Как я открыла и закрыла школу столярного мастерства в Воронеже

От открытия до закрытия прошло 9 месяцев
37
Как я открыла и закрыла школу столярного мастерства в Воронеже

Я думала, что буду заниматься творчеством и параллельно зарабатывать деньги.

Аватар автора

Вера Логачева

открыла и закрыла школу

Купила столярные инструменты, сняла гараж и нашла преподавателей, которые согласились на сдельную оплату. Все это время продолжала трудиться на основной работе, а уроки в мастерской проходили по выходным.

Бизнес не взлетел: за девять месяцев мастерская вышла в плюс только один раз. Общий убыток за все время составил около 60 тысяч рублей, не считая моих нервов.

Расскажу, как все было.

Убыток столярной школы — около 60 тысяч рублей. Потраченные нервы — бесценно
Убыток столярной школы — около 60 тысяч рублей. Потраченные нервы — бесценно

Идея и бизнес-модель

Весной 2018 года я работала менеджером проектов в ИТ-компании. Меня там все устраивало, но хотелось самостоятельности. Постоянно читала в интернете истории людей, у которых получилось запустить бизнес, и это задевало мое самолюбие. Казалось, что я не хуже.

Я не могла придумать идею для собственного бизнеса, пока кто-то из знакомых не дал совет отталкиваться от своих же потребностей. Мол, если тебе нравится особенная мебель, одежда или еда, то производи это сам, получай удовольствие, а заодно и деньги.

В то время я увлекалась керамикой: в моей малогабаритной двушке даже был гончарный круг и центнер глины. Но студий керамики в Воронеже уже было три — конкуренция слишком высока. Я поизучала интернет и выяснила, что в соседних городах много мастер-классов по столярному делу. У нас же их вообще не было. Подумала, что если у меня получится объединить столярку и керамику в одном проекте, то это будет уникальное предложение на рынке.

Когда-то на бизнес-тренинге я услышала мысль: если открываешь свое дело, создай жизнеспособный прототип при минимальных вложениях. Все получается? Расширяйся. Я решила найти небольшое помещение, купить минимум оборудования, начать с малого количества уроков. Проверить, как все работает, исправить ошибки — и уже потом развернуть бизнес. Как выяснилось позже, именно такой подход и спас меня от больших финансовых потерь.

Бизнес-модель была следующей. Я зарабатываю на платных мастер-классах длительностью 2—3 часа. Можно проводить уроки как для детей 8 лет и старше, так и для взрослых, если создавать изделия разной сложности. Планировалось, что в одном мастер-классе будут участвовать не больше четырех человек. Если ребенок придет со взрослым, то посчитаю их за одного. После окончания занятия ученики должны уйти с готовыми поделками, например скворечниками или полками.

Тестовые занятия в гипермаркете

В столярном мастерстве мои знания были нулевыми. Мне был нужен человек, который бы помог с выбором оборудования и, возможно, потом вел уроки. Я искала педагогов через соцсети: писала всем столярам, которых находила. Знакомые передавали мне номера телефонов разных мастеров по дереву, я звонила им, а еще обращалась в городские дома творчества, училища со столярными факультетами, давала объявления на сайтах с вакансиями.

Через два месяца поисков, в июле 2018 года, я нашла через знакомых Владимира — столярного самоучку, а в прошлом учителя музыки. Он стал первым педагогом в моей мастерской.

Вместе мы провели первые тестовые уроки в воронежском «Леруа Мерлен». Гипермаркет организовал у себя пространство для мастер-классов, на которых использовался его ассортимент. Магазин был новый, поэтому педагогов найти не успели. Мы с Владимиром предложили помочь, сотрудники радостно согласились.

«Леруа Мерлен» предоставил нам станки, крепеж, дерево, а еще пообещал заплатить 300 рублей за каждого ученика. Правда, потом оказалось, что для этого нужно ИП, а у нас его не было, поэтому мы остались без денег.

Мастер-классы проходили так. В магазине я подходила к людям с детьми, предлагала поучаствовать в мастер-классе и сделать деревянный самолетик. В помещении, где мы занимались, были стеклянные стены. Проходившие мимо посетители останавливались и смотрели, что мы делаем.

Мы провели два мастер-класса. На одном делали игрушечный самолет, на другом — деревянное панно. Детали были мелкие, многим не удавалось их скрепить, поэтому одно занятие растягивалось на 2,5 часа. Развлечения явно не получалось, новичкам надоедало, и они быстро уставали. Мы пришли к выводу, что идея с уроками жизнеспособна, но на них надо изготавливать что-то более простое и быстрое.

Примерно в это же время в городе прошли два крупных мероприятия: «Леруа Мерлен» и один из местных магазинов крепежа проводили столярные мастер-классы, где участники делали табуретки и скворечники. Люди с детьми стояли в очереди с раннего утра до позднего вечера. Я осознала, что спрос на услугу есть и идея с мастерской может выстрелить.

На мастер-классах мы делали, например, деревянные панно
На мастер-классах мы делали, например, деревянные панно
Даже взрослым было непросто управиться с мелкими деталями для деревянного самолета
Даже взрослым было непросто управиться с мелкими деталями для деревянного самолета

Оборудование для запуска

В запуск я вкладывала только личные сбережения. Рисковать и брать кредит не хотела. Пока бизнес не встанет на ноги, я решила не увольняться, а заниматься им параллельно с основной работой. Зарегистрироваться как ИП планировала позже, когда бизнес раскрутится.

По моим расчетам, на запуск требовалось около 200 тысяч рублей: на аренду помещения я заложила не больше 20 тысяч в месяц, на ремонт — максимум 10 тысяч. Основные траты — оборудование.

Требовалось несколько станков, которые могут распилить доску вдоль и поперек, выровнять ее по толщине и отшлифовать. Еще нужны были ручные электроинструменты, чтобы несколько учеников могли выполнять одну задачу параллельно и не ждать друг друга. Но один станок среднего ценового сегмента стоил около 50 тысяч рублей. Поэтому я решила взять основные станки новые и подороже, а остальные — более дешевых фирм и желательно бывшие в употреблении.

В октябре 2018 года я пришла в самую крупную компанию по продаже инструмента в Воронеже — «Энкор». Предложила стать партнерами: я использую в своей мастерской их инструменты и делаю таким образом рекламу компании. Руководитель фирмы сделал альтернативное предложение. Он согласился продать мне оборудование, которое раньше использовали в учебном центре «Энкора», пообещал гарантийное обслуживание в течение года. Плюс дал скидку 30% на ручной инструмент и расходные материалы.

Я посчитала, что это невероятная удача, и набрала всего и побольше — как на распродаже. Вот какие станки я купила:

  1. Распиловочный — распиливает доски в длину.
  2. Рейсмусно-фуговальный — выравнивает поверхность доски и делает ее одной толщины по всей длине.
  3. Токарный — точит круглые заготовки.
  4. Калибровочный — аналог рейсмусного станка, делает доску одной толщины.
  5. Шлифовальный — сглаживает неровности.
  6. Сверлильный — делает отверстия.

Еще я купила торцовочную пилу, которая режет дерево поперек волокон, и ленточную — она легкая, маневренная и на ней удобно работать с мелкими деталями. Кроме того, приобрела стружкоотсос — специальный пылесос для сбора стружки. Рейсмусно-фуговальный станок за пять минут работы создает мешок отходов, удобнее сразу собирать все в большой контейнер стружкоотсоса, чем потом сгребать с пола. В довесок я взяла вытяжку для очистки воздуха от столярной пыли.

78 417 ₽
я потратила на оборудование для школы
Ленточная пила
Ленточная пила
Стружкоотсос
Стружкоотсос
1/2
Ленточная пила

Весь комплект оборудования обошелся мне в 78 тысяч рублей.

Как выяснилось потом, я накупила ненужного оборудования, а нужного, наоборот, не хватало. Калибровочный и токарный станки мне даже не пригодились. В распиловочном не хватало деталей, а ленточная пила была настолько слаба, что еле справлялась с дубовым брусом толщиной в три сантиметра. Еще на ней периодически заедала, спадала или рвалась лента.

Но в тот момент я считала, что сделала главное: укомплектовала будущую мастерскую всем необходимым за минимальные деньги. Новый набор аналогичного оборудования обошелся бы мне примерно в 150 тысяч рублей. По отдельности подержанные станки за ту же цену я бы искала очень долго. Даже сейчас, набравшись опыта, я могу заявить, что это был оптимальный выбор в соотношении цены и качества.

Там же, в «Энкоре», я приобрела новый ручной электроинструмент: по два электролобзика, ленточную и орбитальную шлифовальные машины и ручную циркулярную пилу. На это ушло около 26 тысяч. Еще я купила компрессор для работы с пневмопистолетом за 10 тысяч рублей.

Удобнее было бы иметь по четыре электролобзика и шуруповерта, но я решила не тратиться на это раньше времени
Удобнее было бы иметь по четыре электролобзика и шуруповерта, но я решила не тратиться на это раньше времени

Еще около 20 тысяч набежало после покупки разных мелочей: шлифовальных листов, шурупов, пильных дисков и лент, измерительного инструмента, фрез. Фреза — это насадка для фрезера, которым обрабатывают края дерева, делают выемки под пазы, декоративные элементы. Хорошая фреза стоит минимум две тысячи рублей, но легко ломается, поэтому это тоже расходный материал.

Что касается основного сырья — древесины, — то здесь я сэкономила. Владелец одной воронежской столярной мастерской посоветовал закупать некондиционное дерево. Для мелких столярных работ не страшно, если доски неровной формы или с мелкими трещинами. Так можно сэкономить до 20 тысяч рублей за кубометр. Правда, на старте я совсем не понимала, какого именно размера трещины допустимы, а еще не знала, как выглядит дерево, пораженное грибком. В итоге я закупила досок разных пород дерева на 10 тысяч рублей. Как выяснилось позже, большую часть этой закупки лучше было бы сразу пустить на растопку.

10 800 ₽
стоила первая партия древесины, которая оказалась некачественной

Гараж вместо цеха

Одновременно с мастер-классами в «Леруа Мерлен» и поиском оборудования я начала присматривать помещение. Хотелось, чтобы это был цех площадью не меньше 50 м² с отоплением, канализацией и водопроводом. Обязательно далеко от жилых домов, потому что столярное оборудование сильно шумит.

Я уже купила оборудование у «Энкора», и его надо было куда-то везти, а нужного помещения я так и не нашла. Поэтому пришлось соглашаться на единственный более-менее подходящий вариант. Он подвернулся случайно: одна моя знакомая работала педагогом в частной школе. Руководство учебного заведения арендовало большой коттедж на берегу водохранилища. По словам знакомой, меня мог бы заинтересовать гараж, который был частью дома. Правда, он был меньше по площади, чем мне требовалось: всего около 27 м².

Мастерская находилась в этом доме. За расписными воротами — большой навес, дальше — вход в гараж
Мастерская находилась в этом доме. За расписными воротами — большой навес, дальше — вход в гараж

Я встретилась с директором школы и рассказала о своем проекте. Ее заинтересовало, что в мастерской можно организовать уроки труда для школьников. Меня же соблазнила символическая цена: 6 тысяч рублей в месяц с учетом коммунальных услуг. Мы ударили по рукам, не заключив никакого договора. Фактически мне сдали гараж в субаренду, настоящего владельца дома я так ни разу не увидела.

6000 ₽
я платила за аренду гаража, в котором открыла мастерскую

У помещения был один недостаток, не считая малой площади: из ворот дуло, а впереди была зима. Но были и плюсы: гараж теплый, а прямо за дверью, которая вела в дом, располагались туалет и ванная.

Мне не хотелось сильно тратиться на отделку. На своей основной работе я попросила краску, которая осталась после ремонта. В результате стены гаража поменяли цвет с бежевого на желтый. На потолок я повесила четыре лампы дневного света, переделала розетки, потом купила роутер и подключила интернет. Мастерская была готова к приему учеников.

Гараж до покраски стен
Гараж до покраски стен
И после. Сейчас смотрю и думаю, что «до» было лучше
И после. Сейчас смотрю и думаю, что «до» было лучше

Потратила на запуск в октябре 2018 года — 157 540 ₽

Станки и комплектующие78 417 ₽
Ручной электроинструмент26 000 ₽
Расходники, средства защиты12 173 ₽
Древесина10 800 ₽
Аренда за полтора месяца9000 ₽
Бензин для машины6000 ₽
Электрика5800 ₽
Реклама во Вконтакте4150 ₽
Роутер и подключение интернета3200 ₽
Ткань для фартуков1000 ₽
Морилка1000 ₽
Краска0 ₽

Потратила на запуск в октябре 2018 года — 157 540 ₽

Станки и комплектующие78 417 ₽
Ручной электроинструмент26 000 ₽
Расходники, средства защиты12 173 ₽
Древесина10 800 ₽
Аренда за полтора месяца9000 ₽
Бензин для машины6000 ₽
Электрика5800 ₽
Реклама во Вконтакте4150 ₽
Роутер и подключение интернета3200 ₽
Ткань для фартуков1000 ₽
Морилка1000 ₽
Краска0 ₽

Экономика мастерской

Уроки проходили по выходным. Мы с Владимиром находили популярные изделия из дерева на Пинтересте и пытались воспроизвести их на занятиях. Для первого урока выбрали полку из трех пересекающихся треугольников. Чтобы мастер-класс не был слишком долгим, заготовки делали заранее: распиливали доски на нужную длину и толщину, чтобы ученикам оставался минимум столярной работы. На занятиях они шлифовали, сверлили отверстия для крепежа, соединяли, в некоторых случаях покрывали изделия морилкой и лаком. Но даже так урок длился 4,5 часа.

Первое занятие мы провели 25 ноября 2018 года. Стоимость оценили в 700 рублей за человека. Пришло шестеро, но заработали мы всего 2800 рублей: одной паре я сделала скидку 50%, двое других участников заплатили как за одного, потому что это были мама с ребенком. Прибыль мы с Владимиром поделили пополам: вышло по 1400 рублей. При этом только материал для каждого изделия стоил 450 рублей. Это были мои расходы как владелицы. В итоге после первого урока я ушла в минус на 400 рублей.

2800 ₽
мы заработали на первом уроке
На занятиях мы делали, например, вот такие полки из трех треугольников
На занятиях мы делали, например, вот такие полки из трех треугольников

После этого я повысила цену до 1200—1900 рублей за урок, в зависимости от сложности изделия. Старалась рассчитывать так, чтобы занятие длилось 3—4 часа, а участвовало бы не больше четырех человек. Если людей оказывалось больше, то урок затягивался, многие начинали скучать, быстро уставали. Когда учеников много, мастер не успевает уделить внимание каждому, а вокруг — опасные электроинструменты, которые могут нанести травму.

Если округлить, то в среднем себестоимость одного занятия составляла 1300 рублей. Правда, тут я учитываю все: аренду, амортизацию инструментов, расходники, рекламу, логистику. Эти статьи я обобщала как «Расходы на мастерскую».

Всего за девять месяцев мы разработали 18 видов мастер-классов по столярке и резьбе по дереву. Некоторые из них так и не провели: в комментариях группы многие сетовали, что занятия стоят слишком дорого. К примеру, на уроки по изготовлению тумбочки и геометрического панно, которые стоили 6 тысяч, так никто и не записался.

Даже повысив цены, я работала в минус. Лишь один месяц из девяти, что существовала мастерская, оказался прибыльным: я заработала 7 тысяч.

Вот из чего складывалась себестоимость занятия из расчета на одного клиента. В качестве примера возьму урок, где мы делали скворечники.

Себестоимость урока — 1227 ₽

Оплата труда мастера за два часа занятия400 ₽
Расходы на мастерскую300 ₽
Мебельный щит из сосны277 ₽
Оплата труда мастера за час подготовки к занятию200 ₽
Крепеж50 ₽

Себестоимость урока — 1227 ₽

Оплата труда мастера за два часа занятия400 ₽
Расходы на мастерскую300 ₽
Мебельный щит из сосны277 ₽
Оплата труда мастера за час подготовки к занятию200 ₽
Крепеж50 ₽

Слишком высокая оплата работы мастеров

Я планировала нанять несколько мастеров, которые будут работать на сдельной оплате в свободное время. Но мне нужен был не просто столяр, а педагог, который одинаково хорошо ладит и с детьми, и со взрослыми. Он должен уметь разработать уроки: рассчитать количество материала, определить способ раскроя, подготовить необходимые инструменты и расписать последовательность действий.

При этом стабильную зарплату я обещать не могла. Она зависела от размера группы и количества уроков в день и варьировалась от нуля до четырех тысяч. Найти людей, которые бы на все это согласились, оказалось сложно.

Я писала в соцсетях всем столярам, которых нашла. Они в ответ ясно давали понять: их доход напрямую зависит от потраченного на основной работе времени, поэтому ввязываться в рискованные авантюры они не намерены. Тратить силы и время за пару тысяч рублей в день — тоже.

Тогда я подумала, что мне нужны либо пенсионеры, которые заинтересованы в дополнительном заработке, либо люди, не обремененные финансовыми обязательствами: содержанием семьи, кредитами и так далее. Правда, как выяснилось позже, насчет второй группы я ошибалась.

В декабре 2018 года я нашла двух мастеров в дополнение к Владимиру. Первый — Валерий, уважаемый в Воронеже педагог-резчик с большим опытом работы с детьми. Его с восторгом рекомендовали мне сразу несколько незнакомых друг с другом людей, и позже я поняла почему. Он всегда был собран, никогда не опаздывал, не задерживал урок, объяснял понятно даже новичкам и умел влюбить в резьбу всех.

На уроках с Валерием ученики вырезали из дерева, а еще пили чай с печеньем. Три часа пролетали незаметно, и никто не торопился уходить
На уроках с Валерием ученики вырезали из дерева, а еще пили чай с печеньем. Три часа пролетали незаметно, и никто не торопился уходить

Со вторым будущим педагогом меня свели общие знакомые, предупредив, что он — творческая личность. Так и оказалось: Алексей сразу воспринял мастерскую как свою собственную и заявил, что будет делать только то, что хочет. У меня была идея создавать вещи на заказ и продавать их, но мастер сказал, что такая рутина не для него. Еще он предпочитал вести урок не по плану: мол, это скучно, нужно больше человеческого общения. После споров со мной Алексей иногда демонстративно собирал свои вещи и уходил. Я понимала, что сама часто шла навстречу его капризам, так как боялась, что он уйдет и в мастерской будет некому работать.

В творческом подходе Алексея были и плюсы. Из купленных мной досок и фанеры он собрал два стола для хранения инструментов, сделал полки для досок. Он вдохновенно придумывал изделия для уроков в то время, пока я была на основной работе в офисе. Вещи были необычные: подсвечники, грифельная доска, шкатулка в виде комода, полка для вина, ключница.

Уроки по изготовлению этих вещей были непопулярными и дорогими — около 2 тысяч
Уроки по изготовлению этих вещей были непопулярными и дорогими — около 2 тысяч
Шкатулку, например, мы не делали ни разу
Шкатулку, например, мы не делали ни разу
1/2
Уроки по изготовлению этих вещей были непопулярными и дорогими — около 2 тысяч

Алексей стал часто работать в ночь. Сначала оставался под предлогом того, что уже поздно и ему сложно уехать домой. Потом ночевал в мастерской без объяснений.

Мастера часто работали, когда не было учеников: они помогали мне с разными мелочами. Я не понимала, как оценивать их труд. Сначала я отдавала 50% всей выручки за урок. Потом перешла на такую систему: каждый час урока стоил 200 ₽ за одного ученика. Еще столько же стоил час подготовки к занятию. Если на трехчасовой мастер-класс приходили три человека, то с учетом часа подготовки мастер получал 2 тысячи.

2000 ₽
получал мастер за трехчасовой мастер-класс для трех человек

Это было бы выгодно, если бы на занятия действительно приходили по 3—4 человека. Но часто мы вели урок для одного или двух клиентов. В этом случае оплата работы мастеров была для меня слишком большой. А отказаться от педагогов было нельзя: я не могла вести уроки и продумывать технологические карты новых изделий.

Как я продвигала мастерскую

Все ученики приходили из группы во Вконтакте, которую я создала после первого урока, добавив несколько фото с занятия. Я сама запустила рекламу в этой соцсети, настроив объявление так, чтобы оно показывалось участникам других творческих студий Воронежа. Благодаря этому люди стали активно добавляться в группу.

На рекламу группы я тратила 4—6 тысяч в месяц.

Успешнее всего работало привлечение участников групп других творческих студий Воронежа. Я потратила на таргетинг и показ своего объявления около 1500 рублей. В мою группу с этой кампании пришло почти 350 человек. Стоимость одного подписчика составила в среднем 3,5—4 рубля.

Каждый месяц я размещала по четыре публикации в местных новостных группах во Вконтакте. Каждый пост стоил 500—900 рублей. Но это оказалось неэффективным: я не помню, сколько пришло подписчиков, но каждый обходился мне примерно в 50 рублей — это дорого.

Три раза я размещала информацию о конкурсах за подписку и репост в специализированных группах: победители могли поучаствовать в любом уроке бесплатно. Публикации стоили по 600 рублей и приносили 150—250 подписчиков. Правда, конкурсы приводили не реальных клиентов, а любителей халявы.

Хуже всего показала себя реклама в паблике местного телевидения. За 3 тысячи я получила 9 репостов и 3 новых подписчиков.

Основные клиенты — женщины и дети

С полом я промахнулась: делала ставку на мужчин, но в итоге их было гораздо меньше, чем женщин.

Перед Новым годом и 23 февраля мне звонили женщины и спрашивали, есть ли у нас подарочные сертификаты. Я быстро запустила такую возможность: по сути, это просто оплаченный купон за занятие. Можно было выбрать конкретный урок или внести оговоренную сумму, чтобы человек потом сам пришел на занятие, которое ему интересно. За девять месяцев я продала 17 сертификатов на 29 400 ₽. Большинство мужчин, которым подарили сертификат на 23 февраля, пришли за неделю до окончания срока его действия — почти через полгода после продажи.

Костяк взрослых клиентов составляли женщины 25—45 лет. Они делали игрушки для своих детей, хвастались, как мастерили дома мебель, и консультировались по поводу материалов и покрытия для изделий. Мастерская разбила мой стереотип о том, что столярное дело — мужское занятие. Мужчин чаще отправляли с детьми как сопровождающих. По своей инициативе они приходили крайне редко.

Большая часть аудитории мастерской была женской
Большая часть аудитории мастерской была женской

Иногда я шла навстречу просьбам и соглашалась, чтобы два человека участвовали в уроке по цене одного. Так я планировала привлечь в мастерскую родителей с детьми или молодых пар. Это сработало только отчасти: участники по такой скидке за все время пришли не больше десятка раз.

В итоге моей целевой аудиторией были дети и женщины. Иногда родители устраивали в мастерской праздник на день рождения ребенка. По сути, это был обычный урок, просто именинник приводил друзей. Уследить за учениками было сложнее: дети начинали бегать по гаражу и пилить лобзиками все подряд.

Мы серьезно озаботились техникой безопасности. Перед началом занятия проводили инструктаж. Преподаватель всегда индивидуально работал с учеником, который пользовался опасным инструментом, например торцовочной пилой. К распиловочному станку вообще подпускали только взрослых мужчин, которые имели опыт работы со столярными инструментами.

Суть торцовочной пилы в том, что она пилит древесину поперек волокон. Работая с ней, важно держать руки подальше от диска, уверенно опускать голову станка на доску и не выключать прибор, не закончив распил
Суть торцовочной пилы в том, что она пилит древесину поперек волокон. Работая с ней, важно держать руки подальше от диска, уверенно опускать голову станка на доску и не выключать прибор, не закончив распил
В распиловочном станке диск зафиксирован в станине. Он может подниматься на высоту до половины своего диаметра и наклоняться в сторону примерно до 30 градусов. Работать на нем страшно, нужно быть максимально сосредоточенным: зубья диска могут «закусить» дерево и выбить заготовку в сторону человека либо, наоборот, потянуть ее вперед — на крутящийся диск. В большинстве случаев именно на распиловочном станке мастера лишаются пальцев
В распиловочном станке диск зафиксирован в станине. Он может подниматься на высоту до половины своего диаметра и наклоняться в сторону примерно до 30 градусов. Работать на нем страшно, нужно быть максимально сосредоточенным: зубья диска могут «закусить» дерево и выбить заготовку в сторону человека либо, наоборот, потянуть ее вперед — на крутящийся диск. В большинстве случаев именно на распиловочном станке мастера лишаются пальцев

Кризис

Месяцы с декабря 2018 по март 2019 года стали самыми загруженными. Мы проводили уроки каждые выходные, иногда по три в день. Дважды к нам приезжало местное телевидение. Их внимание мне польстило, но клиентов не добавило.

В первые три месяца 2019 года мы провели 30 уроков. Всего за это время заработали 114 тысяч, зарплата мастеров составила 51 тысячу. Я заработала только в марте 7800 рублей.

30 уроков
мы провели за первые три месяца 2019 года

Мой типичный выходной выглядел так. Встаю в 8:30. Еду на столярный склад за материалом для предстоящих уроков, привязываю стропами к багажнику на крыше своего старенького Логана трехметровые сосновые доски и везу их в мастерскую. Как правило, на закупку дерева уходило 1500—3000 рублей. По дороге покупаю печенье и чай для учеников — 150—200 рублей. Иногда по пути заезжаю за одним из мастеров, которому неудобно добираться самостоятельно.

Завязывать стропы на морозе — то еще удовольствие. Пальцы мерзнут, а металлические крепления больно прищемляют пальцы
Завязывать стропы на морозе — то еще удовольствие. Пальцы мерзнут, а металлические крепления больно прищемляют пальцы

Уроки начинались в 11:00, 15:00 и 18:00. Пока они шли, я помогала педагогу. Следила, чтобы ученикам было удобно, приносила и уносила инструменты, делала заготовки для следующих уроков. Когда занятия заканчивались, я оставалась убрать опилки. Уезжала, как правило, в промежутке между одиннадцатью и часом ночи. Исполнить свою мечту и поучиться работать с деревом мне удалось только во время двух отпусков на основной работе: тогда я оставалась в мастерской глубоко за полночь.

Днем в будни, когда меня не было, Алексей проводил уроки для учеников школы, у которой мы снимали гараж. По договоренности с директором за это мне платили 250 рублей в час.

Заниматься столяркой на заказ Алексей наотрез отказался, а вот преподавал с удовольствием. Нередко я узнавала о том, что он занимался с кем-то индивидуально, уже постфактум. Часто, приходя в мастерскую, видела там незнакомых людей. Моя мастерская стала местом чужих тусовок, я теряла над ней контроль.

Когда я попросила отдать мне ключи и больше не оставаться на ночь, мастер обиделся. Правда, потом ключи все-таки отдал. Через неделю мне позвонила директор школы и высказала претензии по поводу возможного ухода преподавателя. В учебном заведении к нему привыкли: если два других столяра приезжали только на мои уроки, то Алексей все свое время проводил в мастерской. Он постоянно помогал в школе, делал там какую-то мебель, используя мои инструменты.

Внезапно я поняла, что очень зависима от арендодателя и своих же мастеров, при этом я ничего не зарабатываю, но очень устаю. В мае 2019 года я начала готовиться к тому, чтобы проводить уроки самостоятельно: пыталась повторять изделия, которые делали мастера. Отказавшись от педагогов, я смогла бы немного отбить вложения и стать лицом столярки для новых клиентов. Понятно, что к развитию мастерской это не вело: вместо того, чтобы вкладывать время и силы в продвижение, я бы занималась преподаванием. Но так я могла вникнуть в суть процессов, чтобы контролировать работников в будущем.

Из-за этих елок у меня случился конфликт с одной из воронежских предпринимательниц. В своем салоне она продавала их по 4200 ₽, а у меня ученики могли сделать такие же, заплатив за урок 1500 ₽. Женщина позвонила и устроила скандал. Оказалось, что фото, которое я использовала в анонсе занятия на своей странице во Вконтакте, было ее. Я извинилась, заменила фото, и она успокоилась
Из-за этих елок у меня случился конфликт с одной из воронежских предпринимательниц. В своем салоне она продавала их по 4200 ₽, а у меня ученики могли сделать такие же, заплатив за урок 1500 ₽. Женщина позвонила и устроила скандал. Оказалось, что фото, которое я использовала в анонсе занятия на своей странице во Вконтакте, было ее. Я извинилась, заменила фото, и она успокоилась
Мне нравилось, что в мастерской взрослые чувствовали себя немного детьми
Мне нравилось, что в мастерской взрослые чувствовали себя немного детьми

А потом нас затопило

В течение полугода, с ноября 2018 до мая 2019, у меня не было выходных. Я похудела. Приходилось постоянно быть на связи, нельзя было даже выехать за город.

В конце июня 2019 я ехала утром на основную работу и думала о том, чтобы самостоятельно провести все занятия, которые были забронированы, а после этого закрывать бизнес. Размышления прервал звонок из школы: «Вера, гараж затопило. Вам лучше приехать и вынести инструмент».

Над гаражом в коттедже располагалась кухня. Ночью там сорвало кран, водопад лился на ручной инструмент несколько часов. Упавшие доски повредили распиловочный станок, токарный поржавел, древесина растрескалась. Диоды в лампе закоротило: когда я зашла в мастерскую, свет подергивался. Прямо как мой глаз, когда я смотрела на эту картину.

Чтобы оборудование не заржавело, пришлось разбирать каждый инструмент и чистить его вручную
Чтобы оборудование не заржавело, пришлось разбирать каждый инструмент и чистить его вручную
1/2
Чтобы оборудование не заржавело, пришлось разбирать каждый инструмент и чистить его вручную
Чтобы оборудование не заржавело, пришлось разбирать каждый инструмент и чистить его вручную

Директор школы даже не поинтересовалась, что с оборудованием. Она написала мне сообщение и пообещала возместить убытки. Правда, только после того, как мы проведем обещанные уроки для школьников. Я это поняла так: если занятий не будет, то и компенсации тоже.

Я не хотела конфликтовать в последний месяц работы, поэтому решила провести уроки для школьников. Параллельно я вывозила оборудование, которое не использовали ученики и клиенты, к себе в квартиру. Интересно, что, несмотря на разруху в гараже, людям занятия по-прежнему нравились.

Последний урок я провела 28 июля 2019 года.

Это панно — одна из немногих вещей, которые я сделала практически полностью сама и оставила себе после закрытия мастерской
Это панно — одна из немногих вещей, которые я сделала практически полностью сама и оставила себе после закрытия мастерской

Неутешительные итоги

Пока шли последние занятия, я выставила на «Авито» на продажу инструменты, которые не использовались в мастерской. Некоторые экземпляры продала даже чуть дороже, чем купила. В итоге за часть оборудования и простенький самодельный стол со столешницей, который сделал Владимир, я выручила на «Авито» 72 500 рублей. Несколько наиболее ценных инструментов — компрессор, рейсмусно-фуговальный, лобзиковый и шлифовальный станки — оставила себе: вдруг когда-нибудь учту свои ошибки и вернусь к столярке.

72 500 ₽
я выручила за инструменты из мастерской на «Авито»

В последние дни июля я вывезла из мастерской оставшиеся вещи, а потом еще две недели препиралась с директором по поводу ущерба и оплаты последних занятий для ее учеников. В итоге я взяла то, что дали, а для себя вынесла урок: всегда заключать договор перед предоставлением услуги.

В итоге за девять месяцев работы — с ноября 2018 по июль 2019 — выручка мастерской составила около 160 тысяч рублей. Потратила я за все это время 260 тысяч, из них 64 тысячи ушло на зарплату мастерам. Если учесть сумму, вырученную после продажи инструментов, и стоимость оставшихся у меня станков, то чистый убыток за все время составил около 60 тысяч рублей.

Этот станок я купила за 15 тысяч рублей. Новый такой же стоит 52 тысячи. На «Авито» мой станок купили за двое суток
Этот станок я купила за 15 тысяч рублей. Новый такой же стоит 52 тысячи. На «Авито» мой станок купили за двое суток

Мои выводы из этой истории

В инструменте желательно разобраться самостоятельно и заранее. Положиться на опыт сотрудников не всегда получится: у каждого свой взгляд на методику преподавания и то, какой инструмент лучше использовать на уроках.

Нужно описать ход каждого урока поэтапно на бумаге. Такие техкарты со сроками и этапами работ позволят автоматизировать процесс. Тогда проще найти педагогам замену, а они не смогут вами манипулировать, делая вид, что совершенно незаменимые.

Тяжело делать проект без партнеров. Один человек должен отвечать только за одно-два, максимум три направления, а не за все сразу. Например, заниматься рекламой и пиаром или делать техкарты и проводить уроки.

Нужно четко обговорить обязанности каждого сотрудника. Я этого не сделала. В итоге потеряла грань между дружеским и профессиональным отношением и стала слишком часто «входить в положение» в ущерб бизнесу.

С арендодателем обязательно надо заключать договор. В нем должно быть указано, кто компенсирует убытки в случае форс-мажора: кражи, затопления, пожара. Там же надо прописывать тонкости вроде кто может находиться в помещении, когда там нет арендатора.

Если дело увлекает — это еще не бизнес. Несколько месяцев я была в восторге от работы в мастерской и даже не задумывалась, чем занимаюсь: зарабатываю деньги или получаю удовольствие.

Вера ЛогачеваКак вы считаете, стоит ли заниматься бизнесом, в котором вы не профи?
  • Поликарп Поликарпович14
  • Константин СокольниковВера, спасибо большое, что поделились опытом. Вы молодец, несмотря на отрицательный финансовый результат. Все выводы, которые вы сделали - правильные. Осталось повторить, но уже с учетом приобретенного опыта. Это позволит вам преодолеть неуверенность в начинании нового бизнес-проекта (если она есть). Вам нужны партнеры, с ними вы сможете достичь положительных результатов. Желаю вам найти их и осуществить задуманное!14
  • ТраблшутерВы сами написали в начале статьи: "Мол, если тебе нравится особенная мебель, одежда или еда, то производи это сам, получай удовольствие, а заодно и деньги." Но вы отклонились от этого в самом начале своего бизнеса, наняв наёмных сотрудников. Если бы на старте смогли сами справиться, то всё могло получиться иначе.8
  • Павел БыковВаша столярная мастерская была загружена мастер-классами только в выходные. Нужно было её как то использовать в будни по назначению, тогда на самом деле результат мог бы оказаться иной. У вас правильная идея была делать вещи и продавать их. Я думаю в этом случае мастерская могла окупиться, а мастер-классы были бы приятным дополнением для вас.35
  • Павел БыковВаша столярная мастерская была загружена мастер-классами только в выходные. Нужно было её как то использовать в будни по назначению, тогда на самом деле результат мог бы оказаться иной. У вас правильная идея была делать вещи и продавать их. Я думаю в этом случае мастерская могла окупиться, а мастер-классы были бы приятным дополнением для вас.2
  • Yury GorokhВы получили опыт и впечатления, а 60тыс - не такая уж большая потеря. Мне кажется, изначально нужно было определиться, для чего вы это затеваете: ради денег или в кайф? Для кайфа нужна фин подушка, поэтому ради денег. Значит делаем грубый расчет: 2 выходных по 2 занятия по 4 человека по (предположим) 700 руб. Значит выручка за выходные 11200руб, за месяц 44800руб. Маловато! И это мы ещё не считали расходы, поэтому изначально идея была на грани рентабельности. Но опыт и впечатления вы получили и с нами поделились, за что вам спасибо!24
  • Руслан ЕгоровМогло все закончиться гораздо хуже. К примеру снятым скальпом, при работе на сверлильном станке, с распущенными волосами, или отрезанными конечностями...10
  • miss LeoКрутая история! Читала всю дорогу с восхищением и сочувствием к трудностям, вся боль "работы в удовольствие" в одном месте. Вера, вы очень крутая! Очень грустно, что люди не готовы или не имеют возможности платить за такие развивающие классные занятия, и понятно, что мастерам и педагогам тоже нужно достойно жить и достаточно зарабатывать. Я считаю, что вы очень правильно всё сделали, и дело не столько в ваших "ошибках", а в целом, в ситуации на рынке. Эх, в общем, обожаю дерево сама, сейчас ищу у нас в городе столярка, чтобы шлифануть и перекрасить стол самостоятельно, но с этим карантином сами знаете что.. Вам в любом случае желаю удачи и дальнейших успехов!!!6
  • Калина КраснаяРоберт, дети как правило из заготовок просто собирают изделие, по сути деревянный конструктор с гвоздями3
  • Калина КраснаяА была ли в мастерской возможность прийти и сделать что-то из своей фантазии? Например, захотелось мне табурет, я пришла, сказала мастеру: "хочу сделать табурет, научи, объясни". С почасовой оплатой его услуг. Просто если этого не было, а делать можно было только вещи из мастер-классов, которая должна подходить интерьеру, нравится эстетически, быть удобной конкретному человеку, то люди могли просто не идти, потому что им не нужна треугольная полка. Да и просто не всем приятно, что твоя вещи не уникальная, потому что рядом с тобой ещё три человека делают такую же11
  • Максим ЛеопольдовЯ конечно не эксперт, но правильно ли по технике безопасности (которая у вас должна была быть в обязательном порядке - станки, режущий инструмент и вот это вот все) с распущенными волосами нависать над сверлильным станком или пилой?16
  • Иван КубаевСамое главное, что никто себе пальцы не оттяпал, тогда можно и присесть в легкую18
  • Erdeni AyusheyevПосле закрытия можно сдавать в аренду инструменты.0
  • Ирина Волнану, как человек, который тоже в свое время пыался сделать бизнес могу сказать- всё очень-очень даже неплохо... я в 2007 пыталась запустить настольные игры, мои убытки тысяч 100, но я не жалею что получила негативный опыт. И главное что вижу что спустя много лет есть люди кто на моей идее , повторив её лишь отчасти , смогли подняться. Почему считаю плюсом этот негативный опыт для себя? Прежде всего я поняла что я не предприниматель, я не локомотив, паровоз, я -вагон и генератор идеи. А вот силы воли воплощать у меня нету, к сожалению.Ну и наверное если бы вложила бы тогда больше, то наверное не смогла бы бросить, неотбив своих днег, а так... ну поигралась и хватит. А жаль тоже , как и ваша идея- на самом деле ваша идея с мастерской очень хорошая. и вполне могла бы сработать, просто вы чего-то не доучли, да и терпение кончилось , а так вполне могло бы выйти, вот потому и предпринимателей всего 5%, как тот дядюшка из мультфильма...3
  • Оксана АнаскоСужу по себе – мне понравились бы не мастер-классы, а длительный курс обучения. Выгода мне – получение полезного навыка, выгода бизнесу – планирование бюджета, меньше трат на привлечение новых клиентов. Но я не предприниматель ))4
  • Венера Баталованет0
  • Павел КондрашевичХорошая статья и отличный пример людей, которые не боятся начинать что-то новое. Интересно, что такая деятельность интересна в 21 веке. Монетизировать всегда непросто. Конечно перед началом деятельности нужно было детально проработать весь процесс и ценообразование уроков, тогда более трезвый был бы взгляд на будущие прибыли и затраты. Взглянув на выручку могу сделать вывод, что для меня тема не интересная в плане денег. Мастер классов явно не хватало, поделки на заказ была хорошей идеей, спрос вроде сейчас неплохой на хорошие изделия. Зп мастеров за занятие на мой взгляд завышено маленько, но учитывая узкую специализацию, поиск мастеров мог все испортить. Поэтому в такой деятельности неизбежно личное участие или более жёсткие рамки мастерам за эти деньги. В общем идея хорошая и опыт бесценный уже получен. Осталось только сделать работу над ошибками и с трезвым взглядом подходить к делу) Все получится)4
  • Виктор ИнженерРоберт, Человек сделал то, к чему у него лежала душа - это важно, на всех инструментах есть предохранительные системы, да и безопасность детей - приоритет любых их скоплений в одном месте, для этого и нужны грамотные преподаватели0
  • Виктор ИнженерВыбери себе работу по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни (Конфуций) Добрый день! Очень интересно читать ваш опыт, учитывая что работа с деревом мне тоже нравится (в детстве даже бильярд из старого шкафа настрогал, всей улицей собирались играть))) но это совсем другая история). Идея что-то подобное организовать витала в голове, но решится на такое - дело не простое))) А Вы - большая молодец, взяли и решились!!! Не переживайте сильно - зато теперь Вы знаете точно как правильно делать и кто знает, быть может оставленные вами станки заработают когда-нибудь вновь, не зря же вы их всё таки оставили, или зря?) Я люблю читать подобного рода статьи о начинающих бизнесменах в современных реалиях, так как у самого в голове витают подобные идеи) Здесь мне почему-то вспомнился случай с парнем, который хотел организовать свой фуд-трак на пикабу. И там и тут вывод на мой взгляд такой - если хочешь что-бы твое дело взлетело, нужно уделять ему максимум внимания, совмещать с чем-то другим (работа, учеба, другое дело) не получается к сожалению... Автору хочется пожелать удачи в последующих начинаниях, держите нас в курсе если что) А заниматься бизнесом в котором вы не профи стоит, много стоит) Зато потом Вы - хопа, профи) А что бы сделал профи, если бы у него были 3 главных станка и опыт?1
  • Татьяна ДолговаСтатья, которую вы написали, слов нет, как хороша! Огромная благодарность за то, что вы поделились своим опытом. Я считаю, что надо заниматься тем, что нравится, даже, если не профи. Со временем станете опытным и придет удача!2
  • Ruslan AllanazarovПоликарп, легко рассуждать об убытках, когда деньги чужие. А так, любой опыт полезный.0
  • Galina EstafeevaТолько так можно создать что-нибудь новое.0
  • Alex Vasвы молодец, здорово получилось! просто вас слегка прокинули директор школы и Алексей. если вы вели уроки для школы на своём оборудовании, то надо было душить на бесплатную аренду. школе все одно в разы выгоднее, чем самим покупать станки и брать препода на полную ставку. реальный профит от проекта был, но его получил Алексей: он прекрасна развлекался и делал халтуры на чужих ресурсах. такие проекты очень сложные. выйти в плюс могут или субсидированые (от города или спонсоров) или очень мощная раскрутка чтобы найти клиентов на дорогие занятия...3
  • Георгий ГрязновНе стоит заниматься тем, в чём не разбираешься. Вы тратили деньги на зарплаты работникам, а себе ничего не оставалось. Если бы разбирались в деле, то наняли бы разнорабочего , который бы делал то что вам не хотелось (подметать, ездить на рынок, заготовки готовить) - его труд дешевле, чем труд мастера. На вашем месте может стоило подождать апреля, снять гараж за 2000 рублей в месяц не отапливаемый, потренироваться самостоятельно до осени на новеньком оборудовании, разработать тех.карты и т.п.. И перед зимой снять отапливаемый гараж и самой вести курсы. Вы сделали MVP и дальше не пошли. Как были курсы на выходных так и остались. Развитием бизнеса было изготовление поделок на заказ или на склад. Либо сдача в аренду мощностей в будние дни (коворкинг, аренда).3
  • Реставратор СтариныДа. Конечно стоит. У меня своя реставрационная мастерская. начинал с обычных домашних посиделок на балконе. За десять лет были и взлеты и падения и полное закрытие мастерской и очень серьезный подъем после банкротства. Первые пять лет я пахал как лошадь, меняя учителей и направления. А сейчас всё прекрасно, хоть и в карантин начался кризис и клиентов стало мень. У меня за спиной свыше тридцати премий, несколько образований в области столярки и реставрации и даже прошел повышение квалификации в области реставрации на кафедре сохранения культурного наследия. Да. Я потратил 10 лет. Но я знал на что иду и знаю, что впереди тоже будет трудно. Это свое дело и тут только от меня зависит, будет дело развиваться или нет.3
  • Виктор ПросоедовДа!!! То есть; необходим базовый уровень знаний, а дальше не многолетний опыт но открытие внутреннего виденья конкретных вопросов из которых складывается весь проект. Так вы проявите настоящий, свой собственный, талант. Внутренняя убежденность, уверенность, даже вера в успех это хороший движитель но энтузиазм это отвратительный советчик.0
  • Артем СоломатинСогласен с Павлом в части загрузки. Что касается работы только на продажу, то здесь высока конкуренция и, собственно, бизнес заключался бы не столько в организации производства, сколько в поиске путей реализации продукции (а это то, что людям, увлечённым столяркой, как правило, удовольствия не доставляет). И, да, с наёмным персоналом надо очень внимательно и продуманно.0
  • Larissa KitaevaНет, но история замечательная! Верю, что с новым проектом вы учтете все подводные камни и добьётесь успеха. Удачи вам!0
  • Алексей ЗлобинAlex, самый пожалуй честный коммент, как с языка снял...плюс материал должен закупать столяр он знает все нюансы по качеству, токарка простаивал да не в жизнь это постоянно нужно в доме: ручки для инструмента, для ножей на кухню...те же барабанные палочки в музыкальный класс, резчик по дереву это была ваша визитная карточка, она должна была быть в приоритете. И возраст должен быть четко регламентирован от 9 лет, опасный инструмент ни у кого нет головных уборов.0
  • Алексей Злобинне занижайте свою самооценку талантливый человек с таким базисом как у вас талантлив во всем. Не всем и сразу надо доверять, просто вас прокинули как уже написали ниже...часть мощностей простаивала акцент надо было делать: на мебели минимально на кухню плюс те же разделочные доски, резьба по дереву и плетение корзин, эти навыки детям пригодятся...ребятам нравятся современные технологии тот же фрезерный по дереву на ЧПУ почему не взяли? если будете вновь запускаться подумайте о респираторах и вытяжке всем деткам и их мамам обязателен берет и волосы убраны...0
  • Алексей ЗлобинКалина, это совсем не интересно , важен процесс с нуля и курс теории и ТБ, тот же токарный простаивал, но с 9-12 лет уже есть допуск, берет и техника безопасности в приоритете должны быть.По сути занятия вылетели в трубу никто по столярке не пойдет из этих ребят, потому что по возрасту они еще маленькие без допуска к станкам, у детей быстро меняется внимание на разные предметы и увлечения это должен быть не мастер класс, а кружок на постоянной основе чтобы привить постоянный навык, а не частное одиночное занятие.0
  • Алексей ЗлобинСмотрю на ваше панно и приходит мысль которую вы выразить хотели языком психолога: finita la commedia «комедия окончена»0
  • Алекс Н.Вера добрый день! Я думаю, что всегда стоит пробовать что-то новое! Я вот так случайно открыл свою столярную мастерскую, хотя до этого занимался своим автосервисом. Столярка моя существует уже больше 7 лет. Мне просто когда-то один мой знакомы предложил вложить небольшую сумму денег в новый проект, под названием гаражная столярка) и потом пошло поехало. Через месяц из 18м2 гаража мы переехали в помещение 100м2, так как было очень много заказов. За 7 лет много было разных моментов и хотел закрыть столярку, но каждый раз что-то менял и продолжал работать! Сейчас я построил свою столярку и обустроил ее как давно мечтал! Если интересно будет пообщаться насчет этой темы, напишите мне, название моей стоярки artwood23 в краснодаре, на сайте найдете мои контакты. Сейчас я хочу запустить франшизу и курс как открыть свой бизнес с нуля - столярную мастерскую! Вам удачи!1
  • Тимофей РазовАлекс, здравствуйте! Проверьте почту, пожалуйста, модераторы оставили отзыв на вашу историю про бизнес0
  • Тимофей РазовИрина, здравствуйте! Заметил ваш комментарий, стало очень интересно, какие настольные игры вы пытались запустить. Поделитесь подробностями, пожалуйста: сколько вложили, как и где начинали, почему не получилось?0