Как взыскать моральный ущерб с магазина

Я подала в суд на продавца и вернула 2499 ₽ за порванные брюки

51
Аватар автора

Анна Сысоева

юрист

Я купила в магазине брюки, а на следующий день они порвались: разошлись по швам.

Брюки порвались не из-за моей неаккуратности, а из-за своего качества. Я юрист, поэтому решила заставить магазин компенсировать мне нравственные страдания и испорченный день. У меня получилось.

В статье расскажу, как вернуть некачественный товар и взыскать в суде моральный ущерб. История с брюками случилась в 2019 году, но все советы по-прежнему актуальны — разве что изменились цены.

Если купили некачественный товар

По закону если потребитель купил некачественный товар, его права должны быть:

  1. Полностью восстановлены — товар можно вернуть или обменять.
  2. Компенсированы, то есть продавец должен возместить потребителю убытки.
  3. Восполнены сверх потерянного, то есть потребитель вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда и неустойку.

Про восстановление прав потребители обычно помнят, про остальное — забывают. А зря. Российское законодательство предоставляет сильную защиту потребителям, и суды обычно встают на сторону покупателей. Например, по данным Роспотребнадзора (стр. 114 доклада), в 2022 году российские суды присудили потребителям 73,4 миллиарда рублей за причиненный им ущерб и моральные страдания.

Потребитель может сам решить, как восстановить свои права:

  1. заменить бракованную вещь на качественную;
  2. просить уменьшить цену товара и вернуть разницу;
  3. требовать немедленно починить вещь или возместить расходы на ее ремонт;
  4. вернуть деньги.

Возмещение убытков

Продавец или производитель обязаны вернуть потребителю полную сумму, которая покрывает все убытки человека из-за бракованного товара.

Например, я потратила 300 ₽ на такси до дома, чтобы переодеться и выглядеть прилично. А потом еще 300 ₽ на такси обратно, чтобы быстрее добраться до работы. Еще у меня почасовая оплата труда — 400 ₽ в час. На разъезды и переодевание ушло три часа, то есть я потеряла 1200 ₽ за работу и потратила 600 ₽ на такси. Все это — мои убытки, и я вправе требовать продавца их компенсировать.

Неустойка и моральный вред

Если продавец тянет с возмещением убытков и уклоняется от выполнения других требований, потребитель вправе взыскать с него неустойку — 1% от цены товара в день.

Независимо от убытков потребитель вправе требовать у продавца компенсировать свои моральные страдания из-за бракованного товара. Это право гарантировано законом, и я советую им пользоваться.

Из-за некачественного шва на брюках прохожие увидели мое нижнее белье. Поэтому в суде я потребовала от продавца компенсацию морального вреда.

Потребитель может восстановить свои права без суда или с его помощью. В суд можно идти сразу: в потребительских спорах досудебное урегулирование необязательно, если только спор не связан с услугами связи и перевозками. Госпошлину за обращение в суд платить не нужно.

По закону моральный вред можно возместить только через суд. Но опыт показывает, что некоторые продавцы готовы компенсировать моральный вред добровольно. Поэтому стоит попробовать договориться с продавцом, хотя шансов крайне мало.

Потребитель также выбирает, к кому предъявлять требования о возмещения вреда — продавцу или изготовителю. Главное — соблюсти сроки.

Сроки на защиту

Чтобы вернуть или обменять товар надлежащего качества, у потребителя есть 14 дней. Для восстановления прав, которые нарушены товаром ненадлежащего качества, времени больше.

Товар ненадлежащего качества — это товар с недостатками. Они бывают двух видов — явные и скрытые. В первом случае недостатки можно обнаружить в момент покупки товара, а во втором — спустя какое-то время после использования.

Скрытыми будут считаться и недостатки, для обнаружения которых нужны специальные знания. Например, жена купила мужу в подарок уникальный спиннинг для весенней джиговой ловли. Что такое спиннинг, она узнала вчера, а что такое джиговая ловля — не знает до сих пор. Но ни одна рыба не попалась на спиннинг из-за дефекта удочки. Если бы у жены был диплом рыбовода, она сразу бы заметила брак.

Срок на предъявление претензий и то, как доказывать вред от некачественного товара, зависит от товара. У велосипеда, груши и брюк разные потребительские свойства.

Потребитель должен понимать различия срока службы, гарантийного срока и срока годности.

Срок службы. Это время, в течение которого товар можно использовать по назначению. В период службы производитель несет ответственность за существенные недостатки товара, которые невозможно исправить вообще или без соразмерных расходов. Во время срока службы покупатель вправе предъявлять претензии производителю по поводу существенных недостатков товара, рассчитывать на ремонт и техобслуживание товара.

