Как я работал в такси в Москве
В 2023 году был период, когда мне пришлось подрабатывать.
Вот причины, по которым я выбрал такси:
- В это дело просто войти — и просто из него выйти. Чтобы начать брать заказы в сервисе, понадобится один день на подготовку и столько же, чтобы завершить все отношения с «Яндекс Такси». Второй момент был особенно важен: я ходил на собеседования и говорил, что готов приступить к работе хоть на следующий день.
- Можно работать по свободному графику и быть мобильным. Чтобы пройти собеседование, я был готов подъехать куда угодно в нужное время. А после выходил на линию и развозил пассажиров.
- Это комфортная работа. Водить такси тяжело, но проще, чем, например, работать пешим курьером. Даже если на улице непогода, водитель сидит в уютном салоне, слушает приятную музыку и зарабатывает деньги.
В статье расскажу, как устроиться на работу в такси, какие есть схемы и сколько можно заработать.
Вы узнаете
На каком автомобиле работать — своем или арендованном
Собственный автомобиль. На официальном сайте «Яндекс Такси» для водителей есть список подходящих для каждого тарифа авто. Машина для «комфорт-плюса» должна быть не старше трех лет, иначе максимальный доступный тариф — «комфорт». Цвет автомобиля в Москве должен быть только желтый, а в Московской области — белый с желтой и серой полосами. Иными словами, машину, скорее всего, придется затягивать в виниловую пленку соответствующего цвета.
Если модель, возраст и цвет подходят, нужно оформить ИП и получить разрешение на деятельность такси. Машину нужно было готовить две-три недели, и для временной подработки мне это не подходило. Поэтому я выбрал аренду.
Арендованный автомобиль. Взять машину можно либо у автопарка, который работает с «Яндекс Такси», либо у частного лица. Выбрал автопарк, потому что это основной бизнес таких компаний. Они следят за состоянием своих активов: проводят регулярные ТО, меняют масло, оформляют ОСАГО и каско. У автопарков отлаженные бизнес-процессы и взаимодействие с водителями: вполне реально приехать и забрать машину за два часа. С условиями работы знакомят заранее: маловероятно, что их внезапно поменяют.
Стоимость аренды в автопарках на 20—30% выше, чем у частников. Верю, что среди них есть люди, которые хорошо обслуживают машины и работают по правилам, но с коммерческим автопарком мне спокойнее.
Как найти автопарк
По опыту работы в 2019 году я понял, что между автопарками нет существенной разницы. Главные различия — процент от заказа, который автопарк берет с водителя, и стоимость аренды автомобиля.
Еще одна важная особенность работы с автопарком: периодически нужно приезжать в офис сдавать документы или обслуживать автомобиль. Так что чем автопарк ближе к дому, тем лучше.
Поэтому я просто открыл «Яндекс Карты» и стал смотреть сайты автопарков поблизости. Ориентировался на стоимость аренды и наличие Киа К5 — я хотел работать только в тарифе «комфорт-плюс». Обзвонил пару компаний и выбрал ту, которая была готова выдать мне машину на следующий день. Также можно было использовать перечень сертифицированных автопарков на сайте «Яндекс Такси».
Автопарки требуют от водителей больше трех лет стажа. Чтобы работать в «комфорт-плюсе», нужно хотя бы пару месяцев поездить в «экономе».
Вот что нужно, чтобы работать по тарифу «комфорт-плюс»:
- Предоставить в таксопарк паспорт и права, чтобы получить машину.
- Получить идентификационный номер в КИС «АРТ», в которую записывают цифровые профили всех водителей такси в Москве и области. Нужны будут права, паспорт, ИНН, СНИЛС, аккаунт в госуслугах, а для иностранных граждан — нотариальный перевод паспорта и миграционная карта.
- Зарегистрироваться в «Таксометре» — приложении «Яндекс Про». С ним водители получают заказы, прокладывают маршрут, отслеживают баланс, оплачивают заправки и пишут в службу поддержки. По умолчанию доступен только тариф «эконом», а для других тарифов нужно сдать внутренний экзамен «Яндекса» — посмотреть обучающее видео и ответить на тестовые вопросы. Для «комфорт-плюса» дополнительно нужно пройти видеоинтервью с сотрудником «Яндекс Такси», который оценивает адекватность кандидата и проверяет, насколько хорошо он знает стандарты агрегатора. У меня это заняло около двух часов.
