Как не потерять деньги, если товар сгорит на складе маркетплейса?

4
Аватар автора

Геннадий

спросил в Сообществе

Я ИП, через «Вайлдберриз» и «Озон» продаю автозапчасти и расходники для автомобилей: моторные масла, жидкости для двигателя, фильтры, тормозные колодки и диски.

После того как на складе «Вайлдберриз» в Санкт-Петербурге случился пожар, я стал переживать за сохранность товара. А вдруг что-то подобное случится в нашем регионе и я останусь без денег?

Могу ли я как-то подстелить соломку и застраховать товар ради уверенности, что не потеряю деньги?

Аватар автора

Иван Колыхалов

помогает управлять продажами на маркетплейсах, в прошлом селлер

Страница автора

Пожары на складах и другие форс-мажоры случаются, поэтому маркетплейсы закладывают эти риски в бизнес-модели. Торговые площадки не могут работать без селлеров, поэтому вероятность, что маркетплейс выплатит продавцу компенсацию за сгоревший товар, высока. Тем более что такие выплаты «Озон» и «Вайлдберриз» уже делали.

К тому же риск потерять деньги может снизить и сам продавец. Расскажу, как именно.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как продавцы маркетплейсов хранят товары

Процесс от заказа до момента, когда товар заберет покупатель, называется фулфилментом  . У фулфилмента две модели: FBO и FBS.

Модель FBO  — это когда продавец производит или покупает товар, наклеивает этикетки и штрихкоды, упаковывает и отвозит на склад маркетплейса. Дальше тот доставляет товар в сортировочный центр, а оттуда — в пункт выдачи.

Эту модель обычно выбирают крупные продавцы, которым заказы поступают почти каждый день. Селлеры делегируют маркетплейсу доставку товара клиентам, прием платежей, обработку возвратов.

При такой модели маркетплейс отвечает за сохранность товара на складе.

FBS  — это когда продавец хранит товар на своем складе, собственном или арендованном, отвозит клиентам заказ сам или передает через маркетплейс. Например, на «Вайлдберриз» продавец, который выбрал при регистрации модель FBS, получает заказ и отвозит его в сортировочный центр, а до пункта выдачи товар доставляет маркетплейс. В «Озоне» же продавцы, работающие по этой модели, сами доставляют товары в пункты выдачи.

По FBS обычно работают продавцы, которые продают небольшими партиями и хотят сэкономить на хранении. Например, те, кто торгует ароматическими свечами ручной работы. Еще FBS выбирают продавцы, в чьих регионах нет склада нужного маркетплейса.

Обратите внимание, что речь идет о складе. По пунктам выдачи заказов, ПВЗ, правила немного другие. Если пункт выдачи принадлежит самому маркетплейсу, за сохранность отвечает он. Если ПВЗ открыт по франшизе, ответственность за сохранность товара лежит на ИП или компании, которой он принадлежит.

Как регулируются отношения между маркетплейсом и продавцом

Публичной офертой. В «Вайлдберриз» договор считается заключенным, когда продавец уплачивает гарантийный взнос  , в «Озоне» — когда пользователь нажмет в личном кабинете кнопку «Принять оферту», а маркетплейс пришлет ему уведомление об активации договора. Тексты оферт размещены в открытом доступе на сайтах торговых площадок.

Например, в пункте 13.2.1 оферты «Вайлдберриз» указано, что маркетплейс после приемки обязан разгрузить товар на складе и обеспечить услугу по его хранению с момента поступления до убытия. Формулировка очень расплывчатая, ни слова про ответственность в ней нет.

В оферте «Озона» ответственность маркетплейса упоминается, но тоже не очень четко. В пункте 4.3.2 сказано, что маркетплейс освобождается от ответственности, если случится нечто угрожающее жизни и здоровью его сотрудников. В пример приводят ЧП или военное положение, митинги, падение беспилотников и многое другое, но про пожар на складе ничего нет.

В целом отношения между продавцами и маркетплейсами регулирует гражданский кодекс. По нему тот, кто хранит товар на складе, отвечает за сохранность и должен возмещать убытки продавца, если они произошли по вине хранителя. Это значит, что, если товар сгорит, продавец сможет обратиться в суд и потребовать компенсировать убытки.

Как заранее защитить товар

Продавец, передавший маркетплейсу товар на хранение, защищен законом. Но суды могут длиться долго. Если вам не хочется доводить до этого, а повторения ситуации со складом в Петербурге вы боитесь, рекомендую вот что.

Не отправляйте товары на склад маркетплейса с избытком. Проанализируйте, сколько масел, фильтров и запчастей в месяц вы обычно продаете, и отгружайте на склад маркетплейса именно столько — может быть, с небольшим запасом. Да, есть риск, что товар раскупят раньше срока и вы останетесь без нескольких заказов, зато у вас не сгорят все масла, которые вы купили на год вперед.

Работайте по модели FBS. Если маркетплейсу вы не доверяете, арендуйте или купите склад. Конечно, сгореть может и он, но контроль на вашей стороне. Вы сможете заранее обговорить с арендодателем условия договора, более четко прописать ответственность сторон. Например, договориться, чтобы в соглашении был пункт об ответственности арендодателя в случае пожара. По опыту, вероятность встретить недобросовестного владельца склада не нулевая.

Помните, что вы защищены законом. По опыту, маркетплейсы заинтересованы в сохранении хороших отношений с продавцами: они приносят им деньги. Тот же «Вайлдберриз» выплатил компенсацию, равную стоимости товаров, уже половине пострадавших от пожара селлеров  .

Летом 2022 года пожар произошел на складе «Озона» в Московской области, тогда компания тоже сообщала, что выплатила компенсацию большинству продавцов. Такие события — это издержки и часть бизнес-модели. Маловероятно, что продавец останется ни с чем.

Можно ли застраховать товар от пожара

Многие страховые компании оказывают такую услугу. Но, по опыту, страховщики товаров на складах прописывают в договорах франшизу  иногда на сотни тысяч рублей. Это может быть невыгодно: например, ущерб предпринимателя — 350 000 ₽, а в договоре франшиза — 80 000 ₽. Получается, что ИП компенсируют только 270 000 ₽ при реальном убытке 350 000 ₽.

Кроме того, некоторые компании заключают договоры не на весь товар, а на каждую новую партию, которую доставляют на маркетплейс.

Но страховая премия и другие расходы могут быть больше убытков от потери товара. Например, придется потратиться на независимую экспертизу и юристов, если ваш случай признают нестраховым и надо будет судиться. Если выиграете суд, ответчик компенсирует судебные издержки, но это может занять месяцы. На мой взгляд, это слишком большая трата времени и денег, поэтому рекомендовать страховать товары, которые хранятся на складе маркетплейса, я бы не стал.

Пример рисков, от которых компания готова застраховать товар на складе. Источник: skpari.ru
Пример рисков, от которых компания готова застраховать товар на складе. Источник: skpari.ru

Что в итоге

Продавец защищен законом, и, если товар будет уничтожен по вине маркетплейса, он вправе обратиться в суд. Хотя это и может занять много времени.

В реальности маркетплейсы часто добровольно компенсируют стоимость товара, потому что заинтересованы в сотрудничестве с селлерами.

Чтобы подстраховаться, рекомендую отправлять на склад маркетплейса столько товара, сколько вы сможете продать в ближайшие месяц-два. Если не доверяете торговой площадке, храните товар на своем или взятом в аренду складе.

Иван Колыхалов
Продаете товары на маркетплейсах? Расскажите, как защищаете себя от потери денег:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество