Братья Васильевы хотели создать в Казани свою студию мультипликации, а открыли творческую мастерскую.

Сейчас она приносит от 200 до 500 тысяч рублей в месяц.

Мультфильмы

Роман и Максим Васильевы получили дипломы программистов в Казанском федеральном университете, но мечтали заниматься творчеством. Тогда в 2009 году они устроились в «Пропеллерс-студио» — казанскую студию анимации, которая делает мультфильмы на заказ.

Анимация — длительный и сложный процесс: работа над мультфильмом занимает месяцы, а результат и все права получает заказчик. Братья хотели создавать продукт, который можно тиражировать, оставляя авторские права себе. Набравшись опыта в студии, в 2012 году задумались о собственном проекте.

Сначала Роман и Максим хотели открыть анимационную студию, но потом обратили внимание, что в Казани не развита сфера творческих хобби. Есть кружки для детей, а для взрослых — только курсы кройки и шитья при советских домах культуры.

Братья начали с выездных мастер-классов: находили помещение, давали рекламу в соцсетях и приезжали со своим оборудованием. Первые занятия были по мультипликации и песочной анимации — это когда на светящуюся поверхность наносят изображения с помощью песка.

В группу набирали 10—12 человек, а билеты продавали по 1500 рублей. Их раскупали в течение дня. После мастер-классов посетители писали восторженные отзывы про новый опыт. Начинающие предприниматели решили, что будут развивать творческую студию.

Каждый раз договариваться о новых площадках было сложно: постоянные разъезды с мебелью и техникой отнимали время, силы и деньги. Максим и Роман задумались, как сделать, чтобы любители творчества находили их сами.

Открытие мастерской

В конце 2012 года братья начали искать помещение под постоянную мастерскую. За 20 тысяч рублей в месяц арендовали комнату на 80 м² в подвале жилого дома в центре города. В соседних комнатах располагались офисы и магазин.

Вид у нового помещения был плачевный: напольные плитки разбиты, а стены грязные. Максим и Роман сами покрасили стены, заменили разбитые плитки, расставили мебель и оборудование. На ремонт ушло всего 10 тысяч рублей — их потратили на строительные материалы. Мебель и оборудование для первых занятий купили еще в то время, когда организовывали разовые мероприятия.

Вход с улицы покрасили в ярко-голубой цвет, чтобы его было видно издалека, и нарисовали логотип студии. Шатер в виде карандаша символизирует пространство для творчества.

В январе 2013 года «Мастерская братьев Васильевых» была готова принять первых посетителей.

В первый месяц наши герои проводили только разовые трехчасовые мастер-классы по мультипликации. Ставили их один-два в неделю и на каждый набирали группу 15 человек. Участники уходили довольными, но поток клиентов оставался слишком слабым.

Расходы на запуск студии в 2013 году — 115 000 Р

Роспись стен30 000 Р
Аренда комнаты20 000 Р
Мебель20 000 Р
Оборудование20 000 Р
Расходные материалы10 000 Р
Ремонт10 000 Р
Оформление ИП5000 Р
Роспись стен
30 000 Р
Аренда комнаты
20 000 Р
Мебель
20 000 Р
Оборудование
20 000 Р
Расходные материалы
10 000 Р
Ремонт
10 000 Р
Оформление ИП
5000 Р
Вход в студию. Такое сказочное приветствие видно издалека, и новые посетители легко находят дорогу в мастерскую
Вход в студию. Такое сказочное приветствие видно издалека, и новые посетители легко находят дорогу в мастерскую
Желтый зал — самый первый и самый большой в мастерской, он вмещает 150 человек. В первый год здесь проходили все занятия, кроме выездных
Желтый зал — самый первый и самый большой в мастерской, он вмещает 150 человек. В первый год здесь проходили все занятия, кроме выездных

«Волшебство анимации»

В том же году братья Васильевы предложили администрации Казани выделить помещение и бюджет на интерактивную выставку «Волшебство анимации». Решили, что она пройдет в кремлевском выставочном зале «Манеж». Роман и Максим договорились с Московским музеем анимации, который привез экспонаты. Бюджет пошел на оплату экспонатов и рекламу мероприятия. Ребята работали бесплатно: они хотели вызвать интерес людей к мультипликации.

