Как я стала скрайбером
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
В 2017 году мне по работе понадобилось пройти более 15 обучающих курсов на разные темы.
Я тогда работала в головном офисе Beeline Russia в роли Product owner в департаменте анализа больших данных. В течение того года я изучала методики гибкой разработки, основы юнит-экономики, управление командой, эффективную коммуникацию, техники переговоров и развитие системного мышления. Иногда казалось, что от количества новой информации у меня просто лопнет голова.
На тот момент я уже владела различными приемами и инструментами для структурирования информации и построения дашбордов, ведь я работала с анализом данных. Не все мои «клиенты» — сотрудники компании, которые заказывали исследования, аналитику и решения, — были готовы смотреть в эксель-файлы и на «голые цифры», поэтому для меня было очень важно доносить результаты анализа просто и понятно. Тем не менее, начав проходить разные курсы, я почувствовала, что имеющихся навыков упорядочивания информации мне не хватает.
Мои записи с первых занятий были сумбурными и больше напоминали «записки сумасшедшего»: обрывочные фразы, набросанные впопыхах, схемы и сокращения, которые не всегда удавалось расшифровать после обучения, какие-то рисунки. Не делать записи было нельзя — иначе я просто не запомнила бы и половину бесценного материала, которым с нами делились лекторы. Кроме того, у нас в компании практиковалась передача полученных знаний коллегам: после любого обучения мне нужно было рассказать, что нового я узнала.
Вскоре я поняла, что мне срочно нужен инструмент, чтобы упорядочить знания, которые у меня уже есть, систематизировать новую информацию, а также в понятной форме передавать все это коллегам. Так в мою жизнь пришли визуальная фасилитация и скрайбинг.
Про скрайбинг мне рассказал менеджер по развитию талантов нашей компании. В тот момент я глубоко изучала инфографику для построения дашбордов в продукте, который делала с командой. Моя заинтересованность «упаковкой» информации в систему изображений натолкнула моего коллегу на мысль, что изучение скрайбинга могло бы помочь мне погрузиться в тему еще глубже. И он не ошибся.
Что такое скрайбинг и зачем он нужен
Интернет говорит нам, что:
- визуальная фасилитация — это «способ организации процессов групповой работы, направленной на общее решение, с использованием визуальных средств»;
- скрайбинг — это «способ донесения информации через иллюстрирование ключевых моментов».
Но можно сказать еще проще: зарисовки на полях, которые вы делаете во время прослушивания лекции, могут быть важнее и содержательнее, чем конспект. Они более информативные и интуитивно понятные. С помощью таких зарисовок лекция, встреча, совещание, публичное выступление или любое собрание людей для обсуждения проблем, поиска решений и обмена опытом становится более систематизированным и эффективным.
Представим себе любое мероприятие, где есть какой-то спикер и аудитория его слушателей. Это может быть лекция для новых сотрудников, отчет менеджеров о результатах года или выступление вашего коллеги об итогах и планах большого проекта. У спикера есть заранее подготовленный текст, и он увлеченно рассказывает его слушателям: он озвучивает тезисы, ключевые показатели, план мероприятий — и, конечно, ему кажется, что его выступление звучит понятно. Если у спикера есть еще и презентация, то, казалось бы, тут точно не может быть никаких недопониманий.
Но бывает, что во время подобных выступлений после 10 минут активного слушания нить повествования теряется. А пересматривать чужую презентацию после самого мероприятия — ужасно «интересно». Вот тут и поможет суперсила визуальной фасилитации и скрайбинга: благодаря этим инструментам даже после самой длинной и утомительной речи у слушателей остается «экстракт» информации, умещенный на одном листе бумаги.
Скрайбером называют человека, который владеет инструментом «визуальная фасилитация» — то есть создает визуальную карту того, что слышит. Он выхватывает из речи спикера только самые важные факты, цифры и образы и фиксирует полученную информацию на листе бумаги с помощью простых схем, рисунков и тегов. Хороший скрайбер делает это так, что при взгляде на визуальную карту вы сразу вспомните и поймете самое важное из выступления, даже если слушали его давно.
В скрайбинге есть два основных подхода.
Скрайбер сопровождает выступление спикера, составляя визуальную карту на глазах у аудитории. В этом случае он разворачивает большой лист в сторону аудитории, и все могут видеть рождение визуальной карты доклада или лекции. Это такая «подтанцовка» для выступающего: он говорит, а скрайбер — фиксирует на бумаге выжимку из речи спикера. Аудитория слышит информацию и сразу же может увидеть, как она воплощается в визуальных образах.
Скрайбер незаметно для аудитории делает визуальный конспект во время выступления спикера. В итоге после окончания лекции или доклада аудитория получает готовую визуальную карту выступления — как бонус к только что прослушанной информации.
В зависимости от подхода скрайбер может выбирать разные форматы листа для работы: например, большой лист в первом случае и маленький — во втором.
Чтобы «зарисовки на полях» были понятны не только скрайберу, но и тем, кто впоследствии будет их смотреть, требуется много техники и чуть-чуть магии. Техника заключается в том, чтобы:
- строго следовать структуре выступления;
- не терять ключевые моменты;
- выбирать легко читаемые и понятные визуальные образы;
- не мудрить со структурой изображения.
А магия — это уловить самые яркие слова и выражения спикера, его шутки — и сделать из этого маркеры. Если человек слушал выступление, то он с большой вероятностью тоже замечает и запоминает такие яркие моменты.
В итоге получается, что скрайб — это подсказка или ряд подсказок, по которым очень легко вспомнить то, о чем ты уже слышал.
Как сделать хороший скрайб
Можно выделить несколько основных правил для создания емкого и полезного скрайба.
Нужно заранее решить, какой будет композиция скрайба и как будет разлинован лист. Если вы знаете, что выступающих будет несколько, то лист нужно разделить на соответствующее количество секций. Для расположения этих секций можно использовать распространенные схемы композиции — простую сетку, спираль или баблы. Также при выборе разлиновки можно опираться на тематику мероприятия: например, для «Билайна» я иногда делала сетку из пчелиных сот.
Если информации о количестве выступающих нет или их очень много, то скрайберу нужно подготовить несколько листов и подобрать для каждого из них подходящую сетку.
Еще до мероприятия стоит выбрать стилистику иллюстраций и набор используемых цветов.
Во время выступления нужно внимательно слушать спикера. У каждого выступления есть структура: вводные данные, аналитика, обозначение проблематики, поиск решений, главная мысль и итоги. Таким образом, для скрайбера важно лишь внимательно слушать спикера и фиксировать ключевые моменты каждого раздела структуры выступления.
Также важно, чтобы одна речь помещалась на одном листе. Это обязательное условие: нельзя «разрывать» выступление, иначе скрайб превратится в клочки информации и не будет иметь никакой структуры.
В процессе создания скрайбов не надо зацикливаться на мелких деталях изображений — все это можно будет дорисовать после окончания выступления. Это правило работает и в случае длинных слов или фраз: нужно лишь оставить под них место и наметить ключевые слова, которые после выступления можно будет дописать.
Важно понимать, что скрайбер не художник. Он не должен уметь рисовать вообще. Ему не нужны основы построения перспективы предметов или точных пропорций тела, никаких теней и световых рефлексов. Скрайбер не украшает информацию, а фиксирует ее в системе символов, тегов и логичных схем. Скрайбы могут вообще не содержать рисунков, а состоять только из простых геометрических фигур и линий. Так что, если вы не умеете рисовать — так держать!
Подготовительная работа над 1 и 2 пунктами позволяет не отвлекаться на придумывание структуры и композиции в процессе создания скрайба: времени обычно мало, и лучше потратить его на пункт 3 — «внимание». А четвертый пункт позволяет снизить напряжение во время создания скрайба: дорисовать волны сигнала вайфай или клавиатуру для компьютера несложно, если у тебя уже нарисован телефон и монитор.
Как я применяю скрайбинг
После того как я научилась скрайбингу, больше ни одно совещание не казалось мне скучным: делать «визуальные заметки» на рабочих митингах стало моим любимым занятием.
Среди моих коллег было несколько людей, которые пошли по моим стопам и научились скрайбингу, чтобы фасилитировать свои рабочие встречи и проводить обучения для своих сотрудников. Но большинству нравилось для этих целей приглашать на свои выступления меня.
Помимо совещаний я была скрайбером на корпоративных мероприятиях «Билайна» — в частности, на одном из ключевых событий года, где все директора и президенты компании подводили итоги и рассказывали о стратегических инициативах на следующий год. После того мероприятия у меня был готов визуальный конспект по каждому выступлению, и добрая половина слушателей подошла ко мне, чтобы сфотографировать скрайбы. А после публикации тех скрайбов на корпоративном портале я получила несколько благодарностей от самих выступавших: они удивлялись, как удачно я переработала их получасовые выступления в простые и понятные схемы и карты.
Еще я была скрайбером на мероприятиях PechaKucha в Иннополисе. PechaKucha — это очень крутой формат, придуманный в Японии, который может использоваться практически для любого мероприятия. Его особенность заключается в том, что каждый выступающий ограничен по времени и количеству слайдов, которые он может показать аудитории. В рамках своего выступления спикер представляет презентацию из 20 слайдов, каждый из которых демонстрируется всего 20 секунд, после чего автоматически сменяется на следующий. Таким образом, продолжительность одного доклада ограничена 6 минутами 40 секундами.
Этот формат мероприятий хорош тем, что сделать его можно очень разным: это своеобразный стендап, на котором нет правил, кроме одного — ограниченное время и количество слайдов. Организовать мероприятие такого типа может любой желающий — компания, институт, бар, комьюнити — но использование названия PechaKucha запатентовано и предполагает выплату комиссии ее изобретателям. Поэтому, чтобы официально проводить мероприятия под этим названием, надо покупать разрешение у правообладателей. Однако никто не мешает использовать сам формат без этого нейминга бесплатно.
