Мнение: начинающих специалистов без высшего образования видно сразу

Мнение: начинающих специалистов без высшего образования видно сразу

Этот текст — комментарий читателя Т⁠—⁠Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.

Почти для любого специалиста — не каждого, к медицине, например, это не применимо — наличие любого образования лучше, чем его отсутствие. А отсутствие профильного часто некритично.

Если разложить на цифры: 9 классов дают вам 0%, 11 классов — 15%, среднее специальное образование — 30%, вышка непрофильная — 80%, профильная — 100%.

Сейчас объясню: то, из чего обычно состоит образование, — усвоение информации, построение логических цепочек, решение задач с конкретной целью и на оценку, запоминание и воспроизведение, взаимодействие с людьми и командой — это прекрасное микроупражнение для человека, его мозга и характера. Его приходится выполнять минимум по 5—10 раз в семестр, и почти каждый раз — в новой предметной области. Как конкретно человек справляется — как положено или, хм, за счет софт-скиллов, — не так-то уж и важно.

Пройти подобный курс упражнений не обязательно именно в вузе. Понятно, что в каких-то заведениях напряженная программа тренировок, а куда-то в основном приходят за гаражами с тренером покурить. Пара лет напряженной разносторонней «работы на работе» тоже подойдет. Получение диплома — чем не проект с дедлайном? Но по начинающим специалистам очень хорошо видно, кто с вышкой, пусть даже и неоконченной, а кто без.

Уже много раз ловил себя на мысли «вот этот разгвоздяй точно без вышки» — и оказывалось, что точно определил.

Помогла ли мне вышка? Очень. Оказалось, что «Водопроводные сети высокого давления», «Экономическая теория» и «Детали машин» не менее полезны, чем профильные «Теория массового обслуживания в вычислительных сетях» и «Теория конечных автоматов». Похоже, это все натренировало меня погружаться в разные предметные области работодателя или заказчика, быстро и без «ой все».

А учитывая, что я работал почти фултайм со второго-третьего курса и прогулял не более пары занятий, еще и потренировал тайм-менеджмент — или как там это называется сейчас.


Редакция
23.08, 12:26
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:

"9 классов дают вам 0%", что же это за школа такая была, где первые девять лет обучения не практиковались: "усвоение информации, построение логических цепочек, решение задач с конкретной целью и на оценку, запоминание и воспроизведение, взаимодействие с людьми и командой". В статье противоречие на противоречии, ощущение как будто текст между собой вообще не связан. Заключение добило окончательно. Уж что-что, а правильно структурировать текст и доносить свою мысль - это одно из ключевых чему учат в ВУЗе.

124
Герой Т—Ж

Stepan, что-то похоже больше на "посмотрите, какой я молодец". Вообще не понял цели статьи, на самом деле. Ну видно и видно. Ну не видно и не видно. "Пузырьки на воде появляются, когда она кипит" - тоже мне наблюдение.

66
Герой статьи
Отредактировано

Rex, я тоже не понял замысла редакции сделать из моего действительно не особо содержательного комментария целую статью.
На статью похож он разве что размером.

38

Alexander, замысел вполне понятен - генерация контента, бонусом - накидывание на вентилятор)

36
Герой статьи

Stepan,
Ваше замечание, конечно, по делу.
Однако этот пост создан редакцией из комментария https://journal.tinkoff.ru/ne-lishnee-vyshee/#c448247
Я его даже пытался комментарий отредактировать, так как в нём, очевидно, есть что поправить, но не уложился в ограничение активности кнопки "редактировать".

Если бы я писал полноценный пост(а не комментарий), то и рассуждение бы было структурировано совсем иначе.

22

Том, какой классный миф. Что-то ни один из моих одноклассников-двоечников не пошел в бизнес и не взял на работу к себе отличников-стоматологов, программистов, аналитиков и переводчиков.

74

Ярослава, согласен полностью.
Конечно есть исключения, но люди у которых что-то получилось без вуза есть такие
Но они однозначно занимались самообразованием в своей профессии. По-другому никак.