Выставка открылась в декабре 2013 года. Каждый день братья проводили на выставке мастер-классы по мультипликации, показывали деревянные игрушки и другие свои работы. Знакомились с горожанами, изучали спрос на творческие занятия. Выставка шла полтора месяца, и посетители оставили сотни отзывов. Но главное — начали интересоваться, что же там за мастерская у Васильевых.

Новые занятия и выездные фестивали

Когда выставка закончилась, в мастерскую стали поступать заказы на проведение мероприятий. С самого начала и до сих пор братья предпочитают проводить не курсы, а мастер-классы: участники пришли на занятие, хорошо провели время, унесли домой навык и красивую вещь.

После занятий посетители спрашивали, на что еще можно сходить. Братья поняли: если они хотят, чтобы люди возвращались, нужны новые направления. Васильевы начали закупать оборудование и вводить новые виды занятий. Первые устройства выбирали с таким расчетом, чтобы заниматься в студии и брать с собой на фестивали.

Сначала за 15 тысяч рублей купили пресс для изготовления значков — Роман и Максим увлекаются их созданием много лет. Значки популярны не только на занятиях — предприниматели делают до полутора тысяч штук в месяц и продают их в магазины города.

Чтобы изготавливать значки, одного пресса недостаточно. К нему приобрели вырубщик для изготовления бумажных заготовок, металлические основы и цветной принтер. На это ушло 20 тысяч рублей.

Выставочные образцы значков. Любые три можно купить за 100 рублей. Самые популярные принты — животные и персонажи популярных фандомов. При желании можно заказать значок со своей картинкой
Выставочные образцы значков. Любые три можно купить за 100 рублей. Самые популярные принты — животные и персонажи популярных фандомов. При желании можно заказать значок со своей картинкой

После пресса для значков в мастерской появился пресс для тиснения кожи. С его помощью Роман и Максим делали памятные надписи на кожаных браслетах — людям нравится покупать их на мероприятиях. Предприниматели быстро поняли, что увеличат прибыль, если будут проводить мастер-классы, а в промежутках — изготавливать и продавать готовые браслеты. Пресс и набор букв к нему обошлись в 45 тысяч рублей.

Кроме пресса для браслетов нужен установщик клепок и люверсов. Братья используют его и для других поделок из кожи и ткани. Он стоил всего 5 тысяч рублей вместе с насадками, а служит до сих пор.

Летом параллельно с мастер-классами в мастерской стали выезжать на фестивали — чтобы заработать и привлечь новую аудиторию. Там проводили мастер-классы и одновременно продавали изделия.

На фестивале обычно делают один вид браслетов — с названием мероприятия. Это связано с особенностями работы пресса: тиснение происходит под воздействием высокой температуры. Изготовление браслета занимает около двух минут. Но чтобы сделать индивидуальную надпись по желанию клиента, нужно остудить пресс, поменять буквы и снова включить нагрев. В этом случае один браслет будут делать примерно час. На фестивалях, где мимо стенда за час проходят сотни людей, индивидуальный дизайн не имеет смысла.

Работа на фестивалях непредсказуема — например, из-за погоды. Однажды на летнем мероприятии под открытым небом братья проводили мастер-класс по тиснению на кожаных браслетах. Внезапно набежали тучи и начался ураган с сильным ветром. Предпринимателям еле удалось спасти свое оборудование и материалы от дождя. В тот день получилось сделать всего 30 браслетов.

В 2014 году, через год после запуска, средняя ежемесячная прибыль мастерской выросла до 100 тысяч рублей.

На мастер-классе по созданию кожаных браслетов показывают, как набирать в штамп на двойной оснастке символы для тиснения
На мастер-классе по созданию кожаных браслетов показывают, как набирать в штамп на двойной оснастке символы для тиснения
Сотрудники мастерской с помощью вырубщика и пресса делают значки для посетителей чемпионата Worldskills
Сотрудники мастерской с помощью вырубщика и пресса делают значки для посетителей чемпионата Worldskills

Больше оборудования — больше занятий

После мультипликации, песочной анимации, значков и кожаных изделий братья стали проводить занятия по изготовлению светильников и игрушек из дерева, пластика и металла.

Сначала заготовки будущих изделий и обработку металлических деталей заказывали у подрядчиков. Это было сложно, дорого и неудобно: сторонние компании срывали сроки и подводили с качеством.

Покупать дорогое лазерное оборудование тоже было страшно, но в 2016 году все-таки решились на это — нашли всё на «Алиэкспрессе».

Заказывая лазерный резак по дереву, Васильевы понимали, что рискуют: оборудование дорогое и едет издалека, поэтому высока вероятность получить заказ с браком. Формула покупки была простая: заказывай и молись.

Чаще всего в таких станках разбиваются лазерные лампы: они длинные и очень хрупкие. Заказать лампу отдельно стоит от 80 тысяч рублей. Другая опасность — получить подержанное оборудование. Предпринимателям повезло — посылка дошла невредимой. Лазерный станок обошелся в 140 тысяч рублей.

Во время работы станок производит древесную пыль, которую отводят наружу. Роман потратил еще 20 тысяч на установку системы вентиляции и фильтрации, чтобы не загрязнять улицу отходами производства.

На этом станке предприниматели с большой точностью вырезают детали из дерева. Теперь все заготовки для занятий и индивидуальных заказов ребята делают сами. А Максим еще и начал изготавливать на продажу авторские деревянные игрушки.

У каждого брата есть свое личное увлечение. У Максима это изготовление игрушек. Если покрутить шестеренку в торце открытки, за маяком «вспыхнет» яркое солнце. Эта игрушка стоит 550 рублей. Такие изделия очень популярны в Европе, США и Японии
У каждого брата есть свое личное увлечение. У Максима это изготовление игрушек. Если покрутить шестеренку в торце открытки, за маяком «вспыхнет» яркое солнце. Эта игрушка стоит 550 рублей. Такие изделия очень популярны в Европе, США и Японии

В 2018 году приобрели гравер по металлу. Его тоже заказали в Китае, но у другого поставщика. Он обошелся в 250 тысяч рублей и тоже доехал без приключений. С помощью гравера вырезают картинки, узоры и надписи на металлических изделиях и выполняют заказы на резку по металлу.

Последним в мастерскую за 26 тысяч рублей купили 3Д-принтер. Он незаменим на выездных мероприятиях и мастер-классах. Скажем, на занятии за шестью столами лепят из глины или пластилина собаку. Конечно, ведущий подготовил десятки иллюстраций, но иногда участникам все равно непонятно, как мастерить каверзную деталь. Лучше один раз пощупать, чем сто раз увидеть, поэтому на 3Д-принтере печатают по собаке для каждого стола, чтобы каждый участник покрутил и детально изучил модель.

Лазерный станок для резки по дереву. От него в потолок уходит гофрированная труба для удаления мелкой древесной пыли, образующейся во время работыГравер по металлу. Аппарат требует осторожности в использовании и работы в защитных очкахС помощью гравера братья наносят рисунки на металлические изделия: молодежь любит нашивки, посетители постарше заказывают медальоны для собак и кошек. Еще популярна гравировка на металлических фляжкахСреди покупателей 3Д-принтеров бытует мнение, что первым изделием на новом оборудовании должна быть игрушечная собачка. От принтера вверх уходит гофрированная труба, которая отводит запах

Расходы на оборудование за 7 лет — 516 000 Р

Гравер по металлу250 000 Р
Лазерный станок для резки по дереву140 000 Р
Пресс для тиснения кожи45 000 Р
3Д-принтер26 000 Р
Вентиляция и фильтрация20 000 Р
Пресс для значков15 000 Р
Цветной принтер12 000 Р
Вырубщик5000 Р
Металлические заготовки3000 Р
Гравер по металлу
250 000 Р
Лазерный станок для резки по дереву
140 000 Р
Пресс для тиснения кожи
45 000 Р
3Д-принтер
26 000 Р
Вентиляция и фильтрация
20 000 Р
Пресс для значков
15 000 Р
Цветной принтер
12 000 Р
Вырубщик
5000 Р
Металлические заготовки
3000 Р

Через два года студия заняла всё помещение

Соседи по площади закрывались и съезжали, а «Мастерская братьев Васильевых» росла, поэтому ребята сразу снимали свободные комнаты. Через два года студия уже занимала весь подвал — 210 м², а прибыль выросла до 170 тысяч рублей в месяц.

В месяц стали проводить около 40 мастер-классов — как для детей, так и для взрослых. Площадь студии позволила ставить в расписание до пяти занятий одновременно.

