих заведениях выносят либо как попало, либо всё и сразу, либо не выдерживают промежуток. Думала, абсолютная норма, и даже плюс (больше оставляешь в заведении), а оказывается, официанты расценивают, как доп.нагрузку.

21

Julia, дозаказывать это нормально, сама в заведениях тоже беру что-то если не наелась или если это десерт например. Я имела в виду больше некую крайность, когда тебя регулярно каждый гость с одного стола по отдельности подзывает, чтоб добавить что-то еще и еще, вместо того, чтобы когда ты подходишь к их столу, сказать кто что хочет добавить.

0

Анна, спасибо за обратную связь, мне было интересно узнать про чаевые из уст человека, реально представляющего весь процесс работы в общепите.

4
0

"Чтобы рассчитать 5%, достаточно умножить сумму счета на 0,05, 10% — на 0,1, а 15% — на 0,15."
Что бы мы делали без автора статьи?))

68
0
Герой Т—Ж

+3

24.03.23, 11:59

Чтобы не переживать много или мало, оставляю всегда 0 рублей

58

Не, а мог бы и ножичком! (с) )))

11

Не, главное стабильность 😂👌

9

Toria, так сервис "того уровня" и так стоит дороже, почему надо ещё сверху прикладывать-то

57
0

Шо-то я не поняла вот это: "5%, если обслуживание было удовлетворительным". Если тебя обслужили так себе, то ты еще и денег должен? Вот это поворот))

55
0

Официант - это человек, у которого есть постоянная работа, её обеспечивает работодатель.

По сути, тот же работодатель мог оплачивать официанту KPI - бонусы от размера чека, допродаж и т.д. Но, вместо этого, он просит ПОСЕТИТЕЛЯ оплатить вознаграждение официанту. Другими словами, он просит посетителя заплатить из своего кармана его сотруднику, чтобы у того была мотивация хорошо работать. То же самое сейчас введено в службе такси. В салонах красоты.
Интересно, не правда ли? 🤔

А оставляете ли вы чаевые кассиру в магазине? Врачу в больнице? Педагогу в школе? Воспитателю в детском саду?

Ведь многие выполняют свою работу действительно качественно.

51

Абырвалг, почему экономить? Когда я водителю автобуса или продавцу в магазине не накидываю к чеку сверху - это я так экономлю, что ли?
Поход в заведение подешевле устраняет фактор "не понимаю людей, пытающихся на этом сэкономить"? Там же тоже официанты работают)

38
0

Я курьерам из всяких Домино, Утконосов и Перекрестков обычно по 100 рублей наличными даю, все же человек старался, тащил по ступенькам... А в ресторане.. ну, если все понравилось, то 10%, если не понравилось, то ничего, и угрызений совести не чувствую - это личной мой выбор, давать или нет, а то официанты думают, что им прям обязаны.

36

Абырвалг, в смысле - заведено? Официантами и владельцами ресторанов? Тоже мне заводилы...

"и пытаться экономить"
Причём тут вообще экономия? Я свои деньги просто так не раздаю. Я их не на улице нахожу, а зарабатываю.
С такой логикой "берёшь не самые дорогие блюда - пытаешься сэкономить, чо вообще пришёл!".

32
0

Официантам оставляю 150-500 рублей в зависимости от счета (счёт обычно 1000-5000).

Обычно всегда знаю, что хочу выбрать, консультаций по выбору блюд / напитков не прошу, настроение от официантов мне тоже не требуется, если блюдо не понравилось или его долго несли, то претензий тоже не предъявляю и молча держу это в себе.

Поэтому не понимаю, когда официанты говорят, что все посетители ОБЯЗАНЫ им платить минимум 10%, потому что они создают настроение и атмосферу. После такого вообще отпадает всяческое желание поощрять наглых официантов. Особенно, когда такие заявления я услышала от знакомого, который в одном известном московском ресторане зарабатывает на чаевых 150-200 тысяч в месяц.

32

Тихий, если чаевые обязательны, от этом сразу предупреждают и как правило включены они уже в счет

0

Туся, и чего же именно говорит вам о человеке эта ситуация с чаевыми? Что паренёк-то лох и даёт всем кто попросит?

31
0

Считаю что в россии не такие зарплаты у людей, чтобы оставлять чаевые, как это принято в Штатах. Тут как обычно копируют фантик, но не суть. Сделай так чтобы с каждой зарплаты у простого работяги после трат на жилье/еду оставалось хотя бы $500 на что угодно, и будут вам чаевые.

Ну а пока это дискуссия для ~10% жителей страны.

26

Nml, Вы не поверите, но в штатах как раз конские чаевые из-за того, что в сфере обслуживания сотрудники работают за минимальную зарплату. И там активно обсуждают, что культура чаевых это тупик и перекладывание ответственности с работодателя на клиента.

8
Герой

+2

24.03.23, 12:38

Отредактировано

Абырвалг, а куда сервису падать? Официанты стали бы в блюда плевать?)
Да и больше платить - цены и так немаленькие, поднимайте ещё, получайте пустые залы, это лучше, наверное)

Не понимаю, в чём неэтичность. По чеку расплатился, сбежать не пробовал, официанту ничего не обещал (да он и не утруждался).

22

Абырвалг, почему не нравится? Сервис на уровне "принесли меню - приняли заказ - принесли еду - убрали посуду".
Нельзя сказать, что тут что-то не нравится. Обычный сервис.
Но и за что тут приплачивать?
Как продавец в магазине. Тоже скажете - или докидывай продавцу чаевые, или не ходи в этот магазин, раз не нравится?

22
Герой

+2

24.03.23, 20:01

Отредактировано

О, да, насколько разные могут быть у людей понятия о культуре...

22

Toria, было, и давал. Но, конечно, не 10%. Вот в итальянском ресторане нравится, потому что именно приятно обслуживают.
Когда ребёнку сразу приносят порисовать, тоже сразу плюс заведению.

19
0

Отличный пример полицейский!

Единственный вопрос, корректно ли просить сотрудница полиции самому вытащить деньги, или лучше подождать когда с ваших рук снимут наручники?

19
0
Герой

24.03.23, 11:22

Отредактировано

Оставляю на чай, если очень душевно посидели, все понравилось и точно знаю что вернусь)))
Для меня чаевые, это благодарность за обслуживание. Будем считать что если получили чаевые, то обязательно вернусь и официант понравился оперативностью и хорошими манерами :) А сумма конечно зависит от отношения официанта к посетителю, по этому может быть больше 10%.

18
0

Не оставляю. За то, что мне принесли один раз тарелку и записали заказ в листок нужно доплачивать?
Есть заработная плата и за работодателя я платить ее не буду.

18

Абырвалг, вы своими словами только подтверждаете что это не что иное как шантаж, который только прикрывается добровольностью и благодарностью к обслуживающему персоналу

тем более странно что при этом вы пытаетесь доказать что это нормально и так и надо

16
Герой

+2

24.03.23, 12:58

Отредактировано

Toria, на фига мне ещё и какими-то сервисами заморачиваться? Неудобно, а если учесть, что это мне ещё и не мне надо...

16
0

Можно нисколько не оставлять. Никогда не даю чаевые. Надо за зарплату работать.

16
0

мерзкая традиция конечно
чаевые официантам даю, но не потому что мне действительно хочется отблагодарить за что-то. А только потому чтобы не вызывать негатива

допустим бармену могу оставить если он развлекал меня разговорами и показался хорошим парнем. А здесь то за что

15
0

Не принимаю культуру чаевых.
Если кто-то заказывает салат за 100р, а второй за 500р, то почему за дешевый салат надо оставить 10 рублей, а за второй 50? Его что, как-то сложнее нести?

15

О, ну хз, официантам мне жалко, близким людям уже нет.

14
0

Не оставляю чаевые. Не стыдно

14

О, даже не понимаю, каким образом жадность к левому дядьке - официанту - перенесётся на близкого человека - вас.

11
Герой Т—Ж

+3

24.03.23, 12:02

Абырвалг, а то прям сейчас сервис на высочайшем уровне

10
0

После 8 лет жизни в Китае забыл что такое чаевые:) там их нет, не принято от слово совсем. В России оставляю очень в редким случаях. Например , когда сидим компанией минимум 4 человека. Или когда действительно хорошее обслуживание. Я не люблю назойливость и излишнюю вежливость, мне принесите еду и идите дальше. Но люблю когда официант все знает по меню и может посоветовать.

10

Абырвалг, сервис принести и унести еду 🤷 абсолютно одинаковый во всех ресторанах. Какие тут стандарты, атмосфера и прочее, вам какие-то допуслуги официанты оказывают что ли, вне своих рабочих обязанностей, за которые им платят - расскажите пожалуйста тогда какие, может мы тогда тоже все узнаем , за что приплачивать надо.

10

ДобраяФея, тут, во-первых, пытаются подать, что экономить - плохо. Во-вторых, пытаются подать, что не дать дядьке, которые тебе тарелку супа принёс, дополнительное вознаграждение, это плохо.

10
0
Герой реалити

25.03.23, 12:02

Я нисколько не оставляю, потому что считаю систему чаевых порочной и неправильной. Зарплата официантов и прочего персонала должна быть адекватной сама по себе. Лучше заложили бы это в стоимость продуктов/услуг.

10
0

Когда я жил в Германии, то в популярных городах типа Мюнхена, Франкфурта в некоторых ресторанах на меня практически давили официанты.
В одном случае официант молча не додал сдачи и я ее спокойно попросил, в ответ он бросил монеты на стол и крикнул что надо было идти в Макдональдс.
В другом случае женщина скукожила такую мерзкую мину, что настроение очень сильно испортилось.
Так что это вопрос весьма дискуссионный, но после таких вот эпизодов мне совершенно не хочется оставлять никому чаевые, потому что ждать и требовать их это ужасно.
Такого в России я не наблюдал, стоит добавить что я был студентом на стажировке и не мог позволить разбрасываться чаевыми.

10

kolasola, "В одном случае официант молча не додал сдачи и я ее спокойно попросил, в ответ он бросил монеты на стол и крикнул что надо было идти в Макдональдс".

Это уже официанты из разряда "Ох...евшие". Время от времени полезно их ставить на место, и чем жестче, тем лучше, чтоб не забывались. Я не против чаевых и "звездной болезнью" не страдаю, но вот такие кадры никакого желания не вызывают оставлять чаевые.

11

Сообщество