Мне предложили создавать скрайбы по выступлениям, каждое из которых короче семи минут — и я согласилась. Можете себе представить спикера, который должен раскрыть тему за такое короткое время, и меня, добывающую ключевые теги из этого выступления и рисующую все это за те же 6 минут 40 секунд? Мой мозг работал с такой скоростью, что руки не всегда успевали записывать и рисовать — но результат был потрясающий.
Где можно научиться скрайбингу
На «Ютубе». На первом месте по количеству полезной информации про визуальную фасилитацию и скрайбинг стоит интернет. На «Ютубе» огромное количество видео с уроками, примерами работ и воодушевляющими историями использования этого инструмента. Если вы знаете английский, то найдете там примерно в четыре раза больше полезной информации.
Кстати, если вы знаете только русский язык, то тоже смотрите видео на английском. Это лучшая иллюстрация того, что хороший скрайб передает 90% информации из выступления без слов.
На офлайн-курсах. Специальные школы и курсы скрайбинга есть и в офлайне. Я прошла курс в одной из московских школ и осталась очень довольна. На таких курсах очень комфортно и понятно доносят базовую информацию и методики работы, могут помочь с выбором инструментов и сразу включат вас в комьюнити скрайберов. Моим преподавателем была активно практикующая скрайбер: по ее социальным сетям я вижу, что она и сейчас работает на самых мощных бизнес-мероприятиях в России и СНГ.
Из книг. Книги по скрайбингу и визуальной фасилитации есть уже даже на русском языке. Одна из моих любимых — «Скрайбинг. Объяснить просто». Она почти целиком состоит из скрайбов: тот самый случай, когда книга с картинками одновременно обладает высоким уровнем полезности. Есть и другие материалы и методички, они легко ищутся в интернете по ключевым словам.
Расходы и доходы
В 2017 году, когда я училась скрайбингу, мое обучение оплачивала компания «Билайн», и стоимость курса тогда составляла около 20—30 тысяч рублей за три дня офлайн-занятий. В данный момент на сайте школы, в которой я училась, цены не указаны: видимо, у ребят гибкая система ценообразования и то, что стоит одних денег для «человека с улицы», может стоить иначе, если обучение заказывает компания.
С тех пор появились и онлайн-занятия, и мастер-классы, которые стоят дешевле. Более того, на сайте одной из ведущих школ я нашла форму записи на бесплатный вебинар. Так что я уверена, что познакомиться с основами скрайбинга можно бесплатно, а на курсы и в школы можно пойти при поддержке работодателя.
Скрайбер может устанавливать стоимость часа или дня своей работы самостоятельно. Если бы я рассчитывала стоимость своего рабочего дня как скрайбера, то учитывала бы следующие моменты:
- мой рабочий день по основной профессии стоит 20 тысяч рублей;
- я бы заложила в стоимость оплату проезда до места мероприятия и другие дополнительные расходы.
В конечном итоге получилось бы 25—30 тысяч рублей за один день.
Профессиональные скрайберы берут дороже: у них большие затраты на материалы, уплату налогов, зарплату персонала и так далее. Стоимость услуг будет зависеть от того, какой формат и масштаб мероприятия — все рассчитывается индивидуально.
Начинающему скрайберу я бы предложила первую работу взять за бартер, чтобы все материалы после мероприятия остались ему. Хорошие маркеры, например, стоят достаточно дорого. Дальше можно определить комфортную для себя сумму за рабочий день. Это позволит набить руку и заработать на обучение и продвижение своего личного бренда в соцсетях, с помощью которых впоследствии будет возможно найти новых клиентов.
Итоги и напутствие
Впервые с терминами «визуальная фасилитация» и «скрайбинг» я столкнулась в 2017 году. С тех пор я на личном опыте убедилась, что эти инструменты могут помочь не только в учебе, но и в работе — даже если в компании работают всего два человека. Мне повезло использовать методику в рабочих задачах и с ее помощью принести пользу не только себе, но и своим коллегам. Кроме того, именно скрайбинг помог мне понять, что такое активное слушание.
Главной сложностью в скрайбинге для меня было побороть волнение — ведь это тоже публичное выступление. Кроме того, первые разы я боялась грамматических ошибок: было страшно, что я сделаю глупую ошибку в каком-нибудь слове и это потом разойдется по коллегам. Но, хотя у меня бывали недочеты, я ни разу не получила негативной обратной связи. Люди, которые видели, в каком напряжении делается скрайб, только подбадривали меня и говорили, что ни за что не смогли бы повторить такое.
Если вы овладеете навыками визуальной фасилитации, то на совещаниях, конференциях и лекциях у вас появится несколько опций:
- Постараться просто все запомнить.
- «Посидеть» во время мероприятия в своем смартфоне.
- Вооружиться ручкой и блокнотом и создать свой первый скрайб.
Вы можете начать оттачивать навык скрайбера, никому не рассказывая об этом. И, только набравшись опыта и смелости, опубликовать свои визуальные карты на всеобщее обозрение.
Как вы поняли, путей применения скрайбинга бесчисленное множество — я лишь обозначила контур полезности этого навыка. В общем, я считаю полученный опыт и освоенный инструмент совершенно прекрасными.