Занятия длились от полутора до трех часов и стоили от 500 до 1200 рублей. Цена зависит не столько от продолжительности мастер-класса, сколько от стоимости материалов для занятия. К себестоимости мастер-класса прибавляют от 20 до 40% — получается финальная цена.

В одной комнате шили, в другой — готовили, в третьей — рисовали, а в четвертой — вырезали поделки из дерева. В пятой устроили мини-кинотеатр. Посетители арендовали ее за 350 рублей в час, когда хотели посмотреть фильм с друзьями.

Мастерская составляет графики мероприятий, где сразу указывает их конечную стоимостьИзначально Роман и Максим позиционировали мастерскую как творческое пространство для взрослых, но взрослые посетители просили детские мастер-классы. Васильевы пошли им навстречу. На фотографии мастер-класс по созданию светильниковКаждый участник мастер-класса унес домой такой светильник. Занятие, включая материалы, стоило 700 рублейМастер-класс по росписи елочных шаров. Будущие игрушки раскрашивают акриловыми красками: матовыми, глянцевыми и перламутровыми. Каждый может проявить фантазию и украсить поделку лентами и блестками. Обычно для мастер-класса используют пластиковую основуКогда студия расширилась и заняла весь подвал, в мастерской появился отдельный холл. Стол ребята сделали сами из обычной катушки для кабеля

Курьезы

Не всегда все шло гладко — случались нелепые и комичные ситуации. Однажды братья решили организовать вечеринку для гостей, приуроченную к первому мастер-классу шоколадоварения. В соцсетях написали: «Регистрация обязательна, есть 30 мест». Накануне праздника зарегистрировались 28 человек. Роман и Максим решили, что такое количество участников их устраивает, и отправились домой.

Утром у дверей мастерской их ждала недовольная толпа. Оказалось, новостные площадки выложили информацию о мастер-классе, а про регистрацию не сообщили. Люди по цепочке пригласили всех, кого смогли, — приходили целыми компаниями и семьями. В итоге на праздник собралось более 300 человек.

Васильевы так растерялись, увидев толпу, что впустили всех. Это решение сыграло с ними злую шутку: напитки и сладости закончились через пять минут. Посетители разочаровались, что не успели на бесплатное угощение, и начали съедать все на своем пути: шоколад для мастер-класса, добавки, масло и даже сухой какао-порошок, приготовленный на продажу.

После окончания праздника предприниматели обнаружили, что пропала часть игрушек Максима, которые он готовил к продаже. Сейчас Роман и Максим регулярно проводят занятия по шоколадоварению и вспоминают первое мероприятие как полезный, но тяжелый опыт.

Для приготовления шоколадки какао-порошок, сахар, молоко, муку и масло смешивают на медленном огне до однородной массы и добавляют наполнители — изюм, фрукты, орехи
Для приготовления шоколадки какао-порошок, сахар, молоко, муку и масло смешивают на медленном огне до однородной массы и добавляют наполнители — изюм, фрукты, орехи

Команда

Шесть лет назад в первой комнате братья вели все занятия сами. У них проходило одно-два мероприятия в неделю, а посетителей было не больше 50.

Сейчас занятия идут друг за другом сразу в нескольких комнатах с 9 утра и до 8 вечера. Через мастерскую проходит до тысячи человек в неделю.

Штат расширился до восьми человек, включая братьев.

Роман занимается отчетностью и финансовой частью — регулирует бухгалтерские и юридические вопросы. Он же отвечает за техническое оснащение мастер-классов и договаривается с клиентами о всех выездных мероприятиях.

Максим составляет планы занятий и лично проводит часть из них. Он поддерживает связь с информационными партнерами и спонсорами выставок и фестивалей. Еще на нем дизайн афиш, соцсети и монтаж видеороликов.

Остальные сотрудники — административный персонал и мастера.

На каждое мероприятие приглашают внештатных помощников — обычно это девушки. В их обязанности входит оформление помещений, встреча гостей и помощь во время праздника.

Текучки в мастерской нет: Роман и Максим не ищут сотрудников на сайтах вакансий, а пользуются рекомендациями знакомых и друзей. Благодаря такому подходу в студии дружеская атмосфера.

«Мастерская братьев Васильевых» работает 363 дня в году. Отдыхают только 31 декабря и 1 января. Основной объем работы приходится на выходные и праздничные дни. После Нового года заказов становится меньше, а к лету их число увеличивается.

На зарплаты сотрудников братья Васильевы тратят от 200 тысяч рублей в месяц.

Команда «Мастерской братьев Васильевых» на официальном открытии выставки «До кино» в марте 2019 года
Команда «Мастерской братьев Васильевых» на официальном открытии выставки «До кино» в марте 2019 года

Конкуренты

«Мастерская братьев Васильевых» была первой площадкой тематических мастер-классов. Как только она начала приносить прибыль, в городе внезапно появились десятки мастерских и курсов для детей и взрослых. Часто конкуренты так спешили, что слово в слово переписывали описания мастер-классов, использовали рекламные плакаты Васильевых — меняли только телефон и адрес.

Наши герои решили, что не будут спорить и понаблюдают. Через полгода большая часть мастерских закрылась. Остальные по сей день проводят несколько узкоспециализированных курсов, с которых начали работу, балансируя на грани закрытия. И все время возникают новые студии, которые развиваются по тому же сценарию.

Братья считают, что никогда не оказывались на грани закрытия благодаря гибкости: если какая-то сфера перестала интересовать публику, они сразу от нее отказываются и ищут свежие идеи. Так, были запросы на мастер-классы по сборке кубиков Рубика, поингу — кручению шаров на веревках, и твистингу — моделированию из воздушных шаров. Васильевы провели их по паре раз, убедились, что участников мало, и больше к ним не возвращались. Иногда спрос на занятия меняется со временем: в начале работы мастерской были популярны занятия по историческим танцам, но потом группы перестали набираться, и танцы отменили.

Несмотря на высокую загрузку, Максим и Роман находят время и приезжают с собственными деревянными и кожаными изделиями на выставки, профессиональные чемпионаты и тематические ярмарки. Каждый год они участвуют в фестивалях Worldskills, Open Art Festival, «Духов день», «Geek-ярмарка» и местных ярмарках мастеров, которые проходят во дворцах культуры.

Реклама

Ставку делают на продвижение в соцсетях. В группе во Вконтакте 11 тысяч человек, которые пишут отзывы и выкладывают фотографии работ — это привлекает новых клиентов. Братья принципиально не платят за рекламу и не привлекают сторонние организации для раскрутки мероприятий: сами рисуют и распространяют рекламные афиши и ролики.

Турфирмы. Туристические агентства за небольшой процент приводят иногородних клиентов. Иногда мастерскую посещают и иностранцы, которые с радостью лепят, рисуют и забирают на память свои поделки с символикой республики.

Телевидение. В 2013 году, когда Роман и Максим организовали первый мастер-класс в новом помещении, они разместили рекламу, чтобы привлечь первых клиентов. В то время мастерская была единственной в городе площадкой для творчества, и реклама привлекла внимание местных СМИ. На открытие приехали пять телеканалов. Сейчас наплыв журналистов утих, однако периодически братья дают интервью и рассказывают о своих планах.

Школы. Еженедельно «Мастерская братьев Васильевых» принимает три-четыре школьных класса. Собирается 15—40 ребят, примерный ценник для класса — 20 тысяч рублей. Все выходные с утра до вечера в мастерской празднуют детские дни рождения. Обычные дни рождения уже многим приелись, а праздники с творческим занятием популярны.

Знаменитые посетители. Однажды к братьям обратилось общество сахаджа-йоги: они просили предоставить бас-гитаристу финской рок-группы The Rasmus Ээро Хейнонену помещение для медитации. В благодарность гитарист исполнил несколько песен — в том числе на русском.

В 2018 году в мастерской выступал Илья Черт из российской рок-группы «ПилОт». Мероприятие шло почти пять часов: Илья исполнил свои песни и общался с публикой. Первые 20 билетов в предпродаже стоили 1500 рублей, остальные — 1700, а в день концерта их продавали по 2000. Несмотря на высокую стоимость билетов, зал был полностью забит.

Постоянные посетители. Каждый год мастерская благодарит своих гостей и устраивает день рождения. Программа всегда разная: например, в 2019 году организовали игротеку. Обязательная часть ежегодного праздника — фирменный торт для всех посетителей.

