БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как быть взрослым

Я работаю учителем русского языка и литературы и зарабатываю 90 000 ₽

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Профессия: учитель русского языка и литературы

Город: Москва

Возраст: 26 лет

Опыт работы: 4 года

Выбор профессии

В моей семье девять поколений педагогов, поэтому особенности профессии я знала с самого детства. Я видела, сколько работала мама дома, как часто она валилась с ног от усталости, как много нервничала, поэтому хотела идти в другую сферу — журналистику. Ещё в школе я часто публиковала статьи в газете, занималась копирайтингом.

Поступить на бюджет в журналистику не получилось, зато легко прошла на филфак в хороший уфимский вуз. Когда пришло время выбирать практику, решила всё же пройти курс молодого бойца в школе, а не в редакции (университет предлагал выбор). Поэтому в моём дипломе отмечено, что в рамках классической филологии я освоила ещё и методику преподавания языка и литературы.

Со временем поняла, что классический вуз дал в моей сфере гораздо больше, чем педагогический, с уклоном в психологию и конфликтологию. Научиться быть хорошим учителем без опыта невозможно, а вот знание литературы, структуры текста, основ риторики выручало уже много раз.

Когда поступила в магистратуру, начала параллельно работать в уфимской гимназии на полную ставку. Зарплата за 36 часов была маленькой — 18 000 рублей, но мне, студентке, хватало. Опыт был ценный, но когда начались "хвосты" в университете, пришлось уволиться. Хватило меня тогда на четыре месяца, но я тогда многому научилась. Удалось закончить любимую "альма матер" с двумя красными дипломами:)

Суть профессии

Учитель в школе делает всё. Он составляет программы, ведёт отчётность, анализирует результаты, постоянно изучает что-то новое. Во время уроков мы отвечаем за жизнь и здоровье детей, поэтому если кто-то из ребят, например, по глупости сунет проволоку в розетку, учитель и классный руководитель могут сесть в тюрьму. Ответственность колоссальная.

Работа накладывает свой отпечаток — замечаю, что часто повторяю одно и то же взрослым людям несколько раз, не умею говорить тихо. Часто бью себя по рукам, чтобы не сделать кому-то из взрослых замечание вне школы. Кроме того, заметила, что качество речи и дикция заметно улучшились, что радует.

Самое прекрасное в работе — это дети. Очень приятно, когда под твоим началом они взрослеют, умнеют, учатся анализировать и размышлять. Некоторые ребята 19-20 лет даже стали моими друзьями, когда закончили школу.

Самое трудное — строить хорошие отношения с родителями и администрацией. Родители часто перекладывают ответственность за ребёнка на учителя, и доказывать им что-то бывает крайне сложно. А администрация вечно боится проверок, штрафов, выговоров, поэтому от души "отрывается" на учителях. Приходится делать много бесполезной, ненужной работы, а ещё смириться с тем, что права у учителя есть только на бумаге. Если показать зубы, то работа быстро превратится в филиал ада.

Профессия подойдёт людям гибким, трудолюбимым, общительным, стрессоустойчивым. Нужно понимать, что навыки в общении очень важны, потому что здесь нужно уметь работать сразу с несколькими коллективами.

Место работы

Сейчас я уже 4 года преподаю в московской школе. По сравнению с регионами здесь бумажной работы действительно меньше, а ещё достойные зарплаты. Я работала в региональной школе и могу сравнивать. Самый большой плюс для меня — это идеальные условия города для хорошего образования. Можно водить детей на достойные театральные постановки, проводить уроки в музеях, писать сочинения по настоящим картинам, а не по репродукциям в учебнике.

Минус — офисный подход к жизни в школе. При мне здесь запретили занавески, растения в кабинетах. Двери везде одинаковые, одинаково мерзкая еда в столовых, серая мебель, мрачные безжизненные стены. Они свежие, покрашенные, но… Одинаковые. Невозможно угостить ребёнка шоколадом, потому что у него может быть аллергия, запрещены чаепития и свои праздники в классе по нормам санпина. Пропускной режим, открученные ручки на окнах… Это всё очень угнетает.

Сотрудников ценят пропорционально вкладу в рейтинг — если подготовишь олимпиадников, покажешь хорошие результаты на экзаменах, то и относиться будут хорошо. Если же побед в конкурсах нет, то рассчитывать на что-нибудь хорошее не придётся. Никого не волнует качество уроков и умение работать с детьми. Твой рейтинг — это и есть твой показатель качества. В моей школе работали люди с научными степенями. Они сами делали за детей проекты, занимали призовые места на всех конференциях, но учить детей не умели, все конфликты приходилось улаживать классным руководителям. Жалобы детей и учителей не слушал никто, потому что рейтинг школы гораздо важнее каких-то там недовольных детишек.

Рабочий день

Мой день начинается в 5 утра, чтобы в 6 успеть поймать автобус. Следующий придёт уже полный, а я предпочитаю приходить раньше и ехать в комфорте. В семь часов я уже в кабинете — проверяю тетради, разрезаю распечатки, готовлю материалы без спешки.

В 7.40 надо выходить в коридор на дежурство, а в восемь начнутся уроки.

До трёх часов день проходит очень быстро, если повезёт, можно даже успеть проглотить йогурт и овощи из контейнера. Урок — дежурство — урок. Потом полчаса передышки перед дополнительными занятиями или поход к ученикам на дом.

В 17.00 обычно все дополнительные уроки заканчиваются, но я остаюсь в школе, чтобы приготовить всё на завтра, проверить тетради. Дома предпочитаю быть дома.

В 19.00 ужин, хобби, приятные занятия, иногда фильмы. В 20.00 обязательно часовая прогулка с мужем, потом готовка. Спать стараюсь ложиться не позже 22.00.

Иногда в будни хожу в театр, тогда приходится мчать в центр сразу после уроков.

Чаще всего домашние дела делает муж, так как работает в командировках.

Случай

Однажды я рассказала детям историю, как купила чайную коллекцию "Гринфилд" в начале декабря, чтобы создать себе настроение, а её кто-то украл, пока я упаковывала продукты. По-моему, мы тогда говорили о жизненной несправедливости.

На следующей день меня ждал огромный пакет в учительской: дети не нашли набор, поэтому купили по целой пачке чая каждого вкуса. Я обнимала пакет и ревела от счастья. Чай до сих пор не кончился.

Ещё я писала настоящие письма с адресами и марками всем своим ребятам, а в День Рождения обнаружила полный почтовый ящик записок и открыток, многие из которых были сделаны своими руками. Такие вещи не забываются.

Подработки

Найти подработку легко, репетиторы нужны всегда. Многие коллеги работают в частных школах по подгтовке к ЕГЭ и ОГЭ. Я подрабатывать не хочу, мне хватает зарплаты с головой. Всех денег не заработать, а нервы и здоровье мне ещё пригодятся.

Доход

Зарплата зависит от количества часов и классного руководства, наличия категории. Я учитель первой категории, к тому же получаю стимулирующие выплаты от организации. Сейчас класса у меня нет, но часов много, поэтому получаю 90 000 в месяц. Можно взять класс и получать 110 000, можно подготовить много детей к конкурсам и олимпиадам, получать ещё больше. Но мне хватает.

Расходы

Все лишние деньги я вкладываю в ипотеку, поэтому как таковой подушки у меня нет.

В год я трачу около 300 000 на путешествия, считаю это инвестицией в воспоминания.

Откладываю с зарплаты по 15 000 на театры, концерты, рестораны. Трачу также на подарки для близких, помогаю родителям.

Готовлю в основном сама, помогает муж. Поэтому на еду уходит не больше 20 000.

Живу с мужем в его квартире, свою ипотечную сдаю, она окупается сама.

На транспорт, включая такси, уходит около 2000.

Косметикой почти не пользуюсь, на одежду уходит примерно 30000-50000 в год, включая обувь и тёплые зимние вещи.

Мы с мужем живём скромно, но у нас есть всё необходимое для жизни. Наши родители ни в чём не нуждаются, мы часто путешествуем, у нас здоровые зубы и психика, любимая работа. Думаю, этого вполне достаточно для счастья.

Экономия

Экономить не приходится, но есть вещи, которые стали привычкой.

Финансовая цель

Я не люблю загадывать вперёд. Пока всё, чего я хочу — выплатить ипотеку.

Будущее

Пока уходить из профессии я не хочу, потому что при всех своих особенностях она уникальная и интересная.

Учиться новому приходится постоянно, такова наша жизнь. Увеличивать доход хочу с помощью хобби — вдруг моё увлечение коллажами и открытками однажды выстрелит?..

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Лиса Алешкина

Надеюсь, что вас надолго хватит с таким рабочим днем и вашим пониманием системы. Это еще пока до выборов дело не дошло) Всегда нервно смеюсь, когда говорят, что у педагогов полдня работы, особенно у русаков и математиков.
Немного завидую московским зарплатам. А так - узнаю себя , пришла в школу в 21 год. Дети - единственное, что там есть. В моей школе даже денег не было)) Дети любят литературу, если ее любит учитель.
Удачи вам.

27
Эльза Ветер

Лиса, меня тоже история про короткий рабочий день очень смешит, но если человек не был в системе, он никогда не поймёт. В нашей работе много нюансов, но дети всегда перевешивают)

15
Playa

Эльза, я часто думаю, педагогов вообще никто не поймёт, кроме педагогов 😄 Некоторые сравнивают академические часы с работой в офисе, якобы если все могут работать 9 часовой день, то почему и учитель не может преподавать 9 часов подряд 😆

2
Эльза Ветер
Отредактировано

Анна, этот момент моя мама всегда комментирует так: "Даже артисты не выступают каждый день, а учитель выходит на сцену каждые сорок минут".

9
Playa

Эльза, хорошее сравнение! К тому же я, например, ещё довольно эмоциональный преподаватель, и после пары бывает ощущение, что внутри моих лёгких воздушный шар надувается, а пульсу нужно ещё какое-то время, чтобы прийти в норму 😅

2
Maria Nesterenko

Очень приятно было почитать! Радует, что учителя наконец-то получают достойную зп. На пакете с чаем сама чуть не расплакалась)))

11
Эльза Ветер

Maria, спасибо! Хотелось бы, чтобы все учителя в России получали одинаково хорошую зарплату.

9
Татьяна В
Отредактировано

С одной стороны радостно. Именно ваши чувства по отношению к детям. Именно по этой же причине я тоже педагог. У меня было несколько настолько душевных учителей, что не смогла удержаться, хотела сеять разумное, доброе, вечное. Образование математика- информатика, я спецпредметник в СПО ( программирование).
Удивляет зарплата. Это реальная зарплата рядового учителя в рядовой школе? Екатеринбург, средняя зп на две ставки в школе 30-35. И то это много. Лицеи -40-45. У меня есть бонусы, ТК мы выпускаем специалистов , зп 50, для кого то это много. Есть места...для своих или...тех, кого куда то двигают, там 60... Но это надо уметь угодить...
Весь прошлый год приходила в 19-30( две ставки, проверка работ, подготовка к новым занятиям )пару лет после длительного декрета работаю в той же сфере что и до)
При этом дома 3 детёныша, начальная школа. Хочется работать меньше и за больше.

8
Magnolia

Татьяна, в Москве действительно ставка - это 70-80 тыс в месяц.
Остальное оплачивается сверху - доп часы, внеурочная, классное руководство и тп

6
Александра Беликова

Татьяна, да, я тоже работаю в школе в Москве, я абсолютно рядовой учитель английского, даже категории нет. 26 часов + кл.руководство =100т

4
Эльза Ветер

Святослав, я заканчивала вуз в провинции, но на это никто мне никогда не указывал и не считал недостатком. При устройстве попросили сдать ЕГЭ, чтобы проверить знания, результат работодателя устроил.
А в столице тоже есть посредственные вузы.

7
Уборщица

Что значит "классический" и "педагогический" вуз?

2
Эльза Ветер

Уборщица, специально заглянула в диплом. Там квалификация не обозначена, есть только направление подготовки "Филология" и профиль программы "Отечественная филология". В дипломе нет ни слова про педагогику, только во вкладыше с оценками обозначена практика и экзамены по методике преподавания, которые и дают право учить.

1
Magnolia

Уборщица, видимо, классический это фил фак

0
Уборщица
Отредактировано

Magnolia, но ведь это одно и тоже обучение. В дипломе должно быть написано специальность филология, квалификация преподаватель рус яз.

1
Magnolia

Уборщица, дисциплины, наверное, разные. В педе больше педагогики, психологии, методики. На филфаке - философии, литературы разной,самого предмета и тп.

1
Magnolia

Уборщица, так я просто не учитель русского языка 🤣

2
Надежда Макарова

Тоже пробовала работать по 12 часов в день учителем. Итог - депрессия

2
Эльза Ветер

Надежда, тяжело было только первый год. Потом я начала относиться ответственно только к урокам и детям, игнорируя то, что можно игнорировать. После этого жить стало гораздо проще:)

3
impextraderus

Святослав, не все могут физически в стране учиться в столичных вузах! Странный вы,мягко сказано

2
Никита Михайлов

Уборщица, в дипломах бакалавров и магистров пишутся направление и профиль, у педагогов это 44.00.00 - Образование и педагогические науки, например, 44.04.01 Педагогическое образование, профиль "Математика". Слово "учитель" в дипломе не пишется вообще.

1
Макс

Хорошая попытка, но нет.
P.S. жаль, что журнал не проводит проверку на достоверность историй

1
Светлана

Девять поколений педагогов- это сильно! Но письменная речь у филолога не очень складная и скудноватая.

0

Сообщество

Популярное за неделю