Например, на фен установлен срок службы один год. Это значит, что в течение 12 месяцев фен должен исправно сушить волосы, не бить током и перегреваться. Если это происходит, можно потребовать обменять фен или вернуть за него деньги.

Иногда установить срок службы — это право производителя, а иногда — обязанность. Срок службы обязателен для товаров, которые спустя время могут нести опасность для жизни и здоровья, причинять вред имуществу или окружающей среде. Информация о сроке годности товара должна быть на его упаковке или вложенной в упаковку технической документации.

Срок службы устанавливает производитель в зависимости от функций товара. Например, срок службы автомобиля обычно шесть лет. Если через три года отказали тормоза, можно потребовать безвозмездный ремонт от автоконцерна.

Срок службы — не всегда период времени. Например, срок службы двигателя может измеряться километрами пробега или годами.

Если производитель не установил срок службы, покупатель вправе требовать возместить вред и исправить существенные недостатки в течение десяти лет со дня передачи товара или с момента его изготовления.

Это правило распространяется на товары длительного пользования, например автомобиль или стиральную машинку. К товарам со сроками годности оно не применяется. Нельзя требовать исправить недостатки творога, помады или капель для носа.

Срок годности. Это срок, по окончании которого товар становится непригодным. Это может быть конкретная дата или период, например «годен до 14.09.2018» или «годен в течение 6 месяцев с даты производства». Изготовитель продуктов питания, косметики, лекарств и подобных товаров обязан устанавливать на них срок годности. Без него продажа этих товаров запрещена. Запрещено также продавать товары с истекшим сроком годности.

Срок годности не то же самое, что срок хранения. По истечении срока хранения товар потеряет свои свойства, но будет годен. Например, при соблюдении условий хранения мед можно есть и по истечении года — это обычный срок хранения меда, — не опасаясь за свое здоровье. Он может лишь засахариться.

Гарантийный срок. Если покупатель обнаружит в товаре любой недостаток в течение гарантийного срока, продавец или изготовитель обязаны по требованию покупателя обменять товар, вернуть за него деньги, уменьшить его стоимость или бесплатно починить. Этот срок устанавливает изготовитель по своему желанию или продавец — тоже по желанию, если изготовитель его не установил.

Гарантийный срок действует не на все товары — только на технически сложные или непродовольственные, например одежду, обувь или аксессуары. Течение гарантийного срока обычно начинается с момента передачи покупателю товара — покупки или доставки. Если день покупки определить невозможно, гарантийный срок исчисляют с даты изготовления товара.

Для сезонных товаров, например зимней обуви и шуб, гарантийный срок и срок службы считают с начала сезона. Сезоны определяют регионы РФ в зависимости от климатических условий.

Например, в Москве лето наступает 1 мая, а в северных районах Красноярского края — 20 июня.

Гарантийный срок определяет бремя доказывания. Если гарантийный срок есть и действует, доказывать невиновность обязан изготовитель или продавец за свой счет. Обычно — при помощи экспертизы. Если гарантийный срок истек или его нет, продавец вправе запросить у покупателя доказательства производственного брака — что недостаток товара возник до его передачи покупателю.

Правило двух лет на гарантийный срок. На одежду и обувь обычно устанавливается гарантийный срок 30, 60 или 90 дней. Но истечение этих сроков не лишает права обратиться с претензией к продавцу. На эти категории товаров распространяется правило двух лет. В течение этого срока можно предъявлять претензии, но покупатель должен доказать, что недостатки возникли до продажи ему товара.

Например, на брюки, которые я купила, был установлен гарантийный срок 30 дней. Конфуз произошел на следующий день после покупки. Продавец обязан ответить за недостаток товара. Если он считает, что штаны порвались по моей вине, а не из-за некачественной работы фабрики в Бангладеш, продавец обязан это доказать.

Если бы я купила брюки, на которые гарантийный срок не установлен, впервые надела их через полтора года и они порвались, я все равно могла бы требовать компенсацию. Тогда мне надо было бы доказать, что нитки были изначально гнилыми и именно они причина конфуза.

К какому сроку обращаться. Если недостатки существенные, предъявлять претензии продавцу можно в течение двух лет после покупки, в течение срока службы товара или в течение десяти лет, если срок службы не установлен. То есть, если закончился гарантийный срок на товар и прошло два года с момента покупки, а в нем обнаружен существенный недостаток, требования можно предъявить в течение срока службы или десяти лет. Но покупателю надо будет доказать, что этот недостаток возник до передачи товара. Доказательством станет экспертное заключение.

Если недостаток несущественный, потребитель вправе предъявить претензию по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы. То есть решающим фактором при определении срока становится вид недостатка.

Если товар не подлежит возврату. Есть товары, которые не получится вернуть или обменять, если с ними все в порядке. Это, например, автомобили, косметика, духи, медицинские товары, лекарства, пластиковая посуда, нижнее белье, книги, ювелирные украшения, стиральный порошок, орхидея в горшке, кухонный гарнитур. Не получится вернуть и технически сложную бытовую технику: телефоны, планшеты, ноутбуки, мультиварки, электрические камины. Полный список содержится в двух перечнях, утвержденных постановлением правительства РФ № 2463.

Если такой товар окажется бракованным, потребитель может потребовать вернуть уплаченные деньги либо потребовать заменить товар на качественный. Но это нужно сделать в течение 15 дней с момента покупки.

Если срок пропустить, требовать деньги или качественный товар все равно можно, но при одном из следующих условий:

  1. недостаток существенный;
  2. нарушены сроки устранения недостатков;
  3. товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока из-за необходимости частого ремонта.

Например, вы купили холодильник, на который установлен гарантийный срок три года. Каждые полгода у него что-то ломается, его отвозят на починку, вы остаетесь без него на месяц, а потом все повторяется. Такой холодильник можно обменять или сдать.

На чеке указан гарантийный срок 30 дней
На чеке указан гарантийный срок 30 дней

Как восстановить справедливость без суда

Если вы купили некачественный товар, сначала стоит попробовать прийти в магазин и предъявить требования менеджеру. Если продавец их удовлетворит, можно обойтись без претензий, нервов и суда. Раньше можно было попросить книгу жалоб и предложений — это помогало добиться того, чтобы менеджер вас хотя бы выслушал. Но в 2020 году ее отменили.

Обращение в Роспотребнадзор — дополнительный стимул для того, чтобы продавец соблюдал права потребителей. Если магазин не выполнит предписание Роспотребнадзора, ему грозит административный штраф — от 10 000 до 20 000 ₽.

Когда я разбиралась с брюками, это был мой первый опыт по отстаиванию своих потребительских интересов. Я считала, что только миллион долларов может компенсировать пережитое мной. Поэтому у магазина я просила все: экспертизу и деньги за товар и моральный вред. Моя ошибка — я не потребовала возместить расходы на такси, проезды и вынужденный отгул на работе для суда с магазином. Если бы в тот злополучный день мне пришлось покупать новые брюки, их стоимость я также могла бы возместить.

Магазин был готов вернуть уплаченные за брюки деньги и на этом распрощаться со мной. Но сумма покупки не соотносилась с моими страданиями, и я пошла в суд — требовать возмещение морального вреда.

Бывает так, что консультант магазина не разбирается в законе. Он может не знать, что у потребителя есть два года, чтобы требовать у продавца исправить недостатки некачественного товара и возместить убытки. Тогда просите более сведущего менеджера или управляющего. Закон на вашей стороне.

Например, когда я сдавала сапоги, подкладка внутри которых отошла от молнии через год после покупки, мне предложили чай, дали купон на скидку и были чрезвычайно милы. Но бывает иначе. Тогда экспертизы не избежать.

Если нет чека

Если вы хотите вернуть, обменять товар или обязать продавца исправить недостатки товара, но потеряли чек, не переживайте. По закону отсутствие чека не основание для отказа в удовлетворении требований.

Факт покупки и дату можно подтвердить иначе: свидетельскими показаниями, выпиской из журнала учета продаж, фотографиями упаковки с товарным знаком продавца.

Экспертиза. Если продавец и потребитель не могут договориться о том, что стало причиной брака, поможет экспертиза качества товара. По закону за нее платит продавец. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении и оспаривать экспертное заключение в суде, если не согласен с ним. Еще можно провести свою экспертизу, а потом представить ее результаты в суде и включить затраты на нее в иск. Либо просить суд провести повторную экспертизу.

Если экспертиза установит, что товар изначально качественный и причиной поломки стал потребитель, за экспертизу придется заплатить.

Без экспертизы не обойтись, если истек гарантийный срок, а в товаре обнаружили недостаток производственного характера. Доказывать производственный брак и платить за экспертизу будет потребитель. Если он окажется прав, расходы возместит продавец.

Законом установлены сроки экспертизы. Если потребитель требует устранить недостатки товара и срок их устранения письменно не определен, экспертиза проводится в минимальный для этого срок. Если срок устранения недостатков потребитель с продавцом утвердили письменно, максимальный срок проведения экспертизы — 45 дней. Если потребитель требует заменить товар, максимальный срок экспертизы — 20 дней. Если потребитель просит соразмерно уменьшить цену товара, возместить расходы на исправление недостатков, возвратить деньги за товар, суммы или убытки, экспертиза проводится в течение десяти дней.

Акт досудебного разбирательства
Акт досудебного разбирательства

Претензия. Если продавец не уступает, составьте письменную претензию и вручите ему под подпись или отправьте ее по почте с уведомлением о вручении.

Претензию можно составить в свободной форме. В ней обязательно укажите:

  1. Что за товар стал причиной спора: его описание, артикул, цвет, размер.
  2. Дату и адрес, когда и где вы купили товар.
  3. Стоимость товара, которая подтверждается чеком, выпиской из банка, скриншотом операции или свидетельскими показаниями.

В основной части претензии пишите, что использовали товар аккуратно, в соответствии с обычными правилами эксплуатации товаров такого рода. Но что-то пошло не так, и потребительские свойства товара были нарушены.

В конце перечислите все свои требования и укажите, что при отказе добровольно их удовлетворить вы будете вынуждены привлечь к разбирательству Роспотребнадзор и обратиться в суд.

Если дело дойдет до суда и спор решится в пользу потребителя, с продавца взыщут неустойку, убытки, причиненные потребителю, судебные издержки и штраф за отказ добровольно удовлетворить требование потребителя. Штраф составляет 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сроки на удовлетворение требований

Сроки для удовлетворения требований потребителя зависят от того, что он просит.

Если потребитель требует заменить бракованный товар на качественный, придется подождать семь дней, не более. Если нужна дополнительная проверка качества, срок может увеличиться до 20 дней. Например, если магазин вынужден проверить фабрику ниток в Индии. Может случиться и так, что аналогичного товара просто нет. Тогда покупатель вынужден ждать — максимум месяц, — пока товар появится в наличии.

Если потребитель требует соразмерно уменьшить цену товара или возместить расходы, например, на ремонт брюк в ателье, продавцу отводится десять дней. Тот же срок — на возмещение убытков от некачественного товара.

В одном случае продавец должен удовлетворить требование немедленно — устранить недостатки товара. Например, вы купили туфли на вечеринку, но как только вышли из подъезда, отвалился каблук. Тогда магазин обязан решить проблему сразу или с максимальной отсрочкой в пять дней. Просрочка удовлетворения требований будет стоить продавцу 1% от цены товара.

Как подать в суд из-за некачественного товара

По закону потребитель может выбрать суд общей юрисдикции, в который он будет обращаться. По месту:

  1. жительства или пребывания потребителя;
  2. нахождения компании продавца;
  3. совершения покупки.

Выбирайте удобный вам районный или мировой суд. Если сумма требований по иску — до 50 000 ₽, дело подсудно мировому судье. Это удобно: в рамках мирового судопроизводства дела, как правило, рассматривают гораздо быстрее.

Я покупала брюки в Гуме, в 2019 году один из магазинов «Зара» располагался там. Поэтому решила обратиться в суд по месту покупки — к мировому судье в Тверском районе.

Иск. Текст искового заявления почти во всем будет повторять претензию: кто, что, кому и когда продал, что произошло со злополучной покупкой.

Особое внимание нужно уделить доказательству произошедшего и расчету требований — что хотите компенсировать. Требования формируют цену иска, без ее расчета суд не примет документ.

В конец иска нужно добавить список приложений-доказательств — это чеки, фотографии, показания очевидцев и все, что поможет доказать вашу правоту. Я прикладывала чек, заявление в магазин о выплате мне такой-то суммы с описанием всего произошедшего. Готова была привести в судебное заседание свидетелей произошедшего.

К сбору доказательств стоит подходить серьезно. В законодательстве нет перечня того, что может рассматриваться в качестве доказательства брака товара. В жизни самое распространенное доказательство — экспертиза. Также им может стать согласие продавца на замену товара. Все следует фиксировать на бумаге: есть претензия — написали, отдали, получили письменный ответ. Есть прожженное пятно на потолке от некачественной лампы — вызвали бытовые службы, составили акт. Делать это нужно не теряя времени: прожженное пятно могут залить соседи сверху, тогда появятся сомнения, что лампа чуть все не спалила.

Моральный вред. Если качество товара привело к моральным страданиям потребителя, в иск можно включить требование о компенсации морального вреда.

В иске нужно описать причину страданий и какая сумма, по вашему мнению, может эти страдания компенсировать. Итоговую сумму компенсации определяет суд. Размер возмещения имущественного вреда на эту сумму не влияет.

Сумма за моральный вред в цену иска не входит. Это требование неимущественного характера, оно будет отдельным пунктом заявления. Чтобы обосновать требования компенсации морального вреда — 20 000 ₽, — я описала в иске во всех красках произошедшую историю и озвучила ее на судебном заседании.

Срок исковой давности. К спорам потребителей применяют общий срок исковой давности — три года со дня обнаружения недостатков, а не дня покупки.

