«В России провожу от силы четыре месяца в году»: мой универсальный рецепт ведения бизнеса удаленно

69

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

После такого заголовка хочется воскликнуть как Сталкер у братьев Стругацких: «Счастья каждому, и чтобы никто не ушёл обиженным!»

Моя жизнь кажется фантастикой почти всем, кто про неё слышит. При этом я всячески пытаюсь рассказать многим, как легко можно добиться того же самого. Однако кто-то не верит, кто-то думает, что не сможет, кто-то считает, что это точно не про него. Но давайте по порядку.

Меня зовут Данил. Я отец-основатель компании, занимающейся усилением фундаментов и гидроизоляцией по всей России. Вот прямо сейчас, когда я пишу эти строки, у нас четыре объекта — два в Волгограде, один под Питером и ещё один в Удмуртии. Мы избавляем от капиллярного подсоса старую школу, укрепляем стены подземного перехода и устраняем пустоты под полом пансионата.

Я играющий тренер — ежедневно я общаюсь с клиентами, разбираю проекты с технической (как инженер) и финансовой (как финдиректор) стороны, веду переговоры с заказчиками. У меня есть руководители проектов в разных частях России, прорабы, директор по строительству, агенты и посредники. Всё это я описываю, чтобы показать свои точки соприкосновения с бизнесом, что я не инвестор, не эдакий «рантье», выгодно вложивший деньги от бабушкиной квартиры. Я — работаю. Активно, каждый день, в очень материальной сфере — в стройке. И мне моя работа очень нравится.

А теперь фантастика: в России я провожу от силы четыре месяца в году. В ближайшее время, по понятным причинам, планирую и того меньше. За последние три года я жил в Чили, Албании, Грузии, Турции, США, Греции, Черногории, Португалии, Хорватии… не уверен, что вспомнил все страны, где провёл больше месяца. Между длинными пребываниями, были короткие — 2—3 недели — вылазки в Тайланд, на Бали, в Японию, Сингапур, Сейшельские острова, Шри-Ланку. А одно лето я целиком посвятил 3-х месячным покатушкам на машине по российскому югу, начав путешествие с Йошкар-Олы. Кстати, не будучи патриотом отмечу, что российский юг мне очень понравился и я бы с удовольствием повторил своё турне. Основной секрет — нужно делать это исключительно на своём авто.

Моя жена Тамара руководит собственной кофейней в центре Санкт-Петербурга. Нет-нет, она не приобретала готовый бизнес, мы сняли убитое помещение, полностью отремонтировали его, купили оборудование, наняли бариста — всё это мы делали три года назад, путешествуя по Грузии. Кстати, а вот Грузия нам совсем не понравилась. Но речь сейчас не об этом. Жена каждый день руководит закупками, ведёт учёт, собирает мероприятия, нанимает стажёров, разрабатывает новые напитки и блюда совместно с сотрудниками. У нас нет никакого управляющего или хотя бы шеф-бариста. Только мы вдвоём, два бариста и уборщица. После множества прочитанных на Т⁠—⁠Ж историй про общепит оглашаю ещё одно чудо: в кофейне мы также не появляемся по 9 месяцев.

А до этого Тамара работала в крупной иностранной компании-производителе. У неё была офисная работа. Кресло, стационарный телефон, компьютер с монитором и мышкой, парковка в бизнес-центре, пятидневка с 9 до 6, надзирающий офис в Москве, строгий собственник в Австрии и при этом… её рабочее место покрывалось пылью всё те же девять месяцев в году.

Многое в нашей жизни меняется вместе с «новой нормальностью». Иностранная компания ушла с рынка, кофейню мы вчера продали, восхитившись новостью про мобилизацию. Одно остаётся неизменным. Мы всё всегда переводим на удалёнку. Я пишу эти строки из Гаваны. Эдакий маленький социалистический ад в красивой обёртке. Похоже на южную прелюдию к Северной Корее. Огромные очереди, дефицит, чуть ли не бартерная система, обворожительные старинные авто, смердящие на равне с помойками, милые улыбчивые кубинцы и бирюзовое карибское раздолье с белым песком. Застряли мы здесь на полтора месяца. Так получилось. Перед самым вылетом работники авиакомпании заставили нас купить «обратный билет». Наследники Фиделя должны быть уверены, что ты покинешь их чудесную родину. Ну, мы и тыкнули в самые выгодные билеты с Кубы, через полтора месяца, в Майами. Да-да, у нас есть американская виза и шенген есть тоже.

Как мы пришли к такой жизни. Диалогами. Мы с женой очень часто ведём беседы на тему, как мы хотим жить, «кем вы видите себя через 5 лет», чего мы желаем добиться, а чего избежать. Список получается примерно следующий. В приоритетах: время, свобода, независимость. Уклоняемся от: якорей (дети, недвижимость, обязательства), офисной работы, скучной жизни.

Как-то нам попалась книга Тимоти Ферриса «Как работать 4 часа в неделю». Я открыл её случайно, в «Буквоеде», не Невском и зачитался. Что-то пробегал наискосок, что-то тезисно декламировал Тамаре. Жена прочитала книгу полностью. Четыре раза. Мне хватило просто идеи. Важно работать сколько ты хочешь и откуда ты хочешь, не тратя на это свою бесценную жизнь. Ведь она — жизнь — конечна. И самый дорогой ресурс у человека — время.

Феррис при этом не говорит, что ты должен уйти с работы, начать хипповать, что материальные блага — тлен. Нет, совсем наоборот, автор призывает к терпению. И мы напитались его спокойствием. Путь занял три года. Я постараюсь уместить основные идеи в три кейса, разобрав совершенно разные бизнес-модели.

Кейс № 1. Строительная фирма

Мы с братом поработали в компаниях — поставщиках строительных материалов. В каждой из них мы предлагали на каком-то этапе не просто поставлять что-то, но быть бизнесом полного цикла, выполняя работы. Руководители пугались и отказывались. Однажды мы уволились и организовали своё дело. Мы думали продавать составы для гидроизоляции, кровлю и пытаться выйти на подряд. В итоге торговля материалами у нас не пошла, а вот работы — очень даже. Начинали мы с небольших погребов, герметизации окон где-то в загородных коттеджах.

Делали всё своими руками, привлекая друзей на помощь. Платили товарищам в два раза выше рынка даже по нынешним расценкам, получая в ответ их кислые лица и недовольство. Из ярких воспоминаний: мы не управились до темна и ночуем в поле в Рэндж Ровере, выданном мне компанией «Рольф», как подменку моему сломавшемуся «Форду Мондео». Я тогда, помню, выбил у них эту замену, а потом пообещал себе, что заработаю и куплю себе новый Рэндж Ровер. Заработал. Купил.

Правила работы с клиентами выработались не сразу. Они именно выкристаллизовались со временем, показав мне как именно нужно строить бизнес. Сперва, безусловно, нужно самому поездить, пообщаться, поспорить, посмотреть, понюхать, сделать своими руками. Но затем нужно прогрессировать, двигаться дальше. Далее напишу несколько советов.

Не встречаться с потенциальными клиентами. Никогда. Зачем? Чтобы посмотреть в глаза? Пожать руку? Самый яркий пример «честного взгляда и сухой ладошки» у меня был в первый год работы нашей компании. Клиент передал деньги, получил расписку, а потом вдруг засуетился, сделку прервал, деньги забрал и укатил. Ну бывает — подумал я, передумал человек. Оказалось, что всё снималось на скрытую камеру. Получение денег, расписка, всё, кроме того момента, как я деньги отдал. ОБЭП. Адвокаты, прокуренный кабинет следователя. Бешенный взгляд обэповца, когда увидел, что я сразу пришёл с юристами.

Оказалось, бывший работодатель решил меня подставить. О, это отдельная история. Скажу только, что я отсудил у него столько денег, что хватило на пол года жизни в Нью-Йорке, куда я поехал лечить расшатавшиеся от следствия нервы. Если уж очень хочется клиенту увидеться, если иначе ему будет казаться, что мы существуем лишь в его воображении, то, пожалуйста — от 15 000 до 3 500 000 стоит выезд лично мой или кого-то из наших специалистов. Я называю такой выезд «терапевтический». Наш опыт по спасению зданий уникальный. Не готов заплатить за встречу с нами? Откуда тогда будут деньги на работы? Они-то кратно дороже. При этом мы не разбойники — если контракт заключаем, то дорогой выезд входит в стоимость, и всё без подвоха, ведь цену мы называем сразу. От сюда вытекает следующий пункт.