На следующий день после интервью меня проверила служба безопасности. У таксопарков есть общая база, в которой отмечают водителей-должников. Выяснилось, что за мной с 2019 года есть долг 1000 ₽ — видимо, выписали какие-то штрафы уже после того, как я перестал работать.
Работодателя это не смутило, хотя двое водителей после меня такую же проверку провалили: в прошлом таксопарке они не оплатили несколько дней аренды.
После проверки мы осмотрели автомобиль и составили акт приемки-передачи, чтобы зафиксировать все сколы, царапины и вмятины.
Менеджер дал мне памятку с нужными телефонами и перечислил правила. Вот что нужно будет делать:
- Оплачивать каждый день смену до 20:00, иначе машину заблокируют. Первая смена бесплатная, последняя — нет. Автомобиль надо сдать до 12:00, но этот день все равно нужно оплатить.
- Предупредить о сдаче машины за три рабочих дня, иначе придется оплатить три смены.
- Менять масло каждые 10 000 км, иначе штраф.
- Внести депозит 5000 ₽, чтобы уплачивать штрафы. Остаток денег за вычетом суммы штрафов вернут через месяц после сдачи машины.
- Не парковать машину на газоне. Это собственность организации, и штраф за парковку на газоне — 300 000 ₽ вместо 5000 ₽ для физлиц . По договору эту сумму взыскивают с водителя.
Я подписал договор аренды автомобиля, получил ключ и документы — разрешение на перевозку пассажиров, СТС и полис ОСАГО. Также мне выдали стопку бланков путевых листов — этот документ должны подписать механик автопарка, медик и диспетчер, которые подтверждают, что автомобиль технически исправен, а водитель здоров. На деле подписи часто ставит сам водитель. Путевой лист действует 12 часов, и если водитель выехал на смену в семь утра, после семи вечера он уже не имеет права выходить на линию. Поэтому на один день выдают два бланка — на утро и на вечер.
Как только я получил все документы, мой профиль активировали в кабинете таксопарка в «Яндексе». Первые заказы я выполнил в тот же день.
Основные показатели для водителя
У водителей в «Яндекс Такси» есть ряд показателей, влияющих на их работу.
Приоритет — внутренний показатель сервиса, в соответствии с которым система распределяет заказы. Она анализирует маршруты и время подачи машины, отбирает несколько водителей и предлагает заказ тому, чей приоритет выше. Если он отказывается, заказ переходит следующему.
Рейтинг. После каждой поездки пассажиры могут поставить оценку — от единицы до пятерки — и отметить, что особенно понравилось. Оценки сильно влияют на доход.
Рейтинг — это средняя оценка за последние 150 поездок.
Если рейтинг упадет ниже 4,95, водитель потеряет четыре балла приоритета, заказов будет меньше. Если ниже 4,8, нельзя будет получить заказы в тарифах «комфорт» и «комфорт-плюс». Если ниже 4,5, водителя заблокируют.
Каждую неделю «Яндекс» подсчитывает оценки пассажиров, оставленные ими комплименты, формирует отчеты и показывает их в приложении вместе с рекомендациями.
Активность — показатель того, как водитель выполняет заказы. За выполненный начисляют баллы, за отмененный или непринятый — снимают. Изначально у водителя есть 100 баллов активности. Этого достаточно, чтобы отказаться от заказа пять раз. Когда у водителя станет меньше 10 баллов, ему перестанут давать заказы.
Часто таксисты, которых не устраивает стоимость заказа или пункт назначения, ссылаются на техническую неисправность или плохое самочувствие. Потом просят пассажира отменить заказ. Если это произойдет по инициативе водителя, с него спишут 16 баллов. Чтобы вернуть их, нужно выполнить в среднем 13 заказов.
Иногда у отказа могут быть объективные причины — например, среди пассажиров есть маленькие дети, хотя водитель не подключен к детскому тарифу и у него нет детского кресла. В такой ситуации можно обратиться в поддержку «Яндекс Такси». Баллы могут вернуть, но так бывает не всегда. На самом деле попытки выгадать лучший заказ почти не влияют на средний заработок за день.
Уровень в приложении. Изначально это «Бронза», по мере выполнения заказов его повышают и можно получать от «Яндекса» больше бонусов. Самые полезные из них — компенсация неоплаченных заказов, бесплатный «Яндекс Плюс» и возможность звонить в поддержку по телефону, минуя чат. От других бонусов мало пользы: компенсация больничного слишком мала и не покрывает даже стоимость аренды машины, а в скидках от партнеров я не нашел ничего интересного.
Если пользователь не заплатил за поездку, «Яндекс» может частично ее компенсировать промокодом на три часа, в течение которых он не будет брать комиссию за заказы.
Максимальный уровень легко набрать за пару недель активной работы. Он будет активен в следующем календарном месяце.
Фотоконтроль. «Яндекс» периодически проверяет, насколько водитель и машина соответствуют стандартам площадки — в целях безопасности. Раз в пару дней перед началом смены просят сделать селфи водителя через приложение, раз в неделю — фото машины, а раз в 10 дней — фото брендинга машины. Хорошо, если она при этом будет чистой.
Проверка тайного покупателя. На тарифах «комфорт-плюс» и выше «Яндекс» периодически проверяет, как водитель соблюдает стандарты сервиса, с помощью тайных покупателей. Это обычные пассажиры, которым «Яндекс» предложил проехать бесплатно и заполнить специальную анкету. За месяц работы меня проверяли один раз и все прошло отлично.
Из чего складываются доходы и расходы
Водитель видит стоимость заказа, как только приезжает на место вызова и ставит статус «На месте». В среднем 23—27% от этой суммы списывает «Яндекс». Есть еще комиссия партнера — автопарка, в котором вы арендовали машину. Обычно это около 4%. Берут их за то, чтобы вывести деньги с «Таксометра». Таким образом, от стоимости заказа водителю доходит около 70%, но рано радоваться. Вот на что водителю придется потратиться:
- Аренду автомобиля. В автопарке мне предложили два графика работы — 6/1 со стоимостью аренды 3100 ₽ в день или 7/0 с арендой 2700 ₽ в день. Я выбрал график 6/1 и 18 600 ₽ в неделю.
- Бензин. Я проезжал ежедневно 300 км, и на бензин мне хватало 1500 ₽.
- Мойку. В тарифе «комфорт-плюс» двери, пороги, ручки, коврики нужно периодически протирать от грязи. Чтобы машина была чистой, зимой нужно мыть ее каждый день, летом — раз в несколько дней. В мороз я мыл ее в крытом помещении за 500 ₽, а когда тепло — на мойке самообслуживания за 100 ₽.
- Омывайку. За месяц я потратил на нее 2800 ₽.
- Штрафы. Избежать их почти невозможно. Когда проводишь 12—14 часов за рулем в Москве, есть высокий риск превысить скорость или пересечь сплошную линию разметки. А во многих популярных местах останавливаться вообще запрещено — например, около станций метро или в центре города.
Доходы, расходы и чистая прибыль
О доходах водителей такси ходит много разных слухов, называют суммы от десятков до сотен тысяч рублей. Все зависит от того, как считать.
За мою последнюю смену в такси я выполнил восемь заказов, проехал 214 км и заработал 7374 ₽. Когда вычел все комиссии, получилось 5497 ₽. Из них я оплатил аренду машины, мойку и бензин. Чистая прибыль за этот день — 397 рублей.
За последний день работы в такси я заработал 397 ₽
Доход за заказы | 7374 ₽ |
Аренда машины | −3100 ₽ |
Комиссия «Яндекса» | −1877 ₽ |
Бензин | −1500 ₽ |
Мойка | −500 ₽ |
За последний день работы в такси я заработал 397 ₽
Доход за заказ | 7374 ₽ |
Аренда машины | −3100 ₽ |
Комиссия «Яндекса» | −1877 ₽ |
Бензин | −1500 ₽ |
Мойка | −500 ₽ |
За месяц я выполнил 344 заказа и проехал 8263 км по Москве и Подмосковью. Заработал 270 000 ₽, из которых 208 000 ₽ — промежуточная прибыль после вычета всех комиссий. В доходе я учитывал и чаевые. В среднем их оставляет один человек из десяти. Чистая прибыль — 66 046 ₽.
Больше всего я заработал в первые две недели. В последние две недели у меня выпадали из рабочего графика целые дни. Если бы я работал весь месяц, заработал бы примерно 100 000 ₽. Если бы я ездил на своей машине, смог бы сэкономить на аренде. Но потратил бы около 30 000 ₽ на страховку, обслуживание, амортизацию и налоги.
За месяц работы в такси я заработал 66 046 ₽
Доход за заказы | 266 028 ₽ |
Чаевые | 1 700 ₽ |
Аренда машины | −86 800 ₽ |
Комиссия «Яндекса» | −52 092 ₽ |
Бензин | −38 841 ₽ |
Мойка | −10 200 ₽ |
Депозит | −5 000 ₽ |
Штрафы | −4 250 ₽ |
Омывайка | −2 800 ₽ |
Комиссия парка за вывод денег | −1 698 ₽ |
За месяц работы в такси я заработал 66 046 ₽
Доход за заказ | 266 028 ₽ |
Чаевые | 1 700 ₽ |
Аренда машины | −86 800 ₽ |
Комиссия «Яндекса» | −52 092 ₽ |
Бензин | −38 841 ₽ |
Мойка | −10 200 ₽ |
Депозит | −5 000 ₽ |
Штрафы | −4 250 ₽ |
Омывайка | −2 800 ₽ |
Комиссия парка за вывод денег | −1 698 ₽ |
Советы будущим водителям
Работа в такси — отличный способ быстро заработать на базовые нужды. Доходов вполне хватает на аренду машины, квартиры, еду и недорогие развлечения. Это хороший вариант временной подработки, но в долгосрочной перспективе он утомляет — и физически, и морально. Вот несколько советов на случай, если вы решите поработать в такси:
- Многие автопарки дают возможность не брать машину в аренду, а поработать за процент. Так проще всего попробовать себя в роли водителя такси. Доход в этом случае обычно чуть меньше, а ограничений больше. У водителя есть строгий график работы, и ему нужно выполнить за день минимальное количество заказов.
- Выводить деньги со счета «Таксометра» во многих таксопарках можно не больше определенной суммы в день. Чтобы не страдать от этого ограничения, стоит оформить режим самозанятого. Это позволяет получить максимальный приоритет в сервисе и без проблем выводить деньги, а еще есть льгота по уплате налога в 10 000 ₽ за первый месяц.
- Желательно знать Москву: навигатор не всегда прокладывает оптимальные маршруты и не учитывает выделенные полосы, по которым иногда можно проехать намного быстрее.
- Шанс получить заказ по тарифу «комфорт-плюс» в ЮЗАО или центре гораздо выше, чем в ЮВАО или ВАО. В «Таксометре» есть возможность два раза в день ловить заказы в сторону дома и один раз в день — в сторону произвольного адреса. Вместо реального домашнего адреса можно использовать популярные места, где выше шанс получить следующий заказ.
- «Яндекс» не дает заказы после 12 часов непрерывной работы, продолжить можно только после перерыва. Но при таком графике сильно устаешь. Поэтому в итоге я вывел оптимальный режим — с 07:00 до 11:00 и с 17:00 до 00:00. В ночь пятницы или субботы есть смысл работать до 04:00 и потом спать до обеда.
Сложности работы — к чему нужно быть готовым
Работа таксистом многим кажется очень простой: спокойно крути руль и все. Но и в этой сфере есть свои минусы:
- Физическая усталость. Сильно устают ноги и спина. Когда заказы идут потоком, нет времени выйти из машины и размяться.
- Моральная усталость. Пробки, перестроения, аварийные ситуации невероятно изматывают. Машины, поворачивающие направо через выделенную полосу, пытались протаранить меня минимум раз в неделю. По отношению к такси водители в Москве ведут себя агрессивно.
- Мошенники или просто нечестные граждане иногда не оплачивают заказы: меня кидали дважды. Первый раз мне заплатили 2/3 стоимости заказа и пообещали вынести остальное через пять минут, но не вынесли. Второй раз я получил заказ на два адреса — сначала в ближайшее Подмосковье, а оттуда к жилому дому у метро «Чертановская». Заказ не вызвал подозрений, поскольку пассажирка, молодая студентка, сказала, что должна забрать вещи у родителей и потом поехать к парню. После того как она зашла домой «к родителям», способ оплаты заказа сменился на наличный расчет, и на этом все закончилось. Дозвониться до пассажирки не удалось.
- Такси — сфера услуг для физических лиц. Если вам тяжело общаться с людьми, лучше поискать другие способы заработка. Многие клиенты любят поговорить.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil