«Все мои сомнения оказались напрасны»: как я училась в Северной Корее

История читательницы, которая провела два месяца в одной из самых закрытых стран мира

69
«Все мои сомнения оказались напрасны»: как я училась в Северной Корее

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Обучение в стране, язык которой ты изучаешь, — прекрасная возможность углубить свои знания и погрузиться в ее культуру.

В 2017 году, после первого курса университета, я на два месяца отправилась в Пхеньян, чтобы изучать корейский. Расскажу, как попала на учебу за границей, какой опыт приобрела и чем завершилась стажировка.

Выбор специальности и поступление

Уже в десятом классе я поняла, что буду поступать в вуз, который даст высококлассные знания в области иностранных языков. Но также мне хотелось, чтобы к ним была приложена какая-то другая специальность, поэтому я решила поступать на факультет международных экономических отношений, МЭО, в МГИМО.

Тогда меня заинтересовал корейский язык, а на программе МЭО его можно было выбрать только после сдачи вступительного экзамена. Чтобы подготовиться к испытанию, я пошла на курсы редких и восточных языков при университете. Окончив школу, поступила на выбранное направление и продолжила изучение корейского как основного иностранного.

Подготовка к стажировке

Во время моей учебы в бакалавриате для корееведов были предусмотрены две учебные поездки: на два месяца в Северную Корею и на полгода — в Южную. После эпидемии ковида Северная Корея закрыла границы, так что сейчас студенты МГИМО могут отправиться на учебную стажировку только в одну страну.

Кафедра предлагает стажировки студентам с высокими оценками по корейскому и английскому и определяет финансирование, основываясь на рейтинге и рекомендациях преподавателей. В моем случае вуз оплатил все расходы: билеты, обучение, проживание и питание в столовой. Свои деньги я брала только на карманные расходы.

Документы собрать было нетрудно. Университету нужно было представить табели об успеваемости и рекомендации от преподавателей. С визой тоже трудностей не возникло: я подготовила необходимый пакет документов, пришла в назначенное время в посольство и через три-четыре недели забрала паспорт.

Конечно, у меня были некоторые страхи по поводу поездки, но возможность попасть в одну из самых закрытых стран мира выпадает не каждый день. В итоге все мои сомнения оказались напрасны.

Учеба

Перед началом обучения мы прошли вводное тестирование, после чего нас определили в группу среднего уровня. Вместе со мной в Северную Корею приехали восемь моих однокурсников, таким составом мы и занимались.

Учебная программа состояла из языковых курсов в университете имени Ким Ир Сена. Каждый день с понедельника по пятницу мы посещали по две пары устной речи и чтения. По субботам было только одно занятие по устной речи.

Так выглядели наши учебные кабинеты
Так выглядели наши учебные кабинеты

Чтение у нас вел кореец, который ни слова не знал по-русски. В МГИМО мы изучали преимущественно южнокорейский диалект, по звучанию он отличается от северного, поэтому первое время понимать преподавателя было неимоверно тяжело.

Мы занимались по учебнику, который купили на месте, в университете. В материалах встречалась незнакомая грамматика и специфическая лексика — от «баллистических ракет» до «молочных рек и кисельных берегов». Тем не менее я отлично усваивала материал, поскольку мы отрабатывали все на занятиях и каждый день проделывали довольно объемную домашнюю работу.

Устный корейский преподавала дама, немного говорившая по-русски. На ее парах мы разыгрывали диалоги у доски, отвечали на вопросы. В качестве домашней работы учили тексты. Преподавательница посчитала, что купленный учебник нам не по зубам, поэтому первые две недели мы повторно проходили основы — то, с чего начинали изучение корейского на курсах при МГИМО в десятом классе.

Оценок нам не ставили, но периодически проводили диктанты по пройденным словам и выражениям для того, чтобы отслеживать прогресс.

Жизнь в другой стране

Общежитие. Нас поселили в 15—20 минутах ходьбы от университета. Пары поставили на утро, поэтому вставать приходилось рано.

Условия проживания оказались отличными — комнаты были рассчитаны на двух человек, в каждой предусмотрен отдельный санузел. Если что-то ломалось, мы обращались к смотрительнице, и проблему быстро решали.

Общежитие в Пхеньяне
Общежитие в Пхеньяне

Питание. Если на что-то и можно было жаловаться, то на еду. На завтрак в общежитии давали исключительно яйца или хлеб, вымоченный в яйцах, поэтому в столовую мы быстро ходить перестали.

Продукты можно купить в магазинах, все очень дешевое. Обычно мы покупали там снеки — например, большой пакет сладостей и перекусов обходился не дороже 500 ₽. Разнообразие фруктов и овощей, конечно, не такое, как в Москве, но самое необходимое мы всегда находили: яблоки, бананы, сливы, груши, виноград, киви, апельсины, огурцы, помидоры и кабачки.

Связь с близкими. На протяжении двух месяцев у нас не было доступа к интернету. Кому-то это может показаться неприятным, но я даже обрадовалась: появилось время читать и писать дневник, который потом лег в основу моей книги. О ней расскажу позже.

Мы купили симкарту для иностранцев — с ней можно звонить за границу. Тарифы дорогие, но мы скинулись всей группой и несколько раз в неделю общались с родителями, это очень помогало психологически.

Изучение города и общение с местными. Кроме учебы мы много путешествовали и ходили в музеи вместе с приставленными к нам студентами и членами посольства. Мы побывали в мавзолее, где захоронены Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, на башне Чучхе 

, у гостиницы Рюгён 
, в Музее революции в Мангёндэ. Нас отпускали гулять без сопровождения по улицам Пхеньяна, но, как правило, ограничивали территориально. Нас просили держаться только улиц, по которым мы ходили вместе с провожающими, и не сворачивать с них.

Мы посещали местные кафе и рестораны, учили корейцев играть в «Монополию», устраивали турниры по волейболу. Нам удалось несколько раз выбраться к морю и увидеть жизнь людей в провинции. Обычному туристу это недоступно, а у нас была такая привилегия.

Кроме того, мы сдружились со студентами-корейцами, которые жили с нами в общежитии, так что расставаться было грустно. Мы даже обменялись контактами на случай, если мы вновь окажемся в Корее или если они доберутся до России.

Небоскреб треугольной формы вдалеке — незаселенная гостиница Рюгён
Небоскреб треугольной формы вдалеке — незаселенная гостиница Рюгён
Пхеньян на закате
Пхеньян на закате

Разрушение стереотипов и итоги

Существует убеждение, что в Северной Корее нельзя делать фотографии и видео. На самом деле фотографировать не запрещается, но есть несколько ограничений. Например, нам не разрешали снимать военных, статуи вождей, местных без их согласия, а еще стройки, потому что на них тоже работают военные.

Неправда и то, что в стране можно носить только несколько видов причесок. Никакого списка на законодательном уровне нет, а то, что в интернете обычно за него принимают, — просто фотографии из парикмахерских, где даны примеры стрижек. Это не значит, что нельзя делать ничего другого.

Я кореевед и преподаватель корейского, на котором говорят как в Южной, так и в Северной Корее, при этом диалекты в этих странах разные. Благодаря поездке я стала гораздо лучше воспринимать северокорейский диалект, это пригождается в профессиональной деятельности. Я без труда читаю и понимаю новости, работаю над политическими и экономическими переводами, могу преподавать оба диалекта.

Я осталась очень довольна стажировкой. Кроме того, что я повысила уровень владения корейским, учеба стала отличной возможностью больше узнать о жизни местных. Чтобы фиксировать увиденное, я решила вести дневник, из которого потом получилась книга «Записки из Колыбели солнца: Северная Корея глазами иностранки».

В конце 2022 года я доработала рукопись, а затем мне предложили издать книгу и подписать эксклюзивный контракт о партнерстве с книжным магазином «Москва» на Тверской.

«Записки из Колыбели солнца» — не только исполнение моей мечты детства стать автором, но и попытка развеять зачастую неверное представление о Северной Корее. Моя книга поможет увидеть, что любая страна — это в первую очередь люди со своими эмоциями, волнениями и надеждами, и они, как и в любом другом государстве, находят друзей, влюбляются, заботятся друг о друге и живут полной жизнью.

Тэги: учеба
Редакция
Учились или стажировались за рубежом? Поделитесь воспоминаниями:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я купил журнал «Корея» — там тоже хорошо.
Там товарищ Ким Ир Сен, там то же, что у нас.
Я уверен, что у них то же самое —
И всё идёт по плану.

94
0

Статья очень короткая, стереотипы надуманные какие то, таких стереотипов нет.

1. Почему так мало фото? Где фото магазинов, города, моря, магазинов, ценников, ваших однокурсников, общежития?

2. Проверяли ли вас и ваши вещи, телефоны и т.д перед выездом и выездом?

3. Были ли дома у друзей - северокорейцев?

4. Что делали вечером. Ходили в город?

5. Когда не ходили в город, как проводили досуг дома?

6. Разговаривали ли людьми на житейские темы. Что люди думают о Южной Корее, России, Китае, США?
Похожи ли их мысли на реальность?
Что думают О своей жизни, личной экономической, политической?
Хотят ли уехать?

7. По каким улицам ходить можно? Ну можно обрисовать на карте , какая это часть города по площади.

Хотя в целом я так понимаю в основном что то из этого в книге будет описано, а может и не будет.
Узнаем, а может и не узнаем

57
Герой

05.02, 19:36

Отредактировано

Судя по аннотациям на разных сайтах там были какие то Шуры-муры с с местными, как будто чуть ли не в тюрьму посадили и что-то ещё
Здесь же не рассказано ничего.
Очень короткая статья для такого формата, видимо полуреклама книги.

Наверное это было интересно

На вопросы выше можно не отвечать

17

Alexandro, "
Похожи ли их мысли на реальность?" — это пять, отлично просто!

3

Andre, мы один и тот же ролик слушали?

32

Elen, а интернет запрещает читать книги?

22
0

Автор, для такой темы возмутительно мало фотографий) и подробностей хочется узнать больше!

От себя добавлю вопросов:
- как обустроились корейцы в общежитии, ходили ли в гости к кому-то (сомневаюсь, что в гости именно домой разрешили бы привести иностранцев, но может в общаге было попроще)
- правда ли, что в мавзолее надо как-то по особому реагировать на вождей ?(плакать там, поклоны делать) - я вот такой стереотип слышала
- как выглядят здания университета? Можно ли было общаться там со студентами вне учебы, ходить в столовую?
- чисто ли в городе? Было ли что-то необычное, что вас удивило на улицах? Что насчёт еды в супермаркетах, есть ли отличия, какие-то супер специфичные продукты или наоборот, дефицит чего-то? Были ли в кафе там, если да, то как вам местная кухня?

Вопросов тьма, надо больше подробностей))

17
0

По вашим фотографиям мы видим что там "не так плохо как описывают" 2 месяца потерпеть то... А выцензурированные книги про северную Корею читать настолько постно... То ли дело, если у вас есть видео с рассказами местных про их питание, транспорт, обустройства быта, развлечения в свободное от работы время... а не эти сказки про людей, счастливых в отрыве от государственной политики и нищеты*)

16

Юрий, согласна с вами. Да и два месяца мало, чтобы написать полноценную книгу о развеивании мифов. Сомневаюсь, что за два месяца можно так хорошо изучить страну, чтобы разрушить стереотипы.

1
0

Автор, если вашей семье угрожают, подмигните, мы поможем вам и напишем комментарии о том, какое это счастье жить в земном раю чучхе.

14
0

Интересная статья. Но писать книгу о стране в которой вы были 2 месяца как-то странно мне кажется. Я была во время учебы в университете в другой стране 3. 5 месяца и сказать что я её узнала Сторон нельзя. Тем более вы жили в тепличных условиях и по сути не столкнулись с реальным бытом

13

Ольга, тоже об этом подумала. Особенно про условия.

0
0

Хорошая попытка, но нет

10
0

А после посещения Северной Кореи пускают в Южную? Нет никаких дополнительных ограничений?

9
Сообщник

05.02, 19:53

Отредактировано

не, Гражданам России для въезда в южную Корею не нужна виза, только разрешение на въезд, соответственно, если и не пустят, то только безопасники на паспортном контроле, во что я не особо верю, всё-таки Южная Корея считает Серверную своей частью.

4

Воо, пошла жара!

> там жизнь не сахар

Жизнь там полное говно

> Но там ведь тоже живут люди

Люди уже 200 000 лет везде живут, это не показатель

> вроде как от голода не пухнут

И пухнут, и умирают.

> просто косой взгляд не расстреляют и в ГУЛАГ не посадят

Хорошо-то как!

> не тот монстр, который из нее делают.

А какой монстр? Кто у нас из стран нынче "монстрее" Северной Кореи? В смысле, быть самой нищей, голодной, самой тоталитарной жопой из двух сотен стран на глобусе - это "не тот монстр", это другое и не все так однозначно?
Хотя по нищете и голоду можно соревноваться с лидерами рынка, типа Сомали. Ну, типа, в Сомали и Секторе Газа все-таки похуже, значит, СК - ничего так.

Кстати, жду свежих комментов в треде про Китай и Иран, неплохие страны, кстати.

9
Сообщник

06.02, 11:54

Ник, не стоит забывать, что страна находится в фактической блокаде. Это палка о двух концах, в частности и из-за тоталитарного режима, но и во многом из-за угроз извне. Это страна без природных ресурсов, с жестким климатом, неплодородной почвой и отсутствием энергоресурсов. Говорить о стране в отрыве от ее условий существования, как о сферическом коне в вакууме - это признак недальновидности и существенная ошибка. Говоря о текущем положении дел, необходимо думать, а можно ли эту ситуацию изменить и как. Я не вижу пока что опций для изменения ситуации в Северной Корее.
Северная Корея находится в лучшем положении чем большинство стран Африки, Полинезии и части Латинской Америки. Да, там есть очень много проблем, и я ни сколько не оправдываю эту страну - она имеет хронические проблемы. Недоедание в том числе. Но вы знаете, вы так безапелляционно все заявляете, будто вы там были лично. Никто, думаю, кроме автора поста, там лично из здесь присутствующих не был.
Статистика и впечатления очевидцев, которые явно не являются ангажированными ("беженцы", выступающие перед залами - это чистый рупор антикорейской пропаганды, по определению неспособный претендовать на объективность, равно как и условная рассылка газет от северокорейских организаций) говорят о том, что это страна, где нет страшного голода (на текущий момент), где в семьях есть бытовая электроника и доступ к местному интернету (отрезанному от мировой Сети), у некоторых - даже личный транспорт. Вы поймите, я не говорю что это хорошо. Но это явно далеко от картины нищих оборванцев, доедающих траву под дулом винтовки. Я не идеализирую Северную Корею, но призываю смотреть на нее объективно, не брызжа слюной в порыве пинания созданного пропагандой чучела. И объективно - условия жизни там плохие. Но это условия жизни, а не выживания.
P.S. Рекомендую еще задуматься о том, как мыслит среднестатистический северокореец, что он думает и что говорит. И вот уже автор этого поста в своих свидетельствах может нас с вами заткнуть за пояс.

11

sekaifutari, не сравнивайте корею с африкой
У Африки были проблемы с развитием. Они сейчас догоняю остальной мир постепенно и все там будет нормально рано или поздно
Случай с кореей абсолютно иной. Это выбор группы мудаков издеваться над населением. Вот объективная правда

3

sekaifutari, вот два года назад или даже меньше проскользнула информация о Голодоморе среди детей северной Кореи. Ну там интервью, фотки разные. Просто представьте ,если бы сами были ребёнком и оказались в такой ситуации ? Хорошо ли это?правильно? Люди же живут , ну и пусть живут. Или если прикинуть на себе,то пост уже будет другой?

1

Foxette, Польша это не вся Европа. Какая-то школа в Польше это не вся Польша. Какая-то училка в школе - это ещё не вся школа. В польское Министерство образования жаловались? Далее есть ведь какая-то комиссия в ес если польское министерство начнёт мычать и телиться.

8
Герой

09.02, 18:54

Отредактировано

Andre, ну, если кушать хлеб и кильку каждый день, тоже не будешь голодным :)
То, что автор описала в меню — это похоже на показуху. Мол, не подкачать перед иностранным студентом!
Даже в Южной Корее яблоки и апельсины, пусть не редкость, но когда туристы из Южной Кореи прилетают в Турцию, они со звёздочками в глазах заказывают себе свежевыжатые соки из апельсинов и не скрывают свой восторг.
Про наличие долларовых миллионеров комментировать не буду, только поулыбаюсь :)

6
Сообщник

09.02, 11:26

Отредактировано

Илья, Открываем конституцию Республики Корея, читаем пункт про то, на какой территории она действует. Тут не нужно быть корееведом, достаточно заглянуть в Википедию.

Article 3
The territory of the Republic of Korea shall consist of the Korean peninsula and its adjacent islands.

5

Andre, "не всё так ужасно" — по сравнению с чем? ;)

4

Ну да, помню. У него рассказывали как там макарену танцуют в Вилларибо и Виллабаджо

3

Elen, согласен. Нигде так легко нельзя с голоду умереть или сесть в тюрьму/ быть расстрелянным.

3
0

Так и повелись, товарищ Ким Ир Сен!

3
Сообщник

06.02, 14:22

Ник, извините, не вижу смысла продолжать диалог, вы не хотите попытаться понять то, что я пишу.

3

Andre, еще один, на серьезных щщах приравнивающий "могут уволить с работы" к "могут пытать и убить, а жизнь в стране - дерьмо", подъехал.

И то и то - тоталитарное общество, ну охренеть теперь.

3
0

Тоже хочу съездить в Северную Корею (но как турист, естественно).

Вас заставляли подписывать какие-то NDA?

2

Зачем что-то подписывать? Все открыто, хорошо, чистенько. Не стоит верить слухам.

P.S.

Перед репатриацией в Армению армянин договорился с оставшимся на западе братом, что если в СССР плохо, то он напишет письмо зелеными чернилами. Вскоре от него приходит письмо, написанное обычными чернилами: "Все отлично, получил квартиру,
хорошую работу, все в изобилии. Если и есть недостатки, то мелкие. Например,
трудно достать зеленые чернила.

64

Jeanne,
Конечно! Они же не переписали валюту под себя, чтобы твоя валюта была для других стран неподъёмной. Всё, фи, это не страны.
Зато эти страны будут тебе ещё диктовать, что "ай яй яй, нападать нельзя!". Хотя сами столетями грабили другие страны - и им ничего не было. Ни репараций, ни санкций, ни даже осуждения, ни-че-го...

2
0

Джекпот. Как в воду глядели.

1
0

А мне вот интересно, что, в МГИМО можно так запросто поступить?

1
Герой

12.02, 12:16

Boy, ну у меня куча знакомых, кто туда запросто поступил по всеросам. Литература, история, даже экология - есть соответствующие факультеты.
Ну либо на платку, если у девочки нормальные баллы (а она вроде очень обучаемая, судя по тексту) и есть деньги у родителей.

0
0
Сообщник

09.02, 11:11

А Ланьков другое про причёски рассказывал.

1
0

"Когда в комнате общежития что-то ломалось, мы обращались к смотрительнице" — хорошо, что хоть не к "надзирательнице"...😶🤐

1

Yaffa, смотрящий женского рода, полагаю

0

Andre, видимо вы не смотрели интервью с ланьковым и не знаете того что американцев ссылали в лагеря в последний раз где то в 50ых а того использовали в качестве пропаганды

1

Владимир, так переезжайте и наслаждайтесь. Зачем себя искусственно ограничивать?

1

Andre, аа, то есть вы в смысле не пропаганду гоните, а реально не понимаете? Я б объяснил, но с какой точки начать...вы в СССР жили хоть какое-то время? В армии служили? В плохом санатории по гос. путевке отдыхали? Поделите, допустим, ваш рацион в СССР на 4, в санатории - на 3, в армии - на 2 и получите то, как целыми днями питаются счастливые граждане тоталитарных стран. Тяжело работая при этом.

P.S. В Сан-Франциско я был, про бомжей спрашивал и даже с самими бомжами общался, поскольку это феномен интересный и мне был непонятен. Могу рассказать.

1

Завтра избираем вас пожизненным руководителем, ставите цель накормить всех в стране — и у вас тоталитаризм без голода

1
Герой

12.02, 12:20

sekaifutari, я думаю, если бы автора отвечала в комментариях на дополнительные вопросы, реакция на статью была бы лучше. Тут явно много недосказанности.

1
0

Стажировался в Техасе пару раз и в Абердине. Техас это место не для пешеходов. Было интересно. А Шотландия ужасно мрачный край архитектурно, но люди хорошие. Только уж больно пабы любят)))

1
0

Строем в туалет и делать детей тоже по команде. Скоро раша будет как Корея.

0
0

Хорошая статья, но где бы вы хотели жить, в северной Корее или в южной? Думаю ответ очевиден.

0

Сообщество