«Приходишь никем, обычным учеником»: сколько зарабатывает машинист метро

В Москве

19
«Приходишь никем, обычным учеником»: сколько зарабатывает машинист метро
Аватар автора

Ильнур Шарафиев

поговорил с машинистом

Страница автора

Мы регулярно публикуем истории читателей об их профессиях и доходах.

Герой этого выпуска мечтал быть пилотом, учился кулинарному делу, а в итоге после армии устроился работать в метро. Он рассказал, как осваивал профессию машиниста, как проходит его рабочий день и что делать, если двери вагона не открываются.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Аватар автора

Н

осторожно закрывает двери

Страница автора

Выбор профессии

Мне 24 года, я всю жизнь прожил в Москве. В детстве мечтал стать пилотом гражданской авиации. Но только позже осознал, что это может быть моей профессией. А после школы, увы, поступил в колледж. Там было три направления: менеджер ресторана, гостиничный бизнес и пищевой технолог. Я выбрал последнее, решил связать жизнь с кулинарией. Поступил на бюджет, во время учебы посетил много платных курсов при колледже, они стоили примерно по 5 тысяч рублей. Так я изучил основы карвинга, итальянскую и азиатскую кухни, тогда же немного выучил немецкий язык.

На последнем курсе колледжа, в 2016 году, начал совмещать работу и учебу. Нашел вакансию через выпускника нашего колледжа, который был шеф-поваром в паназиатском ресторане. Я работал в горячем цеху, готовил супы, закуски, еду для персонала. Платили 20 тысяч рублей. Уволился в том же году: ресторан был нерентабельным, его в итоге закрыли.

В начале 2017 года нашел работу в кафе, но не на кухне, а официантом — в одной из популярных кулинарных сетей. Узнал об этом месте, когда работал поваром, наш кассир часто покупала там еду. Обязанностей было мало, в основном принеси-подай-уйди. Тогда зарплата была около 30—40 тысяч, этого вполне хватало.

Осенью 2017 года поступил в университет по тому же направлению, которое изучал в колледже. Я хотел углубиться в эту сферу и понять, как все работает. На этот раз платно — год стоил 100 тысяч рублей. Но в итоге я заплатил только за первый семестр: проучился два-три месяца, меня призвали в армию, я взял академический отпуск на год и ушел отдавать долг родине. Отказаться не мог: отсрочку мне дали еще во время учебы в колледже.

Пока был в армии, общался с одногруппником, который и рассказал о непростой ситуации в университете. Например, некоторые преподаватели прямо говорили, что для сдачи экзамена надо заплатить. Это во многом повлияло на то, что после армии я не продолжил там учиться, вернулся туда только дважды — чтобы забрать документы и деньги за то время, пока я не учился.

Вернувшись из армии, начал искать работу. Одногруппник из колледжа предложил поработать в семейной пекарне. Но я задержался там ненадолго — вернулся в общепит. Проработал там два-три года, последние полтора из них — менеджером. Так как я был в вечерней смене, приходилось закрывать кафе, считать кассу и следить за уборкой и чистотой. Зарплату повысили, но ненамного — до 50 тысяч. Появилось больше обязанностей: все нужно было контролировать.

Было время, когда хотел уволиться из-за коллектива: например, я не успевал проснуться, а в общем чате с самого утра уже писали о том, как плохо я закрыл смену. Но пандемия сделала это раньше — наше кафе закрыли. Руководство поставило перед выбором: либо увольняемся сами, либо ждем распоряжения по открытию кафе. Я уволился.

У меня было несколько вариантов, куда уйти. Знакомые предложили поработать во внутренних органах, но со средним специальным образованием перспектив я не видел. Да и не хотел там работать. Выбор пал на метро.

Каждый видел в вагонах метро плакаты с призывами работать там — так я и откликнулся.

Меня пригласили в учебно-производственный центр, сейчас он называется Корпоративным университетом. Там мне рассказали о прелестях работы и попросили выбрать тип подвижного состава. Выбор зависит от того, где ты живешь: смотрят, какая ветка ближе к дому, чтобы понять, какой состав там используется и на чем лучше учиться.

Чтобы работать в метро, обязательно нужно пройти медицинскую комиссию, принести справки из нарко- и психдиспансера, тесты от психолога на реакцию и усталость, историю болезней, справку о допуске к управлению транспортными средствами и кучу других бумаг. Например, с плохим зрением или слухом дорога в метро точно закрыта. Прохождение медицинской комиссии занимает около четырех-пяти часов.

В метро приходишь никем, обычным учеником. Мы изучали все: механику, электрику, пневматику и другие предметы. Поначалу ничего не понимаешь, потому что столкнулся с этим впервые. А потом, когда видишь сам, все встает на свои места. Сложных предметов не было, да и экзамены сдать не так сложно, если подготовиться. Там надо по билетам отвечать на вопросы. Учеба занимает порядка шести-семи месяцев, она бесплатная, во время учебы платят стипендию — 26 тысяч рублей. После этого надо отработать три года в своем депо.

После учебы назначают дату дорожной комиссии. С тобой приезжает куратор, который обучал тебя в депо две недели. Он рассказывает об оценках, о том, как ты учишься, и о твоих результатах. Затем недельная практика в депо: ездишь с опытным машинистом.

После экзамена становишься помощником машиниста: самостоятельно водишь поезд под его присмотром и выполняешь те же задачи, что и он, управляешь сам, открываешь двери, сдаешь и принимаешь состав.

Дальше следует трехмесячный испытательный срок: нужно каждый месяц сдавать экзамен по билетам в депо, там уже надо отвечать на разные вопросы по всем предметам. В это время к тебе присматриваются и решают, направить сдавать на права или нет. Например, после нашей группы пришли еще трое — из них из-за неуспеваемости никого не взяли.

На все время стажировки и практики ты закреплен в колонне — это коллектив машинистов, у которых есть инструктор и четыре-пять подвижных составов, за которые отвечает машинист-инструктор и старший машинист. Главное — научиться управлять составом.

После трех месяцев сдаешь экзамен на право управления по билетам — и тебя ставят в должность машиниста. Затем около двух-трех месяцев ездите в два лица с таким же машинистом, как и ты, который тоже недавно сдал экзамен.


Суть профессии

Прежде чем отправить состав на линию, ты в первую очередь его принимаешь — сначала с листочком, чтобы ничего не пропустить, но потом он уже не нужен. При приемке проверяешь абсолютно все: работоспособность дверей, схему управления, салон, правильность сцепки каждого вагона. Находишь проблему — вызываешь ремонт. Если ремонт длительный, садишься на резервный состав и выезжаешь на нем.

Я работаю на Люблинско-Дмитровской ветке. На нашей линии используются составы старого типа — те, в которых очень шумно. Могут отправить в командировку на другую линию, но только при условии, что там будет подвижной состав, который ты знаешь. Они отличаются по конструктивной особенности и способу управления, видам приемки и расположению аппаратов. Я уже привык управлять старым составом, который именуют «Номерной».

Не думаю, что переключиться с одного состава на другой сложно, просто нужно привыкнуть. Как долго придется переучиваться — не знаю, возможно, пару недель. Самое сложное — приемка подвижного состава, расположение аппаратов и выходы из непредвиденных случаев.

Наиболее частая проблема — с дверьми. Они могут не открыться и не закрыться, обычно проблема происходит на станции. Причин может быть много: неисправность электрики, пневматики, хулиганы. Пытаешься их открыть или закрыть. Если ничего не помогает, пытаешься из другой кабины. Если и там ничего не помогает — через кран разблокировки дверей. Смог восстановить — молодец, если нет — придется всех высаживать.

На линии я подчиняюсь диспетчеру: он отвечает за работу, может сказать, чтобы подождал на какой-то платформе или следовал не до конечной станции, а до другой. Обычно он связывается по поездной диспетчерской связи, в кабине управления есть телефон. Но в депо есть непосредственные руководители: начальник депо и его заместители, главный инженер, инструкторы.

Смены могут быть разные, можешь провести рабочую смену на линии или в резерве — тогда сидишь в депо и, если требуется, подменяешь другого машиниста. У нас почасовая оплата, разница между работой на линии и в резерве не очень большая. В день я работаю от трех до восьми часов. Все зависит от нарядчиков, которые составляют расписание. Но можно выбрать смену самому. Обычно знаешь свой график на несколько дней вперед.

Рабочий день

У меня есть утренние, дневные, вечерние и ночные смены. Утренняя начинается часов в 6—7, дневная — в 8—10, вечерняя — в 12—14, а ночная — в 16—19 часов.

Возьмем за основу утреннюю. Я встаю за два часа до начала смены, принимаю душ, завтракаю, одеваюсь и выхожу. Прихожу заранее, в 06:30. Беру маршрутный лист, где указан номер маршрута и время работы. Иду к медику — прохожу осмотр, он измеряет пульс, давление и температуру, просит дунуть в алкотестер и, если все в порядке, ставит отметку о прохождении.

После этого читаю инструкции — это материал, который выходит в течение ночи или дня, в них описываются случаи, приказы и прочее. В инструктаже может быть любая важная информация, которая касается работы. Например, если на какой-нибудь линии проехали светофор, то выходит инструктаж. Когда ознакомился, инструктор ставит тебе подпись и печать. Далее идешь к оператору, который заверяет тебе маршрутный лист. Два согласования нужны, потому что инструктор проверяет знания — как ты усвоил инструктажи, а оператор уже полностью заверяет маршрутный лист.

После того как все прошел, есть 30—40 минут, которые можно потратить с пользой: посмотреть разбивку маршрута, то есть как ты будешь работать, или задать вопросы инструктору. Еще в это время я обычно ем или иду купить еды.

Далее на станции, где находится линейный пункт, выхожу на путь и жду свой маршрут. Обычно в конце платформы, где часы, на стене висит рейка черно-белого цвета. Это и есть остановка первого вагона.

Машинист, которого я меняю, рассказывает, что с составом, есть ли поломки, и называет время отправления. Прослушивает состав, то есть обращает внимание на посторонние стуки во время движения поезда, и идет сдавать маршрутный лист. В 07:43 я уже начинаю работать на составе, это продолжается до 14:20.

Есть два перерыва по 35 минут — тогда в состав садится другой машинист, все подмены указаны в разбивке маршрута. В это время можно поесть и сходить в уборную на промежуточной станции, где есть комната отдыха. В депо есть столовая, где можно купить еду или разогреть свою. Комплексный обед обойдется примерно в 200—250 ₽. Если же брать на свой вкус, получится около 400 ₽.

После смены сдаю маршрутный лист, возвращаюсь домой и занимаюсь своими делами.

Случай

У меня появились панические атаки после того, как однажды мужчина захотел прыгнуть под поезд.

Ночь, я выехал на станцию и увидел, что в середине платформы сидит мужчина. Он резко встал и направился к краю. Я, наблюдая всю эту ситуацию, применил экстренное торможение, а это опасно. Мужчина резко остановился у края и посмотрел на меня. Я открыл двери, он сел и вышел на следующей станции.

Думаю, он хотел прыгать, но испугался, его поведение было неадекватным. С тех пор не люблю людей, которые резко выходят из-за колонн. Пока с паническими атаками к специалисту не обращался. Наверное, если об этом узнают на работе, меня ждет разговор с психологом.


Доход

Сейчас я машинист без класса — моя зарплата примерно 90 тысяч рублей, она зависит от отработанного времени, за час платят 390 ₽. Сюда же входит премия, работа ночью и сверхурочно. Переработки свыше норм не позволяют — это не больше 20 часов в месяц.

У нас есть бесплатный проезд — в метро используют Face ID, мы проходим по нему. В год дают 42 дня отпуска, которые разделяются на 20 и 22 дня, можно поменяться с другим машинистом. Все дни оплачиваются, и тебя никто не трогает. Можешь поехать куда глаза глядят. Свой отпуск я провел в октябре — отдохнул, путешествуя по нашей стране. Был в Ростове-на-Дону пять дней, прекрасный и дружелюбный город. Потратил примерно 30 тысяч рублей. Но как откроют границы, обязательно хочу объездить Европу.

За класс и выслугу лет тоже есть доплаты. Всего есть три класса квалификации, но я не знаю, какую прибавку они дают. Получить их просто: пишешь заявление и тебе назначают дату, когда ты приходишь сдавать на класс. После получения первого класса можно пойти дальше по карьерной лестнице и стать машинистом-инструктором. Думаю, что можно смело дослужиться до начальника депо.

Мои мелкие расходы — это заказ еды на дом, покупка еды на работе и траты на развлечения. Крупные — кредиты, рассрочки, репетиторы и помощь родителям. Не мечтаю о какой-то серьезной покупке: все, что мне нужно, уже есть.

Сейчас у меня два кредита. Один из них мамин — 40 тысяч рублей, хочу закрыть его к лету. Второй кредит брал на машину — 556 тысяч рублей, закрою за год. И две рассрочки: на планшет — 24 000 ₽, планирую закрыть к лету; на ноутбук — 91 000 ₽, закрою в следующем году.

Я часто экономлю. Например, не ем на работе — чаще дома. Или когда еду к родителям, можно доехать на общественном транспорте, это хоть и дольше, чем на каршеринге, но в разы дешевле.

Оставшиеся после расходов деньги кладу под процент в банке — раньше получалось откладывать по 20—30 тысяч, сейчас около 10 тысяч. Немного инвестирую, чаще всего покупаю акции. Пока на счете 25 тысяч рублей, за все время доходность — 4 тысячи, но я за этим не особо слежу. В сумме я отложил уже около 230 тысяч рублей. Откладываю, а не закрываю кредиты, потому что зарплата позволяет делать и то и другое.

Хочу подтянуть английский язык. Изучаю его с двумя репетиторами, занимаюсь два раза в неделю. Кроме занятий делаю дополнительные задания вроде аудирования, чтения и обычные упражнения. Читаю в основном для себя, это может быть как поэзия, классическая литература, так и психология или, например, бизнес. Из последнего, что готов рекомендовать, — книга «Lagom. Секрет шведского благополучия». Сейчас читаю книгу про основателя «Икеи».

Будущее

Я хочу проработать в метро еще три-четыре года. Конечно, хочется получить класс выше и больше зарабатывать, но задерживаться точно не хочу. Не то чтобы это не моя работа, просто устал от шумной и суетливой Москвы, ее темпа и быстроты жизни. Поэтому работа здесь ни при чем.

Не знаю, куда переезжать, скорее всего, в одну из скандинавских стран — Норвегию или Швецию. Хочу получить образование — университет пока не выбрал, но в ближайшее время хочу этим заняться. Меня не покидает мысль о гражданской авиации, поэтому думаю пойти на пилота.

Сколько денег мне потребуется, точно не знаю, надеюсь, что накоплений хватит. Буду подрабатывать, но кем точно — пока не знаю. Посмотрю, что предложат. Еще думаю про свое дело — возможно, оно будет связано с доставкой. Но открывать его точно нужно не здесь.

Пока буду продолжать откладывать и инвестировать, чтобы на пенсии ни о чем не думать.

Тоже работаете машинистом? Расскажите, как там у вас:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество