Когда у нас ломается компьютер или мультиварка, мы находим сервис и надеемся, что там их вернут к жизни.

Но среди компаний по ремонту и частников порой встречаются мошенники, которые оставляют людей без техники и денег. Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как их обманули такие «мастера».

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

История 1
Когда в сервисе нашли несуществующие поломки

Ущерб: 1400 Р

У моего парня разбился экран смартфона. В поисковике набрали «ремонт телефона» и перешли на первый в списке сайт — «официальный дилер Xiaomi». На нем можно было оставить заявку, чтобы из компании перезвонили, и был написан адрес, который я открыла в «2ГИС». Судя по карте, фирма находилась в торговом центре «Галерея Новосибирск». Я нашла в этом ТЦ единственный сервисный центр — отзывы о нем были нормальные, поэтому мы решили, что оставим заявку.

Нам перезвонили и оценили ремонт в 1200 Р. Мы согласились. Еще нужно было оплатить 400 Р за доставку курьером, так как мы живем далеко от центра. На следующий день приехала девушка, забрала телефон и оставила договор от компании, находящейся по другому адресу — не тому, что указан на сайте.

В тот же день нам позвонил мастер из сервисного центра — сказал, что у телефона сломана матрица и цена ремонта теперь 5000 Р. На самом деле этот смартфон — моноблок, и его стекло отдельно от матрицы не заменить. Ну, мы и отказались от ремонта. Но нам сказали заплатить 1000 Р за сборку-разборку, хотя ее точно не было. И телефон попросили забрать уже самостоятельно.

Позже я посмотрела отзывы о сервисном центре по тому адресу, где была зарегистрирована компания. И офигела, потому что в них почти все говорили о такой же ситуации, как у нас: что без оплаты диагностики и сборки-разборки не отдают технику, только с вызовом полиции. Судя по отзывам, это популярная схема, на которой паразитируют компании с разными названиями и реквизитами. Не исключено, что речь идет об одной группе лиц. Мы решили, что лучше просто заплатить и забрать смартфон, — нервы дороже.

Я приехала в сервисный центр. Он находился за железной дверью: когда входишь, ее за тобой закрывают. В маленькой комнатушке сидели три парня и одна девушка, было сильно накурено, стояли энергетики, и ни о каком ремонте и речи не шло. Постоянно шли звонки — в основном жалобы. Мне дали договор, попросили 1000 Р. Я расплатилась, забрала телефон и ушла.

Наш ущерб составил 1400 Р, но мы могли потерять еще больше. Сайты «сервиса» все еще работают. Заявление мы не писали, так как не совсем понятно, как это делать, ведь мы не составляли жалобу, а просто заплатили и ушли. Но все-таки не ясно, почему люди вызывают полицию и пишут заявления, а «сервис» до сих пор не закрыли.

История 2
Когда забрали кофемашину в ремонт и не вернули

Ущерб: 26 000 Р и кофемашина

Была у меня отличная кофемашина De’Longhi Magnifica ECAM 22.360. Лет пять-шесть работала, и ничто не предвещало беды. Но в какой-то момент она перестала давать молочную пенку. Через неделю отсутствие капучино надоело, и я обратился в первую попавшуюся контору. Набрал запрос в интернете: «ремонт кофемашин De’Longhi».

Стоило изучить вопрос чуть внимательнее и не доверять трем первым объявлениям из «Яндекс-директа». У всех этих мошенников был один лендинг на несколько адресов, несколько «брендов» ремонтных сервисов по одному адресу, заверения в гарантии и официальном дилерстве, таймер обратного отсчета времени для какой-то акции и настойчивые предложения перезвонить.

Но все это я знаю уже сейчас, а тогда я не ожидал подвоха, мне понравилась информация, и я оставил свой телефон. Перезвонили быстро. В тот же день приехал «мастер», вся задача которого заключалась в том, чтобы открыть крышку, сказать: «О, как все запущено!» — и увезти кофемашину с собой под заверения, что на месте он сделать ничего не может и надо разбираться в сервисе. Выдал бумажку о приеме.

После этого начался цирк с конями: звонили каждый раз случайные люди, на фоне было слышно, что там целый колцентр, а для ремсервиса это несколько странно. Первый раз мне позвонили через несколько дней — развели на 18 000 Р за ремонт с неоригинальными деталями или 22 000 Р с оригинальными. Как назло, застали за работой, и после некоторых колебаний я согласился, о чем, конечно, позже сильно пожалел. Еще через пару дней уже другой менеджер сообщил, что все круто починили, но надо еще поменять датчик на плате, а это плюс 4000 Р. Тоже дал добро.

Потом мы с женой подумали, что это все как-то круто для бытового прибора, и загуглили отзывы. Сомнений не осталось: это были жулики. Даже если они что-то и сделали бы, то это был бы некачественный ремонт без гарантии.

Вернуть кофемашину не удалось ни угрозами привода полиции, ни обещанием обратиться в суд, ни криком, ни матом.

Мошенники упирали на то, что велась запись разговоров, — о чем они ни разу не предупредили. Мол, мы сами согласились. Интересно, что согласие давал я, а расписка о приеме кофемашины — хотя это, похоже, филькина грамота — была оформлена на жену.

История 3
Когда мастер даже не собирался ничего ремонтировать

Ущерб: 500 Р

Хотели сделать диагностику неработающей посудомоечной машины — старенькой и дешевой. По телефону за эту услугу попросили 490 Р, причем даже не спрашивали марку и модель. В колцентре фоном шел параллельный шум, изображавший бурную деятельность соседних операторов.

Приехал «мастер» без приборов и инструментов. Не знал даже, как включить машину. Разобрал ее до винтика. Ответа, что не работало, не дал, сказал, что нужно везти в сервис. За эту «диагностику» с разборкой попросил 3000 Р с предъявлением прайс-листа. То есть никто даже и не собирался ничего ремонтировать.

После прочитала в отзывах об этом сервисном центре, что нам еще повезло: нашу машину собрали обратно, у других просто бросали. Телефон на сайте меняют каждый день. Адреса на карте — в виде мутных картинок без конкретных контактов.

В итоге заплатили 500 Р наличными без квитанции. Просто из милости: «мастер» был пожилой, провел за разборкой-сборкой четыре часа, особенно не наглел. Но научились. Потом опубликовала на «Яндексе» отзыв.

История 4
Когда вместо диагностики технику просто разобрали

Ущерб: 1000 Р

Сломался звук в ноутбуке, муж сказал, что надо поменять динамик. Позвонили в сервисный центр. Нам сказали, что все заменят за один день и 2000 Р.

Мне сроки важны, так как я работаю на своем ноуте из дома. Поехали в сервис. Там нам сказали, что для выявления неисправности нужна диагностика, — в случае ремонта она бесплатна, но если откажемся от него, то придется заплатить 1000 Р. Обещали сделать за час.

Мы решили подождать и погулять рядом. Да и знали же, в чем дело. Прождали час, два, три — готово еще не было. Через четыре часа я пришла в сервисный центр злая, сказала, чтобы отдавали ноут. А мне ответили, что его уже разобрали. «У вас кодеки полетели, ремонт — неделя, стоит 12 000 Р».

Муж сказал, что это фигня полная и что он сам поменяет динамики. Ноут не отдавали, говорили платить тогда за диагностику. Уверяли, что он разобран и бесплатно собирать они его не будут. А у меня работа горела! Пришлось заплатить. Ни чека, ничего не дали.

Приехали домой, заказали динамики — стоили около 1500 Р с доставкой. Через четыре дня получили заказ, и муж их поменял.

А что делать тем, у кого такого мужа нет? Наживаются и совести не знают. Понятно, что везде, где только можно, я написала о них отзывы. А толку? Деньги я не верну, а они так и продолжают обманывать. Доказать никому ничего не получится: для этого надо было заказывать экспертизу и ждать результатов.

История 5
Когда в сервисе не смогли объяснить, что именно сломалось

Ущерб: 500 Р

У меня сломалась кофемашина Krups — перестала варить кофе. Я решил вызвать мастера, чтобы быстро решить вопрос. Забил в интернете «ремонт кофемашины» и перешел по ссылке с контекстной рекламы. Попал на красивый сайт с возможностью выбора модели, типа поломки и даже предварительной стоимостью ремонта. Решил проявить инициативу: оставил контакты, принял звонок, описал проблему и согласился на визит мастера для диагностики. Как и большинство людей, я считал себя довольно продвинутым в правовых и технических вопросах.

Приехал мастер и убедил меня, что требуется диагностика на специальном стенде. Сказал, что это бесплатно, и дал мне договор. Я прочитал этот ничего не значащий документ на одной страничке и понял, что это полная ерунда. К тому же пробил «поставщика услуг» по ИНН, и оказалось, что фирма существует чуть больше месяца. Так что можно было посылать «ремонтера» туда, откуда он приехал. Но я все-таки отдал ему машину, взяв с него подпись на этом «договоре». Сам понимаю, что сглупил, но анализ проведен, а пишу я это с надеждой принести другим пользу.

На следующий день мне позвонил «инженер сервисного центра» и спросил моего разрешения на диагностику. Я дал согласие. Еще через день этот же «инженер» снова позвонил мне и сообщил, что поломка кофемашины очень серьезная: там какой-то двигатель разворотило и требуется замена целого модуля. Я очень удивился и попросил подробнее описать проблему, чтобы понять, что делать. Но не получил вразумительного ответа — только набор терминов. Затем я попросил прислать фото поломки, и на этом мы завершили разговор. Только после этого до меня дошло, что меня разводят на 25 000 Р, — столько стоит кофемашина.

Я стал сам звонить этому «ремонтеру», но каждый раз попадал на «горячую линию». Девушка-оператор сообщила, что забрать машину я пока не могу, потому что она в сервисном центре, к которому нет доступа из-за пропускной системы. И что забрать свою технику я смогу только «в пункте выдачи» через сутки после того, как я «отказался от ремонта». Я выяснил адрес и поехал туда.

По адресу, который мне сообщила оператор, находился жилой дом, а на цокольном этаже располагались магазины с алкоголем и продуктами. Единственное помещение без вывески и было «пунктом выдачи». Его дверь была на магнитном замке с домофоном, а на входе стояли и курили пятеро молодых людей. Точно, оно: все признаки шарашкиной конторы. Войдя в «офис», я попал в узкий коридор, который был перекрыт стойкой типа ресепшена, а уже за ней сидела девушка, которая беспрерывно отвечала на входящие звонки. Я узнал ее голос.

Столько мыслей посетило мою голову в тот момент, столько смешанных чувств вроде стыда и злобы. Я сказал себе, что раз эта девушка постоянно отвечает на звонки, то таких, как я, очень много и все варианты дальнейших действий, которые я продумываю, уже много раз были реализованы. И что если контора все еще работает, то они смогут со мной справиться.

Я потребовал обратно свою кофемашину. Мне ответили, что ее там нет и где она — мне не скажут, но ее якобы привезут на следующий день. Тогда я решил, что мне поможет полиция. Позвонил туда и сообщил, что произошло. Назвал адрес и все, что требуется. Но даже спустя два с половиной часа никто не приехал. «Пункт выдачи» закрылся, и я поехал домой.

Ночью полиция приехала ко мне домой, чтобы составить заявление. На следующий день после работы я отправился в районный участок, чтобы узнать о ходе дела: какой там номер и кто ответственный. Но это оказалось тем еще квестом, достойным минимум целой страницы текста.

Потом снова приехал в «пункт выдачи». Там уже было два оператора, один опять запросил номер моего «договора» и через 15 минут распечатал мне счет на 2500 Р. Я отказался его оплачивать, ведь такого не было в договоре: в нем было написано, что диагностика бесплатна, но в случае отказа я должен буду отдать 450 Р за доставку. Я не хотел платить даже эту сумму — но это были хотя бы те условия, на которые я подписался.

Оператор забрал счет, кому-то написал и включил мне запись моего разговора с «инженером». Тут я понял, зачем тот звонил мне и спрашивал подтверждение диагностики. Оказывается, во время разговора он между делом упомянул, что я должен буду заплатить 2500 Р. Я этого совершенно не помню и настоял на том, что я на это не соглашался.

Оператор еще 40 минут что-то кому-то писал. За это время каждые 10 минут приходил новый обманутый с таким же «договором», как у меня.

Я пытался заговорить со всеми и удивлялся, как люди безропотно платят и уходят.

Но один человек все-таки устроил там потасовку: отказался платить 6000 Р за доставку планшета, а затем вырвал его из рук оператора и разбил об пол. На шум сразу же прибежали пять человек, двое из которых были тяжелой весовой категории и ростом выше 195 сантиметров.

У других ребят, тоже с кофемашиной, я взял номера телефонов. Это мне помогло, потому что один из них позвонил мне и сказал, что лучше все-таки заплатить: полиции ждать бесполезно, они завалены подобными заявлениями, а если все-таки приедут, то имущество опишут и кофемашины мне все равно не видать.

После всего этого я был спокоен, но начеку. Заплатил за «доставку» 500 Р, забрал кофемашину и поехал домой. А через месяц пришло письмо из полиции, что мое заявление попадает под какие-то там гражданские отношения и никакого состава для возбуждения дела нет.

Мораль: не давайте чинить технику по левым договорам, проверяйте мастеров, будьте бдительными при общении с ними. А если попались, то не дурите, потому что вас снимают камеры в «пунктах выдачи» и вы сами можете оказаться виноватыми. Самый быстрый и безопасный способ вернуть свою технику — оплатить стоимость доставки по «договору» и не медлить с этим, иначе придется платить за «простой».


Тоже теряли деньги из-за ремонта техники? Поделитесь своей историей и станьте героем нашего следующего материала