7

Ярослава, а я был "двоешником", подготовился к егэ, поучился на заочке, параллельно работал, в этом году закончил, работаю аналитиком 2 года, научился на работе, так что могу сказать что ловить двойки можно из-за своеобразной системы мотивации, а не из-за дол*****зма обучающегося.

4

На мой взгляд, в статье как раз есть проблемы с логическими цепочками. Два события могут коррелировать друг с другом, но при этом не факт, что одно вытекает из другого.

Я бы зашла вообще с другой стороны. Вот есть умный, талантливый, соображающий, умеющий учиться и строить логические цепочки выпускник Сережа. Какова вероятность, что он не пойдет получать вышку? Ну то есть даже не попробует нигде поучиться? На мой взгляд, весьма низкая. И есть, условно, Вася. Который с горем пополам дотянул до 9 класса и не имеет никаких особых желаний учиться, а из интересов - пить пиво и курить с пацанами за гаражами. Пойдет ли Вася в ВУЗ? Ну очень вряд ли.

Ну то есть, с одной стороны, конечно, вышка дает определенные знания и базу. Но плюс к этому еще на стартовом этапе осуществляется приличный такой отсев неумеющих 2+2 сложить.

61

Ярослава, очень интересная мысль, спасибо. Раньше не думал об этом так.

6
Отредактировано

Том, я думала над этим мифом. И пришла к выводу, что он может быть актуален, если человек вцелом неглуп, умеет думать, делать выводы, изучать что-то, интересуется чем-то (не обязательно школьными предметами), умеет видеть возможности и потенциальные зоны роста (на чем заработать). Но вот в школьную систему не вписывается. Не хочет учить, не поладил с преподавателями, не интересны конкретные предметы - разные могут быть причины. Но таких неоцененных в среднем по больнице мало. Чтобы вот прям двоечник, не дотянувший до ВУЗа, но со всеми вышеперечисленными качествами. Но исключения случаются
А если из интересов - бухать с друзьями за гаражами и ничего больше не хочется, то очень наивно полагать, что вот он вырастет и станет крутым предпринимателем.

42

>А учитывая, что я работал почти фултайм со второго-третьего курса и прогулял не более пары занятий, еще и потренировал тайм-менеджмент — или как там это называется сейчас.

Может говорить ещё и об удачном расписании, если работа не удалённая или учёба не очно-заочная) Есть знакомые студенты, у которых на втором-третьем курсе раз в неделю пары с 9 утра до 9 вечера, без окон. Как ни совершенствуйся в тайм-менеджменте, выкрутиться не выйдет.

42

Rita, знакомо, у нас со 2 курса ставят 3,4,5 пары (с 12 до 19). как бы и круто, но никакой работодатель не поймёт.

2

>Почти для любого специалиста — не каждого, к медицине, например, это не применимо — наличие любого образования лучше, чем его отсутствие.

Если я буду нанимать человека с 2 годами опыта или 6 годами университета, то я предпочту первый вариант (если вслепую).

29

Владислав, в медицине тебя просто не примут на работу и всё

10
Герой Т—Ж

Мария, нет, не так. Просто ты не имеешь права заниматься мед деятельностью. Принять-то примут. За деньги или как там еще.

4

PP, никак. Зачем организации из-за какого-то неуча со стороны лицензии лишаться?

6

Мария, сейчас куча дипломов нете продается в т. ч. и медициских.. Покупа за 20 тыри иди работай.. Другое дело - сможешь ли...

0
Отредактировано

Том, и да и нет.
Вышка дает базу, как ни крути.
Я училась на инженерной специальности. Да, там никто не научит программировать на C#. Не расскажут про модные плагины и технологии. Но дадут хороший курс алгоритмов, высшей математики и тервера. Которые ой как пригодятся хорошему программисту. А дальше - сам, да, беги и изучай.

25

Ярослава, удивительно, но у меня в вузе были и шарпы на 1 курсе, и модные технологии и инструменты, и алгоритмы и матеша была. на данный момент времени считаю свое образование актуальным.

1

Том, ах, какая однобокая выборка из генеральной совокупности ради нужного вывода))
Смотри, тоже так могу
- основатель нетфликс [Стенфорд] https://en.wikipedia.org/wiki/Reed_Hastings
- основатель амазона [Принстон] https://en.wikipedia.org/wiki/Jeff_Bezos

Парируйте)

21

Не согласна совсем (там где я работала) - в универе (когда преподавала) встречала беспробудных дураков и с докторской степенью. Потом в финансовой сфере были блестящие специалисты не с базовым высшим образованием и никакие с базовым. Многое все же зависит и от МОЗГОВ.

20

Марина, и от умения учиться, вообще от самостоятельности. Правильный ВУЗ, очное обучение учит самостоятельности - никто тебя тянуть не станет, вылететь за неуспеваемость - нефиг делать, поэтому нужно стараться. Во всяком случае так было раньше.

0

Том, ошибка выжившего. Тем более так откровенно наяривать на бизнесменов не надо. Ведь зачастую бизнес это просто унылая самозанятость, а не яхты и жаркое солнце круглый год.
Пока условный Вася строил бизнес, я строил карьеру. Не впахивал с утра до ночи, боясь разориться и пытаясь перекредитоваться, а спокойной работал на "дядю" довольно часто платившего за моё повышение квалификации. В итоге сейчас и зарплата выше чем у горе-бизнесменов которые после ковида переквалифицировались в таксистов. И теперь для диверсификации денежных потоков я открыл ИП, не забывая инвестировать прибыль. Классно, да?)) А вы и дальше можете няньчиться с одноклассниками :D
Да, есть единицы типа Джобса, но вряд ли разумный человек будет объяснять их успех отсутствием высшего образования 💁🏻‍♂️

17

Скажем так, совсем немногие из моего окружения работают по специальности (кроме знакомых с психфака МГУ вспомнить не могу). Большинство получали знания в процессе работы, при появлении прикладных задач. И вот скорость и глубина освоения этих самых прикладных задач, а также опыт решения прошлых - это единственное, что имеет значение. Собственно, эти самые софт-скиллы решают.
Никакое образование не даст ответов на конкретный рабочий вопрос (за редким исключением). Для меня полезность и эффективность работы человека определяется исключительно скоростью и качеством итоговой работы.
Наличие высшего образования (профильного или нет) как правило имеет мало общего со степенью усвоения знаний. Я не могу это проверить при первой встречи, но я могу отметить некоторые полезные привычки - будь то поиск новой информации, ее проверка, умение видеть "вокруг", использование аналогий в речи, умение видеть, что тебя поняли и показать, что понял сам. Ну и так далее.
А наличие или отсутствие образования - это не то, на чем стоит заострять внимание.

14

Представила себе автора таким

13
Отредактировано

Мне кажется, здесь произведена подмена корреляции на причинно-следственную связь. Действительно, закончившие вуз в среднем сообразительнее, но это ещё не даёт повода делать выводы

9
Отредактировано

По мне так умение читать и считать - уже половина успеха)
Хорошая начальная школа - это очень круто
Хорошая средняя школа - это мега круто
Хорошие 10 и 11 классы - это в нашей стране доли процентов и мега-мега круто

8

Арсений, заинтересовало - а в какой стране вы живёте?

"10 и 11 классы - это в нашей стране доли процентов и мега-мега круто"

6

Том, я живу в РФ. Имею ввиду, что качественное образование в 11 классе получают доли процентов. Попросите прохожих посчитать производную функции

2
Герой Т—Ж

Арсений, какому проценту населения России в жизни помогло умение считать производную? Или это просто ради того, чтобы считать?

2

Karl, тому проценту, которому помогло - его тут в комментах не увидишь, они тусуют на других ресурсах и на другом языке общаются. Математика - царица наук.

4

Арсений, в школах не рассматривают/очень кратко затрагивают основы производной — предел функции, бесконечно малые величины. А без понимания этих вещей, человек не поймёт производную. Да, он сможет зазубрить как решать её, но знания от зубрежа испаряются на следующий день после экзамена.
Те же кто ответят, скорее всего, либо сами допёрли, либо с помощью репетитора.

1

Том, прикладные навыки устаревают. А фундаментальные - нет

5

Том, вы, наверное, тоже не учились в вузе?
Извините за грубый вопрос.
Просто в статье-комментарии говорится про способность усваивать информацию в сжатые сроки, а не про саму информацию и даже не про базу.

4

Это полностью зависит не только от профессии, но и от команды и проекта на котором работаете и какие конкретно проблемы надо решать человеку. Я 10 лет успешно работаю с образованием в 11 классов на умственной работе, отсутствие ВО смущает только если я захочу переехать в страны, где образование нужно по закону.

4

Ivan, +1
Только у меня 24 года реального стажа.
Вышка неоконченная, в 90е не до того было.

5

Том, так ведь очень небедные родители Гейтса спонсировали создание компьютерного класса в его школе, а потом он сам потратил ну очень много времени на изучение программирования

4

Дизлайк редакции за байтинг и трату времени читателей

4

Мнение, изложенное так невразумительно, не имеет права на существование, извините за категоричность. Человека явно не учили излагать свои мысли нормальным русским языком. В связи с этим возникает вопрос: а учился ли он вообще где-нибудь? "Чему-нибудь и как-нибудь"?
Или я ошибаюсь и сейчас так учат и в школе и в ВУЗе? Ах да! Ведь сейчас не ВУЗ, а ВЫШКА(

3
Герой Т—Ж

Папич: 🗿

2

Спасибо за мои 80%. Это, конечно, смелое утверждение, но вселяет надежду, что не все потеряно.
А так - да. Навык мега-срочного усвоения информации (==подготовки к экзамену в ночь перед экзаменом и ни минутой раньше) очень сильно пригодился в работе. Понятно, что в ночь не усвоишь многое, но и в работе глубокое погружение не требуется.

2

Добрый Всем!
Тема актуальная и во все времена.
Да конечно автор не удачно ее раскрыл..литературно даже.
Но по сути прав, Но есть но..
Каждый индивидуален, сам по себе. Кому не помогут два диплома полученные из полпалки. А кому то дадут путевку в профессию своей жизни даже два курса.. долги по сессии, и отчисления из вуза.
А потом ещё трудная задача как выжить и не говорить родителям ...
Образование важно для развития каждого, для его конкретной цели.
В вузах не учат конкретным действиям одного человека и не дают рецепт как получить деньги.
Потомучто даже можно учиться 10 лет и не реализовать себя. А кто-то себя находит и свое предназначение ещё в вузе.
Вуз даёт фундаментальные знания, даёт умение учиться новому, и ещё это делать в коллективе.
Учиться надо но только важно как выбрать своё образование чтобы оно пригодилось хотя бы на 50%..
И в наше цифровое время это важно, учиться всегда Новому...

2

Том, уже не в первой мы с вами не сходимся в направлении логических цепочек рассуждений)

2

Пончик, меня ещё никто так элегантно не называл тупым )

1

Том, ну вот и опять не сошлись))
Мыслить в разные стороны и обращать внимание на разное - это не про "умный/тупой", ну! В лучшем случае про лириков и физиков, не более

1
Отредактировано

. После — не значит в следствии.
. Есть шараги (УРТК, например) которые дадут фору многим мухосранским вузам.
. Подобный /тайм-менеджмент/ широко практикуется всеми, кому не хватает денег, вне зависимости от места обучения.
. На основании уже своего опыта заявляю что не замечала корреляции между желанием разбираться в теме, быстрым погружением в область и ступенью образования.

Ну и эт… Автор, часом, не на АСУшника учился? А пост — просто жирный наброс на вентилятор.

1

Том, какая категоричная ошибка выжившего

1

Владимир, всем очень важно ваше мнение. Но статья конечно фуфло.

1

По-моему автору не хватило 9 лет образования чтоб развить навыки мышления, пришлось его оставит на дополнительные 5лет что бы до него дошло, то что для многих укладывается в 3х месячные курсы.

1

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю