«Математика — это счастье»: как я открыла учебный центр и преподаю в частной школе

История читательницы, которая возглавила лицей «Сириус» и запустила программы для обучения в регионах
5
«Математика — это счастье»: как я открыла учебный центр и преподаю в частной школе

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Лада Кошман

задавала вопросы

Страница автора
Аватар автора

Ольга Калимуллина

влюбляет в математику

Страница автора

Когда-то я в страшном сне не могла представить, что стану педагогом.

Преподавание казалось очень тяжелой и однообразной профессией. Но в 1990-х, когда мне было 17 лет, я устроилась в обычную районную школу в Ижевске. С этого начался мой путь учителя.

За 32 года работы с детьми я запустила свой центр дополнительного образования в Ижевске, стала директором президентского лицея «Сириус», устроилась преподавателем математики в частную школу «Летово», вошла в Центральную методическую комиссию по математике и жюри финала Всероссийской олимпиады школьников. В 2023—2024 учебном году я участвовала в конкурсе «Вклад в поколение» от Т⁠-⁠Банка и выиграла грант. Сейчас продвигаю несколько образовательных программ для регионов.

Расскажу, как я к этому пришла и как смогла подготовить больше 150 дипломантов Всероссийской олимпиады школьников и Международной математической олимпиады, хотя никогда не ставила перед собой цели натаскивать детей к состязаниям.

Коротко о гранте

«Вклад в поколение» — конкурс для учителей математики, информатики и физики 9—11 классов из любой школы России или организации дополнительного образования.

200 победителей получат гранты на 150 000 ₽. Кроме финансовой поддержки учителям предоставят доступ к образовательным курсам и материалам Т-Образования. Это позволит дополнить школьную программу, дать ученикам прикладные знания и еще больше заинтересовать предметом.

Для победителей и их учащихся будут организованы экскурсии в Центры разработки Т⁠-⁠Банка, профориентационные мастер-классы, лекции по предмету.

Чтобы поучаствовать, нужно до 3 июля 2024 года заполнить заявку на странице проекта.

Конкурс проходит в несколько этапов:

  • с 1 апреля по 3 июля — заполнение анкеты;
  • с 25 июня по 3 июля — тестирование по предмету;
  • с 6 по 7 июля — решение задач по выбранному предмету;
  • с 18 июля по 5 сентября — онлайн-интервью с финалистами;
  • с 1 по 25 сентября — загрузка видеофрагмента урока по предмету и подтверждающих документов;
  • не позднее 10 октября — объявление победителей.

Образование и старт карьеры

Я окончила школу в Ижевске. Математика была любимым предметом: в старших классах я в свободное время прорешивала все задачи из журнала «Квант»  , не афишировала свое увлечение одноклассникам и друзьям, потому что в нашей компании больше ценились тусовки и спорт.

В 1991 году поступила в МГУ на экономический факультет. Это получилось случайно: приехала в Москву сдавать вступительные экзамены вместе с подругой и прошла. В то время экономика была модной специальностью, но математика казалась гораздо более понятной и интересной. К тому же это наука, которая мало зависит от политики и международных отношений.

Я не доучилась: когда была на первом курсе, пришлось по семейным обстоятельствам вернуться в Ижевск перепоступить на математический факультет в Удмуртский государственный университет, УдГУ.

Один из вузовских преподавателей Леонид Медников предложил попробовать себя в учительстве. Он пригласил меня в кружок обычной районной школы в Ижевске позаниматься со школьниками. В то время директор хотела повысить уровень учебного заведения и приглашала университетских преподавателей, а те, в свою очередь, могли привлечь инициативных студентов.

Во время работы в ижевской школе
Во время работы в ижевской школе

Вскоре директор сказала, что их основная учительница математики ушла в декрет и ей нужна замена. Так мне повезло устроиться в штат и получить старшие классы.

Сейчас очень жалею детей, которым пришлось у меня учиться: я допустила миллион педагогических ошибок. Например, объясняла темы «для себя», то есть как интересно и понятно мне, а не ученикам. Еще не всегда адекватно реагировала на то, что дети отвлекаются: пыталась привлечь их внимание, а не понять причины поведения.

До сих пор считаю, что основная проблема неудач на старте была во мне: я пришла в школу, не владея ни методикой, ни материалом. Приходилось учить детей и одновременно учиться самой. Я убеждена, что хорошего специалиста делают другие преподаватели. Мне очень помогла завуч: сопровождала на кружках, огораживала от бумажной волокиты и отчетов.

Системы, как работать с одаренными детьми, в Ижевске в те годы не существовало, хотя многие вузовские преподаватели уже приходили в школы и занимались с сильными школьниками. В 90-е олимпиады не были так популярны, как сейчас. Никто не думал, как централизованно вывозить детей на туры, организовывать автобусы, покупать билеты, договариваться с родителями. Мне же хотелось помогать талантливым ученикам получать знания, поэтому систему пришлось создавать с нуля командой из нескольких инициативных преподавателей.

Я на турнире юных математиков
Я на турнире юных математиков

Подготовка к олимпиадам

Я объявила кружок по углубленной математике для всех желающих, в том числе из других школ. Руководство дало полную свободу действий.

Конечно, на кружке меня просили в первую очередь готовить к олимпиадам, но это не было главной целью. Я мечтала создать безопасное место для тех, кто хочет знать математику на углубленном уровне.

Мне потребовалось около десяти лет, чтобы почувствовать себя в профессии уверенно. Постепенно результаты улучшились, мы начали ездить на турниры, в кружок пришли ребята из других школ. В целом удалось создать сборную Ижевска, где встречались самые сильные ученики. Дети из нашего города стали ежегодно получать дипломы на финале Всероса по математике, а многие преуспевали сразу в нескольких олимпиадах.

Проверяем работы командной олимпиады Уральского турнира юных математиков вместе с Кириллом Суховым. Сейчас он главный тренер сборной России по математике
Проверяем работы командной олимпиады Уральского турнира юных математиков вместе с Кириллом Суховым. Сейчас он главный тренер сборной России по математике

За время работы в школе я с нуля разработала свои методики обучения детей, которыми пользуюсь и сегодня. Поделюсь несколькими фишками.

Игровой формат. Я считаю, что в обучении он необходим, и стараюсь хотя бы дважды в четверть проводить математические игры.

Изначально я ориентировалась на Уральский турнир юных математиков, куда регулярно вывозила детей. Так у нас появились матбои и математические карусели, где ребята решали школьные и олимпиадные задачи, получали поощрения вроде пятерок. Дети всегда очень ждали этих мероприятий.

Намеренные ошибки. У многих школьников проблемы с концентрацией. Чтобы дети не расслаблялись на моих уроках, я специально вставляю в рассказ ошибки. Иногда сбиваюсь ненамеренно — учитель тоже человек. За найденную и исправленную ошибку ученики получают поощрение — похвалу, наклейку, плюсик, пятерку.

Система «разнобоев». Так называют систему отказа от четкого деления по темам, которую разработал питерский педагог Сергей Рукшин. На уроках мы никогда не отрабатываем только один аспект. Я вставляю в рабочие листки разные задания, а некоторые темы мы повторяем весь год. Делаю это, чтобы ученики не забывали пройденный материал.

Открытость к общению. Я всегда готова обсудить с ребятами непонятные им моменты на переменах. Да, это энергозатратно, иногда хочется уйти в учительскую и отдохнуть или выпить кофе. Но я готова выйти за пределы тайминга урока с теми, кто по-настоящему заинтересован.

Мне можно писать и в мессенджерах. Конечно, предупреждаю, что не отвечу моментально, но если одновременно вопрос задали родители и дети, в первую очередь помогу ученикам.

Отказ от идеи, что соревнования — наше все. Многие темы нужны не для чемпионатов, а чтобы ребята развивали свободное мышление, могли мыслить глобально. К таким относятся, например, топология  , которая помогает в графах и матанализе, пространство Г. Минковского  . Так что я пыталась убедить детей, что олимпиады — не главное в жизни.

Ребятам из старших классов я постоянно говорила, что олимпиада есть только одна — Всерос. С остальными соревнованиями они и так справятся, если будут заниматься. Муниципальный этап мои ученики щелкали даже без дополнительных интенсивов. Для регионального мы чуть глубже погружались в материал, а к финалу проводили недельные сборы.

Переход в «Сириус»

В 2015 году, когда я еще работала в школе, узнала, что на олимпийских объектах открывается образовательный центр для одаренных детей и там нужно провести смену. Я не стала задавать лишних вопросов, взяла с собой принтер и поехала. Мы с преподавателем даже не знали, будет ли там чайник. Оказалось, что приехали в комплекс с очень классной инфраструктурой прямо у моря. Так зародилась традиционная «Эйлеровская смена»  для школьников.

Я проводила по четыре смены в год и видела, как проект развивался с нуля. Когда в 2021 году я была вынуждена по семейным обстоятельствам уехать из Ижевска, мне предложили должность замдиректора лицея «Сириус». Я с удовольствием согласилась, но пришлось стать директором практически сразу — через полтора месяца. Это был вызов.

Чуть позже меня избрали членом Совета федеральной территории «Сириус»  . Это депутатская должность, соответственно, необходимо было участвовать в заседаниях, рассматривать и понимать документы, голосовать за или против них.

Я работала с документами, касающимися жизни «Сириуса»: государственными программами, законами, регулирующими условия образования, курортные сборы, правила, этажность строительства, льготы ветеранам. Но тогда я, будучи членом совета, как депутат должна была распределять деньги самой себе. Поэтому мне предложили другую позицию — заместителя руководителя фонда «Талант и успех». На ней я проработала полгода, но ушла, потому что все-таки мне не хватало прямого контакта с учениками.

Фотосессия для лицея «Сириус»
Фотосессия для лицея «Сириус»
Я в «Сириусе» в Парке науки и искусства на встрече со студентами
Я в «Сириусе» в Парке науки и искусства на встрече со студентами
1/2
Фотосессия для лицея «Сириус»

Открытие собственного образовательного центра

В 2018 году в школе сменилось руководство, а с ним и вектор развития учебного заведения. Так вышло, что наши пути разошлись — после 25 лет моей работы. Но я по-прежнему хотела заниматься с детьми и не выпадать из преподавания.

Знакомые спрашивали, почему я не открываю свой центр подготовки талантливых детей. Я боялась, поскольку не знала, как вести бизнес: пришлось бы снимать помещение, искать персонал, платить зарплаты. К тому же мне хотелось, чтобы все было по закону и на счетах компании всегда оставались деньги.

Решиться помогли друзья, которые работали в смежных сферах. Они убедили, что все не так сложно, как кажется. Впрочем, когда я уже запустила процессы, те, кто обещал меня поддержать, по каким-то причинам этого не сделали. Отступать было поздно, и пришлось осваиваться самой.

Я с головой нырнула в запуск центра. За мной пошли знакомые преподаватели. Так у нас появились занятия по лингвистике, физике, робототехнике, обществознанию, истории, информатике и литературе.

Мы анонсировали только предметы, по которым находили грамотных педагогов. По всем школьным дисциплинам набрать учителей в Ижевске возможности не было, потому что, к сожалению, на весь город заинтересованных специалистов высокого уровня оказалось не так много.

Клиентская база нашлась быстро — это были мои ученики из прошлой школы. К тому же мы ввели гибкую систему оплаты со скидками, чтобы каждый мог позволить себе занятия. Например, дипломанты Всероса учились со скидкой 75%, а ребята из многодетных семей — бесплатно.

Через три-четыре месяца после запуска я с удивлением обнаружила, что система работает хорошо.

Я придерживалась идеологии высокого образования — обучения ради разностороннего развития личности. Но родители все равно отдавали детей в центр ради подготовки к олимпиадам. Результаты были очень хорошие, но статистику я не вела. По неточным подсчетам, нам удалось подготовить больше 150 призеров и победителей финала Всероса и с десяток дипломантов Международной математической олимпиады, Межнара.

Это не громкие слова — просто не всегда понятно, как интерпретировать достижения. Например, один мой ученик дважды стал победителем Межнара по информатике. Когда подростка попросили указать, какой учитель подготовил его к победе, он назвал мое имя, хотя информатикой с ним мы никогда не занимались. Я очень удивилась, а он сказал: «Так это же все благодаря математике».

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2023 году
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2023 году

Меня больше всего волнуют не регалии учеников, а то, как их жизнь сложилась в дальнейшем. Особенно пристально слежу за теми, кому не хватило нескольких баллов до призеров Межнара. Они в раннем возрасте пережили огромный стресс, поэтому их дальнейшие успехи в жизни очень важны. Кстати, бывшие олимпиадники, которым уже за 30, до сих пор общаются между собой. Многие пошли в науку, защитились — для меня это большая радость.

Параллельно с тем, как я развивала свой образовательный проект, стали появляться региональные центры подготовки к олимпиадам в разных городах. Однажды заместитель руководителя фонда «Талант и успех» в шутку предложил купить мой центр за 1 млн рублей и сделать его региональным центром подготовки. Спустя полгода мне сказали, что мой бизнес стоит уже 12 млн. Еще через несколько месяцев я поняла, что он бесценен.

Региональный центр подготовки в Ижевске тоже создали, и некоторое время в городе параллельно существовали два таких образовательных учреждения. К сожалению, я в итоге продала свою долю в бизнесе, так как у нас были разные взгляды с соучредителем на то, как надо развивать центр. Мне хотелось делать акцент на работу с сильными и мотивированными детьми, а для этого требовалось больше систем скидок и новых программ. Такая стратегия не могла принести желаемую прибыль.

Свою долю, 60%, я продала. Нынешний владелец переориентировался на частное образование и развивает центр так, как считает нужным.

Так я поздравляла четвероклассников с Новым годом
Так я поздравляла четвероклассников с Новым годом

Работа в частной школе «Летово»

Когда в 2017—2018 годах учебное заведение только открывалось, у него были вакансии для учителей математики. В тот же период я думала, запускать ли свой центр. Поскольку мне все же хотелось преподавать, отправила резюме в «Летово». На него никто не ответил. Тогда я страшно обиделась.

Позже оказалось, что мое резюме просто затерялось среди других. Его нашли и пригласили меня в «Летово». Но я уже владела своим бизнесом и не могла его бросить.

Через два года руководство предложило мне должность заведующей кафедрой математики. Тогда я еще работала в «Сириусе», но приехала на итоговое собеседование, потому что в «Летове» завкафедрой — это маленький управленец с реальной властью и возможностью влиять на процессы в учебном заведении.

Здание школы «Летово». Источник: letovo.ru
Здание школы «Летово». Источник: letovo.ru

Я приехала и удивилась, насколько «Летово» отличается от других школ, начиная от архитектуры и заканчивая отношением к учебному процессу. Я приняла предложение о работе и преподаю в школе уже полтора года.

Система ценностей. «Летово» — дорогая частная школа. Если не учитывать стипендии, которые может предоставить фонд организации, обучение стоит до 279 850 ₽ в месяц в зависимости от условий.

Директор Михаил Геннадьевич Мокринский — не столько руководитель, сколько идеолог высокого образования. В такой атмосфере мне комфортно: я хочу не получать указания, а думать вместе с руководителем.

В школе олимпиады не стоят на вершине пьедестала, в приоритете разностороннее и глубокое развитие. Здесь ребят осознанно готовят к состязаниям, чтобы не гнаться за результатами, а получать удовольствие от процесса.

Отношение к учителям. Педагогический состав включает звездных учителей. Все они воспитали своих олимпиадников, разработали авторские методики преподавания. Но поскольку они находятся в конкурентной среде из равных себе, расслабиться не получится.

Порой случайный диалог с коллегой может перевернуть представление о мире. Иногда после беседы в голове появляется столько мыслей, что нужно бежать и записывать. У меня, например, недавно возникло такое ощущение после разговора в столовой с учителем лингвистики.

Вызовы для детей. Школьникам в «Летове» предоставлена полная свобода. Я не знаю больше ни одной школы, где можно выбрать больше чем из 300 спецкурсов. Здесь много музыки, танцев, художественного творчества.

Но у свободы есть обратная сторона: нагрузка на нервную систему детей порой слишком велика. К тому же некоторые ребята живут в пансионе, без родителей. Им приходится уже в раннем возрасте учиться регулировать нагрузку и организовывать свое время. У них не всегда получается, но это совершенно нормально. Чтобы помочь им, в «Летове» работают психологи и наставники — учителя, которые следят за успеваемостью ребенка.

Мои занятия в «Летове»
Мои занятия в «Летове»

Итоги и планы

Мы активно работаем с регионами — это направление всегда очень меня вдохновляло. Опыт в ижевской школе помог понять, как с нуля строить систему подготовки талантов в маленьком городе.

Сейчас 45 учителей математики, информатики и физики проходят стажировку в «Летове». Она подразумевает посещение и обсуждение уроков, разговоры о методиках и психологии, выступления экспертов. Отзывы от преподавателей очень хорошие. Такую же программу повышения квалификации хочу провести в «Сириусе» в июне.

Наша цель — построить неформальные учительские сообщества. Не ассоциации, которые принимают решения и составляют протоколы, а пространства, где общаются и делятся практиками педагоги и управленцы.

Еще один проект, который я курирую, предназначен для учителей ХМАО. По сути, я просто обрабатываю и систематизирую материалы своих кружков и делаю их доступными для преподавателей из регионов. Не обязательно, чтобы все они готовили победителей Межнара, но очень важно, чтобы учителя могли заинтересовать своих подопечных интерактивными методиками. Я считаю, что особо не нужна Москве, но необходима регионам. Словом и делом.

Советы

Также хочу поделиться рекомендациями, актуальными для преподавателей, школьников и их родителей.

Учителям. Педагоги из обычных школ часто говорят, что в топовых лицеях и гимназиях легко готовить олимпиадников, ведь там уже собраны самые мотивированные и талантливые дети. А вот взрастить математиков в классе, где никто не заинтересован предметом, намного сложнее.

Я убеждена, что один человек может изменить мир. Даже один заинтересованный преподаватель может придумать свои активности для талантливых детей, пусть и на локальном уровне. Не надо ждать, пока кто-то напишет за тебя учебник, создаст систему, а ты просто пойдешь учить детей по готовым наработкам. Все начинается с нас самих.

Хотя бы два раза в четверть можно проводить особенный урок — с игровыми элементами, авторскими методиками. К нему придется тщательно подготовиться, изучить практику коллег, продумать задания. Результат не заставит себя долго ждать: подход понравится детям, к вам придут их восхищенные родители. Тогда появится вкус к работе и захочется провести второй и третий «красивый» урок.

Не надо сравнивать себя с преподавателями сборных и думать: «У них 150 всеросников и 10 межнарников, а у меня ни одного. Значит, я плохой специалист». Дипломы олимпиад — не показатель вашего профессионального успеха. Поставьте себе четкую и понятную цель, не по методике SMART, как в бизнесе, а обычную человеческую — получать удовольствие от уроков и вести их так, чтобы ребята уходили с горящими глазами. Это реально, а видеть прогресс детей — настоящий успех для специалиста. Не самым сильным ученикам тоже нужно давать делать свои открытия, чтобы они сказали «вау» и вдохновились предметом. При этом важно не перегружать их.

Не секрет, что преподаватели получают маленькую зарплату. Обычно коллеги выходят из положения за счет репетиторства, но жалуются, что из-за потока учеников, не всегда сильных и мотивированных, сил на необычные занятия не остается. Оптимальное решение — убрать из графика два часа репетиторства и посвятить их подготовке к школьным урокам. Вы увидите, как изменится состояние, если не отдавать все свободное время погоне за деньгами.

Также рекомендую не пренебрегать общением в профессиональном кругу. В каждой школе найдутся единомышленники: директор, завуч или любой другой предметник. Конечно, лучше наладить коммуникацию с руководителем школы — в тандеме можно быстро тестировать разные нововведения. Но и с преподавателем другого предмета вы можете сделать многое для школы. Например, придумать совместный урок.

Родителям. Я стараюсь предостерегать мам и пап школьников от излишнего контроля. Психологи, с которыми консультировалась по этому вопросу, подтвердили, что в начальной школе ребенок учится для родителей, в 4—6 классах — ради учителя, в старших — для сверстников и себя.

Если вы курируете сына или дочь в началке, это нормально. С пятого класса важно отдать ребенка наставнику: учителю, руководителю кружка или тренеру сборной. В 9—11 классах нужно дать детям возможность принимать решения самим. Когда вы в 11 классе курируете ребенка так же, как в начальной школе, это вредно для вас обоих.

Сейчас родители с ранних лет погружают детей в мир подготовки к состязаниям и лишают их свободного времени. Но помните, что в олимпиады и ЕГЭ играет родитель. Так он реализует свои амбиции.

Часто родственники говорят школьникам: «Вот сдашь экзамены, поступишь, а потом делай что хочешь». А у ребенка впереди еще большая и счастливая жизнь, которая не ограничивается олимпиадами и ЕГЭ. Когда от детей ждут только дипломов, это значит, что близкие любят не их самих, а их успехи и достижения. Гонка за регалиями не должна мешать взаимоотношениям в семье.

Школьникам. Если вы хотите заниматься математикой, но живете в маленьком городе, где нет центров подготовки или высококлассных репетиторов, решайте задачи сами. Сейчас школьникам доступно огромное количество ресурсов, а в мое время был только журнал «Квант».

Математика — это счастье. Решая задачи, ты забываешь о проблемах и всем, что происходит в мире. Но нагрузку обязательно нужно дозировать. Пройти все курсы невозможно — иногда лучше отказаться от чего-то, чтобы отдохнуть и восстановиться.

Работаете в образовании? Расскажите о проблемах, с которыми сталкиваетесь, и станьте героем следующего материала

РедакцияРасскажите о преподавателе, который запомнился вам больше всего:
  • АленаПриятно читать настоящего учителя!5
  • ПельменьОдин из любимых преподавателей - преподаватель высшей математики в универе. Очень неторопливый (в лучшем смысле), рассудительный, спокойный, степенный, всегда объяснял от простого к сложному, выводил одно из другого, плавно подходил к сути темы, за что, впрочем, некоторые студенты на потоке его между собой ругали, мол, "слишком затянуто". Ну затянуто - не ходите, читайте краткое содержание в конспектах у одногруппников или в интернете. Шел навстречу по возможности, давал возможность что-то пересдать, объяснял, если подойти и сказать, что чего-то не понимаешь, что сам пытался разобраться, но не вышло. Запомнилось, как он рассказывал про свой отдых летом: они с женой ездили по Золотому кольцу. В жару, ему за 75, душно, тяжело, но он рассказывал об этом смиренно, без жалоб, с посылом: отдохнули - и хорошо. Очень скромно одевался, всю жизнь посвятил преподаванию. Мне грустно всегда вспоминать это соотношение: силы, ум, упорство, работа и получаемое вознаграждение.7
  • Надежда"Педагоги из обычных школ часто говорят, что в топовых лицеях и гимназиях легко готовить олимпиадников, ведь там уже собраны самые мотивированные и талантливые дети. А вот взрастить математиков в классе, где никто не заинтересован предметом, намного сложнее" - на самом деле все не так. У педагогов в обычной школе основная цель - это дотянуть до ЕГЭ всех учеников. На работу с олимпиадниками у них нет ни квалификации, ни сил, ни времени, ни желания. Олимпиадники в обычной школе на одной ступени с двоечниками, в том смысле что учителям неудобно работать как с двоечниками так и с олимпиадниками. Так что учителя кривят душой, когда говорят про отсутствие мотивации детей. Мотивированные дети есть, но сами учителя не знают даже банального отличия между перечнем и всеросом не говоря уже о подготовке. Так что жизнь олимпиадников часто в обычной школе сводится к тому, что лишь бы минимизировать буллинг школы и выпуститься из школы. Подготовкой занимаются дети сами и с помощью онлайн курсов. Спасибо ребятам из Школково, Трушину Б. и Громову М.А., т.к. благодаря их работе, детям из регионов доступна подготовка к олимпиадам. Очень приятно было читать статью автора. Радует, что есть такие высококлассные педагоги! Побольше бы таких учителей! И жаль, что для развития одаренности у нас в стране очень мало условий, а точнее мало вот таких педагогов как автор.2
  • АльдекЗапомнилась преподаватель химии Ольга Даниловна. Преподавала она играючи жонглируя формулами, позже мы узнали, что она параллельно участвовала в экспериментах по выживанию в длительных космических полётах .3
  • ОльгаХорошо советовать отказаться от репетиторства, типа деньги не главное, работая в Москве в частной школе. Зачастую среднестатистическая училка в провинции, ещё и мама нескольких детей, хорошо если с адекватным мужем . И её зарплаты не хватает на все. И берут репетиторство. За автора конечно можно порадоваться, что достигла всего сама, своим умом. Ничего конечно не сказано про семью, детей, с ними сложнее всем этим заниматься1