Я получила три высших, работаю в сфере EdTech и запустила свой стартап

История читательницы, которая изучала социологию

11

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Яна Стафичук

любит учиться

Страница автора

Я родилась в маленьком городе Соколе Вологодской области.

Училась в физико-математическом классе, но мне больше нравились гуманитарные предметы.

В 17 лет я поступила на социологический факультет, чтобы заняться наукой, и переехала в Иваново. А потом продолжила образование в Санкт-Петербурге, открыла для себя сферу EdTech и запустила свой стартап.

Выбор специальности

Школу я окончила в 2010 году. Когда была в одиннадцатом классе, нам дали задание сделать презентацию о будущей профессии. Пришлось прочитать много информации о разных специальностях — так я и наткнулась на социологию.

Изучение бедности, преступности и других общественных проблем меня искренне заинтересовало. Я верила, что, если хорошо разобраться в вопросе, можно найти правильный путь его решения и принести людям пользу.

ЕГЭ я сдавала по русскому, математике, истории и обществознанию. Сейчас школьники готовятся к этим испытаниям несколько лет. Но когда я подавала документы в вуз, все было гораздо проще: экзамен стал обязательным лишь год назад, никто особо не переживал за результат.

Моя подготовка состояла в том, что я пару раз в неделю ходила к репетиторам и решала варианты прошлых лет. В итоге экзамены сдала не очень хорошо — в сумме на 220 баллов. С такими результатами я могла пройти на бюджет только в региональный вуз. Решила учиться на социолого-психологическом факультете Ивановского государственного университета: в родной Вологде интересное мне направление не преподавали, а в Иванове жили брат и тетя.

Учеба

Бакалавриат в ИвГУ. Учеба в Ивановском университете, куда я в итоге поступила на бюджет, дала базовые знания в области социологии.

Первый год стал самым сложным. Я только погружалась в новую для меня систему и пыталась понять, по каким законам она существует. К тому же я старалась учиться на отлично, чтобы получать повышенную стипендию, и параллельно работала. Как студенту мне подходили только вакансии с гибким графиком, например работа промоутером, мерчандайзером, аниматором.

Другим я так делать не советую: можно легко перетрудиться и дойти до выгорания. Если есть возможность, лучше спокойно учиться, а зарабатывать деньги только с третьего курса.

Самыми полезными вузовскими предметами были общая социология и методики проведения исследований. Благодаря им я разобралась в разных теориях и получила представление о том, как заниматься наукой.

Поступив в вуз, я загорелась идеей провести научное исследование.

Тогда я еще плохо представляла, как это делается, — просто хотелось попробовать. Выбрала тему имущественной дифференциации, то есть расслоения общества.

Работу над исследованием начала на втором курсе. Для этого нужно было проанализировать данные с помощью программы для статистического анализа SPSS. Ее проходят только на четвертом курсе, поэтому научная руководительница посоветовала выполнить все вручную. Тогда мы даже поспорили на эту тему, но в итоге я изучила программу и сделала по-своему. Я и сейчас считаю, что будущее за технологиями обработки и анализа данных, а значит, разбираться в этом следует с первого курса.

Исследованиями я продолжила заниматься и дальше. Поэтому после окончания бакалавриата у меня было несколько публикаций и даже книга на основе выпускной работы.

Моя книга на основе исследования, проведенного в вузе. Сейчас она продается на «Амазоне»
Моя книга на основе исследования, проведенного в вузе. Сейчас она продается на «Амазоне»

Бакалавриат в ИГЭУ. Параллельно я получала еще одно образование — по направлению «менеджмент» на экономическом факультете Ивановского государственного энергетического университета. Поступила туда после второго курса ИвГУ на вечернее отделение.

Я занималась экономической социологией и хотела расширить свои знания. Посчитала, что программа ИГЭУ для этого подходит. Кроме того, хотелось погрузиться в менеджмент, чтобы в будущем было проще занять пост руководителя.

Училась на вечернем — это обходилось примерно в 40 000 ₽ в год. Образование оплачивала сама: помогали накопления и именная стипендия профессора Роальда Гительмахера, которую я получила после второго курса ИвГУ. Размер ее я сейчас уже не вспомню.

40 000 ₽
стоил год обучения на вечернем отделении ИГЭУ

В вузе я изучала в том числе основы управления персоналом — знания оттуда потом не раз выручали в работе. Еще пригодилась информация, полученная на парах по финансовому менеджменту. Благодаря этому мне было проще создать финансовую модель собственного проекта и сформировать его юнит-экономику.

В целом совмещать обучение в двух университетах непросто, но реально. Чтобы решать все задачи, пришлось сильно прокачать навык тайм-менеджмента. Кроме того, я была высоко мотивирована и четко понимала, зачем все это делаю. В результате серьезных проблем не возникало, и у меня даже оставалось время на волонтерство: я помогала хоспису, где познакомилась со многими прекрасными людьми.

Магистратура в СПбГУ. Получив два образования в Иванове, я продолжила изучать социологию в магистратуре, на этот раз в Петербурге.

Мой любимый социолог Питирим Сорокин преподавал в Петроградском университете, который сейчас называется СПбГУ, поэтому выбор был очевиден. Но другим студентам так делать не советую: лучше сначала найти интересную кафедру или лабораторию и идти к конкретному научному руководителю.

Документы на факультет социологии СПбГУ я подала в 2014 году — сразу после окончания бакалавриата.

Сложно вспомнить, как проходили вступительные. Кажется, нужно было сдать два испытания — по философии и социологии. Для подготовки повторяла материал, пройденный на бакалавриате: читала конспекты и освежала забытые темы. Экзамены в итоге сдала хорошо и поступила на бюджет.

Гуляю по Питеру в студенческие годы
Гуляю по Питеру в студенческие годы

Инфраструктура университета меня впечатлила. Мы учились в очень красивом месте — на территории исторического комплекса бывшего Смольного монастыря, заложенного еще в 18 веке.

До сих пор помню свое общежитие: меня разместили на Васильевском острове, а из окон открывался замечательный вид на Финский залив. Две комнаты объединялись в блоки с небольшой кухней и санузлом, там было очень уютно. Мне есть с чем сравнивать, поэтому считаю, что студенты СПбГУ живут более чем достойно.

Из предметов мне запомнились дисциплины, посвященные работе с анализом данных и текстами. Также было интересно изучать современные социологические теории, разбираться в социальных вопросах и коммуникациях. Ну и, конечно же, писать выпускную работу.

Моим научным руководителем стала профессор кафедры экономической социологии Елена Тарандо. Считаю, что мне с ней повезло. Елена Евгеньевна — замечательный и чуткий человек, который поддерживал меня на всех этапах, а еще грамотный специалист в сфере экономической социологии.

Но, к сожалению, не все преподаватели были такими. Некоторые профессора читали лекции без энтузиазма и производили впечатление людей, совсем не заинтересованных в обучении. Проектной деятельности и практики тоже не хватало. Знаю, что сейчас на базе факультета действуют лаборатории для исследований, но в мое время такого не было.

Еще нам практически не рассказывали о международных связях вуза. Вероятно, причина в том, что соглашений с иностранными университетами тогда действовало не так много. Поэтому мы даже не знали о возможностях, которые это дает.

В целом учиться было не очень сложно.

Как и раньше, помогала высокая мотивация к учебе, да и знания, полученные на бакалавриате, пригодились. Поэтому магистратуру я окончила с красным дипломом, хотя у всех выпускников моего вуза он красный — такой уж формат.

Благодаря учебе в СПбГУ я познакомилась со многими прекрасными и очень умными людьми, а с некоторыми общаюсь и до сих пор. Жизнь моих одногруппников сложилась по-разному: одни занимаются наукой и работают в родном вузе или РАН, другие ушли в маркетинг — такое часто бывает с социологами, которые умеют проводить исследования. А еще диплом СПбГУ — это красивая строчка в резюме, впечатляющая работодателей.

Выпускаюсь из СПбГУ. Качество фотографии оставляет желать лучшего: все⁠-⁠таки прошло почти 10 лет
Выпускаюсь из СПбГУ. Качество фотографии оставляет желать лучшего: все⁠-⁠таки прошло почти 10 лет

Аспирантура в НИУ ВШЭ. После окончания магистратуры я решила углубить свои знания в социологии и продолжить проводить исследования.

Чтобы поступить в аспирантуру, требовалось хорошо владеть английским. В магистратуре СПбГУ таких знаний не давали, а времени на самостоятельные занятия не хватало. Поэтому свое образование я решила продолжить не сразу, а спустя какое-то время. Перерыв в обучении составил в итоге пять лет — все это время я работала и реализовывала разные проекты, подтягивала язык.

В 2021 году я поступила в петербургское отделение НИУ ВШЭ на бюджет. Выбрала этот вуз, потому что целенаправленно шла к определенному научному руководителю — доценту факультета социологии и замдиректора Центра молодежных исследований Яне Крупец.

Вступительные экзамены были по социологии и английскому, также требовалось подготовить research proposal, проект предполагаемого исследования, и договориться с научным руководителем, что идешь именно к нему.

Свою тему я сформулировала так: «Сравнительное исследование поколений женщин-предпринимательниц в России в 1990-е и 2020-е годы». С Яной Крупец списалась заранее, и та согласилась быть моим руководителем. О своем выборе я потом ни разу не пожалела: безумно благодарна ей за полученные рекомендации и наставления.

В аспирантуре я проучилась меньше года, потому что в мае 2022 года временно переехала из России в Грузию. Поэтому успела освоить не так много предметов, как хотелось бы, но из того, что прошла, запомнились дисциплины, посвященные написанию диссертации, преподаванию и английскому.

Студенческий билет и пропуск в ВШЭ
Студенческий билет и пропуск в ВШЭ

Карьерный путь

Так получилось, что еще во время учебы в вузе я начала работать в области образования. Да и в целом эта сфера мне всегда нравилась: считаю, что она делает людей лучше, помогая им развиваться.

На втором курсе магистратуры я придумывала проекты для школьников в одной из библиотек Петербурга. Трудилась на полставки, чтобы совмещать работу с учебой.

Например, там я запустила клуб «Что? Где? Когда?» для детей 8—10 лет. Интеллектуальные соревнования для младших школьников проводили не так часто, поэтому они быстро стали популярными. В результате у библиотеки стало больше читателей, а наша команда даже получила премию «Лучший городской библиотечный проект для детей». Это произошло в 2017 году, когда я уже окончила СПбГУ.

Проводим «Что? Где? Когда?» для юных знатоков
Проводим «Что? Где? Когда?» для юных знатоков

Потом я устроилась в центр «Вектор», где была специалистом по образовательным и профориентационным проектам. В свободное от работы время запустила с другими энтузиастами чат-бота во «Вконтакте» для профориентации школьников. Наша команда состояла из четырех человек: психолога, программиста, менеджера проекта и социолога, то есть меня.

В том же 2018 году мы стали финалистами конкурса «КИВО» института образования НИУ ВШЭ в Москве. Благодаря этому мы смогли представить проект в Сколкове и получили спецприз — бесплатную рекламу на площадке «Дневник-ру».

Финал конкурса инноваций проходил в Сколкове
Финал конкурса инноваций проходил в Сколкове

С 2019 по 2020 год я сотрудничала с центром «Квадрат». Там организуют бесплатные курсы по программированию, языкам и другим полезным предметам. Я разработала проект, который помогал школьникам понимать, чем они хотят заниматься после выпуска. Для этого нужно было проходить профориентационные тесты и консультации, а потом мы давали ребятам рекомендации по выбору курсов.

В дальнейшем я пришла в ИТМО в качестве менеджера продукта по составлению образовательной траектории. Наша команда создавала компьютерную программу, которая помогала студентам выстраивать индивидуальный учебный план. Это был большой и очень сложный проект, но работала я с удовольствием.

В 2021 году меня пригласили в одну EdTech-компанию в качестве руководителя отдела обучения, и я согласилась.

В моем отделе четыре человека. Мы создаем методические материалы, презентации и онлайн-курсы по нашим продуктам. Кроме этого, проводим исследования, чтобы понять запросы аудитории. Детально рассказать, к сожалению, не могу, так как эта информация конфиденциальная.

В 2022 году у меня появился собственный стартап, который я начала делать параллельно основной работе в EdTech-компании. С запуском проекта связана интересная история. Одна из моих бывших одногруппниц по первому образованию логопед и занимается этим профессионально. Ей постоянно приходится распечатывать задания, но дети выполняют их без особого интереса.

Знакомая подумала, что этот процесс можно превратить в игру. Например, когда ребенок не читает, что написано на бумаге, а повторяет звуки за виртуальным персонажем. Так мы и придумали приложение для детей Dana Says, а потом создали его вместе с другими единомышленниками. Сейчас испытываем пробную версию — пока только для Android, но скоро появится и вариант для iOS.

Выступаю на акселераторе EdTech- и HR-Tech стартапов
Выступаю на акселераторе EdTech- и HR-Tech стартапов

Советы

Рекомендую не бояться проявлять инициативу и брать от университета все что можно. Самостоятельно узнавать о том, что предлагает вуз, и участвовать в интересных вам мероприятиях и проектах.

Также очень полезно проходить стажировки. Расскажу, как было у меня. Научная руководительница из СПбГУ познакомила меня с аспиранткой, которая работала в маркетинговом агентстве, и я смогла туда устроиться. Это был короткий, но познавательный опыт: я помогала проводить исследование, а потом обрабатывала результаты при поддержке коллег и писала отчет.

Выводы и дальнейшие планы

Социологическое образование не раз помогало мне в карьерном развитии, и о выбранном пути я ни разу не пожалела. Например, во время учебы в вузе я научилась анализировать большие объемы информации и грамотно проводить исследования. Это необходимо в том числе для анализа целевой аудитории, когда компаниям нужно понять предпочтения потребителей.

Сейчас я занимаюсь стартапом и продолжаю работать в EdTech-компании. Увольняться не собираюсь: пока что у меня получается все совмещать без потери эффективности.

С мая 2022 года я жила в Грузии, а потом на некоторое время вернулась в Россию по личным делам. В ближайших планах — переезд в Белград, где сейчас мой муж, но уже на постоянное место жительства.

В Сербии я намерена открыть компанию и продолжить развивать свой проект. Кроме того, собираюсь участвовать в акселераторах и представить наше приложение инвесторам. Это поможет расширить аудиторию и оценить перспективы для роста. В то же время я понимаю, что успех стартапа — лотерея, поэтому стараюсь ничего не загадывать.

Для жизни в Белграде планирую изучать сербский, а для работы — подтянуть английский. Сейчас у меня средний уровень, но для продвижения стартапа на тематических мероприятиях моих знаний недостаточно.

Еще я не исключаю, что когда-нибудь снова поступлю в вуз, на этот раз в зарубежный, и завершу свое исследование. Очень хотелось бы привнести в мир полезные научные знания — надеюсь, получится.

Теги: учеба
Редакция
Стоит ли получать несколько высших? Поделитесь своим мнением:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество