«В маршрутке молюсь всем богам»: 6 идей, как улучшить общественный транспорт в регионах

По мотивам историй читателей из разных городов России

34
«В маршрутке молюсь всем богам»: 6 идей, как улучшить общественный транспорт в регионах
Аватар автора

Полина Корнеева

в шоке от дырявых троллейбусов

Страница автора

В рубрике Тинькофф Журнала «Остановка» читатели хвалят и ругают местный общественный транспорт.

Мы выбрали самые вопиющие истории о ломающихся автобусах, лихих маршрутках и трамваях с отключенной в −40 °C печкой и на их основе составили список того, над чем стоит поработать, чтобы сделать жизнь пассажиров более комфортной.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Лейбл заголовка

Обновить транспортный парк

Аватар автора

Вася Василек

не отличает екатеринбургский городской транспорт от музейных экспонатов

Страница автора

Я пользуюсь всеми видами транспорта, и все они старые. Что в музее, что по городу — одни и те же трамваи с разницей несколько лет.

Чуть лучше выглядит метро. Маршрутки из пазиков или маленьких МАЗов — это зависть начальника ада.

Троллейбусы регулярно ломаются на маршруте, так что постоянно пересаживаюсь в другие с тем же билетом. Летом в прошлом году видел, как у троллейбуса на ходу лопнуло колесо и остатками железа он пробороздил свежий асфальт.

Весной в Екатеринбург пришли восемь новых троллейбусов — впервые за 15 лет. Занавес. Про трамвай речи не идет, а ведь у города в этом году трехсотлетие.

Екатеринбург. Фото: Matveychuk Anatoliy / Shutterstock
Екатеринбург. Фото: Matveychuk Anatoliy / Shutterstock
Аватар автора

Маленький газлайтер

чуть не утонула в новосибирском троллейбусе

Страница автора

Троллейбусы в Новосибирске очень старые. Зачастую в них просто наружу все провода, порой они искрят, от них идет запах гари. Кондукторы на такое отвечают: «Это нормально».

Однажды мне нужно было попасть в суд, и делать это пришлось с двумя пересадками. Резко начался проливной дождь, благо подошел нужный троллейбус. Когда мы, пассажиры, зашли, поняли, что он залит водой. Я подняла голову, и все стало ясно: в крыше троллейбуса была огромная дыра, не оставалось никаких шансов проехаться в сухом и теплом транспорте.

Трамваи чаще всего нам привозят из Московской области, как хвастает новосибирское правительство. Они подержанные выглядят гораздо лучше, чем те наши трамваи 2000-х годов, где в −40 °C не работает печка и кажется, что ты просто умрешь от обморожения, пока едешь из точки А в точку Б.


Аватар автора

Простой фанат сериалов

оказался в заглохшем автобусе в Якутске при −45 °C

Страница автора

Из минусов нашего общественного транспорта я бы назвал такие: старый парк автобусов, долгие интервалы, нерабочие терминалы оплаты — не всегда, но бывает, — хамоватые водители, высокая цена проезда.

Старые советские ПАЗ-3205 в Якутске начали менять на новые модели «Вектор» со всеми удобствами, но не на всех маршрутах. В большинстве своем так же ходят старенькие пазики, которые держатся на молитвах водителя.

Со мной как-то случилась очень неприятная история. Ранним субботним утром мне нужно было ехать в центр города. Оплатил и сел на сидушку, и тут автобус резко глохнет. Это было зимой, когда на улице стояла температура −45 °C. И мы всем автобусом 20 минут ждали следующий.


Аватар автора

uRl1k

видел дыры в полу рязанского троллейбуса

Страница автора

Раньше я каждый день ездил на общественном транспорте на учебу и обратно. Обычно с одногруппниками — мы всегда уходили в конец троллейбуса, там обсуждали все, что произошло за день. Это было весело и очень душевно.

Но троллейбусный парк в Рязани — тихий ужас, иногда можно было увидеть дырки в полу. Все скрипело, временами рога от линий отваливались, просто страх. Но до конца маршрута тем или иным способом доезжали всегда :)

Рязань. Фото: Nina Alizada / Shutterstock
Рязань. Фото: Nina Alizada / Shutterstock
Лейбл заголовка

Упростить оплату

Аватар автора

Молчаливый Зяблик

огорчена коммерческими перевозчиками в Иркутске

Страница автора

Боль многих — наличный расчет. В Иркутске практически везде безналичная оплата, кроме частного общественного транспорта. В выходные я специально иду и снимаю деньги исключительно на проезд.

Тем не менее не раз попадала в ситуации, когда налички не было. Просишь пассажиров заплатить, сама переводишь им. Однажды девушка готова была мне дать на проезд даже без перевода. После того случая тоже иногда безвозмездно выручаю. И не только я: как-то при мне мальчик искал деньги по всем карманам, мужчина заметил это, предложил оплатить за него, но тот отказался, мол, у меня есть, сейчас найду. Короче говоря, на нашем маршруте развита взаимовыручка пассажиров. А что делать — власти эту проблему решать не спешат.

Читала, как один пассажир наблюдал ситуацию: видимо, туристы зашли в салон и искали, где и как оплатить картой. Налички у них не было, и водитель на них наорал. Незабываемые впечатления, наверное, остались.

Лейбл заголовка

Ввести вечерние и ночные маршруты

Аватар автора

ilebedef

после полуночи ездит по Новосибирску на такси

Страница автора

В Новосибирске нет ночных маршрутов, многие сходят с линии уже в 10 вечера. Метро работает до 12. Уехать в полночь и позже можно только на такси. Столь крупному мегаполису, который никогда не спит, пора бы подумать над этой проблемой.


Аватар автора

user2598368

не доволен расписанием ульяновских маршруток

Страница автора

Излюбленный общественный транспорт у меня в городе — это маршрутки. Водители любят впихивать побольше стоячих пассажиров, зато проезд стоит дешево. А главное, маршрутки быстрее трамваев. Признаюсь, они не раз меня выручали. Но когда засиживаюсь на работе допоздна, не могу их поймать — их просто нет. Рано перестают ходить.

Ульяновск. Фото: Олег73рус / commons.wikimedia.org
Ульяновск. Фото: Олег73рус / commons.wikimedia.org
Лейбл заголовка

Повысить контроль над маршрутками

Аватар автора

Натали Кузнецова

боится ездить в екатеринбургских маршрутках

Страница автора

В Екатеринбурге маршрутчики-беспредельщики. Большинство водителей зеленых пазиков — граждане иностранных государств с непонятными правами. Они устраивают гонки на улицах, нарушают ПДД, промахиваются мимо остановок или подолгу на них стоят в ожидании пассажиров, резко останавливаются на дороге и дерутся между собой, становятся виновниками ДТП.

А еще маршрутки — это на 90% убитый хлам.

Проблеме с маршрутками не один год. Однако власти по сути ничего не предпринимают. Видимо, им нет дела до безопасности пассажиров, каждый день рискующих жизнью. Я лично боюсь ездить в маршрутках, но иногда приходится. Тогда молюсь всем богам, хотя атеист.


Аватар автора

ilebedef

обеспокоен безопасностью маршруток в Новосибирске

Страница автора

Маршрутки — это главная проблема городского общественного транспорта, с которой ничего не делают. Их очень много. Они маленькие, они неудобные, в них нельзя платить картами. За ними очень слабый контроль. И главное, они небезопасные.

Водители в основной массе агрессивные, водят неаккуратно, гоняют и часто перестраиваются. Постоянно болтают по телефону, попутно рассчитываясь с пассажирами. В маршрутку можно не попасть, потому что водитель не захотел останавливаться или перестраиваться. Или проскочить остановку, так как он не услышал.


Аватар автора

my friends never die

пострадал от действий нерадивого маршрутчика в Тюмени

Страница автора

Проблем с общественным транспортом в Тюмени не так много, но все-таки они есть. Маршрутчики-гонщики. Очень часто наблюдаешь, как они нарушают ПДД.

Даже когда едешь на собственной машине, стараешься держаться от них подальше. Как⁠-⁠то была такая ситуация: на светофоре водитель маршрутки из соседней полосы решил перестроиться и, выворачивая, зацепил мне правое зеркало.

Лейбл заголовка

Не зацикливаться на метро

Аватар автора

ilebedef

не хочет закапывать деньги в новосибирскую землю

Страница автора

Безусловно, метро — это круто. Но тотальная зацикленность властей и населения на нем как на волшебной таблетке от всех бед бесит.

Метро — это очень дорого, сложно и медленно (если у вас нет московских бюджетов). Куда проще, дешевле и полезнее было бы не мечтать о закапывании денег под землю, а действовать здесь и сейчас, улучшая то, что есть. Развивать трамваи, строить новые линии. Обновлять парк автобусов и троллейбусов. Делать город удобнее для пешеходов. Но нет, мы хотим метро.

Новосибирск. Фото: Car Spotter / Shutterstock
Новосибирск. Фото: Car Spotter / Shutterstock
Новосибирск. Фото: Car Spotter / Shutterstock
Новосибирск. Фото: Car Spotter / Shutterstock
Аватар автора

Артём Коротков

переживает за самарский наземный транспорт

Страница автора

В Самаре представлены все существующие виды транспорта, кроме разве что экзотики типа фуникулера. Однако все, кроме метро, пребывает в упадке. Именно метро съедает львиную долю транспортного бюджета. Кроме того, оно виновно в смерти десятков красивых исторических зданий в центре, которые сносятся ради новой станции.

На наземный транспорт чиновники забили давно.

Трамвай сильно обветшал, потерял значительное количество кадров и самую важную линию в центре, в восстановление которой после метростроя на ее месте никто не верит. Движение трамваев постоянно прерывается из-за ДТП на путях и поломок, сходов вагонов. Скорости достигли дореволюционных цифр — 15 километров в час и менее. Пути не обособляются, трамваи стоят в пробках. Во всем городе ровно два перекрестка с автоматическими стрелками, в остальных местах водители останавливаются и выходят переводить их вручную.

Троллейбус в чуть лучшем положении, однако та же проблема с кадрами, сильное дублирование со стороны маршруток, многие рейсы не доезжают до конечных — сворачивают в депо или на обед.

Автобус отдан частнику, которому важна только прибыль. Очень много машин средней вместимости, где почти всегда тесно и душно. На кондукторах экономят, но не установкой валидаторов, а входом через одну узкую дверь с оплатой водителю.

Лейбл заголовка

Стать добрее друг к другу

Аватар автора

Маленький газлайтер

возмущена поведением новосибирских бабушек

Страница автора

Типичная ситуация в Новосибирске — это расталкивание всех и каждого, лишь бы занять место в салоне автобуса или вагоне метро. И эти бабушки, которые всегда кричат о своей слабости, а на крупных остановках с какой-то нечеловеческой силой распихивают даже мужчин и бегут к месту у окошка.

И кстати, именно бабушки любят при полном салоне сидящих мужчин обратиться к девушке и попросить, чтобы она уступила. Я обычно сама предлагаю сесть гражданам старшего возраста, но в таких случаях отвечаю, что здесь много мужчин, которые могут уступить. Те начинают недобро сверлить взглядом, а бабушки возмущаются, мол, что это мальчиков тревожить, когда есть девушки. Таким не уступаю принципиально.

Полина КорнееваА чего не хватает общественному транспорту в вашем городе?
  • Туманный туманБезналичной оплаты. Причем на одном маршруте она есть, но о куар кодах там не слышали, что тоже иногда бы выручило. В остальном все норм.0
  • Dinara YavorskiЯ сейчас утопические вещи скажу. Такого никогда не будет, поэтому я стараюсь транспорт избегать. Но порой выбора нет. Больше единиц на маршруте, чтобы люди не толпились в жару и не мерзли на остановках. Чтобы заняты были только сидячие места, в крайнем случае -- стоячие в середине. Чтобы места для пассажиров с детьми и инвалидов пустовали даже в час-пик, а не были занятыми иностранными специалистами. Выше культура пассажиров. Не подходить вплотную к людям, не лезть на эскалатор по бокам, лишь бы втиснуться, не пихать коляску/сумку на колесиках в людей, не виснуть над сидящими людьми спиной, пахом и жопой. Не орать на молодых девушек, чтобы уступили, и уступать всем, кто нуждается -- даже если это взрослый мужчина, уставший на работе. Не душиться великолепными ароматами из фикспрайса. Господи, да тут куча всего.14
  • Dinara YavorskiНу и отдельная водительская просьба: сделать уже что-то с трамваями, которые выплевывают людей посреди проезжей части. И те вместо того, чтобы спокойно перейти на тротуар и уже оттуда по пешеходке уйти на другую сторону, начинают тупо хаотично разбегаться и по закону подлости -- туда, где движется плотный поток. Постройте им остановки как в Ульяновске, пожалуйстааа10
  • Аглая ВороноваВ Москве не хватает наземного транспорта без пробок. Обожаю метро, но там бывает очень тесно.2
  • Mary Brandybuck3
  • Dinara YavorskiMary, дааа. Одна женщина мне как-то на капот прыгнула в бегах за трамваем. Я не шучу! Меня потом отпаивали феназепамом на работе, т.к. я очень тревожный водитель и мне казалось, что я сбила ее. До сих пор помню, как уехала в тумане с перекрестка, встала на аварийка на проспекте Энгельса и плакала навзрыд минут 10 от страха.8
  • Boris BaristaПомню, когда переехал в Петербург, для меня было приятно, что вечером можно уехать на общественном транспорте. А когда мы с женой впервые увидели в 12 часов ночи рейсовый автобус, то снимали его на видео и отправляли это видео родственникам😀 В моем родном городе после 20 часов уехать было очень проблематично, а после 22 почти невозможно… Помню как спорил с коллегой-Петербуржцем, что транспортная система в городе очень развита. Все познается в сравнении)10
  • МаксимМы, как то тоже всем городом шли ставить подписи что бы нам поменяли общ. транспорт. Да вот так и ждём уже 5 лет когда сможем съездить в город на новеньких автобусах, вместо старых и душных кавказских маршрутках1
  • Михаилвообще-то в Екатеринбург пришло 20 новых троллейбусов, а не 8. но да, ситуация там на редкость не очень1
  • AlexanderАглая-Ляля-Милена-Фекла, D3 завтра запустят. от моссельмаша до электрозаводской без пробок за 25 минут, до Люберец за 40. А если серьёзно, то не смотря на то что новые конструкции МЦД/МЦК для меня более затратны по времени , я при возможности выбираю их (в большинстве случаев можно ехать и меланхолично смотреть на промзоны центра проезжая по d2,который как раз существенно недогружен в его центральной части)1
  • Olya ElfПроблема общественного транспорта - бич многих городов. Я из Новосибирска, соглашусь с историями о нашем транспорте. Очень старые троллейбусы, постоянные аварии на лэп в нескольких местах, где они старые и залатаны 100500 раз. Не во всех автобусах есть безналичная оплата, иногда это можно узнать только от кондуктора, когда ты уже вошёл и поехал. Автобусы грязные (как и город), их мало. Большой автопарк невыгоден владельцу - затраты на содержание большие, а ездить будут полупустые, лучше запустить меньше, но они будут ехать битком набитые. Маршрутки сейчас хотя бы такие, в которых можно стоять, но гоняют сильно, подрезают. Часто не соблюдается расписание маршрутов. В морозы экономят топливо и транспорт плохо отапливается. В студенчестве мне приходилось ездить на учёбу по 2-3 часа в одну сторону в холодном транспорте - в итоге потом были проблемы со здоровьем. Ну и жуткие пробки, а также ужасное состояние дорог, ямы, глубокие лужи после дождей, грязь - всё это делает поездки на ОТ испытанием.3
  • cat ownerAlexander, ага, завтра запустят, а пока хаос. Я живу на Левобережной, как раз в самом замесе :-) Почти никому из Химок нафиг не сдалось ехать до Электрозаводской. Едут до Лихобор, до Петровско-Разумовской, до трех вокзалов. Электрозаводская и Люберцы - нууу... как телеге пятое колесо.0
  • Аглая Вороноваcat, лично мне вообще «Третье Транспортное Кольцо» изначально показалось не особо нужным. Однако тут такой вопрос: еще лет 10 назад в Москве все ездили в центр. А сейчас из Одинцово люди поехали в Москву-Сити. И центр разгрузили. Из Химок люди не ездили до Электрозаводской, теперь будут рассматривать работу там2
  • cat ownerАглая-Ляля-Милена-Фекла, надеюсь, что вы правы и вся это свистопляска со стройками не зря.0
  • Аглая Вороноваcat, ну Вы же заметили, что центр разгрузили? Я вот заметила, что давка в метро в центр стала меньше. Не ушла вообще, но меньше-стала. Заметила, что люди стали ездить из «Царицыно» в «Москву-Сити». Без ТДК отказывались - далеко, не удобно. Сейчас- да. Другое дело, что это не происходит в один момент. Потому что пока люди не работали на Электрозаводской, живя в Химках. Отказывались от этих вариантов изначально. И сейчас, на данный момент, им не удобно. Но все со временем рассосется. Это как в дикой давке на фиолетовой ветке я заметила, что с «Котельников» люди садятся, и едут почти полным составом скамеек до «Баррикадной». Это вообще далеко, через всю Москву. Но они вот сидят, когда над ними люди ломают кости и стоят в неудобной позе. Но им хорошо ехать с одной пересадкой. И этих очень, очень много. Почти весь сидячий ряд! Так и приноровились. Тоже самое будет и чуть позже с Электрозаводской.1
  • cat ownerАглая-Ляля-Милена-Фекла, с этим согласна, да. Я раньше ездила на работу на электричке - и ежеутренне участвовала в гонках без правил "войди в час пик на Комсомольскую-кольцевую". Сейчас работаю в богом забытой промзоне на Хорошёвке. Вменяемым общественным транспортом от меня не добраться, езжу на машине. Пусть и дороже, и с парковкой не все гладко, но лучше так, чем вот это все :-)2
  • Аглая Вороноваcat, кстати, наверно, центр разгрузили доступными кредитами на машины и доступными парковками у бизнес-центров в жопе мира.1
  • ПавелЗа 1 день расходов на оборону, можно полностью обновить парк наземного транспорта в городе-милионнике. Вопрос приоритетов руководства страны.4
  • Михаил СмотринВ Новосибе вполне реально троллейбус убивает людей и животных током. Вот недавно собаку убило.1
  • Russvet DenНе понял прикол про мужчин и девушек? Это последнее про бабушек. Чем Вы лучше нас почему мы должны уступать бабушкам А вы нет? Ведь речь идет не про беременных. Или девушки у нас инвалиды по умолчанию? Поясните. Мы живем меньше вас так то 😁0
  • МаринаМне хотя бы самого простого - чтобы водители всегда помнили, что едут не одни, а с пассажирами, среди которых и дети, и пожилые, и люли с инвалидностью, т.е.резко перед светофорами и переходами не тормозили, также резко не трогались, не делали крутых виражей, не играли в обгоонялки с конкурирующими маршрутами. Ну и, конечно, сначала бы закрывали двери(убедившись, что все зашли), и только потом трогались с места. Мечты, мечты....0
  • НикитаУ меня в городе как раз таки всё наоборот: маршруток нет, трамвайный и автобусный парки обновляются и на маршруте карйне редко можно встретить старый транспорт. Оплатить картой можно что в автобусе, что в трамвае. Население 300 тысяч. Мне кажется всё зависит от руководства города, региона.0
  • Russvet DenМарина, зайдите в бар харратс в субботу там девушек больше пьющих и курящих😁1
  • Шкода в ромашковом полеИскренне сочувствую народу из регионов по части ситуации с ОТ. От души желаю всем свежих электробусов в нормальном состоянии и количестве. Но даже в мск есть проблемы с транспортом. 1) В некоторых районах молча сокращают количество автобусов, из-за чего скапливается множество людей на остановках, либо то же множество вынуждено долго идти на своих двоих более 2 км до метро; мне кажется, что для Москвы это неправильно; 2) МЦД. Идея крутая, а реализация печальная. Быстро на ходу запускают, а потом ещё годы доделок в виде обновления составов до нормальных (ЭП2Д, про иволги молчу) и перестроек станций; почему нельзя сразу это подготовить?? Это ж основные составляющие. Да, хорошо, пускай позже запуск был бы, но сразу в качестве. А то от мцд одни лишь буквы; 3) Состояние автобусов; они уже в страшном состоянии в Москве, а потом их в регионы скидывают - это самое кошмарное. Черный дым из труб, грохот движка как от танка на всё Ивановское, дребезг салона от микрощели в асфальте... А всего-то сервис в адекватные сроки нужен. Да и людей рукастых много - дайте им нормальные условия - и будет рабочая сила. 4) Неиспользование кондиционера в метро. В жару. В час пик. Ну это совсем бесчеловечно. Просто сделайте движение воздуха, чуть охлаждённого - и нормально будет. А так - стоим, воняем, прилипаем, от нехватки воздуха в лучшем случае глюки ловим.0
  • Владимир ЮрьевичКогда в Москве в очередной раз запускают какой-то транспорт из 2100 года, я с пролетарской ненавистью вспоминаю транспорт, у нас, далеко за МКАДом. Кто-то скажет, что у, просто Москва высокоэффективный город, который способен обеспечивать сам себя, но у меня свое мнение на этот счет… В моем небольшом городке, который дает нефть для страны до сих пор ездят убитые жизнью пазики с вечностью ожидания. При написании мэру города несколько лет назад - он мне ответил, что да проблема, есть, но автобусный парк принадлежит частникам и мы не можем полноценно их регулировать. А пока вот, наклеили на них наклейки к юбилею города! Относительно соседний Екат - без слез не взглянешь на эти троллейбусы с трамваями! В Тюмени еще как-то более менее с транспортом.2
  • ВиталийRussvet, я понял последнюю историю так: пусть мужчины уступают место пожилым, инвалидам и беременным, а я буду комфортно сидеть и не стоять ибо общество это поощряет, хотя женщины сами себя слабыми, немощными соплячками по жизни не считают (им просто такой расклад выгоден). Из личного наблюдения дополню про транспорт своего города, где частенько замечаю именно женщин которые садятся на специально помеченные места для инвалидов и когда салон полн, не уступают это место пожилым и беременным (делают вид, что ничего не видят), а ждут когда мужчина или парень уступит своё место. Есть конечно и нормальные женщины, не все такие. В идеале эти места никто не должен занимать, если у них нет инвалидности или беременности. Сам на такие места не сажусь, даже если это осталось единственное свободное. Беспредел с общественным транспортом исходит не только от водителей и администрации, но и пассажиры тоже разные попадаются.2
  • Russvet DenМарина, там если и есть разрыв в потреблении то он минимален.0
  • шишимышиВ Чебоксарах оказывается жить очень даже неплохо У нас новые автобусы и маршрутки. Никогда не видела дырок в троллейбусах 🫨0
  • Russvet DenМарина, сколько работ сменил везде девушки смолили как паравозы. Насчет алкоголя вопрос тоже открытый.1
  • ЛеликЕсли бы в Новосибирске транспорт ходил до 10 вечера - было бы чудесно. Но его нет уже после 20.000