Называть цену сразу. Ну что за блажь, что за прокрастинация и потеря времени все эти «продажа встречи», высчитывание до копейки, взять паузу и разрисовать красивое коммерческое предложение! 95% клиентов просто хотят прицениться. Здесь и сейчас. Они справедливо считают, что цену они должны, как в магазине, увидеть сразу. А я справедливо считаю, что нам не о чем долго разговаривать, если при стоимости работ в 3 миллиона у клиента есть только 300 тысяч.

Не иметь офиса. Это тухлое, скучное место для бездельников. Все мои сотрудники работают исключительно на результат и получают много, значительно выше рынка, от результата. Мне не приходится их контролировать. Не можешь сосредоточиться? Мешают дети? О, мне так жаль, найди себе другую работу. Гипотетически, конечно. Я ни разу не брал на работу подобного «сидельца». Сам я предпочитаю работать по кофейням. Меня заряжает их бурная атмосфера, аромат кофе, сладкие допинги для мозга, бодрящие напитки.

Вся документация электронно. Вся, кроме той, что могут добыть мои сотрудники без меня, на месте, например акты скрытых работ. Договора только электронно. Все. Всегда. Я лихо сужусь, если кто-то пытается мне не платить. В суде при этом не появлялся ни разу. Суду не нужны бумажки, оригиналы, уже давно.

Не работать ни с какими отсрочками, не давать скидок. Почему это мы должны спонсировать чужую стройку? Зачем мне беспокоиться о своих деньгах? Если у клиента нет средств сегодня, чтобы начать проект, оплатив авансы, почему я должен вникать в то, как он их планирует добывать в будущем? Такая политика, в купе с выверенными договорами — залог отсутствие просроченной дебиторской задолженности.

К этим правилам остаётся лишь прикрутить контроль качества на местах, подпитывать самостоятельность в сотрудниках, не вмешиваться в рутинные дела, идущие без тебя. Также у меня есть правило. Всех и вся я прошу оформить мысль письменно. Сотрудника — смской. Потенциального клиента — проектом. Заказчика — письмом. Я считаю, что не бывает срочных переговоров — мы не хирурги, у нас не идёт счёт на минуты. Я уверен, если человек не может кратко оформить мысль в эпистолярном жанре, значит идеи, вопроса нет. А раз нет, то и незачем тратить моё время.

Данные постулаты позволяют мне одному вести самостоятельно или контролируя агентов, партнёров, менеджеров, проекты по всей России. Десятки проектов одновременно. Сейчас я на Карибах. Прилетел я сюда из Чили, разница во времени составляет 7 часов. И мне это совершенно не мешает. Встав рано утром, я проверяю мессенджеры. Чищу зубы и отвечаю на более-менее срочные сообщения. За завтраком проверяю почту.

Примерно за полчаса — час я успеваю обработать всё. Остаётся ещё пара часов на созвоны с офисными сотрудниками заказчиков и партнёров. В остальное время мы обмениваемся сообщениями с моими подопечными. И то, я стараюсь лишний раз не злоупотреблять их временем. Всё на почту, всё на почту! Которую я и разбираю до обеда, составляя договора, изучая проектную документацию, распределяя задачи. Ланч и море или прогулка по Гаване, а то и просто времяпрепровождения за книгой или изучением испанского (просто для себя, английский я уже знаю) — это святое.

Кейс № 2. Кофейня

Читай «общепит», читай «гончарная студия», читай «магазин чего-угодно». Все эти бизнесы похожи. И ни один не требует вашего присутствия. Поверьте. Вот наш опыт. Разбирая свои строительные проекты в кофейне «Тукано», я встретил бодрого бариста Женю. Мне понравился его азарт, и я давно подумывал, что обойдя за несколько лет все (все!) значимые и не очень кофейни Санкт-Петербурга, я легко открою свою. Решился, договорился… и укатил в Грузию.

За время моего пребывания там риэлторы перелопатили все арендные места Северной Столицы. Выбрали подходящее. Один минус — очень уж страшное внутри. Пришлось всё демонтировать, сделать дизайн-проект и полностью новый ремонт. Потолок, пол, стены, барная стойка, даже туалетные комнаты — всё с нуля. Дело происходит в 20-х числах декабря, на носу Новый год и беспощадные «январские», когда не работает никто и ничто. Отгадайте сколько времени прошло от первого стука в обшарпанную дверь арендуемого помещения, до первого гостя? Месяц! За это время я и Тамара не появились на стройке ни разу. Секрет прост: всё решают правильно составленные договора, тайм-менеджмент проекта, контроль сроков. Всё!

После открытия всё пошло не так гладко. Пандемия. Уход партнёров. В какой-то момент остались только мы с женой. Я несколько выгорел, устал от кофейного дела. И тут Тамара перехватила управление.

Сидя в Нью-Йорке, она проводила переучёт товарных остатков и придумывала летнее меню. С ближайшими мини-отелями заключались договора на снабжение постояльцев завтраками по сниженной цене. Таблички меню для каждой гостиницы заказывали в типографии, их доставляли курьером в кофейню, а от туда уже забирали работники отеля.

В Греции, без всякого VPN связывалась с группами любителей круизов, клубами коллективного чтения, преподавателями английского языка и звала устроить у нас посиделки. Арендовать ничего не нужно было, только покупать кофе и десерты. Как ни странно, но мало кто предоставляет такие условия, и нам удавалось делать выручки за счёт мероприятий.

Контролировала сотрудников, попивая апельсиновый фреш в марине Мармариса. У нас не было даже видео-наблюдения. Всё, что нужно для контроля — несколько показателей, проверяемых перекрёстно. Это очень просто. И за всё время работы мы только единожды вычли из сотрудников небольшую сумму, больше показательно, нежели возмещая некую знаковую недостачу.

С Родоса проверяла качество блюд, напитков и предоставляемого сервиса. Наши знакомые, друзья, многие из которых имеют непосредственное отношение к сфере HoReCa, пищали от восторга, когда мы предлагали им побыть тайными покупателями, эдакими Ревизоро. Мы даже хотели возмещать полностью их чеки. Но согласились взять деньги у нас всего единожды. Самое важное не пускать это на самотёк, а задать чёткие пункты. Например, «Маша, ты же любишь сырники и арахисовый латте? Возьми и то и это, оцени, пожалуйста, на сколько горячими были сырники, понравился ли тебе напиток, достаточно ли было арахиса?..» Всё это обязательно пишется сообщением, а не проговаривается. Всегда можно пробежаться потом по списку и проверить не упустил ли чего тайный гость.

Важно отметить, что под управлением Томы средний чек вырос в 1,5 раза. До Тамары заведением рулил бариста Женя со своей спутницей жизни, сидели они там чуть ли не круглыми сутками, но ничего высидеть, кроме ежедневных минусов, пропаж и убытков не могли.

Однако количество посетителей у нас, к сожалению, снизилось. Произошло это на фоне очень негативной политической повестки. Наши гости — молодёжь, от 22 до 35 лет. А они очень стрессовали, лишались работы, денег у них становилось всё меньше. Я уже упоминал, что знал все кофейни Санкт-Петербурга. Так вот за последние пол года продались все «старички», а это были яркие энтузиасты своего дела.

Расстались мы с бизнесом также дистанционно. Пришлось обучать брокеров, проводить ликбез. Сделка должна была по сценарию посредников совершаться около месяца, с личным присутствием Продавца и Покупателя. Я сократил всё до двух дней и получив деньги мы с Томой чокнулись бокалами с дайкири в отеле «Централ Парк» Гаваны. Как выглядят покупатели и брокер — понятия не имею.

Кейс № 3. Офисный планктон

Тут всё сложнее. Переменных больше. Но тем интереснее. Квест эдакий. Основная задача — освободиться. От кого и от чего? Давайте разбираться.

Руководитель. Он же директор, он же собственник, он же начальника отдела. Многоликий Шива. Способов борьбы с ним несколько. Можно договориться. Можно подкупить. И даже подсидеть. «Ай-я-яй, как нехорошо», — скажете вы? Хм. Не соглашусь. 95% этих руководителей — неудовлетворённые жизнью рабовладельцы, приковавшие себя сами к батарее скуки рутинными задачами, ипотекой, нелюбимой женой и ненужным ребёнком.

Сценариев вообще-то много, но чаще всего на работу эти наполеончики бегут, спасаясь от чего-то в своей жизни. Сразу скажу, нужно набраться терпения и ни в коем случае не ставить всё на кон. Будьте последовательны, стерегите свой шанс. Тамаре случай подвернулся так. Её босс — руководитель филиала в Питере ушёл на повышение в другую компанию. И на его место она порекомендовала меня. Штампа в паспорте у нас тогда не было. А про компанию и продукцию я знал всё из ежедневных вечерних бесед на кухне. Я был самый подготовленный кандидат, изнутри знавший все боли конторы и уже не раз в качестве диванного эксперта, решавшего её проблемы. Ну и опыт руководства собственным бизнесом у меня уже был немалый.