Пошлина и подача иска. Истец-потребитель не вправе платить государственную пошлину. На это лучше дополнительно обратить внимание в иске.

После того как все документы будут готовы, иск с приложениями и их копиями для ответчика нужно отнести в канцелярию суда или отправить по почте заказным письмом с уведомлением о получении. Иск можно подать и электронно — для этого нужна учетная запись в ЕСИА.

Копия судебного решения о возмещении мне морального вреда от «Зары»
Копия судебного решения о возмещении мне морального вреда от «Зары»

Решение и его исполнение. После подачи иска судья в течение пяти дней обязан принять его к производству, если иск составлен правильно. Если нет, суд даст время на исправление недостатков.

В назначенный день и час нужно прийти на заседание. Длится оно обычно недолго. Судья зачитает права и обязанности, выслушает стороны и вынесет решение. На мое заседание ответчик не пришел. Суд удовлетворил мои требования частично: сократил компенсацию морального вреда с 20 000 ₽ до 1000 ₽, а также присудил мне стоимость брюк. В пользу государства с магазина суд взыскал 400 ₽ госпошлины.

Судебное решение и исполнительный лист мне выдали в течение пары недель. Деньги магазин перечислил без дополнительных просьб и разъяснений, а также без подключения судебных приставов. Я направила им письмо с исполнительным листом и реквизитами для перечисления денег — через некоторое время мне на карту пришло 2499 ₽. Немного, но зато я написала про этот опыт в Тинькофф Журнал и получила еще 10 000 ₽.

Исполнительный лист о взыскании материального ущерба, возмещении морального вреда
Исполнительный лист о взыскании материального ущерба, возмещении морального вреда

На что может рассчитывать потребитель

Обстоятельства дел бывают разные. Приключения и страдания тоже. До недавнего времени практика отечественных судов сводилась чуть ли не к 1000 ₽ в качестве возмещения морального вреда. В 2019 году мне присудили ровно столько, хотя я просила 20 000 ₽ за пережитый позор.

Но судебная практика меняется. Например, в 2016 году за то, что спортивный костюм «Стефано Риччи», который стоил 147 600 ₽, покрылся катышками после четырех месяцев носки, потребитель взыскал 3000 ₽ морального вреда. А также стоимость костюма, неустойку 128 412 ₽, убытки — 10 800 ₽ — и штраф за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке. Всего — 324 716 ₽.

В 2023 году за неисправный холодильник «Позис» стоимостью 26 832 ₽ суд уже взыскал моральный вред 5000 ₽.

Поэтому всегда просите больше, особенно если покупка некачественного товара привела к позору или убыткам.

Что делать с некачественным товаром

  1. Если купили некачественный товар, вы вправе не только вернуть или обменять его, но и претендовать на компенсацию убытков и морального вреда.
  2. Для защиты прав потребителя важно различать гарантийный срок, срок службы и срок годности. Потребитель вправе требовать безвозмездно исправить существенные недостатки товара в течение двух лет после покупки, в течение срока службы товара или в течение десяти лет, если срок службы не установлен.
  3. Чтобы идти в суд, потребителю не обязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования спора и не нужно платить госпошлину. Но все-таки сначала есть смысл решить проблему мирно с продавцом.
Редакция
А вы бы стали подавать в суд ради 2499 ₽?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Олеся, это практика. Странно было бы, если юриста обидели и нарушили его права как потребителя без последствий.

13

Максим, 😄я не юрист, но тоже обиженной быть не хочу. Поэтому тоже интересуюсь и разбираюсь в этих вопросах сама

0
0

Если бы было свободное время - конечно :))

5
0

Вряд ли. Для этого надо быть юристом, вне сомнений. Овчинка не стоит выделки.
И кстати об экспертизе. Тут написано, что ее делает и оплачивает продавец. Так и есть. И там, где он ее делает, экспертиза получается целиком в это интересах.
Много лет назад купила сыну кроссовки в магазине Puma. После первого использования отклеилась подошва на носке. Невооруженным глазом было видно, что их практически не носили, износ после 1 раза был минимальный. Они были просто новые, но с отклеившейся подошвой. Можно было, конечно, сказать, что сын хорошо стукнул носком обо что-нибудь. Но кроссовки на то и кроссовки, чтобы выдерживать достаточные нагрузки. Это не модельные туфли. Магазин наотрез отказался возмещать стоимость или менять кроссовки на другие. Я настаивала. Они отдали их на экспертизу. Через несколько дней торжественно выдали мне результаты этой экспертизы, где было написано, что вся вина целиком на мне. Оплачивать экспертизу меня не заставили и я удалилась. По дороге домой я зашла в будку "Ремонт обуви", где мне за 10 рублей заклеили этот носок. Было безумно жалко потерянных нервов и времени. История не забылась за столько лет. Поэтому ходить, добиваться, качать права и бегать по судам - это для определенного рода редких хорошо грамотных в этой области людей, для которых принципы важнее собственного времени и спокойствия.

4

Alla, именно так, тоже столкнулась с обувью настояла на ремонте, просто отправив повторную претензию состоящую из воды в виде ссылок на законы. Обычную по шаблону из интернета, слегка отредактированную. Но у меня работа была тогда по сути дежурства обычного, так что времени за компом у меня было море, а вот ходить по ремонтам времени не было.

1
0

Досудебная претензия обязательна если вы хотите получить штраф в размере 50% от присужденной суммы

3
0

Пожалуй за 2.5 тыс маловато, тем более, что всегда можно попытаться получить свое в досудебном порядке, вопрос в навыке договориться с оппонентом. Например, со мной произошла немного другая, но похожая история. Я купила себе летнюю кожаную формованную сумку cromia (около 9 тыс.) два года назад в известной федеральной сети магазинов сумок. Проходила с ней сезон успешно, а в прошлом году летом летела в самолёте и положила ее в карман сидения, расположенного впереди (разместила ручную кладь). И сумка лопнула не по шву. Меня это огорчило. Вспомнив про гарантию 2 года, я обратилась в отдел, где ее покупала. Там удивились и забрали на экспертизу, а через 10 дней сообщили по телефону, что не смогли установить причину и ничего не смогут сделать (в том числе ремонт). Я пошла к независимому эксперту и обнаружила в заключении: моей вины нет, а сумка не из кожи (!!!). Конечно, появились мысли о том, кому не стоит доверять: продавцу или производителю? После предъявления экспертного заключения магазин очень быстро вернул деньги и извинился. Пожалуй, главное предъявляя претензию, правильно ее сформулировать, например: что лучше, вернуть деньги клиенту мирно или получить иск и материалы в местной прессе с репутационными рисками(а там в них обычно нуждаются)? Люди чаще соотносят все за и против, прежде, чем принять решение.

3

What, а женщина-врач по-вашему будет врачихой?

2
0

Не понял.
50% штраф (за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке) взыскивается в пользу потребителя. Почему в данной истории суд его взыскал в пользу государства?!

1

Анна, ФЗ о защите прав потребителей

1

Денис, потому что автор статьи сразу пошел в суд, а не выставил первой претензию в адрес магазина. Это важный момент, чтобы претендовать на 50% от суммы штрафа назначенного в пользу государства

0

Денис, не подскажете, в каком законе про этот штраф? Хочется разобраться тщательнее

0

Анна, п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей".

0
0

Надо было нанять представителя и взыскать плату за его услуги

1
0

Анна, огромный респект за такие подробные разъяснения по защите своих прав. Чем больше потребителей будут отстаивать свои права, тем меньше будет их нарушений.

1
0

Непременно!

0
0

Мой ответ см. ниже.

0

Олеся, полагаю, она таким образом набиралась опыта. Ведь диплом юриста есть, а ни разу в суде не была. Получила какой-то опыт.

0
0

Такая ситуация: покупаю в магазине мебельные уголки 16 шт по 27₽, продавец пробивает - я делаю оплату картой, смотрю на чек - итог 960₽, говорю продавцу что Вы неверно посчитали. Она соглашается - говорит прикладывайте снова карту, делаю возврат. (я удивился так как первый раз сталкиваюсь с такой процедурой) переспрашиваю : это точно возврат? Говорит: да, да прикладывайте. Прикладываю карту - снова списание. 😳
Она говорит: ой, случайно снова оплату сделала. Вот сейчас точно возврат , прикладывайте снова. В этот раз уже вижу на дисплее надпись возврат с суммой 1920₽ (за два списания сразу, здесь все верно). По итогу уже второй день жду возврата средств. Вопрос в том - почему из за косяка продавца страдаю я? И можно ли из этой ситуации извлечь какую либо компенсацию? Ладно в моем случае сумма не сильно большая - вдруг я покупал бы к примеру холодильник за тысяч 30, и 60 тысяч зависли бы по вине продавца...

0

Maks, можно. Но не в момент возврата на карту денежных средств, а в момент выявления того, что цена разная. Из собственного опыта, как я поступаю: сразу приглашаю старшего и предлагаю зафиксировать расхождение цен. Хотя сейчас многие сетевые магазины уже имеют свой алгоритм действий, чтобы все уладить без публичной огласки, но иногда из-за человеческого фактора сотрудников магазина, установленный алгоритм не работает, прибегаем к правовой силе: приглашаем сотрудников полиции для составления протокола. Это помогает в 100%.

0
0

Если время позволяет, да. А вообще изучаю вопрос, т. К. Есть претензия к стиральной машине

0

андрей, какой у Вас бренд стиральной машины? Из личного опыта: решили в мою пользу вопрос со стиральной машиной марки Haier, обратившись сразу к производителю, после 7 дней эксплуатации. Все остались довольны.)))

0
0

Жена купила дорогое платье. Пришла домой, а цвет не понравился. Решила вовзращать. Пришла в магаз - там говорят, у вас пятна тоналки на воротнике (жена не пользуется тоналкой) и развернули. Получается, продали грязную вещь, да еще и отказывают в возврате. В жалобную книгу претензию написала, но ответа не последовало. Что делать для возврата денег и нужно ли для этого доказывать, что пятно было на платье до покупки?

0
0

Конечно. Но стараюсь все решать без суда по досудебному соглашению.

0

Наталья, суд - долго. А мировой судья - быстро, если сумма требований дл 50 тыс.руб. собственно этим и пользуются недобросовестные продавцы. Среднее время, которое занимал посещение мирового судьи и получение решение - 2 часа. ))))

0

Павел, внимательно почитайте. Автор сам юрист. Подготовить иск по ЗоЗПП может даже старшеклассник. А здесь юрист, который, как указано в статье, просто изложил в иске суть да дело

0

Анатолий, это вы похоже невнимательно читаете )
Сначала попытка досудебного разбирательства, потом написание иска (ок, пусть для юриста это легко, хотя автор пишет, что «описала историю во всех красках», т.е. старалась, а не просто шаблон заполнила), подача иска в суд, участие в судебном заседании, получение исп. листа, направление его в магазин (отдельный «шедевр» от юриста).
И все это за 1000 рублей? При потерях в 400 рублей в час.
Иначе как получением опыта начинающему юристу (на что и ставка намекает) это не назовешь.

1
0

А можно, пожалуйста, образец искового заявления в подобном случае?

0
0

Теперь да.

0
0

А как определить существенный недостаток или нет? Это же должно оцениваться в стоимости ремонта и отталкиваться от стоимости товара?
В мастерской от продавца - М Видео сказали, что ремонт не существенный и стоит не более 3000 руб, они устранят бесплатно, но в независимых центрах мне сказали от 10 000 руб. будет стоить ремонт и не факт, что будут запчасти.
Ниже история целиком, если интересно:
У меня такая ситуация, не знаю что делать, телефон явно сломался по вине производителя, но мне не хотят возвращать деньги, а предлагают ремонт, к тому же не хотят оплачивать экспертизу, хочу судиться, но пока не до конца разобрался, какие сроки по закону. Знаю, что год гарантия от производителя, еще год по закону о защите прав потребителя и еще год потому, что срок службы телефона по закону не может быть менее 3-х лет.Хронология такая:- 25.03.2020 приобрел М.Видео Samsung -A51 за 20 989 рублей.
- 29.01.2022 смартфон перестал работать. А именно: экран перестал реагировать на
касания, смартфон загружался с перебоями, при перезагрузке и при включении стал
“зависать” на заставке, самостоятельно перезагружаться.
- 2.02.2022 Обратился в магазин с этой проблемой. Написал письменно претензию и приложил копию чека.
- 14.02.2022 получили ответ, в которой говорилось, что я не доказал о недостатках
товара, возникших до его передачи или по причине возникшей до этого момента.
Сотрудник магазина сказал, что мне необходимо провести независимую экспертизу за
свой счет. - 14.02.2022 В тот же день отвез и сдал телефон на экспертизу за свой счет, заплатив за нее 3500 рублей.
– 28.02.2022 выдали заключение, в котором говориться: что мой смартфон Samsung
Galaxy A51, имеет производственный дефект: неисправность микросхемы и процессора.
Телефон находится в неработоспособном состоянии. Признаков нарушения условий
эксплуатации не выявлено.
- 01.03.2022 оставил еще одну претензию в магазин, что расторгаем договор и требуем вернуть
деньги в полном объеме и за телефон и за экспертизу.
- 02.03.2022 нам пришел ответ от магазина, что наш недостаток не является
существенным и нам предложили бесплатно отремонтировать смартфон, от чего я пока воздержался. Пытался разобраться в законах, кто то говорит что нужно доказать в суде что ремонт более 60% это существенный, кто то говорит, что если проиграю дело придется все издержки судебные платить. Вообщем что делать, не знаю :( Лежит кирпичом теперь этот телефон, причем в интернет про эту модель пишут, что у нее болезнь, отсоединение микросхемы процессора и памяти при работе телефона и после ремонта через некоторое время "болезнь" опять проявляется.

0
0

Фу, омерзительно. Нужно покупать одежду по размеру, а не так, чтоб нитки на попе расходились при наклоне. Отвратительны такие люди, которые купили штаны за три копейки, а требования у них на миллион. Нормальный человек бы удовлетворился заменой брюк. А такой из-за каждого испорченного кефира будет в суд бегать, денежки зарабатывать. Такая уж категория людей.

0

Марина, это дело принципа. И очень полезны такие статьи, особенно если сами попадаете в похожие ситуации разные. И не хотите, чтобы вас считали полными примитивными существами, которые всё проглотят, и хамство и некачественный товар и услуги. А доказывали своё право по закону.Побольше бы таких людей принципиальных, может и жизнь станет в нашей стране уверенней,спокойнее и достойнее!

0
0

Добрый день! Помогите ,пожалуйста. Купил в магазине брюки. В кармане оказалась дырка, которая начинается ближе к ремню. Магазин сказал, что это технологическая особенность.

0
0

А если зелень из магазина вкусвилл кишит микроскопическими насекомыми? Дело не в деньгах даже, а в разочаровании! Накормить семью и ребёнка салатом с насекомыми…

0
0

ДА!
Хоть статья и старая, но как раз сейчас я ищу судебную практику по этой теме и эта статься вышла первая. Я хочу вернуть товар ненадлежащего качества Озону.

И это тоже брюки)) стоимостью 2058 руб. В моей ситуации оказалась не качественная ткань-красит и осыпается катышками изнутри.

1. Я отправила на почту Озон претензию на возврат товар ненадлежащего качества в ответ в чате личного кабинета Озон получила файл с отпиской про 7 дней.
"Согласно п. 4 ст. 26.1. Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
Как следует из Вашей претензии, Заказанный Вами Товар был получен 28.10.2022 г., с претензией Вы обратились 18.12.2022г., а, следовательно, семидневный срок для возврата Товара истек.
При получении Товара Вы ознакомились с его характеристиками, признали его соответствующим условиям заключенного Договора и не были лишены возможности отказаться от Товара в установленный законом срок."

2. Я подправила претензию и отправила ее заказным письмом с уведомлением и продублировала на электронку. Письмо на почте лежит до сих пор не полученое, а в чате мне опять прислали ту же отписку и еще издевательскую картинку- приятного вечера.

3. Я написала жалобу в Роспотребнадзор, мне перезвонили и сказали, что их ответ филькина грамота и я могу подавать в суд, т.к. если не установлен гарантийный срок на этот товар, то можно обращаться в течение 2 -х лет (как и написано в статье). НО, я должна самостоятельно сделать экспертизу.

Вот здесь мне все таки не понятно, почему я должна ее делать, а не продавец?

4. Сейчас буду готовить иск в суд, но я не юрист и мне будет не просто. Отступать не хочу, нарушены мои права.
Я собирала костюм, верх купила в оффлайн-магазине этой же марки и модели, а низ у Озон (т к в магазине не было нужного размера)
Верх я отнесла в оффлайн-магазин спустя два месяца и у меня его приняли как ненадлежащего качества. А вот с брюками идет война с Озоном.

Буду благодарна советам и подсказкам. Спасибо за статью!

0

Liliya, обязательно отстаивайте свои права. Я сейчас тоже с магазина с Валберриса пытаюсь возместить не только возврат средств, но и причинение ущерба

0
0

Мне подарили ботинки. Они мне не подошли - не вошла нога. Я обратилась в магазин с возвратом обуви. Обувь забрали. Чек у меня остался (платили наличкой). А деньги возвращать не хотят. Говорят, что в кассе нету, поскольку торговля идет слабо. Во второй мой визит со мной уже разговаривали грубо. Дескать забирай свои ботинки и вали, денег нет. Ну и как мне быть?

0

user2465854, отдали деньги?

0

Nadezhda, сами постарайтесь изучать свои права и повышайте юридическую и финансовую грамотность. И не попадайтесь больше на мошенников, они это прям опой чуют. Ни на минуту не расслабляться!

0

Павел, тут дело не в деньгах. Не всё в наше время ещё покупается. У некоторых людей осталась честь и достоинство. И дело принципа. Да ещё и мозгам полезно, поизучать законы и применение их на деле

0

Andrey, ну а если бы такой вот некачественный товар испортил бы вам другую новую вещь, и гораздо дороже? Возврат бы вам копеечный сделали, а возмещение убытка испорченной, гораздо дороже?

0
0

Если бы в досудебной претензии мои претензии и права были бы проигнорированы, то пошла бы на принцип, в суд, независимо от суммы! Уже не первый раз приходится изучать законы и статьи, чтобы доказать свои права. То с Жилищником, то с Авито, теперь вот с магазином с Валберриса. Скоро сама юристом стану😄

0

Сообщество