На день рождения мастерской в 2019 году братья старательно подбирали игры, в которые интересно играть и взрослым, и детям. Праздник бесплатный для всех гостейКаждый год мастерская угощает посетителей тортом ручной работы. Братья считают, что мастерская началась с первых мастер-классов в 2012 году, поэтому в 2019 отмечали ее семилетиеТворческая встреча и медитация с Ээро ХейноненомНа концерт Ильи Черта пришли почти 200 человек. Зал вмещает 150, поэтому часть гостей стояла в дверях

Результаты и планы

«Мастерская братьев Васильевых» работает как ИП по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы». Ежемесячная прибыль — от 200 до 500 тысяч рублей. 85% прибыли идет от занятий и 15% — от продажи готовых изделий.

Самый неликвидный месяц — январь, самый прибыльный — декабрь.

Мастерская не только проводит занятия по расписанию, но и принимает заказы на дни рождения, индивидуальные и семейные мастер-классы. Братья могут организовать интересный досуг на свадьбе, банкете, корпоративе или презентации. Часто поступают индивидуальные заказы на резку по металлу и дереву, изготовление кожаных браслетов и значков.

В ближайшем будущем Роман и Максим хотят проводить мероприятия исключительно по предварительному заказу. Им стало скучно тратить время на организацию мастер-классов: сил и нервов уходит много, и всегда есть риск, что никто не придет. Гораздо удобнее проводить дни рождения, корпоративы, мероприятия по предоплате. Васильевы составили удобные ознакомительные пакеты услуг и прописали, что в них входит, что с продолжительностью, числом участников и стоимостью.

Еще они думают открыть филиалы в других регионах и обдумывают возможность франшизы.

С начала 2019 года предприниматели договариваются с казанской администрацией об открытии музея анимации. Музей планируют открыть уже в этом году — отдельно от мастерской. Максим создал на Change.org петицию о создании музея с подробным описанием, адресованную мэрии Казани. Официального решения о создании музея пока нет.

19 марта 2019 года братья открыли интерактивную выставку об истории кино и анимации «До кино» в центре «Эрмитаж-Казань». Там можно увидеть необычные оптические приборы 19 и 20 века: проекционное оборудование, игрушки, стереоскопы для демонстрации 3Д-изображения.

Вход на выставку для всех посетителей был бесплатный. На фотографии Максим рассказывает об истории изделий
Вход на выставку для всех посетителей был бесплатный. На фотографии Максим рассказывает об истории изделий
Блокноты с анимацией 19 — начала 20 века на выставке. Это книжки маленького размера с уникальной ориентацией страниц, при которой их перелистывают вертикально, получая движущуюся картинку. Сейчас они называются «флипбуки»
Блокноты с анимацией 19 — начала 20 века на выставке. Это книжки маленького размера с уникальной ориентацией страниц, при которой их перелистывают вертикально, получая движущуюся картинку. Сейчас они называются «флипбуки»

Выводы Романа и Максима

  1. Важно быть готовым провести абсолютно любое мероприятие под идею заказчика: быстро продумать — быстро организовать.
  2. Необходимо иметь готовые пакетные предложения для клиентов, которые не готовы фонтанировать идеями.
  3. Если появилась отличная идея, ее немедленно скопируют конкуренты. Важно не зависать на этом, а придумывать следующую, постоянно вводить новые занятия и направления.
  4. Отдыхать получится не больше двух дней в году, поэтому работа должна включать хобби: у каждого из братьев есть время на занятия в мастерской для удовольствия.
  5. В начале важно четко разделить обязанности, чтобы не хвататься за все.
  6. Когда процесс пошел, не стоит ждать, пока завалит делами, — нужно срочно искать помощников на технические и простые организационные задачи.
  7. Важно собрать базу всех специалистов в своем регионе: никогда не знаешь, кто завтра понадобится — стеклодув или золотошвея. По возможности надо дать им провести хотя бы один мастер-класс: так мастерская узнает уровень мастера, а мастер будет считать мастерскую своим клиентом.

Операционные расходы за май в 2019 году — 499 039 Р

Зарплата217 716 Р
Материалы для мастер-классов116 533 Р
Аренда75 000 Р
Налоги60 000 Р
Хозяйственные расходы13 691 Р
Коммунальные расходы и свет10 000 Р
Транспорт6079 Р
Зарплата
217 716 Р
Материалы для мастер-классов
116 533 Р
Аренда
75 000 Р
Налоги
60 000 Р
Хозяйственные расходы
13 691 Р
Коммунальные расходы и свет
10 000 Р
Транспорт
6079 Р

Прибыль за май 2019 года — 502 000 Р