Три года в итоге я совмещал руководство иностранной компанией со своим делом. Сферы разные, так что всё было корректно и меня до сих пор тепло вспоминают. Что в итоге дала эта рокировка? Опыт. Тамара поняла, как можно ставить начальника над собой. Дружественного человека нужно снабдить информацией, подготовить к собеседованию и для представителя головного офиса он покажется лучшим кандидатом. А директор-друг, заранее знающий чего хочешь ты — это уже львиная доля успеха в деле будущей удалёнки.

Кресло. Сидеть в нём — не лучшее дело. Я вот, устав от кофеен на берегу моря, могу запросто сменить локацию на спортивную площадку на вершине фьорда. Прочищает мозги. Двадцать подтягивания — одно письмо. Пол сотни отжиманий — ещё одно. В здоровом теле — здоровый мозг. И продуктивность бешеная получается.

Так как же сделать, чтобы тебя не ждали в офисе? Тамара создала вокруг себя определённую ауру. Ауру человека, очень боящегося подцепить COVID. Под этой легендой можно: не появляться месяцами на рабочем месте, скидывая страшную статистику заболевших на сегодня в общий чат, не встречаться с дилерами и клиентами, даже игнорировать рандеву с высшим руководством и собственниками компании. Естественно, всё это делается постепенно.

Телефон. Ждёшь очень ответственного звонка. Долго рассказываешь о том, как он важен. Оповещаешь всех за неделю. В день Х уезжаешь в командировку, валишься с ног от простуды, застреваешь в пробке. Что-то одно на выбор. Поднимаешь бурю в стакане воды, требуя чтобы тебе прямо сейчас настроили переадресацию с офисного на мобильный или просто разрешили настроить всё самостоятельно. Лениво расписывать детали и вариации. Упомяну только маленький важный нюанс: настройте так, чтобы к вам дозвон шёл после 3-его гудка. Тогда в офисе будут отсекать все ненужные вам вызовы, подрабатывая вашим секретарём, а ваш мобильный не будет трезвонить зря.

Компьютер. Примерно как с телефоном. У вас важная сделка, переговоры, командировка. Нужен доступ к 1С, базе, остаткам, CRM. Только не выдумывайте эту самую сделку. Лучше дождитесь её. Терпение — ваш лучший союзник. Пара нужных рычагов и вот надо же всё уже открывается у Тамары в её MacBook Air, хотя до этого сисадмин целый год уверял, что это нереально, когда вся система заточена на Windows. Можем же, когда захотим.

Что имеем на выходе. Пандемия, пустынный дикий пляж Антальи, Тамара, бронзовая от загара, с ноутбуком и телефоном, прикрывая микрофон ладошкой: «Нет-нет, это не море, да какое море, откуда, это просто дорога шумит».

Я разобрал три совершенно разных кейса, три ситуации, имевших место быть в нашей реальности. Ни один эпизод не является везением или случайностью. Стратегия, планирование и ожидание нужной ситуации. Так мангусту каждый раз «везёт» с коброй.

Немного о том, как мы живём. Это, однозначно, не для всех. У нас нет бетона, собранного в параллелепипеды, за который мы выплачиваем кабальную ренту, под названием «ипотека». Мне тяжело представить, как можно променять двухуровневые апартаменты с джакузи в Хорватии или рёкан под Хигашихиросимой в Японии на унылую двушку в спальном районе. Платёж соразмерный. Иногда снимать что-то классное даже дешевле. Например, мы арендовали квартиру, в историческом центра Питера, с действующим камином, парковкой на две машины всего за 45 000 рублей. Я знаю одну учительницу, которая, насилуя всю семью, платит столько же за обитель на выселках. Зато своя! Будет… если она доживёт до этого дня.

Какое-то время мы жили в квартире, которую нам любезно предоставлял отец жены. Получился эдакий симулятор «представь, что ты купил тут хату». Так хорошо всё начиналось. А потом… сверху поселились наркоманы, за окнами стали возводить жилой комплекс, во дворе начали строить детский сад, парковку сократили в несколько раз и начался «Бешенный Макс: война за места». Если такое творится в съёмной квартире — пока съёмная квартира. А если ты это купил, да в ипотеку? Да ты ж обречён! Так что нет, ни в коем случае.

Зато есть три дорогих и классных автомобиля. Два породистых британца и один любимый малыш Smart. Все куплены новыми и в максимальных комплектациях. Наш лозунг: покупай то, что действительно будет приносить удовольствие. От наших авто мы получали эндорфины по полной. Нам абсолютно всё равно, но цена их за время эксплуатации выросла. Чего не скажешь о бетонных коробках.

В наших путешествиях мы не сильно экономим. Такая задача не стоит. Важно, чтобы денег просто хватало. Средняя стоимость аренды жилья по всему миру плюс минус одинакова. Билеты на самолёт перестают быть роскошью, когда ты перемещаешься из Стамбула в Амстердам, а из Амстердама в Нью-Йорк. Будучи в Штатах попасть в Центральную Америку уже проще простого. При нашем гедонистическом уровне жизни расходы в месяц, даже с учётом перелётов получаются примерно одинаковыми, что в Питере, что в Токио. Лайфхак: чем дольше задерживаешься на одном месте, тем меньше траты на месяц. То есть, прожить квартал в Сингапуре выгоднее, чем десять дней. И не только из-за билетов. Траты в первые дни в новом месте всегда выше.

Мы не гонимся за достопримечательностями, стараемся вникнуть в жизнь местного народа, учим языки, ходим на рынки, покупаем морепродукты у рыбаков. Всегда радостно встречаем русскоязычных. В Чили, например, мы просто поздоровались с парой людей на променаде, завязалась беседа, а через пол часа нас уже было больше десяти человек. Наверное, все русскоязычные прибрежного городка Винья-дель-Мар собрались тогда вместе. С нами была и девушка из Грузии и парень из Львова. За границей, далеко от родных пенатов, все тянутся друг к другу, греют теплотой общения. Так мы находим друзей на всех континентах.

В путешествиях мы живём. В нас бурлит кровь номадов. На одном месте нам становится скучно уже через месяц иди два. Нужно лететь дальше. При этом странствуем мы не налегке. С нами два гигантских чемодана с вещами. Намадство, это вообще не про эдакий рай в шалаше у океана. Это про комфортную кочёвку по миру, когда тебе везде и всегда классно и не приходится ни в чём себя ущемлять или идти на компромисс. Хочется тебе пельменей — ищешь русский магазин в Нью-Йорке или Афинах. Замёрз в Чили — летишь греться на песчаный пляж. Не нравится жильё — переезжаешь тут же и без потери в финансах, как мы это делали в Париже и Норвегии. Один день в путешествии по количеству впечатлений тянет на год жизни среднего обывателя, независимо от его достатка. В этом и суть. Короткая человеческая жизнь у номада субъективно в сотню, а то и тысячу раз длиннее. Я уж не говорю о полученном опыте или том неприкрытом интересе, который мы вызываем у обычных собеседников.

Я же вот, например, при попытке знакомых, друзей затащить меня в суши-бар мягко отказываюсь, а когда меня начинают уговаривать аргументирую тремя десятками видов тунца, которые можно найти в обычном японском заведении в Киото. Развивается вкус, а точка зрения превращается в кругозор. Кстати, попадающая в этот кругозор Российская действительность иногда демонстрирует свои несомненные по сравнению с прочими странами плюсы в виде, например, отопления, медицины и вкуснейшего кофе, который кажется, кроме России умеют готовить только в Дании, Норвегии и Финляндии.

Итоги

В Т⁠—⁠Ж как-то был опрос недавно «какой финансовый совет вы бы дали себе несколько лет назад». Так вот я бы сказал себе: ты молодец, делай так, как задумал, вкладывай в себя, в свой бизнес, не откладывай ничего, живи на полную катушку, всё будет хорошо!

Этому стилю жизни, начиная с построения полной удалёнки, я бы хотел учить людей. Дорого. Непременно дорого. Если дёшево или не дай бог бесплатно, то обязательно воспринимается как «не ценно». Не думаю, что буду запускать какое-то модное «наставничество» или «марафон». Нужен некий вдумчивый формат, не похожий на инфоцыганство, запрудившее все источники информации, когда дамы с проблемами в личной жизни учат строить отношения, а нищие юнцы — зарабатывать миллионы. Уважаемый читатели Т⁠—⁠Ж, подскажите формат, как запустить хорошую идею в массы?

Теги: бизнес
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество