Нужно ли покупать страховку от невыезда вместе с туром?

12
Аватар автора

Niki

спросил в Сообществе

Туроператор предлагает купить страховку от отмены тура. Есть ли в этом смысл? Если, например, я заболею и принесу справку, разве мне не обязаны вернуть полную стоимость тура?

Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Страховку оформляют, чтобы при отмене поездки можно было вернуть всю или почти всю стоимость путевки. Но полисы бывают разными, и выплата по ним зависит от того, что написано в договоре.

Как туроператор возвращает деньги туристам без страховки

Даже если турист купил путевку у турагента, за услуги, которые ему оказали или не оказали, отвечает туроператор. Турагент только продает путевку туроператора и получает за это комиссию — агентское вознаграждение  .

Если турист хочет отказаться от поездки, он должен уведомить об этом туроператора — напрямую или через турагента. Для этого нужно отправить ему письмо или позвонить. А для надежности лучше сделать и то и другое.

Туроператор обязан вернуть деньги, но имеет право удержать расходы, которые понес на организацию поездки  . Например, неустойку, которую заплатил контрагентам: гостиницам, иностранным турагентствам, экскурсионным бюро. И это может быть крупная сумма. Причем расходы удержат, даже если поездка не состоялась из-за болезни туриста.

Все траты туроператор должен подтвердить документами. Например, он может предъявить письмо из отеля о том, что за бронь ему вернули сумму за вычетом неустойки.

Если туркомпания отказывается возвращать деньги, я рекомендую отправить туроператору претензию: напрямую или через турагента. Ее можно распечатать в двух экземплярах и принести в офис лично. Тогда сотрудник организации примет один экземпляр, а на втором сделает отметку о вручении. Вместо этого можно отправить письмо — обычной почтой или через электронный сервис Почты России, — передать курьером или выслать на электронную почту.

На подачу претензии у клиента есть 20 дней с момента отмены тура  . Если компания не ответит в течение 10 дней или откажется вернуть деньги, придется обращаться в суд.

В суде можно потребовать:

  1. Стоимость путевки. Суд вычтет расходы туроператора на организацию поездки, которые он сможет подтвердить. Если путевку покупали в агентстве, комиссию за его услуги клиенту должны вернуть.
  2. Компенсацию морального вреда. Доказывать свои страдания не нужно: достаточно, что туроператор не вернул деньги и тем самым нарушил права потребителя. Турист оценивает сумму вреда сам. Но обычно можно получить не более 10 000 ₽.
  3. Неустойку. Ее начисляют за каждый день просрочки. Например, если клиент в претензии потребовал, чтобы ему вернули деньги в течение месяца, — с 31-го дня. Если в договоре не прописан размер неустойки, турист может претендовать на 3% от общей суммы за каждый день просрочки, но не более суммы к возврату.
  4. Штраф за то, что деньги не вернули добровольно, — 50% от присужденной суммы. В штраф включат половину размера неустойки и морального вреда, если турист требовал их в заявлении или досудебной претензии. Даже если турист не укажет штраф в иске, суд все равно его насчитает. Туроператор может потребовать, чтобы сумму штрафа снизили. Но ему придется доказать, что она завышена.

Зачем нужна страховка от невыезда

Такая страховка позволяет вернуть всю или почти всю цену тура. Если человек оформил страховку, туроператор все равно обязан возвратить ему стоимость тура за вычетом своих расходов. Но убытки, которые законно не компенсирует туроператор, покроет страховая компания. Исключение — вознаграждение турагента, если тур покупали у посредника: его должен вернуть турагент.

Вот на что нужно обратить внимание, когда выбираете страховку от невыезда.

Дата оплаты полиса. Обычно договор страхования вступает в силу сразу после оплаты или со следующих суток. А действует до момента, когда путешественник прибудет в пункт назначения.

Поэтому компании не соглашаются страховать риски невыезда, если до поездки осталось меньше дней, чем предусмотрено правилами страхования. Например, «Ресо-гарантия» продает страховку от невыезда, только если до поездки осталось не меньше 15 дней, «Ингосстрах» — 7, «Евроинс» — 5.

Франшиза — это часть компенсации, которую при наступлении страхового случая туристу не вернут. Это может быть фиксированная сумма или процент от стоимости тура. Если страховка с франшизой, выплата будет меньше.

Франшиза бывает не во всех страховках. Ее наличие и размер всегда указывают в договоре страхования.

Риски. В условиях страхования сказано, какие риски покрывает страховка. Если страховка называется «от невыезда», это еще не значит, что она покрывает невыезд по любой причине. Например, она может распространяться только на отмену путевки из-за болезни или отказа в визе. Тогда, если причина поездки иная, страховая выплата не положена.

Вот пример из судебной практики. В Самаре женщина купила тур и оформила через туроператора страховку от невыезда. В итоге заболела и не смогла поехать. Клиентка подала туроператору заявление, чтобы аннулировать путевку. Туроператор согласился вернуть половину стоимости поездки, а страховая в выплате отказала.

Туристка сказала, что при бронировании путевки ей говорили другое: она застраховала риск невыезда по уважительным причинам и получит выплату, если они наступят.

Оказалось, что был застрахован только риск неполучения визы. А болезнь туристки — нет. Получить компенсацию от страховой ей не удалось — пришлось довольствоваться только выплатой от туроператора  . Женщина пыталась обжаловать решение в апелляционном суде, но не смогла.

Даже для конкретных рисков, которые покрывает страховка, прописывают исключения. Например, страховка от невыезда из-за болезни может не действовать, если пациенту нужна только амбулаторная помощь, а не лечение в стационаре.

Сумма покрытия — это максимальный размер выплат, на который может претендовать клиент. Обычно чем меньше сумма, тем дешевле полис. Поэтому, выбирая страховку, убедитесь, что сумма покрытия за отказ от поездки не ниже стоимости путевки.

Заработать на страховке не получится. При наступлении страхового случая вернут только стоимость тура — если сумма покрытия больше, разницу не выплатят.

Я сравнила стоимость полиса от невыезда в разных компаниях и выяснила, какие риски они покрывают. Цены страховок смотрела исходя из недели отдыха в октябре для одного человека в возрасте 30 лет. Они актуальны в сентябре 2024 года — на момент обновления статьи.

Что включают страховки от невыезда разных компаний

Страховая компанияСтоимость полисаРискиСумма покрытия в случае отмены поездкиСтраны
АльфастрахованиеОт 2982 до 4988 ₽ за полис путешественника + от 2557 до 10 229 ₽ — за расширенную опцию «Отмена поездки»Страховку от невыезда можно добавить в полис путешественника. Она покроет расходы, если поездку отменили из-за:
• Болезни или смерти застрахованного либо его близкого родственника
• Отказа в выдаче визы, кроме США и Великобритании
• Участия в судебном процессе
• Повреждения имущества
• Призыва в армию
От 500 €⁣ (50 337 ₽) до 2000 €⁣ (201 348 ₽) по выбору туристаВесь мир
Евроинс2499 ₽ — при стоимости тура 50 000 ₽. Чем выше цена путевки, тем дороже полис12 рисков, в том числе болезнь и «детские инфекции», отказ в оформлении визы или во въезде в страну, повреждение имущества и участие в уголовном или административном судебном процессе  Клиент может указать сумму до 7000 €⁣ (704 718 ₽) на одного застрахованного  Весь мир
Ингосстрах2750 ₽ — при стоимости тура 50 000 ₽. Чем выше цена путевки, тем дороже полис11 рисков, в том числе отказ в получении визы, госпитализация, травма, утрата документов, задержка рейса или призыв на военную службу.
Можно оплатить не все риски, а выбрать нужные. Например, страхование отказа в визе — 1500 ₽, на случай болезни — 1500 ₽, оба этих риска — 2400 ₽
Клиент может указать сумму до 500 000 ₽ на одного застрахованного  Весь мир, кроме стран Шенгенской зоны, США, Канады, Карибов, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Индонезии, Таиланда и России
РесоОт 599 до 1291 ₽ за полис путешественника
+ от 1143 до 9148 ₽ — за дополнительную опцию «Отмена поездки»
Страховку от невыезда можно купить только в дополнение к полису. Она покроет отказ в визе, пребывание в стационаре или на карантине, травму, досрочное возвращение или задержку из-за госпитализацииОт 250 $⁣ (22 700 ₽) до 2000 $⁣ (181 602 ₽) по выбору туристаТурция.
Можно выбрать другую страну. При покупке страховки от невыезда недоступна опция «Весь мир». Нельзя выбрать США и Великобританию

Что включают страховки от невыезда разных компаний

Альфастрахование
Стоимость полисаОт 2982 до 4988 ₽ за полис путешественника + от 2557 до 10 229 ₽ — за расширенную опцию «Отмена поездки»
РискиСтраховку от невыезда можно добавить в полис путешественника. Она покроет расходы, если поездку отменили из-за:
• Болезни или смерти застрахованного либо его близкого родственника
• Отказа в выдаче визы, кроме США и Великобритании
• Участия в судебном процессе
• Повреждения имущества
• Призыва в армию
Сумма покрытия в случае отмены поездкиОт 500 €⁣ (50 337 ₽) до 2000 €⁣ (201 348 ₽) по выбору туриста
СтраныВесь мир
Евроинс
Стоимость полиса2499 ₽ — при стоимости тура 50 000 ₽. Чем выше цена путевки, тем дороже полис
Риски12 рисков, в том числе болезнь и «детские инфекции», отказ в оформлении визы или во въезде в страну, повреждение имущества и участие в уголовном или административном судебном процессе 
Сумма покрытия в случае отмены поездкиКлиент может указать сумму до 7000 €⁣ (704 718 ₽) на одного застрахованного 
СтраныВесь мир
Ингосстрах
Стоимость полиса2750 ₽ — при стоимости тура 50 000 ₽. Чем выше цена путевки, тем дороже полис
Риски11 рисков, в том числе отказ в получении визы, госпитализация, травма, утрата документов, задержка рейса или призыв на военную службу.
Можно оплатить не все риски, а выбрать нужные. Например, страхование отказа в визе — 1500 ₽, на случай болезни — 1500 ₽, оба этих риска — 2400 ₽
Сумма покрытия в случае отмены поездкиКлиент может указать сумму до 500 000 ₽ на одного застрахованного 
СтраныВесь мир, кроме стран Шенгенской зоны, США, Канады, Карибов, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Индонезии, Таиланда и России
Ресо
Стоимость полисаОт 599 до 1291 ₽ за полис путешественника
+ от 1143 до 9148 ₽ — за дополнительную опцию «Отмена поездки»
РискиСтраховку от невыезда можно купить только в дополнение к полису. Она покроет отказ в визе, пребывание в стационаре или на карантине, травму, досрочное возвращение или задержку из-за госпитализации
Сумма покрытия в случае отмены поездкиОт 250 $⁣ (22 700 ₽) до 2000 $⁣ (181 602 ₽) по выбору туриста
СтраныТурция.
Можно выбрать другую страну. При покупке страховки от невыезда недоступна опция «Весь мир». Нельзя выбрать США и Великобританию

Как получить выплату, если клиент застрахован

Если поездка отменяется, клиент должен аннулировать путевку и потребовать от туроператора стоимость тура за вычетом понесенных им расходов, а от турагента — стоимость агентского вознаграждения. Еще надо написать заявление в страховую компанию и приложить документ, который подтверждает причину отмены поездки. Например, справку из медучреждения, врачебное заключение, выписку из медицинской карты, распечатку электронного листка нетрудоспособности.

Если клиент не собрал пакет документов или они не подтверждают, что случай был страховым, в выплате откажут. Например, это произойдет, если страховка покрывает отмену поездки только из-за экстренной госпитализации, а пациент принес справку из поликлиники, в которой ничего не сказано о показаниях к стационару.

Вот пример из судебной практики. Путешественница из Москвы купила тур на Кубу и оформила страховку по программе «Отказ от поездки». Накануне путешествия она провела обследование вен. По итогу врачебная комиссия выдала ей заключение о запрете перелета в ближайший месяц и даже риске смерти, если она полетит.

Женщина написала туроператору, что хочет аннулировать тур. А в страховую компанию отправила заявление о наступлении страхового случая, заключение врачебной комиссии и выписку из медицинской карты.

Страховая выплатила ей часть стоимости путевки, которую не смог вернуть туроператор: понесенные фирмой расходы и штрафы за отказ от путевки. А туроператор отказался возмещать остаток стоимости тура. Тогда женщина пошла в суд и взыскала с него деньги там  .

Туроператор попробовал обжаловать решение в апелляционном суде. Но суд решение первой инстанции отменять не стал  .

Что в итоге

При покупке страховки от невыезда за рубеж проверьте, какие риски она покрывает. Например, положена ли выплата, если поездка отменится из-за болезни или отказа в визе.

Если вы купили страховку от невыезда и наступил страховой случай, вы можете вернуть полную стоимость тура за вычетом франшизы — если она есть в договоре страхования. Но причину отмены поездки вы должны подтвердить документами.

Если страховки не было или не удалось подтвердить страховой случай, рассчитывать нужно только на выплату от туроператора. Он обязан вернуть стоимость тура за вычетом расходов, которые уже понес на его организацию. Эти траты туроператор должен подтвердить документами. Иногда это значительные суммы, но чем раньше вы отмените тур, тем больше шансов, что компания не успела потратить деньги.


Ирина ПоловодоваА как вы выбираете страховку перед поездкой за границу?
  • ДжокондаНикак. Ибо вернуть деньги, уплаченных туроператору тот ещё квест. А потом ещё бежать в страховую и все по новой. Но и никогда не беру тур раньше, чем за неделю.4
  • Степан ХохулинЕсли коротко, то оператор крайне неохотно, но возвращает свою прибыль от продажи тура (стоимость тура минус фактически понесённые туроператором расходы на гостиницу, самолёт и т.д.), при этом туроператора постоянно нужно пинать и требовать подтверждения этих расходов. Страховка от невылета, которую предлагает турагент это в 95% филькина грамота - покрывает обычно смерть или госпитализацию, так госпитализация ещё и не каждая подойдёт! А если просто поднялась температура и вызвали врача на дом, тут вообще без вариантов - теряете деньги за тур и за страховку. P.S. наличие страховки не освобождает туроператора от обязанности возврата вам денег3
  • Maria D.Если страховки не было, а туроператор отказывается возвращать деньги - можно пойти в банк и оформить charge back. И тут кто не спрятался - я не виновата 8) В моем случае (был куплен тур в Египет на март 2022), турагент меня посылал к туроператору, а туроператор ICX (передаю ему здесь привет!) - обратно к турагенту с формулировкой "у нас нет с вами договорных отношений". Даже за билеты на регулярный рейс деньги мне не возвращали. Помог charge back и деньги удалось вернуть.2
  • ДжокондаMaria, странный турагент, наверное вы больше у него не покупаете...1
  • Maria B.Джоконда, самое обидное, я с турагентом консультировалась, стоит ли покупать тур ICS, и меня заверили, что туроператор надёжный... Но когда все отменилось, мне турагент ответил только, что за чужие туры возвращать деньги не будет, и что у него и так долг за 50, кажется, туров, сорвавшихся из-за COVID. И я поняла, что ничего от него добровольно не добьюсь.2
  • Maria D.Степан, а самое обидное - на момент продажи тура турагент будет петь соловьем, что страховка от невыезда покрывает все риски, а на самом деле он может иметь довольно приблизительное представление об условиях конкретного полиса. Единственная гарантия - пройтись по всем пунктам условий страхования и убедиться, что там все учтено - но так, по-моему, никто не делает.1
  • Maria D.Вспомнила, что когда я в январе 2022 покупала тур в Египет, я спросила турагента про страховку от невыезда, и он мне сказал, что с начала пандемии они не продаются. Хотя я потом без труда на сайте одной СК нашла такую страховку, но уже поздно было ее покупать (там условие покупки - за 2 недели до вылета).1
  • ДжокондаMaria, муж бывший турагент, бронируем только друзей по знакомству: в ковид у нас было 2 тура на май - 1 отменили, вернули все деньги после 2 заявлений на возврат (рассматривали правда 3 месяца), вторую перенесли на год с небольшой доплатой. Ни один тур не был застрахован. Всякие иксы, пакеты, глобусы - в помойку, всегда лучше брать старые проверенные компании: анекс, корал, библик, фан энд сан и тд. Ленивого турагента в бан.1
  • Александра СосновскаяХотела оформить страховой полис у Тинькофф, запросила в чате образец полиса или договор, чтобы перед оплатой точно знать какие риски покрывает страховка - отказали предоставить документы. Предложили частично прислать скриншоты. Сослались на то, что нет технической возможности прислать образец договора. То есть я должна оплатить и только потом узнать что купила?.. интересный подход, конечно.2
  • Лена СимоноваДжоконда, фан сан в этом списке по-моему худший вариант...один раз имела с ними дело - заказала тур под ночь и решила оплатить с утра на свежую голову и после подтверждения гарантии мест в отеле ) с утра проснулась с аннуляцией и штрафом - 5000 руб в личном кабинете, благо на счету не было никаких средств.. Больше с ними никаких дел не имею..0
  • Maria B.Джоконда, я бы и рада его в бан, да он на моей двоюродной сестре женат 😔 Про Икс - поняла, а "пакеты, глобусы" - это кто? "Библик" - это, я так понимаю, "Библио-Глобус"? С ними и с Анексом несколько раз ездила, все было в порядке, но это было в спокойные времена.0
  • ДжокондаЛена, ну от такого никто не застрахован, но вы же не понесли никаких убытков от этого. А некоторые туристы, которым не вернули деньги турагенты/туроператоры понесли. Это две разные вещи0